Традиции и обычаи примеры

Разница между традициями и обычаями

Человеческая жизнь состоит из ритуальных действий, которые мы выполняем по привычке – не задумываясь об их истинном смысле. Празднование Нового года и дня рожденья, пожелание доброго утра и ночи, правила поведения – откуда всё это взялось и для чего нужно? Кто сказал, что чёрная кошка приносит неудачу, а свободное место в транспорте нужно обязательно уступать пожилым людям? Разумеется, наличие большого количества примет и ритуалов связано с наличием традиций и обычаев. Чем отличаются эти понятия, или они обозначают одни и те же привычки?

Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.

Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).

Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности. Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий. Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.

Как обычаи, так и традиции поддерживаются широкими общественными массами и одобряются ими. Это своеобразная отдушина, где каждый человек может ощутить связь со своими предками, единение с близкими. Так, традиция встречать гостей хлебом и солью демонстрирует радушие народа. Обычай – посидеть перед долгой дорогой, помогает собраться с мыслями и немного отдохнуть.

Стоит заметить, что народные привычки серьёзно затрудняют развитие общества и в критической ситуации могут оказаться не только бесполезными, но и вредными. Глубокие традиции свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни и развитии. Обычаи демонстрируют уважение к предкам, тому наследию, которое они передали своим потомкам.

Чем обычай отличается от традиции и обряд от ритуала?

Евгений Кузьмишин 13545 3 года назад историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог Пользователю можно задать вопрос

Обычно считается, что привычка — это индивидуальное, а обычай — это массовая привычка. И то и другое подразумеваются «здесь и сейчас». Если обычай или привычка передается из поколения в поколение, то это создает традицию, а если при этом действие наполняется каким-либо абстрактным смыслом, то оно становится обрядом, для исполнения которого составляется ритуал.

Осирис привык каждую минуту стряхивать с рукава песчинки. Потом он трет рукав все время, есть там песчинки или нет. Это привычка (хотя врач Осириса Анубис говорит, что это невроз). Все родственники и друзья Осириса начинают тереть себе рукава. Это обычай. Все дети Осириса, его племянники и дети родных и друзей трут себе рукава. Это традиция круга Осириса. Внук Осириса Аменхотеп говорит, что тереть рукав нужно для того, чтобы очиститься от греха. Это обряд. Внук Аменхотепа утверждает, что очищаться от греха нужно только трением рукава справа налево — это ритуал.

Основные отличия традиции от обычаев

Объём распространения в обществе традиций и обычаев. Обычаи относятся к чему то определенному: народу, племени, территории. Традиция в свою очередь относится к семье, профессии и так далее.

Например, существует традиция праздновать Новый год, это отражает связь между старым и новым годом. Люди столетьями провожают старый год и встречают новый. Тем не менее, всем привычное действие – украшение ёлки это уже обычай. Стоит заметить, что обычай украшать елку и дом у каждой нации имеет свои особенности.

Уровень влияния. Обычай другими словами обычай – это привычка, люди уже автоматически повторяют ее ежедневно. А традиция – это направленность деятельности, более сложная и многогранная. Например, обычаем является положение женщины в семье, отношение к ней и её обязанности по дому. А к традиции можно отнести празднование дня рождения или субботний поход семьи в парк, театр, кино и так далее.

Укоренение в сознании человека. Со временем обычай становится традицией. Его продолжительность меньшая, чем традиции. А традиции проходят десятки лет и столетий. Обычай уважать старших в семье стал традицией – уважать родителей, заботится, навещать их и так далее.

Направление. Обычай направлен на практичность в жизни каждого человека. А традиция в свою очередь направлена информировать людей.

Обычаем является ухоженный вид домочадцев, а традиция информирует людей, что они должны быть ухоженными и следить за своим внешним видом.

Основная суть. Обычаи и традиции сами по себе очень схожие. Можно сказать, что традиция это глубокий обычай. Но если рассматривать более детально можно заметить определённую разницу. Белое платье на свадьбе у невесты – это обычай, а празднование этого праздника – традиция.

Влияние на жизнь. Обычаи связывают современного человека со своими предками, преследуя обычаи человек, выявляет свое уважение предыдущему поколению. Традиции отображают жизнь народа и его развитие. Через обычаи люди учатся, приобретают навыки и опыт, а с помощью традиции человек приобщается к обществу.

Например, в семье есть традиция готовить на воскресный ужин индейку, а вот по какому рецепту и какие семейные секреты приготовления – это обычай.

Изменение во времени. Обычаи со временем меняются, преследуя модные тенденции и не несут особый смысла. В первобытно-общинном строе обычаи выступали как нравственный закон. Они зависят от мнения общества, как можно делать, а как нельзя. Традиции же неизменны во времени.

Другие отличия

  1. Функция.Традиция имеет информационные функции. Каждый положительный опыт передается с поколения в поколение как традиция. Обычай выполняет служебные, регулятивные и социальные функции.
  2. Возникновение. Обычаи возникли на основе одних и тех же повторяющихся действий человека. Традиции возникли благодаря поддержки многих людей, какого либо образца. Например, выпускники встречаются каждый го од в один и тот же день.
  3. Характер правил поведения. Традиции содержат в себе только общие правила того или иного действия. Обычай всегда детально спланирован и имеет свой план действий, зависящий от мнения общества. К примеру определенные национальности имеют ряд обычаев как муж должен вести себя с супругой, как вести себя в обществе, как относится к пожилым людям.
  1. Сфера действия. Не смотря на то что сегодня многие сферы жизни связаны, обычай можно больше отнести к семье и быту. Традиции больше привыкли относить к политике, философии, производству и так далее.
  2. Мотивы соблюдения. Люди придерживаются различных обычаев, потому что так привыкли уже делать. А традиции соблюдаются только на основании, каких либо своих личных убеждений. Ведь не каждый человек празднует Крещение или ходит в церковь.
  3. Масштаб соблюдения. Как ранее упоминалось обычаи это правила, регулирующие поведения общества, поэтому обычаев может, придерживается целая нация или большая группа людей. Традиций же придерживается небольшая группа людей, например, семья.
  4. Отношение общества. Можно сказать, что к обычаям относятся нейтрально или даже негативно. Традиции всегда уважались в обществе.

ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ

лат. traditio — передача, придание) — универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Т. обеспечивает воспроизводство в системах настоящей («живой», «непосредственной») деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой («мертвой», «овеществленной») деятельности, т.е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого — культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. и социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности. В узком смысле слова термин Т. употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т. можно назвать аутентичной, «первичной», нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т. идет, как правило, речь, когда говорят о «консервативности», «косности», «неизменности» и т.д. Т. как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как «потребителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, «вторичных», рефлексивных Т. Совокупность «первичных» и «вторичных» Т. конституирует понятие Т. в широком смысле слова. Оба эти вида Т. объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности «вторичных» Т. и изменения за счет этого их регулятивного потенциала. «Вторичные» Т. способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения Т. выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах. Широкое понимание Т. позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой — определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т. или порождает новую Т.Т., следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. «Связывая» человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. являются так называемые негативные Т., т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего «противника», а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое — ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для «первичных» Т. Уже «вторичные» Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т. Регулирование социальных систем гл. о. на основе Т. (как правило, «первичной») или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. сужается, среди самих Т. возрастает вес «вторичных» Т. Т. становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом «освобождения от гнета прошлого». Однако, и в этих обществах роль Т. как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.

В.Л. Абушенко

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Народные традиции, понятия, содержание

Проблема преемственности основных законов и правил общественной жизни, трудового и социального опыта, нравственных норм и принципов, эстетической культуры, педагогического опыта существует столько, сколько существует человечество. Народ на протяжении столетий накопил богатый арсенал форм и средств передачи от старших поколений младшим лучших своих достижений, и одно из достойнейших мест в этом арсенале занимает традиция. А.И. Лазарев писал: «Как дерево не растет без корней, так завянет, станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций родного народа».

Народные традиции изучались И.М. Снегиревым, И.П. Сахаровым, А.Ф. Некрыловой, Г.С. Виноградовым, Н.И. Савушкиной, Г.Н. Волковым, З.П. Васильцовой, А.И. Лазаревым, Л.Н. Лазаревой и многими другими учеными. В переводе с латинского языка традиция — это передача.

Фольклористы, этнографы, социологи, рассматривая традиции в контексте педагогической преемственности, представляют их как «социально организованные стереотипы поведения», имеющие глубокий социальный, культурный и психологический смысл.

Традиции выступают как формы контроля за нормами поведения и «предлагают» каждому отдельному человеку коллективный опыт народа, программу стереотипных действий в стереотипных ситуациях. В.М. Григорьев трактует традицию как сохранение, бережное отношение, обновление и передачу от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры, способов деятельности, поведения.

В понимании термина «народные традиции» нам близко мнение Г.Н.Волкова: «Традиция — совокупность обычаев, порядков, правил поведения, прочно установившихся в той или иной группе населения, передаваемых от старшего поколения к младшему. Главное условие существования традиции — сохранение и передача. Традиционно то, что выдержало испытание временем, прошло естественный отбор и уцелело для современности».

Испытание временем — самое сложное испытание для всех проявлений человеческой жизнедеятельности, и если дошедшие до нас традиции уцелели и продолжают циркулировать, то они являются проверенными и оптимальными.

Если говорить об общих признаках традиций, то можно выделить следующие: длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии коллектива, одобрение коллектива; своеобразие, самобытность; наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от поколения к поколению.

Традиции охватывают все сферы жизнедеятельности человека: быт, трудовую деятельность, художественное творчество, досуг, воспитание и другие. Народная традиция может становиться объектом изучения разных наук, в частности педагогики.

Многие традиции в силу своей общечеловеческой значимости имеют не просто локально-национальный характер, а интернациональное значение. Г.Н. Волков утверждал, что общенациональный идеал воспитания не может быть создан одним человеком, как и общечеловеческий идеал не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Система традиций любого народа -результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Люди знали, , что если в очаге погас огонь, то можно попросить огня у соседа, если морозом убит сад, то можно приобрести саженцы и посадить новый, но если в силу каких-то потрясений порвалась связь времен, если молодые поколения утратили добрые традиции старших поколений, то их не восстановить разовым действием.

Традиции стабилизируют утвердившиеся в обществе отношения и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Народные традиции складываются тысячелетиями и обновляются ежедневно. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравого смысла. Уникальность русских традиций обусловливается особым географическим положением страны, объединяющим Европу и Азию. Русская национальная культура впитала в себя знание Запада и мудрость Востока.

Любую традицию можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, это совокупность наиболее постоянных и повторяющихся элементов, составляющих целое, определенную конкретную норму (содержательный аспект), с другой стороны — своеобразное средство сохранения и передачи этой нормы (технологический аспект). Важно подчеркнуть такую двуединость традиции, определение ее как художественно-содержательной категории, выступающей одновременно и специфическим технологическим инструментом передачи этого содержания.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость для теории и методики воспитания категорий «традиция», «обычай», «праздник», «обряд» и «ритуал», до сих пор нет общепринятого их определения и устоявшегося научного понимания. В процессе анализа освещены позиции ученых (В. Власова, Ю. Коломиець, Е. Маркарян, Т. Мацейкив, В. Сапига, М. Стельмахович, Е. Сявавко), которые составили методологическую основу обоснования содержания упомянутых выше понятий в контексте нашего исследования.

В понятии «традиция» внедрена система духовных, экономических и экологических составляющих организации жизнедеятельности определенной группы, которая, несмотря на изменчивость во времени и пространстве опыта и знаний, обеспечивает их устойчивость и многообразие. Воспитательный потенциал народно-трудовых традиций реализуется в формах обычаев, обрядов, ритуалов и праздников. При таком подходе традиции отводится место общего, родового понятия, а обычай, обряд, ритуал и праздник рассматриваются как видовые и составляющие категории «традиция». Обычаем является общепринятый порядок, образ действий, норма поведения, которые стали привычными, признанными и вошли в обиход. Главной целью обычаев является воссоздание и закрепление устоявшихся способов и форм трудовой деятельности человека.

Характер трудовых действий в обычаях, который характеризуется однотипностью и циклической повторяемостью, не имеет эстетического направления, и это существенно отличает обычай от обряда. В обрядах календарных праздников, с помощью символов и символических действий, художественно оформляется весь комплекс трудовых действий, которые приобретают эстетическое направление. Демонстрация форм, которая олицетворяет не столько содержание действий, сколько отношение к ним, называется ритуалом. Ритуалы из традиционных обычаев усиливаются традиционными народными праздниками. Праздник и обряд являются относительно самостоятельными средствами передачи общественного опыта. Праздник, главным признаком которого является вариативность, включает в себя обряд, который реализуется в строгом ритуальном действе.

Традиция является формой передачи социального опыта, это идеи, обычаи, нормы, передаваемые из поколения в поколения. В философской энциклопедии подчеркивается, что традициями становятся нормы поведения, народный опыт, идеи, вкусы, обычаи, обряды, праздники и другие формы социальных и культурных явлений .

В.Г. Кузь и Ю.Д. Руденко под национальными традициями понимают «своеобразные вековые духовные устои развития народа, нации, которые воплощают в себе лучшие достижения в моральном, идеологическом, трудовому и эстетическому жизни «.

Изучению проблем национальных традиций посвятили свои исследования К. Булашев, Я. Владимирский, В. Денисенко, М. Жулинский, О. Забужко, В. Иванишин, С. Павлюк, М. Попович, В. Сверстюк, О. Субтельный, В. Шинкарук, В. Яремчук и другие.

Отбор существенных факторов и элементов национальной культуры позволили выделить следующие функции национальных традиций:

  • · Первая функция — педагогическая. Она определяет национальные традиции как дидактический принцип, метод, с помощью которых можно добиваться повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательных школах, помогать формировать практические умения и навыки;
  • · Вторая функция определяет национальные традиции как пропедевтический курс элементарной истории, географии, естествознания, народоведения и т.п.;
  • · Третья функция — научная. Она определяет национальные традиции как часть той области науки, представителем которой они являются (географии, истории, народоведения и др.) со всеми присущими для данных наук методами исследования.

В связи с выше указанным, национальные традиции рассматриваются нами как динамическая, целостная и неразрывная система, которая функционирует в мире трехмерных системных моделей: пространство (географический аспект), время (исторический) и социум (социологический). Последнее является интегрирующей производной активной социальной функции человека и включает в себя литературный, художественный, экологический, народоведческий этнографический, религиозный, архитектурный аспекты национальных традиций.

Усвоение национальных традиций происходит в специально организованной педагогической деятельности, является совместной деятельностью всех участников учебного процесса, которые создают общее культурное пространство, которое способствует раскрытию их культуры и субкультуры. эффективность этой деятельности проявляется в поведении ребенка нового уровня, ее нравственности. Поэтому и возникает проблема не только обновления содержания и структуры, но и методологии и стратегии образования, которая смогла бы обеспечить на практике движение от репродуктивно-информативных и предметно-дифференцированных знаний к интегративным, от созерцательного к деятельностному (культуротворческому), от эмпирического к проблемному, от гносеологического к культуро-личностному познанию, а в целом — к культуроконтекстной и культуротворческой модернизации парадигмы образования.

Значение народных традиций в воспитании детей

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры .

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений .

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости — памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства — рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка .

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Вывод: Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях — это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *