Структура закон об образовании

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 26.07.2019)
«Об образовании в Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

21 декабря 2012 года

Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 56. Целевое обучение

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Глава 8. Профессиональное образование

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Статья 69. Высшее образование

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Глава 9. Профессиональное обучение

Статья 73. Организация профессионального обучения

Статья 74. Квалификационный экзамен

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Статья 104. Образовательное кредитование

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 N 1398 (ред. от 17.04.2017) Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Приказ Минобрнауки России от 17.04.2017 N 354 О внесении изменений в Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2014 г. N 1398

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1175 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 16.05.01 Специальные системы жизнеобеспечения (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1176 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 18.05.01 Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1180 (ред. от 13.07.2017) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 17.05.02 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие (уровень специалитета)

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ВК-1463/09 «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей»

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ЛО-1164/05 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения»

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ):

Приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124 Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования

в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты <3> (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).

«Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р.

«Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» (утв. Минобрнауки России 05.04.2017 N ЛО-47/06вн)

Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» разработаны в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рамках которого за государственными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия обеспечения осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне, а также реализации пункта 19 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.

Роль федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ» в нормативно-правовом обеспечении образования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общее образование в системе образования Российской Федерации

2. Распределение полномочий в сфере общего образования

3. Организация образовательной деятельности

4. Права и обязанности обучающихся

5. Права и обязанности работников

Заключение

Список литературы

Введение

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

На протяжении двух лет шло широкое, многоэтапное общественное обсуждение законопроекта, в котором принимали участие органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, профсоюзы работников народного образования и обычные граждане.

Была проведена общественная экспертиза в соответствии с Правилами проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В результате накануне нового года Президентом Российской Федерации был подписан закон.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года, с начала нового учебного года.

Необходимо отметить, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования. Закон устранил имевшиеся противоречия и пробелы в нормативных правовых актах. Законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

В частности, в Законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в Законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Цель данной работы — рассмотреть роль федерального закона Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ в нормативном-правовом обеспечении образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— изучить понятие «общего образования»;

— ознакомиться с распределением полномочий в сфере общего образования;

— рассмотреть организацию образовательной деятельности;

— изучить права и обязанности обучающихся;

— изучить права и обязанности работников.

1. Общее образование в системе образования Российской Федерации

Согласно ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В целом регулирование таких уровней образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, принципиальных изменений не претерпело.

Новый закон объединил эти уровни под общим понятием «общее образование». Особенностям образования на этих уровнях посвящена единая, седьмая, глава Федерального закона № 273-ФЗ.

Новеллой в этом смысле является признание за дошкольным образованием статуса уровня образования, и, следовательно, признание необходимости иметь федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, а не федеральные государственные требования к нему.

Федеральный закон исходит из необходимости разработки ФГОС дошкольного образования. Данный вопрос широко дискутировался, высказывались мнения о невозможности и нецелесообразности принятия решения о разработке стандарта, поскольку стандарт предполагает стандартизированные требования к результатам освоения образовательной программы, а предъявление требований к результату на уровне дошкольного образования не соответствует принципам и особенностям этого уровня образования.

Изменяются нормы, касающиеся управления образовательной организацией. В частности, ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ развивает идею коллегиальности в управлении, разделяя коллегиальные органы управления и органы, имеющие право на участие в управлении посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.

К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Коллегиальные органы принимают управленческие решения. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации.

2. Распределение полномочий в сфере общего образования

Несколько перераспределены полномочия в сфере финансового обеспечения предоставления общего образования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Российская Федерация теперь имеет возможность на федеральном уровне профинансировать программы общего образования, т.е. иметь общеобразовательные федеральные учреждения, реализовать программы общего образования в федеральных учреждениях высшего образования и т.п. Согласно ст. 7 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего образования.

В частности, это решение будет способствовать сохранению уникальных учреждений общего образования, сформировавшихся на федеральном уровне при крупных вузах и реализующих уникальные программы общего образования

Статьей 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере общего образования отнесены:

· обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 части 1 ст. 8);

· организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми для муниципальных организаций.

Таким образом, основная часть расходов на предоставление общего образования ложится на уровень субъекта Российской Федерации. С этого уровня финансируются как предоставление общего образования в учреждениях субъекта Российской Федерации, так и определенные расходы (по всем уровням общего образования) на предоставление общего образования в муниципальных и частных образовательных организациях.

3. Организация образовательной деятельности

Согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральным законом по-новому определяются требования к реализации образовательных программ. С учетом новых норм организации, предоставляющие общее образование, могут несколько изменить структуру и принципы реализации образовательных программ.

Так, ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Более подробно данный вопрос урегулирован в ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ, которая устанавливает договорную основу сетевого взаимодействия, определяет требования к содержанию договора о сетевой форме реализации образовательных программ. В случае, если организацией уже реализовалось сетевое взаимодействие до принятия закона, потребуется проверка заключенных договоров на предмет соответствия требованиям ст. 15.

Статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает также, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Более подробно данный вопрос урегулирован в ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ, которая дает определения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также устанавливает, что порядок их применения при реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Права и обязанности обучающихся

Федеральным законом № 273-ФЗ существенно более подробно урегулированы права и гарантии для обучающихся, меры социальной поддержки и стимулирования, чем это было ранее. Статусу обучающихся и их родителей (законных представителей) посвящена глава 4 Федерального закона № 273-ФЗ.

Статьей 34 определяются академические права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, гарантии на случай прекращения деятельности образовательной организации и иные. Отдельными статьями регулируются также более частные вопросы, например, ст. 35 определяет пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, ст. 36 регулирует стипендии и другие денежные выплаты, ст. 37 — организацию питания, 38 — обеспечения вещевым имуществом, 40 — транспортного обеспечения и т.п.

Отдельная ст. 42 посвящена вопросу охраны здоровья обучающихся, в том числе она определяет обязанность образовательной организации осуществлять организацию охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации). Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечить:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Помимо прав и свобод, новым законом прописаны также обязанности и ответственность обучающихся.

В частности, ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Согласно частям 4, 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

5. Права и обязанности работников

Статус работников образовательной организации также претерпел некоторые изменения.

В первую очередь, в Федеральном законе № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе, подробно закрепляется статус педагогических работников, в том числе академические права и свободы, обязанности.

Статьей 47 Федерального закона № 273-ФЗ к академическим правам и свободам работников отнесены, в частности, свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), и т.п. Академические права и должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 47 устанавливаются трудовые права и социальные гарантии работникам, а также решается ключевой вопрос состава рабочего времени педагогического работника. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Данная норма окончательно разрешает возникавшие в связи с особенностями начисления заработной платы заблуждения, согласно которым многие педагогические работники полагали, что к их обязанностям относится исключительно проведение аудиторных занятий в рамках нормы часов аудиторной нагрузки за ставку заработной платы. Вместе с тем, было очевидно, что аудиторная нагрузка составляет лишь часть педагогической работы, и помимо проведения уроков у учителя есть масса внеурочных обязанностей.

Заключение

1.Изучив Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), можно сделать вывод: это основополагающий документ, задающий правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития. При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов.

Федеральный закон № 273-ФЗ направлен на повышение информационной прозрачности в сфере образования. В частности, ст. 97 устанавливает требования к информационной открытости системы образования, мониторингу в системе образования. Статьей 98регулируются информационные системы в системе образования, включая системы обеспечения проведения итоговых аттестаций обучающихся, реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность и т.п. Информационная открытость непосредственно самой образовательной организации регулируется ст. 29, определяющей, какая информация об образовательной организации должна быть сделана открытой и доступной.

2. Ознакомившись с распределением полномочий в сфере общего образования, можно сделать вывод, что новый закон сохраняет и расширяет конкуренцию между образовательными организациями в сфере общего образования. Если ранее в такой конкуренции участвовали в первую очередь государственные и муниципальные учреждения, т.к. в частные образовательные организации ребенок шел учиться на платной основе, то незадолго до принятия нового закона законодательство изменилось, появилась возможность финансирования за счет бюджета обучения ребенка в частной образовательной организации. Частные организации полноценно включились в конкуренцию за обучающегося. Новый закон построен полностью на принципах равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций к бюджетному финансированию, а также решил возникшие сложности с финансированием общеобразовательных организаций с федерального уровня. Соответственно, федеральные общеобразовательные организации как минимум сохранятся, а возможно и получат дальнейшее развитие.

3. Рассмотрев организацию образовательной деятельности, можно сделать вывод, что Федеральным законом по-новому определяются требования к реализации образовательных программ. С учетом новых норм организации, предоставляющие общее образование, могут несколько изменить структуру и принципы реализации образовательных программ.

Таким образом, организационные изменения в связи с введением в силу нового Федерального закона сведены к минимуму, равно как и финансовые затраты учреждений общего образования. Вместе с тем, определенные организационные действия, в частности, внесение изменений в уставы и иные локальные документы, в трудовые договоры с работниками, переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, должны быть выполнены.

российский образование закон

Список литературы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 октября 2013 г. N 1122 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки»

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации»

5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 августа 2013 г. N 957 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе»

7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая123

В законе Российской Федерации “Об образовании” содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. По экспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всем предметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства.

Прежде всего “Закон об образовании” требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.

Конституционные положения конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации «Об образовании». Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Закон «Об образовании» состоит из шести глав:

1. общие положения;

2. система образования;

3. управление системой образования;

4. экономика системы образования;

5. социальные гарантии реализации прав граждан на образование;

6. международная деятельность в области образования.

В соответствии со статьей 8 Закона «Об образовании»система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

-взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

-сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

На первое место в определении поставлены образовательные программы и государственные образовательные стандарты, т. е. установленные государством материальные и нематериальные условия осуществления образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Последний разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом, обеспечивается единство федерального образовательного пространства. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 был определен Порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство Российской Федерации, а других уровней образования — федеральный исполнительный орган в области образования: в настоящее время — Министерство образования и науки Российской Федерации.

Ниже приведены некоторые статьи из “Закона об образовании”.

Статья 1. Государственная политика в области образования

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1.гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2.единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3.общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4.светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5.свобода и плюрализм в образовании;

6.демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Язык (языки) обучения

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».

Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

>Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.12.2012 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» — презентация

1 СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2 Принят Государственной Думой Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года 26 декабря 2012 года

3 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., вступает в силу вступает в силу за исключением положений, за исключением положений, для которых статьей 111 установлены иные сроки вступления их в силу для которых статьей 111 установлены иные сроки вступления их в силустатьей 111

4 В Федеральном законе: 15 Глав 15 Глав 111 статей 111 статей

5 Глава 1. Общие положения (статьи 1-9) Глава 1. Общие положения (статьи 1-9) Глава 2. Система образования (статьи 10-20) Глава 2. Система образования (статьи 10-20) Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (статьи 21-32) Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (статьи 21-32) Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (статьи ) Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (статьи ) Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статьи 46-52) Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статьи 46-52)

6 Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (статьи 53-62) (статьи 53-62) Глава 7. Общее образование (статьи 63-67) Глава 7. Общее образование (статьи 63-67) Глава 8. Профессиональное образование (статьи 68-72) Глава 8. Профессиональное образование (статьи 68-72) Глава 9. Профессиональное обучение Глава 9. Профессиональное обучение (статьи 73-74) (статьи 73-74) Глава 10. Дополнительное образование Глава 10. Дополнительное образование (статьи 75-76) (статьи 75-76)

7 Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (статьи 77-88) (статьи 77-88) Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (статьи 89-98) Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (статьи 89-98) Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования (статьи ) Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования (статьи ) Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (статьи ) Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (статьи ) Глава 15. Заключительные положения (статьи ) Глава 15. Заключительные положения (статьи )

8 федеральный государственный контроль качества образования федеральный государственный контроль качества образования федеральный государственный надзор в сфере образования федеральный государственный надзор в сфере образования

9 проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами

10 В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ Вводится понятие «обучающийся». Вводится понятие «обучающийся». Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

11 В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого- педагогической и медико-социальной помощи. Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого- педагогической и медико-социальной помощи.

12 В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ Закреплены вопросы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Закреплены вопросы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей: В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

13 4. Статус педагогических работников Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников

14 В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ — — Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; — Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; — Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности) — Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; — Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет; — Досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Статья 10 Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *