Высшие человеческие ценности

Ценность

В Викисловаре есть статья «]»

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция РФ, ст. 2)
(илл.: Витрувианский человек Л. да Винчи)

Употребляется в нескольких смыслах:

  • Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
  • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
  • Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
  • Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.

Ценность в экономике

В экономике различают:

  • потребительная стоимость (ценность для потребителя, полезность, способность блага или товара удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность)
  • меновая стоимость (ценность предмета для обмена, количественные соотношения разных товаров при эквивалентном обмене)

Представители австрийской школы считают, что ценность — значение, которое имеют количества конкретных товаров или благ для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком сознаётся зависимость от наличия объекта, тем выше его ценность. Явление ценности происходит из того же источника, что и экономический характер благ, то есть из взаимоотношения между надобностью и количеством. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве (воздух, вода и т. д.), то есть неэкономические блага, не имеют ценности. И лишь блага, которые имеются в меньшем количестве, чем необходимы для удовлетворения человека представляют собой ценность. Ценность следует отличать от полезности. Полезность — годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Неэкономические блага полезны в той же мере, как и экономические, вследствие своей способности удовлетворять человеческие потребности. При этом удовлетворение потребностей зависит от конкретных количеств экономических благ. Вследствие этого именно они и приобретают ещё значение ценности (см. также Парадокс ценности).

Система ценностей

Основная статья: Система ценностей

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Как отмечает исследовательница Полина Гаджикурбанова, в стоицизме, противопоставляющем мудрецов профанам: «Профан наделяет предметы большей ценностью, нежели они обладают по природе, наделяет их собственными ошибочными представлениями о благе и зле. В результате он начинает стремиться к тому, что кажется ему благом, — к здоровью, славе, богатству самим по себе, но в своем стремлении он переходит некую природную меру, попадая тем самым в ловушку собственных страстей и представлений».

Ссылки

  • Система ценностей. Анатолий Некрасов.
  • Система ценностей человека.
  • Теория ценности (глава 2 из книги Н. Бухарина «Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы»).

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4132695-7 · LCCN: sh85141939 · NDL: 01214199

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности – это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность – она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет потребности людей, быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

3. Ценности личности и общества

  • •Белгород — 2012
  • •Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
  • •Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
  • •2. Предмет философии и ее основные проблемы
  • •3. Структура философского знания и ее особенности
  • •4. Методы и средства философского познания
  • •5. Предназначение и будущее философии, ее функции
  • •Глава 2. Философия Древнего Востока
  • •1. Становление древневосточной философии и ее особенности
  • •2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
  • •3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
  • •Глава 3. Античная философия
  • •2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • •3. Классическая древнегреческая философия
  • •4. Эллинистическая философия
  • •5. Римская философия
  • •Глава 4. Средневековая философия
  • •1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • •2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • •3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • •3. Арабо-исламская философия
  • •4. Византийская и еврейская философия
  • •Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • •1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • •Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • •3. Ренессансный платонизм
  • •4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • •Глава 6. Философия Нового времени
  • •2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • •3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • •4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • •Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • •Общая характеристика французского Просвещения
  • •Деистическая философия
  • •3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • •4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • •Глава 8. Немецкая классическая философия
  • •Общая характеристика немецкой классической философии
  • •2. Философия Канта
  • •3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • •4. Философия Гегеля
  • •5. Антропологический материализм Фейербаха
  • •Глава 9. Марксистская философия
  • •1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • •2. Единство диалектики и материализма
  • •3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • •4. Материалистическое понимание истории
  • •5. Философия марксизма и современность
  • •Глава 10. Русская философия
  • •1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • •Философия русского просвещения XVIII в.
  • •3. Славянофильство и западничество
  • •4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • •5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • •Глава 11. Современная западная философия
  • •1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • •2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • •3. Философский антропологизм
  • •4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • •5. Философия постмодернизма
  • •Часть 3. Современная философия
  • •Глава 12. Бытие
  • •1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • •2. Бытие и его структурные образования
  • •3. Понятие материи в философии
  • •4. Движение как способ существования материи
  • •5. Пространство и время как формы существования материи
  • •Глава 13. Природа
  • •1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • •2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • •3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • •4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • •Глава 14. Сознание
  • •1. Проблема сознания в философии и науке
  • •2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • •Сознание, его сущность, структура и функции
  • •4. Самосознание и его формы
  • •Глава 15. Теория познания
  • •1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • •2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • •3. Основные уровни и формы познания
  • •4. Проблема истины в философии
  • •Глава 16. Методология научного познания
  • •1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • •2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • •3. Методы эмпирического исследования
  • •3. Методы и формы теоретического исследования
  • •Глава 17. Человек
  • •Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • •2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • •3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • •4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • •Глава 18. Человеческое общество
  • •1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • •2. Понятие человеческого общества
  • •3. Структура человеческого общества
  • •4. Полифункциональность человеческого общества
  • •Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • •Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • •2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • •Источники и движущие силы исторического процесса
  • •Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • •1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • •2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • •3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • •Глава 21. Культура и цивилизация
  • •Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • •2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • •Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • •4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • •Глава 22. Проблема ценности в философии
  • •1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • •2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • •3. Ценности личности и общества
  • •4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • •Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • •1. Философия и глобальные проблемы современности
  • •2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • •3. Типология глобальных проблем
  • •4. Глобальные проблемы и будущее человечества

Ценности общества

Запрещение того или иного рынка отражает ценности общества и принятые в нем социальные нормы. Ценности и социальные нормы различны в разных обществах. В некоторых из них проституция разрешена, в некоторых — нет. Различается и возраст, с которого разрешается употреблять спиртные напитки.

Кое-где запрещено пить алкогольные напитки на улице. Иногда игра на деньги разрешена для иностранцев, но не для местных жителей. Одни общества позволяют существовать более или менее свободному рынку оружия, тогда как в других — оружие запрещено. Общества по-разному относятся к абортам: одни люди считают, что имеют право решать, заводить ли им ребенка или нет, тогда как другие полагают, что, если жизнь уже зародилась, ее нельзя отнимать и что клиники, где проводятся аборты, недалеко ушли от рынка убийств. Мы уже отмечали в гл. 2 и 3, что мобильность среди государственных юрисдикций позволяет человеку сделать выбор относительно предпочтительного налогообложения и общественных издержек, подобный рыночному выбору.

Мы видели, как на основании выбора местожительства может быть получена информация о предпочтениях граждан относительно общественных благ и то, как выбор места позволяет людям объединяться в группы по сходству спроса на общественные блага для того, чтобы избежать выбора по правилу простого большинства, при котором вкусы меньшинства систематически не учитываются. Решения относительно общих ценностей обычно отражают взгляды большинства на то, какие рынки должны быть запрещены. Подавление предпочтений может, таким образом, повлиять только на меньшинство, которое, например, предпочитает, чтобы легальными были рынки наркотиков, азартных игр или проституции, тогда как общество, в котором проживает это меньшинство, против существования данных рынков.

Выбор местожительства позволяет людям избрать общество, социальные нормы которого совпадают с их собственными предпочтениями. Решение о выборе местожительства как средстве выбора общих ценностей и социальных норм, таким образом, похоже на выбор местожительства как средства выбора уровня налогообложения и общественных расходов. Определяя место, индивид может в любом случае заменить нежелательное для него решение большинства на более для него подходящее.

Из решений о ценностях общества следует, какие рынки (а значит, и деятельность, которая может производиться за плату) разрешены, а какие — нет. Решение имеет природу общественного блага и влияет на всех его потребителей. В поисках мест, где ценности общества и социальные нормы соответствовали бы его личным ценностям, индивид стремится найти эквивалент общественного блага путем выбора местожительства.

Обычно общественные издержки включают рыночные издержки, связанные с приобретением необходимых ресурсов для общественного блага. Общественные нормы и общие ценности, рассматриваемые как общественные блага, не требуют таких издержек. Вопрос относительно общих ценностей состоит в том, желает ли общество или община, чтобы существовал данный конкретный рынок, на котором происходит определенная деятельность.

Введение

Тема Философия — проблема интерпретации общечеловеческих ценностей в истории философской мысли

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Понятие «общечеловеческие ценности», классификация ценностей……. 4

2. Становление теории ценности в истории европейской философии……… 12

Заключение…………………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы………………………………………….. 23

Актуальность данной темы определяется тем, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью и резкими социальными сдвигами. Каковы ценности, таковы и личность, и общество.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Потому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными – являются сегодня жизненно важными.

Ценности связаны с реальной деятельностью человека. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие людей в аспекте субъект-объектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценностей. Мир ценностей есть особый мир, характеризуемый тем, что ценности выражают социально-личностную форму бытия явлений действительности. Ценность – свойство социума и его составных компонентов. Она неотделима и от самого человека.

В данной работе рассмотрим такие вопросы, как понятие общечеловеческой ценности в истории философской мысли и классификация ценностей.

  1. Понятие «общечеловеческие ценности», классификация ценностей

Проблема интерпретации общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу умещается между двумя полярными: (1) общечеловеческих ценностей нет; (2) общечеловеческие ценности есть.

«Аргументы первой можно подразделить на три вида:

а) общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может; это следует из того, что, во-первых, все люди и человеческие общности имели и имеют особые, различные и даже несовместимые интересы, цели, верования и т. п.; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности вообще не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными и конкретно-историческими условиями, которые весьма различны; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер;

б) общечеловеческих ценностей не было и нет, но само понятие используется или может использоваться в благих или в корыстных целях для манипуляции общественным мнением;

в) общечеловеческих ценностей не было и нет, но поскольку разные сообщества не существуют изолированно друг от друга, то для мирного сосуществования различных социальных сил, культур, цивилизаций и т. п. необходимо выработать фактически искусственный набор неких «общечеловеческих ценностей». Иными словами, хотя таковых ценностей фактически не было и нет, но их можно и нужно выработать и навязать всем людям, сообществам, цивилизациям.

Аргументы второй точки зрения можно суммировать так:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Например, в России господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем – частной. Соответственно поменялись и ценности.

Каждый человек, любое общество непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Всё многообразие таких отношений можно свести к двум типам: материальным и духовным или материально-духовным и духовно-материальным. В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты и т. д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения и процесс решения таких универсальных вопросов: «что это такое?», «каково оно?», «сколько его?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др.

Оценочные отношения тоже связаны с поиском универсальных вопросов, но другого рода (вопросов, касающихся значения познаваемого или познанного, его существенности, отношения к людям: «истина или заблуждение (ложь)?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «нужное или ненужное?», «хорошее или плохое?» и т. д.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Оценка и степень её адекватности находится в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. Далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания. Если ценности невозможны без оценки, то это не значит, что они целиком от неё зависят. Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т. е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т. д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что-то общее даже для самых разных людей, т. е. всегда были и существуют общечеловеческие ценности.

На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т. п.

То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому нельзя не различать:

1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и т. п.

2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности». Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет большую или меньшую значимость и важность для людей.

Употребляя термин «общечеловеческое» следует иметь в виду как минимум три взаимосвязанных аспекта:

1) общечеловеческое (в смысле: общее для всех) как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности (от первобытного человека до современного);

2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности);

3) общечеловеческое как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).

С учётом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина»1.

В соответствии с тремя областями бытования общечеловеческих ценностей следует выделить три типа систем этих ценностей: общие личностные ценности, ценности, общие для всего человечества и ценности сферы деятельности государств или союза государств. Исходной, как мы считаем, является система личностных или общеличностных ценностей.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность).

Н.Г. Севостьянова

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *