Содержание
Основные формы, принципы и методы тактической подготовки.
Занятия по пожарно-тактической подготовке должны проводиться с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должны проводиться начальником подразделения пожарной охраны или его заместителем, а начальник караула, командир отделения должны выступать в роли руководителя тушения пожара.
Перечень объектов, подлежащих ОТИ, определяют начальник гарнизона и начальник подразделения пожарной охраны, отдавая при этом приоритет пожаровзрывоопасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей.
В объектовых подразделениях пожарной охраны тематический план должен предусматривать проведение не менее 80% практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, а остальные практические занятия должны проводиться на объектах, расположенных в подрайоне выезда, установленного для такого подразделения.
Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов по ПСП.
Планирование ПТУ, ПТЗ, ОТИ, занятий (тренировок) с газодымозащитниками осуществляется в рамках мероприятий гарнизона.
ПТУ подразделяются на тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, опытные и комплексные.
Тренировочные ПТУ должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны <1> навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.
Все караулы в течение учебного года должны участвовать в тренировочных ПТУ равное количество раз, начальник каждого подразделения пожарной охраны и оперативные дежурные, выполняющие функции по проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС по повышенному рангу (номеру) пожара на штатной основе , должны выступить в роли руководителя тушения пожара и ликвидацией ЧС, а заместители начальников подразделений пожарной охраны — в роли должностных лиц оперативного штаба на пожаре.
Контрольно-проверочные ПТУ должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.
Показательные ПТУ должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).
Опытные ПТУ являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Комплексные ПТУ должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.
ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться не реже двух раз в год.
Тренировочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в месяц в дневное время и один раз в квартал в ночное время с каждым караулом подразделения пожарной охраны.
Контрольно-проверочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в квартал с каждым караулом в период контроля (оценки) боевой подготовки личного состава караулов, если караул не привлекался к участию в контрольно-проверочных ПТУ.
В роли руководителей занятий по решению ПТЗ выступают следующие должностные лица, к функциям которых отнесено руководство подразделениями пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС:
— начальник отряда ФПС или его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подразделении пожарной охраны ФПС, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;
— должностные лица органов управлений, подразделений пожарной охраны или их заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подчиненном подразделении пожарной охраны, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;
— оперативные дежурные — не менее одного раза в год в каждом подразделении пожарной охраны гарнизона при проведении проверок с охватом личного состава всех караулов (в режимных объектах, организациях — по согласованию с руководством объектов (организаций);
— начальник подразделения пожарной охраны и его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — во всех случаях при проведении занятий по боевой подготовке личного состава караулов, чередуя и равномерно распределяя караулы подразделения между собой.
При проведении ПТУ и занятий по решению ПТЗ с выездом на объекты начальники подразделений пожарной охраны обязаны обеспечить отработку планов и карточек тушения пожаров, а при необходимости их корректировку.
>Глава 1 тактика и её основные положения
-
Общие основы тактики
Уровень результатов в современных прыжках в длину и в тройном, метаниях — очень высок. Достижение высоких результатов требует непрерывного совершенствования системы спортивной подготовки, включая и тактическую подготовку. Одной из главных задач этого процесса, является воспитание способности принятия самостоятельных решений.
Спортсмен высокого класса умеет навязывать сопернику свою волю, оказывает на него постоянное психическое давление разнообразием и эффективностью действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе.
Знания тактики приобретаются на протяжении всей спортивной деятельности. С ростом мастерства и накоплением опыта объём знаний увеличивается.
Овладению знаниями по теории тактики способствует весь комплекс словесных и наглядных методов. Источниками знаний является специальная литература, лекции, беседы, объяснения, просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, разбор и анализ. Однако накопленные знания, не подкрепленные личным опытом спортсмена, не могут оказать положительное влияние на спортивные результаты .
Ведь правильно говорят, что спортивная тактика — это искусство ведения соревнования, в том числе и с противником. Её главной задачей является наиболее целесообразное использование сил и возможностей для решения поставленной задачи. Основное средство для этого — техническое мастерство, физическая и психическая подготовленности, применяемые в постоянных и изменяющихся условиях внешней среды, по заранее намеченному плану и в соответствии с возникающими задачами и ситуациями .
Необходимо напомнить, что совокупность форм, способов и средств, избираемых спортсменом для ведения соревновательной борьбы, а, следовательно, и характер его тактической деятельности, получающий отражение в тактических (смысловых) компонентах применяющихся двигательных действий для различных видов спорта, чрезвычайно специфичны (рис.1) .
Рис. 1.1 Основная направленность тактических действий в спорте
В зависимости от квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена — тактика может носить алгометричный, вероятностный и эвристический характер:
-
алгометричный, когда в ходе поединка спортсмены ожидают активного противодействия соперников и заранее планируют свои действия;
-
вероятностный, определяется действиями, в которых планируется конкретное начало с последующими вариантами продолжения, зависящими от реакции соперника и партнёров по команде.
-
эвристический характер — строящийся на реагировании соревнующихся в зависимости от создавшейся ситуации.
На выбор тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а так же ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований .
Тактическое искусство — это мощное вооружение спортсменов и команд, позволяющее им более рационально использовать свою спортивную подготовленность. В настоящее время техническая и физическая подготовленность сильнейших спортсменов разных стран обычно находится на высоком, примерно одинаковом уровне. Большей частью мало отличаются спортсмены и в волевом отношении .
Вот почему основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:
-
владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;
-
соответствие тактики — уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
-
соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.п.);
-
увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности — технической, психологической, физической .
И при прочих равных условиях, победа на крупнейших международных соревнованиях очень часто определяется, в конечном счёте, зрелостью тактического мастерства .
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления .
Тактические знания — представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.
Тактические умения — форма проявления сознания спортсмена, отража-ющая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п.
Тактические навыки — это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Тактическое мышление — это мышление спортсмена в процессе спортив- ной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач .
В плане спортивной борьбы определяются тактический замысел, основные задачи предстоят, его соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуществления. В нём должны быть предусмотрены основные действия, и формы поведения спортсмена до начала и во время соревнования (своевременное проведение разминки, нахождение рациональных способов отдыха и его продолжительность, восстановление спортивной работоспособности, сохранение тела в тепле и др.).
Шесть признаков, которые свидетельствуют о тактическом мастерстве спортсмена:
1 .Способность анализировать информацию о своих соперниках и умение использовать её во время соревнований;
-
Наличие персонального арсенала тактических действий;
-
Способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и мгновенно менять тактические приёмы в зависимости от поведения соперника;
-
Необходимость соревновательной деятельности в течении всего года и, особенно, на этапе, предшествующем главному соревнованию;
-
Выход на уровень наивысших результатов незадолго до главного старта года;
-
Умение навязать противнику свою тактику .
Методические указания к обучению тактике
-
Тактическая подготовка слагается из приобретения теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требованиям своего вида спорта. В специальную тактическую подготовку входит так же разработка наиболее целесообразных способов и приёмов ведения состязания, составление планов, вариантов, графиков и т.д. с учётом конкретного противника.
-
Задачи тактической подготовки: а) изучение общих положений тактики; б) изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде; в) изучение тактики избранного вида спорта; г) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов; д) изучение мест предстоящих соревнований, оборудования и других внешних условий; е) обучение практическому использованию элементов, приёмов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях (тактические умения); ж) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности в команде; з) анализ участия в соревновании, эффективность тактики и её составляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и поражений.
-
Главное средство обучение тактике — повторное выполнение упражнений, действий, элементов по заданному плану.
-
Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятствуют улучшению тактического мастерства. Если новая тактика, которую спортсмен хочет применить в решающем соревновании, потребует особых физических и психических сил, то соответственно надо вести и тренировку.
-
Особое внимание следует обращать на выполнение соревновательных упражнений в тренировочных занятиях так, как это понадобится в самих соревнованиях. В конечном счёте, именно это — главная цель всех занятий и упражнений по тактике.
-
Непосредственное наблюдение спортсмена, не участвующего в состязании, за спортсменами, с которыми предстоит встреча в будущем, очень важно и будет служить отличной школой во всех отношениях, в том числе и для практического образования.
-
Большую роль играет для учеников демонстрация видеофильмов наиболее примечательных в учебном смысле соревнований с вашим анализом и повторными показами. Такой подход к обучению тактике незаменим в любом виде спорта.
-
Кроме учебных занятий и тренировки в натуральных условиях, желательно проигрывание соревновательных действий тактических решений на макетах и тренажёрах, на которых соответственно виду спорта создаётся «поле боя». Не однократные соревновательные проигрывания на макетах интересны и поучительны для спортсменов.
-
Решение многообразных задач тактической подготовки приучает спортсмена не только действовать самостоятельно, но и коллективно, объединяя команду взаимопониманием и сыгранностью .
-
Значение тактики в различных видах спорта
Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена. Основной составной частью тактической подготовленности во многих циклических, скоростно- силовых и сложно — координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и её использование независимо от действий основных конкурентов.
Однако выбор рациональной тактической схемы соревновательной деятельности в этих видах спорта определяется большим количеством факторов, зависящих от специфики вида спорта и индивидуальных технических, физических и психических возможностей спортсменов .
Например, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании тактическое мышление спортсменов направлено главным образом на коррекцию метрических свойств выполняемого движения. Поэтому здесь процесс корригирования (внесения поправок в движение) — осуществляется на фоне имеющейся программы действия, по средствам прямой и обратной связи от зрительного и кинестетического анализаторов.
В лёгкой атлетике, гребле, плавании тактическая деятельность спортсмена направлена на преимущественный контроль силовых акцентов в хроноструктуре относительно стандартизированных двигательных навыков. Поэтому в этих видах спорта процесс корригирования тактического действия связан, с улучшением собственного результата.
В марафонском беге, индивидуальной и командной велосипедной гонке на треке, плавании на дистанции 800 и 1500 м наиболее эффективным оказывается равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность. В то же время в индивидуальной велосипедной гонке, беге на 5000 и 10000 м рациональная тактика часто связана с существенным варьированием скорости .
Вместе с тем индивидуальные особенности спортсменов (строение тела, возможности системы энергообеспечения, психические качества и др.), изменение функционального состояния организма спортсменов на различных участках дистанции накладывают существенный отпечаток на тактическую схему прохождения дистанции и на основные параметры спортивной техники, обеспечивающие её реализацию.
В лёгкоатлетических метаниях, тяжёлой атлетике, гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, акробатике, лыжном спорте и других видах участники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортсменов определяется жеребьёвкой. В данных видах спорта на особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурентов. Так, включение в комбинацию наиболее сложных элементов в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании и др. видах в значительной мере зависит от очерёдности выступления основных соперников .
Важное место занимает тактика в соревновательной деятельности спортсменов в единоборствах и спортивных играх. Так, в фехтовании, боксе, борьбе и одиночном разряде тенниса тактика поединка схожа. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки соперником своих действительных намерений и др.
Все эти условия ставят перед соперниками сложные двигательные и мыслительные задачи. Поэтому не случайно здесь двигательная деятельность в соревновательных условиях отличается большой вариативностью подготавливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения.
В этой связи следует отметить, что даже самое моментальное восприятие сложившейся в ходе игры или поединка ситуации и максимально быстрое ответное движение не всегда могут обеспечить своевременность переигрывания противника и выполнения, например, контрдействия, адекватного обстановке соревнования, ввиду возникновения так называемых рефлекторных помех, обусловленных скоротечностью атакующих (нападающих) намерений противника (противников) .
Эффективность тактической деятельности во многих видах спорта определяется способностями спортсмена к пространственной и временной антипатии, т.е. предвосхищению соревновательной ситуации до её развёртывания.
Виды тактики
Тактика борца во многом зависит от его индивидуальных особенностей. В практике мы наблюдаем, что каждый квалифицированный борец владеет своей, присущей только ему манерой ведения борьбы.
Однако есть основные виды тактики, которые применяются всеми борцами. К ним относится наступательная, контратакующая и оборонительная тактика.
Наступательная тактика требует от борца высокой активности. Он должен вести схватку смело и решительно атаковать противника. Для такой тактики характерны: прямая непринужденная стопка; свободная манера борьбы; комбинационные действия, состоящие из различных тактических маневров, сочетающихся с реальными попытками выполнить свои излюбленные приемы.
Наступательная тактика требует от борца отличной физической и психологической подготовленности, применения большого разнообразия технических средств и тактических комбинаций. Она подразделяется на две разновидности: тактику непрерывных атак и тактику эпизодических атак (спуртов).
Тактика непрерывных атак характеризуется тем, что борец, захватив инициативу, ведет схватку в высоком темпе, постоянно обостряя борьбу. Он идет на разумный риск, стремится атаковать противника, искусно сочетая ложные действия с истинными, проводит свои излюбленные приемы.
Постоянно атаковать — это не значит безрассудно напирать на противника. Тактика непрерывных атак не имеет ничего общего с бездумной суетой, выталкиванием противника за ковер — так иногда борцы создают видимость атак. Взяв на вооружение тактику непрерывных атак, нужно полностью использовать все возможности для преследования противника, для ведения схватки комбинационно. При этом не следует задерживаться долгое время в одном и том же захвате. Иначе можно потерять высокий . темп борьбы, что дает возможность противнику прийти в себя и сосредоточиться.
Тактика непрерывных атак может быть применена с целью проявить свое преимущество с первых минут поединка, физически измотать противника, подавить его волю и выиграть схватку. Такая тактика особенно эффективна против тех, кто не умеет достаточно хорошо пользоваться» сковывающими действиями, не обладает хорошей выносливостью.
Тактика эпизодических атак (спуртов) состоит в том, что борец, наступая, прибегает к атакам эпизодически через отдельные интервалы.
В промежутках между атаками борец, внимательно следя за противником, маневрирует, осуществляет те или иные ложные захваты, иной раз умышленно демонстрирует отказ от активной борьбы, выполняет также тактические действия, которые отвлекают внимание противника.
Эпизодические атаки (спурты) можно проводить на фоне низкого, среднего и высокого темпа ведения схватки.
Если борец совершает спурты на фоне низкого или среднего темпа, это позволяет ему экономно расходовать силу и энергию, так как в промежутках между спуртами.он успевает в какой-то степени восстановиться.
Значительно сложнее выделять осмысленные целенаправленные спурты на фоне высокого темпа ведения схватки. Это под силу только такому борцу, который обладает помимо других качеств отличной скоростной выносливостью.
Преимущество использования спуртов на фоне высокого темпа схватки заключается в том, что противник из-за нарастающей усталости в каждом последующем спурте оказывает все более слабое сопротивление. Используя это положение, борец, придерживающийся такой тактики, может заведомо сделать ставку на второй или третий спурт.
Разновидность тактики эпизодических атак является эффективнейшим оружием против соперников, недостаточно подготовленных к соревнованиям, не обладающих высокоразвитой выносливостью и ловкостью.
Тактика наступления в обеих своих разновидностях — верный путь к победе. Владея инициативой, навязывая свою волю противнику, борец может гораздо полнее и эффективнее использовать свои технические, тактические и физические способности. Лучшие борцы СССР и мира— спортсмены ярко выраженного наступательного стиля.
Контратакующая тактика заключается в том, что борец строит схватку на встречных и ответных атаках, используя с этой целью благоприятные моменты, возникающие при активных действиях со стороны противника.
Контратакующая тактика особенно эффективна против того борца, который уступает сопернику в быстроте.
Поскольку далеко не каждый противник способствует своими действиями осуществлению контратак, борец, собирающийся применить такую тактику, пользуется всевозможными вызовами. Он добивается от противника желаемых активных действий, склоняет его к проведению приемов и, уловив удобный момент, внезапно опережает его атакой или контратакует.
Избравшему контратакующую тактику, необходимо обладать высокой быстротой реакции, ловкостью, отточенной техникой, решительностью, смелостью, точным расчетом.
Для борца, пользующегося контратакующей тактикой, очень важно применять такие защиты, которые создавали бы предпосылки для проведения контрприема.
Оборонительная тактика характеризуется тем, что борец сосредоточивает все свое внимание на защите, не проявляет активности в схватке и предпринимает попытку атаковать противника лишь в том случае, если тот допускает ошибку.
Такая тактика ставит борца в полную зависимость от действий противника. Больше того, если борец строго придерживается этого вида тактики на протяжении всей схватки, она, как правило, приводит его к поражению. Ибо самая тщательная оборона не дает гарантии в том, что в течение всего времени схватки противник, настойчиво и смело атакующий, не сумеет преодолеть защиту и провести прием.
Излишне осторожная оборонительная тактика, рассчитанная только на то, чтобы «поймать» противника на ошибке — примитивная тактика. Она может быть применена в течение короткого отрезка времени схватки для восстановления силы перед атакой противника, а также с целью вызвать его на активные действия, заставить его атаковать.
Борец, применяющий оборонительную тактику, должен пользоваться защитами, сковывающими захватами, маневрированием, ложными приемами, рывками и толчками.
В соответствии с индивидуальными психическими, физическими особенностями один из борцов может отдавать предпочтение наступательной тактике (непрерывных или эпизодических атак), другой — контратакующей. Однако современный уровень развития борьбы требует, чтобы борец владел всеми видами тактики и умел целесообразно применять их, сочетать между собой в соответствии с особенностями противника, своей подготовленностью, конкретной обстановкой в схватке и в соревнованиях.
Несмотря на большие преимущества тактики непрерывного наступления, случается так, что по ряду причин более рациональной может оказаться какая-либо иная тактика. Например, если противник несколько слабее атакующего, то непрерывные атаки, как правило, настораживают его и заставляют мобилизовать все силы и внимание на защиту. Защита может оказаться настолько тщательной, что атакующий не сумеет преодолеть ее и все его усилия окажутся бесплодными. В этом случае более приемлемой будет тактика эпизодических атак либо контратакующая тактика с широким использованием разнообразных вызовов противника на активные действия.
Не только во встречах с различными соперниками, но и в единоборстве с одним и тем же противником часто бывает целесообразно на разных этапах схватки применять различные виды тактики — от непрерывного наступления до обороны, т. е. использовать тактику, наиболее соответствующую данной конкретной обстановке.
Построение тактического плана ведения схватки
Чтобы добиться лучшего результата в схватке, борцу необходимо заранее (до начала борьбы) спланировать свои действия в предстоящей встрече.
Тактический план схватки должен отражать основные моменты тактики ведения борьбы.
Как правило, в тактическом плане ведения схватки намечаются: цель схватки, средства и методы ее достижения, место решительных технических действий, способы тактической подготовки и распределение сил на схватку (темп на отдельных отрезках поединка). При необходимости борец намечает стойку и выбирает дистанцию. От того, насколько правильно намечена тактика, во многом зависит успех в схватке. При составлении тактического плана схватки следует предвидеть наиболее вероятные варианты хода борьбы и наметить свое поведение для каждого из них. Задачи, которые ставит перед собой борец в схватке, намеченные им формы, средства и методы борьбы должны обязательно соответствовать его возможностям.
План схватки с неизвестным противником намечается незадолго до выхода на ковер и строится борцом на основе своих возможностей (технической, тактической, физической и волевой подготовленности), а также с учетом конкретно сложившейся обстановки в соревнованиях.
Предварительно составленный план ведения схватки с неизвестным противником будет сугубо приблизительным. Поэтому одна из главных задач — это поиск наиболее выгодных тактических действий для проведения своих излюбленных приемов непосредственно в схватке путем разведки.
Готовясь к встрече со знакомым противником, борец имеет возможность заранее разработать более или менее точный тактический план ведения схватки и тренироваться в его выполнении. Так же как и в предыдущем случае, борец незадолго до выхода на ковер настраивает себя на встречу, мысленно продумывая основные моменты плана схватки.
При построении тактического плана ведения схватки с известным противником важно правильно сопоставить свои данные с особенностями противника (его физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность). Нужно разгадать его тактический план и так построить борьбу, чтобы, опираясь на свои сильные стороны, воспользоваться недостатками в мастерстве противника. С этой целью борец должен создавать выгодные для себя условия и те, в которых противник действует неуверенно.
Основные факторы, учитываемые при составлении тактического плана.
Определение цели схватки. Для определения цели схватки надо учитывать свои возможности и возможности противника.
Так, в поединке с относительно слабым противником, борец ставит своей целью достижение чистой победы; с сильным — ограничиться задачей победить по очкам. Цель конкретной схватки не должна определяться без учета складывающейся в ходе соревнований обстановки, в частности без учета положения борца (команды) и его основных конкурентов в турнирной таблице. Не всегда это положение диктует необходимость добиться только чистой победы или победы за явное преимущество. Бывает так, что борец .может удовлетвориться выигрышем по очкам, а иногда позволить себе закончить схватку с ничейным результатом.
Выбор технических действий, способов их подготовки, места и времени проведения решительных действий. Учитывая свою подготовленность, борец избирает такие технические действия и способы их подготовки, которые наиболее полно соответствуют намеченной им цели и наиболее эффективны в поединке с данным противником.
Приемы и их варианты подбирают прежде всего с учетом слабых сторон защиты соперника. Ставку делают на технические и тактические действия, благодаря которым борец сможет преодолеть его защиту. Например, имеющий преимущество над противником в ведении борьбы в стойке, естественно, будет стремиться вести схватку в этом положении. Однако, зная сильные и слабые стороны противника при ведении борьбы в партере, борец намечает основные действия на тот случай, если соперник на какое-то время попадет в это положение.
Спортсмен, имеющий превосходство над противником при ведении борьбы в партере сверху, будет стремиться использовать все возможности для перевода соперника в положение нижнего в партере и продолжать схватку в удобном для себя положении.
На выбор вариантов приемов и способов их тактической подготовки будут оказывать влияние не только сильные и слабые стороны в защитах противника, но и особенности их выполнения. Зная защитную реакцию соперника, борец может запланировать наиболее подходящие варианты приемов и комбинаций, заранее предусмотреть отдельные изменения в структуре приема, подобрать наиболее эффективные контрприемы и защиты.
На выбор технических и тактических действий и их вариантов может оказать влияние физическая подготовка борца и его противника.
Борец, превосходящий противника в каком-либо физическом качестве, должен стремиться выполнять такие технические действия, в которых он сможет проявить свое преимущество.
При существующих правилах соревнований, планируя место и время решительных действий в схватке, следует иметь в виду, что борец, сумевший первым овладеть преимуществом в выигрышных баллах, находится в более выгодном положении, ибо сохранить преимущество, борясь по формуле 3 мин. + З мин. + 3 мин. с перерывом в 1 мин., куда проще, нежели наверстать упущенное, отыграть потерянные баллы и выйти вперед.
Исходя из этого, общая тенденция построения схватки должна быть такой, чтобы уже в первый период борьбы добиться победы или овладеть преимуществом в баллах.
Борясь со слабым соперником и с таким, который обладает хорошей выносливостью, лучше планировать решительные атаки на начало схватки. Решительно действовать в первой половине схватки, захватить инициативу и атаковать или контратаковать противника целесообразно и тому, кто делает ставку на опережение своего медлительного соперника, так как качество быстроты лучше всего проявляется в начале схватки, когда силы еще не растрачены.
Если борец намерен использовать свое преимущество в выносливости, он должен измотать противника ложными атаками и лишь после перейти к решительным действиям.
Время решительных действий в схватке может зависеть и от психических особенностей борца и противника. В течение . схватки психическое состояние значительно изменяется. Некоторые спортсмены в силу особенностей психологического склада становятся смелее, напористее после того, как им удается завладеть преимуществом в 1—2 выигрышных балла. В то же время стоит сопернику вырваться вперед, как такие борцы в значительной степени теряют свои лучшие качества. На соревнованиях с такими противниками борцу необходимо приложить максимум способностей, чтобы в начале схватки получить хотя бы один выигрышный балл. Проведение приемов, требующих плотного захвата, лучше планировать на начало схватки. Приемы и способы их тактической подготовки (перевод в партер захватом туловища, бросок через спину с захватом плеча с шеей и др.) легче выполнить, когда противник устал и вспотел. Проведение таких приемов можно наметить во втором либо в третьем периоде схватки.
Определение темпа схватки. Ведение схватки в высоком темпе целесообразно планировать хорошо подготовленному, выносливому борцу при встрече с противником, не имеющим достаточной выносливости, но превосходящим его в силе и технике. Обычно высокий темп в схватке сочетается с задачей получить моральное превосходство над противником, подавить его волю.
Высокий темп борец может намечать в схватке с сильным и выносливым соперником, который плохо ориентируется в быстро меняющейся обстановке. Частая смена ситуаций в схватке требует от противника, помимо выносливости, мгновенной реакции.
В схватке с борцом, который превосходит в выносливости, необходимо расходовать свою энергию экономно. Целесообразно использовать сковывающие действия и маневрирование, которые не дадут противнику вести схватку в высоком темпе. В такой схватке очень важно держаться свободно, без излишнего напряжения. Это будет способствовать сохранению сил и в то же время позволит борцу избежать пассивности и на протяжении всей схватки быть готовым использовать малейшую возможность для атаки и контратаки.
Выбор стойки и дистанции. При определении дистанции, так же как и при выборе стойки, следует исходить из того, насколько та или иная стойка и дистанция будут способствовать выполнению технических действий борцом и затруднять их проведение противником. Если борец знает, в какую сторону противник выполняет свои излюбленные приемы и в какой стойке ему неудобно и непривычно вести схватку, он может использовать стойку как средство предварительной защиты или как положение, выгодное для выполнения контрприемов.
Учет тактического замысла противника. Для того чтобы избрать более верный и эффективный путь к победе, борцу необходимо по возможности разгадать и учесть тактический замысел противника, предположить возможный ход его действий. Только тогда он сумеет тактически переиграть своего соперника. Борец старается затруднить осуществление намеченных противником действий, предусмотреть контрмеры и в то же время навязать ему свою тактику, т. е. подготовить сюрпризы там, где соперник менее всего их ожидает, и таким образом добиться победы.
Проникнуть в замыслы противника, представить вероятный ход его действий и заранее предусмотреть в своем плане контрмеры борец сможет в том случае, если он сумеет поставить себя на его место и станет тактически мыслить за него. При этом надо опираться на свои знания о противнике, трезво учитывать обстановку соревнований и свои возможности.
Опыт лучших спортсменов показал, насколько важно заранее перед схваткой спланировать свои действия и поведение в ней. Если план тщательно продуман и основывается на реальных возможностях, то он не только обеспечивает успех в поединке с равным соперником, но и приводит к победе над соперником, имеющим преимущество в технической и физической подготовке.
Реализация тактического плана схватки. Даже самый точный план схватки надо уметь реализовать. В процессе единоборства неизбежно возникают моменты, осложняющие осуществление заранее намеченных действий. Неуверенный в себе, слабовольный или недостаточно опытный борец при таких обстоятельствах часто отступает от намеченного заранее плана, действует хаотически и, попадая из-за этого в зависимость от противника, нередко упускает возможность победить. Реализовать тактический план действий — это значит подчинить противника своей воле. Поэтому всю волю, упорство и настойчивость борец должен направить на то, чтобы преодолеть возникающие в ходе схватки осложнения и препятствия и навязать противнику свою тактику. Для этого необходимо прежде всего в совершенстве владеть намеченными техническими и тактическими действиями. В схватке нужно уметь разумно рисковать и активно действовать, иначе можно упустить много удобных моментов для достижения превосходства над противником и намеченный план может оказаться нереальным.
Во время перерыва между периодами схватки борец имеет возможность проанализировать свои действия, критически оценить обстановку и в случае необходимости внести коррективы в тактику борьбы в следующем периоде. Хорошо, если в этом борцу сможет оказать помощь тренер или кто-либо из наиболее опытных товарищей по команде, которые внимательно следили за ходом поединка. Указания и советы должны быть краткими, четкими, предельно ясными. Схематично они могут примерно сводиться к следующему:
1. Оценка первого периода борьбы.
2. Какие слабые места у противника и чего следует опасаться.
3. Как вести себя и действовать в оставшееся время схватки.
Тактика при различных обстоятельствах. В схватке оба спортсмена ставят перед собой задачу победить, и, естественно, в ходе единоборства один из них может оказаться в лучшем положении, чем другой.
Достигнув выигрышного положения на каком-то этапе схватки, ни в коем случае нельзя считать исход поединка решенным и демобилизоваться. До финального свистка судьи борец обязан быть собранным, внимательным, готовым ко всяким неожиданностям. Помня, что в проигрышном положении противник почти всегда мобилизуется и использует малейшую возможность для атаки, борцу необходимо быть чрезвычайно внимательным, чтобы атаки соперника не оказались для него неожиданными. Одновременно не следует давать ему возможности завладеть инициативой. С этой целью борец маневрирует, меняет захваты и темп схватки, использует сковывающие захваты и не дает возможности противнику сосредоточиться и хорошо подготовиться к проведению приема. Помешать завладеть инициативой помогают также ложные атаки. Искусно выдавая их за истинные, борец может вынудить противника перейти к обороне.
В схватке с противником, пытающимся наверстать упущенное, следует использовать его активность, рискованные попытки атаковать, для того чтобы закрепить и увеличить достигнутое преимущество в выигрышных баллах или добиться чистой победы.
Если борец проигрывает схватку, то до самой последней секунды поединка он должен стараться принять все меры к тому, чтобы исправить создавшееся положение. В критической обстановке самое главное качество — не падать духом, не опускать руки, а наоборот, проявить выдержку, мобилизовать волю и внимание на то, чтобы в оставшееся время наверстать упущенное. Поспешность, суетливость, нервозность только ухудшают дальнейший ход схватки. Надо определить, почему противник получил преимущество (какая стойка, какие ситуации, какие технические и тактические действия и контрмеры принять к тому, чтобы впредь не создавать ему подобных благоприятных условий).
В проигрышном положении следует активизировать свои действия, с тем чтобы, нападая, перехватить инициативу. Разумно рискуя, использовать слабые места, обнаруженные в обороне противника для проведения своих излюбленных технических действий.
Если противник принял защиту, следует прибегнуть ко всем формам вызова для активизации его действий.
В критические моменты схватки, когда обстановка складывается не в пользу борца, он должен максимально мобилизовать все свои силы, умение полностью сосредоточиться на выполнении необходимых действий.
Технико-тактическая подготовка
С каждым годом возрастает конкуренция в различных видах борьбы на российской и международной аренах. При подготовке сборной команды основной упор традиционно принято делать на повышении функциональной подготовленности. Не умаляя достоинств физической подготовки, главным вопросом, на взгляд С.Е. Табакова, следует считать технико-тактическую подготовку. В данной области много проблем: особенности становления техники спортсменов, закономерности формирования двигательных навыков, подбор средств и методов для более продуктивной подготовки .
В результате проведения ряда исследований, рядом авторов было установлено, что:
1) поддержание эффективности выполнения приемов в диапазоне 30-40% в процессе тренировки увеличивает темп совершенствования навыка, улучшает качество технических действий, способствует расширению арсенала;
2) при выполнении приемов с эффективностью больше 40% навык не совершенствуется или совершенствуется односторонне, достигая высокой степени автоматизма, что отрицательно сказывается на выполнении приемов в постоянно меняющихся ситуациях схватки;
3) при показатели больше 30% навык не закрепляется и со временем исчезает;
4) на формирование навыка оказывают влияние индивидуальные особенности партнеров.
А.К. Морозов считает, что для эффективного выполнения сбиваний атакующему борцу следует:
А) максимально использовать силу инерции и вес собственного тела, которые позволяют развивать дополнительные величины скорости перемещения. Сократить время выполнения приемов и увеличить силу воздействия противника.
Б) использование специальных упражнений, методических приемов и специальных технических средств в учебном процессе позволяет сократить время, повысить качество и эффективность процесса обучения и совершенствования спортсменов и рекомендуется в практику.
В) особое внимание в процессе обучения следует уделять освоению стержневых приемов: это позволит сократить время, повысить эффективность и качество освоения других, более сложных, вариантов приемов.
Спортивная практика показывает, что исход любого единоборства зависит от уровня физической подготовленности, которая тем выше, чем богаче и разнообразнее техническая подготовленность борца.
Анализирую соревновательную деятельность борцов, можно выделить из арсенала те приемы, которые забыты, но применение, которых наиболее эффективно.
В результате исследования соревновательной деятельности А.В. Горбунов сделал следующие выводы:
-
Соотношение объема нагрузки между борьбой в стойке и партере свести до 40-60% или 50-50%, использовать дни партера
-
Учебно-тренировочный процесс строить с учетом скоростной методики
-
При обучении и тренировке борьбы в партере следует больше времени уделять совершенствованию защитных действий и контратак против частых, но не менее эффективных приемов в партере.
А.И. Павлов утверждает, что спортивная тактика – это система специальных знаний и умений, направленных на решение задач сбора и анализа информации, принятия решения с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения при различных условиях взаимодействия с партнером. Система – это совокупность элементов, связанных между собой и составляющих единое целое. Тактика состоит из элементов.
По мнению А.И. Воронова при совершенствовании технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов необходимо добиваться того, чтобы спортсмен при подготовительном действии к излюбленному приему прикладывал к сопернику максимум силы, доступной ему в этом движении. Для этого требуется выполнять в тренировочных занятиях подготовительные действия с различными отягощениями. Причем важно удерживать направление и амплитуду движений, присущих каждой конкретной подготовке к приему.
В современной спортивной борьбе на международных соревнованиях преимущество имеют спортсмены, отличающиеся индивидуальным своеобразием технико-тактического арсенала и способностью с максимальной эффективностью использовать свои ведущие качества.
А.А. Новиков условно выделяет 4 основных стиля проведения соревновательных поединков, характеризующихся способами подавления активности противника:
1) технико-тактическими комбинациями;
2) высоким темпом;
3) скоростно-силовой подготовленностью;
4) универсальным использованием всех выше перечисленных способов организации атакующих действий.
Ряд авторов считают, что в соревновательном поединке техника тактика, соединяясь между собой, образуют единый комплекс действий, в котором каждое техническое действие может быть использовано для решения конкретных тактических задач. В современных условиях борьбы ни один прием не может быть реализован без тактической подготовки, поэтому выполняемые технические действия организуются преднамеренно с тактическими целями. Технико-тактическое мастерство борца можно трактовать как интегральный показатель специальной спортивной подготовленности в целом. Самой современной формой его проявления призвана комбинационная борьба, которая благодаря высокой динамичности и результативности двигательной деятельности обеспечивает повышенный зрительский интерес.
Технико-тактическое мастерство должно быть ориентировано на исполнение главных стратегических установок, обеспечивающих решение основных задач в подготовке борца:
-
доминирование атакующей направленности действий;
-
целеустремленность в ведении поединков, сочетающаяся с высоким темпом двигательных действий;
-
захват позиционной инициативы с акцентированием на начальном атакующем действии;
-
разработка оптимальных установок на весь процесс ведения соревновательных поединков.
Ю.С. Гусов утверждает, что к ведущим способам тактической подготовки приемов в вольной борьбе относится выведение из равновесия. Тактический арсенал молодых борцов и спортсменов высокого класса существенно не различается. Борцы высокого класса, имеющие различные росто-весовые данные, используют одни и те же тактические средства.
Значение тактики и тактической подготовки в современном спорте огромно. Особенно велика роль тактики в таких видах спорта, как спортивные игры и единоборства, недаром их называют тактическими.
Однако в настоящее время в теории и практике многолетнего тактического обучения есть множество пробелов и противоречий. Наиболее остро данные вопросы встают на этапе начального обучения дзюдо.
Многие специалисты спортивной борьбы отмечают, что тактическая подготовка наряду с другими видами подготовки должна вестись с самых первых занятий. Однако на сегодняшний день у большинства специалистов спортивной борьбы, и в частности дзюдо, нет единого мнения о том, чему и как обучать юношей, нет целостной и единой методики обучения трем разделам тактики (тактика проведения технического действия, тактика схватки, тактика участия в соревнованиях). Обычно даются лишь примерное направление в обучении, только один из разделов тактики.
Также хочется отметить, что процесс тактической подготовки юных дзюдоистов не имеет целенаправленного характера, зачастую опирается не на научные знания, а лишь на интуицию тренера.
Таким образом, на сегодняшний день существует противоречие, которое заключается в несоответствии теории и методики начальной тактической подготовки запросам практики. Практика нуждается в обоснованной и научно доказанной методике начальной тактической подготовки, теория же пока не в состоянии ее предложить.
А.А. Рузиевым были разработаны модельные характеристики соревновательной деятельности в трех уровнях:
1. Первый – соревновательная деятельность (или соревновательная модель)
2. Второй – основные стороны подготовки спортсмена (модель спортивного мастерства)
3. Третий – система организма спортсмена (или модель потенциальных возможностей).
В результате системного анализа спортивной тренировки В.В. Лысенко были разработаны педагогическая технология и алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений. Алгоритм управления технической подготовленностью спортсменов на основе видеоанализа движений можно представить в следующем виде:
1. Комплексная оценка исходной биомеханической структуры движений спортсмена на основе определения кинематических параметров соревновательного упражнения и оценки их эффективности (рациональности).
2. Определение максимально возможного двигательного результата при данном уровне физической и психической подготовленности спортсмена.
3. Прогнозирование и планирование уровней целенаправленного развития пространственных, временных и динамических параметров структуры соревновательного упражнения на основе учета исходной биомеханической структуры движений.
4. Выбор и применение вспомогательных упражнений, обеспечивающих адекватное воздействие на основные параметры биомеханической структуры соревновательного упражнения.
5. Реализация системы формирования структуры соревновательного упражнения на основе сравнительной комплексной оценки оперативного, текущего, этапного и целевого уровней развития биомеханических параметров движений и внесения необходимой коррекции в тренировочный процесс.
А.Д. Суханов утверждает, что на этапе углубленного совершенствования подготовку единоборца все больше и больше соотносят с годичным календарем соревнований. Кстати, на этапе реализации индивидуальных возможностей этот процесс еще больше углубляют и порой подготовку спортсмена строят, ориентируясь на главное соревнование не только года, но и более протяженного цикла. Так, например, в единоборствах, входящих в программу олимпийских игр, упор делают на 4 летний цикл. При этом всегда ставят цель показать лучший результат на главном соревновании года или четырехлетия. В то же время, поскольку на главное соревнование года попадают не все спортсмены, а только выигравшие отборочные соревнования очень важно так строить подготовку единоборца, чтобы его готовность позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года или четырехлетия. Добиваются этого рациональным построением тренировки как в годичном цикле, так и при непосредственной подготовки к соревнованиям.
Как известно, единоборец по мере своего совершенствования осваивает два вида умений: умение выполнять конкретный прием и умение применять его в поединке – технические и тактические умения. Как справедливо отмечает Б.В. Турецкий, разработка научно-методических основ формирования этих умений недостаточно широко представлена в специальной литературе.
* * *
При совершенствовании технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов необходимо добиваться того, чтобы спортсмен при подготовительном действии к излюбленному приему прикладывал к сопернику максимум силы, доступной ему в этом движении. Для этого требуется выполнять в тренировочных занятиях подготовительные действия с различными отягощениями. Причем важно удерживать направление и амплитуду движений, присущих каждой конкретной подготовке к приему.
Главные цели данного обучения
Основные задачи, согласно которым проводится тактическая подготовка военнослужащих, заключаются в следующем:
- В изучении основ, по которым проводится общевойсковой бой. Также в доведении до личного состава требований соответствующих уставов, касающихся действий подразделений, принимающих участие во всех без исключения видах сражений.
- В приобретении навыков о том, как в условиях боевой обстановки применять индивидуальное и групповое оружие, а также военную технику.
- В обучении тому, как находиться в полной соответствующей готовности и проводить умелые действия по предназначению. Также в ведении боя в условиях резко меняющейся и сложной обстановки. К примеру, как переходить от одного типа боя к иному, когда применяется обычное, в том числе высокоточное и ядерное, оружие.
- В совершенствовании умений и навыков командиров, которые применяются в тех условиях, когда нужно организовать и обеспечить военные действия, а также непрерывно управлять в сражении подразделениями и огнем.
- В формировании у личного состава качеств, которые демонстрируют сознательную соответствующую дисциплину. К примеру таких, как высокие морально-боевые, психологические и физические качества.
Тактические строевые занятия
Данное обучение является первой и необходимой ступенью для осуществления слаженной работы подразделений. Его суть очень важна и заключается в отработке с подразделениями и личным составом тактических и строевых приемов, способов действий в разных видах боя. Изначально в медленном темпе по элементам, затем — в пределах времени, установленного нормативами, наличие которых подразумевает тактическая подготовка. Если отработка способа действия, то есть определенного приема, будет неудовлетворительной, то это чревато повторными тренировками, вплоть до того момента, пока не будет получен положительный результат. Одновременно данный процесс, с помощью которого работа подразделений должна стать более слаженной, не должен выглядеть «натаскиванием». В данном случае нельзя мыслить шаблонно и механически применять освоенные приемы в то время, когда проводится тактическая подготовка военнослужащих на новой местности и в новой обстановке. Это надо учесть. Тактико-строевые занятия подразумевают наличие основного вида обучения, которое представляет собой упражнение (тренировку). Можно также это объяснять, показывать, демонстрировать.
Тактико-строевыми занятиями со взводом или отделением предусматривается обучение путем показа, где допустимы пояснения и последующая тренировка подразделений и солдат в целом. Это осуществляется для слаженности их действий в будущем.
Тактико-строевые занятия роты и батальона — это, как правило, последовательные тренировки подразделений. Данный способ обучения также важно применять.
В целом тактико-строевые занятия подразумевают создание для отработки отдельного учебного вопроса соответствующей обстановки. Проведение данного обучения происходит с выводом вооружения и боевой техники на местности. Решение отдельных вопросов может происходить в пешем строю. Для того чтобы более эффективно использовались моторесурсы и время, целесообразно осуществлять занятия по замкнутому кругу, иногда даже стоит сократить расстояние между всеми элементами боевого порядка. Организация тактико-строевых занятий и их проведение поручаются непосредственным командирам взвода, роты или батареи, а показных и совместных с подразделениями иных родов войск – старшим начальникам. То есть все зависит от масштаба обучения и определенной ответственности.
Данное обучение подразумевает овладение программами боевой подготовки. Тематика и продолжительность соответствующих занятий разные для каждого подразделения. Учебные цели, степень подготовки личного состава и отведенное время влияют напрямую на объем и количество необходимых вопросов. Их отрабатывают на каждой лекции. Например, на одном занятии, продолжительность которого обычно 4–6 часов, рассматриваются примерно 2–3 учебных вопроса.