Мастер-класс по гжельской росписи, поэтапное рисование. Гжельская роспись элементы поэтапного рисования узоров Из-под белого снежочка

Расписываем новогоднюю снежинку стиле "Гжель"

Новый год уже на носу, а у вас еще не хватает подарков для многочисленных друзей и родных?!


Тогда этот мастер-класс для вас!

Сегодня мы будем учиться рисовать новогоднее украшение на елку, которое станет милым и оригинальным сувениром!

Снежинка выполнена в стиле Гжель, роспись с применением традиционного гжельского мазка!

Для работы нам понадобится:

Деревянная заготовка снежинки;

Краски акриловые белая и синяя кобальт;

Лак акриловый;

Кисти белка от №1 до №6, кисть синтетика №10 или №12;

Палитра(стекло)или какая-нибудь ровная и гладкая поверхность;

Вода и стаканчик;

Губка или тряпка;

Шкурка(нулевка);

Лента декоративная.

Для начала надо сделать поверхность деревянной заготовки максимально гладким!Берем шкурку нулевку и обрабатываем снежинку с двух сторон.


Дальше нам нужно загрунтовать белой краской наше украшение на елку. Берем кисть синтетика № 12 и белую акриловую краску и приступаем к покрытию, не забываем о ребрах снежинки. Выполняем все аккуратно и ровно, без разводов!



даем краске высохнуть, не забываем помыть кисть!

Дальше приступаем к самому сложному процессу нашей работы!Учимся рисовать гжельские цветы.Для этого надо освоить гжельский мазок! Берем палитру и наносим на нее тонким слоем синюю акриловую краску. Много краски не надо-акрил быстро сохнет и палитру нужно достаточно часто обновлять (старый слой краски снимается губкой).

Вся тонкость в том, что набор краски происходит на одну сторону кисти. Воды на кисточке не должно быть много. Кисть для цветка используется широкая или круглая № 5 или №6 . Желательно приобрести хорошие кисти так, как от качества кистей зависит качество мазка! Вот как это выглядит:


Для начала лучше потренироваться на бумаге!

Если у вас начинает получаться приступайте к росписи снежинки.

Сначала нарисуем мазком контур снежинки:



Приступаем к листикам вокруг цветочка!

Затем прорисовываем веточки вокруг букета,кисть для этого берем белку капельную №3 или №4 (с острым кончиком)

Этой же кистью прорисовываем ребра снежинки синим цветом, даем высохнуть краске!

Не забываем периодически, по мере высыхания краски, обновлять краску на палитре!

Следующий шаг — рисуем тонкой кисточкой травку и прожилки листиков. Я работаю кистью синтетика №1:

Одна сторона готова! Не забываем проделать все тоже самое с другой стороны!

Тщательно моем кисти, иначе они засохнут и станут непригодны для дальнейшего пользования! Не забываем помыть палитру, она может еще пригодиться:)

Всё, снежинка расписана, осталось покрыть ее лаком, чтобы наш рисунок не стирался! Берем нашу кисть синтетику и покрываем снежинку ровным слоем акрилового лака с одной стороны,даем высохнуть и покрываем другую сторону

Вдеваем ленточку и наша чудо-снежинка готова! Как красиво она будет смотреться на елочке!

Творческих успехов и удачи в Новом году! Всех благ!

Гжельская роспись - один из интересных видов русского искусства. С его помощью украшают огромное количество эксклюзивной посуды и сувениров. Использование в работе только двух цветов является характерной особенностью гжельской росписи. Поэтапное рисование происходит путём нанесения мазков различной формы и размеров. Работа эта не из простых, но при желании этому можно научиться. Расписанные своими руками изделия станут прекрасным украшение интерьера.

Основы технологии

Вся прелесть росписи под гжель достигается благодаря смешению двух цветов (белого и синего). Такая комбинация способствует образованию огромного количества оттенков, благодаря которым, роспись становится уникальной и неповторимой. Кроме этого, гжельской росписи характерны резкие цветовые переходы.

Иногда можно встретить как абсолютно белый цвет, так и тёмно-синий, переходящий в чёрный. Эти эффекты достигаются благодаря использованию разных кистей и смешению оттенков.

Главной сложность такой росписи для новичка является обучение правильности движений кистями. Очень важна не только толщина мазка, но и ширина слоя краски. Чёткость этих движений достигается методом проб и ошибок. Экспериментируя с различными параметрами, можно «набить руку» и отработать все базовые элементы. По мере овладения техникой гжельской росписи можно усложнять узоры и осваивать новые приёмы.

Анализируя рисунки и узоры, можно выделить главную цветовую особенность. Все используемые оттенки размещаются в строгой последовательности. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения до тёмного края. По мере приближения к каёмке цвет становится более ярким, тёмным и насыщенным. Встречаются и противоположные варианты, когда центральная часть делается тёмной, а внешняя - белой.

Всем элементам этой росписи характерна плавность, округлость линий и мягкость цветовых переходов.

Поэтапное рисование

Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.

Главные элементы

Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).

Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:

Техника теневых мазков

Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:

  • акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
  • палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
  • стакан с водой;
  • лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
  • плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).

После того как вы подготовили все необходимые материалы, можно продумать и нарисовать эскиз будущего рисунка. Новичкам следует начинать с отработки техники двойного мазка. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Совмещая все мелкие детали, можно нарисовать и другие изображения: гжель птицу, лошадку, или любое другое животное.

Такая роспись может быть использована для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Со временем они смогут совершенствовать свою технику и создавать целые рисунки гжельской росписью. Раскраска для детей поможет разрабатывать мелкую моторику и научить аккуратности.

Гжельская роспись - особый вид искусства , который доступен каждому желающему. Достаточно закупить недорогие материалы, набраться терпения и начать учится. Если вы не остановитесь перед трудностями, то в один прекрасный день вы сделаете настоящий шедевр, которым сможете гордиться.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Гжельская роспись воистину удивительна — всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.

Гжельская роспись: основы технологи

Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.

  • Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
  • Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.

При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.

Как выполняются элементы гжельской росписи?

Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.

В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:

  • «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
  • «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.

  • «Мазок с тенью». По некоторым источникам — разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.

Гжельская роспись : поэтапное рисование в технике теневых мазков

Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:

  • акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
  • вода в стакане;
  • палитра для смешивания;
  • лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
  • кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.

Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.

  1. Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
  2. Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
  3. Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
  4. Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
  5. «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
  6. Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
  7. Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.

\

Гжельская роспись — технология, доступная даже детям. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки с простых «прописей», сделанных самостоятельно: распечатать одиночно базовые элементы, оставить рядом с ними контур и достаточное количество свободного места, и пытаться повторить. А когда следовать заготовкам больше не потребуется, пробовать выполнять те же узоры по отдельности и совместно друг с другом, чтобы постепенно дойти до полноценных рисунков.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

(Презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»)

Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все - это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета - белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт - одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

Чайные пары
Сервизы
Вазы для цветов
Заварочные чайники
Сахарницы
Розетки для варенья
Самовары
Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

Создание заготовки
Подготовка к росписи и первый обжиг
Контроль и отбраковка изделий
Роспись
Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон
Насыщенно-синий рисунок
Глазурирование поверхности
Многообразный и сложный растительный орнамент
Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальная
Растительная
Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Канзаши