Причащение после соборования. Обязательно ли исповедоваться перед соборованием

Во время Рождественского и Великого постов в храмах совершается Таинство Соборования. На вопросы, связанные с этим Таинством, отвечают священник Михаил Воробьев и игумен Нектарий (Морозов)

Что означает помазание елеем во время соборования и в чем отличие от помазания во время полиелея?

Соборование, или Елеосвящение,- Таинство, освобождающее человека от грехов, которые он по забывчивости или по незнанию о том, что некоторые поступки и желания являются грехами, не открыл на исповеди. Обычно это Таинство совершается над больными людьми. Освященный в чинопоследовании Соборования елей является веществом, через которое подается спасительная для человека, освобождающая его от указанных грехов Божественная благодать, во исцеление его души и тела.

Елеопомазание, совершающееся на полиелейной утрени - это обряд, который символически представляет Божественное милосердие, всегда готовое придти на помощь страждущему человеку.

Насколько я знаю, смысл Таинства Миропомазания состоит в прощении забытых грехов. Почему же, если после миропомазания вспомнится давний, но не исповедованный, грех, его всё-таки надо упомянуть на исповеди?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Вы немного ошибаетесь, потому что очевидным образом смешиваете два совершенно разных Таинства: Миропомазания и Соборования, которое иначе называют Елеосвящением. Смысл Миропомазания заключается не в прощении забытых грехов, а в преподании человеку вслед за совершением Крещения дара Святого Духа, в его запечатлении Духом Святым. Миропомазание как бы ставит на человеке некую печать: теперь он Божий.

А Таинство Соборования - Таинство врачевания наших душевных и телесных недугов. Мы все немало согрешаем. И когда каемся, то многое же по нашей невнимательности, или просто по обилию грехов, забывается, не выносится нами на исповедь. Есть грехи, которые мы не вполне, не до конца осознаем, оттого и не называем их как должно при совершении Таинства Покаяния. Кроме того, хотя мы и исповедуемся чаще всего с искренним желанием исправиться, исповедь наша очень часто бывает несовершенной. Несовершенной оттого, что практически сразу же после нее мы вновь впадаем в те же самые грехи.

При том верующий человек знает, что между нашими грехами и нашими болезнями есть самая непосредственная связь. Грех не только покрывает язвами, растлевает нашу душу, но и приводит к тому, что мы испытываем вполне реальные телесные недуги. И в этом смысле можно сказать, что Таинство Соборования - это Таинство приклонения Божественной милости к страждущему человеку. В нем врачуются те болезни, которые причинены нам грехом. Сказать же, что грехи забытые «автоматически» прощаются, все же нельзя. Ведь и забывать свои грехи, очевидно по причине безболезненности или нераскаянности в них, тоже грех.

Поэтому если вдруг после Соборования вспомнился грех, когда-то совершенный и потом забытый, то исповедовать его обязательно нужно. Может быть, даже в том и заключалось действие Божией благодати, что этот грех пришел нам на память, и мы можем в нем покаяться.

Я пощусь весь пост, а мама не постится, так как очень много работает, но всячески меня поддерживает и воодушевляет. Можно ли мне и моей маме собороваться и причаститься?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Перед Причастием необходимо исповедоваться. На исповеди Вашей маме в числе прочих грехов следует назвать и нарушение поста, объяснив, не оправдывая себя никакими обстоятельствами, почему такое нарушение происходит. Право разрешить Причастие, равно как и право не допустить до Причастия до исполнения наложенной епитимьи, принадлежит исповедующему Вас священнику.

Таинство соборования не требует предварительного поста (если, конечно, речь не идет о том, что оно совершается во время поста многодневного, как сейчас). Однако к нему нельзя приступать без предварительной исповеди. Смысл соборования состоит в том, что человек освобождается от грехов, которые он по незнанию, по недоразумению, по забывчивости (но не по невнимательности и небрежению) не открыл на исповеди. Таинство соборования, таким образом, оказывается действенным только для того, кто внимательно относится к своей духовной жизни, кто регулярно, осознанно и тщательно исповедуется, кто внимательно исследует свою душу, всемерно стараясь исповедоваться во всех грехах, которые встают в памяти. Поэтому собороваться не следует без благословения духовника или того же исповедовавшего священника.

Я соборовалась и после таинства всем соборовавшимся налили елей и насыпали пшеницы. Спросить для чего это я постеснялась, и теперь обращаюсь к Вам. Скажите пожалуйста что нужно с этим делать? И еще я забрала с собой свечу, с которой стояла во время соборования, правильно ли я поступила и как может мне пригодиться эта свеча?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска>

Пшеничные зерна, в которые ставят свечи при соборовании, являются символом вечной жизни. Это значение открывается в словах Самого Господа Иисуса Христа «Истинно, истинно говорю Вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Принесенную домой пшеницу лучше всего съесть или отдать птицам. Свечу - зажигать перед иконами во время молитвы. Маслом - помазывать тело во время болезни.

Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

В каких случаях необходимо собороваться и как часто?

Есть разные мнения. У нас даже в Духовной Семинарии преподаватели высказывались по этому поводу по-разному. Одни говорили, что Таинство Елеосвящения должно совершаться только над болящими и здоровым людям нет смысла собороваться. Другие говорили, что абсолютно здоровых людей нет и нужно собороваться всем, но не чаще чем раз в год, например, в Великом Посту.
Дело в том, что такие вопросы лучше всего обсуждать лично со своим духовником.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман: «Но мы знаем, - пишет он, - что всякое таинство есть всегда переход и преложение... Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали "помощи" нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти... Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! - его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу". Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все проститься». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Митрополит Иларион (Алфеев) рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник - только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас ….»

Так нужно ли тогда перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете поисповедоваться перед или сразу после соборования. Аналогично дело обстоит и с Причастием.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте http://wertograd.narod.ru/ в разделе «Богослужения» сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (Лк.10:34). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обоих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Далеко не все дети смогут выдержать полтора-два часа ровно стоять.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «вымазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К соборованию как и к любому Таинству следует приступать со страхом Божиим и верой.

Сергий, Москва

Соборование и исповедь - в чем главная разница?

В чем главная разница между исповедью и соборованием? Не очень ясно, потому что из большинства объяснений следует, что соборование совершается лишь над больными, кто не может исповедаться. Но при этом раз в год, на Великий Пост, соборование совершают и над обычными прихожанами. А предположение о том, что при соборовании человеку прощаются забытые (но не утаенные) грехи, богословием признано как ложно-выдуманное поверье. Так в чем разница? Когда должно совершаться соборование и когда исповедь? Какой алгоритм применения таинств по ситуации?

Доброго здоровья, Сергий! Дело в том, что Исповедь и Соборование — это два разных Таинства Церкви Христовой, и эти Таинства друг друга никак не заменяют. Соборование дополняет исповедь. Исповедь должна совершаться всегда, когда есть потребность у человека раскаяться в своих грехах и исправить свою жизнь. Самое подходящее время для исповеди — во время всех четырех постов, но не реже, чем раз в год, человек должен приходить на исповедь во время Великого поста. А лучше каждый пост не упускать время для раскаяния своих грехов и исправления, потому что лучше искоренить грехи на уровне страстей и желаний, тем самым предупредив совершение каких-то грехов. Соборование — это дополнительная соборная молитва, по возможности в храме, сопровождающаяся освящением и помазыванием святым маслом болящего телом и душой. Желательно, чтобы присутствовали семь священников.

Какого-то определённого времени к исполнению Соборования нет. Когда болящему человеку требуется соборование, тогда его и совершают. Но желательно его совершать во время постов, после исповеди, или даже после святого причастия, если человек сподобился и заслужил этот дар Божий. Хотя причастие может быть и после соборования, но исповедь перед этим таинством должна быть обязательно. Великим постом, один раз в год, совершается общее соборование всех болящих в приходе (в общине). Христиане к этому готовятся, хотят получить исцеление болезней разного рода, потому что только Господь исцеляет от них, а также попускает для вразумления. Но если есть критическая ситуация, то все эти таинства могут совершаться безотлагательно.

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Лариса) 5 декабря 2012г. Здравствуйте, Батюшка! Могу я получить Ваше благословение на Соборование Рождественским постом? Можно ли собороваться без предварительной исповеди и Причастия, а причаститься после Соборования? Сколько раз лучше собороваться? У нас в храме Соборование будет каждую неделю этим постом и у меня есть возможность ходить. Благодарю. Вас.

Соборованием обычно предваряют причастие. То есть сначала соборование с исповедью, а потом (либо на следующий день, либо до конца недели) причастие. Собороваться не нужно часто. Один-два-три раза в год вполне достаточно. Можно раз в Рождественский пост и раз в Великий. Благословение на соборование берется у духовника или священника, которому вседа исповедуетесь.

Вопрос (Лариса) 2 декабря 2012г. Добрый день, отче. Я не умею приготовиться к исповеди. Постоянно сомневаюсь насчет грехов - грех это или нет, говорить или не надо. За каждый грех у батюшки спрашивать не будешь. Из-за постоянных сомнений не подхожу к причастию. Хочу Вашего совета. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Бояться не надо. Это вражье искушение. Вам нужно найти такой храм, где вам смогут уделить столько времени, сколько вам нужно - со всеми вопросами и разрешением недоумений. Обычно за этим приезжают в монастыри, где потише, чем в городах и священники посвободнее. Только заранее приготовьтесь и запишите все (и то, в чем сомневаетесь).

Вопрос (Илья) 2 декабря 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы читаем благодарственные молитвы после Святого Причастия, то там есть три вида литургий. Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и Василия Великого. Сколько раз не причащался в этом году, всегда читали Иоанна Златоуста. По каким дням служатся литургии Василия Великого и Григория Двоеслова? Или лучше, в какой литературе это можно найти? В календаре мне чего-то не найти, может не так смотрю или там как-то сокращено. Спаси Господи

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Именно в календаре это и надо искать. Например, откройте календарь 1/14 января и вы увидите под месяцесловом и перед указанием евангельских чтений надпись - Литургия св. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста служится почти весь год. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в день его памяти (1/14 января), в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения или в сами праздники, если они приходятся на субботу и воскресение, в 1, 2, 3, 4 и 5 воскресение Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу (на Страстной седмице). А тропарь и кондак святителю Григорию Двоеслову читается после преждеосвященной литургии, т.е. в среду и пятницу всего Великого Поста и еще в несколько других дней, когда совершается этот чин литургии (на Севастийских мучеников и Марии Египетской).

Вопрос (Павел) 29 ноября 2012г. Благословите, отец Роман. Как правильнее: исповедоваться за день до причастия или можно совместить в один день, прочитав последование накануне? Обязательно ли причащаться на каждой литургии, на которой бываешь? И если не на каждой, то не получается ли так, что просишь у Бога Дары, а потом отвергаешь их? Необходимо ли брать благословение на то, чтобы учить псалтирь наизусть (не ставя цель выучить всю и не беря на себя никаких обязательств по поводу сроков и количества изученного)?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

По нашей (русской) традиции принято исповедоваться ближе к причастию. Если нет возможности исповедаться непосредственно перед причастием (с вечера или уже на литургии), то по благословению духовника можно исповедаться за несколько дней. Но это разрешает духовник знающий вас и вашу жизнь.

Древние христиане причащались на каждой литургии. И сама литургия (ее последование, прошения и т.д.) так и построена, чтобы в конце ее причаститься. Все в ней говорит об этом. Потому в первые века было дико и просто невозможно представить литургию без причастников. Собственно, сама служба и была задумана ради причастия. Центр - это соединение со Христом (причащение), а все остальное чинопоследование уже вокруг этого и только для этого. Такого, как сейчас - прийти просто помолиться (постоять) не было. Все обязательно причащались.

Другой вопрос - можем ли мы сейчас такое себе позволить? Живущие свято, конечно, могут. Но большинство нет. Фраза "Святая святым", звучащая в конце службы, может несколько извинить присутствующих и не причащающихся. Но она же побуждает их к решительным действиям в этом направлении. Ты не причащаешься, потому что не святой, так работай над собой, молись, смиряйся, чтобы соответствовать тому идеалу совершенства, к которому призывает нас Христос (Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный) и чтобы полноценно участвовать в Божественной литургии.

Некоторые святые отцы рекомендуют причащаться как можно чаще. Но это решает лично духовник. Человек может хотеть причащаться часто, готовится для этого и, если никаких канонических препятствий нет (см. про это ответ 13.08.11. Дарья), то вполне может причащаться хоть каждый день.

Не знаю насчет обязательности благословения для чтения псалтири. Это чтение входит в суточный круг молитвословий многих христиан. Но с благословением человек будет чувствовать себя гораздо спокойнее и безопаснее. Поэтому могу сказать, что лучше взять.

Вопрос (Илия) 28 ноября 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы подаем записочки на проскомидию, где перед началом литургии священник вынимает частицы о здравии или об упокоении, это тоже самое, когда мы заказываем сорокоуст? Только сорокоуст 40 литургий?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Да. Сорокоуст - это 40 проскомидий подряд. Если служба проходит каждый день, как в монастырях, значит 40 литургий каждый день. После этого имя вычеркивают.

Вопрос (Денис) 26 ноября 2012г. Отец Роман, доброго дня! С момента последней исповеди и причастия прошло уже почти 2 года. За это время естественно я уже столько всего натворил, что стыдно в грехах своих стало исповедоваться. Как решиться?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просто решиться и все. Бояться нечего. Священника вы ничем не удивите и не напугаете. Он каждый день слышит все одно и то же. Каждый священник только радуется видя людское покаяние. Стыдиться надо грешить, а не каяться. Это явный почерк лукавого, когда стыдно каяться. Перед грехом он стыд забирает, чтобы человек не боялся грешить, а после греха, наоборот, дает, чтобы воспрепятствовать покаянию и не дать человеку покаяться перед смертью. Вы знаете сколько за 2 года у человека шансов умереть? Миллион! Не лишайте же себя того небесного дара, которым одарил нас милостивый Господь. Решаемся, готовимся и в ближайшее же воскресение идем на исповедь. У вас все получится, я знаю.

Вопрос (Вадим) 26 ноября 2012г. Здравствуйте о. Роман. Скажите, можно ли исповедаться священнику в своих грехах по интернету? Спасибо.

Вопрос (Наталья) 18 ноября 2012г. Доброго здоровья вам! Меня интересует, как поступить правильно после родов. Когда по церковным традициям крестят ребенка и дают ему имя? Какие молитвы читают по рождению младенца? Как правильно поступить после выписки из роддома, стоит ли отказать родственникам в посещении в первые дни, может лучше дождаться 40 дней и пригласить всех на крестины? Очень жду ответа. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В требнике есть указание на то, что в первый день после родов священник должен прочитать три специальные молитвы при одре матери. Эти молитвы в основном посвящены матери, которой испрашивается прощение грехов, исцеление от всяких немощей и проч. На восьмой день читается другая молитва - молитва на наречение имени, посвященная уже младенцу. Сейчас имя обычно нарекают родители еще в роддоме, ввиду необходимости государственной регистрации новорожденного. Но это не отменяет прочтение этой молитвы священником. На сороковой день, когда у женщины истекает срок нечистоты, она приносит младенца в храм для воцерковления. Сейчас принято совмещать крещение и воцерковление, причем, воцерковление идет после крещения, хотя в требнике указано наоборот. Все это совершается после того, как над женщиной будут прочитаны очистительные молитвы, чтобы она могла войти в храм и участвовать в крещении своего чада. Если младенец рождается болезненным и ситуация критичная, то крещение совершается немедленно после рождения.

Идея с приглашением всех именно на 40-ой день (после прочтения очистительных молитв и крещения младенца) видится мне более правильной. Но не нужно в категоричной форме отказывать желающим посмотреть на младенца и выразить свои пожелания матери. В принципе, никаких преград для посещения нет, кроме того, что женщина находится в нечистоте. Но это не препятствует желающим выразить свою радость и благопожелания в словесной форме.

Вопрос (Иулия) 13 ноября 2012г. Здравствуйте и благословите, отец Роман! Спаси Вас Господи за Ваши советы и за Вашу помощь! Подскажите мне еще в такой ситуации - готовлюсь к причастию, раньше постилась по 2 дня, в этот раз пощусь 3, чувствую себя не хорошо, голова сильно кружится, быстро утомляюсь, вообще больше 2 дней выдерживаю - физически тяжело, постоянного духовника у меня нет, а впереди еще и филиппов пост, боюсь, что не выдержу физически, потому что еще у меня тяжелая умственная и физическая работа и самовольно нарушить боюсь.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Физические недомогания могут быть с непривычки. По мере того, как будет появляться навык в посте, чувствовать себя начнете все более нормально и стабильно. Можно пока воздерживаться по силам, например, от мясного и молочного, а масло оставить. Вообще поститься нужно по силам. Если сил нет, то можно несколько ослабить пост, например, воздерживаться перед причастием сутки (если причащаетесь каждую неделю). Если причащаетесь раз в месяц, то можно и три дня поговеть.

Вопрос (Алла) 8 ноября 2012г. Добрый день, Батюшка! Готовимся с мужем к венчанию и возникли разногласия, т.к. информация очень разноплановая. Ответьте, пожалуйста, необходимо ли исповедаться и причаститься Страшных Тайн перед венчанием? Или можно это сделать после? С мужем живем в браке 7 лет, совместных детей нет. Предыдущие браки не венчаны. У мужа есть ребенок от первого брака. Нам по 45 лет.Чин венчания предполагается полный. Батюшка, который будет венчать, говорит, что каяться будете потом, а мне кажется, может быть я ошибаюсь, что к венчанию нужно прийти после покаяния, в том числе и исповедания греха невенчанного брака. Заранее благодарю, если ответите. И второй вопрос, Евангелие каждого дня - почему установлен именно такой порядок чтения Святого Евангелия в Церкви на каждый день? Большое спасибо за Ваши ответы.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Дело в том, что раньше таинство Венчания совершалось на Божественной литургии, на которой жених и невеста обязательно причащались. Поэтому было бы правильнее исповедаться и причаститься Святых Таин и уже после этого венчаться. Если вас будут венчать независимо от литургии, то вы можете исповедаться и причаститься в любом другом храме, а потом пойти на венчание. Для этого заранее рассчитайте время.

Что касается Евангельского чтения, то годичный круг Евангельских чтений состоит из трех циклов: 1. Недели (воскресенья) и седмицы от Святой Пасхи до Пятидесятницы, 2. с первой Недели по Пятидесятнице и до Великого поста, и 3-й - это чения Великого поста. Этот круг складывался не за один день. Это очень долгий и медленный процесс, который проходил примерно с IV по XII века. Именно к этому времени относятся многие литургические памятники, запечатлевшие этот процесс. Например, уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) писал о разделении литургических чтений на зачала. Но примерно до V века в практике допускалась некоторая свобода и чтения могли выбираться по желанию епископа, что, например, делал блаженный Августин. Со временем они становились все более фиксированными. Конечно фиксировалось далеко не все и многое сохранялось через предания. Тот годичный круг, которым мы пользуемся сейчас, принадлежит Константинопольской Церкви и сформировался примерно в X-XII веках. Со временем он стал доминировать даже в Иерусалимской практике.

Можно заметить, что чтения выбраны очень правильно и точно отображают смысл празднуемого события (или святого). Это заслуга всех тех, кто принимал деятельное участие в составлении канона Евангельских чтений.

священник Александр Богдан

Соборуемся по правилам

Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер : «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Нынешний митрополит рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник – только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас ….»

Так нужно ли тогда, перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете исповедоваться перед или сразу после соборования.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа.

А некрещеный может собороваться?

Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Некрещеный не подпадает под эту категорию, также как и католик или представитель любой другой веры.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «помазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Соборованию, как и к любому Таинству, следует приступать со страхом Божиим и верой.

Вязание спицами