Всеобщая история искусств. Искусство Ассирии

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 Просмотров: 6964

Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории.

Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Карта Месопотамии
Месопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.
Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).
Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.

Ассирийская империя
Вавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)
Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Архитектура и искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).
Город Вавилон был в свое время центром мирового значения. Но в связи с событиями последующих эпох от города почти ничего не осталось, или, лучше сказать, осталось очень мало. Памятников изобразительного искусства до нашего времени дошло тоже очень мало.
Представление об искусстве Вавилона дают раскопки современного ему города Мари, здесь сохранилось много ценных художественных памятников.
Здесь открыли руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима, много ценных художественных памятников.

Дворец Зимри-Лима
Зимри-Лим был царём Мари. Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Этот дворец занимал площадь свыше 2,5 га, насчитывал более 260 помещений. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Во дворце был найден огромный архив клинописных документов на шумерском, аккадском и хурритском языках.
План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых находятся различные помещения. Дворец включал в себя парадные и жилые комнаты, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые.
В отдельных помещениях дворца сохранились части настенных росписей – раскрашенные голубой, темно-красной и чёрной красками контурные рисунки. Тематика настенных росписей – культовые сцены. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
Найдены формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах присутствует стремление изобразить пейзаж в традициях аккадского искусства.
При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.
После 612 г. до н. э., когда царём Вавилонии была взята столица Ассирии Ниневия, первенство снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, сохраняя политическое и экономическое значение, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Искусство Нового Вавилона было преимущественно декоративным. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Почти уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей – военные сцены дворцовой жизни.
После смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона начинает падать. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.
Навуходоносор (604-562 гг. до н. э.) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.
Зиккура́т – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в Уре
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор. Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Реконструкция Этеменанки
Этеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства.
Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилонская Башня

Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. 11:1-9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская Башня» (1563)

Дворец Навуходоносора II

В результате раскопок были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, которые располагались на искусственных платформах. Помещения находились вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.

«Висячие сады Семирамиды». Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)
В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Пыльный и шумный Вавилон не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады.

Архитектура и искусство Ассирии

Наивысшего развития искусство Ассирии получило в I тыс. до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
К искусству предъявлялись определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.
Искусство Ассирии I тыс. до н. э. имело более светское назначение, хотя и было связано с религией.

Архитектура

Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до н. э.), Саргона II (722-705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).
Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.


Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Входы перекрывались арками, а по сторонам арок были помещены фигуры – привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Саргон II с вельможей
В декорации дворца Саргона II использовались изразцы – глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой.

Скульптура

В скульптуре преобладал рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

Крылатый бык с человеческой головой, найденный при раскопках (Лувр)
От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая фронтальная статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей, высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Образ царя идеализирован.

Ашшурнасирапал II на троне
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен.

Настенные росписи

Росписями украшали некоторые помещения. Например, во дворце Саргона II изображены процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирапала II после удачной охоты (Лувр)

Росписи исполнялись по белой известковой обмазке, которая тонким слоем накладывалась на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем накладывались краски: красно-коричневая, синяя, чёрная и белая, иногда розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Когда у нас была практика, нашей группе, и мне в том числе, повезло, так как нам не нужно было идти на другие факультеты или читать общий курс по философии. Поэтому мой выбор пал на невполне для меня знакомое искусство такой загадочной страны как Ассирия.
Собственно, все что мне удалось составить для лекции, я сюда и выложила. Это довольно своеобразная информация, так как у нас в стране практически никто не занимается этой темой.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АССИРИОЛОГИИ

Серьезное знакомство с памятниками началось еще во второй половине XIX века, хотя подлинной наукой археология Передней Азии стала только в XX веке.

Однако впервые Ассирийским искусством, точнее письменностью, заинтересовались за 20 лет до того, как Шампольон обратил внимание на знаменитый Розеттский камень (в конце 18 - начале 19 вв.),когда в Англию были привезены глиняные таблички из города Басры, расположенного недалеко от Вавилона. Учеными, которые решили расшифровать глиняные таблички (так как экспедиция в Двуречье слишком дорогостоящее предприятие), оказались два молодых преподавателями Геттингенского университета. Один из ученых - Фиорилло, предположил, что, судя по описанию знаков на вавилонских кирпичах, они были сходны с о знаками, так называемой Персепольской надписи, обнаруженной на развалинах древней столицы Персии. Другой ученый Гроттенфенд, который решился на расшифровку, опирался на данные других исследователей, и в своем докладе 4 сентября 1802 года на заседании Геттингенского научного общества, где рассказал о своем открытии - он расшифровал имена царей, так что в общей сложности получилось расшифровать 13 знаков. Однако, далее этого открытия он пойти не мог, так как не знал восточных языков. Поэтому исследования в этой области были отложены практически на тридцать лет, пока в 1836 г. французский ученый Бюрнюф и немецкий Лассен расшифровали почти все знаки Персепольской надписи. В 1847г. была расшифрована первая Бисутунская надпись, а в 1853 г. Норрис расшифровал 2-ю Бисутунскую надпись, на языке Элама.

В 1849 г. ученый-историк Лэйярд при раскопках, Куюнджикского холма, расположенного напротив Мосула, на другом берегу Тигра, обнаружил дворец Синаххериба - одного из самых могущественных правителей Ассирии. За четыре недели работы он открыл 9 комнат, многочисленные рисунки, рельефы, мозаики, белые барельефы на бирюзовом фоне. К сожалению, в те годы раскопки велись неправильно, поэтому многие памятники были загубленны.

История Ассирийской державы

Ассирийское государство сложилось из аккадских семитических племен, живших в Передней Азии. В древнейшие времена Ассирией принято было называть область, расположенную в средней части долины Тигра. Сейчас здесь расположена северо-восточная часть Ирака. С северо-востока страну опоясывают отроги гор Загра, с юго-востока - приток Тигра Малый Заб. На западе раскинулась бескрайняя степь. Несмотря на то, что население с незапамятных веков использовало искусственное орошение, по плодородию эта часть нынешнего Ирака во многом отсталая.

Многое в ассирийской культуре помогает раскрыть ее географическое положение. Все города Ассирии, кроме Ашшура, исторического центра Ассирии, расположены за Тигром у предгорий Загра и были доступны для вторжения горцев. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищены, поэтому ассирийцы всегда должны быть готовы к бою. Древнейшие жители Ашшура, столицы и важнейшего опорного пункта на Тигре, были ростовщиками, но торговые пути были небезопасны, а наиболее важные пути проходили так близко к Ашшуру, что у правителей легко рождался соблазн захватить их. Так государство рано стало военным, где война стала самоцелью и главным искусством.

В период правления Саргона Древнего и его династии население северной Месопотамии вступает в оживленный торговый обмен с Малой Азией и горными племенами хурритов, что становится особенно заметно в 6 - 5 вв. до н. э., когда они сплотились в государство Митанни.

Ассирийцы заимствовали у хеттов колесницы, запряженные лошадьми, ввели батальоны инженерных войск, которые разрушают укрепления, таким образом, научившись брать штурмом города. Целью своих военных походов ассирийцы видели в полном уничтожении врага, тотальной войне, когда все взрослые мужчины, способные держать меч в руках, убивались, а женщины и дети уводились в рабство. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари превзошли всех других древневосточных армий, которые отнюдь не отличались гуманностью на войне. Для ассирийцев вполне нормальным и даже законными считались изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, такие как сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные. Все такие изощрения считались естественными способами расправы и запугивания покоренных народов.

Ассирийская армия была непобедима, так как в ней был опущен имущественный ценз, что позволяло наиболее бедному сословию жить за счет войны. В армию вербовались и другие народы. При этом государство не заботилось о содержании армии, так как та кормилась за счет мародерства. При этом дорогие трофеи передавались Царю и Богам.

О всех победах писались огромные тексты, посвященные четкому учету трофеев, в то время как количество людей округлялось.

Появление ассирийского искусства, формирование канона

Уже при появлении первых памятников искусства Ассирии в Лувре и Британском музее исследователи сразу обратили внимание на отличия от египетского. Египетские памятники, несмотря на каноническое изображение, были более непосредственны и легки в понимании. В отличие от сложного языка ассирийских памятников - исполинские размеры давящая тяжеловесная форма. Одежда не воспринимается как таковая, это ткань, которая скрывает фигуру. Так же большинство музейных экспонатов не были раскрашены, хотя в Ассирии было принято раскрашивать памятники. Основными чертами искусства Ассирии были монументальность, декоративность, орнаментальность, математически подчеркнутость архитектуре.

Так как даже изображения царей, в отличие от египетских, не передают портретных черт, определить кто владелец того или иного дворца можно за счет того, что на стенах дворцов обнаружились списки царских имен.

Раскопки Ашшура открыли храм Иштар, восходящего к первой половине 3 тыс. до н.э. В нем были найдены статуэтки молящихся, посвященные богине, напоминающие шумерские скульптуры времен Лагаша: укороченные пропорции, головы, сидящие непосредственно на плечах, в большинстве лишены портретных черт, тяжелые шумерские одеяния. Однако, в отличие от шумеров, ассирийцы брили головы и подбривали губы, но оставляли пышную короткую бороду. На некоторых изображениях скульптор создавал иллюзию движения - изображал ноги фигуры в шаге. Эти попытки нашли свое отражение и в скульптурах Мари и Эшнунны.

О типично ассирийских чертах в области художественного искусства следует говорить не ранее 13 в. до н.э., когда Тукульти-Нинурта 1, царь Ассирии (ок. 1250 - 1210 гг. до н.э.) переносит свою столицу из Ашшура в новый город Кар-Тукульти - Нинурта, на другой берег Тигра. Раскопки обнаружили великолепные росписи дворца, который носит ярко выраженный декоративный характер. Как рельефы, так и росписи были тесно связаны с архитектурой. Как в древности сырцовая стена украшалась циновками теперь стены украшались оростатами с рельефными изображениями - прямое влияние хетто-хурритского круга, но рельеф, по традиции Двуречья, помещался внутри здания, а не снаружи.

Для облицовки нижних стен дворца был применен глазированный кирпич, раньше Вавилонского на 600-700 лет. Так же впервые именно в росписях первого ассирийского дворца был применен мотив «священного дерева» со стоящими по его сторонам гениями-хранителями. История появления этого мотива относит так же к хетто-хурритскому кругу, где появляется мотив священного дерева, увенчанного головой человека - символическое изображение божества возрождающейся весенней природы, характерный для обрядов Сирии, поэтому характерно не опыление этого дерева, а окропление. И = >гении держат не корзинки для листьев, а кропильницы с чистой святой водой.

АЛТАРЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МОЛЯЩЕГОСЯ ЦАРЯ ТУКУЛЬТИ-НИНУРЫ I

Чрезвычайно важные для ассирийского искусства черты:

Введение правильного изображения на плоскости человеческой фигуры целиком в профиль и своеобразная попытка передать последовательно развертывающееся действие. На небольшой каменной подставке, вероятно алтаре, плоским рельефом дважды изображен царь: подходя слева к алтарю, он молитвенно поднимает правую руку, как бы заслоняя себя от сияния божества, и сжимает в левой руке булаву, подойдя ближе, он опускается на колени, продолжая заслоняться правой рукой. В обоих случаях фигура царя изображена совершенно правильно в профиль.

БИТВА. ЧАСТЬ КРУГЛОЙ ПЛАКЕТКИ С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ. АШШУР

Иной характер носит рельеф того же времени на обломке плакетки из черного камня. Внизу обломка видны головы двух коней и человеческих фигур, в верхней части развертывается чрезвычайно живая сцена битвы. Один из сражающихся, победитель (сохранилась только рука и нога), схватил за волосы побежденного, падающего перед ним на колени. Ногой победитель наносит поверженному удар в солнечное сплетение - прием борьбы нигде до этого не изображавшийся. За этой группой видны убитые, лежащие ничком и лицом вверх. Большая анатомичность, передача подробностей, пластичность. Головы воинов и их верхняя половина тела повернуты в профиль, а нижняя на три четверти с постепенным переходом к полному профилю ног - египетский канон.

Росписи дворцов носили декоративный характер, как и рельефы: по белому фону красными и синими цветами даны стилизованные деревья, розетки и пальметки, вписанные в обрамление из красно-синих полос.

Появление в ассирийском орнаменте египетских мотивов - например лотоса - характерная черта росписей того времени. Эти мотивы могли попасть не прямо из Египта, но из Сиро-Финикии.

Классический период расцвета Ассирии:

Начинается с воцарения Ашшурнасирапала 2 (884-859 г. до н.э.). Ассирия при нем переходит в захватнические войны, картельные экспедиции в центры восстания. Особой главой можно назвать создание новой боевой техники. С этого момента главной темой искусства становится победоносная война и величие царя - победителя.

Основным видом искусства, помимо возведенного в этот ранг военного мастерства, становится архитектура и тесно с ней связанный рельеф. Строительство как средство возвеличить власть царей, принимает чрезвычайный размах.

Дворец в Кальху

Ашшурнасирапал перенес столицу Ассирии в Кальху, который был переименован затем в Нимруд, где был построен грандиозный дворец. Он имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора 30х30м. Помещения были расположены в 2 ряда и сообщались между собой дверями, прорезанными в торцовых стенах этих коредорообразных залов. Строитель дворца ни разу не использовал возможность создать пролеты дверей, расположенных по прямой оси, создать перспективу длинной анфилады, - взор входящего встречает всюду стены, покрытые на 2,5 м рельефными изображениями, основное содержание которых - охотничьи и военные подвиги царя, крылатые гении, окропляющие царя, стилизованное «древо жизни».

Цитадель в Нимруде - Кальху была воплощением страха, так как сила - есть ненависть половины мира.

В отличие от раннего искусства, которое было лишь декоративным, искусство эпохи Ашшурнасирапала ставило перед собой новые задачи.

Последовательное разворачивание действие: сначала посетителя встречали охранители дверных косяков - Шеду, которые двигаются вместе с идущим, так как имеют 5 ног (при этом не нарушается каноническое расположение фигур). На стенах - люди-орлы - охранники царя. В углу - мотив Дерева Жизни, который всегда украшает царские дворцы.

Был создан образ прекрасного человека - идеал ассирийской красоты, одним из условий которого были физическая мощь, сила и здоровье, выражающиеся в необычайном развитии мускулатуры, сдержанности в передаче движения в самых оживленных по содержанию сценах. Так же одним из условий идеальной красоты были красивые, длинные курчавые волосы. Это было связано с тем, что в Ассирии считалось признаком дурного тона иметь неухоженные волосы и бороды. Квадратная борода считалась признаком преемственности царской власти. Поэтому цари изображались с идеальной бородой. Только евнухи изображались без бород, но с длинными волосами.

АШШУРНАСИРАПАЛ ОХОТИТСЯ НА ЛЬВОВ

Колесницей, запряженной 3 лошадьми, управляет бородатый возница. Издыхающий ЛЕВ, пораженный 4 стрелами, лежит под ногами коней. Лошади и лев даны в строго профильном изображении, зрителю виден только бок животных. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу, царь поражает его смертельным ударом и оборачивается к воинам, следующему позади.

Художник выбрал наиболее острый момент, но рельеф, тем не менее, полон покоя, так как фигуры людей и животных полны оцепенения, как будто время замерло.

В такого рода рельефа представлен образ царя, который побеждает силу Хаоса и таким образом царь становится владетелем порядка.

На рельефах Ашшурнасирапала впервые в древневосточном искусстве появляется элементы воздушной перспективы. На одном из рельефов в Кальху осадные машины царя с его штандартами подъезжают к стенам крепости, где защитники, выглядывающие из-за зубцов крепости, отражают наступление. На переднем плане даны фигуры царя и его воинов намного крупнее, с тщательной проработкой всех деталей. Крепость и ее защитники даны в более плоском рельефе и уменьшенных размерах.

Все искусство Ассирии, известное нам, связано с храмом или дворцом, поэтому бытовых сцен здесь ожидать нельзя, они возможны только как часть военно-дворцовых сюжетов: например рельеф дворца Синаххериба - изображение лагеря с палатками, в которых суетятся слуги, стеля постели и приготовляя пищу. На рельефе Саргона 2 в походной конюшне конюхи чистят, поят и кормят лошадей.

(Полна драматизма и внутреннего содержания сцена взятия крепости.

Ассирийские войны гонят стада скота, едут повозки с военнопленными, за ними идет вереница пленных женщин с детьми. Ассирийский воин, запустив руку в волосы одной из них, подгоняет ее, другая защищается скорбным жестом голову ребенка, идущего перед ней. Этот драматизм не идет вразрез с пониманием красоты, как ритмичности и покоя - все женщины одинаковым жестом подносят руки к голове в знак отчаяния, совершенно спокойны воины и пленница, которую волокут за волосы.)

Впечатление декоративности повышалось тончайшими орнаментами, изображавшими вышивку тяжелых тканей, бахрому, запястья, а так же яркой расцветки, от которой сохранились лишь слабые следы черной и красной краски.

Схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала уже устоялась, все изображения, связаны с дворцами и храмами, предназначенные возвеличить славу царя и бога, считались священными, обладающими магической силой, поэтому схема остается, изменяется стиль.

По сравнению с хетто-хурритским ортостатом, ассирийцы делают большой шаг вперед, так как ассирийские рельефы дают огромные панорамы батальных сцен, причем развертывается действие обычно по направлению от входа в глубину парадного зала к месту нахождения царя. Связанный рассказ в рисунках и рельефах - главное отличие от не связанных общим сюжетом хетто-хурритского оростата.

ЦАРЬ АШШУРНАСИРАПАЛ В ОБРАЗЕ ВЕРХОВНОГО ЖРЕЦА

Круглая скульптура в искусстве этого времени роли не играет. Она, как и рельеф, являются декоративными элементом в архитектуре. Таковы монументальные изображения добрых гениев, хранителей дворцовых покоев и храмовых врат в образе мощного быка или льва с человеческим лицом и крыльями орла. Передняя часть была выполнена кругло, остальное дано в высоком рельефе. Они обычно украшали входы во дворец попарно, как бы выходя навстречу посетителю дворца из пролета двери. Фигуры этих добрых гением так же поражают остроумным приемом, чтобы одновременно показать и стремительное действие и покой - шеду были с 5 ногами - при этом не был нарушен основной принцип древневосточного искусства - не давать изображение в сокращении или в ракурсе.

Сохранились скульптурные изображения самого Ашшурнасирапала. Статуя из собрания Британского музея изображает царя в образе верховного жреца, босого, перепоясонного вервием, с непокрытой головой. Статуя занимала в храме центральное место, в культовой нише, являясь для божества напоминанием о его жреце и слуге, а для молящихся - объектом почитания.

Технически тщательно выполненная, эта скульптура представляет почти правильный, нерасчлененный цилиндр, строгая симметрия нарушается только согнутой левой рукой, в которой царь держит булаву, при этом фигура царя рассчитана на рассмотрение ее спереди.

Внутреннее убранство дворца отличалось необычайной пышностью и богатством, о чем говорят найденные в Кальху обломки пластинок слоновой кости с тончайшей резьбой, изображающей царя и окружающих его гениев.

ПРАВЛЕНИЕ ТИГЛАТПАЛАСАРА 3

Новый блестящий расцвет искусства наступает со времени правления Тиглатпаласара 3 (745-727гг.), при котором Ассирия после межполитических усобиц, вновь начинает занимать ведущее положение в Передней Азии. При Тиглатполасаре завоеванные земли становятся провинциями. Так же при Тиглатпаласаре была завоевана Финикия, которая была ненавидима даже больше, чем Ассирия. Армии Ассирии дошли до Дамаска, при этом в экспедициях на Восток помогали арабы. Финикийцы были главными мореплавателями всего древнего мира. Но, несмотря на то, что в древнем мире религиозные культы были близки, в Финикии были самые жестокие черты этого культа - детские жертвоприношения. Поэтому, например, пунические войны прошли под лозунгом того, что они искореняют самую жестокую языческую религию (по словам Честертона)

Чтобы сломить восстания вводили политику искоренения коренного населения или переселения народов в новые земли.

ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА 2

Резиденцией остается Кальху, но приемник Т., Саргон 2 (Шаррукин, 722-702) перенес столицу с Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), недалеко от Ниневии. Его наследник, Синнаххериб, разоривший и разрушивший Вавилон, сделал столицей Ниневию.

Ниневия тянулась на 4 км вдоль реки, т.е. была больше Вавилона по протяженности в пределах его внутренних стен. В это время существует строительный надзор: всякий застройщик, который перенесет свой дом за пределы допустимой линии, будет посажен на кол на крыше собственного дома.

ДВОРЕЦ ДУР-ШАРРУКИН

Классическим планом дворца того времени считался Дур- Шуррукин. Он был выстроен на мощной террасе для защиты от почвенных вод на сглаженной поверхности холма, при этом глину и песок таскали вручную. Дур-Шаррукин - город прямоугольник, имевший 8 ворот, 3 храма. Дворец был окружен пандусами для колесниц, пленных и трофеев.

Дворец как бы вписан в город, доминировал над ним, выходя в него фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с 2 сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения царя, выступала огромным бастионом за пределами городских стен. С этой стороны дворец был отлично укреплен крутым обрывом холма.

Из царских покоев открывался вид на реку, один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.

Жилое помещение делится три части: сераль - парадная часть с приемными комнатами (селямлик ), гарем - личное помещение царя и его семьи, и хан - служебные помещения. Так же рядом с покоями дворца находился храм - зиккурат . Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и необычным даже для этого дворца пышностью убранства, который оказался комплексом святилищ 6 божеств, а альковы являлись целлами , где стояли изображения божеств.

Низ стены центрального двора этого святилища был облицован глазурованными кирпичами: по синему фону были даны изображения символов плодородия (смоковница с зелеными листьями и желтыми плодами, плуг, бык). В некоторых частях двора несущими опорами были колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Так же было 2 парадных входа - один в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой - по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя и 2 боковыми. Фасад был украшен 6 гениями, а так же у центрального проезда стояли 2 гигантские фигуры Гильгамеша, побеждающего льва.

Так же впечатление величественности придавала арка входных ворот, характерная форма ассирийского, еще тростникового, жилища.

Сераль имел 10 дворов и более 60 помещений и переходов. А сам дворец занимал пространство в 10га и был одним из наиболее величественных построек Ассирии.

Одним из важнейших мотивов рельефов во дворце был мотив взятия Лакеша.

Некоторые комнаты дворца Саргона 2 помимо рельефов имели росписи, основными сюжетами которых были процессии, в которых царь являлся в сопровождении евнухов.

РОСПИСИ ДВОРЦА В ТИЛЬ-БАРСИБЕ

Благодаря раскопкам дворца в Тиль-Барсибе, были найдены наиболее интересные росписи, которые были разделены стилистически на 2 большие группы: более ранние восходят ко времени между серединой 9 и первой четвертью 8 вв. до н.э., наиболее поздние датируются временем Ашшурнасирапала. Фоном росписей является белая известковая обмазка, тонким слоем наложенная на сырцовую стену, предварительно покрытую слоем глины с рубленой соломой. Любопытно, что изначально дворец принадлежал царю, поэтому росписи показывали процессию царя с евнухами. Однако, когда дворец перешел во владение полководца - туртана, свита должна была изображать воинов. Мастер замазал бритые подбородки и пририсовал бороды, хотя все остальное убранство евнухов, кроме нескольких мелочей, художник оставил нетронутым.

По наброскам всадников стало понятно, что художник первоначально рисовал контур черной краской, а затем накладывал другие цвета, набор которых был небогат: красновато-коричневая, ультрамариново-синяя, черная, белая, иногда встречается розовая и голубая, последняя легко распыляется и пропадает.

В росписях никогда не встречается ни желтый ни зеленый цвета, однако во дворце Саргона2 они встречаются в цветной глазури. Роспись всегда плоскостная, без светотени, все изображения можно считать условно раскрашенными рисунками - лошади могут быть розовыми а быки голубыми.

Преобладает мотив геометрического орнамента.

Дворец Синахериба в Ниневии

Новые черты дает дворец наследника Саргона 2 Синаххериба в Ниневии, где двери были расположены по прямой оси, созданы анфилады залов, облицованных каменными плитами с изображением сцен охоты, войн и дворцовой жизни. Фасады были украшены изображениями Ламаша, но впервые перестала высекаться 5 нога, вероятно под влиянием более реалистического стиля в искусстве. Синаххериб перестал бояться врагов и наемных убийц. Синаххериб, по представлению историков, был первым императором на ассирийском троне Ниневии, которая стала центром цивилизации, так же, например, Нерон в Риме. Ниневия стала символом убийства, грабежей, угнетения, насилия над слабым, войны, кровавой смены правителей, которые держались на троне только за счет террора и которым почти никогда не удавалось уйти своей смертью.

Про стены Ниневии говорили, что она «та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Она стояла на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину имела 40 кирпичей (10м), в высоту - 24 м. в ней было 15 ворот, вокруг - был ров шириной 42 м. настоящим чудом архитектуры того времени был мост через реку, ведущий от Садовых ворот.

В западной части города располагался дворец Синаххериба. Он приказал срыть старые постройки, мешавшие строительству, так как его обуревала строительная горячка. Это особенно сказалось в Ашшуре при строительстве храма главного божества города. Вокруг храма на площади в 16 тыс.м² в скалах были пробиты огромные ямы, соединенные между собой подземными каналами. Ямы были наполнены землей, так как царь хотел видеть здесь сад.

Так же изменения произошли и в каноне изображения. На рельефах Синаххериба фигуры становятся меньше, мастер от фризового построения переходит к объединению ландшафтом всей настенной композиции, что отличает его от ранних колоссальных рельефов, хотя и теперь отдельный человек их не интересует.

Дворец Ашшурбанипала

Временем последнего расцвета Ассирийского царства становится время правления Ашшурбанапала (668-633гг. до н.э.), который был не только типичным восточным тираном, но в то же время был интеллектуалом, покровителем искусств и просто просвещенным человеком. Он был страстным собирателем глиняных книг, за которыми он посылал своих приближенных покупать где только возможно, или копировать, если была такая необходимость. С другой стороны Ниневия - логово львов, что во многом связано с тем, что во дворце Ашшурбанипала, страстного любителя охоты, было множество изображений его схваток во львами, о чем будет сказано позднее.

Так же он продолжил завоевательную политику своих предшественников, несмотря на то, что ему много труда стоила борьба за поддержания единства в государстве. Все восстания были подавлены с жестокостью.

Когда был открыт дворец Ашшурбанапала с его обширной библиотекой, несистематичность раскопок не позволила восстановить план и детали дворца, поэтому наиболее полное исследование можно провести произведениями станкового искусства - рельефами, скульптурами.

Обширная библиотека Ашшурбанапала была перевезена в Британский музей. Большая часть табличек была разбита, поэтому Лейярд, обнаруживший библиотеку, предположил, что она находились на 2 этаже, который обрушился. Было найдено в общей сложности более 30 тыс. табличек, которые ассирийские цари заставляли копировать во всех знаменитых центрах - в Уруке, в Сиппаре, Вавилоне. В этих табличках содержатся все труды, сводки познаний предыдущих времен. «Книги» были систематизированы, существовали словари и предметные указатели, отдельные серии хранились в деревянных ящиках - доказательство высокой ценности и заботы о трудах. Есть текст, ставящий книгу под охрану божества: «Копия такого-то. Тот, кто боится бога Набу, да не повредит и да не унесет ее».

В Британском музее шла активная работа по расшифровке библиотеки Ашшурнасирапала. Особенно интересен был расшифрованный текст «О Все Видевшем», где рассказывалась история потопа, открытый молодым ученым Дж. Смитом. Благодаря широкому интересу общественности Смит смог отправиться в Персию и в 1873г. нашел недостающие части «книги», которая была признана великим памятником литературы и поэзии. Героя повести зовут Утнапиштим. Первые 10 таблиц посвящены Гильгамешу, который встречает в странствия бессмертного Утнапиштима и спрашивает его о бессмертии, тот же говорит о близящемся потопе. Утнапиштима предупреждают о потопе, и бог разума и морской бездны Эа советует ему построить корабль. Когда же начался потоп, первыми пожалели о нем сами же боги. Корабль пристал к вершине горы Нисир, к юго-востоку от Ниневии, за Тигром и Нижним Забом. На седьмой день был выпущен голубь, но тот вернулся, затем - ласточка, последним был послан ворон: «Пустившись же ворон спад воды увидел, не вернулся: каркает, ест и гадит». Там был поставлен жертвенник, поставив 7 и 7 курильниц с кедром, тростником и миртом. Боги пришли к приносящему жертву. Однако глава богов Бэл-Энлиль возмутился тем, что кто-либо из людей остался жив, так как никто из смертных не должен был остаться в живых. Но Эа, бог разума, отстоял Утнапиштима, после чего сам он и его жена стали богоподобны. Сказание о потопе есть и у других народов, но наиболее выразительно именно сказание «О Все Видевшем». То, что потоп был реален говорит и тот факт, что вавилонское летоисчисление делится на «до потопа» и «после потопа». библейский же миф появился гораздо позже, является перепевом вавилонского.

Ашшурбанапал был страстным любителем охоты, поэтому важно ознакомиться с рельефами, изображающими охоту, так как они дают наилучшее представление об ассирийском искусстве.

Мы можем выделить несколько значительных шагов по сравнению со временем Ашшурнасирапала.

1. Реализм в изображении животных был доведен до высокого совершенства, в изображении львов больше человечности, чем у человека;

2. Необычайно богато разработан прием повествовательного развертывания сюжета (например изображение льва, выпущенного из клетки);

С большим искусством построена сцена охоты всадников на льва. Центральное место - Ашшурбанапал верхом на коне и его запасная лошадь. С двух сторон их окружают львы, но участь их уже решена - Ашшурбанапал вонзает копье в пасть первого льва, второй пронзен несколькими стрелами. Таким образом, даны последовательные моменты действия.

Необычайно выразительны отдельные фигуры животных на разных рельефах (умирающая львица, собаки, стадо газелей в степи и т.д.)

РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА

Этот рельеф был найден в Куюнджике. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние ноги, она в последнем усилии приподняла верхнюю часть туловища и, вытянув морду, застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии и проникновенности можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства.

ПИР В САДУ

Здесь есть изображение женщины - жены Ашшурбанипала. А на дереве весит голова эламского царя Теолама.

После смерти Ашшурбанапала в Ассирии началось огромное восстание, в июле 612 г. до н.э. Ниневия была взята царем Вавилона Набопаласаром в союзе с царем Мидии и подвергнута полному разрушению. Описание разрушения Ниневии есть в Библии, данное современником событий - Наумом: «Поднимается на тебя, Ниневия, рушительный молот, - охраняй твердыни, стереги дороги, опояшься, укрепись всеми силами…щит ратников его (ассирийского царя) окровавлен; воины его в одеждах багровых (...); Горе кровожадному городу, не прекращается в нем разбой. Только и слышишь хлопанье бича и стук крутящихся колес…». Разграблена и сожжена Ниневия, однако ассирийцев до такой степени ненавидели все окружающие их народы, что уничтожили город без остатка. Это было связано с тем, что ассирийцы уводили плененные народы, сажая на своих землях и обрекая на пожизненное рабство. Это находит свое отражение в рельефах с изображениями войн и грабежей ассирийских царей.

Страна была опустошена, завоеватели уничтожили ассирийских жрецов и писцов. С ними вместе погибла и клинопись в Ассиирии, в практику вошло финикийско-арамейское письмо. Однако период 2 расцвета Вавилона был не долог. В 538 г. до.э. Вавилон был взят персидским царем, одержавшим победу над Валтасаром - последним вавилонским царем, Киром 2.

Собственный вклад Ассирии в культуру Древнего мира был все же незначительным. Известно, что в литературе ей не принадлежит ничего собственного, кроме военных царских анналов, хотя даже они представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.

Характерной чертой их было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на аккадском литературном языке - вавилонском.

На довольно высоком уровне развития находились военная техника и смежные ей отрасли- строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т.д.

Архитекторы добились небывалых успехов. Здания имели глухие стены, комнаты открывались во внутренний двор. Свет проникал в помещение через небольшие отверстия, сделанные либо прямо в потолке, либо в стенах над потолком. Так как здания возводились из сырцового кирпича, который не допускает сложных архитектурных форм, то зодчие пользовались прямыми линиями, чередованием выступов и ниш, открытым портиком со столбами и 2 башнями по бокам - «хеттские бит-хилани».
Как уже говорилось раньше, зиккурат обычно имел ступенчатую конструкцию.

Однако, несмотря на то, что достижения ассирийского искусства были сравнительно невелики, оно все же в значительной степени повлияло на официальное искусство следующей великой державы - Персии, при котором были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

В 14 в. до н.э. в Северной Месопотамии возникло Ассирийское царство, которое благодаря грабительским военным походам к 9 в. до н.э. превратилось в самую могущественную державу Ближнего Востока. В истории мирового искусства Ассирия оставила глубокий след созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего (как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве) идеям государственной военной мощи и образам бога и богоподобного царя как непобедимого и могучего воина и великого полководца. Ассирийское искусство, изначально впитавшее художественное наследие шумеро-аккадского Двуречья, хурритской Сирии и хеттской Малой Азии, как бы подвело итог предшествующим процессам и на их основе разработало и канонизировало художественные формы, характеризующие прокламативное искусство переднеазиатских деспотий вплоть до краха иранской империи Сасанидов в 30-х гг. 7 в. н.э.

Ассирийские города, особенно столицы - Ашшур (14-9 вв. до н.э. носил имя верховного бога), Кальху (9 в. до н.э.), Дур-Шаррукин (заложен Саргоном II и заброшен после его смерти в 705 г. до н.э.), Ниневия (705-680гг. до н.э.) - были подобны крепостям. Прямоугольный в плане город защищали ров, одна или две линии стен с бастионами-контрфорсами и цитадель, в которой обычно размещались правительственная резиденция и главные святыни. Оборонительные стены (высотой до 18 м и толщиной до 6 м) возводились на каменных фундаментах из сырцового кирпича, скрытого затем глиняной штукатуркой; вверху их нередко венчали зубцы, в Ашшуре облицованные глазурованным кирпичом с голубым фоном и желтой каймой.

Городские ворота, уподобляясь замку, имели арочный вход, охраняемый двумя высокими квадратными в плане башнями. В строго регламентированной городской планировке, нарушение которой каралось казнью, главное место отводилось широкой Дороге процессий и вознесенному на высокую платформу и дополнительно укрепленному царскому дворцу в цитадели. Пример Дур-Шаррукина показывает, что царский дворец представлял собой четко распланированный ансамбль парадных и жилых дворцовых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных в сомкнутые под общей плоской крышей помещения по сторонам больших и малых внутренних дворов. Храмы строились двух типов: семиярусный зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец «стерегли» огромные каменные статуи крылатых человекобыков - шеду с могучим мускулистым туловищем быка и гордо посаженной головой царя в парадном тюрбане и в обрамлении витых локонов прически и окладистой бороды. Возможно, эти гиганты олицетворяли жизненную силу царя и играли роль гениев-охранителей правителя и государства.

Ассирийским зодчим и художникам принадлежит честь введения в оформление дворцовых покоев орнаментальных фризов из глазурованного кирпича (резиденция Ти-культи-Нинуртыг I, 13 в. до н.э.), а в конструкцию здания - клинчатой арки (Дур-Шаррукин). Характерна облицовка стен ортостатами внутри здания, а не снаружи, как это было у хурритов и хеттов. В рельефах и живописи к 9 в. до н.э. устанавливается строгий канон изображения человеческой фигуры на плоскости, одновременно в фас (глаз, дальнее плечо) и профиль (голова, ноги, ближнее плечо). Во всех видах изображений утверждается идеализированный образ мускулистого человека могучего сложения, с четкими крупными семитскими чертами лица в обрамлении стилизованных кудрей прически и длинной большой бороды.

Более всего ассирийское искусство прославилось рельефами, выполненными чеканкой на бронзовых листах или искусно высеченными на известняковых плитах, раскрашенными либо тонированными с подцветкой важнейших деталей. Эти рельефы, с одной стороны, как бы иллюстрируют (и достаточно подробно) историю Ассирии, а с другой показывают эволюцию ассирийского официального стиля. Вершиной его развития справедливо считают каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии (669 - ок. 635 гг. до н.э., Лондон, Британский музей), особенно сцены царской охоты, наполненные удивительным ритмом стремительно развивающегося и внезапно замирающего движения, сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическую выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавую торжественность ритуальных действий и триумфальных процессий.

Поздние памятники ассирийского искусства, включая произведения глиптики, демонстрируют тенденцию к декоративности, которую подхватывают и развивают художники торжествующего победу над Ассирией в кон. 7 в. до н.э. Нового Вавилона.

Во 2 тыс. до н.э. рядом с шумерским искусством, отчасти на смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Финикии и Палестины. В 612 г. до н.э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.

1 – Введение

Остатки произведений ассирийского искусства, разрушенных и погребенных вследствие внезапных катастроф, в течение двух тысячелетий покоились непробудным сном под лишенными всякой растительности холмами мусора, и лишь во второй половине XIX в. явились на свет благодаря дорого стоившим раскопкам французов и англичан. В Ашшуре (Калех-Шергате), родине первобытного бога того же имени и северных семитов, получивших от нее название ассирийцев, находившейся на правом берегу Тигра, открыты отдельные остатки памятников древнеассирийского искусства. Гораздо плодотворнее были результаты раскопок Ниневии, позднейшей столицы Ассирии, лежавшей на левом берегу Верхнего Тигра, любимого города великой богини Иштар. В самой Ниневии, на развалинах которой ныне стоят напротив города Моссула местечки Куюнджик и Неби-Юнус, в Калахе (нынешнем Нимруде), к югу от Ниневии, и в Имгур-Беле, нынешнем Балавате, к востоку от Ниневии, англичане А. Г. Лайярд, В. Кеннет Лофтус, Гормузд Рассам и Георг Смит сделали великие, крайне важные открытия, главные результаты которых поступили в Британский музей, в Лондоне. В Дур-Шаррукине (Хорсабаде), к северу от Ниневии, раскопки производили французы Ботта и Фландин, Плас и Тома, поэтому произведения искусства, найденные там, находятся в Луврском музее, в Париже.

Ассирийское искусство, как наследник вавилонского.

Ассирийцы, некогда населявшие означенные места, сильные и мускулистые, любители войны и охоты, влили новую струю в дряхлевшее месопотамское искусство IX-VII столетий до н. э., и хотя эта струя не отличалась большой чистотой, но все же была и более сильной, и более живой и свежей. Конечно, ассирийцы сознавали себя плотью и кровью вавилонян, которым были обязаны как религией, государственными учреждениями, наукой и литературой, так и основными чертами искусства; но они не гнушались заимствовать некоторые отдельные формы орнаментики также и у своих дальних родственников, египтян. Но уже сам факт дальнейшего развития искусства на берегах Тигра в эпоху наибольшего процветания Ассирийского государства, продолжавшуюся четверть тысячелетия (884-626 до н. э.), доказывает, что северные месопотамцы сознательно шли собственным путем; действительно, произведения ассирийского искусства занимают среди подобных произведений, оставшихся от всех народов земного шара, совершенно отдельное положение, вследствие чего нельзя назвать ассирийцев подражателями в нарицательном смысле этого слова. Так, например, крылатые львы и бескрылые быки с человеческими головами, стоявшие в виде горельефных колоссов на страже при входах в ассирийские дворцы, по своим мифологическому характеру и значению могли быть и вавилонского происхождения. Но если бы употребление их, как символов и декоративных фигур, было у вавилонян столь же распространено, как у ассирийцев, то они были бы открыты не на одной только ассирийской почве. Известняковые или алебастровые плиты с рельефными изображениями различных эпизодов из жизни царя, приставленные одна возле другой и тянувшиеся рядами по нижней части стен на дворах, в проходах и в залах дворцов ассирийских государей, нагляднее всего свидетельствуют о национально ассирийском дальнейшем развитии месопотамского искусства, хотя и не подлежит сомнению, что стиль этих рельефов образовался в Вавилоне.

2 – Особенности архитектуры.

Наиболее прямая связь ассирийского искусства с вавилонским видна в архитектуре, к которой так или иначе относятся почти все открытые доселе художественные памятники Ассирии. И в этой стране главными строительными материалами служили штампованная глина, просушенный на солнце кирпич, в заметных местах кирпич, обожженный в огне, кое-где глазурованный. Ассирийские храмы, носившие название цигурат, представляли собой, точно так же, как халдейские и вавилонские, массивные террасообразные постройки, кверху суживавшиеся. Но прямоугольное основание, господствовавшее на юге Месопотамии, здесь, на севере, уступило место квадратному, получившему свое начало в Средней Месопотамии. Как и дворец царя Гудеа в Сирпурле, о котором мы говорили выше, дворцы состояли из большего или меньшего числа дворов, из которых каждый, вместе с выходившими на него залами и покоями, представлял собой одно замкнутое целое. Несколько таких отделений, обычно три, помещения для мужчин, женщин и хозяйственных потребностей, были обнесены одной общей стеной с четырехугольными выступающими из нее зубчатыми башнями и с массивными входными воротами и образовывали одно увенчанное зубцами здание на широко раскинувшемся возвышении, на которое вели двойные лестницы и рампы. Обширная наружная поверхность стен дворцов, как и в Древней Халдее, на главном фасаде расчленялась системой углублений, уступчатый профиль которых, разумеется обусловливаемый характером кирпичных построек, соответствовал двойному или тройному ряду зубцов, расположенных ступенями. Древнехалдейское деление фасада на части круглыми столбами, поставленными один подле другого, встречается местами и в Ассирии. Низкие верхние этажи, открывавшиеся на плоскую кровлю, имели вид лишь башенок на отдельных выступах стен; окна или галереи с колоннами являлись, по-видимому, только в таких надстройках на стенах и над воротами. Однако и тут нет недостатка в признаках дальнейшего развития сравнительно с древневавилонским зодчеством. Прежде всего нужно заметить, что ассирийцы употребляли свод гораздо чаще, нежели древние халдеи юга. Юлиус Опперт говорил: "Еще и в нынешнем Вавилоне постройки сооружаются из кирпича и деревянных столбов, в противоположность новой Ниневии (Мосуле), где своды кладутся из сырого кирпича".

В ассирийских развалинах сохранились явственные части коробового свода, с одной стороны, над пролетами ворот городских стен, а с другой - в водосточных каналах, в которых можно видеть то циркульный, то эллиптический, то заостренный свод. Куски кладки, которые можно было принять только за остатки обрушившихся сводов, найдены также в хорсабадском дворце. Ворота и двери, как правило, имели дугообразную форму верха, но встречаются также двери с прямолинейным верхом. Коробовыми сводами, по-видимому, покрывались проходы и продолговатые главные залы дворцов. Французские исследователи, со времен Пласа и Тома утверждали, что некоторые из квадратных залов имели купольное покрытие. На происходящих из Куюнджика рельефах, Британский музей, изображены небольшие здания (рис. 140), доказывающие, что ассириянам не были чужды постройки с куполообразным покрытием. Однако на прочих плитах с изображениями ассирийских дворцов, кроме армянских зданий с фронтоном, мы видим исключительно постройки с плоской крышей. Во всяком случае, такая крыша, устроенная на деревянных балках, сверху которых намощен пол из битой глины, составляет общее правило в ассирийском строительном деле, как это подтверждается тем, что Лайярд при своих раскопках постоянно находил кучи золы от обуглившихся балок, равно как и тем, что в надписях царей говорится о кедровых бревнах, которые привозились для построек.

Рис. 140 – Рельеф из дворца Санхериба в Куюнжике.

Каменные колонны, насколько можно судить по немногим сохранившимся от них обломкам, применялись при постройке ассирийских дворцов только в указанных выше побочных местах или же как украшения наружной поверхности стен. Однако изображение внутри дома на одном бронзовом рельефе, найденном в Балавате, точно так же как бронзовая оболочка деревянной колонны, обнаруженная Пласом на одном из дворов в Хорсабаде, и, наконец, надписи, разобранные Мейсснером и Ростом, из которых одна гласит, что Синахериб приказал подпереть колоннами потолок в одном помещении нижнего этажа, показывают, что ассирийцам не были чужды деревянные колонны как подпоры. Во всяком случае, колонны в Ассирии исполняли свое назначение лучше в тех, похожих на шатры, легких небольших храмах (aediculae, павильонах, киосках), которые в ней, как и в Египте, существовали наряду с массивными сооружениями, известными нам преимущественно по изображениям на плитах с рельефами, чем в монументальных зданиях.

Рис. 141 Ассирийский рельеф из Нимруда

Изображение настоящего шатра найдено в северо-западном дворце в Нимруде (рис. 141). Верхние концы представленных здесь подпор свободно выходят наружу. Капитель с волютами, та, что на рисунке видна с левой стороны, поразительно напоминает подобные капители, встречавшиеся в египетской живописи. Своеобразны также две капители, что направо, с волютами и обращенными друг к другу фигурами каменного барана на подставках, помещенными над волютами. Основываясь на этом мотиве, Перро видит в ассирийской волюте как здесь, так и повсюду, подражание рогам каменного барана. Однако такое объяснение происхождения волюты, в смысле общего положения, маловероятно. На хорсабадских и куюнджикских рельефах небольшие храмы представляются не шатрами, а каменными постройками; их колонны, как и везде в Ассирии, - круглые и гладкие. Волюты их капителей удвоены, поставлены одна над другой. Наконец, рельеф в Британском музее, изображающий бога солнца в его храме с колоннами, доказывает, что капитель с волютами употреблялась еще в поздневавилонском искусстве и что, следовательно, на нее нельзя смотреть как на ассирийское изобретение. Но особенно невероятным представляется предположение, что она произошла от египетской пальмовидной капители. Однако в ассирийской архитектуре встречаются типы колонн, принадлежащие только ей одной. Сюда относится хорсабадская колонна с капителью в виде приплюснутого шара (рис. 142), украшенного двумя венцами из дуг, охватывающими один другой; сюда же следует отнести найденное в Куюнджике подножие колонны, имеющее подобную же форму и подобное украшение; это подножие покоится на спине крылатого быка с человеческой головой. Сюда относится также обломок базы из Нимруда в виде крылатого сфинкса полуегипетского характера. Что подножиям колонн действительно придавали вид этих фантастических животных, как то делалось потом в средневековой Европе, видно из одного рельефа, найденного в Куюнджике, Британский музей. Подножия колонн здания на этом рельефе, имеющие вид круглых подушек, покоятся на спинах животных, которые стоят парами, одно против другого. Нижний край этой подставки орнаментирован ступенчатыми зубцами. Не подлежит сомнению, что все эти формы, за исключением сфинкса, - месопотамского происхождения.

Рис. 142 Капитель в виде приплюснутого шара из Хорсабада

Вышивка