Закон о гражданстве российской

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
  • Статья 3. Основные понятия
  • Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
  • Статья 5. Граждане Российской Федерации
  • Статья 6. Двойное гражданство
  • Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
  • Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
  • Статья 9. Гражданство детей
  • Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
  • Глава II. Приобретение гражданства российской федерации
  • Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
  • Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации
  • Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
  • Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
  • Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
  • Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
  • Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
  • Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
  • Глава III. Прекращение гражданства российской федерации
  • Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
  • Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
  • Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
  • Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
  • Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства российской федерации
  • Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
  • Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
  • Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
  • Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
  • Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
  • Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
  • Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве российской федерации
  • Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
  • Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
  • Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов
  • Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
  • Глава VII. Производство по делам о гражданстве российской федерации
  • Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка
  • Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
  • Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
  • Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве российской федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства российской федерации
  • Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
  • Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
  • Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
  • Глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории российской федерации
  • Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы
  • Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации
  • Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации
  • Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
  • Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
  • Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона
  • Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации
  • Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
  • Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
  • Глава IX. Заключительные положения
  • Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
  • Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Действующее законодательство о российском гражданстве

До 1 июля 2002 года в РФ основными документами, регулирующими правоотношения по вопросам гражданства, кроме Конституции РФ, являлись следующие правовые акты:

— Закон РФ от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17 июля 1993г. и от 6 февраля 1995г.;

— положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992г., в последующей обновленной редакции;

— акты Президента РФ, определяющие статус Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ;

— решения Конституционного Суда РФ.

Все эти важные правовые акты какое-то время отвечали требованиям правовой практике регулирования института гражданства, но очень скоро — к началу XXI века — стало ясно, что этого недостаточно. Поэтому в мае 2002 году был принят новый федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ), вступивший в силу с 1 июля 2002 года (действует в редакции от 31.12.2014).

В связи с тем, что Конституция РФ была принята в 1993 г., а Закон «О гражданстве» в 1991 г., в правоприменительной практике наблюдалось несоответствие между отдельными положениями этих двух документов. Несмотря на то, что в Закон «О гражданстве Российской Федерации» до 2002 года неоднократно вносились изменения и дополнения, они не смогли должным образом привести в соответствие нормы закона и реальные правоотношения по вопросам гражданства. Этим объясняется необходимость принятия нового закона о российском гражданстве, содержащего ряд новых положений: прежде всего, речь шла о частичном изменении структуры самого Закона; сократилось число статей с 51 до 45, хотя общее количество глав — девять — сохранилось за счет более четкой организации материала; в отдельную главу IV были выделены вопросы об условиях отмены решений по вопросам гражданства РФ.

Г лава I «Общие положения» по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными юридико — техническими требованиями.

В соответствии с правоприменительной практикой и международными стандартами здесь более четко изложены процедурные вопросы: глава VII «Производство по делам о гражданстве Российской Федерации» и глава VIII «Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации».

Кроме того, следует отметить появление новых и отмену некоторых действовавших терминов. Принципиально новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Так, под общим порядком приобретения или прекращения гражданства РФ понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Новым также является и конституционное положение о гражданстве РФ как о едином и равном, независимо от оснований его приобретения. Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей Закона, их понимание и применение.

Существенные изменения и дополнения новый закон вносит в условия приобретения гражданства. Так, в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории России до подачи заявления увеличивает с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Но со 2 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2014 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который (с учетом закона «О носителях русского языка», 2014) внес некоторые изменения в упрощенный порядок приема в российское гражданство без выполнения условия пятилетнего срока проживания на территории России по виду на жительство. Основное упрощение заключается в сокращении срока приема в российское гражданство с момента въезда на территорию Российской Федерации с восьми лет до одного года (ст.33.1) О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 20. 04.2014 № 71-ФЗ //Система гарант. Режим доступа: http: //base. garant.ru/70640488/#block 2. .

Условия приобретения гражданства дополнены обязательствами уважения и соблюдения Конституции России и российского законодательства, указания о наличии законного источника существования и отказа от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором. Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации.

Особое место в вопросе приема в гражданство Российской Федерации новый Закон уделяет интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России. С учетом практики реализации Закона о гражданстве от 1991 г. и международного опыта процедура восстановления в гражданстве теперь приравнивается к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России. Данный Федеральный закон не повторяет исчерпавшую себя норму о том, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в российском гражданстве.

В ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. конкретизируется и значительно расширяется перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства (ст.16): отклоняются заявления от тех лиц, которые в течение пяти лет до дня обращения выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ; использовали подложные документы или предоставляли ложные сведения; состоят на военной службе или органах безопасности иностранного государства; преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств и т.д.

В статье 14 «Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» есть уточняющая норма о приобретении гражданства по основанию заключения брака — не менее трех лет необходимо состоять в браке с гражданином РФ. До 1 июля 2002 года этого требования не существовало, что служило почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий.

Статья 20 содержит новые уточняющие основания для отказа в выходе из российского гражданства. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ имеет невыполненное обязательство перед Россией, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства или гарантий приобретения иного гражданства.

В главе V, касающейся гражданства детей и недееспособных, более детально регулируется порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Так, в ст.26 закрепляется важное положение о том, что «ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным гражданином, сохраняет гражданство Российской Федерации».

Однако, несмотря на эти существенные изменения, внесенные в Закон о российском гражданстве в 2002 году, в нем сохранились нормы не только прежнего законодательства о гражданстве (от 28.11.1991, 17.07.1993, 06.02.1995 гг.), но и союзного законодательства о гражданстве восьмидесятых — начала девяностых годов. Речь идет, прежде всего, о принципах гражданства: единое гражданство, равенство прав независимо от оснований приобретения гражданства, запрет выдачи гражданина России иностранному государству, приоритет правил, установленных международным договором, а также — решение вопросов, связанных с гражданством детей, и многих других, отношение к состоянию без гражданства, соотношения принципов «крови» и «почвы» при решении вопросов гражданства.

Вместе с тем, действующее российское законодательство о гражданстве по — иному решает ряд крупных вопросов гражданства по сравнению с союзным законодательством. Это касается, прежде всего, природы гражданства, отношения к двойному гражданству, к институту лишения гражданства и прекращения гражданства, сроков решения вопросов гражданства.

11 ноября 2003 г. был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О гражданстве РФ», уточняющий ст.12 «Приобретение гражданство РФ по рождению».

С 16 декабря 2003 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г., содержащий описание процедуры приема в гражданство РФ в общем и упрощенном порядке с изменениями за период 2014-2015 гг., касающимися в первую очередь статей 6, 13-14.

Прием в гражданство в общем порядке предусматривает следующее нововведение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18го возраста и обладающих дееспособностью, которые могут подать заявление о приеме в гражданство при условии если они:

— проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно; срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

— имеют законный источник средств к существованию;

— обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

— владеют русским языком.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Россией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных выше.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» §1, и без представления вида на жительство.

Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке предусматривает возможность приобретения гражданства иностранными гражданами и апатридами в случаях, если:

— имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

— имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

— являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование

в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» §1, если указанные граждане и лица:

— родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

— состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

— являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Кроме того, в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

Федеральный закон от 3 января 2006 года № 5-ФЗ «О внесении изменения в ст.14-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» расширил основания принятия гражданства в упрощенном порядке: иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения — Севастополя: Федеральный Конституционный закон от 21. 03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31. 12.2014) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173042/#p56. . ФЗ РФ от 1 декабря 2007 года № 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» продлил этот срок до 1 января 2009 г. Ряд изменений в ст.14 был внесён в связи с присоединением Республики Крым к РФ, в связи с чем появились новые условия получения упрощенного гражданства и регулирования двойного гражданства на переходный период.

Литература

  • Кутафин О. Е. Российское гражданство. — М.: Юристъ, 2004. — 589 c.
  • Корж Н. Я. Гражданство Российской Федерации: историко-правовой аспект. — С-Пб.: ИД «НЕВА», 2004. — 160 с. — ISBN 5-7654-3316-2.
  • Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. — М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1994. — 128 с.
  • Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. — С-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2000. — 643 с.
  • Бархатова Е. Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 480 с.

В недавнее время было жаркое обсуждение поправок в Федеральный закон «О гражданстве» (далее ФЗ), суть которого сводилась к упрощённой процедуре получения гражданства всем вновь прибывшим либо бывшим, но соотечественникам.

Однако.

За этими жаркими дискуссиями как-то «случайно» умолчали, и это действие было целенаправленным, о том, что все граждане Российской Федерации, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и являющиеся жителями бывшего СССР, должны пройти процедуру регистрации гражданства Российской Федерации (далее РФ).

Стоит сказать, что в это число бывших граждан СССР входит изрядная доля населения пенсионного возраста – наших с вами матерей, отцов, бабушек, дедушек, родных и знакомых людей.

Поясню. Человек, родился в СССР, учился, работал. Потом поехал покорять другие просторы СССР. Осел на том, другом месте. Работал, семью создал. А потом оказывается, что он никто.

Или. Есть военная база, расположение которой ранее было, допустим, в г. Бресте (Беларусь). В своё время она была переброшена на территорию нынешней РФ. Вместе с этим процессом были переведены и все бойцы. Так вот, они, бойцы, являются гастарбайтерами без гражданства РФ.

Да, есть паспорт той страны. В данном случае паспорт РФ, полученный взамен паспорта старого образца, т.е. образца СССР. Но паспорт – это не есть гражданство.

Это есть абсурд.

В общем, нужно подтвердить, что гражданин РФ не является верблюдом, а если является, то скатертью дорога.

Следует напомнить, что РФ является правопреемницей СССР. И что на территории РФ проживает немалое количество граждан бывшего СССР, а это Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и др. Пример с военной базой в Беларуси.

Не верите?

И не поверишь поначалу, когда не прочтёшь текст ФЗ. Основные моменты которого, подчас противоречащие здравой логике, и комментарии к нему Л.А. Жировой (выделено курсивом) – юриста-правозащитника, представлены ниже.

Досье

Людмила Андреевна Жирова

Юрист-правозащитник с многолетним стажем в области гражданского права.
Отличница в учёбе. Имеет три высших образования. Занималась в своё время исследованиями в области физики.
Является инициатором создания в 1996 г. общественной организации «Гражданский контроль».

«Конечный успех зависит не только от честности, беспристрастности или квалификации конкретного судьи, а от того, на чьей стороне закон, и от нашей настойчивости и терпения – таковы реалии теперешнего бытия».

Федеральный Закон
О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

«Глава VIII1, Статья 411. Положения главы применяются до 1 января 2017 г.

1. Условия и порядок приёма в гражданство РФ таких категорий лиц, как:
д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии не было определено наличие гражданства РФ, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства или документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве;

Этот пункт про тех, у кого «необоснованно выданный паспорт».

В связи с чем было «не определено» гр-во — с недостаточной квалификацией сотрудников, отсутствием времени? Документов?

Или гражданин просто не обращался ни по поводу регистрации, ни по поводу обмена паспорта, ни по вопросу оформления гражданства детям? Или гражданство не «определяется», то есть его нет – по закону? Каким образом?

Есть заключение инспектора? Конечно, имеется, но о нём тут не упоминается. И как наличие иностранного гражданства «устанавливается» в том же Заключении — по «правилам» ФМС , например — проживал на некую дату в новой республике СНГ и признаётся её законом.

Если же после первичного оформления (или приобретения гр-ва РФ) приобретено второе гр-во, то нет оснований изымать российский паспорт вместе с российским гражданством.

2. Лица, указанные в части первой, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приёме в гражданство РФ в соответствии с условиями ст. 413, или о выдаче вида на жительство.

Настоящая глава устанавливает условия и порядок признания гражданами РФ проживающих на территории РФ лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства РФ в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и др.

Какая разница между «процедурами» – «не приобрели гр-ва» и «гражданство не определено» – паспорт ведь РФ есть, он подтверждает гр-во РФ.

Кем «не определено»?

Кому дано право «считать не приобретшим»? Заключением инспектора ФМС? Оно тут пока нигде не упоминается, но подразумевается…

4. Лица, являющиеся гражданами бывшего СССР, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Почему же они «не желающие»?

Где, кто видел гражданина бывшего СССР с паспортом гр. РФ, полученным до 1 июля 2002 года и прибывшим в РФ до 1 ноября 2002г., который желает быть не признанным гражданином РФ?

И с какой стати он должен приобретать ВНЖ , если оно фактически у него имеется с первого дня приезда в РФ из республики бывшего СССР…

Статья 413. Условия приёма в гражданство РФ

1. Лица, указанные в части 1 ст.411, принимаются в гражданство РФ без учёта требования о соблюдении ими условий, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений.

А это и без проекта нужно было сделать, поскольку эти лица (с паспортами СССР или с паспортами республик СНГ) должны иметь ВНЖ не в разрешительном порядке, а в рабочем, так как паспорт СССР был и есть документ, разрешающий как пребывание, так и постоянное проживание в РФ.

Статья 415. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином РФ и о приёме в гражданство РФ

1. Заявление о признании гражданином РФ территориальным органом рассматривается и признаётся в течение не более двух месяцев.

2. Заявление о приёме в гражданство РФ рассматривается и признаётся в течение не более шести месяцев.

О каком конкретно «приёме в гражданство» идёт речь?

Если о праве граждан давно и законно проживающих в РФ (так как они прибыли до 1 ноября 2002г.), то оно у них имеется давно, и надо это объяснить чиновникам.

В чём разница между заявлением о признании и о приёме заявления в гражданство? Не является ли это двойной политикой для ФМС: те, кто понравился по определённым параметрам, ждут 2 месяца, те, кто не понравился, 6 месяцев? Прим. автора.

Статья 419. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином РФ. Статья 2, п.2.

Лица, не обратившиеся в период до 01.01.2017 г. с заявлением о признании гражданином РФ или о приёме в гражданство РФ, обязаны выехать из РФ не позднее трёх месяцев по истечении 01.01.2017 г.

В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.

Куда депортировать???

Стоит обратиться к Закону РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве РФ» (с изм. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.), в котором чёрным по белому написано о признании гражданства РФ граждан бывшего СССР.

Статья 13. Признание гражданства РФ

1. Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РФ.

Итог

Итог печален.

СМИ упорно замалчивают данную информацию, либо эту информацию услужливо стирают специальные подразделения.

Сколько бы не искала эту информацию в Интернете, ничего толкового найти невозможно.

Поскольку, если люди узнают об этом, то… даже невозможно представить, что будет.

А что может быть?

1. Инфаркты миокарда, инсульты.

2. Как следствие, возрастание летальных исходов у людей старшего возраста. И не только. Ведь это коснётся, собственно, практически всех.

3. Суициды.

Для чего это делается?

Для зачистки территории от ненужных людей. Их убрать и успешно выполнить план по миграционной политике.
Тем более, что Правительство РФ сказало, что налоги в России не будут расти в течение ближайших шести лет.
Откуда такая щедрость?

Тем более, вдвойне не понятно, откуда такая «забота» о людях, получивших паспорт гражданина РФ до июля 2002 г., если к людям, получившим паспорт после назначенного срока, никаких претензий не имеется?

Т.е. люди, являясь в прошлом гражданами бывшего СССР, проживающие на территории РФ до июля 2002 г., получившие паспорта РФ до оного срока, не являются её гражданами в то время, как люди, получившие паспорта после июля 2002 г., являются гражданами РФ.
Здравомыслящему человеку это трудно понять…

С введением же поправок к этому ФЗ потянется вереница вопросов от обычных людей и хамоватого отношения к ним со стороны различных ведомств.

Среди них: пенсия.

Каким образом будет индексироваться пенсия, если человек, имеющий паспорт РФ, проживающий на территории РФ уже порядочное количество лет, по одному закону – гражданин РФ, а по другому, т.е. нынешнему – никто?

Куда в данном случае пойдёт стаж работы, заслуженный на заводах/предприятиях?

Куда в итоге пойдут те же тогдашние отчисления граждан бывшего СССР?

Судя по тому, что эта информация усиленно замалчивается, либо выдаётся горстка не понять чего, то становится очевидным то, что кто-то предполагает дальнейшее развитие событий.

Только от этой очевидности волосы встают дыбом.

Потому как то, что принято и протолкнуто наспех среди «нечаянно упавшего снега», язык не поворачивается назвать политикой, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека РФ (ст.7, Конституции РФ).

От себя добавить больше нечего.

Приведу в заключение слова самой Людмилы Андреевны Жировой после введения поправок в ФЗ:

«Начинается новая коррупционная вакханалия по приобретению гражданства РФ. При этом продолжится антиконституционное лишение гражданства коренных россиян, так как его узаконят внесённые новации в Закон о гражданстве. Абсурдное новое основание приобретения гражданства: лишение статуса гражданина, после чего лишённый должен подать заявление о признании его гражданином. В случае не подачи заявления или отказа в признании — депортация. Куда? Посмотрим…»

Федеральная миграционная служба

Вид на жительство

1. Об изменении в ФЗ «О гражданстве»: http://www.lgz.ru/article/20341/
2. Внесение изменений в закон «О гражданстве»: http://newsland.com/news/detail/id/1073493/
3. Л.А.Жирова. О себе: http://liberal1.narod.ru/simple.html
4. Проект изменений в Закон о гражданстве РФ с моими комментариями: http://tarusyanka.livejournal.com/6202.html
5. Проект изменений в Закон о гражданстве РФ с моими комментариями (продолжение): http://tarusyanka.livejournal.com/6437.html
6. Комментарии Л.А.Жировой по поводу Закона РФ от 28 ноября 1991г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.): http://praktika.borda.ru/?1-21-0-00000027-000-0-0-1169833394
7. Судебная практика правозащитника: http://praktika.borda.ru/
8. Поправки в Закон приняты: http://t.co/2bmnkL0S
9. Странные поправки в Федеральный закон о гражданстве: http://7×7-journal.ru/post/21854?r=kaluga
10. В России остановят рост налогов на шесть лет: http://rus.ruvr.ru/2012_12_04/V-Rossii-ostanovjat-rost-nalogov-na-shest-let/
11. Снег в Москве: http://www.1tv.ru/news/social/221309
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: http://base.garant.ru/184539/
13. Федеральный закон РФ от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»»: http://www.rg.ru/2012/11/14/grajdanstvo-dok.html
14. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.): http://www.democracy.ru/library/laws/federal/1948-I_fz/
15. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской 16. Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изм. и доп.): http://base.garant.ru/12115694/
17. Конституция РФ: http://www.constitution.ru/

Приобретение гражданства РФ

Регламент получения подданства имеет обычный и упрощенный вид.

В статье 13 предусматриваются положения обычной процедуры:

  • постоянное проживание с видом на жительство в течение 3-5 лет;
  • владение русским языком;
  • наличие законных средств к существованию.

Упрощенный формат регламентируется статьей 14: при соблюдении некоторых условий оформление ВНЖ не требуется, срок предоставления подданства сокращен до нескольких месяцев.

Поправки к базовому ФЗ №62-ФЗ от 2002 года касаются упрощенной процедуры и были приняты в 2014 и 2016 годах для регулирования миграционного потока.

Эти изменения относятся к иностранным субъектам:

  • носителям русского языка;
  • предпринимателям;
  • инвесторам;
  • высококвалифицированным специалистам;
  • студентам государственных вузов, техникумов РФ;
  • инвалидам;
  • бывшим соотечественникам до 1991 г.

Дети принимаются в гражданство по упрощенной процедуре в следующих случаях:

  • один из родителей является гражданином РФ (опекуном, единственным родителем), при согласии родителя-иностранца (при проживании несовершеннолетнего на территории России такое разрешение не требуется);
  • при статусе сироты или лишенного родительского попечения по заявлению руководителя государственной организации-попечителя (исключения прописаны в Семейном кодексе РФ, ст. 155).

Кто является гражданином РФ

Статья 41.1 закона определяет перечень лиц, имеющих право на признание подданства РФ – это бывшие граждане СССР, их дети, прибывшие на постоянное место жительства до 1.11.2002 года (при отсутствии иностранного подданства, не подавшие на гражданство).

Подать документы на прием в подданство могут иностранцы, лица без гражданства, а также дети, родители и супруг гражданина РФ.

Право на восстановление подданства появляется, если человек имеет:

  • статус беженца, включая предоставление политического убежища;
  • высокие научно-технические и культурные достижения;
  • срок службы по контракту 3 года в ВС РФ (для лиц из бывших республик СССР).

Статус гражданина приобретается по обычной или упрощенной форме.

Законодательство Российской Федерации предусматривает создание условий, исключающих торможение миграционного процесса, способствующих получению подданства русскоязычному, образованному и предприимчивому контингенту.

ГУВМ МВД РФ – орган контроля, надзора и выдачи уведомлений о предоставлении или отказе в гражданстве, препятствующий проникновению на территорию России антисоциальных, экстремистских элементов. Федеральный орган запрашивает и проверяет информацию от лиц, подавших заявление на получение подданства Российской Федерации.

Смотрите видео, в котором разъясняются актуальные особенности получения гражданства РФ:

Гражданство Российской Федерации представляет собой определённую правовую категорию, устойчивую политическую и правовую связь между человеком и государством. Стать гражданином РФ можно несколькими методами, что обуславливает конкретные юридические последствия. Каждая из сторон этой правовой связи получает определённые права и обязанности, соблюдение которых и обеспечивает суть института гражданства.

История российского подданства

До первой гражданской революции (Октябрьской революции) в Российской империи был закреплён институт подданства. Подданство предполагало собой наличие неравных слоёв государства сродни феодализму эпохи Средневековья. До 1917 года подданные империи делились на несколько групп, обладающих специфическим статусом:

  1. Природное (натуральное) подданство. К ним относились потомственные дворяне, духовенство (зависело от вероисповедания), сельские жители, мещане (купцы, торговцы), граждане, обладающие особым почётом.
  2. Евреи и восточные нации.
  3. Уроженцы Финляндии.

В зависимости от принадлежности к тому или иному классу существенно различались права и обязанности. К примеру, определённая часть природного подданства делилась на податных и неподатных граждан. К лицам неподатного состояния относились почётные жители и дворяне. Они получали паспорта на бессрочный период, обладали полной свободой передвижения. Представители податной группы (крестьяне и городские обыватели) такими привилегиями не пользовались.

Октябрьская революция привела к рулю новую власть, которая упразднила все существующие до этого сословия и гражданские чины. Все слои населения отныне определялись единой политической категорией — граждане Российской республики. Несколькими годами позже ВЦИК принял ряд нормативно-правовых документов, которыми устанавливались права и обязанности не только граждан республики, но и иностранцев.

Гражданство России как сложный правовой институт формировалось на протяжении долгого пути. Это привело к тому, что сейчас связь между человеком и государством проявляется в виде взаимно выполняемых прав и обязанностей. Это понятие многогранно и не может быть описано лишь одной взаимосвязью.

Комплекс прав и обязанностей включает в себя взаимодействие индивида и государственных механизмов, соотнесенность к определённой территории, а также безоговорочное согласие и принятие правящей на территории страны власти. Корреляция гражданина с государством не заканчивается за пределами страны. Государство защищает и отстаивает интересы своих граждан, где бы они ни находились.

Положение бипатридов

Российское законодательство множественным называет двойное гражданство. Связь лица с двумя государствами не исключается, но существуют определённые ограничения и правила. Человек может иметь российское гражданство и при этом состоять в государственной связи с другой страной. Следует заметить, что в этом случае бипатриды воспринимаются законодательством РФ только как собственные граждане, что и определяет впоследствии их права и обязанности.

Законом также выделено то, что бипатриды ничем не отличаются в объёме прав и обязанностей от граждан с единым статусом. Но это не совсем так. Бипатриды, к примеру, не могут занимать некоторые государственные должности, выдвигаться на пост судьи. Но при этом лица с двойным гражданством обладают такими обязанностями перед Российским государством, как:

  • несение воинской службы;
  • обязательная уплата налогов и сборов;
  • неукоснительное соблюдение действующих нормативно-правовых актов;
  • ряд других общеобязательных норм.

Увы, но двойное гражданство характеризуется неурегулированностью как в международном праве, так и в законодательстве Российской Федерации. Так, законы РФ содержат в себе множество противоречивых норм о множественной правовой связи. Иметь двойное гражданство разрешается только в соответствии с международными договорённостями, касающимися вопросов гражданства, или внутренним законодательством.

Международные договоры, допускающие двойное гражданство, Российская Федерация заключила с Таджикистаном и Туркменистаном. И при этом остаётся в действии положение, регламентирующее приобретение альтернативного гражданства. В этом случае гражданство России не прекращается. Получается определённая правовая коллизия — лицо может иметь второй гражданский статус в другом государстве, при этом получение гражданства в третьей стране не лишает его российского гражданского положения.

Коллизионное положение норм способствует более широкой трактовке действующего законодательства, допускаемой, помимо РФ, наличие принадлежности к одному или нескольким других государствам.

Основы юридической корреляции

Определить правовую связь лица с государством можно как единую систему всех его прав и обязанностей. В зависимости от отсутствия или наличия гражданско-правовой связи с Российской Федерацией, а также с другими государствами, для государственной власти все индивиды делятся на три группы:

  • граждане РФ;
  • иностранные лица;
  • апатриды.

Вполне очевидно, что бо́льшую часть населения составляет именно первая группа индивидов. Теория права наделяет граждан важным отличительным признаком — наличием политических прав. Только гражданин РФ может баллотироваться на должности, влияющие на процесс управления страной. Также в контексте исключительных привилегий граждане РФ:

  • могут проходить службу в любых вооружённых формированиях РФ, разрешённых на законодательном уровне;
  • имеют равную возможность работать в судебных органах, поступить на службу в правоохранительные органы;
  • могут поступать на государственную службу с учётом выдвинутых законом требований;
  • могут принимать как активное, так и пассивное участие в выборах.

При этом подлежат соблюдению и остальные преимущества и ограничения, которыми Конституция и прочие нормативно-правовые акты наделяют носителей российского гражданства. В упрощённой процедуре получить статус гражданина РФ могут лица, заключившие в законном порядке брак с действующими гражданами Российской Федерации. Обратного действия норма не имеет:

  • индивид, заключивший или расторгнувший законный брак с иностранным лицом или апатридом, сохраняет гражданство;
  • для лица, чей законный супруг сменил свой правовой статус, гражданство не прекращается.

Те же нормы касаются детей, рождённых или усыновлённых в подобном супружеском союзе. При этом изменение статуса не происходит в случае расторжения брака в законном порядке. Для несовершеннолетних детей российское гражданство определяется следующими позициями:

  1. Гражданский статус ребёнка может быть сохранён или изменён при изменении соответствующего статуса его родителей.
  2. При наступлении 14-летнего возраста все вопросы, касающиеся изменения гражданского статуса ребёнка, решаются исключительно с его ведома и согласия.
  3. При условиях, в которых малолетние и несовершеннолетние дети становятся апатридами, гражданство РФ не прекращается.

В случае лишения родительских прав гражданский статус матери и отца не влияет на положение ребёнка. Согласие таких родителей не требуется в случаях изменения его гражданского статуса.

Получение и прекращение гражданства

Государственный статус можно получить, исходя из права почвы и права крови. Иначе говоря, получить правовой статус можно от рождения на конкретной территории или от кровного родства. Получение гражданства России может происходить несколькими способами:

  1. Филиация — получение гражданского статуса при рождении. Индивид получает гражданство, если есть соответствующий статус у его родителей либо одного из них, а также в случае рождения от действующего гражданина РФ или лиц другой принадлежности на российской территории.
  2. Натурализация — приём в установленном законом порядке иностранных лиц и апатридов.
  3. Восстановление статуса для индивидов, ранее имевших российское гражданство.
  4. Оптация — принятие новых лиц в граждане при приобретении государством новых территорий.
  5. Принятие гражданского статуса за родителями.

Действие статуса прекращается в случаях, строго предусмотренных на законодательном уровне. К ним относятся:

  1. Добровольное заявление о прекращении статуса. Причиной может стать перспектива получения гражданства другого государства. Российским законодательством не предусмотрена возможность лишиться гражданства России без получения нового.
  2. Процесс обратной оптации — когда жители присоединённых территорий выбирают гражданство других государств.
  3. Смена гражданского статуса родителями индивида.

Институт российского гражданства — сложное и многостороннее понятие, в котором содержится связь населения РФ с государственной организацией. Статус даёт своему носителю ряд преимуществ и ограничений на те или иные действия.

Гражданство РФ

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – юридическая категория.

Гражданин РФ – физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Лицо без гражданства (апатрид) – человек, не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. По правовому статусу апатриды приравниваются к иностранцам.

Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно.

Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным Законом «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ.

Гражданами РФ являются лица, которые:

— имели гражданство РФ на день вступления в силу закона – т.е. на 01.07.2002;

— приобрели гражданство РФ в соответствии с законом.

Документ, подтверждающий гражданство:

— паспорт гражданина РФ;

— иной документ, содержащий указание на гражданство.

Закон «О гражданстве РФ» предусматривает такие основания приобретения гражданства, как:

— по рождению;

— в результате приема в гражданство;

— в результате восстановления в гражданстве;

— по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.

Прием в гражданство РФ осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Для приема в гражданство в общем порядке необходимо отвечать следующим условиям:

— непрерывно проживать на территории РФ 5 лет с момента получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство;

— соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

— владеть русским языком;

— иметь законный источник средств к существованию;

— обратиться в полномочный орган иностранного государства с отказом от имеющегося иного гражданства.

Срок проживания на территории РФ сокращается до года, если лицо отвечает хотя бы одному из требований:

— имеет высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладает профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ;

— лицо нетрудоспособно и имеет дееспособных сына или дочь – граждан РФ, достигших 18 лет;

— заявителю предоставляется политическое убежище;

— заявитель признан беженцем.

В упрощенном порядке – без соблюдения условия о непрерывном проживании на территории РФ – могут быть приняты в гражданство РФ ряд лиц, перечень которых расширен с 2003 года.

Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; оптация (выбор) гражданства при изменении государственного статуса территории; иные основания.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве: Президент РФ; Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ; МВД РФ; МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Высшая инстанция по вопросам гражданства РФ – Президент РФ. Своими указами он решает вопросы:

— приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства;

— восстановления в гражданстве РФ;

— выхода из гражданства;

— отмены решений по вопросам гражданства

— наличия двойного гражданства

— предоставления почетного гражданства.

Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ предварительно готовит материалы, документы на подпись Президенту РФ.

Органы МВД:

— принимают от лиц, проживающих в РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства;

— проверяют факты и документы, имеющие отношение к делам о гражданстве;

— осуществляют прием в упрощенном порядке;

— направляют ходатайства и материалы в Комиссию по делам гражданства при Президенте РФ;

— определяют принадлежность лиц, проживающих в РФ.

МИД, дипломатические и консульские учреждения осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, проживающих за границей.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *