Здание золотые мозги. "золотые мозги" российской академии наук

Здание президиума Российской Академии наук, наверно видел каждый москвич. 22-х этажный небоскреб, украсил собою Москву в начале 90-х годов прошлого века. Строили это чудо почти двадцати лет. Решение о его строительстве было принято еще в 1966 году. Зарисовку здания сделал выдающийся советский ученый-инженер в области математики и механики - Мстислав Всеволодович Ќелдыш. К строительству здания приступили в 1974 году. Архитекторы - Ю. Платонов (руководитель), А. Батырёва, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин; инженер А. Левенштейн; соавторы - А. Тимаков, Е. Антонов и А. Никифоров. Архитектор Ю.П. Платнов стал в последствии (с 1992 года) главным архитектором Российской академии наук, а в 1997 году был награжден Золотой медалью РАХ за создание "Золотых мозгов". Место для президиума было выбрано очень удачно - на возвышенности берега Москвы-реки. Поэтому с него открывается очень неплохой вид на город.

01. Середина декабря выдалась непривычно морозной в Москве. Температура упала далеко за минус 10 градусов, но это нас не остановило, как раз наоборот, снимать ночью и перед закатом, в такую погоду лучше всего.

02. Своеобразная конструкция на крыше породила не один миф у людей с богатым воображением.

03. Начиная с простеньких мифов о том, что эта конструкция покрыта солнечными батареями, для снабжения здания электричеством, заканчивая тем, что декоративное украшение крыши, это замаскированный прибор по зомбированию населения столицы.

04. Но, на крыше президиума, желания есть друг другу мозги не возникло, воля не была подавлена, пришельцев не было замечено и связи с космосом тоже. Единственное, что мы почувствовали - это дикий холод, что логично, температура уже была минус двадцать и появился ветер.

05. На верху этой площадки, фотографировать со штатива было невозможно, видимо ей было тоже очень холодно и она безостановочно тряслась.

06. Переключимся к видам с крыши, ведь ради них мы и лезли сюда. ТЭЦ-20.

07. Две трубы ТЭЦ-12, каждая по 180 метров в высоту.

08. Пушкинский мост, а за ним любимый мост самоубийц в Москве - Крымский. Любители паранормального, частенько пишут про плохую энергетику и именно она якобы заставляет людей с него прыгать, но на самом деле причина самоубийств с этого моста, до банального проста - на него очень легко залезть (сам там был).

09. Главное высшее заведение нашей страны - Московский Государственный Университет имени Ломоносова.

10. Лужнецкий мост. Сверху эстакада для автомобилей, а под ней самая длинная станция московского метрополитена "Воробьевы горы" (282 м.).

11. Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники». Именно отсюда улетал Олимпийский мишка на закрытие олимпийских игр в 1980 году. Самый большой стадион в России. К чемпионату мира по футболу 2018 года планируют реконструировать. В сети ходят слухи о сносе и строительстве нового стадиона, вместо этого. Надеюсь это только слухи. За стадионом портит пейзаж "Дом на Мосфильмовской" . Этот дом хороший пример того, что можно наплевать на любые законы и делать, что хочешь. Если вкратце, то дом нарушил высотный регламент Москвы, а также значительно увеличил свою площадь по сравнению с утвержденным планом. Но не сносить же такую "красоту"? Вот и правительство Москвы забило на нарушения. Я бы на месте мэра, всю построенную свыше согласованного проекта площадь, раздал бы тем кто остро нуждается в жилье (ветераны, многодетные семьи и т.д.) Так, что посылаю лучи поноса компании "Дон-Строй инвест".

12. Спорткомплекс "Дружба".

13. Чем сильнее мороз тем эффектнее снимать ТЭЦ.

14. Еще раз МГУ.

15. Закат потихоньку заканчивается, а от холода руки и лицо онемело. Поэтому мы периодически спускаемся чуть ниже и греемся возле теплых стен.

16. Центральный офис ОАО "Сбербанк России". Внутри очень неприветливая охрана.

17. Ленинский проспект.

18. Вечерние пробки.

19. Справа виден белый дом.

20. "Юго - Западные ворота". По задумкам, оба дома образуют парадный въезд в Москву. Строились они в 40-х годах руками заключенных, среди которых был А.И. Солженицын.

21. Новоандреевский автодорожный и Андреевский железнодорожный мост.

22. Конструкции на крыше президиума РАН.

24. Фрагмент декора "Золотых мозгов". Мне почему то это оформление напоминает дварфские руины из серии компьютерных игр про Морровинд.

25. Окончательно задубев от холода, мы спускаемся с крыши здания. В следующий раз мы туда полезем только летом, слишком уж холодно зимой.

26. Напоследок, делаем кадр здания и бегом отправляемся греться. На этом всё.

У Российской академии наук почти пятьсот зданий, в которых работают около шестидесяти тысяч сотрудников. Но главное сооружение РАН, конечно же, здание Президиума. 22-этажные близнецы находятся на юго-западе Москвы, на Ленинском проспекте, и хорошо видны из центра Москвы и с Воробьевых гор. В глаза бросается ярко горящий на солнце комплекс витиевато-геометрической архитектуры, созданный из стекла, алюминия и бронзы. Это навершие получило в народе название «золотые мозги».

Здание Российской академии наук - гимн советской науке, наследницей которой должна была стать новая организация. Архитектура в духе научного авангарда, монументальность и мощь здания, одетого в мрамор и стекло, заставляет гордиться отечественной наукой и благоговейно трепетать перед силой мысли наших ученых даже при одном взгляде на здание.

Сам комплекс на верхних этажах здания РАН был, по слухам, построен с целью аккумуляции солнечной энергии и направлением ее на обеспечение электричеством всех помещений и агрегатов здания. Но эта гипотеза не выдерживает критики: отцом «золотых мозгов» можно считать президента Академии наук СССР В. Келдыша, а ученый был увлечен космосом и лично сделал зарисовку комплекса. Сооружение на крыше здания на самом деле является завершающим элементом скульптурной композиции здания, посвященной путешествию по Вселенной - тема космоса была очень модной в те годы и находила поддержку во всех кругах власти и науки.

Решение о возведении данного объекта было принято в 1966 году, первую очередь здания сдали в эксплуатацию лишь в 1990 году. Ходит слух, что ученые опасались места возведения здания, считая его геопатогенным, и поэтому с большой неохотой переезжали на новое место работы.
Строили «золотые мозги» около двадцати лет - проект начал реализовываться лишь в 1974 году. Руководил строительством Юрий Платонов, в его подчинении были архитекторы Барщ, Батырева, Захаров и Звездин, инженер Левенштейн. Соавторами проекта выступили Антонов, Тимаков, Никифоров. В 1997 году Юрий Павлович Платонов был удостоен за этот объект Золотой медали РАХ.
По слухам, многое из задуманного командой Платонова не воплотилось в реальность: не были построены все этажи здания (Воробьевы горы не смогли бы выдержать нагрузку), не заработали солнечные батареи. По одной из версий, причиной сего стало то, что электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями, не хватало на обслуживание компьютеров для отслеживания работы комплекса - якобы в те времена ЭВМ были огромными. По другой версии, солнечные батареи так и не установили, поскольку с распадом СССР многие интересные и секретные проекты были заморожены.

Легенды РАН

Здание Президиума Российской академии наук из-за своей оригинальной архитектуры не могло не обрасти слухами и легендами. И это не странно, ведь один только взгляд на «золотые мозги» может не только взбудоражить мозг особенно впечатлительного человека, но и обывателя не оставит равнодушным перед красотой композиции.

Старожилы, давно живущие в районе Воробьевых гор, время от времени «вспоминают», что на месте здания Президиума Российской академии наук когда-то была скотобойня. И здесь же хоронили останки животных. Следовательно, по их мнению, место нечистое, не зря же мудрые предки поставили Андреевский монастырь у реки, а не на удобном вроде бы пригорке. Пожилые люди утверждают: стоило только что-нибудь построить на пустырях в районе нынешней площади Гагарина, как объект непостижимым образом разваливался. Так что старики все ждут, когда же «золотые мозги» упадут на землю - место, по их разговорам, здесь такое: катастрофа обязательно должна случиться. По их мнению, рано или поздно, но случится обязательно.

Слухи о том, что здание Президиума РАН - место сосредоточения темных сил, аккумулируются среди работников здания. Кто-то из сотрудников Академии наук, находясь в помещениях здания Президиума Российской академии наук, якобы испытывает необъяснимые головные боли без видимых на то причин.
Наиболее экзотические мифы, касающиеся «золотых мозгов», относятся к спецслужбам. Кто-то говорит, что навершие здания было установлено не как система аккумуляции солнечной энергии, а как прибор для зомбирования гостей и жителей советской столицы. Или как антенна, передающая сигналы для подавления воли людей - нечто подобное было обыграно Федором Бондарчуком в фильме «Обитаемый остров».

Бытуют мнения, что «золотые мозги» - это защита от террористов, пытающихся захватить или уже захвативших самолеты. Или что это современный купол храма науки, имеющий те же функции, что и купол христианского храма.

Эзотерики и исследователи аномальных явлений пошли дальше, и они утверждают: корпус здания Президиума Российской академии наук есть не что иное, как накопитель торсионного излучения Земли, а ветвисто-золотистая конструкция, венчающая строение, направляет энергию в нужное неким силам русло. Это отработанная схема сбора энергетической силы - ее можно увидеть в храмах христиан, мусульман, иудеев.

Но зачем аккумулировать торсионное излучение Земли? Мистики и здесь выдвигают свою теорию. Все, что имеет углы (даже памятники, а не только дома и храмы), все, что связано с электричеством (столбы ЛЭП и осветительные столбы), высокие башни (Останкинская и Эйфелева, например), собирает энергию и запускает процесс ускорения работы генетических программ. По их мнению, если посмотреть на городских и сельских жителей, то можно увидеть, что в мегаполисах люди стареют раньше, но они мудрее и умнее провинциалов.

То, что главное здание РАН окружено множеством слухов и легенд, - следствие необычайной красоты и оригинальности архитектуры здания, созданной советскими архитекторами, увлеченными научной фантастикой и космосом. Горящая золотом на солнце система на верхних этажах строения действительно похожа на конструкцию солнечных батарей. Ужасные темные силы, головные боли по непонятным причинам сотрудников, работающих в здании, страшные системы зомбирования излучателей, подавляющие волю обывателей, - все это, как утверждают создатели комплекса, не имеет под собой ничего реального. А «приемники аккумуляции солнечной энергии» на окнах - на самом деле всего лишь тонировочное затемнение с золотым напылением, основная функция которого - придание красоты и завершенности архитектуре необычайного здания, признанного архитектурным памятником. Кстати, комплекс построен югославскими строителями из их же стройматериалов.

Здание красивое снаружи и внутри. Инженерные коммуникации сделаны очень качественно. Это первое здание в СССР, где были установлены «одноручечные» смесители, а также использована электронная система управления зданием «умный дом». К сожалению, сегодня здание постепенно погибает от безграмотной эксплуатации. Разбито много уникальных светильников, выполняются вандалообразные переделки оборудования, при этом качественное оборудование заменяется дешевыми подделками. Никто не следит за сохранением авторских интерьеров - арендаторы калечат помещения как хотят, а подрядчики, выполняющие работы в здании, не церемонятся с архитектурными элементами, которые невозможно заказать заново, так как они выполнены на уже несуществующих заводах в Югославии. А замена лифтов - это пример дикой, чудовищной некомпетентности местной эксплуатации. Вначале лифты угробили отвратительным обслуживанием, а потом противопожарные лифты заменили на обычные.

Что будет дальше с уникальным зданием, вселяет еще большую тревогу из-за последних событий вокруг РАН. И все же, используя нашу слабость к необычному, предприимчивые бизнесмены приспосабливаются к запросам сегодняшнего дня. Так, на 22-м этаже строения открыт ресторан авторской японской кухни Sky Lounge и на 3-м этаже - кафе «Нескучный сад». Кроме того, здесь организованы смотровые площадки, лучшая из которых - в ресторане: оттуда можно увидеть Лужники, МГУ, площадь Гагарина, Нескучный сад, Кремль, Крымский мост, Ленинский проспект, ЦДХ, часть ТЭЦ и т.д. Почти всю Москву.

Руководителем проекта строительства здания Президиума Российской академии наук был выбран Юрий Павлович Платонов. Он родился 
4 сентября 1929 года.

Работы Юрия Павловича высоко оценены на выставках в столицах нашего Отечества, Франции, Великобритании, Болгарии, Германии, США, Аргентины и пр. За проекты московских «золотых мозгов», Музея революции, ЦДХ, парижских центров Помпиду, Тэт-Дефанс, Ла-Вилетт, танжерского Туристического центра, софийского научного комплекса, Генплана Москвы, сочинского Делового центра и т.д. архитектор получил множество международных и государственных наград.

Юрий Павлович Платонов, несмотря на преклонный возраст, полон идей и не прекращает работу над оригинальными проектами. Он является действующим членом Российской академии наук, Российской академии художеств, многих зарубежных архитектурных академий и коллегий, главным архитектором РАН, руководителем ГИПРОНИИ РАН и ТПО-5 - Бюро Платонов, советником мэра Москвы, народным архитектором СССР, заслуженным архитектором РСФСР, профессором и множественным лауреатом госпремий, имеет награды ряда стран мира. Ему предлагали престижные должности в иностранных организациях, но он так и живет и работает в Москве.

Проектная организация: Гипронии АН СССР. Проектирование: 1974-86 гг., строительство: 1974-94 гг.
Авторы. Арх. Ю. Платонов (руководитель), Л. Барщ, А. Батырева, С. Захаров, А. Звездин. Инж. А. Левенштейн
Соавторы. Арх. Е. Антонов, А. Тимаков. Инж. А. Никифоров


Комплекс Президиума РАН эффектно расположен на обрыве высокого берега Москвы-реки в районе пл. Гагарина, образуя высотную доминанту на фоне протяженных, поросших лесом пространств Нескучного сада и Вороьевых гор. Объемно-пространственная композиция строится на сочетании спаренного высотного 23-этажного корпуса и нескольких низких объемов, сгруппированных вокруг квадратного в плане внутреннего дворика, открытого через проемы нижнего этажа в сторону Москвы-реки и Нескучного сада. Еще один внутренний дворик меньших размеров расположен в юго-восточной части комплекса между Большим конференц-залом и аудиторным блоком.

Комплекс размещен на квадратном стилобате размером 168х168 м. Планировка основана на единой пространственной модульной системе, сетка опор с шагом 36х36 метров. Несущие конструкции - металл и сборный железобетон. В качестве ограждающих конструкций использованы облицованные мрамором керамзитобетонные панели. Широко применены различной формы и площади витражные поверхности из анодированного алюминия и тонированного стекла.

Разнообразные помещения сгруппированы по функциональному признаку в несколько пространственно-обособленных блоков: блок заседаний и рабочих совещаний, блок выставочных залов, Большой конференц-зал с сопутствующими помещениями, аудиторная группа, окружающая небольшой квадратный атриум в юго-западной части.

Уже в процессе строительство проект несколько раз был подвергнут доработке. Стремление к созданию представительного и престижного образа главного научного учреждения страны привело к излишней монументализации и помпезности, изощренности архитектурных форм и декоративных приемов, неумеренному использованию дорогостоящих облицовочных и отделочных материалов. Однако в целом создан яркий и запоминающийся художественный образ, не имевший аналогов в практике московского строительства тех лет. Не имели аналогов и выполненные из металла и стекла декоративно-художественные композиции, венчающие основные объемы.

Фото с макета

План третьего этажа:
1 - зал научных выставок;
2 - зал заседаний Президиума АН
3 - зал рабочих совещаний Президиума АН
4 - кабинеты
5 - приемные
6 - помещение пресс-центра, почта, телеграф
7 - аудитории
8 - кулуары
9 - библиотека
10 - световой дворик
11 - конференц-зал на 1500 мест
12 - рабочие комнаты Президиума
13 - кулуары

Вид комплекса со стороны реки

Северо-восточный фасад

Вход во внутренний дворик

Главный вход в административный объем

Декоративно-художественная композиция с часами на крыше Большого конференц-зала

Декоративно-художественная композиция, венчающая административный корпус

Основной внутренний дворик. Вид в сторону Москвы-реки

Малый внутренний дворик между Большим конференц-залом (слева) и аудиторным блоком (справа)

Здание Российской академии наук по адресу Ленинский проспект, 32 а поднимается ввысь на уровень в 22 этажа. Конструкция состоит из двух квадратных в горизонтальном сечении башен, которые размещены на небольшом расстоянии одна от другой и покоятся на внушительном стилобате, причем, в последнем оборудованы киноконцертный зал и прекрасный зимний сад.

Завершением здания РАН на Ленинском проспекте стала металлическая конструкция рыже-золотого оттенка весьма значительная по габаритам. За свой ажурный вид ее иронично прозвали «Золотыми мозгами», проведя ассоциацию с академиками и учеными РАН, которые работают в этих стенах.

Фото 1. Здание РАН по Ленинскому проспекту, 32 стоит на высоком берегу Москвы-реки

Постановление о строительстве нового здания для академии наук на Ленинском проспекте, дом 32 вышло еще в 1966 году, но к работам приступили лишь в 1974-м. Долгим оказался и сам процесс возведения: офисные помещения сдали в 1990-м, а киноконцертный зал и вовсе в 1997-м году.

Длительный срок возведения корпуса РАН был связан, в первую очередь, с неудачно выбранным местом под строительство со сложной геологической структурой, а также тот момент, что строители все-таки старались выполнять работы весьма качественно и с применением новейших технологий. Руководил проектными работами архитектор Юрий Павлович Платонов из ГИПРОНИИ.

Стоит отметить, что возведением здания для Российской академии наук на Ленинском, 32а была продолжена традиция 1930-х годов, когда в этом районе города Москвы начали строить корпуса для многочисленных научно-исследовательских институтов, большую часть которых проектировали под руководством советских зодчих и Бориса Михайловича Иофана. Таким образом вокруг Гагаринской площади и вырос научный «городок», который окружает высотку нынешнего главного здания РАН.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Академии наук, можно назвать переходным от советского модернизма последних перед распадом СССР лет к постсоветскому модерну, к которому благоволил бывший московский градоначальник Юрий Михайлович Лужков из-за таких элементов, как «башенки», вызывающих у специалистов и знатоков от архитектуры больше отторжение, нежели приятие таких форм.

Что касается декоративной металлической конструкции на крыше, которая весьма эффектно скрыла различные конструктивные элементы вытяжных каналов, лифтовых шахт и различного оборудования, то она, без сомнения, стала действительно высотной доминантой этого района города, не менявшейся, пожалуй, еще с 1950-х годов.

Как добраться до Российской академии наук на Ленинском проспекте, д.32а:

  • выход в город на станции метро «Ленинский проспект» со стороны первого вагона, следующего из центра. Далее, из наземного вестибюля поворачиваем налево и следуем к площади Гагарина, под которой проходим через подземный переход до самого конца и на выходе уходим уже вправо. По ходу следования надо будет справа обогнуть впереди расположенное здание, а затем по лестничному маршу выйти уже к высотке Академии наук на Ленинском проспекте, 32.

Сколько работаю, а в Президиуме РАН никогда не была. Вот сегодня по работе нужно было туда отправиться. Красота оказалась какая!

Располагается дом- усадьба-Президиум РАН в Нескучном саду. Сворачиваешь с шумного Ленинского и тут тишина, птички поют, садовник розы подрезает...

Оказывается, «Нескучный увеселительный дом» для приема гостей устроил здесь генерал-поручик Н.Ю.Трубецкой в середине XVIII века, а в начале XIX века в усадебном парке проводились общедоступные праздники и гулянья. Рядом с ним в середине XVIII столетия обустраивается усадьба князя Голицына. Северная усадьба появилась значительно раньше, еще в конце XVII столетия она принадлежала графу Орлову, а в XVIII столетии была разделена на несколько отдельных участков. Именно на ее территории в середине XVIII столетия известный аристократ Демидов создал уникальный для того времени ботанический сад. В 1803 и 1804 годах гуляющих поражали муж и жена Робертсон, поднимавшиеся отсюда на воздушном шаре, в 1830 году здесь находился популярный в Москве театр. Его директором был композитор А.И. Верстовский, среди артистов – М.С. Щепкин, П.С. Мочалов. Здесь бывали А.С. Пушкин и молодой И.С. Тургенев, который поместил в Нескучное героев повести «Первая любовь».
Вот что удалось по щелкать на iPhone:
аккуратный розарий

А так внутри:

Веет стариной. Качество фоток не очень-то, везде полумрак. Люстры, конференц хол круглый - фоткать побоялась, а то ходят там академики, заглядывают странно.
Вид из кабинета в монсарде практически, под крышей.

Вязание спицами