Замещающая должность

Порядок проведения конкурса на государственную гражданскую службу

Прохождение государственной гражданской службы требует определенных навыков и уровня знаний. Поэтому его суть заключается в оценке профессиональных качеств, квалификационного уровня и личностных характеристик претендента на работу в государственной структуре. Оценивание состоит из двух этапов.

Первый этап

Первый этап носит подготовительно-ознакомительный характер. Он начинается с того, что на сайте ведомства, которое намеревается провести набор сотрудников, размещается объявление о предстоящем испытании. Это информационное сообщение должно содержать следующую информацию:

  • наименование вакантной должности;
  • требования к кандидатам;
  • условия работы;
  • список необходимых документов;
  • место и сроки их предоставления;
  • дата проведения испытаний;
  • другая необходимая информация.

Образец объявления о конкурсе на замещение вакантной должности

Текст объявления

В указанные сроки кандидаты должны предоставить необходимые документы. После чего организаторами будет проверена достоверность переданных сведений.

Второй этап

На втором этапе проводится непосредственно сам конкурс. Для этого ведомством, набирающим сотрудников, создается специальная комиссия, которая изучает сведения о кандидатах, а также проводит различные оценочные мероприятия. Среди них, например, могут быть:

  • индивидуальное собеседование;
  • анкетирование;
  • написание реферата;
  • групповые дискуссии;
  • тестирование.

Замещение временно отсутствующего руководителя организации

На практике нередки случаи, когда в период отсутствия руководителя организации необходимо возложить исполнение обязанностей на иное лицо. Это случаи временной нетрудоспособности руководителя, пребывания в отпуске по беременности и родам, в основном ежегодном оплачиваемом отпуске, другие ситуации, когда руководитель отсутствует, но за ним в соответствии с законом сохраняется место работы.

Законом предусмотрены различные варианты замещения временно отсутствующего работника (схема 1), однако следует отметить, что в отношении руководителя организации имеются некоторые особенности, обусловленные неординарностью его правового статуса.

—————————————————————————¬
¦ Способы замещения временно отсутствующего работника ¦
L-T————————————————————————
¦————————————————————————¬
++ Временный перевод на другую работу ¦
¦L————————————————————————
¦————————————————————————¬
++ Перемещение ¦
¦L————————————T———————————-
¦————————————-+———————————¬
¦¦ Неприменимо для замещения руководителя организации ¦
¦L————————————————————————
¦————————————————————————¬
++ Совмещение профессий (должностей) ¦
¦L————————————————————————
¦————————————————————————¬
L+ Заключение срочного трудового договора на время отсутствия работника ¦
L————————————————————————

Схема 1 Трудности выбора нужного способа

Приведенные варианты замещения работника имеют много общего между собой. Также выбранный способ замещения рядового сотрудника имеет колоссальное сходство с аналогичным способом замещения руководителя организации. Все это в ряде случаев служит причиной юридических ошибок, допускаемых в ходе применения трудового законодательства на практике.

Внимание! Не все предусмотренные трудовым законодательством варианты замещения временно отсутствующего руководителя подходят к конкретной ситуации.

Приведенные выше способы замещения временно отсутствующего работника существенно различаются между собой как по форме, так и по содержанию. Кроме того, не все предусмотренные трудовым законодательством варианты замещения временно отсутствующего руководителя организации могут быть реально использованы в той или иной ситуации.

В частности, перемещение, как один из способов выполнения трудовой функции отсутствующего руководителя организации, неприменимо. А такие способы исполнения обязанностей, как, например, временный перевод на другую работу, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, заключение трудового договора с другим работником на время отсутствия руководителя, применяются с учетом специфики такого субъекта трудового права, как руководитель организации.

Для того чтобы определить, какую из существующих форм временного исполнения обязанностей руководителя организации целесообразно выбрать в тех или иных обстоятельствах, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, проанализировать особенности, присущие каждому предусмотренному трудовым законодательством способу временного исполнения трудовых обязанностей, что, безусловно, может в ряде случаев позволить найти оптимальный вариант поведения.

Во-вторых, нельзя забывать об особенностях правового положения руководителя, его особого назначения, той роли, которую он играет в ходе организации труда и управления им. Надо помнить, что руководитель организации является представителем юридического лица, который действует от его имени без доверенности. Поэтому необходимо учитывать установленный законом порядок передачи принадлежащих ему полномочий по осуществлению деятельности от имени юридического лица.

По общему правилу для замещения временно отсутствующего работника на практике применяется следующие способы (схема 2):

  1. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).
  2. Временный перевод работника на другую работу (должность) (ст. 72.2 ТК РФ).
  3. Заключение срочного трудового договора (в т.ч. на условиях совместительства) на период отсутствия основного работника (ст. 59 ТК РФ).

—————————————————————-¬
¦Способы замещения временно отсутствующего работника организации¦
L——————————T———————————
—————————+————————-¬
———-+————-¬————+————¬————+————¬
¦Исполнение обязанносте馦 Временный перевод ¦¦ Заключение срочного ¦
¦временно отсутствующег работника на другую ¦¦ трудового договора на ¦
¦ работника без ¦¦работу (ст. 72.2 ТК РФ)¦¦ период отсутствия ¦
¦освобождения от работы,¦L————————¦ основного работника ¦
¦ определенной трудовым ¦ ¦ (в т.ч. на условиях ¦
¦ договором (ст. 60.2 ¦ ¦ совместительства) ¦
¦ ТК РФ) ¦ ¦ (ст. 59 ТК РФ) ¦
L———————— L————————

Схема 2

По общему правилу работнику может быть поручено с его письменного согласия выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, иной дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) за дополнительную оплату. При этом для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Наряду с этим работник может быть временно переведен на другую работу (должность) (на период отсутствия основного работника) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 72.2 ТК РФ. В отличие от первого способа временный перевод работника на другую работу (должность) предполагает освобождение его от основной работы.

Заключение срочного трудового договора, включая работу по совместительству (в т.ч. на условиях внутреннего совместительства), влечет за собой возникновение дополнительного трудового правоотношения. Другими словами, работник, работающий на условиях совместительства, в отличие от двух приведенных выше способов, выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время.

Все варианты выполнения дополнительной работы временно отсутствующего работника предполагают обеспечение ее оплаты наряду с основной работой, предусмотренной трудовым договором (табл.).

Таблица

Исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя организации

Способ
исполнения
обязанностей
Особенности
исполнения
обязанностей
Рабочее
время
Оплата труда Основание
исполнения
обязанностей
временно
отсутствующего
руководителя
организации
Порядок
оформления
начала исполнения
обязанностей
Порядок
оформления
прекращения
исполнения
обязанностей
Временный
перевод на
другую работу
Выполнение
трудовой
функции с
освобождением
от основной
работы
Исполнение
обязанностей
по месту
работы, куда
работник
временно
переведен на
период
отсутствия
руководителя
организации
Из расчета
заработной
платы,
установленной
по должности,
на которую
работник
временно
переведен
Дополнительное
соглашение к
трудовому
договору, срок
действия
которого
ограничен сроком
отсутствия
руководителя
организации
Приказ
(распоряжение)
работодателя о
временном
переводе на
другую работу
Приказ
(распоряжение)
работодателя о
предоставлении
работнику
прежнего места
работы
Совмещение
профессий
(должностей)
Выполнение
дополнительной
работы без
освобождения
от исполнения
обязанностей
по основной
работе
Исполнение
обязанностей
в период
работы по
основному
месту работы
Путем
установления
соглашением
сторон доплаты
за выполнение
дополнительной
работы, размер
которой
устанавливается
с учетом
содержания и
(или) объема
дополнительной
работы (ч. 1
ст. 151 ТК РФ)
Приказ
(распоряжение)
работодателя о
возложении
исполнения
обязанностей
временно
отсутствующего
руководителя
организации без
освобождения от
работы
Не требуется
никакого
приказа
(распоряжения).
Исключение
составляют
случаи
досрочного
прекращения
исполнения
обязанностей
временно
отсутствующего
руководителя
организации
Совместительство
(внешнее или
внутреннее)
Выполнение
дополнительной
работы по
совмещаемой
должности
наряду с
исполнением
обязанностей
по основному
месту работы
Исполнение
обязанностей
за пределами
рабочего
времени по
основному
месту работы
Пропорционально
отработанному
времени, в
зависимости от
выработки либо
на других
условиях,
определенных
трудовым
договором (ч. 1
ст. 285 ТК РФ).
Исключение
составляют
случаи,
предусмотренные
ч. 2 ст. 285
ТК РФ
Самостоятельный
трудовой договор
на условиях
совместительства
(внешнего или
внутреннего),
срок действия
которого
ограничен
периодом
отсутствия
руководителя
организации
Приказ
(распоряжение)
работодателя о
приеме на работу
по
совместительству
(на условиях
внешнего или
внутреннего
совместительства)
Приказ
(распоряжение)
работодателя об
увольнении
работника с
работы (с
совмещаемой
должности) в
связи с
истечением
срока действия
трудового
договора

Особенности временного заместительства

Наряду с формами, предусмотренными ТК РФ, есть иной способ возложения исполнения обязанностей на время отсутствия работника, предусмотренный Разъяснением Госкомтруда СССР N 30, ВЦСПС N 39 от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства» <1> (далее — Разъяснение о порядке оплаты временного заместительства), который именуется «временное заместительство».

<1> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1987. N 5.

Примечание. Временное заместительство — исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, вызванное производственной необходимостью.

В соответствии с п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, вызванное производственной необходимостью. При этом временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по организации с выплатой замещающему разницы между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Кроме того, временные заместители премируются на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого ими работника. На разницу в окладах премия начисляется в том же порядке, как на доплату за совмещение должностей <2>.

<2> В соответствии со ст. 423 ТК РФ Разъяснение о порядке оплаты временного заместительства действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Надо отметить, что такая форма исполнения обязанностей отсутствующего работника, как временное заместительство, не совпадает в полной мере ни с временным переводом на другую работу, ни с совмещением профессий (должностей). В рассматриваемой ситуации в должностные обязанности замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей.

Один из вопросов, возникших по поводу применения данного способа исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, связанный с оплатой временного заместительства, был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ.

Решением, вынесенным по делу, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявленного Архангельской территориальной профсоюзной организацией Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) (далее — Архангельская профсоюзная организация) требования о признании недействительными пп. «а» (абз. 3) и абз. 4 п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства по кассационной жалобе заявителя на Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. <1>.

<1> См.: Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2002.

Данное Решение было основано на ошибочном утверждении, что штатные заместители обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие в силу занимаемых ими должностей, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции. Тем самым было высказано мнение, что не может быть установлена какая-либо доплата за выполнение работы, обусловленной трудовым договором, в пределах своей трудовой функции <2>.

<2> При рассмотрении дела кассационной инстанцией указанное Решение было отменено и вынесено новое решение, согласно которому пп. «а» (абз. 3) и абз. 4 п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства были признаны частично недействующими.

Таким образом, Верховный Суд РФ обращает внимание на две составляющие трудовой функции работника — качественную и количественную (схема 3).

——————————-¬
¦ Составляющие трудовой функции¦
L—————T—————-
————————+———————¬
—————+———————¬ ——————-+—————¬
¦ Качественная ¦ ¦ Количественная ¦
L————-T——————— L——————T—————
—————+———————¬ ——————-+—————¬
¦Перечень полномочий (компетенция),¦ ¦ Объем полномочий, определенный в¦
¦ обязанностей ¦ ¦ результате нормирования труда ¦
L———————————— L———————————-

Схема 3 Условия замещения руководителя организации, объем работы и оплата труда

Увеличение трудовой нагрузки в период временного отсутствия руководителя организации (равно как и любого иного работника) обусловлено увеличением объема обязанностей (полномочий) работника, составляющих его трудовую функцию. Другими словами, работник, с одной стороны, не вправе отказаться от исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а с другой — такая работа является дополнительной к основной и носит временный характер, поэтому должна быть оплачена в соответствии с законом.

У руководителя организации, как правило, имеются так называемые штатные заместители. Должностная инструкция заместителя (заместителей) руководителя организации и (или) трудовая функция, определенная трудовым договором, обычно предусматривают выполнение обязанностей руководителя организации в его отсутствие. На первый взгляд, этого достаточно, чтобы эти лица при отсутствии каких-либо дополнительных распоряжений в безапелляционном порядке замещали временно отсутствующего работника (руководителя организации). Однако такое представление весьма ошибочно.

С одной стороны, заместитель руководителя организации должен исполнять обязанности отсутствующего руководителя, поскольку это предусмотрено трудовым договором (иным документом). Однако, с другой стороны, необходимость издания руководителем организации (иным лицом) распоряжения (приказа), возлагающего исполнение обязанностей на одного из заместителей в период своего отсутствия, обусловлена следующим.

Во-первых, несмотря на то, что в организации, как правило, имеется принятый в установленном порядке документ, распределяющий полномочия между заместителями руководителя организации, существует объективная необходимость возложить исполнение обязанностей единоличного исполнительного органа на одного из своих заместителей. Такое право принадлежит обычно руководителю организации. В частности, возникает необходимость осуществления приема работников на работу, их перевода на другую работу, применения мер дисциплинарной ответственности, увольнения, иных функций, которые кто-то должен осуществлять за руководителя. Отсутствие соответствующего документа создает серьезные затруднения в применении трудового законодательства.

Во-вторых, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения с руководителем организации возникают на основании трудового договора, заключаемого в результате избрания (назначения, утверждения) его на должность. При этом трудовой договор с руководителем организации заключается работодателем в лице уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственника лица (органа) на основании соответствующего решения. Следовательно, право руководителя организации возлагать на определенное лицо свои обязанности в период его временного отсутствия должно быть специально оговорено специальным документом, например уставом организации, решением уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственника лица (органа).

Таким образом, в период отсутствия руководителя, например, в случае его болезни право возложить исполнение его обязанностей с применением одного из предусмотренных законом способов (в т.ч. путем временного заместительства) принадлежит лицу, которое определено соответствующим решением, принятым уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лица (органа) и оформленным в соответствии с требованиями законодательства.

Внимание! Право руководителя организации возлагать на определенное лицо свои обязанности в период своего временного отсутствия должно быть оговорено специальным документом.

В-третьих, исполнение одним из заместителей руководителя обязанностей единоличного исполнительного органа юридического лица сопряжено с увеличением его трудовой функции (выполнением дополнительной работы), что усиливает его юридическую ответственность.

На это обращает внимание Верховный Суд РФ, который, рассмотрев гражданское дело по заявлению Архангельской профсоюзной организации, признал недействующими пп. «а» (абз. 3) и абз. 4 п. 1 Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации <1>. Одним из аргументов Верховного Суда РФ явилось признание оспариваемых положений противоречащими ТК РФ, поскольку они допускают выплату заработной платы приведенным выше работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда. При этом, по мнению Верховного Суда РФ, совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем отсутствующего работника, а также главным инженером работы в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные лица выполняют свои обязанности при работающем руководителе. Оспоренное ограничение в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в предыдущей редакции Разъяснения о порядке оплаты временного заместительства противоречит ТК РФ.

<1> Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2003 N КАС03-25 <Об отмене решения Верховного Суда РФ от 01.11.2002 и признании частично не действующими подпункта «а» (абзац 3) и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР N 30, ВЦСПС N 39 от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства»> // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 10.

Кроме того, в ряде случаев для выполнения отдельных функций руководителя организации необходимо надлежащим образом оформить образцы подписи лица, исполняющего его обязанности <2>. К тому же право подписи договоров, заключаемых от имени юридического лица с его контрагентами, принадлежит лицу, оговоренному в уставе, учредительных документах организации. Чаще всего такое право принадлежит руководителю организации, но его заместители обычно таким правом не обладают. В этой связи необходимо оформить право соответствующей доверенностью с указанием перечня полномочий.

<2> См.: Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» // Вестник Банка России. 2006. N 57; Письмо Банка России «Обобщение практики применения Указания Банка России от 21.06.2003 N 1297-У «О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати» // Вестник Банка России. 2004. N 1.Внимание! В период отсутствия руководителя организации сложность труда и объема работы его штатного заместителя и главного инженера существенно возрастает.

Таким образом, замещение временно отсутствующего руководителя организации может осуществляться путем возложения исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, т.е. путем издания приказа (распоряжения) с установлением соответствующей доплаты в размере, определяемой соглашением сторон трудового договора, с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы, как это предусмотрено ч. 2 ст. 151 ТК РФ. Отказаться от исполнения обязанностей руководителя организации данное лицо не вправе в силу того, что это предусмотрено заключенным с ним трудовым договором.

Напротив, работник вправе отказаться от исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, если их исполнение не предусмотрено трудовым договором. Это обусловлено положением ст. 60 ТК РФ, согласно которой работодатель не вправе требовать от работника исполнения обязанностей, не обусловленных трудовым договором.

Следует подчеркнуть, что не вполне удачным представляется использование такого способа возложения на штатного заместителя исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, как временный перевод его на другую работу, поскольку штатный заместитель должен исполнять функции единоличного исполнительного органа в силу условий трудового договора, предусматривающих такую обязанность. Следовательно, отсутствует и необходимость достижения соглашения между работником (штатным заместителем) и работодателем о временном переводе работника на другую работу в должности руководителя организации.

Заключение срочного трудового договора, в т.ч. на условиях совместительства, имеет смысл в случае длительного отсутствия руководителя организации на работе, например в связи с отпуском по уходу за ребенком до трех лет. В этой ситуации, учитывая особенности приема на работу такого работника, когда заключению трудового договора предшествуют избрание, выборы, утверждение в должности, возникает вопрос о необходимости соблюдения данной процедуры в случае его замещения.

Внимание! Если трудовым договором работника не предусмотрено исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя, работник имеет право отказаться от их исполнения.

Представляется, что исключений из правил для рассматриваемой ситуации ни закон, ни учредительные документы организации не содержат. Это позволяет утверждать, что заключению трудового договора на время отсутствия руководителя организации предшествует процедура, предусмотренная уставом организации, иными документами, разработанными в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

И.А.Костян

К. ю. н.,

Почему чиновники «замещают» должность, а не «занимают» должность или «исполняют» должность?

Почему в русском языке чиновники «замещают» должность, а не «занимают» должность или «исполняют» должность?N.B. Вопрос без подколок и политики.Добавлено позже Гугл и Википедия здесь не при чём.—————» Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ»О системе государственной службы Российской Федерации»….Глава 1. Общие положенияСтатья 1. Государственная служба Российской Федерации1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:…лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);»Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/185886/

Ключевые слова: почему замещаемая должность, замещаемая или занимаемая должность госслужащего , https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1826.M2KLW7H_1cEsmZsGcD20UvKBveVf6eCPvVviUM_8KZ727w5pU54AGH0Wpj9-Wyho.651078b6611f91e7704eeeda6c7f336308d4bc88&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXmeppkgUc0Y,

СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Действующее законодательство о государственной гражданской службе предусматривает два способа замещения служебных должностей:

замещение претендентом должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности по результатам конкурса;

назначение претендента на должность гражданской службы без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ст. 22 Закона № 79-ФЗ.

Основным способом замещения гражданином России должности гражданской службы или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 79-ФЗ, определен конкурсный отбор, обеспечивающий конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со ст. 22 Закона № 79-ФЗ может быть произведено на конкурсной основе.

Порядок и условия проведения конкурса определены Положением

0 конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 19 марта 2014 г.) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Положением о конкурсе, утвержденным упомянутым Указом № 112, определено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и соответствующие установленным законодательством России о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Для проведения конкурса государственным органом образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, порядок их работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Например, «Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» была утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 мая 2010 г. № П/253.

В соответствии с законодательством Российской Федерации

0 государственной гражданской службе в состав конкурсной комиссии входят, в том числе, независимые эксперты — представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Наряду с этим, ч. 8.1 ст. 22 Закона № 79-ФЗ (введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 295-ФЗ) установлено требование, что члены общественного совета при государственном органе, образованного в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» или нормативным правовым актом субъекта РФ, должны включаться в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе осуществляются:

публикация на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» объявления о приеме документов для участия в конкурсе, а также размещение информации о проведении конкурса;

проверка представленных документов и достоверности сведений, представленных гражданином (гражданским служащим);

проверка соответствия квалификационным требованиям (уровень и характер знаний и навыков, образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений;

выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, а также разработка для них тем и вопросов.

На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п. 7 Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган (п. 7 Положения):

  • а) личное заявление;
  • б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р (ред. от 16 октября 2007), с приложением фотографии;
  • в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответству- ющий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  • г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина,

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

  • д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  • е) иные документы, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Гражданин (гражданский служащий), изъявивший желание участвовать в конкурсе, вправе представить иные документы (характеристики, рекомендации, отзывы, копии документов о присвоении почетных званий, классного чина, награждении государственными наградами и т.п.), заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы).

В соответствии с п. 8 Положения о конкурсе (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112), гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету (по установленной форме) с приложением фотографии.

Документы, указанные в п. 7 и 8 Положения, представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений. При отказе гражданина (гражданского служащего) от проведения этой процедуры, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, связано с использованием таких сведений, он не допускается к участию в конкурсе.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, о чем он уведомляется в письменной форме с объяснением причин отказа и разъяснением порядка возврата документов, обжалования принятого решения.

На основании представленных претендентами документов государственный орган принимает решение об их допуске к участию в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, при наличии не менее двух граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В день принятия решения о проведении второго этапа конкурса кандидатам направляется письменное уведомление о дате, месте, времени проведения второго этапа конкурса. Уведомление направляется не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса. Уведомление кандидатов может одновременно осуществляться в устной форме.

Второй этап. На втором этапе конкурса осуществляются:

  • ? оценка профессиональных и личностных качеств кандидата;
  • ? принятие решения конкурсной комиссией.

Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Необходимость, а также очередность применения методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов определяется конкурсной комиссией, с учетом предложений руководителей структурных подразделений государственного органа.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством России о гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух третей общего числа ее членов. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для его назначения на вакантную должность либо отказа в таком назначении. Решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является мнение ее председателя. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в ее заседании. Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом о гражданской службе.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя (приказ, распоряжение) о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Назначение на должность гражданской службы может осуществляться и без конкурсной процедуры, что предусмотрено нормами ч. 2—4 ст. 22 Закона № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.). Конкурс не проводится (ч. 2 ст. 22 Закона № 79-ФЗ):

  • ? при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • ? в случае назначения на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством Российской Федерации;
  • ? при заключении срочного служебного контракта;
  • ? при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ;
  • ? при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

В настоящее время в кадровом резерве, формируемом на конкурсной основе, могут состоять как гражданские служащие, так и не состоящие на государственной службе граждане. Таким образом, практика кадровой работы наполнена новым содержанием. Вместе с тем до настоящего времени не издан указ Президента РФ о порядке формирования в системе федеральной государственной гражданской службы кадрового резерва на конкурсной основе, хотя во многих субъектах РФ такие нормативные акты приняты и формирование кадрового резерва на конкурсной основе осуществляется практически.

Конкурс может не проводиться (ч. 3 ст. 22 Закона № 79-ФЗ) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа. Решение об этом принимает руководитель государственного органа (представитель нанимателя), несущий в соответствии с законодательством России ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Однако в настоящее время, в связи с информатизацией и компьютеризацией государственной гражданской службы, требования к младшим должностям гражданской службы значительно возросли. В этих условиях представитель нанимателя, исходя из конкретных обстоятельств и спе- цифики отдельных должностей гражданской службы, сам принимает решение о целесообразности (или нецелесообразности) проведения конкурса по каждой младшей должности.

  • СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
  • Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.2010. № 32.
  • СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  • СЗ РФ. 2005. № 22. Ст. 2192.

Способы замещения государственных должностей

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст. 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности. Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации. Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора. Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства. Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями электоратом. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности, не требующим утверждения. Это основной способ занятия высших государственных должностей и органов местного самоуправления, а также должностей в общественных объединениях, политических партиях, научных и других организациях. Всенародные выборы Президента РФ типичный пример данного вила замещения государственной должности. К этому типу замещения должности относятся выборы председателя политической партии, президента Российской академии наук и т.д.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *