Спасский собор в. Спасский собор (XV в.)

Спасо-Андроникова обитель - одна из древних в Москве, а Спасский собор монастыря является древнейшим монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. В 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу реки Яузы митрополит Алексий, во исполнение обета, основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.
Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополит укрылся от бури застигшей его при возвращении из Константинополя, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом.

Монастырь был основан на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич.

Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, после чего монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец,выкопанный его руками.

Преподобные Андроник и Савва. Икона из Спасского собора, написанная его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев - «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий - Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей.
В 1380 году митрополит Киприан встречал близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь захоронена часть павших в сражении.

В XV веке, по житийным свидетельствам - при третьем игумене - Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря - Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда.

Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Современная икона работы В.Сидельникова.

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем.В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.

В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504-06 годах) построили одностолпную трапезную палату на подклети, третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия.

К XVI веку относится и возведение не дошедшей до нас надвратной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека.

Архимандрит Митрофан, являвшийся сторонником преподобного Иосифа Волоцкого, вовлек монастырь в активную борьбу с ересями.При архимандрите Симеоне, ученике Иосифа Волоцкого, обитель нередко использовалась как место заключения противников иосифлян.

В 1509-11 годах в стенах монастыря вынужденно пребывал новгородский архиепископ Серапион позже оправданный и канонизированный. В 1553 году сюда вызвали для разбирательства игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, подозревавшегося в поддержке еретика Матвея Башкина.

В августе-сентябре 1653 года в Спасской обители перед ссылкой в Сибирь держали знаменитого проповедника старообрядчества протопопа Аввакума Петрова.

В XVII веке монастырь стал «божедомским» - в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. На территории Спасо-Андрониковой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц - общее захоронение для таких покойников.

В том же столетии деревянные стены монастыря заменили каменными.

В северо-западном углу монастырского двора располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами».

В 1690-х годах около Святых ворот обители поставили настоятельские покои.

В 1691-1694 годах по желанию царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, к трапезной пристроили трехъярусную церковь. В ее нижнем ярусе был престол в честь Знамения Божией Матери; во втором - во имя Архангела Михаила - покровителя русских государей; в третьем - во имя митрополита Алексия, небесного покровителя царевича Алексея, сына Петра и Евдокии.

К северной стене трапезной примыкал придел святых апостолов Петра и Павла, упраздненный в 1819 году (затем на его месте освятили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен еще один придел - во имя святого Александра Команского. Обычно этот трехэтажный храм называют церковью Михаила Архангела. Уже практически завершенная к 1694 году, церковь после опалы и ссылки царицы Евдокии целых сорок пять лет простояла «без пения». Освятили ее только в 1739 году.

В подклети храма Михаила Архангела находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец и мать царицы Евдокии - боярин Федор Абрамович Лопухин и боярыня Устинья Богдановна Лопухина; племянник царицы генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении; двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.
Также этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати — и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены Барятинские и Трубецкие. Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.

К началу XVIII столетия Спасо-Андроников монастырь имел постоянные источники дохода: в 1700 году он владел 210 крестьянскими дворами. Но с петровскими реформами обитель постепенно оскудела. Уже в 1701 году часть монастырских средств пустили на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.

В 1708 году из доходов Монастырского приказа велено было отпускать деньги на отлитие новых пушек. С ограничением средств монастырь уже не мог играть роль образовательного центра, тем более что по указу Петра I в нем полагалось иметь только одну чернильницу- в трапезной.

В московском пожаре 1748 года пострадали библиотека и архив. Требовали перестройки и другие здания.

В 1764 году монастырь причислили ко 2-му классу.

Строения обители поправила в 1770-е годы Коллегия экономии.

В 1790-е на средства купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца. (Старая накренилась, и, чтобы не упала, ее разобрали.) Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого. Но император Павел I отверг эти планы, и высота колокольни, возведение которой завершилось к 1803 году, составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Строил ее известный архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик Матвея Казакова.Колокольня представляла собой копию колокольни Киево-Печерской Лавры.

Как и многие московские монастыри, перенес Спасо-Андроников и нашествие Наполеона. Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Феофан успел вывезти из обители в Юрьев-Польский наиболее ценное имущество. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, в обитель ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Купол собора обрушился.Чудом о не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы — сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова. Огонь уничтожил архив монастыря, иконостас Спасского собора. По возвращении из «эвакуации» архимандрит Феофан составил подробную опись того, «что в Спасо-Андроникове монастыре погорело, расхищено и осталось».

В 1848-50-х годах Спасский собор подвергся реконструкции. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом, кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной - Успения Божией Матери. Только в 1950-60-х годах XX века реставраторы вернули собору прежний вид.

В 1874 году Е. В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя - мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища.

В XIX веке при Спасо-Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в обители жили 17 монахов и один послушник.

С 1910-го и до закрытия монастыря в 1919 году его настоятелем был епископ (с 1921 года - архиепископ) Владимир (Соколовский) (1852-1931) - ученый, миссионер, строитель храмов, знаток церковной музыки, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского. Советская власть упразднила обитель. На ее территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК.С его созданием из обители изгнали последних монахов. В документе того времени в характерной большевистской стилистике говорится: «Ознакомившись с энергичными действиями Земельно-жилищного Отдела по освобождению Андрониева и Симонова монастырей от контрреволюционной банды чернокнижников, VIII Отдел горячо приветствует вас, товарищи, вступивших на путь активного проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства».

Спасский собор закрыли в 1924 году. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню.

10 декабря 1947 года постановлением советского правительства был учрежден Музей имени Андрея Рублева, расположившийся на территории монастыря. Инициатива создания нового музея исходила от известного архитектора-реставратора П. Д. Барановского.

В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублева, музей открыли для посетителей.

С 1985 года полное его название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

С 1989 года Спасский собор действует как приходской храм.

То, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, - во многом результат работы реставраторов в 1950-60-е годы. Тогда были восстановлены в историческом виде настоятельские покои, братский корпус, центральная арка и прилегающая к ней восточная часть Святых ворот, реконструированы южная стена и юго-западная башня. В это же время был воссоздан древний облик Спасского собора.

Спасский собор Спасо-Андрониковой обители - древнейший в Москве монастырский храм (XV век), самое значительное произведение раннемосковской школы зодчества. Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот - размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.

Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов - перспективные порталы.

Пространство храма не загромождено хорами (отсутствие княжеских хоров придает ему «демократичность»), логично нарастая от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к повышенным же подкупольным аркам и, наконец, устремлясь в подкупольный световой барабан.

Внутренней конструкции вторит наружное оформление - ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов. Эта конструкция сообщает зданию вертикальную устремленность.

Храм равномерно освещен, так как окна есть и в стенах основного четверика, и в центральных закомарах, и в барабане.Узкие щелевидные окна имеют стрельчатое завершение, как и многочисленные арки-закомары.

Композиция храма очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданной Петром Милонегом на рубеже XII-XIII веков. Возможно, строившие Спасский собор мастера видели эту церковь. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси роднит Спасский собор и материал (белый камень), и форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

Ступенчато-приподнятое расположение подпружных арок и сводов Спасского собора заставляет вспомнить также о Пскове - там подобные конструкции были распространены в XV-XVI веках. А если обратиться к иностранной архитектуре, то больше всего церквей, схожих со Спасским храмом, найдется в Сербии.

Спасский собор расписали Андрей Рублев и Даниил Черный. Но в XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента в откосах алтарных окон. Это орнаменты на темно-синем фоне - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. В стилизованные мотивы введены и реалистические образы - например, листья, напоминающие мать-и-мачеху. Впрочем, и они в меру фантастичны.

Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, устилавших пол собора (балканская традиция).
Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и здесь же, вместе с преподобным Даниилом Черным был похоронен.В дальнейшем, сведения о месте их могилы были утеряны, однако это не совсем так.
Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную, положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.
В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так, возможно, была потеряна единственная ниточка, которая вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева. Спасский собор неоднократно перестраивался. Только в XX веке реставраторам удалось выявить его древние формы. Собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л. А. Давидом, Б. Л. Альтшуллером, С. С. Подъяпольским, М. Д. Циперовичем.

Иногда возникают сомнения, связанные с формой и размерами главы собора: кому-то она кажется непропорционально узкой, вытянутой вверх и как будто искусственно поставленной на четверик. Но есть и другое мнение - согласно ему, пропорции Спасского собора совершеннее пропорций современных ему храмов.

В 1504-06 годах архимандрит Митрофан построил трапезную палату - торжественный зал, где монастырь предполагал принимать своего покровителя, великого князя Ивана III, умершего в 1505 году. (На другом берегу Яузы находился его летний дворец.)

В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая структура, повторяющая появившуюся раньше Грановитую палату Московского Кремля, стала традиционной для монастырских трапезных палат XVI века.

Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей. Снаружи палату украшал лишь пояс красных изразцов с растительным орнаментом. Сейчас он забелен.

В 1691 году к трапезной палате пристроили трехъярусный храм Архангела Михаила. Хотя церковь возводилась в стиле нарышкинского барокко, господствовавшем тогда в московском зодчестве, она стилистически соотнесена с древней трапезной, постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.

Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание завершено восьмигранником, увенчанным небольшой главкой. В наружном украшении четверика использованы элементы западноевропейской архитектуры в русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников с декоративными шарами, капители, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Декор восьмерика суше и строже, что объясняется перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии.

Храм был завершен лишь в 1739 году, что не помешало сохранить архитектурное единство здания: грани восьмерика украшены стилизованными раковинами - излюбленным мотивом нарышкинского барокко.

Ныне в помещениях трапезной и церкви Архангела Михаила - экспозиция Музея имени Андрея Рублева.

Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.

На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором - размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.

В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.

В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.

Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.

На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» - народное название многих часовен у городских застав (в данном случае - у Рогожской). По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.

К 500-летию кончины преподобного Сергия обветшавшую часовню перестроили на средства купца Василия Александрова (проект выполнил архитектор Александр Латков). Освятили ее в 1890 году. Новая «Проща» стала одной из самых красивых часовен в Москве. Четырехугольная, с тремя полукруглыми окнами, она украшена четырьмя пилястрами с капителями, поддерживающими три арки с полукруглыми клеймами деисуса, фасад ее осеняется тремя главами. Над арками - большой купол в виде восьмигранного шатра с кокошниками, увенчанный еще одной главой.

Часовню закрыли в 1929 году и передали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Вскоре она лишилась шатрового завершения. В 1980-90-е годы в ней размещались магазин, часовая мастерская. Тогда часовня, как и все исторические здания Вороньей улицы, находилась под угрозой сноса.

В 1995 году она была все-таки возвращена Церкви, а улица получила имя Сергия Радонежского. В 2000 году часовню восстановили и украсили керамическими иконами скульптора И. Сорокиной, устроив в ней новый иконостас.

Святые ворота - главный вход в Спасо-Андроников монастырь. Появились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери. Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII- XIX веках.

Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь… В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель.

В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей - преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920-30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии - архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата - никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, - священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.

17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.

В 1922-1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.

До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них - памятники Полежаевым, Зубовым.

Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры.

Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII- XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV-XIX веков.

Гордость музея - произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия.
С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря - знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

Летопись монастыря.

1360-е. Основание монастыря.
1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.
Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.
1439. Монастырь получил архимандрию.
1504-06. Построена трапезная палата.
1611. Разграбление монастыря поляками.
1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.
1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).
1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.
1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.
1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.
1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.
1848-1850. Перестройка Спасского собора.
1874. Построена церковь мученика Евграфа.
1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.
1924. Закрытие Спасского собора.
1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.
1947. Создание музея имени Андрея Рублева.
1960. Музей открывают для посетителей.
1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Храм Михаила Архангела бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Собор Спаса Нерукотворного Образа бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Спасо-Андроников монастырь

    Адрес Спасо-Андроникова монастыря: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
    Фотоальбом Спасо-Андроникова монастыря.
    Рассказ о поездке в Спасо-Андроников монастырь.
    План Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасо-Андроникова обитель - одна из древнейших в Москве. По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

    Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну , Рязань и дальше в Золотую Орду.

    Первым игуменом монастыря стал Андроник , один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.

    Икона из Спасского собора, написанная его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

    Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев - «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

    В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

    Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.

    На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором - размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.

    В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.

    В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.

    Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.

    На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» - народное название многих часовен у городских застав (в данном случае - у Рогожской).

    По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.

    Святые ворота - главный вход в Спасо-Андроников монастырь.

    Появились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.

    Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

    В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

    Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

    Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII- XIX веках.

    Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь... В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель.

    В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей - преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920-30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии - архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

    Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата - в никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, - священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.

    17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.

    В Спасо-Андрониковом монастыре упокоились первые его настоятели, а также иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Правда, до сих пор точно неизвестны места их погребения.

    В 1922-1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.

    До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них - памятники Полежаевым, Зубовым.

    Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры.

    Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII- XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV-XIX веков.

    Гордость музея - произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

    Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

    В день памяти преподобного Андрея Рублева , 17 июля 1989 года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия. Приходская жизнь Спасского собора разнообразна - в основных своих направлениях она наследует Спасо-Андрониковой обители.

    С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря - знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

    Летопись монастыря.

    1360-е. Основание монастыря.
    1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.
    Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.
    1439. Монастырь получил архимандрию.
    1504-06. Построена трапезная палата.
    1611. Разграбление монастыря поляками.
    1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится виднейший «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.
    1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).
    1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
    1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.
    1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.
    1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.
    1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.
    1848-1850. Перестройка Спасского собора.
    1874. Построена церковь мученика Евграфа.
    1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.
    1924. Закрытие Спасского собора.
    1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.
    1947. Создание музея имени Андрея Рублева.
    1960. Музей открывают для посетителей.
    1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма.

    С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 27, 2009».

    История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

    Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

    У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

    В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

    В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

    Стоимость посещения музея: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.

    Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.

    Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

    В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают три абсиды. Внутри находятся четыре столба, поддерживающие одну высоко поднятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатостьобъемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму.

    Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

    С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

    При реставрации собора в его кладке были найдены каменные блоки с фигуративной и орнаментальной резьбой. Они происходят из другой, более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично.

    Что собор был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».

    Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.

    Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

    В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

    Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря: – Спасский собор, начало XV в.».

    План собора не имеет аналогий во Владимиро-Суздальском княжестве. Собор (рис.77) имеет развитую систему килевидных кокошников и прекрасный перспективный портал. Закомары разделяются полукруглыми колоннами на стенах. Впервые в соборе применяется высокий цоколь. Стремление к декоративности внешнего облика здания сказалось в обострении силуэта, что достигалось завершением храма несколькими рядами декоративных килевидных арок и понижением боковых закомар.

    В целом, декор храма очень сдержанный и применен только на барабане. Собор знаменит росписями А.Рублева.

    Характерные черты архитектуры Московского княжества

      Более позднее развитие архитектурного стиля, чем во Владимиро-Суздальском и Новгородском княжествах – в конце XIV – начале XVвв.

      Сочетание различных архитектурных стилей разных княжеств.

      Появление новых архитектурных элементов - килевидность форм, кокошников, применение высокого цоколя.

      Силуэтность застройки.

    Преимущественное внимание в архитектуре ранней средневековой Москвы уделялось решению внутреннего пространства. Дальнейшая дифференциация внешней формы и внутреннего пространства привели к возрастанию декоративного начала в архитектуре - качеству, которое со временем станет национальной чертой русского зодчества.

    Русская архитектура XIII-XV вв., как и последующего времени, вплоть до XVII века, не сложилась в едином стилистическом направлении. Однако творческие находки зодчих разных русских городов этого времени стали тем источником, из которого в дальнейшем архитектура Русского государства черпала конструктивные приемы и художественную образность сооружений.

    Годы феодальной раздробленности подходили к концу, в недрах художественных школ удельных княжеств закладывались основы общенациональной архитектуры. Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвест­ными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве Новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

    Сохраняя типологическую схему постройки и принципы ее объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере про­порциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художе­ственных образов характерны для зод­чества Руси периода феодальной раз­дробленности.

    14 Архитектура периода создания централизованного Русского государства XV - начала XVIII вв.

    Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей-крепостей - Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский монастыри, Коломенский, Серпуховской кремли и др.

    Ведущая роль в архитектуре той эпохи принадлежала Москве. Хотя правители Москвы все еще носили титул великих князей, но по своему положению они сделались крупнейшими государями Восточной Европы, деятельно стремившимися завершить процесс объединения страны и придать Москве столичное величие, построив "Третий" Рим. В конце XV - начале XVI века начинается бурная строительная деятельность. Укрепленное Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ различных княжеств. Необходимо было позаботиться о новых военно-оборонительных сооружениях Москвы, возведении новых грандиозных по масштабу соборов и великокняжеского дворца. В Москве и се округе не было достаточного количества зодчих и инженеров-архитекторов. Поэтому московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Западной Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера, проработавшие в Москве с конца 70-х годов XV и до 30-х годов XVI века стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные архитектурные традиции.

    Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с Владимирской.

    Ее характерными чертами являются:

      силуэтность застройки;

      простота планов 4-столпных. почти квадратных одноглавых храмов, обычно имевших 3 апсиды, килевидные очертания порталов и закомар.

    Высокого расцвета достигает иконопись, народное декоративное искусство.

    Значительный прогресс произошел в русской архитектуре при кардинальной перестройке Московского Кремля, предпринятой Иваном III и Василием III в период завершения процесса образования централизованного Русского государства.

    Вязание спицами