Власть в России

Как устроена наша власть. Памятка российскому избирателю

Давайте рассмотрим подробнее, как устроена система государственной власти в РФ. Основываться будем на главном документе нашей страны — Конституции РФ в самой новой ее редакции.

Приведенная схема — это наглядное пособие, которое преподаватели используют во всех российских школах и вузах для распространения и закрепления в сознании молодого поколения россиян иллюзий о политической системе России. Составлена она строго по Конституции РФ.

1) В качестве «законодательной власти» указано Федеральное собрание — буржуазный парламент РФ. Он состоит из двух палат: нижней — Государственной думы и верхней — Совета Федерации.

2) «Исполнительная власть» — это Правительство РФ с подотчетными ему министерствами и ведомствами.

3) Есть еще «судебная власть», которая позиционируется независимой от первых двух, и Президент РФ, который как бы болтается сам по себе вместе с такими же неприкаянными органами местного самоуправления. Ничего смешного — именно так сказано в Конституции России, правда, не дословно.

Это то, что декларируется. На деле же, как только дело доходит до внимательного изучения в той же самой Конституции РФ полномочий всех этих органов — до их прав и обязанностей — выясняется совершенно иная картина.

Кто на самом верху главный?

Законы (указы, распоряжения, постановления и т.п. — разницы нет, как называть, все это воля господствующего класса буржуазии) у нас в России могут принимать:

— Госдума (ст.105 ч.1, ст.103 ч.2),

— Совет Федерации (ст.102 ч.2),

— Президент России (ст.90),

— Правительство (ст.115).

Причем если указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства и постановления Совета Федерации действительны сразу же после их подписания или принятия, то с законами, принятыми Госдумой, порядок иной — они только тогда действительно становятся законами, которые все обязаны исполнять, когда их утвердит сначала Совет Федерации (верхняя палата российского парламента) (ст. 105 ч. 3), а затем Президент РФ (ст. 107 ч. 1)!

Это означает, что ни один закон Госдумы, если с ним не согласен Президент или представители регионов и областей страны (из которых и состоит Совет Федерации), законом стать не может!

Мало того, по ряду самых важных вопросов для страны и ее трудящегося населения — по экономическим вопросам — закон на рассмотрение Госдумы без заключения Правительства РФ (оно же фактически согласие!) нельзя даже внести (ст.104 ч.3)!

Получается, что настоящей законодательной властью в России являются верхняя палата российского парламента, Правительство и Президент — они имеют решающий голос в принятии тех решений, в соответствии с которыми живет вся наша страна. А Госдума — это непонятно что, сбоку припеку.

Неработающая статья

Теперь немаловажный вопрос — как все эти органы власти образуются, участвует ли в процессе их формирования народ России. Ведь согласно Конституции

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. (Конституция РФ, раздел первый, глава 1, статья 3, пункт 1.)

Но та же Конституция РФ отвечает на это так: Госдума и Президент РФ — избираются, а все остальные структуры — Совет Федерации, Правительство и Суд — назначаются.

Кем назначаются? Конституция отвечает: прямо или завуалированно Президентом РФ.

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей субъектов РФ, глав которых фактически назначает Президент, хотя внешне это назначение обставлено «выборами» — депутаты региональных парламентов голосуют за кого-либо изпредложенных Президентом кандидатов. (Все, наверное, помнят, как он недавно снимал губернаторов пачками за «утрату доверия». Потому и снимал, что сам ставил). Сомневаться в том, что главы краев, республик и областей нашей страны не решают, кто именно станет сенатором, т.е. кто войдет от их региона в Совет Федерации, полагаем наивно. Не случайно в сенаторах у нас немало крупнейших бизнесменов, представителей ведущих российских компаний. Кстати, определенную часть сенаторов Президент назначает лично, позиционируя их как своих представителей (ст.83 е 2). Такие изменения в Конституцию были внесены относительно недавно. Видимо, для того, чтобы Президент РФ мог контролировать Совет Федерации — поглядывать, как бы сенаторы, имеющие немалые полномочия, что-нибудь не выкинули.

Правительство РФ тоже назначает Президент РФ (ст.83). Судьи, генпрокуроры и прокуроры назначаются Советом Федерации по представлению Президента или самим Президентом (ст.128 ч.1,2; ст.129 ч.2,3,4).

Что же касается Госдумы, то формально она дает согласие Президенту РФ на назначение премьера (ст.103 1а) и назначает Председателя Центробанка (ст.103 ч.1г), но права выбора кандидатур на эти немалые должности Госдума не имеет — их ей представляет опять-таки Президент РФ (ст.83 а,г).

При этом Президент РФ легко может разогнать Госдуму, если она ему чем-то пришлась не по нраву, например, не согласилась с кандидатурой премьера, и объявить перевыборы (ст.109 ч.1,2). (Кстати, наличие такого права у Президента РФ доказывает, что депутаты Госдумы у нас народом на самом деле не выбираются. Ведь если бы они действительно были избраны народом, то лишить их депутатских полномочий мог только сам народ — тот, кто им эти полномочия предоставлял, т.е. избиратели.)

Но вот Госдума сместить Президента не может — у нее нет таких прав! Она может только выдвинуть против него обвинение «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности, которое должно быть подтверждено соответствующим заключением Верховного Суда РФ и заключением Конституционного Суда РФ, что установленный порядок выдвижения обвинения соблюден» (ст.103 ч.1з). Если такое подтверждение судов имеется, то решение отрешить от должности Президента РФ принимает уже Совет Федерации (ст.102 ч.1е). Учитывая же, что Президент сам прямо или косвенно участвует в назначении сенаторов и судей, можно понять, что импичмент Президенту РФ объявить практически невозможно. (Это вам не Бразилия, это Россия. Здесь капитал все предусмотрел, чтобы не получить себе на голову неожиданностей от народа.)

Изменить Конституцию РФ, чтобы, к примеру, ограничить безмерные (фактически королевские!) полномочия Президента РФ, тоже нереально — ст. 108 ч. 2 Конституции РФ этого практически не позволяет. Для этого надо чуть ли не полное согласие (3/4) сенаторов (членов СовФеда), а потом еще и согласие самого Президента, каковое он может дать только в одном случае — если вдруг совсем выживет из ума. Но сам Президент РФ может вносить любые изменения в Конституцию РФ — полностью зависимый от него российский парламент согласится со всем, что он предлагает.

О чем это все говорит? О том, что нет в России никаких «независимых ветвей власти». Власть у нас одна — буржуазная: она же законодательная, она же исполнительная и она же судебная. Судебная власть, кстати, это часть исполнительной власти. Суды, следя за исполнением закона, обеспечивают тем самым его исполнение. Президент РФ у нас не болтается в стороне, не надзирает извне, выступая в качестве арбитра между всеми «ветвями» власти в стране, как это утверждают идеологи буржуазии. Президент РФ стоит на самой вершине всей государственной власти в стране, являясь гарантом претворения в жизнь всех интересов буржуазии.

Вышесказанное также означает, что Госдума (и прочие региональные парламенты!), которую нас зовут выбирать 18 сентября 2016 года, орган не полномочный, а фиктивно-декоративный — не законодательный, а в лучшем случае — совещательный.

Госдума ничего не решает и ни за что не отвечает, и все что она делает — делает только с позволения Президента и Правительства РФ. Законы Госдума не принимает и исполнением их не занимается.

Даже если бы депутаты Госдумы вдруг захотели принять какой-то хороший закон для народа, у них из этого бы ничего не вышло — его все равно никто не стал бы исполнять!

Почему? А потому, что у Госдумы в распоряжении нет ничего — у нее в руках нет ни финансов, ни государственного аппарата. Заставить подчиниться себе она никого не может! Все финансы — у класса буржуазии, а госаппарат с его чиновничеством, судами, армией, полицией и т.п., то есть всем тем, что может надавить, заставить, принудить силой — полностью подчинены Правительству и Президенту РФ.

Госдума абсолютно бессильна — она ничего не может! А значит надеяться на то, что с помощью Госдумы можно решить какие-то проблемы народа — верх наивности, за которую в политике всегда приходится жестоко расплачиваться.

Все сказанное в полной мере относится и к региональным парламентам — всем этим «законодательным собраниям», «государственным собраниям» и пр. Только там полномочия депутатов и возможности их личного обогащения несколько поменьше, чем в парламенте федерального уровня — «Федеральном собрании».

Какой вывод следует из всего сказанного? А тот, что «выбирая» депутатов Госдумы, мы фактически выбираем актеров, которые изображают перед нами законодательную власть!

Самый наглядный пример тому — КПРФ. Эта партия позиционирует себя оппозиционной Правительству, якобы выступающей за народ. У нее даже название такое — насквозь народное, памятное трудящемуся населению нашей страны по советским временам, когда коммунисты были действительно коммунистами — за освобождение рабочего класса жизни свои отдавали. Но это те коммунисты. А эти…

Эти 25 лет играют в защитников народа, а на деле всеми способами поддерживают буржуазную власть — власть капиталистов и олигархов. В числе депутатов от КПРФ множество не просто представителей бизнеса — там миллионеры! Там те, кто эксплуатирует и угнетает наш народ! (Эксплуататорам доверено представлять интересы эксплуатируемых, представляете? Понятно, как они их будут «представлять»!) А вот рабочих среди депутатов от КПРФ нет, как нет там и крестьян. (Нет рабочих в числе депутатов и у других парламентских партий, но последние хотя бы не называют себя коммунистическими!).

Стоит ли удивляться тому, что, не единожды побеждая на выборах в Госдуму и даже на президентских выборах, руководство КПРФ постоянно отдавало свою победу своим «противникам» — представителям крупного капитала, предавая тем самым трудовой народ России? Посмотрите признания опального олигарха Ходорковского — он почти открытым текстом говорит о роли КПРФ в установлении, закреплении и сохранении капиталистического строя в России.

Есть такая партия?

Некоторые могут сказать, что надо просто выбрать хорошую партию, которая действительно за народ, и все будет в порядке.

Но «все в порядке» не будет, потому что, во-первых, Госдума, как было показано выше, ничего не решает, и попадание туда «хорошей партии» ничего не дает для улучшения положения трудящихся, и во-вторых, на самом деле мы даже партии не выбираем! Все решается за нас — за какие именно партии нам можно голосовать! Не выбираем мы и Президента РФ, который формально по Конституции избирается народом. Список тех, за кого мы можем поставить галочку в избирательных бюллетенях, определяется не нами. Ведь действительно выбирать — это не просто опускать бумажечки в ящички, но и предлагать тех, из кого народ будет выбирать! А вот этого-то права у нас с вами, товарищи, нет. Мы его лишены.

Судите сами. Кто сейчас определяет список кандидатов на выборы (все равно какие — парламентские или президентские, федеральные или региональные)? Центральная избирательная комиссия.

А как она формируется? Из 15 членов ЦИК России:

— 5 назначаются Президентом РФ,

— 5 — Советом Федерации,

— 5 — Государственной Думой.

Все ясно? Опять доминируют все те же политические институты — Президент РФ и те, кого он прямо или косвенно назначает.

А сам Президент РФ (точнее, кандидатуры на эту должность, ибо в кандидаты в Президенты РФ так просто не попадешь) выбирается теми, кто экономически и политически господствует в нашем обществе — буржуазией. Причем, не всей буржуазией вообще, а самой могучей и всесильной ее частью — олигархией, монополистическим капиталом.

В политике, как и повсюду при капитализме господствуют законы рынка, и свои порядки устанавливают те, кто всех богаче, а, следовательно, всех сильнее. Богаче всех капиталистов в эпоху империализма, последней стадии капитализма, крупный монополистический капитал, в руках которого вся экономика страны: банки, промышленность, торговля, сельское хозяйство, рынки сырья и сбыта, и пр. Понятно, что монополии не просто влияют на государственный аппарат — они подчиняют его себе. Государство становится проводником их интересов — оно служит только олигархату, ему и никому больше!

Отсюда определяются и кандидатуры в Президенты, в Правительство, в парламент РФ. В их число попадают только те, кто устраивает монополистический капитал. Кто удобнее олигархату, того они и ставят.

Определяя тех лиц, из кого будет состоять Центризбирком, крупный капитал через своего Президента и сенаторов определяет и «правила игры» на выборах, то есть те условия, которые должны существовать в политической системе РФ, чтобы в списки партий на выборах в парламент и кандидатур на пост Президента РФ ни при каких условиях не попали нежелательные для него политические организации или лица.

Линия обороны

Расскажем подробнее о тех барьерах, которые буржуазия специально выстроила перед политическим партиями на выборах в Госдуму 2016 г.

Начнем с того, что эти барьеры существуют отнюдь не для всех. Для некоторых — тех, кто вполне устраивает олигархов, никаких барьеров нет, а есть даже дополнительные преференции и немалые.

По существующему на сегодня в нашей стране законодательству политическая партия, чтобы быть допущенной к выборам в Госдуму, должна представить в Избирком 200 тысяч подписей избирателей, предварительно отдавших за нее голоса. Причем собраны эти подписи должны быть в месячный срок, что само по себе нереально, учитывая и другие непростые условия, которые должны быть соблюдены: не разрешается представлять от региона более 7 тысяч подписей, собирать подписи могут только лица, имеющие от партии нотариально заверенную доверенность и пр.

Но для того, чтобы получить нужный олигархату состав Госдумы, 14 политических партий в России были освобождены от сбора подписей, а пять из них (так называемый «кремлевский пул парламентских партий») — ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР и «Яблоко» — получили немалое финансирование из госбюджета для своих избирательных кампаний.

Понимая, что эти препоны не страхуют на 100% действующую власть от проникновения в Госдуму нежелательных партий, Избиркомом были приняты дополнительные меры: процент ошибок в подписных листах не должен превышать 10% при любой случайной выборке и самое главное — графологическая экспертиза подписных листов, которая может отбраковать подписные листы по любому надуманному поводу (например, в адресе не указан район проживания или корпус дома обозначен «к.» вместо «кор.», и т.п.).

Ясно, что преодолеть эти барьеры невозможно в принципе. Попасть в списки партий-кандидатов в Госдуму возможно только в одном случае — если на то имеется желание действующей российской власти, которую и обслуживает Центризбирком.

Потому не удивительно, что никакая другая из множества существующих в нашей стране политических партий преодолеть эти барьеры не смогла. В итоге в списках на выборах в Госдуму избирателям — нам с вами, товарищи — придется выбирать кого-то из этих 14 политических партий, заведомо устраивающих действующую власть. Ясно, что они все буржуазные и среди них нет ни одной, которая бы хоть в какой-то мере отражала наши с вами интересы — интересы трудящихся России.

А как там на местах?

Если вы думаете, что такие барьеры буржуазная власть в России установила только при выборах в Госдуму, то вы ошибаетесь. И в органы так называемого «местного самоуправления» попасть ничуть не легче, если кандидат в депутаты или в главы местной администрации не одобрен предварительно крупным капиталом или теми, кто представляет его интересы — высшим чиновничеством.

Чего стоит один только так называемый «муниципальный фильтр», о котором известный олигарх М. Прохоров честно сказал, что он «стал для власти действенным инструментом, способным превратить выборы в хорошо срежиссированный спектакль».

Вот видите, не мы одни, а сам господствующий класс признается в том, что буржуазный парламент это не что иное, как театр для народа, существующий только лишь для того, чтобы трудящиеся не искали иных, более действенных путей улучшения своего положения!

А ведь этот «инструмент» полностью одобрил Конституционный Суд России, признав тем самым право господ максимально отодвигать народ от любой формы власти в стране. Только какое же это получается «самоуправление», если народ ничем не управляет? Если решают все те же, которых единицы — крупный капитал? Даже в названиях — «самоуправление» — и то сплошной обман!

Далее, очень важный и, по сути, решающий способ отбора в парламент тех, кто угоден и кто неугоден олигархату — подсчет голосов. Те из наших читателей, кто принимал участие в предыдущих избирательных компаниях в качестве наблюдателей, понимают, о чем мы говорим. А для остальных поясним.

Дело ведь не в том, как проголосуют избиратели, а в том, как их голоса посчитает Избирком! Вот где собака зарыта! Буржуазия давно научилась манипулировать цифрами. Она ловко делает это со статистикой, превращая, например, падение производства в рост экономики. Но еще полезнее эта технология обмана оказалась в буржуазной избирательной системе, без чего теперь не проходят ни одни выборы ни в одной капиталистической стране мира.

Не случайно буржуазная власть больше всего боится контроля народа за подведением итогов голосования. В России дело дошло до того, что высший судебный орган страны — Конституционный Суд — заявил, что «присутствие избирателей при подведении итогов голосования из Конституции не вытекает» (вот тебе и «источник власти»!), оставив в силе «запрет избирателям присутствовать при подсчете голосов участковой комиссией и получать копию протокола о результатах выборов на участке». Представляете, нам с вами — российским избирателям — прямо запрещено контролировать избирательную кампанию!

Отсюда становится понятно, что участвовать в таких выборах, в том числе в Госдуму — это себя не уважать. Это значит, помогать буржуазии разыгрывать перед российским народом спектакль, одурачивая его и удерживая тем самым в наемном рабстве, в нищете и бесправии без всякой надежды на освобождение.

Источник и ответ на вопрос «что делать»

Основы конституционного строя

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность её субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.

Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

— Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова, Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года N 13-П

Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

У нас в стране не существует коалиционного правительства. У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское Правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жёсткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен её придерживаться.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации де-юре осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991 году) президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно пункту 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию.

Судебная власть

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению президента.

21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года одобренный субъектами РФ закон об объединении судов был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

> Политические партии

По состоянию на февраль 2017 года, в России зарегистрировано 77 партий, 14 из них участвовали в выборах в Государственную думу ФС РФ в 2016 г.

Примечания

  1. Постановление КС РФ от 21.12.2005. N 13-П
  2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010
  3. См., например: Доклад председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России»
  4. Интервью телеканалам «Первый», «Россия» и НТВ. Kremlin.ru (30 сентября 2011). Дата обращения 15 ноября 2015.
  5. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
  6. По Конституции РФ от 11.04.2014 функции Высшего Арбитражного суда РФ переданы Верховному суду РФ Архивировано 13 апреля 2014 года.
  7. Конституция Российской Федерации. Статья 126. (недоступная ссылка). Дата обращения 20 сентября 2014. Архивировано 19 сентября 2014 года.
  8. Госдума приняла законопроект об объединении ВАС РФ с ВС РФ
  9. Владимир Путин объединил суды
  10. Список зарегистрированных политических партий. Дата обращения 3 февраля 2017. Архивировано 8 сентября 2015 года.

Страны Европы: Государственный строй

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Страны Европы: Политика

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *