Где зародилась логика. Кто является основоположником логики? Этапы становления и развития науки о мышлении

Введение.

1.Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики.

2.Создание символической логики.

3.Становление диалектической логики.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Логика - одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышле­ния, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логическо­го учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тыся­челетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логи­ки как науки, то есть о более или менее систематизирован­ной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции. Именно здесь в V-IV веках до н. э. в период бурного разви­тия демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Со­крата и Платона были заложены основы этой науки. Родона­чальником же, «отцом» логики, по праву считается величай­ший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Именно он в своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно: формы выводов из так называемых категорических суждений - категорический силлогизм («Первая аналити­ка»), сформулировал основные принципы научных доказа­тельств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основ­ные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических при­емов в спорах («О софистических опровержениях»).

Целью данной работы является изучение основных этапов истории логики. Задачами работы являются:

Изучение возникновения и этапов развития традиционной логики,

Изучение истории создания символической и диалектической логики.

1. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связан­ную с историей развития общества в целом.

Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепен­ное совершенствование и развитие их мыслительных способнос­тей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его фор­мами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или менее стройная система логи­ческих знаний, оформляется самостоятельная наука.

Каковы причины возникновения логики? Основными являют­ся две. Одна из них - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теорети­ческом мышлении, предполагающем умозаключения и доказатель­ства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мыш­ления как средства познания .

Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и обосно­вать те требования, которым должно удовлетворять научное мыш­ление, чтобы его результаты соответствовали действительности .

Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегречес­кой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «бо­жественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безо­пасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ро­пот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела» .

Помимо политических и торжественных речей развитию крас­норечия особенно способствовали множество, разнообразие и зна­чительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных ре­чах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же. время великая принудительная сила. Она бук­вально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

Логика и возникла тоже как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей, понять, в чем же именно заключает­ся ее источник, на чем она основывается, и, наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слуша­телей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естес­твенно также, что сам термин «логика» - древнегреческого про­исхождения.

Основателем логики - или, как иногда говорят, «отцом логи­ки» - принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н. э. Следует, однако, учитывать, что первое довольно развернутое и системати­ческое изложение логических проблем фактически дал более ран­ний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 - примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О ка­нонах» (от греч. kanon - предписание, правило) . Здесь не только были раскрыты сущность познания, его основные формы и крите­рии истины, но и показана огромная роль логических рассужде­ний в познании, дана классификация суждений, подвергнуты ре­шительной критике некоторые виды выводного знания и предпри­нята попытка разработать индуктивную логику - логику опытного знания.

К сожалению, этот трактат Демокрита, как и все остальные, до нас не дошел. Однако он был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосред­ственно ведет начало современная логика.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединен­ных позднее под названием «Органон» от греч. organon - орудие, инструмент).

B фокусе всех его логических размышлений - теория выводного знания - дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разра­ботана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь тол­щу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней Аристотель дал также классификацию категорий - наиболее об­щих понятий и близкую к демокритовской классификацию сужде­ний, сформулировал три фундаментальных закона мышления - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного тре­тьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в заро­дыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, на­правления и типы логики - индуктивной, символической, диа­лектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуеди­ным смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить - диалектику, и искусство рас­суждать - риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим тер­мином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли зна­ния.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее пос­ледующее развитие, и прежде всего на научное познание. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «На­чала» Евклида (около 323-283 гг. до н. э.). В них подведен величе­ственный итог развития греческой математики за предшествую­щие три столетия и впервые с такой силой проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории. Оценивая истори­ческое значение труда Евклида как практического применения логики, А. Эйнштейн подчеркивал, что это удивительное произве­дение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности.

Логика Аристотеля значительно повлияла также на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из те­оретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разрабо­тал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма. Все многооб­разие судебных «казусов» (случаев) сведено в ней к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались орато­ры в речах .

В свою очередь, сама логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совер­шенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с дру­гой - все более глубоким проникновением в сущность мыслитель­ных процессов. А проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании сложившегося круга проблем, но и в после­довательном расширении предмета логики за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, на­пример, в детализации и обобщении аристотелевской теории де­дукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода - из сложных суждений. Такова, например, логика стоиков (3енон, Хрисипп - III в. до н. э.).

Логика является одной из древнейших наук. Она появилась в IVдо н.э. в трудах Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях». Все эти труды были объединены последователями Аристотеля в «Органон» (орудии или инструмент познания). В «Органоне» был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы (предпосылки возникновения) логики.

Первая проблема– проблема построения теории правильных рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантированно получать истинные заключения.

Второй круг проблем– логико-семиотические проблемы. Это все, что связано с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. Также это проблемы, связанные с установлением смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

Третья проблема– логико-методологическая. Сюда относятся: выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, аналогия и др. Также здесь решается задача организации систем знания – научных теорий, например.

Четвертая группа проблем – метатеоретические. Это рассмотрение таких свойств, которые могут быть присущи различным логическим теориям, как-то вопросы их непротиворечивости, полноты и др.

То есть логика была создана, чтобы аргументировать любые явления, которые происходят в мире. Логика – наука, которая следит за рассуждениями. Именно она делит их на истинные и ложные. Логика создана для того, чтобы контролировать наше мышление.

Кроме всего перечисленного еще 1 важной причиной создания логики была софистика.

Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

Но со временем значение термина «софист» изменилось. Теперь софисты не стремились добиться истины, а выдавали что угодно, абсолютно любой тезис за истину, используя апелляции и уловки языка. То есть, владея языком, софист мог достичь чего угодно.

Логика, в свою очередь, стремится к адекватному познанию мира. С помощью логики мы получаем адекватные, обоснованные знания о мире.

Таким образом, можно сказать, что логика является контрмерой против софистики.

8. Этапы становления и развития науки о мышлении.

Две стадии развития мышления: донаучная и научная

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Мы часто этого не замечаем, но на самом деле, говоря «курица», «чашка», «дерево»», «стол», имеем в виду «курицу вообще» и «стол вообще», что и позволяет нам отнести к столам самые различные по форме или размеру предметы. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, конечно же, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления. Дело в том, что только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование. Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)»

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии: 1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. 2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. 3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. 4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.

При исследовании эволюции старых областей знания мы можем выделить три этапа их развития:

донаучный этап, когда в мышлении люди пользовались представлениями и называющими их обычными словами;

протонаучный этап (ранний, примитивно-научный), оперирующий специальными представлениями, наименования которых являются прототерминами, и собственно; научный этап оперирования понятиями и терминами.

Виды мышления. Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, бухгалтера и плотника, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одного и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых из них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

Раньше других появилась генетическая классификация, согласно которой выделяются три уровня развития мышления. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное мышление ребенка, находящееся <<в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней.

Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление с присущими ему свойствами, например обратимостью осуществленных в воображении ситуаций. Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Например, возможность отделения свойства от предмета, что закрепляется в речи.

В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическое или словесно-символическое мышление. Как видим, первым критерием выделения этих видов мышления оказывается собственная логика развития мышления, его все более значительное освобождение от многочисленных конкретных деталей реального оперирования элементами предметного мира.

Конечно, с развитием мышления не исчезает сама способность оперировать в ходе поиска решения самими предметами или их образами, хотя характер этого оперирования изменяется под влиянием изменяющихся новых видов мышления. Таким образом, возможно деление мышления на виды в зависимости от того, чем оперирует мышление: символами, образами или действиями. По этому же критерию выделяют вербальное и визуальное, конкретное и абстрактное мышление.

Существует также деление мышления на виды в зависимости от направленности этого мышления - теоретическое и практическое. Направленность на объяснение явлений действительности приводит к появлению теоретического мышления, а направленность на преобразование действительности - практического. Таким образом, определяемое практическое мышление - это познание, подготавливающее преобразование некоторого объекта, познание, дающее субъекту возможность преобразовать, изменить объект, т.е. обеспечивающее адекватные действия субъекта по переводу объекта из одного состояния в другое.

Мыслительный процесс предполагает как создание гипотезы, новой идеи или образа, так и критическую оценку этого начала, проверку его на соответствие реальности. В обычном, реалистическом мышлении эти его компоненты взаимосвязаны и взаимоуравно-вешены. В некоторых особых случаях критический компонент отсутствует или ослабевает, и тогда возникает аутистическое мышление. Оно может приобретать различные формы в зависимости от того, как и почему снижается роль критического компонента. Это может быть связано с недостатком или недоступностью знаний о мире, как в детском или мифологическом мышлении; с направленностью мышления не на познание, а на удовлетворение каких-то внутренних желаний; наконец, просто с нефункционированием этого механизма, как это бывает в сновидном мышлении.

Деление мышления на продуктивное, творческое и репродуктивное противоречит самому определению мышления как заведомо продуктивного процесса, как «поиска и открытия существенно нового». Однако и такое деление оправдано, так как репродуктивные компоненты могут присутствовать в мыслительном процессе в большей или меньшей степени.

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивное и аналитическое. Первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

Говоря о мышлении аутистическом, практическом, визуальном и т.п., мы должны помнить, что мышление едино и речь идет лишь о различных видах и формах этого единого процесса.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек, смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок, отражающий его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ним. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Человек понимал несовершенство практического мышления (сознания), поэтому целенаправленно двигался по пути его оттачивания и превращения в надежный инструмент в деле освоения и преобразования окружающей природы. И первый шаг, который им был сделан в этом направлении, был шагом в сторону создания особых средств с целью придания обыденно-практическим знаниям специализированный вид. Это стало возможным только в рамках определенной духовной (философской) деятельности, которая специализировалась на познании природы и человека. Философское осмысление окружающей действительности имело важное значение для человека в деле его утверждения как разумного существа. Однако философское исследование вещей и явлений, в силу специфики ее предмета и объекта познания, не могло дать объективно истинных знаний о них. По мере возникновения необходимости в таких знаниях, не только в собственно интеллектуальном, но и в практическом смысле, из философии стала отделяться относительно самостоятельная познавательная сфера, в рамках которой осуществлялось объективное исследование действительности и поиск закономерностей ее возникновения и развития с помощью специализированных средств и методов. С возникновением науки знания стали обретать истинностное значение, а истина становилась научной по мере ее обоснования специализированными средствами науки и “этим научное знание отличается от других форм утверждения истины - уверенности, мнения и т.п.”. Одновременно с этим процессом стали формироваться демаркационные черты научного и ненаучного знаний. Обоснованные научные знания стали обладать определенными атрибутивными свойствами - системностью, истинностью, интерсубъективностью, доказательностью и другими. С возникновением науки как специфической деятельности, ориентированной на производство и воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных связей и отношений и глубинные причинно-следственные зависимости объектов, формируется и соответвующий ей тип мышления - научное мышление. Научное познание осуществляется на основе точных методов установления, отбора, обобщения и организации. Следовательно, научное мышление представляет собой продукт сложного познавательного процесса, включающего в себя выделение объекта и предмета исследования, использование множества различных логических приемов и методов, специального языка. В научном познании мыслительные действия направлены на исследование глубинной сущности реального мира, связей и отношений его вещей и процессов, законов его существования и развития. В ходе сложных мыслительных операций познается становящийся и изменяющийся мир. Мышление позволяет объяснить не только существующее, но и предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, а формируемые им знания отражают объективные законы и закономерности.

Наука и научное мышление тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Наука в целом является завершившимся процессом, результатом мыслительной деятельности. В этом плане наука выступает как сложившаяся система, содержание которой включает продукты деятельности мышления - аксиомы, постулаты, принципы, эмпирические факты и закономерности, гипотезы и теоретические законы, понятийно-категориальные структуры и методы. Научное же мышление есть определенный способ производства содержания этой системы. Развитие науки неотделимо от развития научного мышления. В познавательной деятельности они выступают как форма и содержание, и тем самым составляют единство противоположностей, неразрывно связанные собой и дополняющие друг друга. В основе их диалектического единства лежит противоречие между существующими наличными знаниями, с одной стороны, и мыслительной активностью, связанной с поиском и производством новых знаний, несоответствующих установившимся научным представлениям - с другой. Содержание более подвижно и активно, чем форма. Оно имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию. Непреодолимая тяга к проникновению в сущностное основание исследуемой реальности есть характеристика содержания, значит и научного мышления. Форма же тяготеет к устойчивости и стабильности, долгому сохранению качественной определенности. Это чревато обострением противоречий и может конце концов привести к ликвидации единства формы и содержания. Подобного рода конфликтные ситуации приводят к отрицанию старой формы - то бишь существующих форм знания - как консервативной и отжившей свое соответствие действительности. Диалектическое отрицание формы связано с удержанием положительного, ценностного и необходимого для становления новой системы связей и отношений. Формирование новой системы всегда сопряжено с активизацией мыслительной деятельности: идет процесс создания идеальных объектов, умозрительных конструктов, построения теоретических концепций с выведением новых законов. Смена старого и становление нового является непрерывным процессом, характеризующимся условие прогрессивного развития науки и мышления.

История формирования логики

В своем развитии логика прошла два этапа; первый этап продолжался с IV века до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло возникновение формальной логики, автором которой традиционно считается Аристотель, и ее медленное совершенствование. На втором этапе , с конца XIX в. до наших дней, произошла научная революция, и на смену аристотелевской логике пришла современная. Таким образом, логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с развитием самого общества. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад, прежде всего в Древней Индии. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством. Давайте рассмотрим особенности индийской логики.

Оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором объединены понятия индукции и дедукции. Членами силлогизма являются: тезис, основание, пример, применение, вывод.

Суждение не признается самостоятельным актом мышления, а является только членом умозаключения.

Восприятие не является непосредственно данным нам, а заключает в себе акт «суждение – умозаключение». Иными словами, в основе нашего восприятия мира лежит приобретенный нами опыт.

Различение речи «в себе» (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи «для других» (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая.

В тоже время, логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других наук. Также необходимо отметить, что логика Древней Индии была практически неизвестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение только в Древней Греции и Риме.

Каковы же причины возникновения логики как науки? Основными являются две. Первая – зарождение и развитие наук. Исходя из того, что наука основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключение и доказательство, можно сделать вывод о необходимости исследования природы самого мышления как формы познания. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Вторая причина – это развитие ораторского искусства и искусства спора.

Основателем логики как науки принято считать Аристотеля. Однако необходимо отметить, что первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древнегреческим философом – Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом или о канонах» (от греческого canon – правило, предписание). В данной работе была раскрыта сущность основных форм познания и критерии истины, показана роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику. К сожалению, данный трактат не сохранился. Мы знаем о его существовании только по ссылкам Аристотеля, который широко использовал данную работу при разработке своей системы логики.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, позднее объединенных в единой работе «Органон» (от греческого organon – орудие, инструмент). Эта работа содержала полностью всю систему аристотелевской логики, и от нее непосредственно ведет начало современная логика.

В центре логических размышлений Аристотеля – теория дедуктивных умозаключений и доказательства. Он также дал классификацию категорий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала огромное влияние и на другие сферы знания. Так, под сильным впечатлением от этой науки были написаны знаменитые «Начала» Евклида (начало III в. до н. э.). В них подведен итог развитию древнегреческой математики и впервые проявился на практике дедуктивный метод построения теории.

Логика Аристотеля оказала значительное влияние и на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из теоретиков риторики, Гермагор, около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением эллинской риторики. Суть данной системы сводилась к тому, что все многообразие судебных «казусов» (случаев) сведено к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались ораторы в своих речах.

В средние вв. в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий – «универсалий». Спор о них растянулся на столетия. Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные фактические предметы (номинализм).

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась как «искусственное мышление» и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении.

Следующий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе накопившегося эмпирического материала. Потребность в таких знаниях наиболее полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон (1561–1626). Он и стал родоначальником интуитивной логики. В противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый органон», где и изложил основные положения индуктивной логики.

Индуктивная логика значительно позже была систематизирована и развита английским философом Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной».

Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII в., и связаны прежде всего с именами М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX в. Это прежде всего такие логики как М. Каринский, Л. Рутковский, С. Поварнин.

Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила название символической. Первой попыткой создания данного вида логики стала разработка символической формализованной системы, предпринятая Г. Лейбницем (1646–1716). Лейбниц по существу стал основателем символической логики. Он стремился изобрести универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с карандашом в руках. Новое знание, по его мнению, будет результатом логического исчисления. Он различал два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждения, а при втором эта структура учитывается, и соответственно символический язык дополняется новыми знаками. Однако его труды не получили признания – символическая логика не получила широкого распространения.

Более благоприятные условия для развития символической логики сложились во второй половине XIX в. К этому времени математизация наук достигла значительного прогресса, а в самой математике возникли проблемы ее обоснования. Наиболее важная отличительная особенность данного этапа в развитии логики состоит в разработке новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка – языка символов, т. е. буквенных или каких-нибудь других знаков.

Символическая логика находит все большее применение в различных науках – математике, кибернетике, биологии, экономике и т. п. Открывая возможность как бы автоматизировать процесс рассуждения, она позволяет передать некоторые функции мышления техническим устройствам.

Растущие потребности научно-технического прогресса обуславливают дальнейшее развитие современной логики.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Пути формирования науки Противопоставление исследовательских и коллекторских программ позволяет выделить два разных пути в развитии отдельных научных дисциплин в зависимости от того, какие именно программы доминируют на самых первых этапах их формирования. Ниже мы

Из книги Пороги сновидения автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ Если в XVII в. страной наиболее динамичного развития и острых социальных конфликтов была Англия, то в XVIII в. конфликты и противоречия начинают проявляться во французской общественной жизни и в 1789 г. приводят к буржуазной революции.Предвестниками этой

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

История человечества как история становления

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Часть вторая История философии как история познания и

Из книги Философские начала цельного знания автора Соловьев Владимир Сергеевич

История философии как духовная история человечества Приступая к рассмотрению истории философии, следует помнить положение Гегеля, что история философии – это эпоха, выраженная в мысли. Это поможет увидеть за калейдоскопом имен, теорий, концепций саму реальную жизнь

Из книги Франсуа Мари Вольтер автора Кузнецов Виталий Николаевич

История логики В этом разделе я, конечно, не собираюсь действительно написать историю логической науки. Я просто хочу пробежаться по основным событиям, менявшим ее лицо. События эти, по преимуществу, происходили не в России, но оказывали на наших логиков прямое

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

«Мнение правит миром». История народов как история культуры и цивилизации Перед всей просветительской мыслью, отвергавшей теологическое понимание истории, стояла задача найти на земле, в материальном мире, то, что определяет действия людей в качестве исторических

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Глава II. История логики (краткий очерк)

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Из книги Самая большая тайна разума. Что такое сознание, и как это работает автора Терехов Василий

§ 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК) Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука. Она сформировалась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

ИСТОРИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА. КНИГА ВТОРАЯ. Марксизм в период формирования массовых социалистических партий II Интернационала (70 – 90-е годы XIX

Из книги автора

Механизм формирования и развития философии пра­ва. Формирование и развитие философии права как особой самодостаточной научной дисциплины не есть продукт не­ких умозрительных логических операций за письменным столом по соединению фрагментов философии и

Из книги автора

Комплекс формирования сознания Обучение последовательному счёту, развитие интроспекции, способность сопереживать и страх смерти появляются у ребёнка в младшем возрасте. Эти феномены составляют комплекс, и их появление у человека означает формирование сознания.Что

Из книги автора

Две модели формирования единого человечества Возможны, как кажется, две основные модели создания единого человечества: закрытая (коллективистическая) и открытая (индивидуалистическая). Первая предполагает постановку перед всем человечеством или перед достаточно

Понятие «логика» происходит от древнегреческого лпгйкЮ - «искусство рассуждения» и льгпт - «мысль», «слово», «речь». Отсюда и самое распространённое определение логики: логика - наука о правильном мышлении . Также логику часто определяют как науку о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений . Последнее определение имеет веские основания. Несмотря на то, что логика - это отдельная наука и дисциплина философии, она скорее метод, чем отдельное знание. По меньшей мере, таковой её рассматривал основатель - древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.).

Многие историки однозначно указывают на то, что логика первоначально зарождается в недрах единой всеобъемлющей нерасчлененной науки - философии. Историк логики Маковельский А.О. называет логику первого периода Античности онтологичной , вполне справедливо отмечая в соответствующих учениях поиск истины в самом бытии. Известно, что закон тождества у Парменида характеризуется как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Формулировка закона достаточного основания у Демокрита напрямую говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и безосновательно. Метафизические взгляды Парменида с диалектическими Гераклита происходили в рамках онтологической интерпретации логических закономерностей. В логических представлениях Платона имеет место быть также онтологический характер: ведь объективный идеализм признает подлинной действительностью само мышление, превращенное в абсолют.

Традиционно полагается считать, что логика зародилась в качестве инструмента ораторского искусства. В учебнике Ивлева Ю.В. приводится описание споров в Индии. Для этих споров воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора.

Если причины возникновения логики сформулировать коротко, то их две: 1) зарождение и развитие наук; 2) зарождение и развитие ораторского искусства.

Основные этапы развития логики

Этап 1 . Фрагменты логической науки возникли независимо в Древней Индии, где первыми логиками были Даттария Пунарваса Атрея, женщина-аскет Сулабху и Аштвакра. Греческая логика распространилась позднее в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а индийская - в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии. Логика Античности . «Логика зародилась в лоне философии как инструмент ораторского искусства и научного знания. Формальная логика - одна из самых древних наук. В Древней Греции логику разрабатывали Гераклит (554-483 гг. до н.э.), Парменид (VI-V вв. до н.э.), Зенон из Элеи (ок. 500/490 - ок. 430 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.), Платон (428/27 - ок. 348 гг. до н.э.). Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона, - Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Впервые термин «логика» для обозначения самостоятельной науки стал употребляться стоиками (Зенон, Хрисипп (ок.281-208 гг. до н.э.)).

Этап 2 . Логика Средневековья (V-XI в.в.). Логику разрабатывали арабоязычные учёные Аль-Фараби (ок. 870-950 гг.) и др., а также европейские логики Средних веков. Средневековая логика называется схоластической. Её расцвет относят к XIV в. и связывают с именами Уильяма Оккама (ок. 1294- 1349/50 гг.), Уолтера Бёрли (1273/75-1337/57 гг.), Альберта Саксонского (ок. 1316-1390 гг.). Теоретический поиск в средневековой логике вёлся по проблеме истолкования природы общих понятий. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей. Номиналисты же напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них.

Этап 3 . Логика Возрождения (XV-XVII вв.). Идёт бурное развитие науки. Развивается методология научного познания. Возрастает роль логики в научном познании. Англичанин Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) разработал основы индуктивной логики. Французский философ Рене Декарт (1569-1650 гг.) сформировал четыре правила научного исследования. Таким образом, возрождается роль логики в познании мира. В 1662 г. вышла в свет логика, написанная двумя картезианцами: Антуаном Арно и Пьером Николем, под названием «Логика Пор-Рояля». Авторы фундируют свою концепцию логики отчасти на взглядах Декарта, отчасти Аристотеля, хотя последний переосмысливается и даже критикуется. Основных логических идеи в этой логике две: 1) доказать, что мышление должно быть правильным, т.е. действовать по правилам; 2) дать правила не только для рассуждений, но для всех действий ума, и для понятий, и для суждений, и для рассуждений.

В 1620 г. в Лондоне был опубликован Ф. Бэконом «Новый Органон», в котором содержались основы индуктивных методов, усовершенствованных позже Джоном Стюартом Миллем (1806-1873гг.) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методов Бэкона-Милля).

Этап 4 . Логика Нового Времени (XVII-XIX в.в.). В логике произошла научная революция. На смену традиционной логике пришла математическая (символическая). В основе последней лежат идеи немецкого учёного Г. Лейбница (1636-1716 гг.) о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Г. Гегель (1770-1831 гг.) разработал проблемы диалектической логики. Русские учёные М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.), А. Н. Радищев (1749-1802 гг.) разработали классификацию умозаключений по сходству.

Этап 5 . Логика Современности (XIX-XXI вв.). В трудах философов и учёных Германии К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) развивается диалектическая логика. Символическая логика широко применяется в математике, физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Большая заслуга в этом принадлежит англичанину Дж. Булю (1815-1904 гг.), немецкому учёному Г. Фреге (1848-1925 гг.), английскому философу Б. Расселу (1872-1970 гг.), русскому учёному Порецкому (1846 - 1907 гг.).. Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед (1861-1947 гг.) в совместном труде «Принципы математики» (1910-1913 гг.) сформулировали язык классической логики высказываний и язык классической логики предикатов . Современная логика пользуется именно этой формализацией».

Введение

Логика - это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика является одной из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но всегда вынуждены следовать им.

Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике, являются своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального оттенка, и они должны быть схвачены разумом. Многие положения, гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются, как скажем, описания раннего утра или картинки из жизни народов. Чтобы уяснить тот или иной логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным при первом чтении, нужно прочесть дважды и лишь, потом продвигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное удовлетворение от познания.

Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи:

  • - изучить историю появления логики;
  • - рассмотреть индуктивную, дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. логика индуктивный дедуктивный диалектический

История возникновения логики

В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее учредителем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 до н.э.).. В своих логических трудах, известных под названием «Органон» (с греч. «орудие, инструмент»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: личность, противоречия и исключенного третьего, описал важные логические операции, разработал теорию понятия и суждения, тщательно исследовал дедуктивные (силлогистические) выводы. Учение Аристотеля о силлогизме легло в основу одного из направлений современной математической логики - логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля была логика древних стоиков (Зенон, Хрисипп и т.д.), описание в дополнение к аристотелевской теории силлогизма комплексного мышления. Логика стоиков - основана на других областях математической логики - логики высказывания.

Среди других античных мыслителей, которые разработали и комментировали логику Аристотеля, следует назвать Галена, чьим именем называется 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного тем, что он разработал визуальную схему, показывающую взаимосвязь между понятиями подчинения («дерево Порфирия»); Боэций, разработки которого служили в течение длительного времени и были в качестве основных логических пособий.

Логика разрабатывалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, адаптируя ее для оправдания религиозной догмы.

Значительны успехи логической науки и в современную эпоху. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике витую средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Этот метод должен быть индукцией, принципы которой изложены в его эссе «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка индуктивного метода - огромное достижение Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод дедукции; в действительности, эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные позже английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806-1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля легли в основу комплексной дисциплины, которая в течение длительного времени была элементом европейской системы образования и является основой логики образования в настоящее время.

Эта логика называется формальной, потому что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной или логикой Аристотеля.

Дальнейшее развитие логики связанно с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Декарт, Лейбниц, Кант и др.

Французский философ Декарт (1569-1650) подверг критике средневековую схоластику, он разработал идею дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, содержащиеся в книге «Правил для руководства ума». В 1662 году в Париже вышла книга «Логика или художественное мышление», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, также известная как «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю развития логики.

Основной вклад в изучение логических задач внес немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), который сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая была разработана только в XIX-XX вв; немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), и многие другие западноевропейские философы и ученые.

Существенные достижения в развитии логики русских философов и ученых. Большое количество оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711- 1765), А. Н. Радищев (1749-1802), Н. Чернышевский (1828- L889). Известны своими инновационными идеями в теории рассуждений российские логики М. И. Карийский (1840-1917) и Л. В. Рутковский (1859-1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин (1870-1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко использоваться, разработанные в математике методы расчета. Эта тенденция развита в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных методов рассуждений расчета с использованием формального языка называется математической или символической логикой.

Символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество секций, или, как их обычно называют, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется развитию многозначной логики, которая в дополнение к традиционной логике, принятой в двух значениях истинности - «правда» и «ложь» - может быть много значений истинности. Таким образом, в развитой польским логиком Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение - «возможно» («нейтрально»). Он также построил систему модальной логики со значениями, «может», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырехзначную и бесконечнозначную логику.

Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия -- от 0 до 1; временная логика и многие другие.

Особое значение для юриспруденции имеет раздел модальной логики, называемой деонтическая логика, которая изучает структуру языковых требований, т.е. высказываний со значением «должен», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Тем не менее, символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может заменить последнюю. Эти две области, два шага в развитии формальной логики.

Особенностью формальной логики является то, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их внешнего вида, изменения и развития. Этот аспект изучения диалектической логики мышления впервые представлен на валовой основе в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831), и пересмотренный с материалистической позиции в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы человеческого мышления и методологических принципов и требований, которые формируются на их основе. К ним относится объективный и всеобъемлющий обзор предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект -- человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Декупаж