Фотографии ив сен-лорана разных лет. Вещи-легенды: модное наследие Yves Saint-Laurent Ив сен лоран первая коллекция

Лимузины, Сент-Оноре, строгие черные костюмы, стук высоких каблуков, звезды моды, искусства и политики, толпа людей, сдерживаемая охраной за заграждением, - все это могло бы быть началом показа очередной коллекции Yves Saint Laurent. Но нет, 5 июня эти люди собрались в парижской церкви Сен-Рок, чтобы проститься с самим Ивом Сен-Лораном, покинувшим этот мир на 72-м году жизни поздним вечером 1 июня 2008 года.

КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ

В церкви, посвященной людям искусства с тех пор, когда первый ее камень заложил Людовик XIV, собрались и верные музы Сен-Лорана - от заплаканной Катрин Денев до Карлы Бруни-Саркози (с супругом) - и монстры мира моды - от Юбера де Живанши и Валентино до Жан-Поля Готье и Марка Джейкобса.

«Сен-Лоран обладал жизненной силой постоянно удивлять», - вспоминал расстроенный Кристиан Лакруа. Для него талант Ива был «шоком современности», впервые испытанным при виде «обложки Paris Match, еще в детстве, в 1958 году. На этой обложке было фото Ива Сен-Лорана между манекенщицами в мини-платье невесты и ярко-красном коротком пальто из его первой коллекции для Дома Dior. Уже тогда он обозначил все, что произошло со стилем 60-х, и это было ни слишком рано, ни слишком поздно. Такая точность - вежливость королей». Друг и партнер модельера Пьер Берже был более категоричен: «Он был борцом за свободу, анархистом, он бросал бомбы к ногам общества. Именно так он менял наш мир и делал женщину сильнее».

А вот как говорил о своей роли сам король-солнце моды в 2002 году, когда прощался с подиумом, чтобы погрузиться в отшельничество: «Я чувствую, что создал гардероб современной женщины, и участвовал в трансформации своей эпохи. Я делал это при помощи одежды и очень горжусь тем, что женщины всего мира носят сегодня брючные костюмы, смокинги, двубортные жакеты, тренчи». На эту же тему очень любят цитировать другие слова великодушного монарха: «Лучший наряд для женщины - это объятия любимого мужчины, но когда ей везет чуть меньше, на помощь прихожу я».

Как это часто бывает с королями, начал Ив Сен-Лоран удивительно рано. Родился в 1936 году в алжирском городке Оране, в семье военного и красавицы. Любил мать и сестер, боялся злых одноклассников, в 18 лет переехал с семьей в Париж. Всегда рисовал. В 1954-м победил на модном конкурсе (кстати, в другой категории того же конкурса лучшим был некто Карл Лагерфельд), и его эскизы издатель Vogue Мишель де Брюноф показал Кристиану Диору, чья слава тогда была в самом зените. Создатель нью-лука сразу же взял юного Ива на работу ассистентом.

21-летний Сен-Лоран на балконе Дома Dior в день триумфа первой коллекции

Кутюрье и его команда, первая коллекция, 1958

24 октября 1957 года Кристиан Диор внезапно умирает. Владельцы Дома, зная, насколько мэтр доверял своему молодому помощнику, принимают смелое решение - и 21-летний Сен-Лоран становится арт-директором Christian Dior. Одна из самых известных фотографий молодого Ива - январь 1958-го, и он стоит на небольшом балконе в зале представления коллекции и спокойно смотрит через толстые линзы своих очков на толпу фотографов. Только что завершился показ его первой самостоятельной коллекции для Dior. Она называлась «Трапеция» и вызвала у некоторых особо чувствительных слезы восторга. От Сен-Лорана ожидали в худшем случае провала, в лучшем - продолжения знаменитого приталенно-пышного силуэта нью-лука, которым Диор прогремел после войны. Но он показал совершенно другую, абсолютно свежую коллекцию, с простыми короткими платьями А-образной формы, без намека на талию, из легких струящихся тканей, дающих женскому телу полную свободу. На следующий день газеты вышли с заголовками «Ив спас Францию».

ТРИ БУКВЫ

Начавшись на столь высокой ноте, долгая карьера Сен-Лорана была обречена на падения и взлеты, подобные изменениям в длине юбок последних пятидесяти лет. Всего два года спустя после триумфального дебюта Сен-Лоран представляет коллекцию сезона весна–лето 1960 под названием Beatnik. В ней были короткие мотоциклетные куртки из кожи аллигатора, пальто из норки с узкими вязаными рукавами и костюмы, надетые на водолазки. Тогдашние инвесторы еще не обладали свойственной нынешним бонзам тягой к вызывающей роскоши - владельцев Дома Dior такой смелый взгляд на моду очень испугал.

К тому времени Ив уже встретил Пьера Берже, рядом с которым ему будет суждено провести всю жизнь. Берже любил говорить, что Сен-Лоран «родился с нервным срывом». Именно Пьер морально поддержал Ива, когда напуганные «битниками» патроны поставили на место главного дизайнера Dior другого модельера, Марка Боана. Берже помог Иву не только справиться с очередным ударом, но и отсудить у бывших хозяев внушительную сумму за незаконное расторжение контракта. На эти деньги, а также найденные Берже в США инвестиции пара основала собственный модный Дом Yves Saint Laurent. Так началась история, известная под тремя золотыми буквами YSL. Это было в конце 1961 года, а уже в 1962 году состоялось первое дефиле в особняке на улице Спонтини, ранее принадлежавшем художнику Форэну. И снова триумф.

В 1966-м YSL открывает первый бутик прет-а-порте Yves Saint Laurent Rive Gauche, названный в честь левого берега Сены, обладавшего в те годы репутацией вольнодумного, студенческого и - через пару лет - революционного. Но в моде Ив Сен-Лоран сделал свою революцию уже тогда, одним из первых заявив о желании развивать идеи кутюра в более реальном и жизненном формате прет-а-порте. В том же году Сен-Лоран одел Катрин Денев, игравшую в другом манифесте эпохи - «Дневной красавице» Бюнюэля. Денев была поклонницей Сен-Лорана с самого его дебюта в 1958-м, она пела ему в 2002-м на торжественном и прощальном показе в честь 40-летия Дома, прошедшем на Stade de France перед финалом Кубка мира, она читала ему стихи Уолта Уитмена 5 июня 2008 года в церкви Сен-Рок. Актриса была не только адептом, но и верным другом кутюрье, как никто чувствовавшим тончайшую природу его гения.

«Ив был невероятным, - сказала Денев в одном из многочисленных интервью начала июня. - Он постоянно совершал фантастически дерзкие вещи, на какие способен только очень робкий человек».

Дерзкого и прекрасного после Сен-Лорана действительно осталось много - настолько богатого творческого наследства не оставил, пожалуй, ни один модельер XX века. Это особенно чувствуется сейчас, когда мода очевидным образом выдохлась и нормальной практикой стала переработка того, что создали прошлые поколения. Плоды буйной фантазии Сен-Лорана в новом мире вторичности - одни из самых востребованных. «Нам очень жаль, что мы не были лично знакомы с ним, ведь мы столькому научились именно у него, он был нашим источником вдохновения миллион раз, - вздыхали на похоронах Доменико Дольче и Стефано Габбана. - Мы настолько внимательно изучали его творчество, что знали о нем буквально все. Все, что он сделал, было абсолютно актуальным, особенно игра в мужское-женское: Ив Сен-Лоран был первым, кто создал сексуальный мужской костюм для женщины». Кстати, даже это обращение к моде прошлых лет придумал Сен-Лоран. Другая его известная подруга, Палома Пикассо, вспоминала, как на одной из вечеринок найденный ею на блошином рынке костюм 40-х годов произвел на Сен-Лорана такое сильное впечатление, что вдохновил его на знаменитую коллекцию 1971 года в стиле 40-х и Марлен Дитрих.

Сен-Лоран и его фэшн-гетеры, 1970

Вспоминая Дитрих, Сен-Лоран создал свои знаменитые smoking suits, а следом за ними развил тему брючных костюмов, как никто до него. Это стало настоящим бумом конца 60-х - начала 70-х. Сегодня трудно поверить, что первых носительниц брюк YSL могли не пустить в приличный ресторан. Одна такая смелая модница, когда ей указали на неправильный дресс-код, просто сняла брюки, оставшись в жакете - на это метрдотелю уже нечего было возразить. Вообще изобретение женских брюк любят приписывать очень многим дизайнерам, и, скорее всего, первой за них должна отвечать Шанель. Но Сен-Лоран и не пытался приписать себе чьих-то заслуг - боже упаси, он всегда преклонялся перед авторитетом Шанель. Талантливо развивая тему «мужского для женщин», он никогда не был «феминистом», если можно так выразиться, и всегда понимал, что сила женщины именно в ее женственности.

Недаром несколько лет спустя его следующим и многократно воспроизведенным впоследствии хитом стала прозрачная блузка. И эту сексуальную свободу женщины тоже приняли от Сен-Лорана с благодарностью. Главный редактор Vogue Диана Вриланд говорила, что у Сен-Лорана «есть специальная волшебная дудочка для женщин. Что бы он ни сделал, женщины любого возраста в любом конце света послушают и пойдут туда, куда он им укажет».

АНАРХИСТ

Пусть Сен-Лоран и не агитировал за равенство полов, однако собственным примером доказал, скорее, обратное. В 1971 году вышла реклама мужского парфюма Yves Saint Laurent Pour Homme, представляющая собой фотопортрет сидящего Ива, абсолютно обнаженного - с чувством юмора у Сен-Лорана все обстояло так же хорошо, как и с чувством прекрасного. Реклама и духи пользовались большим спросом.

Следующий баснословно успешный парфюм от YSL появился в 1977 году под шикарным названием Opium. И его рекламные кампании тоже никогда не проходят незамеченными: в них снимались Линда Евангелиста, Руперт Эверетт, обнаженная Софи Даль (эту сессию запретили во многих странах), а за камерой успел постоять Дэвид Линч.

О бурных 70-х и активном участии Ива в гедонистических эскападах десятилетия вспоминали в связи с печальным поводом многие. Актриса и модель Мариза Беренсон, внучка другой шутницы от моды, Эльзы Скьяпарелли, с нежностью рассказывала журналистам о бесконечном празднике жизни, о «времени, когда мы были молоды и все было пропитано свободой». И эту прекрасную эпоху для нее, как и для многих, воплощал Ив Сен-Лоран.

Как и все великие эстеты, Сен-Лоран боготворил роскошь

Впоследствии кутюрье открыто признавался в своем многолетнем пристрастии к наркотикам и прочим опиумам. Это и не удивительно, зная его израненную, невротичную натуру и ту удивительную творческую форму, в которой он пребывал всю жизнь. «Сколько эскизов вы делаете для одной коллекции?» - спрашивает теледиктор в костюме у Сен-Лорана в белом докторском халате. На дворе 1968 год. «Около тысячи». - «А сколько моделей остается в итоге?» - «Двести». - «Какой потрясающий отбор!» - «Да». - «И сколько времени уходит на создание этих эскизов и моделей?» - «Все эскизы я рисую за две недели. Модели наша студия отшивает в течение полутора месяцев». Так работать на протяжении 40 лет можно лишь с одним главным допингом - безграничной любовью к прекрасному. Сен-Лоран никогда не ограничивал себя ни в чем, и любовь, например к современному искусству, смело переносил в свои коллекции. Искусство отвечало ему взаимностью: вспомните знаменитую серию портретов Сен-Лорана работы Энди Уорхола. Самая знаменитая арт-работа Сен-Лорана - его мондриановские платья. Затем были посвящения арлекинам Пикассо и голубям Брака, жакеты, расшитые роскошными подсолнухами Ван Гога, и коллекция 1976 года, посвященная «Русским сезонам» Дягилева.

Сен-Лоран и Берже сами были страстными коллекционерами. Их огромная коллекция хранится в парижском доме, в живописном замке Габриэль в Бретани, посвященном любимому писателю Сен-Лорана - Марселю Прусту, а также в их уникальной ультрамариновой вилле Мажорель в Марракеше. Сегодня вилла открыта для посещения - и там есть на что посмотреть. Например, на волшебный райский сад, где Сен-Лоран со своим бульдогом, по кличке Мужик III, находил уединение в течение последних лет жизни и где развеян его прах.

В 1983 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась ретроспектива его творчества, приуроченная к 25-летнему юбилею. Это была первая в истории выставка еще живущего модельера в музейных стенах. Пьер Берже как-то сказал: «Я не знаю, можно ли назвать моду искусством, но я точно знаю, что моде необходим художник». Многие склонны преувеличивать роль Пьера Берже, безусловно, огромную, в жизни и карьере Сен-Лорана. Мол, с таким покровителем и не таких высот можно достичь. На что сам Берже прекрасно парировал: «Прежде всего для этого надо быть Сен-Лораном».

Даты

1960

Сен-Лорана неожиданно призывают в армию. Для него это было почти смерти подобно - спустя пару месяцев с острейшим нервным срывом Ив попадает из казармы прямо в психушку. Там с ним не церемонятся: электрошок, жесткая лекарственная и психотерапия. Еще через несколько недель он весил 35 килограммов.

1966

Сен-Лоран представляет на суд публики один из своих шедевров - первый женский смокинг - и открывает первый бутик прет-а-порте Yves Saint Laurent Rive Gauche. В этом же году он делает костюмы для фильма Луиса Бюнюэля «Дневная красавица», заложив тем самым фундамент для прочной дружбы французского кино и Высокой моды.

1971

Ив Сен-Лоран позирует обнаженным для рекламы мужского аромата, став таким образом первым кутюрье, сделавшим, по примеру Энди Уорхола, средоточием своей эстетики самого себя. Через 30 лет его примеру последуют современные нарциссы от моды - Джон Гальяно, Том Форд и Дольче и Габбана.

2004

Фонд Pierre Bergé-Yves Saint Laurent, которому принадлежит более 15 000 артефактов - картины, мебель и предметы искусства - и 5000 моделей кутюрье, открывает выставку «Ив Сен-Лоран: диалог с искусством». Ив был не только бурлящим идеями гением, но и дотошным самокаталогизатором, понимавшим художественную и историческую ценность всего, что выходило из-под его карандаша.

2008

За несколько недель до смерти кутюрье Сен-Лоран и Берже заключили гражданский брак. Их романтические отношения закончились в 1976-м, но Берже остался другом и бизнес-партнером Сен-Лорана. На похоронах Берже сказал: «Однажды я присоединюсь к тебе под марокканскими пальмами».

Фото: jeanloup sieff, rda/vostock photo

Часто проверяете почту? Пусть там что-то интересное от нас.

Бренд Yves Saint Laurent (который сейчас переименован в Saint Laurent Paris по инициативе нового креативного дизайнера ) – это настоящая революция в мире моды. И заслуга в этом, конечно же, принадлежит его создателю и креативному дизайнеру Иву Сен-Лорану. Он создал стиль, который вне времени, и каждой женщине позволяет быть модной, оставаясь индивидуальностью. Он и сам был яркой, интересной личностью и немного провидцем, который лучше самих модниц чувствовал, что они захотят носить завтра.

«Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».

Ему было всего лишь 19 лет, когда его рисунки понравились великому Кристиану Диору. Он стал его помощником, а затем и преемником. Немыслимый поступок в то время. Ведь самому Диору был 41 год, когда он открывал свой Дом. Столь блистательно начавшаяся карьера прервалась службой в армии, нервным срывом, за которым последовала больница.

Ваш любимый цвет? - Черный. - Качество, которое Вы больше всего цените в людях? - Терпимость. - Ваш главный недостаток? - Застенчивость. - Что вы всегда готовы простить? - Предательство.

Он так и остался на всю жизнь неврастеником. Но на дворе уже были 60-е - эпоха как раз таких гениальных неврастеников, выросших в роскоши. В 1961 году 25-летний Сен-Лоран открывает собственный Дом. В последующие годы он навсегда изменил мир моды, предложив то, что до него никому не приходило в голову.

Платья в африканском стиле

Его африканская коллекция, представленная в 1967 году, до сих пор считается одной из важнейших в истории моды и одной из лучших в творчестве дизайнера. Коллекция была навеяна воспоминаниями о кратком периоде военной службы на этом высушенном солнцем континенте. Он включил в нее экзотические мотивы первобытных украшений, яркие деревянные бусины, высокие африканские прически.

«Посещение Марракеша стало для меня сильнейшим шоком. Этот город научил меня цвету».

Кстати, Марракеш настолько вдохновил модельера, что он приобрел здесь особняк, который теперь является музеем дизайнера. Прах великого кутюрье развеян именно здесь.

Женский смокинг

В 1966 году Ив Сен-Лоран произвел настоящую революцию в мире моды: он одел женщину в смокинг, считавшийся исключительно мужской одеждой. Новый образ от Лорана моментально завоевал любовь парижских модниц, а по-настоящему популярным стал после того, как Le Smoking увековечил в фотосессии для Vogue культовый фотограф Хельмут Ньютон.

Сам Сен-Лоран любил повторять, что женский смокинг – часть стиля, а не прихоть моды. Ведь мода меняется, а стиль вечен.

В смокинги Yves Saint Laurent тут же оделись Катрин Денев, Франсуаза Арди, Лайза Миннелли и великое множество светских дам.

Прозрачные блузки

В 1962 году Ив Сен-Лоран стал участником большого скандала. Виной тому послужили прозрачные блузки, созданные дизайнером. Однако Ив никогда не обращал внимания на критику. Он был уверен, что лучше самих женщин знает, что им нужно. И был прав, с годами это подтвердилось.

Ботфорты

Большинство женщин нынче даже и не догадываются о том, что благодарить за возможность носить ботфорты они должны именно Сен-Лорана. Ведь именно он включил эту часть некогда только мужского гардероба в свои коллекции женской одежды.

Линия pret-a-porter

В 1966 году дизайнер открыл свой первый бутик Rive Gauche, названный в честь считавшегося тогда пристанищем анархистов левого берега Сены, совершив еще одну революцию - в магазине продавалась повседневная одежда, ни в чем не уступающая вечерней. С тех пор дизайнеры 2 раза в год (весной и осенью) представляют коллекции prêt-à-porter (в переводе с французского - «готовое к носке» или «готовое платье», - прим. сайт).

Стиль сафари

Довольно долгое время одежду в стиле «сафари» носили лишь охотники и натуралисты, но в 50-х годах благодаря кинематографу она завоевывает любовь модников во всем мире. В 1968 году была представлена знаменитая коллекция YSL в стиле сафари, вызвавшая бум среди поклонников творчества кутюрье и в корне изменившая представление о том, как должна выглядеть одежда для путешествий. Культовый шнурованный жакет Saharienne из этой коллекции по сей день считается визитной карточкой модного Дома.

Кожаный жакет

В коллекции 1962 года Ив Сен-Лоран предложил женщинам примерить кожаные куртки, тогда еще только черного цвета. Так что вечно модными кожаными изделиями женщины опять-таки должны быть обязаны гению Сен-Лорана, а не комиссарам 20-х.

Стиль унисекс

Дружба с Бетти Катру вдохновила Ива Сен-Лорана на создание стиля унисекс. Светская дама, ставшая модельеру музой и преданным другом, обладала андрогинной внешностью и рано поняла, какая одежда ей к лицу. В основном она носила «мужские» вещи: брюки, джинсы, простые свитера, рубашки, футболки, мужские пиджаки и обувь. Этому стилю она не изменяла никогда. Своим внешним видом, отношением к жизни она и вдохновила великого мастера Ива Сен-Лорана на создание стиля, который соединял мужское и женское начала воедино. С этого времени стиль унисекс начал свое триумфальное шествие по миру моды.

Это был скандал, настоящий вызов обществу, когда женщин в брючных костюмах отказывались пускать в публичные места. В 60-е годы при входах в парижские рестораны все еще висела табличка «Женщинам в широких брюках не входить!».

Обнаженное тело в рекламе парфюма

В 1971 году дизайнер в очередной раз шокировал публику, снявшись в рекламной кампании первого мужского аромата YSL Pour Homme. Ив Сен-Лоран не только стал первым дизайнером, который появился в рекламе собственного бренда, но еще и первым кутюрье, позировавшим для рекламы обнаженным.

Темнокожие манекенщицы

Участие в модных показах темнокожих моделей стало еще одним скандальным нововведением великого кутюрье. Карьера знаменитой «черной пантеры» Наоми Кэмпбелл началась с дефиле во время показа модной коллекции YSL. В августе 1988 она появилась на обложке французского Vogue как первая темнокожая модель. Этому предшествовала угроза ее друга и наставника Ива Сен-Лорана забрать всю свою рекламу из журнала, если редакция откажется разместить фото Кэмпбелл или любой другой чернокожей модели на обложке.

«Я в неоплатном долгу перед ним, - поделилась Наоми Кэмпбелл. - Он поддерживал меня, а следовательно и всех девушек с другим цветом кожи».

В 2002 году Ив Сен-Лоран покинул свой Дом моды, проиграв борьбу с владельцами компании в игре «Творчество или бизнес». А в 2008 году великого кутюрье не стало. Но остались придуманные Ивом Сен-Лораном вещи, которые есть сегодня в гардеробе каждой женщины: яркие платья, ботфорты, брючные костюмы и многое другое.


Кутюрье голубых кровей Ив Сен Лоран и его музы

Они были связаны невидимыми нитями - мастер и его очаровательные музы. Они искали и находили вдохновение друг в друге: гениальный модельер Ив Сен Лоран и его модели, глядя на которых тысячи женщин на планете учились самовыражаться и создавать свой стиль. И каждая из них оставила в жизни великого кутюрье заметный след.

Бетти Катру: сумасшедшая муза


Ив Сен Лоран и Бетти Катру.

Ив Сен Лоран увидел ее в ночном клубе в 1967 году и был сражен неповторимым стилем юной бунтарки. Отказ Бетти принять участие в его показе лишь разогрел интерес кутюрье. Она отрицала интерес к моде, но стала верной спутницей и названой сестрой дизайнера.

Бетти предпочитала мужской стиль в одежде, подчеркивающий ее женственность. Это невероятное сочетание мужского и женского начала вдохновило модельера на создание коллекции Le Smoking, ставшей символом свободы в одежде для девушек.

Бетти Катру.

Они были похожи по характеру, словно брат и сестра. Они оба часто вели себя вызывающе и не обращали никакого внимания на общественное мнение. Помимо вдохновения, Бетти Карту привнесла в жизнь Лорана пристрастие к наркотикам и алкоголю. Она сопровождала его на всех безумных вечеринках, а позже они вместе лечились в наркологической клинике. Позже Бетти признается, что она оказывала на любимого братика не слишком хорошее влияние.

После ухода Лорана из Модного дома Том Форд посвятил свою первую коллекцию именно Бетти. Во время показа было полное ощущение, что по подиуму вышагивают множество разных и одновременно одинаковых Бетти Карту.

Лулу де ла Фалез: трудолюбивая муза


Она была рождена в мире и для мира искусства и моды. Ив Сен Лоран познакомился в младшим редактором журнала о светской жизни «Queen» в 1968 году, а уже через четыре года она стала ответственной за дизайн украшений и аксессуаров в империи Лорана. Тридцать лет она отдала Модному дому Ив Сен Лорана, введя в моду объемные украшения, потрясающие тюрбаны с восточными мотивами и удивительные ориентальные орнаменты.


Ив Сен Лоран и Лулу де ла Фалез.

При этом Лулу де ла Фалез категорически отказывалась от звания музы. Луиза Вава Лусия Генриэтта привыкла всего добиваться собственным трудом, в отличие от праздных существ, призванных вдохновлять мастера только фактом своего присутствия.

Верушка: аристократичная муза

Верушка.

Она разительно отличалась от своих коллег по цеху. С самого начала своей карьеры Вера Готтлиб Анна фон Лендорфф тщательно скрывала свое аристократическое происхождение. Но при этом нельзя было не заметить благородство осанки и хорошие манеры Верушки.


Верушка.

Ив Сен Лоран считал ее одной из любимых моделей и создавал для Верушки самые удивительные образы. Самой известной и знаковой стала фотосессия Верушке в созданном кутюрье костюме сафари. Эта съемка была причислена к произведениям искусства фотографии и в настоящее время хранится в музее.

В 1969 году Ив Сен Лоран, используя бронзовый слепок бюста и талии Верушки, покрытый золотом, создал одну из самых успешных своих коллекций.

Катрин Денев: сложная муза


Ив Сен Лоран и Катрин Денев.

Катрин Денев всегда отличалась каким-то удивительным чувством собственного достоинства. Она точно знала, чего хочет от этой жизни и знала, как этого добиться. В 1965 году юная актриса для своего визита к английской королеве выбрала платье от Ив Сен Лорана, чем позабавила многих, но не самого дизайнера. Он увидел в ней ту женщину, которую отличает двойственность натуры и самого образа жизни. Днем она одна, а вечером – совершенно другая. Днем она прячет свою фигуру за складками платья, а вечером предстает во всем блеске своей чувственности.


Ив Сен Лоран и Катрин Денев.

Катрин стала не столько музой, сколько верным другом гения моды, высоко ценя его талант и с глубоким почтением относясь к личности дизайнера.

Палома Пикассо: муза Скандала


Дочь Пабло Пикассо смогла удивить кутюрье буквально в момент первой встречи. Она была одета в настоящее винтажное платье из 40-х, с невероятной розовой шляпой, ранее принадлежавшей матери эпатажной светской львицы Паломы Пикассо.


Ив Сен Лоран и Палома Пикассо.

Уловив очарование образа Паломы, кутюрье создал коллекцию одежды в стиле сороковых годов под названием «Скандал». Ювелирные изделия для показа создавала сама дочь художника. Критики восприняли эту коллекцию весьма прохладно, им не понравилось напоминание о военных годах. Но именно эта коллекция положила начало дружбе между Ив Сен Лораном и удивительной Паломой. В день своей свадьбы она блистала в наряде от великого кутюрье.

Летиция Каста: младшая муза


Ив Сен Лоран и Летиция Каста.

1 августа 1936 года родился Ив Сен-Лоран. Он всегда признавался, что свой фирменный стиль нашел именно благодаря окружавшим его женщинам. Катрин Денев, Верушка, Лулу де ла Фалез, Бетти Катру и Палома Пикассо - сайт рассказывает о главных женщинах в жизни легендарного француза.

Катрин Денев

Они познакомились в Париже, когда ей было 23, а ему - 30: к тому времени Ив Сен-Лоран основал собственный модный дом и успел заслужить статус модного революционера, а юная была начинающей звездой - на экраны как раз вышла картина "Шербургские зонтики" . Тогда, в 1966 году, Сен-Лоран создал для актрисы одно из самых важных платьев в ее жизни: белый наряд из крепа с красным декором, в котором юная актриса появилась на встрече с королевой Елизаветой II в марте 1966 года.

Катрин Денев, Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая на вечеринке (1967 год)

Сен-Лоран не просто шил платья для актрисы: он сделал Катрин Денев воплощением французского стиля, предложив ей несколько смелых решений, на которые она вряд ли бы решилась самостоятельно. Так, в 1967 году дизайнер "одел" Денев для фильма "Дневная красавица" - сюрреалистичной драмы Луиса Бунюэля, где актриса сыграла буржуа-мазохистку, устроившуюся работать в бордель для удовлетворения собственных желаний. В фильме героиня Денев появляется в застегнутых на все пуговицы тренчах и платьях ровного кроя с белым воротничком - внешняя сдержанность и элегантность, которой добился гений Сен-Лорана при помощи нарядов, только подчеркивала внутреннюю страстность героини.

Кадр из фильма "Дневная красавица"

Они долго работали вместе - Сен-Лоран шил костюмы для фильмов "Сирена с Миссисипи", "Голод", готовил наряды для выходов актрисы на Каннском фестивале и для повседневной жизни. Причем, как признавалась Денев, большую часть нарядов для себя она выбирала прямо на показах, и редко нуждалась в индивидуальных примерках.

В 2002 году дизайнер заявил об уходе на пенсию. В парижском центре Помпиду прошло прощальное ретроспективное шоу, ключевым моментом которого стало появление Катрин Денев. Она пела для кутюрье песню, а Сен-Лоран вышел с ней, чтобы поклониться публике в последний раз. Свидетели говорят, что на глазах кутюрье были слезы.

В 1962 году, основав вместе с другом и коллегой Пьером Берже собственный модный Дом, Ив Сен-Лоран сразу же погрузился в смелые эксперименты: так, именно он первым одел девушек в двубортные пиджаки и прозрачные сорочки, и вывел на парижские улицы этнику. На последнее его вдохновила эксцентричная Лулу де ла Фалез, дочь знаменитой модели Максим де ла Фалез, работавшей у Эльзы Скиапарелли.

Лулу, до знакомства с Сен-Лораном успевшая поработать с Роем Халстоном, любила и умела носить наряды в восточном стиле, и позже многие цитаты из ее личного стиля, например, тюрбаны и перья, можно было увидеть в коллекциях Сен-Лорана. В 1972 году Лулу присоединяется к команде французского дизайнера: она была его музой, моделью, а также долгие годы отвечала за создание украшений и головных уборов для дома.

Ив Сен-Лоран и Лулу де ла Фалез проработали вместе более 30 лет: вместе готовили коллекции, вместе веселились в богемных клубах Парижа. Иначе как музой дизайнера Лулу де ла Фалез сегодня не называют, хотя она всю жизнь повторяла, что не любит это слово, и что великому Сен-Лорану она была не музой, а другом.

Июнь 1968 года. Культовая модель позирует для американского Vogue перед объективом фотографа Франко Рубартелли. В тот день он сделал один из самых знаменитых в истории мировой моды снимков: соблазнительная блондинка Верушка, облаченная в жакет YSL в стиле сафари со шнуровкой, с ружьем за спиной.

В тот год Сен-Лоран как раз выпустил коллекцию в стиле сафари, произведя фурор в Париже: никто до него не предполагал, что одежда для путешествий может выглядеть именно так. Благодаря кадру Рубартелли для многих именно Верушка стала воплощением стиля сафари - повседневного и сексуального одновременно. Сегодня это легендарное фото хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Немка Вера фон Лендорф (настоящее имя Верушки) - личность со сложной биографией: она происходила из аристократического немецкого рода, но ее семья была обвинена в пособничестве нацистам, и в детстве девочка попала в концлагерь. В Европе и Америке в 60-е она стала музой самых талантливых мужчин того времени - Сальвадора Дали, Микеланджело Антониони, Хельмута Ньютона.

Ива Сен-Лорана, в показах которого девушка выходила на подиум несколько лет подряд, Верушка вдохновляла на самые смелые поступки. Так, в 1969 году дизайнер заказал скульптору Клоду Лаллану слепок бюста и талии модели: их отлили в бронзе, потом покрыли золотом, а дизайнер, пришив к ним куски шелковой ткани, сделал из них платья. Необычные наряды, вдохновленные Верушкой, в 2002 году показали в последнем ретроспективном дефиле Сен-Лорана.

Палома Пикассо

Есть красивая легенда о том, как Ив Сен-Лоран познакомился с дочерью одного из самых знаменитых художников мира. Палома Пикассо пришла на вечеринку в дом к дизайнеру и поразила его своим элегантным образом. На ней было платье родом из 40-х, которое она купила на блошином рынке в Париже, на голове - тюрбан, и Сен-Лоран тот час же предложил ей быть его моделью, а через несколько дней написал портрет девушки.

Палома, изучавшая ювелирное искусство в университете в Париже и успевшая поработать художником в нескольких театрах, поразила дизайнера не только своим стилем, но и талантом: спустя короткое время после знакомства она стала создавать украшения для коллекций Сен-Лорана. Но связывала их не только работа, но и дружба: именно Сен-Лорану в 1978 году Палома доверила создание платья для своей свадьбы с аргентинским художником Рафаэлем Лопесом Кэмпбелом.

Бетти Катру

Невозможно представить Ива Сен-Лорана еще без одной девушки, которая стала его вдохновением. Именно для дизайнер придумал смокинг и восхищался ее андрогинной внешностью.

Бетти Катру родилась в 1945 году и первые несколько лет жила в Бразилии, но затем ее мама решила вернуться в Париж. Детство будущей модели было безоблачным - буржуазное воспитание и соответствующий круг общения сделали свое дело. Катру росла беспечной девушкой, любила веселиться и танцевать. Именно в ночном клубе в 1967 году и произошла ее судьбоносная встреча с молодым Ивом Сен-Лораном.

Кутюрье как-то вспоминал, что они говорили обо всем на свете кроме моды и это очень нравилось ему. Сама Катру рассказывает, что их любимыми местами были клубы Set и Palace: "Это было сплошное безумие. Я не знаю, как мы возвращались домой живыми".

Ив Сен Лоран 1. «Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я». Так выражал свою позицию Ив Сен Лоран, и в этом весь он. Его наряды были настолько прекрасны, что могли доставить женщинам столько же счастья, сколько любящий мужчина. Если любовь вам не улыбается, то почему бы вам не улыбнуться от нового платья?

Платье-трапеция из первой коллекции Ив Сен Лорана 2. Именно с легкой руки Ив Сен Лорана женщины повсеместно стали облачаться в брюки . Он демонстрировал брюки в своих коллекциях, чем вызывал массу упреков. Девушек в брюках от знаменито модельера, порой, не пускали в рестораны. Сегодня в брюках ходят абсолютно все, и этим никого не удивишь. Не бойтесь придумывать и делать что-то новое. Даже если все вокруг этому противятся.

Модель Верушка в пиджаке «сафари», YSL 3. «Гардероб - это образ жизни». Мало один раз закупить несколько модных комплектов, и на этом остановиться. В моде нужно быть все время начеку: , хватайте его тут же. Для человека, который хочет всегда быть стильным, это и вправду должно стать образом жизни.

Ив Сен Лоран заставил женщин полюбить головные уборы 4. «Элегантным может называться лишь столь ослепительное платье, что его нельзя надеть дважды». Да и зачем? Платье должно жить один день, но жить ярко, и запомниться абсолютно всем. Не стоит надевать одно и то же платье на все вечеринки и корпоративы. Потратьтесь на себя, любимую, и приходите на праздники в новом.

Платье Мондриан, созданное Лораном в 1965 году, буквально перевернуло мир моды 5. Ив Сен Лоран ввел в моду понятие унисекс. Конечно, существовало это явление в одежде и раньше, но именно именитый модельер вывел его на широкое обозрение публики. Унисекс настолько прочно укрепился в модной нише, что сегодня границы в мужском и женском стиле все больше расплываются. Если вы смелы, но при этом практичны - обратите свое внимание на этот интересный стиль, воспетый Ив Сен Лораном.

Смокинг, Yves Saint Laurent, фотогафия Хельмута Ньютона 6. «Если тело женщины ухожено, всегда найдется тот, кто купит ей норковую шубу» . Состояние нашей кожи и тела в целом - едва ли не самый главный показатель здоровья и красоты. Ходите к косметологу, пейте как можно больше чистой воды, занимайтесь фитнесом. Мужчины обязательно это оценят.

Катрин Денев в шубке YSL 7. «Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит». Черный цвет, как таковой, является самым элегантным цветом . И если рядом с вами находится любимый мужчина, и ваше лицо озаряют глаза, полные счастья, то и аксессуары никакие не нужны.

Ив Сен Лоран ввел моду на андрогинность 8. В 1966 году Ив Сен Лоран предлагает женщинам платье в виде смокинга, чем вызывает настоящий шок у публики. Рискуйте и экспериментируйте, ведь всегда приятно получить дозу адреналина, хотя бы и от нового необычного наряда.

Модельер Ив Сен Лоран/ Yves Saint Laurent (1936-2008)

Ив Сен Лоран рисует эскизы своей будущей коллекции.

Первое платье-трапеция, 1958 год.

Платье невесты, 1965 год.

Прозрачное платье с перьями взбудоражило модную общественность.

Платье Мондриан, 1965 год.

Ив Сен Лоран с Лулу де ла Фалез и Бетти Катру.

Лоран и Катрин Денев.

Ив Сен Лоран одел женщин в мужские костюмы...

И смокинги.

Мик Джаггер и Бьянка Перес Морена де Масиас. Бьянка выходила замуж в костюме от Лорана.

С актрисой Катрин Денев и русской балериной Майей Плисецкой, Париж, 1971 год.

Ив Сен Лоран всегда следил за своим показом из зоны backstage.

Карла Бруни на показе YSL

Джерри Холл на показе YSL.

Последний показ Ив Сен Лорана, 2002 год.

«Я думаю, это было красиво...». На последнем шоу великого модельера.

9. «Любовь - это самая лучшая косметика, она удивительно украшает лицо влюбленной женщины. Но косметику купить куда легче, чем обрести любовь». И снова Ив Сен Лоран намекает на то, что лучше всего женщину красит любовь. Но остальным советует не отчаиваться. Если и вы пока не встретили это светлое чувство, то купите себе новую яркую помаду, и мир заиграет для вас такими же яркими красками.

Ив Сен Лоран создавал непросто платья, а настоящие произведения искусства 10. «Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит». Очень важно не просто носить на себе вещи, но и самой быть личностью. Своим творчеством Ив Сен Лоран воспевает женщину, ведь именно она украшает одежду, а не наоборот.

Декупаж