Виды авиации по воздушному кодексу

6. Перечислите виды авиации.

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

7. Какая авиация относится к гражданской авиации?

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

8. Какая авиация относится к коммерческой гражданской авиации?

Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

9. Какая авиация относится к авиации общего назначения?

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

10. Кем устанавливается порядок использования государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях?

Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.

  1. Легкое воздушное судно – . Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм

12. Дать определение сверхлегкое ВС — . Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

13. Дать определение понятию Аэродром — Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

14. Дать определение «Посадочной площадки» — Посадочная площадка — участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Конструкция

Основная статья: Конструкция самолёта

Основные элементы летательного аппарата:

  • Крыло — создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше, чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла — то есть устройства, служащие для управления подъёмной силой и сопротивлением самолёта (закрылки, интерцепторы и др.).
  • Фюзеляж — предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например — «летающее крыло»).
  • Оперение — аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности — аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными (на многих сверхзвуковых самолётах).
  • Шасси — система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.
  • Силовая установка самолёта, состоящая из двигателя и движителя (например, воздушного винта), а также систем, обеспечивающих их работу — создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.
  • Системы бортового оборудования — различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.
  • Ильюшин Ил-96

  • Яковлев МС 21

  • Сухой Суперджет 100

Классификация

Противолодочный самолёт (ДПЛС) Ту-142

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и так далее и тому подобное.

По назначению

Военные:

  • штурмовики (Су-25, А-10)
  • перехватчики (МиГ-31, F-15)
  • истребители
  • истребители-бомбардировщики (Су-34)
  • фронтовые бомбардировщики (Су-24)
  • стратегические бомбардировщики (Ту-95, B-52)
  • ракетоносцы
  • торпедоносцы
  • самолёты-разведчики (Ту-22Р, U-2)
  • топливозаправщики (Ил-78, KC-135)
  • воздушные авианосцы
  • противолодочные самолёты (Ил-38, P-8 Poseidon)
  • патрульные самолёты (Ан-72)
  • корректировщики
  • военно-транспортные самолёты (Ан-12, C-130)
  • многоцелевые и специальные

Гражданские

  • пассажирские
  • транспортные — транспортировка грузов
  • почтовые — перевозка авиапочты
  • курьерские
  • сельскохозяйственные
  • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
  • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
  • геологоразведочные — воздушная разведка недр
  • экспериментальные — проведение лётных экспериментов (летающая лаборатория)
  • спортивные — занятия авиационным спортом
  • учебно-тренировочные — обучение лётного состава
  • учебно-боевой самолёт — обучение военного лётного состава.

По взлётной массе

Лёгкомоторный самолёт МАИ-223

  • Сверхтяжёлые;
  • Тяжёлые — свыше 136 тонн (300 тысяч фунтов);
  • Средние — от 7 до 136 тонн (15-300 тысяч фунтов);
  • Лёгкие — менее 7 тонн (15 000 фунтов);
  • Сверхлёгкие.
Классы по взлётной массе

(Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.)

  • 1-го класса (75 т и более);
  • 2-го класса (от 30 до 75 т);
  • 3-го класса (от 10 до 30 т);
  • 4-го класса (до 10 т);
  • легкомоторные.

По типу и числу двигателей

Звездообразный двигатель в разрезе Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД — Ан-2, Cessna 172)
    • турбовинтовые (ТВД — Ту-95, DHC-8)
    • турбореактивные (ТРД — Як-130, А320)
    • с ракетными двигателями (БИ-1)
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
    • с электрическими двигателями (электрический самолёт)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2, U-2)
    • двухдвигательные (Ан-24, Боинг 737)
    • трёхдвигательные (Як-42, DC-10)
    • четырёхдвигательные (Boeing 747, Ан-124 «Руслан», P-3 Orion)
    • пятидвигательные (АНТ-14, He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 Мрия)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X).

По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной (см. также Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке). Ниже приводится часть основных вариантов.

По числу крыльев:

  • монопланы
  • полуторапланы
  • бипланы
  • трипланы
  • полипланы

По расположению крыла (для монопланов):

  • высокопланы
  • среднепланы
  • низкопланы
  • парасоль

По расположению хвостового оперения:

  • стандартная схема (оперение сзади)
  • летающее крыло (бесхвостый)
  • бесхвостка
  • «утка» (оперение спереди);

По типу, размерам и этажности фюзеляжа:

  • однофюзеляжные:
    • узкофюзеляжные;
    • широкофюзеляжные;
  • двухбалочной схемы («рама»);
  • бесфюзеляжные («летающее крыло»).
  • двухпалубный самолёт

По типу шасси:

  • Сухопутные;
    • с колёсным шасси:
      • с хвостовой опорой;
      • с передней опорой;
      • с опорой велосипедного типа;
    • с лыжным шасси;
    • с гусеничным шасси;
    • на воздушной подушке (ЭКИП и некоторые др. экспериментальные модели);
  • Гидросамолёты;
    • амфибии;
    • поплавковые;
    • «летающие лодки».

По скорости полёта

  • дозвуковые — максимальное полётное число Маха не более 0,7-0,8 (Ан-74, DC-3)
  • трансзвуковые — максимальное полётное число Маха от 0,7-0,8 до 1,2 (Ту-154)
  • сверхзвуковые — максимальное полётное число Маха от 1,2 до 5 (Ту-22М, Concorde)
  • гиперзвуковые — максимальное полётное число Маха свыше 5.

По роду посадочных органов

  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • летающая подводная лодка.

По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП — Як-38, Harrier)
  • короткого (КВП — Ан-72)
  • горизонтального (то есть обычного) взлёта и посадки — Ту-204, Боинг 707.

По стадии разработки и освоения модели

  • экспериментальные
  • опытные
  • серийные
  • единичные экземпляры воздушного судна (ЕЭВС), например Пе-8ОН («особого назначения», изготовлено было 2 экземпляра).

По способу управления

  • пилотируемые лётчиком
  • беспилотные (БПЛА, робо-самолёты).

По типу выполняемых полётов

  • самолёты для выполнения полётов по правилам визуально ориентирования (ПВП, правила визуальных полётов)
  • самолёты для выполнения полётов по приборам (ППП, правила полётов по приборам)

(зависит от наличия авионики, позволяющей выполнять приборный полёт).

История

Основная статья: История авиации

На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него двигателем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году. В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт. В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Самолёты с паровыми двигателями Клемана Адера (Франция) и Хайрема (Гирама) Максима (США) также кратковременно отрывались от земли, однако не могли совершать устойчивый управляемый полёт. Причинами этого служили: отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

Павел Дмитриевич Кузьминский создал несколько проектов летательных аппаратов тяжелее воздуха, ни один из которых, правда, не был реализован на практике. Один из проектов, известный под названием «Руссолет», с двумя коническими спиральными вертикальными винтами «руссоидами», или «руссоидальными винтами», судя по эскизам в «Записках Русского технического общества», был похож и на аэроплан, и на двухвинтовой вертолёт, хотя, по сведениям из других источников, один винт был направлен вверх, а другой вперёд.

В современной академической литературе, касающейся авиастроения, наиболее распространено мнение, что первым самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 кг.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов, устроенных по принципу «легче воздуха». Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий.

Тем не менее именно русский учёный Николай Егорович Жуковский может считаться «отцом авиации». В 1904 году он сформулировал теорему, дающую количественную величину подъёмной силы крыла самолёта; а также определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

15 ноября 1905 года Жуковский прочитал доклад «О присоединённых вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъёмной силы крыла аэроплана. Свои открытия он опубликовал в 1906 году в работе «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси». Как было написано в книге «Рассказы о русском первенстве», вышедшей в 1950 году в издательстве «Молодая гвардия», Жуковский открыл «тайну крыла» — объяснил и дал метод расчёта подъёмной силы крыла, той силы, которая держит самолёт в воздухе, и стал основоположником науки аэродинамики, без которой не было бы ни самолётов, ни авиации.

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

«Кудашев-1» — первый российский летающий самолёт Крылатый Бенц. Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте первой мировой. 1916 год.

Первые успехи русской авиации датируются 1910 годом. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полёт самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).

Транспортники

Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность — 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность — 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов «Буран», но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

Подразделение по скорости

Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

Другие виды классификации

По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.

По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.

По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.

По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.

По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.

Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.

По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.

По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.

Официальное толкование

Воздушный кодекс Российской Федерации:

Статья 22. Государственная авиация
1. Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

— Воздушный кодекс России от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

24 ноября 2011 года президент России подписал федеральный закон (изменения в ст. 22 Воздушного кодекса России), наделяющий авиацию Роскосмоса статусом государственной авиации. Документ был принят Госдумой 1 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации.

Правовые акты России

  • Г.3 ст.22 Воздушного кодекса России от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
  • Федеральные авиационные правила производства полётов государственной авиации

Контроль за безопасностью полётов

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года № 801 контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся обеспечения безопасности полётов осуществляет Служба безопасности полётов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (СБПА ВС России).

Основными задачами СБПА ВС России являются:

  • осуществление государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полётов;
  • организация и проведение расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также авиационных происшествий и авиационных инцидентов, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти и организаций;
  • классификация и учёт авиационных происшествий и авиационных инцидентов в государственной авиации Российской Федерации, проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по ведению расследований, классификации и учёта авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

> См. также

  • Военно-воздушные силы

> Литература

  • Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК России), М., 1997 год
  • Вся российская армия-2005 Карты военных округов (с указанием военных баз, аэродромов и т.д.).
  • Перечень организаций государственной авиации России, привлекаемых к проведению поисково-спасательных работ.
  • Авиация МВД (форум).

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Падчерица малая авиация

Так кто же сможет позаботиться о нуждах малой авиации? Авиации АОН?

Государству все некогда. С самых высоких трибун, самыми высокими лицами государства декларируются всевозможные заявления, о повсеместной помощи и развитии инфраструктуры малой, межрегиональной авиации. И авиации общего назначения.

За последние лет 10,сколько было заявлений, радующих ухо авиаторов.

16.12.2010г. Москва. Правительство России займется возрождением малой авиации, заявил, тогда еще премьер-министр РФ В. Путин. Будет снижена пошлина на ввоз малогабаритных ЛА. Будут выделены средства на сети аэродромов для легких самолетов. Будут восстановлены аэродромы бывшего ДОСААФ.

Кто-нибудь видел Программу поддержки малой авиации?

22.08. 2013г. В России основан «Авиасоюз». Ассоциация малой и региональной авиации. На базе авиа-промышленного комплекса в Ульяновске будут созданы все условия для производства отечественных самолетов для региональных перелетов.

На данном этапе в России практически нет своих легких двухместных и более самолетов. Есть единичные случаи производства даже не серий, а так, штучного, полукустарного производства легких самолетов. Практически не занята ниша легких экономичных двигателей. Хотя отсутствие отечественных, нормальных двигателей, для нужд собственного авиапрома, по моему уже «добрая» традиция для СССР, и позднее России. Нет качественного авиатоплива. Да и зачем его выпускать на внутреннем рынке, если нет спроса?! Вот и приходится обладателям хороших, дорогих самолетов покупать 100 LL, за рубежом. В той же Финляндии.

Где качественная, недорогая авионика?

Рынок полностью наводнен радиостанциями, транспондерами, всевозможными указателями, дисплеями известных западных фирм.

Даже обычную гарнитуру для связи приходится заказывать за рубежом.

Сейчас, в основном, парк легких, частных самолетов состоит из зарубежной техники. Массовость выпускаемой продукции Цессна, Пайпер, других фирм позволяет держать их стоимость на достаточно низком уровне. А насыщенность, к примеру, американского рынка легкими самолетами, позволяет выбрать самолет на любой вкус, любого года выпуска.
Купили? Молодцы! Но теперь его морем еще нужно доставить в Россию. Заплатить таможенную пошлину. Которая, зачастую, сравнима со стоимостью самого самолета. Далее ваш аппарат нужно зарегистрировать в реестре воздушных судов РФ (за отдельную плату, разумеется!). Еще самолет нужно собрать и облетать. Все это должны делать профессионалы, разумеется! Сертифицировать и получить допуск воздушного судна к полетам.

В Америке и Европе процедура обучения и получения лицензии пилота, упрощена донельзя. И нельзя сказать, что там огромное количество авиационных происшествий по вине частных пилотов. Если ты не собираешься заниматься частным извозом, или другим видом коммерческой деятельности используя авиатехнику, то получение лицензии PPL , не многим отличается от получения прав на вождение авто. Даже врачебной комиссии нет. Достаточно пройти врача общей практики. А затем пройти курс в одной из многочисленных летных школ. И школы эти, поверьте, готовят очень качественно! Вы приобретете навыки пилотирования по карте, по GPS навигатору. Пилотирование в сложных метеоусловиях, и нестандартных ситуациях. Предварительно, конечно изучив теоритические дисциплины. Аэродинамика, картография, метеорология, и т.д.

Конечно, и у нас тоже есть аэроклубы и АУЦ, где могут подготовить пилота летающего для «души». Но их мало, курсы такие весьма дороги. И это не потому что люди, которые этим занимаются — жадные. Просто, таковы условия, и специфика российского авиапространства.

Россия, страна с пространствами огромной протяженности, и малой населенностью.

Где как не у нас, на наших просторах, можно и нужно развивать и бизнес авиацию, и легкую частную авиацию, и малую межрегиональную!

Легкие самолеты, самолеты амфибии, автожиры и вертолеты, все могло бы занять свою прочную нишу в нашем воздухе.

Самолеты амфибии. Отдельная лебединая песня. Сколько регионов в России славятся своими речками, протоками, озерами. Которые, являются бесплатной, готовой площадкой для посадки. А, например, в Карелии, где огромное количество озер, на некоторые из них попасть можно только по воздуху. Летай, не хочу.

Есть, конечно, в России масса энтузиастов, творческих КБ, которые разрабатываю и самолеты, и двигатели для них, и собирающие уникальные, простые приборы. Но все это производится в частном порядке, единично. Не продуманной государственной политики в этом вопросе. Хотя, может она и есть…но здесь, на местах она почему-то не заметна. Выделенные средства, программы развития, оседают, вероятно, там, где-то в коридорах власти. Министерство транспорта, вероятно очень занято развитием более прибыльных сфер транспорта. Ему недосуг заниматься малоприбыльными отраслями. Так, малая авиация стала падчерицей. А в Советском Союзе, никому не приходило в голову объединять морской флот и авиацию в одно ведомство. Было Министерство гражданской авиации. И его возглавлял профессионал. Не моряк, и не железнодорожник. А летчик. И решал проблемы исходя из интересов всех видов авиации.

Что же, нам остается только ждать.

Валерий Смирнов специально для Avia.pro

На первый взгляд многим может показаться, что самолет – это что-то сложное и недоступное для простого человека. Однако на самом деле выучиться на пилота и управлять самолетом, даже своим собственным, не настолько сложно и дорого. Вы, конечно же, слышали, что собой представляет сверхлегкая или малая авиация. К счастью, законодательство в России толерантно регламентирует ее деятельность. Несмотря на то, что специалисты говорят, что правила и летные нормы в нашей стране имеют сильно завышенные требования, все нужно познать в сравнении. Пока еще Россия не Новая Зеландия, где на сверхлегких летательных аппаратах передвигаются все возрастные группы людей (причем частота использования воздушного транспорта такая же, как и автомобиля). Надо радоваться уже тому, что в России существует система, которая позволяет частные полеты.

Малая авиация и законодательство

Почти над всей территорией нашей страны разрешаются частные полеты. Исключение составляют полеты рядом с объектами секретного назначения и над Москвой. Чтобы осуществить перелет, нужно просто оставить заявку разрешительного характера, в которой нужно указать место взлета, место посадки, и можно сразу лететь. Никто не имеет права запретить перелет. Несколько сложнее обстоят дела с полетами за территорию страны. В таком случае нужно подать запрос, подготовить определенные документы, оформить разрешение на пересечение госграницы. Хотя формально все не так уж и сложно. Однако на практике этот процесс специально затягивают, и получить разрешение быстро можно лишь при применении древнего российского способа, который быстро регулирует вопросы с чиновниками. Хотя если у вас есть желание и время, то можно пойти и законным путем.

Малая авиация и доступ к штурвалу

Прежде чем сесть за штурвал самолета, нужно получить летные права, которые точно так же, как и автомобильные, делятся на разные категории. Одно из главных требований для получения таких прав – это необходимый налет часов с инструктором. Чтобы открыть категорию летчика-любителя, нужно налетать с инструктором не меньше 50 часов. С категорией коммерческого пилота ситуация сложнее – не меньше 200 часов. Следующая категория – линейные пилоты, которые обслуживают регулярные международные рейсы. Здесь вообще особые условия. Помимо минимального налета и обучения, потребуется регулярное прохождение медицинского освидетельствования. Это правило действует для всех категорий прав.

Самолет – это не автомобиль, и во время полета его не остановишь для проверки летных прав, а также к какой именно категории относится рейс. В наше время встречаются случаи, когда маленьким самолетом управляют люди, не имеющие летного удостоверения. Да, они умеют управлять воздушным транспортным средством в той или иной степени, но не собираются тратить деньги на полеты с инструктором, чтобы получить соответствующий документ. И это не удивительно, ведь час полета (в зависимости от типа самолета) обходится от 15 тыс. рублей. Как видите, малая авиация, а именно обучение, обходится довольно дорого. И даже ее любители не могут позволить себе оплатить минимальное количество часов налета.

После того как летные права будут получены, нужно купить летательный аппарат. В нашей стране можно встретить самые разнообразные их виды. Их производством занимаются десятки компаний. Самолет поставляется как в готовом собранном виде, так и в виде комплекта, который, соблюдая инструкцию, несложно собрать. Можно найти и б/у самолеты на вторичном рынке. Самые популярные на сегодня самолеты – АН-2 и АН-3.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *