Степ анализ на примере предприятия

Анализ внешней среды STEP-анализ ООО «Аркадаш»

В таблице приведен STЕР — анализ факторов, имеющих существенное значение для стратегии организации ООО «Аркадаш».

STЕР — анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Анализ политико-правовых факторов позволяет определить границы действий предприятия, ранги функционирования предприятия и позицию органов местной власти по развитию бизнеса.

Для определения характера воздействий факторов на деятельность ООО «Аркадаш» необходимо проведение STEP — анализа.

STEP — анализ представлен в таблице 1.

Пояснение к STEP — анализу (таблица 1):

К социальным факторам относятся следующие — изменения возрастной структуры населения влияют на сегментирование рынка, принятия решений в области товарной, ценовой и сбытовой политике; большой поток иммигрантов ведет за собой увеличение населения; появление офисов (фирмы малого и среднего бизнеса) обуславливает увеличение мелкооптовых и розничных продаж; в настоящее время идет быстрое развитие тенденций во всех сферах деятельности: предпочтение потребителя не стабильно.

Таблица 1

STEP — анализ внешней среды ООО «Аркадаш»

Факторы

Возможности

Угрозы

Стратегия фирмы

Социальные:

  • 1. Высокий уровень безработицы;
  • 2. Медленный рост уровня социальной защищенности, миграция населения;
  • 3. Неблагоприятная демографическая ситуация (падение рождаемости и рост смертности)
  • 1. Создание новых рабочих мест, расширение структуры;
  • 2. Расширение рынка автозапчастей;
  • 3. Модификация товарной политики.
  • 1. Ускорение миграционных процессов;
  • 2. Увеличение уровня безработицы;
  • 3. Угроза снижения качества товаров и услуг.
  • 1. Привлечение новых поставщиков и посредников;
  • 2. Расширение деятельности предприятия;
  • 3. Постоянный анализ предпочтений потребителей

Экономические:

  • 1. Медленный рост уровня доходов населения;
  • 2. Неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленностью и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на нефть;
  • 3. Довольно большие вложения инвестиционных средств.
  • 1. Удешевление рабочей силы, высвобождение квалифицированных работников;
  • 2. Возможности увеличения объема продаж;
  • 3. Возможность развития современного качества предоставления услуг.
  • 1. Увеличение закупочных цен;
  • 2. Риск при оценке платежеспособности покупателей;
  • 3. Снижение цен конкурентами на продукцию.
  • 1. Повышение производительности труда;
  • 2. Повышение уровня обслуживания;
  • 3. Предоставление скидок постоянным клиентам

Политические:

  • 1. Стабилизация политической власти;
  • 2. Экологические проблемы;
  • 3. Открытая внешняя политика.
  • 1. Снижение налоговой ставки;
  • 2. Удешевление услуг;
  • 3. Повышение конкурентоспособности фирмы.
  • 1. Расширение географии продаж фирм-конкурентов.
  • 2. Увеличение налоговых отчислений в государственные фонды
  • 3. Поддержка правительством конкурентов.
  • 1. Расширение торговых площадей;
  • 2. Снижение цен;
  • 3. Использование собственных финансовых средств компании на модификацию торговли.

Технологические:

  • 1. Стремление к мировым стандартам;
  • 2. Недостаточность инвестиционных ресурсов для разработки, внедрения и широкого использования собственных технологических разработок;
  • 3. Устаревшие технологии производства.
  • 1. Совершенствование компьютерных продуктов, на базе которых работает организация, которые могут выразиться в удешевлении услуг, скорости их оказания;
  • 2. Оптимальное использование современных порталов для обучения и тестирования персонала;
  • 3. Модификации торговой и маркетинговой деятельности.
  • 1. Существует угроза опережения конкурентами, что может повлечь потерю доли рынка;
  • 2. Потеря конкурентных преимуществ;
  • 3. Неритмичность поставок посредников.
  • 1. Соответствие лучшим мировым аналогам операционных систем и процессов;
  • 2. Обеспечение инвестиций в человеческий капитал;
  • 3. Создание модифицированных баз по учету товарных запасов на складах

Анализ экономических факторов дает возможность определения способов и возможностей обеспечения ресурсами. К экономическим факторам относятся следующие — медленный рост покупательной способности населения; неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленностью и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на нефть; довольно большие вложения инвестиционных средств.

Социологические факторы дают возможность создавать благоприятные условия работы коллектива, определяют склонность потребителей. Например, медленный рост уровня социальной защищенности, миграция населения; неблагоприятная демографическая ситуация (падение рождаемости и рост смертности); Высокий уровень безработицы и др.

Технологические факторы дают возможность определить направление инвестирования и сроки внедрения новшеств. Стремление к мировым стандартам; недостаточность инвестиционных ресурсов для разработки, внедрения и широкого использования собственных технологических разработок; устаревшие технологии производства и др.

К политическим факторам относятся — упрощение налогообложений для развития малого и среднего бизнеса; стабилизация политической власти;

экологические проблемы; открытая внешняя политика обуславливает увеличение розничных и мелкооптовых продаж и др.

Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонентов должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

STEP — анализ ООО «Аркадаш» показал, что у фирмы существуют следующие возможности, складывающиеся под влиянием социальных факторов, такие как мест, расширение структуры; расширение рынка автозапчастей; модификация товарной политики.

Возможности, связанные с влиянием экономических факторов — удешевление рабочей силы, высвобождение квалифицированных работников; возможности увеличения объема продаж; возможность развития современного качества предоставления услуг.

Возможности, связанные с влиянием политических факторов — снижение налоговой ставки; удешевление услуг; повышение конкурентоспособности фирмы.

Возможности, связанные с влиянием технологических факторов — совершенствование компьютерных продуктов, на базе которых работает организация, которые могут выразиться в удешевлении услуг, скорости их оказания; оптимальное использование современных порталов для обучения и тестирования персонала; модификации торговой и маркетинговой деятельности и др.

Угрозы — ускорение миграционных процессов; увеличение уровня безработицы; угроза снижения качества товаров и услуг; увеличение закупочных цен; риск при оценке платежеспособности покупателей; снижение цен конкурентами на продукцию; расширение географии продаж фирм-конкурентов; увеличение налоговых отчислений в государственные фонды; поддержка правительством конкурентов; потеря конкурентных преимуществ; неритмичность поставок посредников.

Исходя из проведенного STEP — анализа ООО «Аркадаш», автор определил следующую стратегию фирмы ООО «Аркадаш», связанную такими действиями, как:

  • — привлечение новых поставщиков и посредников;
  • — расширение деятельности предприятия;
  • — анализ предпочтения потребителей; повышение производительности труда и др.

Таким образом, проведенный стратегический STЕР — анализ выявил оценки, характеризующие реальное состояние социальной, правовой, экономической, политической и технологической сфер.

Основными стратегическими целями ООО «Аркадаш» является повышение производительности труда за счет модификации торговли на основании использования собственных финансовых средств компании ООО «Аркадаш».

Важные моменты составления PEST анализа

Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, необходимо учитывать не только их фактическое состояние, но и прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Именно поэтому так важно, чтобы в проведении PEST анализа принимали участие эксперты отрасли или персонал компании, который уже давно взаимодействует с рынком.

Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:

  1. Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
  2. Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора
  3. Анализ значимости и степени влияния каждого фактора
  4. Составление сводной таблицы PEST анализа

Информация и понимание ситуации — самый важный этап любого анализа. Для получение реалистичной картины об изменении рыночных факторов опросите людей, которые с разных точек зрения смотрят на рынок: независимые эксперты рынка, менеджеры по продажам, продавцы (напрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители разных отделов, топ-менеджмент компании, маркетологи смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в интернет и печатных изданиях. Посмотрите, какого развития достигла ваша отрасль в более развитых странах, с какими проблемами столкнулась на рынках схожих стран.

Шаг первый: определяем факторы для анализа

Первым шагом составьте перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.


Рис. 1 Пример таблицы для группировки PEST факторов

Мы составили максимально подробный список PEST факторов, которые обычно рассматриваются компаниями:

(P) POLITICAL — политические факторы внешней среды

Факторы влияния политической среды на рынок

Устойчивость политической власти и существующего правительства

Бюрократизация и уровень коррупции

Налоговая политика (тарифы и льготы)

Свобода информации и независимость СМИ

Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли

Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика

Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли

Степень защиты интеллектуальной собственности и закон об авторском праве

Антимонопольное и трудовое законодательство

Законодательство по охране окружающей среды

Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли

Вероятность развития военных действий в стране

(E) ECONOMICAL — экономические факторы внешней среды

Факторы влияния экономической среды на рынок

Темпы роста экономики

Уровень инфляции и процентные ставки

Курсы основных валют

Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда

Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды

Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны

Уровень располагаемых доходов населения

Степень глобализации и открытости экономики

Уровень развития банковской сферы

(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные факторы внешней среды

Факторы влияния социально-культурной среды на рынок

Уровень здравоохранения и образования

Отношение к импортным товарам и услугам

Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

Культура формирования накоплений и кредитования в обществе

Образ жизни и привычки потребления

Развитие религии и прочих верований

Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам

Темпы роста населения

Уровень миграции и иммиграционные настроения

Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни

Социальная стратификация в обществе, меньшинства

Размер и структура семьи

(T) TECHNOLOGICAL — технологические факторы внешней среды

Факторы влияния технологической среды на рынок

Уровень инноваций и технологического развития отрасли

Расходы на исследования и разработки

Законодательство в области технологического оснащения отрасли

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств

Доступ к новейшим технологиям

Степень использования, внедрения и передачи технологий

Шаг пятый: составление сводной таблицы PEST анализа

Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице:


Рис.5 Сводная таблица PEST анализа

Таблица PEST анализа — промежуточный вариант. Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании.


Рис.6 Финальная форма для анализа

Например, снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых продуктов в отрасли, отказу от части продуктов, росту спроса на более дешевые товары. Для компании это может означать, например, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения. также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент.

Наглядный пример PEST анализа

Данный пример упрощенного PEST анализа предприятия поможет закрепить прочитанный материал и понять, как сделать анализ на практике.

Политические факторы Экономические факторы
Принят новый закон, регламентирующий рекламную деятельность, ужесточяющий требования к рекламным текстам и запрещающий использовать в рекламе докторов.
В этом году увеличатся ограничения на ввоз ____ сырья и войдут в силу более высокие таможенный пошлины на ввоз.
Рост напряжения в отношениях между нашей страной и страной главного экспортера.
В следующем году прогноз по росту ВВП страны 3%.
Доступность кредитов будет расти.
Инфляция прогнозируется на уровне 7%, снижение безработицы до 10%,
Уровень располагаемых доходов населения снизится.
Курсы основных валют будут продолжать расти.
Социально-культурные факторы Технологические факторы
В обществе растет положительное отношение к натуральным продуктам.
Люди более склонны покупать импортные товары.
Увеличивается количество покупок через интернет и использование мобильного интернета в возрастной категории до 35 лет.
Снижается страх перед кредитованием.
Люди предпочитают тратить свой доход и не настроены на формирование долгосрочных накоплений.
Растет средняя продолжительность жизни и возрастная группа 35+ увеличивается.
Технологического порыва в отрасли не наблюдается.
Игроки не спешат ввозить технологии, использующиеся на более развитых рынках.
Ны рынке больше ценится дизайн, чем технологические свойства продукта.
Исследования и новые разработки ведутся только в области улучшения сенсорики.
В ароматизаторах разрабатывается технология, позволяющая снизить стоимость сырья на 15%.
Готовые решения

Вы можете скачать шаблон для проведения PEST анализа предприятия в разделе «Готовые шаблоны по маркетингу».

PEST-анализ

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Проблемы при оценке макросреды

При оценке макросреды важно избежать таких проблем, как сильное сокращение количества данных, используемых для принятия решения, трудность выделения в наибольшей степени влияющие факторы при охвате большого объема данных, неправильная интерпретация результатов анализа, неточность в результатах анализа. Также требуется проводить анализ макросреды на постоянной основе, учитывать взаимовлияние факторов внешней среды, проводить оценку с точки зрения нескольких экспертов, чтобы избежать субъективности мнения. Также к проблемам, возникающим при проведении анализа, можно отнести краткосрочную ориентацию организаций, то есть, проведение исследований только при наличии свободных средств, что не даёт существенного эффекта при стратегическом планировании; неодобрение и непонимание анализа; сложность анализа для диверсифицированных организаций.

Особенности анализа

  • Интерпретация. Принимающие решения специалисты организации часто сталкиваются с большими трудностями в определении сущности макросреды, а также границ её поля деятельности. Факторами, отображающими проблемы интерпретации, служат структурирование значимых исследований, проявление финансового воздействия, синтезирование кратко- и долгосрочных результатов, недостаток вовлечения в анализ руководства высшего звена, сложности при осуществлении потенциальных возможностей в планах действия и время, и ресурсы, требуемые для проведения точного анализа.
  • Краткосрочная ориентация организаций: многие компании сокращают финансирование анализа макросреды в экономически трудные периоды, так как он становится в трудные времена слишком дорогим для них. Наоборот, в такой период деятельности организации анализ более всего необходим, так как он может помочь решить данные проблемы. Поэтому преимущества могут достичь те организации, которые могут проводить и поддерживать проведение анализа внешней среды и в хорошие, и в плохие времена.
  • Отсутствие одобрения и непонимания. Отсутствие одобрения проведения анализа внешней среды возникает в силу отсутствия понимания высшим руководством его ценности; сложности стимулировать линейных менеджеров к участию в анализе и использованию его результатов; сопротивления к изменению методов прогнозирования.
  • Диверсифицированные организации: организации, осуществляющие свою деятельность в разрезе нескольких государств или компаний, создают огромную сложность для аналитиков внешней среды. Для анализа макросреды данных организаций экспертам необходимо обобщать значения для динамики многочисленных макросред различных государств и организаций.

Методики SWOT- и STEP-анализа

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Характеристика SWOT-анализа как метода стратегического анализа

2. Методика анализа макросреды (STEP-анализ)

Заключение

Список литературы

Введение

стратегический менеджмент управление анализ

Существование человечества неразрывно связано с разработкой, принятием и реализацией управленческих решений. Они побуждают людей не только к созданию величайших духовных и материальных ценностей, но и к проявлениям варварства.

От того, кто и как организует свою и чужую деятельность в системе управленческих решений, зависят содержание и качество жизни, соблюдение писаных и неписаных законов, будущее всех и каждого. Роль управленческих решений возросла в условиях научно-технического прогресса, значительно расширяющего возможности человека, с одной стороны, в достижении своих целей, а с другой — в научном обосновании принимаемого решения, его оптимизации и практической эффективности.

Исходя из тезиса о среде как источнике ресурсов, следует необходимость анализа факторов среды как объективного окружения фирмы с целью выяснения и предсказания возможностей и угроз с ее стороны. Этот анализ должен проводиться сквозь призму возможностей самого предприятия как носителя внутренней среды, чтобы в итоге этого анализа получить проверенные и средой, и бизнесом планы развития, стратегии.

Инструментом такого анализа является методика SWOT-анализа — инструмент комплексного исследования внутренней и внешней среды организации, который предоставляет возможность выработки гибкой стратегии организации, направленной на достижение баланса во взаимодействии со средой и позволяющей стабильно добиваться эффективности своей деятельности. Указанные положения определяют актуальность темы курсовой работы.

Цель работы исследование внутренней и внешней среды компании на основе применения методики SWOT- и STEP-анализа.

1. Характеристика SWOT-анализа как метода стратегического анализа

Управление фирмой в рыночных условиях невозможно без использования методов стратегического менеджмента. Разработка проектов развития фирмы выливается в формирование стратегических программ действий. Формирование стратегий связано с использованием специфического методического инструментария. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

Следует учесть, что мировая практика управления предлагает многочисленные методы выбора и разработки стратегий. Данное пособие использует только один из многих — SWOT-метод.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

— Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

— Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

— Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

— Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

— Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

— Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 — Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ вашего предприятия

(Strengths)

Рыночные ВОЗМОЖНОСТИ

(Opportunities)

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ вашего предприятия

(Weaknesses)

Рыночные УГРОЗЫ

(Threats)

Рис.2 — Матрица SWOT-анализа

Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

— определены основные направления развития предприятия

— сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса

2. Методика анализа макросреды (STEP-анализ)

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения или макросреды (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения — микроокружения или микросреды (среда прямого воздействия).

Факторы макросреды являются внешними факторами, или т. н. неконтролируемыми переменными. Основными факторами макросреды являются социокультурные (социальные), технологические и природные (технологические), экономические и конкурентные (экономические), а также политико-правовые (политические) факторы (таблица 1).

Таблица 1

Примеры факторов макросреды по группам факторов

Социальные факторы

Технологические факторы

— демографические изменения;

— система ценностей общества;

— вкусы и предпочтения общества;

— уровень образования;

— образ жизни и культурное развитие.

— альтернативные способы предоставления услуг и производства товаров;

— государственные приоритеты развития науки и техники;

— новые открытия;

— изменения коммуникационных технологий.

Экономические факторы

Политические факторы

— динамика ВВП, ВНП и чистого дохода населения;

— процентные ставки и уровень инфляции;

— соотношение расходов и доходов местных и федерального бюджетов;

— уровень безработицы и ставок налогов;

— цены на энергоносители.

— влияние правительства на экономику;

— трудовое, налоговое, экологическое законодательство;

— лоббирование политическими группами;

— правовая культура страны;

— уровень государственного регулирования и политика правительства в отношениях собственности.

Для результативного изучения этих компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система проводит сбор и анализ материалов, специальные наблюдения и исследования. Собранные данные подвергаются анализу для выявления тенденций их изменения и влияния на фирму.

Часто для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:

— STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применим для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.

— PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применим для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.

Существует две методики STEP-анализа: с использованием четырехпольной матрицы и табличного формата. Вторая более удобна ввиду возможности количественной оценки факторов и их числового ранжирования.

Рассмотрим пошаговую методику STEP-анализа с использованием табличного формата.

1-й этап: определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения или безнес-единицы.

2-й и 3-й шаги: отбор экспертов, которые будут проводить анализ и выбор формата занесения результатов и итоговой формы анализа.

4-й шаг: заполнение формата STEP-анализа. Существует 2 формата таблица STEP-анализа.

Таблица 2

Табличная форма для проведения STEP-анализа. Вариант формата таблицы 1

Фактор среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направление влияния

Степень фактора

1. Социальные факторы

2. Технологические факторы

3. Экономические факторы

4. Политические факторы

Вариант 1.

Колонка 1: записываются по группам значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму.

Затем каждому фактору экспертным путем присваивается количественная оценка: колонка 2 — важность для отрасли (от 1 до 3); колонка 3 — важной для организации (от 0 до 3) и колонка 4 — направление влияния (+1 при положительном влиянии, -1 — при отрицательном). Итоговая оценка влияния фактора рассчитывается путем умножения значений колонок 2—4.

Табличная форма для проведения STEP-анализа. Вариант формата таблицы 2

Группы факторов

Описание событий/ факторов

Опасность/ возможность

Оценка вероятности события или появления фактора

Оценка важности фактора или события

Общее влияние на компанию

Социальные

3…

Технологические

3…

Экономические

3…

Политические

3…

Вариант 2.

Колонка 1: выбирается группа, к которой относится фактор;

Колонка 2: записываются значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму;

Колонка 3: анализируется влияние каждого фактора; выявляется, создает ли он опасность или возможность для предприятия. Если фактор может создавать и возможность и опасность одновременно, то рассматриваются оба варианта. В колонке проставляется либо «+» (возможность), либо «-» (опасность);

Колонка 4: оценивается каждый фактор или событие с точки зрения вероятности его проявления или наступления (либо количественна шкала: от 0 до 100 %; либо качественная: низкая — средняя — высокая);

Колонка 5: оценивается важность факторов по мере ее возрастания — по шкале от 1 до 10;

Колонка 6: рассчитывается влияние каждого фактора как полная вероятность события (перемножаются колонки 4 и 5), взятая со знаком из колонки 3;

5-й шаг: подготавливаются единые формы оценок влияния факторов макросреды, составленные каждым экспертом; на этой основе сотрудниками предприятия разрабатывается программа действий по каждой группе факторов и отдельным событиям;

6-й шаг: использование результатов анализа в процессе стратегического и тактического планирования;

7-й шаг: проведение оценки запланированных действий по окончании планового периода; выявление эффективности применения этих действий.

STEP-анализ позволяет выявить тенденции развития факторов макросреды и определить уровень возможных изменений, а также динамику их влияния на предприятие. В итоге получается модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды, что, в конечном счете, позволяет повысить качество принятия управленческих решений предприятия.

Заключение

Под SWOT — анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз, а так же возможностей и угроз внешней среды, установление связей между ними и использование их для формирования стратегий фирмы. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).

STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S — social), технологических (Т — technological), экономических (Е — economic), политических (Р — political).

Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

— Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем.

— У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.

— Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.

— Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

— Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

Список литературы

1. Альтшулер, И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Г. Альтшулер. — М.: Вершина, 2006. — 232 с.;

2. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. — М.: Экономистъ, 2007. — 416 с.;

3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. — М.: Питер, 2008. — 813 с.;

4. Мескон, М. Основы менеджмента. / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2008. — 672 с.;

5. Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А. А. Томсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. — М.: Вильямс, 2007. — 928 с.;

6. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Дело, 2008. — 447 с.;

Размещено на Allbest.ru

STEP- анализ и SWOT-анализ

При проведении анализа внутренней и внешней среды регионального развития возможно использование зарекомендовавших на микроуровне методик STEP-анализа и SWOT-анализа.

SWOT-анализ—метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды регионаи разделении их на четыре категории:

Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).

STEP-анализ (иногда обозначают как PEST) — это аналитический инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на развитие региона.

Современные технологии планирования в России. Современное стратегическое планирование

Потребовалось почти четверть века после распада СССР и упразднения Госплана на то, чтобы понять, что в стране должна быть создана единая система стратегического планирования.

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В России, наконец, появились единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сегодня в рамках нового федерального закона

Безусловно, выполнение требований потребует серьезного изменения методов работы экономического блока Правительства субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Что нового ждет, с какими проблемами может столкнуться органы власти субъектов и органы местного самоуправления, и что нужно будет менять в системе стратегического планирования в регионах?

Что нового в законе?

Во-первых, им вводится единая система стратегического планирования в стране, в которой все документы стратегического планирования на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.

Во-вторых, введен временной горизонт стратегического планирования – от 6 до 12 лет. Учитывая, что срок полномочий Президента РФ, депутатов Госдумы РФ, губернаторов, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, а также руководителей муниципальных образований ограничен пятью годами, 6-ти и 12-летний горизонты планирования позволяют обеспечить преемственность целей и задач социально-экономического развития территорий при смене их руководителей.

В-третьих, из перечня документов стратегического планирования (как на федеральном, так и на региональном уровнях) исключены федеральные целевые программы (они заменены госпрограммами), отраслевые программы (они заменены отраслевыми и межотраслевыми стратегиями) и долгосрочные целевые программы.

На уровне региона остаются только государственные программы, разрабатываемые в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Нет там и такого документа, как концепция социально-экономического развития.

В-четвертых, введены (точнее, легитимизированы) «промежуточные» уровни стратегического планирования – межрегиональный и межмуниципальный уровни. Межрегиональный уровень – это уровень федеральных округов, или, как они названы в законе, макрорегионов. Причем стратегии развития макрорегионов становятся важными инструментами согласования стратегических целей, задач и приоритетов развития регионов со стратегическими документами федерального уровня.

Межмуниципальный уровень определен возможностью разработки межмуниципальных стратегий (как сказано в законе – стратегий развития части территории субъекта РФ).

В-пятых, в единую систему стратегического планированиявключены муниципальные образования. Появился набор стратегических документов, которые могут быть разработаны по решению органов местного самоуправления.

В-шестых, в законе впервые четко и подробно прописаны цель, задачи, принципы организации и порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Как теперь будет выглядеть система стратегического планирования в стране и ее регионах?

На федеральном уровне основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны является ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, а также указы Президента, раскрывающие суть послания. Раз в шесть лет разрабатываются Стратегия социально-экономического развития страны и Стратегия обеспечения национальной безопасности России.

Эти документы разрабатываются на основе стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатывается на 12 и более лет), долгосрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза научно-технологического развития страны (разрабатываются каждые 6 лет на период 12 и более лет), бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно).

На основе указанных выше стратегий разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования. К ним отнесены: межотраслевые стратегии и генеральных схемы (они обязательны для тех сфер, где действуют естественные монополии – топливно-энергетического и транспортного комплексов), отраслевые стратегии и стратегии отдельных сфер социально-экономического развития.

Систему стратегического планирования федерального уровня дополняют программные документы: Основные направления деятельности Правительства РФ (на шесть лет), государственные программы РФ (период их действия определяется Правительством РФ), государственная программа вооружения РФ и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти (на шесть лет).

Межрегиональный уровень (уровень федеральных округов)

Новым стратегическим документом в нашей стране (а главное, необходимым для выработки и реализации сбалансированной региональной политики) становится Стратегия пространственного развития России. На ее основе будут разрабатываться Схема территориального планирования РФ и стратегии социально-экономического развития макрорегионов. Подобные стратегии существовали и ранее (по сути, это стратегии социально-экономического развития федеральных округов), но они не носили легитимного и обязательного характера. Теперь все будет иначе. Стратегии макрорегионов призваны обеспечить взаимное согласование (в территориальном и временном отношении) реализации мероприятий, закладываемых в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и их генеральных схемы, с целями, задачами и приоритетами федеральных документов стратегического планирования.

Еще одним новшеством является то, что в стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут служить основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации, сформированных по территориальному принципу.

На уровне субъектов Российской Федерации система стратегического планирования включает схожую по структуре систему стратегических документов. В регионе должна быть разработана стратегия социально-экономического развития на срок до 12-ти лет. Стратегия является основой для разработки государственных программ субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. В обязательном порядке должен быть разработан план мероприятий по реализации стратегии.

В соответствии с законом, в регионе могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ (например, для нескольких муниципальных образований), для которой требуется выработка особых целей, задач и направлений развития. Например, если на территории нескольких муниципальных районов региона будет создана зона территориального развития с особыми условиями для ведения бизнеса, то под нее должна быть разработана такая стратегия.

Также как и на федеральном уровне, стратегические документы должны основываться на долгосрочном прогнозе социально-экономического развития региона, который разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет, долгосрочном бюджетном прогнозе субъекта РФ и прогнозе социально-экономического развития региона на среднесрочный период.

На муниципальном уровне система стратегического планирования представлена стратегией социально-экономического развития муниципального образования, муниципальными программами и планом мероприятий по реализации стратегии. Также в муниципальном образовании должны быть разработаны прогнозы социально-экономического развития на долго- и среднесрочный периоды и бюджетный прогноз.

В законе ни слова нет о концепциях социально-экономического развития муниципальных образований. Кроме того, в статье 39 закона указано, что стратегия и план мероприятий по ее реализации могут разрабатываться по решению органов местного самоуправления.

Что нового в полномочиях региональных органов власти и органов местного самоуправления?

При разработке нормативных правовых документов в области стратегического планирования региональные органы власти сами смогут устанавливать требования к содержанию документов, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению. Региональные органы власти отвечают за согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования в регионе. Также региональные органы власти смогут участвовать в формировании документов стратегического планирования федерального уровня по вопросам совместного ведения РФ и субъекта РФ.

В соответствии с законом высший исполнительный орган власти субъекта РФ (Глава Республики, Губернатор) несет полную ответственность за обеспечение единства государственной политики в области стратегического планирования в регионе, нормативно-правовое и методическое обеспечение планирования, за результативность реализации стратегии.

В соответствии с новым законом к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования отнесено определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования, разработка, рассмотрение, утверждение и реализация стратегии.

Что ожидает и с какими проблемами может столкнуться органы исполнительные региональной власти и органы местного самоуправления?

Во-первых, в соответствии с требованиями закона, необходимо будет до конца 2015 года разработать пакет нормативных правовых документов, определяющих порядок разработки, корректировки, реализации и мониторинга документов стратегического планирования в субъекте Федерации.

Во-вторых, надо будет создавать в субъектах реестр документов стратегического планирования и государственных программ, необходимых для их реализации.

В-третьих, до конца 2017 года должны быть разработаны долгосрочный прогноз социально-экономического развития региона , стратегия социально-экономического развития стратегия и план мероприятий по ее реализации, а также другие документы стратегического планирования (схема территориального планирования, госпрограммы и межмуниципальные стратегии (при необходимости) с учетом уже всех требований закона. Как видно, объем работы огромный. И стоимость разработки этих документов немалая. За год даже при наличии финансовых и человеческих ресурсов ее просто не осилить. Поэтому начата она должна быть уже сегодня.

В-четвертых, формирование новой системы стратегического планирования в Карелии потребует усиления работы Правительства и органов местного самоуправления с экспертным сообществом (хотя о необходимости последнего уже постоянно говориться на протяжении последних лет). Очевидно, что только усилиями Минэкономразвития РК эту систему не создать, а обращаться к внешним консультантам и разработчикам, как правило, дорого и неэффективно (поскольку ими предлагаются типовые решения).

Не надо забывать и о том, что консалтинговых структур, профессионально занимающихся территориальным стратегическим планирование, в России единицы. И цены у них на разработку подобных документов исчисляются миллионами и десятками миллионов рублей. А учитывая то, что в ближайшие год-два все российские регионы будут разрабатывать стратегические документы, то можно ожидать, что их стоимость существенно увеличится (тем более, что о создании каких-то консультационных структур и управлений по вопросам методического сопровождения стратегического планирования или расширении уже имеющихся при Минэкономразвития РФ и Минрегионе РФ речи не идет).

Надо упомянуть и еще одну проблему. Это недостаточный уровень компетентности органов местного самоуправления в части разработки, корректировки и мониторинга документов стратегического планирования.. Очевидно, что в каждом муниципальном образовании должны быть хотя бы 1–2 специалиста, способные решать эти задачи. В Правительствах и соответствующих Министерствах экономического развития РК есть Департаменты (управления) стратегического планирования, которые должно взять на себя функции по методическому обеспечению и консультационному сопровождению стратегического планирования в муниципальных образованиях.

PEST — анализ

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE-анализ: Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.

PEST-анализ сущность

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Учитывая то, что PEST-анализ касается внешних факторов, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия, внешнюю среду принято разделять следующим образом:

  • — Макросреду (правительство, экономика, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, природные факторы).
  • — Микросреду (поставщики, покупатели, акционеры, конкуренты, кредиторы, профсоюзы).

Традиционно PEST-анализ касается изучения исключительно макросреды, которая включает в себя достаточно большое количество факторов, поэтому из общего их числа принято рассматривать только четыре узловых направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность организации:

  • — политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании?
  • — состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса?
  • — социально-культурные особенности (S): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе?
  • — научно-техническая среда (Т): в какой степени бизнес зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля функции НИОКР в деятельности предприятия?

Рис. 1. Составляющие PEST-анализа

Содержание PEST-анализа

PEST-анализ можно проводить как на качественном, так и на количественном уровне. Общая схема проведения PEST-анализа представлена ниже.

  • 1. Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия.
  • 2. Оценивается значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса.
  • 3. Дается оценка степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию предприятия.
  • 4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной компании.

Суммарная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макроокружения.

При количественном варианте оценки следует учитывать, что:

  • — весовой коэффициент должен отражать степень вероятности наступления события;
  • — количественная оценка влияния фактора должна принимать как отрицательное, так и положительное значение;
  • — итоговая оценка дает информацию о том, в какой степени компания зависит от макросреды, однако помимо получения суммарной оценки необходимо проанализировать вклад каждого фактора в получении результирующего значения, а также оценить взаимодействие факторов.

Политические факторы PEST-анализа

Изучение политических факторов в рамках PEST-анализа мотивировано тем, что власть регулирует механизм обращения денег и другие вопросы, связанные с получением прибыли и необходимых ресурсов.

Цель и объекты PEST-анализа:

  • * Понять механизм распределения государством основных экономических ресурсов.
  • * Анализ правительственной стабильности.
  • * Изучение налоговой политики и законодательства в сфере антимонопольного права, внешнеэкономического законодательства, законов по охране природной среды, регулирования занятости населения.
  • * Понимание государственного влияния на отрасль, его позиции по отношению к иностранному капиталу.
  • * Иметь представление о намерениях органов государственной власти относительно развития общества и о средствах, с помощью которых предполагается внедрять свою политику.

Примеры политических факторов

  • * Выборы всех уровней
  • * Изменение законодательства
  • * Вступление государства в различные надгосударственные структуры
  • * Государственное регулирование в отрасли
  • * Государственное регулирование конкуренции

Экономические факторы PEST-анализа

Экономические аспекты являются важным условием деловой активности для большинства предприятий. Эти макроэкономические показатели влияют на уровень жизни населения и его платежеспособность. С помощью этой информации можно спрогнозировать спрос, уровень цен, прибыльность. Поэтому анализ экономических факторов позволяет понять, как формируются и распределяются экономические ресурсы на уровне государства.

Цель и объекты:

  • * Тенденции изменения валового национального продукта.
  • * Инвестиционная политика.
  • * Уровень безработицы и инфляции.
  • * Процентная ставка и курс иностранной валюты.
  • * Уровень цен и заработной платы, в частности, измерение фактического личного дохода и общее количество денег в обращении.
  • * Цены на энергоресурсы.
  • * Определение общего уровня экономического развития и рыночных отношений. Изучение конкуренции на рынке.
  • * Дефицит бюджета, нормы налогообложения.

Примеры экономических факторов

  • * Динамика ВВП
  • * Инфляция
  • * Динамика курса рубля
  • * Динамика ставки рефинансирования центробанка.
  • * Динамика занятости
  • * Платёжеспособный спрос
  • * Рынок и торговые циклы
  • * Затраты Вашего предприятия
  • * Затраты на энергетику предприятия
  • * Затраты на сырье предприятия
  • * Затраты на коммуникации
  • * Повышение цен поставщиков
  • * Снижение покупательной способности потребителей

Социальные факторы PEST-анализа

Цель и объекты:

  • — Изучить формирование потребительских предпочтений, их изменение и возможного спроса, активность потребителей.
  • — Демографическая структура населения, качество жизни людей и отношение к нему.
  • — Стиль жизни, обычаи и привычки, отношение людей к труду, социальная мобильность населения.

Примеры социальных факторов

  • * Изменения в базовых ценностях
  • * Изменения в стиле и уровне жизни
  • * Отношение к труду и отдыху
  • * Демографические изменения
  • * Религиозные факторы
  • * Влияние СМИ

Технологические факторы PEST-анализа

Важно следить за динамикой технологических изменений, так как существует угроза потери рынка, если немного отстать от существующих тенденций. Анализ технологической составляющей макросреды позволяет своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, а также вовремя отказаться от устаревших используемых технологий.

Цель и объекты:

  • * Защита интеллектуальной собственности;
  • * Ознакомление с государственной политикой в области НТП;
  • * Влияние разработок в других областях на продукцию и деятельность фирмы.
  • * Изучение новых технологий, научных открытий, новых продуктов, новых патентов, которые появляются на рынке.
  • * Усовершенствования необходимого технического оборудования и процессов производства, автоматизация и способы обработки информации.

Примеры технологических факторов

  • * Тенденции НИОКР
  • * Новые патенты
  • * Новые продукты
  • * Развитие технологий

PEST-анализ внешней среды

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Внешнюю среду подразделяют на:

  • — микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
  • — макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Факторам внешней окружающей среды в системе управления в управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:

  • * значение внешней среды для управления;
  • * определение внешней среды;
  • * взаимосвязь факторов внешней среды;
  • * сложность внешней среды;
  • * подвижность внешней среды;
  • * неопределенность внешней среды;
  • * среда прямого воздействия;
  • * среда косвенного воздействия;
  • * международное окружение.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Оценка внешней среды организации — обязательное условие разработки стратегии. Часто внешние условия изменяются так неожиданно, что нарушаются все предварительные планы. Окружение может быть таким нестабильным, что становится бессмысленной сама разработка долгосрочных планов и стратегий.

Для PEST-анализа и прогноза развития макросреды используют различные методы:

  • — прогнозирование тенденций;
  • — сценарный анализ;
  • — имитационное моделирование;
  • — факторный анализ;
  • — экспертные методы.

Применение этих методов оправдано, если есть надежная информационная база.

Основой PEST-анализа является сбор информации о событиях происходящих в макросреде.

PEST-анализ пример

Далее представлен анализ внешней среды предприятия Х посредством PEST-анализа.

Политика

Экономика

1. Нет определенной государственной политики для нашей продукции. Отсутствие поддержки со стороны государства

1. Высокая суммарная налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления

2. Отсутствие единых государственных организаций, занимающихся выдачей различного рода лицензий, разрешений и пр.

2. Рост темпов инфляции. Рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы

3. Подверженность решений руководителей предприятия мнению более высокого руководства

3. Отсутствие ясных перспектив в развитии экономики России. Опасность экономической нестабильности

4. Государственный (коррупция) и криминальный рэкет

4. Отсутствие документированной и утвержденной стратегии развития России

Социум

Технология

1. Влияние фактора мобильности производства продукции

1. Акцент на компьютеризацию процесса производства

2. Влияние предпочтений потребителя в соответствии со стандартами качества

2. Внедрение высокотехнологичного оборудования

3. Требование гарантийных обязательств на произведенную продукцию

3. Использование передового опыта в области производства печей

В чем суть PEST-анализа факторов макросреды

Суть PEST-анализа в вопросе изучения экономики заключается в необходимости выявить, как на государственном уровне распределяются ресурсы. Получение этих сведений важно для работы любой организации. Что касается социальных аспектов, они также важны для PEST-анализа. Технологические факторы – это тенденции, появляющиеся в процессе технологического развития. Часто именно они выступают в роли причин, по которым рынок меняется и несет потери. Вследствие этих аспектов иногда появляются и новые продукты.

Данные анализируются в соответствии со схемой «фактор – предприятие». Результаты PEST-анализа оформляют как матрицу, главные составляющие которой – факторы, присутствующие в микросреде. Далее по значимости выделяют силу воздействия этих факторов с присвоением баллов, рангов и иных единиц измерения. Выводы и результаты позволяют провести адекватную оценку внешней экономической ситуации, которая складывается в производственной и коммерческой среде.

Поскольку PEST-анализ затрагивает внешние факторы, влияющие на работу организации, деление внешней среды производится по определенной схеме. В ней выделяется:

  • Макросреда (речь идет здесь о правительстве, экономике, социально-демографической среде, научно-техническом прогрессе и природных факторах).
  • Микросреда (речь идет о поставщиках, акционерах, покупателях, кредиторах, профсоюзах, конкурентах).

Как правило, PEST-анализ предприятия изучает только макросреду, включающую в себя различные факторы. В связи с этим из всего количества факторов внимание заостряют на 4 ключевых направлениях, более всего влияющих на работу предприятия.

Пример SWOT- и PEST-анализа

Например, предприятие А занимается производством и продажей товаров. Оно работает на высококонкурентном рынке, на котором отсутствует явный лидер (монополист). Емкость рынка составляет 100 тыс. тонн и имеет динамику роста — 5% в год. В ходе анализа мы установили:

Блок 1 — наши силы и слабости

Блок 2 — куда мы идем

Блок 3 — возможности и угрозы

Наши сильные стороны: товары предлагаем по доступным ценам, у нас большой ассортимент, используем современные формы и методы продаж, предприятие имеет хороший имидж на рынке.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

Наши слабости: отсталость информационных технологий внутреннего пользования, низкая зарплата персонала, слабая мотивация и бедный набор средств системы стимулирования, неуклонный рост издержек из-за малых объемов производства.

Угрозы: увеличение цен на теплоснабжение, электроэнергию, газ, сырье, материалы, комплектующие и транспортные услуги; приход на рынок крупного западного производителя; неблагоприятная налоговая политика государства.

Главные факторы PEST-анализа

P (Political)

Речь идет о факторах в политико-правовом окружении организации. Рассматривая политико-правовое окружение сферы, проводя PEST-анализ рынка или государства, нужно дать ответы на ряд вопросов, затрагивающих ключевые изменения в правовом регулировании и стабильной политической ситуации.

Следует определить, могут ли в ближайшем будущем произойти изменения в законодательной базе государства, рыночной среде, сфере, в которой работает предприятие, способно то или иное изменение повлиять на работу фирмы (касается это, прежде всего, вопросов, связанных с доходом).

Эти и другие факторы позволяют провести PEST-анализ. Пример: планируется ли введение закона, ограничивающего вероятность наценки на продукцию; меняется ли налогообложение в сфере, где работает компания, вводятся ли новые тарифы; вводится ли закон, согласно которому будет ограничена реклама или распространение продукции; будут ли ужесточены требования по сертификации продукта.

Далее следует определить, насколько государство вмешивается в бизнес-процессы организации, насколько значительна степень заинтересованности, может ли ситуация измениться в ближайшее время. Важно выяснить, насколько коррумпирована отрасль, и как этот фактор влияет на работу организации.

И, наконец, важно, в каких отношениях состоит страна с другими государствами и международными компаниями. Планируется ли изменение, упрощение или усложнение взаимоотношений?

E (Economical)

Ведется рассмотрение факторов экономической ситуации на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа, входящие в данную группу, следует выделить 6 основных параметров, по которым можно судить о текущем экономическом состоянии государства/рыночной среды, в которой работает организация.

Итак, рассматривать необходимо:

  • динамику развития экономической сферы (упадок, рост, стагнацию);
  • изменения в курсах валют, цены на капитал;
  • изменения в уровне безработицы;
  • изменения в уровне инфляции;
  • изменения в располагаемом доходе на душу населения;
  • ряд тенденций в банковской отрасли.

S (Socio — cultural)

Стоит заострить внимание и на факторах культурной и социальной обстановки на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа данной группы, следует сосредоточиться на 5 ключевых параметрах:

  • изменениях в демографическом состоянии: уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;
  • уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;
  • особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;
  • изменениях в социальных слоях населения;
  • изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах.

T (Technological)

Эти факторы PEST-анализа позволяют отследить изменения в технологическом прогрессе в той или иной области. Составляющие данной группы нуждаются в детальном анализе, поскольку в период, когда технологический процесс особенно важен, именно технологические изменения могут внести серьезные поправки в устоявшуюся ситуацию на рынке.

Анализируя технологические факторы, следует заострить внимание на 4 параметрах, а именно:

  • возможных изменениях в основных технологиях, которыми пользуются в рыночной среде (инновациях в оборудовании, материалах, определенной бизнес-модели, способах организовывать и вести бизнес);
  • влиянии интернета на развитие рыночной среды;
  • влиянии мобильных технологий на развитие рыночной среды;
  • инновациях в информационных технологиях, обеспечивающих эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

Пошаговая инструкция по проведению PEST-анализа

Шаг 1. Определите факторы для анализа.

Составьте перечень факторов, которые с большей вероятностью повлияют на продажи и прибыль бизнеса в ближайшие 3-5 лет. Ряд выявленных факторов следует разбить по 4 группам, отнеся их к политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным.

К примеру, (Р) РOLITICAL – политические факторы во внешней среде. Речь в данном случае идет о следующих составляющих:

  • устойчивости власти и действующего политического правления;
  • бюрократизации и коррупционном уровне;
  • налоговой политике (льготах и тарифах);
  • информационной свободе и независимости СМИ;
  • тенденциях к урегулированию или дерегулированию сферы;
  • торговой политике, количественных и качественных ограничениях на импорт;
  • стремлении к протекционизму сферы, наличии госкомпаний в данной отрасли;
  • уровне защищенности собственности интеллектуального характера и законе об авторстве;
  • антимонопольном и трудовом законодательстве;
  • законодательстве в области охраны окружающей среды;
  • будущем и текущем законодательстве, регулирующем правила в сфере деятельности;
  • вероятности возникновения нестабильной военной обстановки на территории страны.

(Е) ЕCONOMICAL. Речь идет об экономических составляющих PEST-анализа внешней среды предприятия, в частности:

  • о темпах роста в экономике;
  • уровне инфляции и процентных ставках;
  • курсах ключевой валюты;
  • уровне безработицы, размере и условиях оплаты трудовой деятельности;
  • уровне развития предпринимательской деятельности и сферы бизнеса;
  • кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике в государстве;
  • уровне располагаемой гражданами прибыли;
  • степени глобализации, открытости экономической среды;
  • уровне развития банковской отрасли.

(S) SOCIО-CULTURAL. Говоря о социально-культурных факторах во внешней среде, следует упомянуть:

  • об уровне развития образовательной и здравоохранительной сфер;
  • отношении к продукции и услугам импортного производства;
  • отношении к трудовой деятельности, карьерному росту, отдыху, процессу выхода на пенсию;
  • требованиях к качеству продуктов и сервиса;
  • культуре формирования сбережений и кредитованию в общественной среде;
  • образе жизни и привычках покупателей;
  • развитии религиозных и иных верований;
  • отношении к экологически чистой продукции натурального, природного происхождения;
  • темпах прироста населения;
  • уровне миграции и иммиграционных настроениях;
  • половозрастной структуре населения и продолжительности жизни;
  • меньшинствах, социальной стратификации в обществе;
  • размере и структуре семей.

(Т) ТECHNОLOGICAL:

  • степень развития инноваций и технологий в вашей сфере деятельности;
  • затраты на проведение исследований и разработок;
  • законодательное урегулирование вопросов по технологическому оснащению сферы;
  • уровень развития и проникновения сети интернет и мобильных гаджетов в отрасль;
  • степень доступа к инновационным технологиям;
  • уровень пользования, введения и передачи технологических процессов.

Шаг 2. Определите степень влияния факторов.

Следует оценить, как каждый фактор воздействует на бизнес-процесс. Силу воздействия можно оценить в соответствии со шкалой от 1 до 3:

Цифрой 1 обозначают малый уровень влияния фактора; работа организации почти не меняется при воздействии фактора;

2 – показатель, который говорит о том, что на уровень продаж и доход фирмы могут повлиять лишь значительные изменения в факторе;

3 – балл, свидетельствующий о том, что фактор способен оказать значительное воздействие на работу организации; при любых колебаниях продажи и прибыль фирмы могут изменяться.

Следует учитывать, что факторы, не сильно влияющие на работу фирмы, не должны быть в таблице. Оценивать, насколько сильно влияет фактор – значит, давать субъективную экспертную оценку.

Шаг 3. Проведите оценку вероятности изменения фактора.

Уровень вероятности колебаний оценивают в соответствии с пятибалльной шкалой. К примеру, 1 в данном случае – минимальная степень вероятности того, что фактор может претерпеть изменения, а 5 – соответственно, максимальный уровень вероятности.

Хорошо, если оценка будет проводиться не в индивидуальном порядке, а совместно со специалистами, обладающими определенным опытом работы в данной сфере и проведении экспертиз в любом направлении деятельности. После того, как все оценки выставлены в отдельной колонке, можно перейти к расчету среднего арифметического по ним.

Шаг 4. Оцените реальную значимость факторов.

Следующий шаг – расчет реальной значимости всех факторов в отдельном порядке. Если Вы располагаете информацией о реальной значимости, можно оценить, как организация должна контролировать факторы внешней среды. PEST-анализ в этом вопросе значительно упрощает работу. Расчет значимости ведется как возможность изменений в факторе, взвешенная на степень воздействия данного фактора и работу организации. От того, насколько высок уровень реальной значимости фактора, зависит, стоит ли уделять внимание и прикладывать усилия к тому, чтобы снижать негативное влияние фактора на бизнес-процесс. Если значимость высока, следует прикладывать достаточно усилий для изменения ситуации и уделять фактору повышенное внимание.

Шаг 5. Составьте сводную таблицу PEST-анализа.

Следует сделать завершающий шаг в анализе – привести все расчеты в матричный формат. Матрица PEST-анализа должна содержать в себе все факторы по убыванию важности.

Шаг 6. Подведите итоги.

РEST-анализ и таблица, составленные по ряду показателей, являются промежуточным вариантом. Для завершения анализа нужны выводы. Следует определить, как каждый из факторов воздействует на сферу деятельности, предприятие, а также провести планирование, выявив, какие из программ требуется проводить в целях снижения негативного влияния фактора и максимального использования его положительного влияния на работу фирмы. Это одна из задач, которую должен решить РEST-анализ.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *