Земли сельскохозяйственного назначения

Содержание

Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

Первый и бесспорный случай — когда на земельном участке находятся пашни, пастбища, многолетние насаждения, что подтверждается соответствующим актом обследования земельного участка с участием представителей уполномоченных органов (Россельхознадзор, Росреестр и т.д.);

Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Закон предусматривает передачу участка, находящегося в собственности муниципалитета и предоставленного в счет долей, фермерскому (крестьянскому) хозяйству или с/х организации, эксплуатирующим его, в аренду или собственность без проведения торгов.

Для этого указанные субъекты должны обратиться в соответствующую местную инстанцию с заявлением о заключении арендного соглашения или договора купли-продажи. Это необходимо сделать в течение полугода с даты регистрации права собственности муниципалитета на этот участок.

Цена такого надела при этом определяется в размере, не превышающем 15%, арендная плата — не больше 0.3% его кадастровой стоимости.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения

Использование земли по назначению, указанному в документации, имеет особое правовое и экологическое значение. Нормативные акты, устанавливая те или иные ограничения, обеспечивают, таким образом, сохранность территории от негативного воздействия деятельности человека.

Нарушение тех или иных предписаний может негативно сказаться на состоянии почвы. Так, например, строительные работы отрицательным образом воздействуют на плодородный слой, восстановить который крайне проблематично. При нарушении установленных требований возникает риск причинения ущерба экологии района.

В этой связи на законодательном уровне предусмотрена ответственность лиц за те или иные деяния.

Земли сельхозназначения виды разрешенного использования земельный кодекс

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

Рекомендуем прочесть: Если есть завещание можно ли его оспорить

Разрешенное использование земельных участков сельхозназначения: виды и минимальный размер для перевода

Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав. Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений.

  • проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
  • выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
  • копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
  • выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
  • если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
  • разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
  • в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Если же вопрос преобразования земель будет рассматриваться в упрощенном режиме (минуя публичные обсуждения), то решение по вашему заявлению будет принято в тридцатидневный срок. При отрицательном ответе на обращение муниципалитет должен аргументированно обосновать свою позицию и сделать ссылки на положения законов, регулирующих данную сферу деятельности.

Рекомендуем прочесть: Как оформить дарственную на квартиру на дочь

Особенности изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий. Иного федерального закона, регламентирующего порядок изменения ВРИ в отношении сельскохозяйственных угодий, не существует. В связи с этим в настоящее время данный вопрос остается открытым.

Какие будут виды разрешенного использования для земель сельхозназначения в 2018 году

На землях, предназначенных для сельского хозяйства, разрешено возведение построек для хранения и переработки продукции, а также для содержания и размещения сельскохозяйственных животных. Сюда можно с натяжной отнести и здания, которые требуются для поддержания хозяйства. Однако необходимость таких построек нужно будет доказать.

Например, если у вас животноводческая ферма и животные нуждаются в круглосуточном уходе, то в качестве условно разрешенного ВРИ вы сможете получить разрешение на возведение дома. Однако сразу предупредим, что изменение вида разрешенного использования будет сложной процедурой, поскольку придется обратиться в комиссию при Росреестре или в суд.

Согласно закону, строительство на участках, не являющихся сельскохозяйственным угодьями, не запрещено. Однако осуществляться оно должно строго в соответствии с регламентами градостроения и требованиями санитарных, пожарных, экологических, строительных и прочих норм.

Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

2) земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами; требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования участка

Большинство покупателей не знают, что для строительства загородного поселка не нужно переводить землю из категории сельскохозяйственного назначения в другую, достаточно изменить вид разрешенного использования и построить поселок с гарантированной пропиской для будущих жителей.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Что нужно сделать, чтобы поменять вид разрешенного использования земельного участка, имеющего сельхоз предназначение? Такая необходимость возникает нередко – например, если имеется план возведения на территории жилого коттеджа и/или многоэтажного дома с квартирами. К тому же, стоимость владения увеличится в разы при смене целевого назначения.

Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка

Чтобы запустить процедуру изменения вида использования земельного участка, потребуется предоставить в соответствующие органы следующий комплект заранее собранных документов:

  • Паспорт собственника и его копия;
  • Ходатайство;
  • Декларация;
  • Оригиналы бумаг, которые доказывают, что гражданин обладает правом собственности на землю и все строения, возведенные на территории владения;
  • Паспорт кадастра на участок и иные бумаги технического характера: план, результаты землеустроительных работ и проведенной экспертизы;
  • Если собственник является индивидуальным предпринимателем – выписка из ЕГРИП;
  • В случае если право собственности имеет юр.лицо – выписка из ЕГРЮЛ;
  • При обращении доверенного лица – бумага, удостоверяющая право конкретного гражданина на совершение подобных действий, составленная владельцем;
  • Копии бумаг на имеющиеся строения.

Все собранные бумаги прикрепляются к обращению.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Обязательно нужно представлять, что вы хотите дальше проделать с находящейся в собственности землей, то есть, собственно, для чего запускается процесс смены вида использования земель. Записав основания изменений, обратитесь в местные органы самоуправления, под контролем которых находится территория, где расположен участок земли.

Далее напишите заявление на имя исполкома, где в обязательном порядке укажите:

  • Местоположение землевладения, его кадастровые характеристики и технические сведения;
  • Основание, по которому имеете право распоряжаться данным владением, и с какого времени возникло подобное право;
  • Причины, по которым возникло желание изменить ВРИ;
  • Список преимуществ, которые появятся при смене вида пользования;
  • Просьбу выдать разрешение на данную процедуру;
  • Поставьте подпись и дату.

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Данный документ является обязательным приложением к заявлению о смене вида землепользования. Никаких строгих требований к ее составлению не выдвигается, однако помните, что данная бумага – одна из базовых. По факту, именно на ее основании принимается положительное решение об изменении ВРИ: декларация подтверждает, что гражданин имеет право запускать данную процедуру. Можно заполнять бумагу по образцу, который легко найти на интернет-ресурсах юридической направленности, а можно составить самостоятельно.

Обязательно внести в документ следующие сведения:

  • Наименование органа власти, куда подается бумага;
  • Название самого документа;
  • Собственные данные: ФИО и адрес;
  • Краткая информация о владении, в которую обязательно включается категория земель и способ правообладания;
  • Собственно, просьба об изменении вида использования с обязательным пояснением причин данного решения;
  • Указание на то, что совладельцы и собственники прилегающих участков не возражают против планируемых изменений, а также на наличие бумаг, которые предоставляют право изменить ВРИ;
  • Подпишите документ и проставьте дату.

На первый взгляд может показаться, что данный документ полностью идентичен заявлению. Однако это совершенно не так: ходатайство выражает просьбу, а декларация – уже по факту завершенное действие. Это означает, что декларация наделяется юридической силой после постановки подписи на заявлении и продолжает проведение процедуры.

Она служит основанием для выдачи акта, в котором будет прописано разрешение на требуемые изменения и внесение их в реестр кадастра.

Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка

Время принятия решения в первую очередь зависит от качества работы комиссии, рассматривающей ходатайство, и обстоятельств дела. Иногда процедура затягивается на 30 дней. Но сам процесс регистрации занимает в несколько раз меньше времени – примерно 10-12 дней.

Сколько стоит изменение вида разрешенного использования земельного участка

Цена изменение ВРИ установлена налоговым законодательством РФ. Для собственников-граждан она составляет 2 000 рублей. Организациям, оформленным в качестве юридических лиц, данные изменения обойдутся дороже: фирме необходимо заплатить 22 000 рублей.

Что будет, если не изменять вид разрешенного использования

В случае если на участке производится деятельность, не предусмотренная установленным для нее видом использования, ее владелец будет подвергнут административному наказанию со стороны государства.

В его качестве выступает штраф:

  • До 1% от стоимости, указанной в кадастре. Однако есть предел, меньше которого заплатить не удастся: 10000 рублей. Данный штраф выплачивается, если использование земель не соответствует их целевому назначению;
  • До 0,5% от стоимости, прописанной в кадастре, но не меньше, чем 3 тысячи рублей – если не производится ведение сельского хозяйства на выделенной для этого территории (к примеру, неиспользование пашни);
  • До 1,5% от стоимости, занесенной в кадастр, если не ведется строительство на участках, выделенных под ИЖС.

Зачем нужно менять разрешенный вид использования земли

Чтобы использовать определенную территорию, находящуюся в собственности для своих целей, при этом не нарушая установленное в РФ законодательство, необходимо сменить ВРИ. Данная процедура поможет избежать наказания со стороны государства, например, штрафа, и также получить возможность развивать деятельность в соответствии с намеченными планами.

Чаще всего территории, предназначенные для сельхоз работ, используются для разведения огорода, ловли рыбы, садоводства, ведения личной хозяйственной деятельности и для занятия фермерством.

Обязательно смените ВРИ, если собираетесь:

  • Продать землевладение;
  • Отстроить предприятие;
  • Возвести дом, где будете заниматься личным хозяйством;
  • Осуществлять строительство иных зданий, что невозможно при действующем ВРИ.

Чаще всего требуется произвести подобные изменения в кратчайшие сроки. Поэтому не следует откладывать визит к специалистам: лучше всего произвести обращение еще на этапе сбора бумаг.

Что нужно знать для смены вида разрешенного использования

Чтобы узнать предусмотренный законом порядок изменения ВРИ, достаточно обратиться к земельному законодательству: В Земельном кодексе, в статье 8, четко прописаны все требования. Согласно ей, все вопросы, возникающие в связи с желанием собственника изменить вид землепользования, подлежат рассмотрению в местных органах власти – администрациях, наделенных соответствующими полномочиями.

При наличии в территориальном органе власти земельного комитета, подавайте запрос именно туда. Если подобный отдел отсутствует, необходимо выяснить, где он имеется: он должен находиться в администрации города, района или области. Данная информация обычно имеется на официальном интернет портале подобных органов, поэтому все сведения можно получить, не вставая из-за компьютера.

Обязательно уточните в земельном комитете, какие документы предоставляются при смене категории разрешенного использования земель. Список отличается в каждом районе, так как формируют его местные органы самоуправления.

При изменении ВРИ совсем не обязательно производить смену категории земель. Данное изменение будет иметь под собой основание только в том случае, если запланированная деятельность выходит за рамки разрешенной уже установленной категории. К примеру, построить многоэтажное здание на участке, который предназначен для сельскохозяйственной деятельности, не выйдет.

Подобное строительство возможно только на землях, находящихся в пределах населенных пунктов и принадлежащих к жилой зоне городов и поселений.

Изменение вида разрешенного использования земельных участков сельхозназначения

Собственник должен заранее озаботиться подготовкой к запланированной процедуре, в первую очередь, собрать комплект необходимых для ее проведения бумаг. Также необходимо узнать в администрации населенного пункта, существует ли постановление, согласно которому становится возможной смена ВРИ. Перечень бумаг, которые необходимо предоставить для осуществления данной процедуры, четко не определен: местные органы власти сами устанавливают, какие документы будут в него входить.

Лучше всего, если собственник лично передаст все необходимые бумаги и напишет ходатайство о смене вида пользования. Однако, при желании, он может поручить это доверенному лицу. В этом случае, последнее должно обладать соответствующими полномочиями, которые прописаны в доверенности, заверенной нотариально. В качестве заявителей также могут выступать арендаторы. Возможна отправка документов посредством Почты РФ.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2017-2018.

О переводе земель сельхозназначения в земли населенных пунктов читайте тут.

После получения ходатайства и документов администрация начнет рассмотрение вопроса по смене ВРИ. Данный орган местного самоуправление обязан принять решение либо об удовлетворении требований заявителя, либо отказать собственнику в проведении процедуры.

Для получения результатов посетите администрацию. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность. Доверенные лица также обязаны предоставить бумагу, уполномочивающую их на проведение подобных действий. Решение выдается в письменном виде. Если было решено отказать гражданину в запросе, то в бумаге обязательно указываются причины принятия подобного решения.

Если владелец участка не согласен, он может использовать полученный документ для восстановления своих прав через суд. Можно подать иск и в вышестоящие инстанции.

На основании полученного положительного решения, собственник должен подать запрос на внесение соответствующих изменений в ЕГРН. Сведения о последних в кадастровый орган направляет администрация, вынесшая решение.

В ЕГРН изменения вносятся на заключительном этапе.

Между моментом, когда орган местного самоуправления отправляет в Росреестр информацию об изменениях статуса земельного участка и самим внесением произошедших изменений должно пройти не более 15 дней. Данное правило вытекает из регламента, регулирующего информационное взаимодействие между различными ведомствами. А собственник должен быть поставлен в известность в течение 5 дней.

Если владелец участка в течение данного промежутка не был извещен официально, он имеет право самостоятельно обратиться в Росреестр и подать ходатайство об изменении содержащихся в нем данных. Основанием для этого выступает ФЗ №218, статья 33.

Далее Росреестр должен направить запрос в администрацию для подтверждения сведений, указанных в заявлении собственника. Данное действие должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента поступления ходатайства. А владелец о внесенных изменениях должен узнать в течение 5 дней при помощи официального письменного уведомления, составленного на его имя.

Как изменить ври земельного участка сельхозназначения

Актуальность проблем, связанных с изменением вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения объясняется тем, что во многих регионах использование земельного участка сельскохозяйственного назначения не для целей сельскохозяйственного производства, а в целях осуществления дачного (коттеджного) строительства, является гораздо более экономически привлекательным.

  • сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;
  • сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
  • искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию

Отказ при правильно составленных документах выдается в случае несоответствия при переводе категории земли сельскохозяйственного назначения другую действующему законодательству. Также основаниями для отказа могут быть решение экологической экспертизы и расхождение в целевом назначении сельхозземли с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

  • строительство зданий, коммерческой или промышленной недвижимости;
  • при предполагаемой прибыли от перепродажи (земля поселений стоит выше земель сельхозназначения);
  • организация на участке производственного предприятия или магазина;
  • постройка многоквартирного дома, предназначенного для ведения подсобных работ;
  • организация заповедника на территории сельхозземли;
  • строительство жилых домов.

Рекомендуем прочесть: Вкладыш о гражданстве рф ребенка для загранпаспорта

Изменение ВРИ земель сельхозназначения — риски и возможности

3. Каковы риски при дальнейшей эксплуатации? Т.е. мы не собираемся сажать брюкву, а хотим сделать ландшафт, сосны и прочую красоту для отдыха. Не отберут ли все это со временем? Ведь по логике понятие «дача» на земле с/х назначения вроде как больше про «брюкву», чем про сосны.

Если изменение ВРИ состоится, то риски в дальнейшем практически отсутствуют. Отобрать Вашу собственность просто так никто не сможет, для этого нужны серьезные основания. Категория земель с/х назначения допускает ВРИ «дачное строительство», поэтому тут не будет никаких противоречий.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС

Только на земельных участках, принадлежащих первым двум категориям, законом разрешается строительство жилья. Необходимо понимать, что подразумевается под ИЖС. Это не отдельная категория, а один из возможных разрешенных видов использования земельного участка (ВРИ). ИЖС – это, домостроение, в котором разрешено проживание и регистрация.

  • получение регистрации проживания в доме;
  • получение адреса, со всеми вытекающими отсюда привилегиями;
  • преимущества в снабжении дома газом, водой и электроэнергией необходимой мощности;
  • ответственность муниципальной власти за прокладку и расчистку подъездов к объектам ИЖС подведомственных им территорий.

Рекомендуем прочесть: Пособие по уходу за ребенком до 3 х лет

Виды разрешённого использования земельных участков

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с получением разрешения на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — по причине отсутствия такого вида использования в перечне нового Классификатора.

  • 1.0 —Сельскохозяйственное использование
  • 2.0 —Жилая застройка
  • 3.0 —Общественное использование объектов капитального строительства
  • 4.0 —Предпринимательство
  • 5.0 —Отдых (рекреация)
  • 6.0 —Производственная деятельность
  • 7.0 —Транспорт
  • 8.0 —Обеспечение обороны и безопасности
  • 9.0 —Деятельность по особой охране и изучению природы
  • 10.0 —Лесная
  • 11.0 —Водные объекты
  • 12.0 —Общее пользование территории

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марьяш И.Е. от 21.03.2017 N МИЕ-4/126 относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК):

применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);

изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);

решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).

В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.

При этом относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство» также полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает в том числе такие виды разрешенного использования, как:

код 1.5 — «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;

код 13.2 — «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» (код 1.0), полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «Сенокос» на «Садоводство», как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Г.Ю. Елизарова

Состав земель сельскохозяйственного назначения

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.06.2016 N 10-2688-КЛ
«О направлении позиции Росреестра относительно изменения разрешенного использования сельхозугодий»
(вместе с <Письмом> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ «Об изменении разрешенного использования сельскохозяйственных угодий», <Письмом> Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

ПИСЬМО

от 29 июня 2016 г. N 10-2688-КЛ

О НАПРАВЛЕНИИ

ПОЗИЦИИ РОСРЕЕСТРА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЯ РАЗРЕШЕННОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬХОЗУГОДИЙ

ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) направляет для сведения и учета в работе электронные образы письма Учреждения от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, подготовленного в том числе по результатам рассмотрения обращений филиала Учреждения по Самарской области и филиала Учреждения по Республике Татарстан и направленного в адрес Росреестра, и письма Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16, содержащего позицию на поставленный в письме Учреждения вопрос относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Просим ознакомить сотрудников с позицией, изложенной в вышеуказанных письмах, в порядке, предусмотренном приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21.03.2014 N П/057 «Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» с письмами методического характера».

Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.

Заместитель директора

К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

ПИСЬМО

от 9 ноября 2015 г. N 10-3957-КЛ

ОБ ИЗМЕНЕНИИ

РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

В соответствии с пунктами 3 и 7 Положения о рабочей группе по обсуждению вопросов, возникающих при реализации возложенных на филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации полномочий, в том числе подготовленных ФГБУ «ФКП Росреестра» писем методического характера, направленных в Росреестр, утвержденного приказом Росреестра от 30.09.2013 N П/394, ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) просит рассмотреть изложенные ниже вопросы на заседании указанной рабочей группы или высказать позицию по ним.

1. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут быть выбраны самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

При этом с учетом части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, согласно которой градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса к сельскохозяйственным угодьям не применяются.

2. Вместе с тем запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в Градостроительном кодексе отсутствует.

Учреждение обращает внимание, что согласно статьи 77 Земельного кодекса к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями) также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в частях 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

Однако, учитывая, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка могут иметь такие формулировки, как «сельскохозяйственное производство», «производство сельскохозяйственной продукции», «крестьянско-фермерское хозяйство» и т.п., возникает вопрос: каким образом определить, что земельный участок относится (не относится) к сельскохозяйственным угодьям.

Также можно отметить, что согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает в себя не только осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, но и размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции

3. Позиция Учреждения по вопросу отнесения земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, к сельскохозяйственным угодьям следующая.

Пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса установлено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 27.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте).

При этом в части 1 статьи 1 Закона об обороте указано, что его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Таким образом, по мнению Учреждения, к сельскохозяйственным угодьям относятся все земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, в том числе образованные в порядке, установленном Законом об обороте, в частности, земельные участки, образованные в счет выдела доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Если из разрешенного использования земельного участка нельзя однозначно установить, распространяется на него действие Закона об обороте или нет, то, учитывая позицию Росреестра, изложенную в письмах Росреестра от 28.04.2015 N 14-исх/06064-ГЕ/15 и от 30.09.2015 N 14-09384/15@, информация об отнесении соответствующего земельного участка к сельскохозяйственным угодьям может быть представлена органом местного самоуправления либо иным уполномоченным органом, например, в виде информации о включении/невключении земельного участка в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Также Учреждение отмечает, что, исходя из вышеприведенных положений Земельного кодекса и Закона об обороте, к сельскохозяйственным угодьям не относятся земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.

Таким образом, по мнению Учреждения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которых согласно сведениям государственного кадастра недвижимости расположены здания или сооружения, кадастровые сведения о которых имеют статус «ранее учтенные», не являются сельскохозяйственными угодьями.

4. Учреждение полагает, что орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании соответствующего заявления, в котором указан выбранный собственником земельного участка вид разрешенного использования, предусмотренный утвержденным градостроительным регламентом, в случае если с учетом изложенной в настоящем письме позиции Учреждения земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям (земельные участки, на которых расположены здания или сооружения; земельные участки, в отношении которых представлена информация о том, что они не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий).

В случае если сведения о земельных участках, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости либо представленных заявителем документах, не позволяют однозначно установить, относятся они к сельскохозяйственным угодьям или нет, при этом заявителем по собственной инициативе не представлена информация об отсутствии земельного участка в перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, то орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие сведения в уполномоченном органе.

Если земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в соответствии с изложенной в настоящем письме позицией Учреждения либо отсутствует информация о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (в том числе с учетом сведений, полученных в ответ на межведомственный запрос органа кадастрового учета), то орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

5. Учреждение просит высказать позицию Росреестра относительно изложенной в настоящем письме позиции Учреждения о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесении земельных участков к сельскохозяйственным угодьям и принятии в описанной выше ситуации решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Кроме того, Учреждение просит сообщить, на основании каких документов и в каких органах также можно получить информацию об отнесении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к сельскохозяйственным угодьям, возможно ли использовать для этого проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий, содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

И.о. директора

К.А.ЛИТВИНЦЕВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 2016 г. N 14-04671/16

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра, рассмотрев письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ, сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статья 79 ЗК относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 ЗК особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель использование которых для других целей не допускается.

Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) устанавливает, что Закон об обороте регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; действие Закона об обороте не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (при этом Закон об обороте не ставит в зависимость распространение его положений на указанные земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, от наличия сведений о таких зданиях, строениях, сооружениях в государственном кадастре недвижимости).

С учетом изложенного полагаем, что к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте, наряду с сельскохозяйственными угодьями относятся в том числе земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами.

При рассмотрении документов, необходимых для кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предполагающего вывод земельного участка из-под действия Закона об обороте и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков, органу кадастрового учета необходимо, прежде всего, удостовериться, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям.

Для этих целей органом кадастрового учета могут быть в том числе:

использован проект перераспределения сельскохозяйственных угодий, иные документы, включенные в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

направлен межведомственный запрос в орган местного самоуправления либо иной уполномоченный орган (например, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий) с целью получения информации об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям (в том числе особо ценным).

Отсутствие информации о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, на которые градостроительный регламент не распространяется и использование которого для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, на наш взгляд, должно являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений такого земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.

При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.

В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования

Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.

К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.

К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.

Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.

Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка,

О видах разрешенного использования земель поселений читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-poselenij-vidy-razreshennogo-ispolzovaniya.html

Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:

  • для использования в сельскохозяйственных целях;
  • для организации сельхозпроизводства (здесь речь идет о пашнях, пастбищах, сенокосах, участках, на которых произрастают многолетние насаждения – виноградники, сады и прочее);
  • в целях организация фермы/крестьянского хозяйства;
  • для обеспечения своего подсобного хозяйства;
  • используемые в дачном строительстве – это такие земли, которые выделены гражданам либо приобретенные последними с целью отдыха (на таких землях разрешено возводить жилые дома и регистрироваться в них, возводить строения хозяйственного назначения, а также заниматься выращиванием различных культур: бахчевых, плодовых, овощных, ягодных, а также картофеля для обеспечения личных нужд);
  • для использования в садоводстве – данный вид участков, приобретенных гражданами или предоставленных им, применяется с целью высадки на них различных культур, к которым можно отнести: бахчевые, ягодные, овощные, плодовые, а также картофель, и с целью организации отдыха (при этом сохраняется право строительства на этой территории жилых строений, однако, без возможности регистрации в них);
  • используемые для животноводства;
  • эксплуатируемые с целью выпаса скота и заготовки сена;
  • для использования в огородничестве;
  • угодья для охоты;
  • земли для организации пчеловодства и прочее;
  • используемые с целью создания лесных массивов защитного значения;
  • применяемые для учебной, научно-исследовательской и другой цели (непосредственно связанной с сельхозпроизводством);
  • предназначенные для рыбного промысла;
  • для организации хозяйства по выращиванию форели;
  • прочие варианты.

Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.

Подсобное хозяйство

Данная разновидность участка предназначается только для организации в его пределах сельхозработ. По принятым правилам, строительные работы на территории, которая выделена под ЛПХ, воспрещены.

Под полевым земельным участком подразумевают землю, предназначением которой является ведение ЛПХ, которая размещена вне городской черты.

Участок для дачи

Такого рода участок используется гражданином с целью отдыха, а также для высаживания на нем садово-огородных культур. Одним из немаловажных особенностей такого участка считается право строительства на нем жилых построек, однако, без возможности проводить регистрацию в них.

Огородничество и садоводство

СНО (садоводческое некоммерческое объединение) – это созданная гражданами организация некоммерческого направления, разделяемая на такие формы:

  • Некоммерческое садоводческое товарищество;
  • Некоммерческое садоводческое партнерство;
  • Потребительский садоводческий кооператив.

Кроме осуществления работ сельхозназначения, в пределах таких земельных участков допустимо выстраивание дачных построек. Ко всему прочему, постановлением №7-П, принятым 14 апреля 2008 г. Конституционным судом РФ, установлено разрешение на оформление регистрации в таких постройках.

Фермерское/крестьянское хозяйство

Эта разновидность эксплуатации участков является объединением граждан, располагающих на праве совместного владения имуществом, используемым в целях производства/реализации сельхозпродукции.

Основателями подобного хозяйства может быть как один, так и несколько граждан, с наличием оформленного на них права долевого владения участком, предметами труда и прочими средствами.

Для животноводства

На таких участках граждане имеют право занятия животноводством. Также здесь можно выпасать скот и допустимо сенокошение для обеспечения животных кормом на протяжении зимнего периода.

Производство продукции сельскохозяйственного значения

Целью использования подобных участков является выращивание/производство/переработка сельхозпродукции определенного вида.

Если покупается участок земли с предназначением для выполнения сельскохозяйственной деятельности, необходимо акцентировать внимание на вид деятельности, в котором его разрешено использовать, его можно найти непосредственно в документах правоустанавливающего значения.

Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.

Земельные участки применяются владельцами, учитывая категорию предназначения. Однако разрешенное использование сельхозугодий вполне возможно поменять.

Учитывая субъект собственности, за процесс перевода отвечают различные властные госорганы.

Ответственными за перевод являются такие органы:

  • земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
  • если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
  • участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
  • участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
  • по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
  • по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Первый метод

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона под №172 от 21 декабря 2004 г., смена категории земель, имеющих особенную ценность, является недопустимой. Для осуществления перевода необходимо выполнить следующие действия.

Стадия №1

Владельцу необходимо направить соответствующей формы прошение (в виде ходатайства). Адресуется оно госорганам, уполномоченным на рассмотрение заявления на смену земельной категории.

Ходатайство должно содержать такие сведения как:

  • нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
  • земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
  • обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
  • документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.

Ко всему прочему, к направляемому ходатайству следует приобщить такую документацию:

  • проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
  • выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
  • копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
  • выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
  • если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
  • разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
  • в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).

Стадия №2

Государственными госорганами могут приниматься два варианта решения: это может быть отказ в удовлетворении ходатайства или же решение по одобрению смены земельной категории.

Госорганы отказывают в прошении при таких обстоятельствах:

  • при подаче ходатайства ненадлежащим лицом;
  • если документация, прилагаемая заявителем к ходатайству, имеет несоответствия с законодательными требованиями.

Такой акт должен быть направлен владельцу в двухнедельный срок (учитываются рабочие дни) со дня, когда документ был подписан. Владелец может при этом оспорить принятое решение, обратившись в судебную инстанцию.

Акт, предусматривающий решение о переводе участка должен быть вынесен на определенный период, на протяжении которого владельцу необходимо провести регистрацию внесенных изменений.

На вынесение этого решения, властные госорганы располагают двухмесячным сроком. Если документация направлена для ее последующего рассмотрения Правительством РФ, период будет составлять уже три месяца.

Стадия №3

Как только будет получен акт вместе с оформленным заключением на перевод участка в определенную категорию, новые сведения следует направить напрямую в государственный земельный кадастр, а также в ЕГРП. С момента внесения изменений в документацию правоустанавливающего значения, сделка будет считаться юридически завершенной.

Второй метод

Перевести земельный участок в пределах одной категории будет куда проще, да и к тому же, не потребует много времени. Для данной процедуры правила определяются в Градостроительном кодексе РФ (статьями 37 и 38).

С этой целью, необходимо направить заявление в адрес территориальных органов. Они организовывают процедуру открытого слушания, где в качестве присутствующих лиц будут выступать граждане, проживающие на смежных участках и в районе данной территориальной области. Здесь участникам дано право предоставления примечаний и рекомендаций.

После проведения слушания, его результаты будут опубликованы. Основываясь на заключении, сделанном при рассмотрении вопроса, руководителем органа местного самоуправления утверждается положительное решение об изменении вида разрешенного использования земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 86 из 106 читателей считают Запись полезной.

Земли несельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения.

Распределение земельного фонда по категориям земель

Главными признаками отнесения земель к той или иной категории является их основное целевое назначение и определенный правовой режим.

Категория земель — это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим использования и охраны.

Россия относится к государствам, хорошо обеспеченным землей. На одного человека приходится 11 га общей земельной площади.

Земельный фонд подразделяется на угодья. Земельные угодья — это участки, систематически используемые или пригодные к использованию для определенных хозяйственных целей и различающиеся по естественноисторическим признакам.

Таблица 7

Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель. Распределение земель Российской Федерации по категориям.

Категории земель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
млн. га % млн. га % млн. га %
Земли сельскохозяйственного назначения 401,6 23,5 402,6 23,6 403,2 23,6
Земли населенных пунктов 19,1 1,1 19,1 1,1 19,2 1,1
Земли промышленности и иного специального назначения 16,7 1,0 16,7 1,0 16,7 1,0
Земли особо охраняемых территорий и объектов 34,2 2,0 34,2 2,0 34,4 2,0
Земли лесного фонда 1104,9 64,6 1104,9 64,6 1105,0 64,6
Земли водного фонда 27,9 1,6 27,9 1,6 27,9 1,6
Земли запаса 105,4 6,2 104,4 6,1 103,4 6,1
ИТОГО 1709,8 1709,8 1709,8
* По данным Государственного(национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, за границами населённых пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, включая фонд перераспределения земель.

В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и другие земли, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, включая фонд перераспределения, размещения объектов хранения, первичной переработки сельскохозяйственной продукции, подсобных предприятий, построек и сооружений, дорог, замкнутых водоемов и других площадей общего пользования, связанных с сельскохозяйственным производством, предоставленных собственнику, землевладельцу, землепользователю и арендатору.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их плошали, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

Земли несельскохозяйственного назначения занимают в России огромную территорию. Они включают землепользования лесохозяйственных, промышленных и транспортных предприятий, курортов и заповедников, гидротехнических, водохозяйственных и других объектов. Лесохозяйственные предприятия формируют свои землепользования в основном за счет земель государственного лесного фонда. Территории городов и поселков включают множество разнообразных землевладений и землепользовании.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *