Автобиография джахан поллыева. Поллыева Джахан Реджеповна - российский государственный деятель, поэт-песенник: биография, личная жизнь, карьера, творчество

Джахан Реджеповна Поллыева - очень разносторонняя личность. Она известна как государственный деятель, талантливый юрист, спичрайтер президента РФ и поэт-песенник, чьи произведения исполняются самыми известными представителями российской эстрады. Биография Джахан Поллыевой, ее личная жизнь, карьера и творчество - далее в статье.

Ранние годы

Джахан Реджеповна Поллыева родилась в Ашхабаде (Туркмения), дата рождения 15 апреля 1960 года. Ее родители работали преподавателями в Туркменском государственном университете имени Максима Горького (современный университет имени Махтумкули), отец преподавал историю и зарубежную литературу, а мать английский язык. Дедушка по отцу преподавал политэкономию в том же университете, а бабушка - его жена - работала судьей высшей ступени в Верховном Суде Туркменской ССР. Другой дедушка Джахан прошел всю войну и погиб в битве за Берлин в 1945 году. В такой семье девочка не могла расти без амбиций - самое разностороннее образование она получила от родных еще до того, как пошла в школу, в частности, знала основы английского языка, разбиралась в некоторых аспектах истории, литературы, юриспруденции и политологии.

После окончания средней школы Джахан Поллыева решила идти по стопам бабушки и поступила на юридический факультет в тот же университет, где работали ее родители. Это было в 1977 году. Во время учебы на первом курсе Джахан вышла замуж за комсомольского работника - когда его перевели на работу в Москву, девушка получила официальный перевод на юридический факультет МГУ, где и закончила свое обучение в 1982 году. В том же году Джахан поступила в аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, где в 1986 году успешно защитила диссертацию и стала кандидатом юридических наук.

Начало карьеры

С 1986 по 1990 год в своей карьере Джахан Поллыева прошла путь от младшего научного сотрудника до заведующей по политико-правовым делам в Научно-исследовательском центре Института молодежи. Она была одной из руководителей разработчиков Закона "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", который был принят в 1991 году. Таким образом при разработке проекта Поллыева одной из первых начала говорить о молодежных правах в СССР.

Уже в 1992 году Джахан Реджеповна вступила в должность консультанта Администрации Президента РСФСР. Здесь, с 1992 по 1993 год она принимала участие в разработке конституции РФ, за что впоследствии была удостоена почетной президентской грамоты.

С 1995 года по 1997-й Поллыева занимала должность вице-президента информационного агенства "Интерфакс".

Подъем

Стойкий характер, свежесть взглядов и высокий уровень профессионализма обеспечили Джахан Поллыевой быстрый подъем по политической карьерной лестнице - в октябре 1997 года она была назначена на должность старшего референта Президента РФ, а в январе 1998 года получила квалификацию действительного гос. советника РФ первого класса.

Администрация Президента

С сентября 1998 года по октябрь 2003-го Джахан Реджеповна занимала должность в Администрации Президента РФ, поначалу выполняя функции заместителя руководителя. Помощницей Президента Поллыева была назначена с марта 2004 года, и эту должность, с незначительными перерывами, она сохраняла до 2012 года.

Во время работы в Администрации Президента Поллыева руководила Референтурой Президента, отвечала за подготовку ежегодных посланий Президента, которые обращались к Федеральному собранию, составляла тексты его публичных выступлений. Именно будучи спичрайтером Путина, Джахан Поллыева ввела кардинально новую систему президентского спичрайтинга, расширив штат работников, введя их строгую иерархию, решив сократить привычный объем президентских посланий в три раза, а так же введя выдачу письменной формы послания непосредственно перед выступлением Президента, что помогло повысить интерес к выступлениям Главы государства.

Помимо этого Поллыева выполняла должности секретаря Совета по науке, технологиям и образованию, а также по вопросам гуманитарного сотрудничества со странами СНГ.

Глава аппарата Государственной думы

В результате выборов в Государственную думу 2011 года, Джахан Поллыева была утверждена на должность Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2012 году. Она занимала этот пост до 2016 года.

После этого Джахан Реджеповна покинула свой пост, выйдя на пенсию с выслугой лет. В настоящее время она является вице-президентом Санкт-Петербургской "Объединенной судостроительной корпорации".

Оценки деятельности

В современной политической истории России Джахан Поллыева считается самым успешным и наиболее профессиональным спичрайтером Президента РФ. Каждая речь, подготовленная под ее руководством, звучала оригинально, была лаконична и последовательна, со строгой точностью и аргументированностью. Помимо этого, за годы своей службы в Гос. думе и Аппарате президента Поллыева заслужила статус очень умного, профессионального и коммуникабельного аппаратчика. За советами к ней обращались все Президенты РФ - Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, а так же премьер-министры Сергей Кириенко, Виктор Черномырдин, Евгений Примаков и Сергей Степашин.

Творчество

Джахан Поллыева умело совмещала свою политическую работу с творчеством. На протяжении всей жизни отдушиной в напряженной работе для этой женщины была поэзия. На стихи Джахан Поллыевой писали музыку Крутой, Матвиенко и другие российский композиторы, в редких случаях она сама выступала композитором музыки для своих стихов. Еще более редко Джахан Реджеповна самостоятельно исполняет свои произведения - среди знаменитых вокалистов, исполняющих песни на ее стихи, Алла Пугачева, Александр Буйнов, Марк Тишман, Людмила Соколова, Виктория Дайнеко и другие.

  • "Опять метель" (Алла Пугачева в дуэте с Кристиной Орбакайте).
  • "Избранница" (Николай Басков).
  • "Нас бьют, мы летаем" (Алла Пугачева).
  • "Я смогу" (Алла Пугачева).
  • "От любви умирают" (Александр Буйнов).
  • "Ночь и день" (Александр Буйнов).
  • "Сердце" (Валерия и Александр Буйнов).
  • "Личное" (Марк Тишман).
  • "Апрель" (Марк Тишман).
  • "Многоточие" (Виктория Дайнеко и "Корни").
  • "Уезжай" (Виктория Дайнеко).
  • "Туман" (Анжелика Агрубаш).
  • "Дом" (Анжелика Агурбаш).
  • "Капелька" ("Фабрика").
  • "Новый год" (Митя Фомин).
  • "Новый год" (Игорь Крутой).

Самостоятельно Джахан Поллыева исполняла свои композиции "Прости любовь", "Ола", "Я тебя теряю", "Когда темно", "Ты переехал мой покой", "Наверно", "Там", "Я должна", "Двое", "Встречать не устану".

Песню "Апрель", которая вошла в репертуар Марка Тишмана, Джахан Реджеповна посвятила своему дедушке, погибшему на войне. Она сама написала музыку к этой песне.

Личная жизнь

Джахан Поллыева дважды выходила замуж. Как уже говорилось выше, в первый раз она вышла замуж еще на первом курсе института, ее супругом стал Мерген Каррыев, сотрудник аппарата Центрального Комитета ВЛКСМ, отставной следователь. В этом браке у Джахан родился сын Азат Каррыев. Он обучался за границей и в настоящее время является сотрудником департамента взаимодействия со СМИ.

В настоящее время Джахан Поллыева состоит в браке с Михаилом Юрьевичем Казачковым, генеральным директором ООО "РВС-Холдинг". Всю свою жизнь он посвятил вертолетам, является мастером вертолетного спорта, призером чемпионата мира и председателем правления Российской Ассоциации Вертолетной индустрии. В этом браке детей у супругов не появилось, поэтому Азат Каррыев является единственным сыном Джахан Реджеповны.

Скандальное ДТП

Джахан Поллыева попала в скандальную историю в 2011 году. Ее служебный автомобиль BMW 750 попал в дорожно-транспортное происшествие с автомобилем "Лада" 14 модели, в результате которого водитель "Лады", 19-летний студент Альберт Салчак, погиб. Было возбуждено уголовное дело, так как по началу невозможно было доказать, кто именно находился за рулем служебной машины Поллыевой. В последствии удалось доказать, что ни за рулем, ни в машине на момент происшествия Джахан Поллыевой не было. Но многие после этого отмечали, что машина "с мигалками" ехала именно по распоряжению Джахан Реджеповны. Виноватым в автокатастрофе был признан юноша - он ехал в машине своего отца, с номерами "666", которые в народе принято именовать "блатными", и нарушил ряд правил, прежде чем попал в аварию, стоившую ему жизни.

Награды

  • В 1991 году Джахан Реджеповна удостоилась Премии Ленинского комсомола за разработку Закона "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР".
  • Является обладательницей почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации».
  • В 2001 году удостоилась Ордена Почета - за многолетнюю добросовестную государственную службу.
  • В 2003 году получила благодарность от Президента Российской Федерации - за активное участие в подготовке Послания Президента РФ к Федеральному собранию в этом году.
  • В 2004 вновь получила благодарность от Президента РФ по такому же поводу, только на 2004 год.
  • В 2005 году Джахан Поллыева удостоилась национальной премии "Олимпия", которая вручается в ходе общественного признания достижений женщин от Российской академии бизнеса и предпринимательства.
  • С 2006 года Джахан Реджеповна является Почетным командором Московской командерии вин Бордо.
  • В 2008 году стала обладательницей Почетной грамоты Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации, а так же за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации в 1992-1993 году.
  • В 2010 году получила благодарность Президента Российской Федерации, вновь за подготовку Послания к Федеральному собранию на этот год.
  • Так же в 2010 году Джахан Реджеповна была удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» Третьей степени - за большие заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу, обеспечивающую деятельности Президента РФ.
  • В 2011 году получила Медаль Мхитара Гоша.
  • В 2015 году стала обладательницей Ордена Александра Невского - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность.

Помощник президента РФ, глава аппарата Госдумы

Родилась в 1960 году. Образование: Юридический факультет МГУ. Отец – преподаватель истории зарубежной литературы, мать –преподаватель английского языка. Разведена. Имеет сына.

Главный спичрайтер президентов России уже почти 20 лет работает на самых верхах. Попав в 32 года в администрацию к Борису Ельцину консультантом, Джахан Реджеповна успела поработать и в Белом доме, где была советником вице-премьера Бориса Немцова.

В 1997 году Поллыева стала старшим референтом президента и возглавила группу спичрайтеров главы государства. В мае 1998 руководила секретариатом премьер-министра Сергея Кириенко, а в сентябре назначена зам руководителя президентской администрации. К этому моменту она пробовала избираться в депутаты, а также пару лет была ответственным секретарем и вице-президентом информационного агентства Интерфакс.

По данным СМИ, она вела аппаратную борьбу с Владиславом Сурковым – другим заместителем главы администрации президента, который сумел переиграть Поллыеву и фактически занял ее место.

Другие источники утверждали, что Джахан как представитель «староельцинской команды» также конфликтовала с «чекистами», пришедшими в администрацию вместе с новым президентом Владимиром Путиным.

В марте 2004 года Джахан стала помощником президента Владимира Путина. Она курировала вопросы образования и науки, организовывала работу Совета при президенте по науке, технологиям и образованию. Кроме того, Поллыева обеспечивала подготовку проектов ежегодных посланий президента Федеральному Собранию и осуществляла общее руководство деятельностью президентской референтуры.

Джахан Реджеповна лично отвечала за написание речей для Путина. Кроме того, ее называли инициатором трехкратного сокращения объема ежегодных посланий президента, а также введения практики выдачи письменного варианта послания лишь после выступления президента.

В мае 2008 Медведев назначил Поллыеву одним из своих шести помощников. В конце декабря 2011 года думский комитет по регламенту одобрил ее кандидатуру на должность главы аппарата Госдумы, 13 января президент Дмитрий Медведев освободил её от должности помощника президента в связи с переходом на новую работу.

Эксперты называют ее опытным и жестким аппаратчиком, а между тем Джахан Реджеповна творческая натура: пишет стихи и рассказы, увлекается пением. Даже написала слова к одной из заглавных тем фильма «Ирония судьбы 2. Продолжение». Известно также, что Поллыева коллекционирует красные вина.

Сергей Шахрай,бывший советник вице-премьера правительства РФ:

Применительно к женщинам, говорят, что умная и красивая – это страшная сила. Но Джахан Полыева – это тот случай, когда и умная, и красивая, но сила абсолютно, позитивная.

Мне пришлось работать с Джахан. И это человек, который всё время, может, даже чуть-чуть опережает свежие политические технологии, всегда увлекалась чем-то новым в науке, ну, имеется в виду, в общественных науках. Ну, и надёжный и порядочный человек. Что для женщины тоже, как-то, не всегда свойственно. Можно всегда видеть какие-то перепады сильные настроения, эмоции.

Она умела быть красивой женщиной, и работать, как такой, круглосуточный член команды. В её присутствии, в этих мозговых штурмах, всегда хочется быть в форме, хочется быть умным. Ну, в общем, это к тому, о чём я говорил, позитивная сила.

Вот в тот период, когда мы работали в одной команде, она скорее нормальная, не жесткая, не мягкая. Возможно потом, работа накладывает, скажем так, необходимость быть жестче. Но я сотрудничаю с очень многими учеными, из академии наук, из институтов, которые с ней работали. И работают в совете по науке. Но их отзывы, для меня всегда были приятной информацией, что я не ошибался, и не ошибаюсь в своём диагнозе. То есть, она не покрылась, наверное, вот этой бронзовой чешуей. Огонь, воду, и медные трубы, она пережила достаточно нормально. В том, что она пишет и записывает, она мне рассказывала сама, но уже работая в Кремле. Потом, я увидел по телевидению. И я думаю, это свидетельство того, что человеку нужны помимо служебных, ещё и другие выходы, как хорошему действующему вулкану.

В 1977 году окончила среднюю школу № 12 г. Ашхабада. В том же году поступила на юридический факультет Туркменского государственного университета им. А. М. Горького. В связи с переводом мужа (комсомольского работника) в Москву, была переведена на юридический факультет МГУ.

Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1982 году и аспирантуру Института государства и права АН СССР в 1986 году. Кандидат юридических наук.

  • В 1986-1990 годах - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующая политико-правовым отделом Научно-исследовательского центра при Институте молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР. Один из руководителей группы разработчиков закона СССР «О молодежной политике».
  • В 1990-1991 годах - главный специалист, консультант Московского городского Совета народных депутатов.
  • В 1991-1992 годах - руководитель Отдела социально-политического анализа и прогнозирования, член Коллегии Службы Государственного советника Российской Федерации по политическим вопросам.
  • В 1992-1993 годах - консультант Администрации Президента Российской Федерации.
  • В 1993-1995 годах - советник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С. М. Шахрая.
  • В 1995-1997 годах - ответственный секретарь, вице-президент информационного агентства «Интерфакс».
  • В 1997 году - советник первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра топлива и энергетики Российской Федерации Б. Е. Немцова
  • В 1997 году - помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
  • С октября 1997 по май 1998 - старший референт Президента Российской Федерации.
  • В 1998 году - руководитель секретариата Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Кириенко
  • С мая 1998 года по март 2004 - заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
  • С марта 2004 года по 13 января 2012 года - помощник Президента Российской Федерации.
  • С августа 2004 года одновременно - секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. С ноября 2004 года одновременно - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам гуманитарного сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
  • С января 2012 года возглавила аппарат Государственной Думы.

Главный спичрайтер Президента России. Пишет послания Президента Федеральному собранию и другие публичные выступления Дмитрия Медведева, ранее - Владимира Путина, Бориса Ельцина.

Уголовное дело

В ночь с 23 на 24 ноября 2011 года у дома № 41 по Варшавскому служебный автомобиль BMW 750 Джохан Поллыевой попал в ДТП, следствием которого стала смерть водителя «Лады» 14 модели, студента Альберта Салчака. Прессой высказывались версии о том, что Администрацией президента осуществлялось массированное размещение статей в средствах массовой информации, призванных показать невиновность Поллыевой в происшествии. Анонсировалось возможное возбуждение уголовного дела.

Награды

  • Орден Почёта (16 апреля 2001 года) - за многолетнюю добросовестную государственную службу
  • Благодарность Президента Российской Федерации (8 июля 2003 года) - за активное участие в подготовке Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 год
  • Благодарность Президента Российской Федерации (12 июня 2004 года) - за активное участие в подготовке Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2004 год
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (12 декабря 2008 года) - за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации
  • Благодарность Президента Российской Федерации (18 января 2010 года) - за активное участие в подготовке послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 апреля 2010 года) - за большие заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу по обеспечению деятельности Президента Российской Федерации
  • Почётный командор Московской командерии вин Бордо.
Старший референт Президента Российской Федерации 30 октября 1997 года - 19 мая 1998 года Президент: Ельцин, Борис Николаевич Рождение: 15 апреля (1960-04-15 ) (59 лет)
Ашхабад , Туркменская ССР , СССР Супруг: Дети: двое детей Партия: КПСС → Единая Россия Образование: 1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
2. Учёная степень: кандидат юридических наук Профессия: юрист Деятельность: государственный деятель , политик , юрист , спичрайтер , поэт Награды:

Джаха́н Редже́повна Поллы́ева (туркм. Jahan Rejepowna Pollyýewa ; род. 15 апреля , Ашхабад , Туркменская ССР , СССР) - ведущий российский государственный и политический деятель, юрист, поэт. Кандидат юридических наук (1986). Заслуженный юрист Российской Федерации . Лауреат премии Ленинского комсомола (1991) . Действительный государственный советник РФ 1 класса (1998) . Член Союза писателей России .

Происхождение и образование

Карьера

Начало пути

Принимала активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации , за что спустя много лет была удостоена почётной грамоты Президента РФ .

В декабре 1993 года баллотировалась в Государственную Думу по списку Российского движения демократических реформ , которое возглавлял мэр Санкт-Петербурга А. Собчак . Движение не преодолело 5% избирательный барьер.

Приближение «к верхам»

19 мая 1998 г. в связи с переходом на другую работу была освобождена от должности старшего референта Президента РФ в связи с переходом на другую работу.

20 мая 1998 г. была назначена руководителем секретариата Председателя Правительства РФ Сергея Кириенко на время исполнения им своих полномочий . 28 августа 1998 г. была освобождена от занимаемой должности в связи с прекращением С. Кириенко исполнения полномочий Председателя Правительства РФ . Вернулась на работу в Администрацию Президента РФ .

В руководстве Администрации Президента

Сохранила занимаемую должность в октябре 2003 года , когда на смену действующему Руководителю Администрации Президента РФ А. Волошину пришел Д. Медведев . По данным СМИ, вела аппаратную борьбу со своим коллегой - другим заместителем Руководителя Администрации Президента РФ В. Сурковым , который все-таки сумел переиграть Поллыеву и по сути дела впоследствии занял её кресло.

В результате проведения реформы Администрации Президента РФ : со 2 марта 2004 года по 13 января 2012 года - помощник Президента РФ . 13 мая 2008 года была переназначена на этот пост вступившим в должность Президента РФ Д. Медведевым .

Осуществляла общее руководство деятельностью Референтуры Президента РФ . Руководила подготовкой ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ и иных программных документов Президента РФ, а также текстов его публичных выступлений. Лично руководила написанием речей для президентов Б. Ельцина , В. Путина и Д. Медведева . В СМИ утверждалось, что она ввела у президентских спичрайтеров строгую иерархию и значительно увеличила их штат. Поллыевой принадлежит инициатива трехкратного сокращения объёма текстов ежегодных посланий Президента РФ парламенту и введения практики выдачи письменного варианта послания только вслед за тем выступления главы государства. Все эти меры способствовали повышению интереса к посланию Президента РФ у его слушателей (первых лиц государства, членов правительства, парламентариев, аппаратных чиновников и экспертов).

Курировала также вопросы образования и науки, организовывала работу , а с ноября 2004 г. стала также координировать вопросы гуманитарного сотрудничества с государствами-участниками СНГ. С августа 2004 г. одновременно - секретарь Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию , и вместе с этим с ноября 2004 г. - специальный представитель Президента РФ по вопросам гуманитарного сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств .

Во главе аппарата Государственной Думы

Оценки и мнения

Вошла в современную политическую историю России как самый профессиональный спичрайтер Президента РФ. Речи главы государства, подготовленные под её руководством, отличались особенной стилистикой, лаконичностью, основательной аргументированностью и последовательностью. Каждая новая речь несла в себе оригинальность. Кроме того, Поллыева за годы своей длительной карьеры в президентской администрации наработала авторитет умного, коммуникабельного и серьезного профессионала-аппаратчика не только среди руководства администрации - в её советах нуждались сами главы государства (Б. Ельцин , В. Путин , Д. Медведев) и российские премьеры (С. Кириенко , В. Черномырдин , Е. Примаков и С. Степашин).

Наблюдатели оценивают её как опытного и жесткого аппаратчика. Непубличная фигура, нечасто даёт интервью СМИ. Однако в последнее время довольно часто посещает широкие публичные мероприятия, организованные ведущими деятелями российского шоу-бизнеса: участвует в церемониях вручения народной премии «Золотой граммофон », исполняет музыкальные композиции в паре с И. Матвиенко и А. Буйновым , который, по её словам, является её старым другом . Поллыева пишет короткие рассказы и стихи, увлекается пением. Записала диск с исполнением романсов разных авторов, тот, что был распространен ограниченным тиражам посреди друзей и знакомых. Коллекционирует красное вино, посещает тренажёрный зал, занимается гимнастикой.

Творчество

Поэт-песенник. Сотрудничает с Игорем Матвиенко , Игорем Крутым и другими известными российскими композиторами. Является автором текстов ряда популярных песен в исполнении самых ведущих звезд отечественного шоу-бизнеса:

  • «Опять метель» (исп. Алла Пугачёва , Кристина Орбакайте)
  • «Я смогу» (исп. Алла Пугачёва)
  • «Нас бьют, мы летаем» (исп. Алла Пугачева)
  • «Избранница» (исп. Николай Басков , Ярослав Сумишевский)
  • «Женская весна» (исп. Людмила Соколова)
  • «Прощай» (исп. Сати Казанова)
  • «Ночь и день» (исп. Александр Буйнов)
  • «От любви умирают» (исп. Александр Буйнов)
  • «Апрель» (исп. Марк Тишман)
  • «Мы сжигаем себя» (исп. Анастасия Спиридонова)
  • «Половинка» (исп. Марк Тишман и Виктория Дайнеко)
  • «Многоточие» (исп. гр. «Корни» и Виктория Дайнеко)
  • «Сердце» (исп. Валерия , Александр Буйнов)
  • «Ностальгия - французское слово» (исп. Игорь Миркурбанов)
  • «Туман» (исп. Анжелика Агурбаш)
  • «Похолодание» (исп. Сергей Нарышкин , Николай Расторгуев , Александр Буйнов и др.)
  • «Там, далеко» (исп. Сергей Волчков)
  • «Жить » в соавторстве с В. Селезнёв, Игорь Матвиенко , Александр Шаганов , и Тимати . Песню исполняет супергруппа из 27 артистов российской эстрады, 2016.

В апреле 2016 года отметила свой день рождения юбилейным творческим вечером в театре Александра Градского (Москва), на котором присутствовали Светлана Медведева , Сергей Нарышкин и другие известные политики и звезды российского шоу-бизнеса .

Семья

Муж - , генеральный директор ООО «РВС-Холдинг», председатель правления «Ассоциации Вертолетной Индустрии», мастер спорта по вертолетному спорту, призер чемпионата мира 2006 г.

Бывший супруг - экс-функционер ВЛКСМ и отставной следователь. Родной брат Поллыевой был работником прокуратуры, погиб в результате пьяной ссоры в ресторане.

Сын - Азат Каррыев, работает в департаменте взаимодействия со СМИ РАО «ЕЭС». Младшая сестра - Абадан Поллыева, ранее работала в Посольстве России в Туркменистане, затем переехала в Москву и заняла место заместителя председателя Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ, в настоящее время - начальник организационно-аналитического департамента Постоянного комитета Союзного государства России и Белоруссии .

ДТП со служебным автомобилем

Награды

  • премия Ленинского комсомола (1991) - за разработку Закона СССР "Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР"
  • почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации »
  • Орден Почёта (2001) - за многолетнюю добросовестную государственную службу
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2003) - за активное участие в подготовке Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2003 год
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2004) - за активное участие в подготовке Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2004 год
  • национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2005) Российской академии бизнеса и предпринимательства .
  • Почётный командор Московской командерии вин Бордо (2006) .
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (2008) - за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2010) - за активное участие в подготовке послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010) - за большие заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу по обеспечению деятельности Президента Российской Федерации
  • Орден Александра Невского (2015) - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность

Напишите отзыв о статье "Поллыева, Джахан Реджеповна"

Примечания

  1. // rutube.ru
  2. // persones.ru
  3. // my.mail.ru
  4. // rutube.ru
  5. // law.edu.ru
  6. // graph.document.kremlin.ru
  7. // docs.cntd.ru
  8. // docs.cntd.ru
  9. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 556-р
  10. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 1998 года № 1224-р
  11. // customsunion.ru
  12. Думский комитет по регламенту единогласно поддержал кандидатуру Джахан Поллыевой на должность главы аппарата Госдумы. - ИТАР-ТАСС, 27.12.2011
  13. // docs.cntd.ru
  14. «Российская газета » // rg.ru (27 декабря 2011 года)
  15. // youtube.com
  16. // muzbank.pro
  17. // youtube.com
  18. // postkomsg.com
  19. // lifenews.ru (25 ноября 2011 года)
  20. // graph.document.kremlin.ru
  21. // pravoteka.ru
  22. // pravoteka.ru
  23. // ex.ru
  24. Ахмирова Римма . «Я Вам пишу… Кто сочиняет речи президенту Путину». // Газета «Собеседник», 4 мая 2006*
  25. // document.kremlin.ru
  26. // szrf.ru
  27. // publication.pravo.gov.ru

Ссылки

  • на сайте kremlin.ru
  • - статья в Лентапедии . 2012 год.
  • // rospres.com

Отрывок, характеризующий Поллыева, Джахан Реджеповна

– Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.
Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.
– Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…
Наташа закрыла рукою рот матери.
– О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил?
– Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу…
Говоря это, графиня оглянулась на дочь. Наташа лежала, прямо и неподвижно глядя вперед себя на одного из сфинксов красного дерева, вырезанных на углах кровати, так что графиня видела только в профиль лицо дочери. Лицо это поразило графиню своей особенностью серьезного и сосредоточенного выражения.
Наташа слушала и соображала.
– Ну так что ж? – сказала она.
– Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.
– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.
– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его.
– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

(бывший кремлевский корреспондент газеты "Ъ") в своих воспоминаниях о Кремле ("Записки кремлевского диггера"). В устах тридцатилетней Трегубовой Джохан Поллыева выглядела молодящейся старухой, которая то и дело отмечает длину юбок молодых девушек, шастающих по коридорам президентской администрации. Трегубова отмечала неискренность Поллыевой, ее аппаратную хитрость и другие не слишком приятные черты дворцовой дамы. Ходят сплетни и про сердечные дела спичрайтера. Среди ее фаворитов называли разных "енералов". Но первый развернутый портрет этой дамы создала журналистка еженедельника "Собеседник":

Оригинал этого материала
© "Собеседник" , 04.05.2006, Я Вам пишу...

Кто сочиняет речи президенту Путину

Поллыева ударно отработала в помощниках у Сергея Станкевича, Сергея Шахрая, Бориса Немцова и Сергея Кириенко

Ахмирова Римма

Леди Непубличность

Известный американский политолог сказал: «Тот, кто пишет речи президентам, на самом деле управляет государством».

Джахан Поллыева – одна из самых закрытых персон в одной из самых закрытых структур – администрации президента.

– Закрытость спичрайтеров понятна, – сказал мне один из представителей этого племени ельцинской эпохи, который просил не называть его фамилию и даже по возможности изменить стиль его речи. – Это профессиональная «паранойя». Президентских спичрайтеров за всю историю в России было не больше двадцати. Это очень узкий круг людей, которые все хорошо знают друг друга.

Мы же не видим, как работают суставы – они покрыты кожей. Точно так же, когда выступает президент, не нужно знать, до чего он сам додумался, а что ему написали на бумажке. И сколько раз он отрепетировал искренность в голосе и сталь во взгляде. Подготовка речи президента – процесс интимный. Группа спичрайтеров – важный орган президента. Считайте, это язык главы государства.

Тайна вокруг речевой деятельности президентов – не только российская черта. Недавно в США уволили спичрайтера, чья жена не удержалась и похвасталась журналистам, какой у нее муж умный: придумал выражение, которое перевернуло всю современную историю – «ось зла». Засвеченный речеписец недолго наслаждался славой – его уволили буквально на следующий день.

Спичрайтер – человек, добровольно обрекший себя на полное бесславие. Он успешен, пока в тени, засветка – карьерная смерть.

– Тех, кто пишет речи президентам, во всем мире на профессиональном сленге называют «неграми», – говорит Андрей Шторх, который сам отпахал несколько лет на спичрайтерской плантации, а сейчас работает официальным представителем компании Виктора Вексельберга «Ренова». – Это группа людей, которые работают на определенного человека. Причем, когда готовится речь президента, его спичрайтеры обязаны учитывать характер, особенности, манеры «клиента». В каком-то смысле даже отождествляют себя с тем, для кого пишут. Я работал с Ельциным, и когда ушел он, ушел и я, потому что Путин – это человек совсем другого склада.

Гроза президентов

Джахан Поллыевой не надо из кожи вон лезть, чтобы привлечь к себе внимание.

Яркая восточная внешность, сопровождающее ее густое облако духов, эффектные юбки и узкие кофточки – она и так выделяется в строю серых чиновничьих пиджаков.

Кажется, она зашла в коридоры администрации президента на полчасика – по делу.

На самом деле Поллыева – динозавр среди чиновников. Столько в администрации президента не живут. Джахан Реджеповна здесь аж с 1997 года. За это время поменялись страна, президент и четыре главы администрации (Валентин Юмашев, Николай Бордюжа, Александр Волошин, Сергей Собянин). Мужчины с аппаратным весом штангиста вылетали из президентской администрации с легкостью воздушного шарика. А хрупкая Джахан Поллыева остается и бессменно пишет спичи президенту – точнее, президентам – уже почти 10 лет. Ей не помешало даже то, что Ельцин в одной из своих книг назвал ее членом своей «семьи».

Работа со словом – это у Поллыевой, можно сказать, семейное. Ее бабушка была судьей Верховного суда Туркмении. Дедушка и оба родителя Джахан преподавали в Ашхабадском университете. Мама вела английский, отец – историю зарубежной литературы, дед – политэкономию.

В ашхабадской школе №12 даже спустя 20 лет хорошо помнят выпускницу Поллыеву, как и всех учеников, выбившихся в люди.

– В аттестате у нее три четверки, остальные – пятерки. До медали недотянула, но почетную грамоту ей дали заслуженно, – сказала «Собеседнику» директор школы №12 Майя Ханова.

– Кроме Джахан, у нас учились еще ее родные брат и сестра, – вспомнила учительница физики Нонна Цин. – Все трое хорошо успевали, участвовали во всех школьных мероприятиях. Брат потом погиб – его убили хулиганы, когда он дежурил в отряде дружинников. Джахан, конечно, очень переживала, может, отчасти поэтому и решила поступать на юридический... Доучивалась уже в Москве, в МГУ. Позже она, по-моему, вернулась в Ашхабад, но не усидела и опять уехала в Москву. Ее младшая сестра Абадан работала в посольстве России в Туркменистане, а потом тоже перебралась в Москву. (Сейчас Абадан Поллыева работает заместителем председателя Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ, который объединяет всех «чубайсов» Содружества. Кстати, единственный сын Джахан Поллыевой, Азат Каррыев , выучившись за границей по стипендии президента РФ, тоже «зажигает» в департаменте взаимодействия со СМИ РАО «ЕЭС». – авт.)

– Еще будучи вице-премьером, я на каком-то официальном мероприятии пошутил, что Джахан Поллыева – это будущий президент Туркменистана, – вспомнил Борис Немцов. – Так она после этого сразу стала нежелательной персоной на родине. Представляете, какой женщиной надо быть, чтобы боялись президенты?

Вскоре туркмены вернули шутку: на другом официальном мероприятии Туркменбаши заявил что-то вроде: «Да знаем мы, что у вас происходит, у вас же наш человек работает» и выразительно посмотрел на Джахан Поллыеву. Говорят, преданной аппаратчице такие намеки очень не понравились.

Комсомолка

Джахан закончила юрфак – кузницу политических кадров от Ленина до Путина.

Правда, училась она не в Питере, а в Москве, но однокурсниками бог тоже не обидел – олигарх Александр Мамут и Михаил Ванин (в прошлом – главный таможенник страны, а сейчас посол России в Словении).

– На нашем курсе Джахан ничем экстравагантным не выделялась, – вспоминает бывший однокурсник Поллыевой Николай Гагарин, управляющий партнер адвокатского бюро «Резник, Гагарин, Абушахмин и партнеры». – Серьезная была и очень сосредоточенная. Если на лекции шумели, могла повернуться и цыкнуть. Она не входила в группу золотой московской молодежи, к которой относились, например, Мамут и Ванин. Из-за своей серьезности даже как-то старше выглядела. Кажется, на тот момент она уже была замужем, и студенческие увеселения ее не очень интересовали. Недавно я ее впервые встретил после окончания университета. Мы случайно оказались вместе в одном из японских ресторанов Москвы. Она меня узнала, поздоровались, Джахан говорит: «Что не показываешься?» Я ответил: «Да у меня к вашему ведомству вопросов вроде нет», так и разошлись...

Знакомые Поллыевой говорят, что ее переезду в Москву способствовал перевод мужа, который был комсомольским вожаком и работал в милиции – участвовал чуть ли не в расследовании самого громкого советского дела о хлопке. Вроде за это его и перевели в столицу, а с собой он привез молодую жену. Через много лет они развелись, и теперь Джахан Поллыева имеет полное право красоваться в начале списка завидных невест.

После университета Поллыева закончила аспирантуру Института государства и права. У нее редкая для чиновников, не купленная, а заработанная кандидатская степень.

Дальше Поллыева пошла по комсомольской линии – стала младшим, потом старшим научным сотрудником, возглавила политико-правовой отдел НИИ при Институте молодежи. Современному человеку трудно представить, чем можно было заниматься в заведении с таким названием, но Поллыева честно отработала там четыре года. Потом объект научного исследования Джахан Поллыевой – комсомол отменили, но выучка и задор у комсомолки и красавицы остались.

– Гениальность Джахан Поллыевой состояла в том, что она первая в стране заговорила о правах молодежи, – вспоминает экономист Михаил Делягин, который пересекался с ней в правительстве. – Права человека тогда были под запретом и считались махровым диссидентством, а она смогла найти формулировку, которая была и не крамольна, и в то же время свежа.

Пройти по тонкой грани между тем, что можно и чего нельзя, – в этом Джахан Поллыева и сегодня – непревзойденный чемпион. За молодежь, которая получила права, Поллыева получила премию. достаточно престижную по советским временам – Ленинского комсомола, как активный участник разработки закона «Об общих началах молодежной политики в СССР».

После этого Поллыева ушла в тень и публичной политикой не занималась. Зато она была нарасхват как советник. С 1991 по 1998 год будущая кремлевская писательница ударно отработала в помощниках у Сергея Станкевича, Сергея Шахрая, Бориса Немцова и Сергея Кириенко.

– Я помню, – рассказывает Борис Немцов, – что мы с Джахан брались за самые разные темы, она во все легко вникала. Даже составили свой план по решению проблемы Курильских островов. Правда, этот план так никуда и не пошел потом... А когда объявили дефолт, я пришел к Кириенко и говорю: «Пиши заявление об уходе, что тебе еще остается?» Он засомневался, я ему как последний аргумент: «Ну мне не веришь, Джахан спроси, она глупость не посоветует». Тогда Кириенко на самом деле вызвал Джахан. Надо было видеть ее в этот момент: умом она понимала, что ему надо на самом деле уходить в отставку, но прямо сказать об этом своему шефу не могла. В этом она вся – умный, все понимающий, но очень дисциплинированный аппаратчик.

После дефолта Кириенко ушел в отставку, а руководитель его секретариата Джахан – с повышением в администрацию президента.

Чиновничьей службе Поллыева изменила только один раз, когда на 2 года ушла работать в агентство Интерфакс.

– Джахан ввела у нас правило – выступление на правлении должно быть не длиннее 7 минут. И в конце оно обязательно должно содержать предложение по решению проблемы. Нам всем пришлось под это правило подстроиться, – вспомнил первый заместитель генерального директора Интерфакса Вячеслав Терехов.

Вскоре Джахан Поллыева стала успешно совмещать чиновничью службу с журналистикой. Теперь она пишет только для одного читателя. И его фамилию знают все.

Речеписец

Из ельцинских речей сейчас вспоминаются только «загогулина» и «панимае-е-ешь». Путин подарил политическому фольклору больше. ВВП «мочил в сортире», призывал не «жевать сопли», дарил «уши от мертвого осла», почти кастрировал иностранного журналиста...

– Это не заготовки спичрайтеров, скорее это собственная речь президента, – сказал мне Александр Ильин, бывший спичрайтер Путина, сейчас – эксперт Центра общественных технологий. – Это не стиль Поллыевой. Я от нее только слово «блин» слышал, а такой лексикой она, по-моему, не владеет.

– Джахан была в числе тех, кто с нуля создавал администрацию президента, – говорит Вячеслав Терехов.

Сейчас АП – самая влиятельная структура в стране. Депутаты и министры – дети по сравнению с чиновниками администрации.

С приходом в спичрайтерский цех Поллыевой ушли все старые, ельцинские писатели.

– Другой президент, другое время, – уклончиво пояснила мне главный речеписец Ельцина Людмила Пихоя, которая сейчас работает начальником департамента общественных связей компании «Ист-лайн».

У Ельцина было четыре спичрайтера, которые уезжали писать речи для БН на одну из сталинских дач. Поллыева покончила с этой богемностью. У спичрайтеров Путина строгая иерархия и звания, как в армии – младший референт, старший референт. Внутри администрации было образовано целое подразделение – референтура, которое «производит слова» для президента. Первое время на этой «фабрике» работали 11 человек. Сейчас, говорят, там трудятся чуть ли не 30–40 литературных поденщиков. По каждому из поводов они делают несколько вариантов речей для Путина.

– Раньше было понятно, как люди попадали в спичрайтеры – по личному знакомству с Валей Юмашевым или Таней Дьяченко. Как сейчас – понятия не имеем, – пожимают плечами речеписцы ельцинской эпохи.

В подмогу референтуре в администрации образовано экспертное управление. Организация тоже не из самых открытых. Эксперты подбрасывают мысли и тезисы, референты облекают их в нужную форму.

В своих интервью Джахан Поллыева никогда не забывает сказать:

По причине тотальной закрытости такого подразделения, как «референтура президента», о речеписцах президента мы можем судить, как о древних людях – только по дошедшим до нас письменным источникам.

Нелюбовь к длинным пространным речам Джахан Поллыева перенесла из Интерфакса в Кремль – ежегодное послание президента Федеральному собранию уменьшилось в объеме раза в три. При Ельцине слушателям выдавали на руки письменный вариант, а президент рассказывал устный. Многие в зале пытались следить по тексту, но часто засыпали в процессе. Находкой Джахан Поллыевой было выдавать текст только после того, как президент его зачитает. В итоге каждый год с посланием президента закручивается почти детективная интрига: кого уволят, кого назначат, кому пошлют «черную метку»? Тут политикам уже не до сна – сидят и ловят каждое слово президента.

Многие отмечают, что послания Путина более четкие и практические. Но и пишутся дольше – по идее послание президента должно читаться в начале года…

– Джахан часто берет на себя ответственность, она – настоящий трудоголик. Правда, из-за того, что в последний момент она может потребовать в речи президента заменить два-три абзаца, мы сидели на работе и до двух, и до трех ночи... Переубедить ее практически невозможно. Она очень эмоциональна, – рассказал мне на условиях анонимности один из бывших коллег Джахан Поллыевой.

– Она самая живая из всех чиновников администрации, – считает Михаил Делягин. – Но при этом она жесткий аппаратный боец, и ссориться я бы с ней не стал.

Романистка

В свободное время Поллыева пишет стихи и рассказы – для себя. В одном из интервью она призналась, что на пенсии напишет что-нибудь в стиле «Гарри Поттера». Интересно, кто там будет Тот-кого-нельзя-называть? Чиновница даже успела записать диск с романсами в собственном исполнении. Эти записи не купишь ни за какие деньги – они расходятся только в очень узком кругу тех, кто «страшно далек от народа». Не так давно Джахан Поллыева была посвящена в командоры Командерии Медок-и-Грав Сотерн-и-Барсак. Это звание французы дают не за командование спичрайтерами и верность госслужбе, а за любовь к красному вину, почитание и коллекционирование этого благородного напитка.

«Бывшие» бурчат, что в речах Путина повторяются мотивы из речей предшественника – Ельцина. Но кричать о своем авторском праве не спешат. В принципе что нового может сказать в речи президент? Демократия, свобода, конкурентоспособность, уровень жизни... Да здравствует все хорошее, долой все плохое. Правда, очень важно не ошибиться, что сегодня считается хорошим, а что – плохим.

Самое слабое место в речах Путина – это когда надо быстро среагировать на событие. После подлодки «Курск» президент долго не проронил ни слова. А мы ждали. После Беслана ВВП сказал чуть ли не самую странную речь за всю историю президентства в стране. Его основная мысль по такому тяжелому поводу – в Советском Союзе все было не так плохо.

– В демократической стране из этой речи Путина получилось бы отличное заявление об отставке, – ехидно прокомментировал это выступление главный оппонент действующей власти Гарри Каспаров.

В последние полгода леди Непубличность Джахан Поллыева стала давать большие интервью. Отметила свой 46-й день рождения, арендовав вертолетную площадку в Подмосковье. Печатается на обложках общественно-политических журналов. Для непубличного политика – это как выход в открытый космос. «Засветка» ведет или к аппаратной смерти, или к появлению в новом – уже публичном – качестве.

Декупаж