Среднедушевой доход

Среднедушевые денежные доходы

Более подробно исследуем среднедушевые денежные доходы населения в месяц, в пользу этого показателя говорят возможности анализа приближенной оценки сравнительной покупательной способности доходов в различных регионах.

Довольно четкую картину межрегиональной дифференциации показывает распределение регионов по уровню среднедушевых денежных доходов.Среднедушевые денежные доходы (в месяц)исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения. Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы («скрытые» доходы, доходы от продажи иностранной валюты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения).

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) можно взять с сайта www.gks.ru — Государственный Комитет РФ по статистике, где они уже рассчитаны, а можно рассчитать по формуле:

,

где — среднедушевой доход (доход в среднем на одного человека);

D-денежные доходы населения за год;

12- количество месяцев в году;

S-численность населения за год;

Таким образом, можно рассчитать среднедушевой доход, например, для

города Москва:

где,

7930113252600 рублей — денежные доходы населения за год, в которых доходы от предпринимательской деятельности- 5,6% или 444086342145,6 рублей;

Оплата труда- 47,8% или 3727153228722 рубля; Социальные выплаты- 12,2% или 967473816817,2 рубля; Доходы от собственности 13.2% или 1046774949343,2 рубля; Другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) — 21,2% или 1681184009551,2 рубля (взято с сайта www.gks.ru).

12043900 человек- численность населения г. Москва за год (взято с сайта www.gks.ru).

Аналогично можно рассчитать среднедушевые денежные доходы(в месяц) в тех областях, которые взяты для сравнения т.е. в Магаданской области, в Тюменской области, в Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, а так же в целом по стране.


Среднедушевые денежные доходы — это важная обобщенная характеристика уровня жизни населения региона. В целом по стране среднедушевые доходы в 2013 году составили 25928,2 руб.( Таб. 1). На фоне всех регионов, даже нефтедобывающих, средний уровень денежных доходов в столице значительно выше, он превышает российский уровень почти в 2,1 раза, в 1,3раза уровень Магаданской области, в 1,5 раза уровень Тюменской области (Таб.1). В столице значительная доля населения имеет доход, сопоставимый с доходом среднего класса развитых стран. В то же время, например в Республике Калмыкия и Республике Ингушетия (Таб. 1) , среднедушевой денежный доход населения которых немногим выше прожиточного минимума. Наиболее очевидными примерами являются Москва, а также Санкт-Петербург.

В этих регионах уровень заработных плат гораздо выше среднего по стране, что вносит значительный вклад в общее межрегиональное неравенство. Большие среднедушевые денежные доходы в Москве и Санкт-Петербурге объясняется вполне понятными факторами.

В столице расположены центральные офисы почти всех крупнейших корпораций, здесь располагаются органы государственной власти страны, сконцентрированы центры большинства высоко маржинальных сегментов бизнеса. В конечном итоге, в столице сконцентрированы основные финансовые потоки страны, а Санкт-Петербург сейчас берет на себя некоторые функции столицы на себя. Все это приводит к тому, что большинство топ-менеджеров и наиболее высокооплачиваемых сотрудников в большинстве своем работают в этих городах.

Так же наиболее благополучными являются регионы, богатые топливно-энергетическими ресурсами, где получили развитие отрасли ТЭК. Например, Магаданская область- добыча полезных ископаемых, Тюменская область- добыча нефти и сопутствующая деятельность. Здесь работники получают компенсацию заработной платы за более высокий уровень цен и относительно неблагоприятные условия проживания (такие как низкая ожидаемая продолжительность жизни, слабая обеспеченность медицинским персоналом, более холодный климат, неблагополучная экологическая обстановка, и др.).

Традиционным аутсайдером является сельское хозяйство, малодоходные отрасли легкой и пищевой промышленности, домашнего хозяйства, где заработки стабильно не дотягивали и до половины средних по экономике и едва перешагнули эту границу в Республике Калмыкия и Республике Ингушетия. Безусловно, такая дифференциация зарплат связана с отраслевой спецификой регионов. При этом выяснилось, что характеристики регионов имеют
гораздо большее значение для объяснения межрегиональной дифференциации в оплате труда, чем различия между регионами в структуре занятости.

Наибольший вклад в региональную вариацию заработных плат так же вносит региональный уровень цен.

Таким образом, неравномерность экономического развития регионов и сокращение государственного перераспределения доходов спровоцировали углубление межрегиональной дифференциации уровня жизни населения. В результате население страны оказалась расколото по качеству жизни: в одних регионах все больше развиваются черты модернизированного образа жизни, с соответствующим потреблением высокотехнологичных материальных благ, в других сохраняется уровень, достигнутый в советский период. В результате произошла глубокая межрегиональная дифференциация качества жизни населения.

Решение проблемы повышения уровня жизни только через перераспределение финансовых ресурсов между регионами не может дать оптимального эффекта, поскольку не мобилизуются внутренние резервы развития регионов, закрепляются тенденции всегда ждать помощи из Центра, не искореняется привычное иждивенчество. К счастью, с 2000 года ситуация с неравенством доходов в разных регионах России значительно улучшилась. Коэффициент вариации среднедушевых доходов по регионам сократился. Данный коэффициент показывает, в какой мере колеблются доходы в регионах относительно среднероссийского уровня. В последние годы происходит выравнивание доходов по регионам страны. Смягчению неравенства способствовал опережающий рост оплаты труда в бюджетной сфере и в сельском хозяйстве — в отраслях, в которых концентрируются рабочие в менее развитых регионах. Ситуацию можно проследить на примере Москвы. На самом деле, тенденция роста доходов прямо противоположна. В 2000 году доходы москвичей были в 3,6 раза выше среднероссийских доходов. К 2011 году разрыв сократился в полтора раза: до 2,3 раз, в 2013году — до 2,1 раза.

Таким образом, заканчивая подраздел, можно резюмировать: Особенность российского рынка труда заключается в том, что региональный фактор (то есть регион проживания работников) вносит в общее неравенство по заработной плате максимальный вклад, превосходящий вклад любых иных факторов, таких как возраст, пол, образование, опыт работы, профессиональная и отраслевая принадлежность работников. Кроме этого, высокая дифференциация по заработной плате между российскими регионами носит устойчивый характер. С началом переходного периода она резко выросла и, хотя в последующие годы отмечалось ее постепенное сглаживание, этот процесс протекал достаточно медленно. Как общая величина межрегиональных различий в заработной плате, так и ранжирование регионов по уровню заработной платы в России достаточно стабильны. Для их устранения необходимы изменения в экономических отношениях и институтах, коррекция социальной политики государства. Нужна более гибкая и действенная политика в области доходов.

Представляется, что задача не может решаться вне общего контекста социально-экономической политики, направленной на развитие реального сектора, повышение эффективности производства и благосостояния общества. Многое зависит от коренного изменения ситуации в депрессивных отраслях и регионах, от институциональных перемен: социализации и демократизации акционерной собственности, развития кооперации, малого и среднего бизнеса, создания и функционирования механизмов социальной защиты населения от рисков экономики и кризисных явлений. Государство располагает значительным арсеналом средств прямого и косвенного воздействия на регулирование разрывов в доходах населения. Но, по моему мнению, к сожалению, использование этих средств бессистемно, хаотично и неэффективно.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующее заключение. Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. От оплаты труда во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.

Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда. Через организацию заработной платы достигается компромисс между интересами работника и работодателя, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.

Новый Трудовой кодекс РФ старается адаптировать российское законодательство к условиям и нормам Евросоюза и Международной Организации Труда. В целом наше трудовое законодательство соответствует международному. Однако в отношении размеров заработной платы, пенсий и пособий наше законодательство устанавливает крайне низкие пределы, что влечет серьезные социальные потрясения. Благоприятная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации за последние годы создает хорошие условия для повышения заработной платы и других доходов населения. Тем не менее, несмотря на принимаемые правительством меры, сколько-нибудь существенного изменения в данной области не происходит. Абсолютное большинство трудоспособного населения оценивают свои доходы как крайне низкие.

Грамотная политика государства в области оплаты труда может сыграть важнейшую роль в стабилизации всей экономики страны, поможет преодолеть проблему неравенства распределения доходов. Неравенство населения по доходам — это только одна из видимых граней «айсберга», который скрывает факторы и процесс формирования неравенства в более широком контексте. К ним относятся здоровье, образование, работа, социальная мобильность, безопасность и многие другие. Особое внимание привлекают проявления политической нестабильности и социальной напряженности в обществе, в основе которых лежит социально–экономическое неравенство населения.

Несмотря на сокращение различий в заработной плате, уровень ее дифференциации остается высоким, а ее критерии не отвечают требованиям современной экономики. Для исправления перекосов необходимы изменения в экономических отношениях и институтах, коррекция социальной политики государства. Нужна более гибкая и действенная политика в области доходов.

Введенные западными странами санкции и экономический кризис диктует России политику развития своего рынка. Предполагается, что в случае падения цен на сырьевые товары в стране будет произведена девальвация рубля: заработная плата резко понизится, что обеспечит экономию сырьевым корпорациям. Экономическое развитие России должно обеспечиться не снижением оплаты труда, а ставкой на новые технологии и рост уровня жизни.

Большую роль может играть рост (через государственные программы и удешевление кредитования) жилищного и дорожного строительства. При заградительных пошлинах стремительно может расти текстильное производство. Перед Россией стоит задача отвоевывания собственного рынка у иностранных товаров и его расширения. Такая политика должна опираться на сильное государственное регулирование в экономике, включая планирование роста заработной платы.

Список литературы

1. Маркс, К.Г Капитал. Критика политической экономии. Том 1 – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 900с.

2. Шарифуллина, Г.Р. Заработная плата как социально экономическая категория/ Г. Р. Шарифуллина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 481-482.

3. Закон «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886.

4. Ст.13 Закона «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886.

5. «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (КЗоТ РФ) (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) утратил силу с 1 февраля 2002 года (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ).Ст.2

6. Ст. 1. Кодекс законов о труде Российской Федерации1922г.

7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 7.

8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 129.

9. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 135.

10. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 131.

11. Федеральный закон 01.12.2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года. // «Собрание законодательства РФ», 2000, N 26, ст.2729.

12. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

13. Постановление Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. № 27, 8/196.

14. Масленникова Л.А. Система оплаты труда: как сделать выбор. // Российский налоговый курьер. 2006. №6.

15. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова.- М.: ЮНИТИ — ДАТА, Закон и право, 2002. – c. 463

16. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. –575c.

17. Государственный Комитет РФ по статистике www.gks.ru (дата обращения 05.04.2015).

18. Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б94. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 476 с.

19. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 132.

20. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 57.

21. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 138.

22. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 136.

23. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях » (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция от 06.04.2015) ст.5,27,ст.5,31.

24. Вишневская Н.Т. Политика минимальной заработной платы: цели, ограничения, последствия // Экон. журнал Высш. школы экономики. — 2005. — N 4. — С.479-504.

25. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 147.

26. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 133.

Глоссарий

Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Номинальная заработная плата — заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда за определенный период рабочего времени.
Различают начисленную (вся причитающаяся сумма) и выплаченную (за вычетом налогов) заработную плату.

Реальная заработная плата = (номинальная заработная плата) / (индекс потребительских цен)

Индивидуальный индекс заработной платы можно определить по формуле:

§ — заработная плата в текущем (отчетном) периоде

§ — заработная плата в базовом (предыдущем) периоде

Заработная плата может выплачиваться как за проработанное, так и неотработанное время.

Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады. Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.

Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Единая тарифная сетка РФ — система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы.

ЕТС содержит в себе 18 разрядов и, таким образом, делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих (министры, зам. министров).

Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т. е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности.

Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Законодательство

Для определения возможности семьи на получение статуса малоимущих важно знать, какой предусмотрен максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии, а также как рассчитать его на каждого члена семьи.

Порядок расчета предусматривает сложение всех доходов, получаемых семейством и деление их на общее количество человек.

При проведении финансовых расчетов нужно знать, какие доходы учитываются по законодательству. К ним относится следующее:

  • доход от основной деятельности в виде официальной заработной платы;
  • доходы от банковских вложений, депозитных счетов;
  • пенсионные начисления;
  • алиментные выплаты;
  • стипендии;
  • пособия;
  • поступления денежных средств от сдачи имущества в аренду;
  • компенсационные выплаты в связи с потерей здоровья и иным причинам;
  • прочие выплаты и субсидии, полученные членами семьи.

Таким образом, получается, что суммируются все средства, полученные семейством, независимо от официального их трудоустройства. Расчет должен быть осуществлен за 3 последних месяца.

Также важно знать, что по законодательству семьей признается определенная группа лиц, зарегистрированная на постоянное или временное местожительства, которые занимаются совместным хозяйством.

В связи с этим если с матерью одиночкой проживает ее родная мать, то доходы бабушки также будут учитываться.

В общую численность семейства также могут входить иные родственники, кроме непосредственно родителей и детей. К ним относятся:

  • бабушки и дедушки;
  • удочеренные дети;
  • приемные родители;
  • падчерицы и пасынки;
  • отчимы и мачехи;
  • некоторые другие родственники, проживающие совместно на одной площади.

Малообеспеченная семья в России считается та, в которой на каждого ее члена приходится денег меньше установленного прожиточного минимума.

Для расчета берется сумма, предусмотренная в регионе ее проживания. Она не может быть ниже установленной суммы на федеральном уровне, но может быть выше в связи с индивидуальными особенностями местоположения региона.

В текущем 2019 году прожиточный минимум установлен в размере 10701 рубль.

Пример

Для наиболее лучшего понимания, как осуществлять расчет финансового состояния для признания семьи малоимущей, лучше рассмотреть это на примере. Доходы семьи берутся на 3 месяца.

Соответственно, по каждому источнику дохода необходимо учитывать полученные суммы за каждый из последних 3 месяцев.

К примеру, в семье проживает 4 человека со следующими доходами:

  • мать ребенка, которому исполнилось 2 года, находится в отпуске по уходу за ребенком, не имеет дохода;
  • отец данного ребенка, получает заработную плату в размере 15000 рублей;
  • двухлетний малыш, на которого оформлено пособие в размере 50 рублей ежемесячно;
  • бабушка, получающая пенсию в размере 13000 рублей.

Помимо этого семья имеет гараж, который ежемесячно сдает в аренду. С него они получают 4000 рублей. Данная сумма также учитывается при подсчете семейного бюджета.

Итак, данная семья в месяц получает: 15000+50+13000+4000 = 32050 рублей на всех членов семьи. Если данная сумма была получена одинаково в последние 3 месяца, то она просто должна умножаться на 3 месяца.

Если доходы семьи были различны в эти месяцы, то они суммируются за каждый месяц в общую величину. Затем полученное число делится на 3 месяца.

С учетом того, что зарегистрировано по адресу их проживания 4 человека, то данная сумма делится на 4. Получается, что фактически на каждого члена семьи приходится по 8012,50 рублей в среднем за 3 месяца.

Данная сумма меньше установленного на текущий год прожиточного минимума на 2688,50 рублей. Эта разница рассчитана по федеральному уровню.

Если производить расчет для города Москвы, то на 2019 год в столице установлена минимальная сумма 16160 рублей.

И если такая семья проживает и официально зарегистрирована в Москве, то доход на каждого человека будет в 2 раза меньше установленного.

По такому принципу осуществляется определение того, кто относится к малоимущим семьям. Все доходы обязательно должны быть подтверждены документально.

В зависимости от определенного субъекта РФ семьи с одинаковым доходом на человека в одном регионе могут признаваться малоимущими, а в другом регионе с достаточным доходом для проживания.

Поэтому перед тем как обращаться за положенными льготами и выплатами, обязательно нужно узнать, какая семья считается малоимущей в субъекте ее проживания.

Получение статуса

Если семья выяснила, что их среднедушевой доход составляет ниже минимума проживания в их регионе, то они должны получить статус малоимущей. Для этого они должны доказать, что их доходов недостаточно для минимального уровня проживания.

Оформляют данный статус социальные органы. Поэтому подать обращение можно:

  • непосредственно в соцзащиту;
  • через МФЦ.

Существенных различий между данными структурами нет, за исключением того, что МФЦ является только посредником для передачи документов государственным органам.

Поэтому сроки оказания услуги могут затянуться на несколько дней дольше, чем при непосредственном обращении в соцзащиту.

Но получить услугу через МФЦ намного удобнее, так как этот государственный орган работает по принципу единого окна. То есть одни и те же сотрудники принимают множество заявлений в различные госструктуры.

Каждый Центр имеет много работающих специалистов, готовых принять обращения от граждан. Записаться на прием можно по телефону, либо оформив талон электронной очереди.

Это существенно экономит время граждан, а также самих государственных организаций. Так как они не тратят время на прием заявлений от граждан, а занимаются непосредственно проверкой документов, рассмотрением заявления и предоставлением услуги.

Документы

Для подачи обращения необходимо знать, какие документы нужны для признания семьи малоимущей. Полный перечень бумаг всегда можно уточнить на сайте местного муниципалитета, либо по телефонам соцзащиты или МФЦ.

Номера телефонов соцзащиты в каждом регионе различные, а вот МФЦ имеет общий телефон 8800 для справок. Позвонив по нему, можно получить необходимую информацию у специалистов, уточнив свой регион.

Для подачи заявки на оформление статуса малоимущей семьи необходимо составить заявление и приложить к нему установленные перечень документов.

К ним относятся:

  1. Все паспорта членов семьи, а при их отсутствии свидетельства, подтверждающие рождение. Помимо оригиналов обязательно нужно сделать ксерокопии всех страниц.
  2. Если был заключен брак, то необходимо представить документы, подтверждающие данную запись гражданского состояния. Также необходимы копии этих документов.
  3. Если в дальнейшем брак был расторгнут, необходимо также документальное подтверждение и этого факта с копией документа.
  4. Если супруг умер или считается пропавшим, то об этом должны быть предоставлены соответствующее свидетельство или судебное решение. Также обязательно сделать копию.
  5. Справки, подтверждающие доходы за последние 3 месяца. Подаются в оригинале.
  6. Документы, подтверждающие численный состав семьи. Это может быть выписка из домовой книги, если семья проживает в многоквартирном доме, либо заверенная копия домовой книги для жителей частных домов. Также может быть приложена справка из жилого кооператива, либо их миграционного отдела УМВД о регистрации граждан по одному адресу. Данные бумаги подаются в оригинале.
  7. Ксерокопия трудовой книжки, подтверждающая факт трудоустройства, либо справка из центра занятости, о том, что гражданин числится или не числится на учете в этом государственном органе. Справка подается в оригинале, а копия трудовой книжки должна быть заверена подписью и печатью работодателя с записью о том, что гражданин трудоустроен по настоящее время.
  8. Копии документов, подтверждающих право данной семьи проживать по указанному ими адресу. Это могут быть правоустанавливающие документы на недвижимость, либо договор аренды, либо иные обстоятельства, позволяющие проживание семьи на данной территории на законном основании.
  9. Выписка из ЕГРП, подтверждающая наличие налогооблагаемого имущества, где указана его стоимость и количество. Такой документ подается в оригинале. Получить его можно в Росреестре, МФЦ, или с помощью сайта Госуслуг.
  10. Если в семье есть инвалиды, то необходимо представить медицинское заключение специальной комиссии, в котором указана установленная группа инвалидности. Потребуется копия данного заключения.
  11. Реквизиты банковского счета, на который будут перечисляться денежные средства.
  12. В некоторых случаях могут потребовать ИНН и СНИЛС, хотя эти документы не являются обязательными в федеральном перечне.

Важно сделать копии всех оригиналов, при этом наличие самих документов при себе также обязательно. Сотрудник, принимающий заявление и весь перечень документов, обязан сверить данные и проверить их подлинность.

Также важно знать, какие документы могут потребоваться для подтверждения семейных доходов. В первую очередь все они должны отражать информацию за последние 3 месяца.

Получить потребуется следующий перечень бумаг:

  • если доходом является заработная плата, то справка должна быть выдана бухгалтерией за указанный срок по форме 2-НДФЛ;
  • если гражданин трудоустроен не официально, а работает по неоформленному трудовому договору, то ему должна выдаться справка от работодателя в свободной форме с указанием его доходов за указанный период;
  • если гражданин является получателем пенсионных выплат, то он должен оформить данную справку в ПФР;
  • если студент является получателем стипендии, то такую справку он должен оформить по месту учебы в бухгалтерии;
  • если гражданин получает определенные социальные выплаты и пособия, то справка выдается социальными органами, где были они оформлены;
  • если гражданин является индивидуальным предпринимателем, либо лицом, занятым частной практикой, то он должен предоставить заполненную форму декларации 3-НДФЛ;
  • если кто-либо является получателем алиментных выплат, то он может взять данную справку от туда, кто фактически производит такие отчисления (это может быть судебный пристав, работодатель плательщика);
  • если алиментные выплаты осуществляются на основании подписанного соглашения, то предъявляется его копия и оригинал (при этом такое соглашение должно быть нотариально заверено).

Установленный пакет документов вместе с заявлением можно подать лично, а также через представителя.

В этом случае потребуется оформить ему нотариально доверенность, предоставляющую право на представление интересов всей семьи в конкретных органах.

В качестве малоимущей семьи может быть рассмотрен и один человек, если он одинок и его доход составляет меньше прожиточного минимума аналогично.

Для подачи заявления он должен предоставить такой же пакет документов, за исключением тех, которые его не касаются.

Заявление

Одним из наиболее сложных этапов после сбора документов является составление заявления. Оно заполняется по обычным правилам делового письма.

Но их знают далеко не все граждане. Для составления заявления выдается готовый бланк, который облегчает порядок его заполнения.

Алгоритм написания будет следующий:

  1. Указывается наименование местного органа соцзащиты, куда направляется данное прошение.
  2. Далее прописываются персональные сведения о себе, включая ФИО, паспортные и регистрационные данные, также нужно указать фактический адрес проживания и телефон для связи.
  3. Наименование заявления обычно пропечатано в готовом бланке.
  4. После этого указывается суть заявления о том, что данная семья в определенном составе человек имеет средний доход в определенной сумме за последние 3 месяца, что является ниже прожиточного минимума. Перечисляются все члены семьи и их доходы.
  5. На основании указанных данных прописывается просьба о предоставлении статуса малоимущей семьи.
  6. Перечисляется список приложенных бумаг.
  7. Ставится дата и подпись заявителя.

В таком порядке заполняется данный документ.

Если возникнут трудности при его составлении всегда можно обратиться к сотрудникам МФЦ или соцзащиты с возникшим вопросом.

Поэтому заполнять данное заявление лучше в их присутствии.

Нельзя допускать ошибок и исправлений. Если они были случайным образом допущены, то потребуется запросить новый бланк.

Процедура оформления

Сама порядок оформления статуса занимает не так много времени, как сбор всей необходимой документации.

Алгоритм оформления следующий:

  1. Подготовка всех бумаг.
  2. Составление заявления.
  3. Подача заявления и документов компетентным сотрудникам.
  4. Ожидание 10 рабочих дней с момента приема всех бумаг.
  5. В течение 3 рабочих дней сотрудники соцзащиты направляют извещение о принятом решении после рассмотрения.

Получить статус малоимущей семьи можно совершенно бесплатно. Оплачивать никакие госпошлины при этом не нужно. В качестве единственных затрат можно учесть снятие копий документов.

Если решение было принято отрицательное, то выдается мотивированный отказ с подробным объяснением причин. При исправлении их семья имеет право на подачу повторного заявления.

В случае принятия положительного решения семью вносят в специальную информационную базу органов соцзащиты. На основании этого также выдается справка о признании семьи малоимущей. Получить такую справку обязан лично заявитель.

Если она не будет получена в отделении соцзащиты или МФЦ, то после 30 дней сотрудники обязаны будут направить ее по почте по указанному адресу проживания.

После получения такого статуса семья получит право на оформление положенных выплат, субсидий и льгот, что значительно улучшит ее финансовое состояние.

Помощь государства малоимущим семьям является очень важной мерой социальной и финансовой поддержки.

Так как каждый россиянин обязан иметь минимально необходимые условия для проживания, даже если самостоятельно не может заработать на них.

>Повышаем финасовую грамотность: пособие доход или нет?

Понятие дохода семьи

Какого-то единого федерального списка, в котором бы указывалось, какие именно пособия доход семьи — нет.

В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса доходом считается экономическая выгода, полученная в виде денег или в натуральном виде, при этом должны соблюдаться три условия:

  • размеры выплаты можно оценить в денежном эквиваленте;
  • выплата произведена деньгами или имуществом;
  • доход можно определить по правилам 23 главы НК РФ, посвященной вопросам налогообложения физических лиц.

Так, обычно в их число включаются:

  • зарплата и другие выплаты от работодателя – премия за хорошую выплату, стимулирующие, отпускные, больничные и т.д.;
  • стипендии и пенсии;
  • алименты;
  • прибыль от коммерческой деятельности и от услуг, оказанных в рамках гражданско-правового договора;
  • перечисления от реализации авторских прав, патентов и т.д.;
  • прибыль от инвестиционной деятельности и от сдачи имущества в аренду.

Передача денег или имущества в дар также считается доходом. Исключение – если обмен совершается между близкими родственниками, а также супругами (но не бывшими).

Например, если семье материальную помощь оказывают родители мужа, то эти подарки не считаются доходом семьи. А если бывшей жене муж платит не только алименты, но и дарит какие-то суммы (например, на лечение ребенка), то это доходом считается.

Постановление Правительства РФ №512, используемое социальными органами для определения базы для учета среднедушевого дохода семьи, однозначно относит пособия к семейному доходу.

При этом не имеет значения, какие именно пособия получает семья. Это могут быть выплаты:

  • в связи с рождением малыша и по уходу за ребенком;
  • по безработице;
  • в связи с потерей кормильца и т.д.

Иногда бытует мнение, что в доход включается только пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое матери (или отцу), состоящему в трудовых отношениях, т.е. получающему эту выплату за счет работодателя.

На самом деле не важно, работает ли получатель пособия или нет. Меняется только место получения выплаты – для трудоустроенного это место работы, а для безработного – органы соцзащиты. Доходом такое пособие является в любом случае.

Правовая база

Список источников доходов, облагаемых налогом, перечислен в 23 главе Налогового кодекса. Там же (в статье 217) указаны конкретные источники, которые не облагаются налогом, но при этом всё равно считаются доходом семьи. Например, к ним относятся:

  • пособия;
  • материальная помощь;
  • алименты.

Постановление Правительства РФ №512 от 20 августа 2003 года включает в себя перечень доходов, которые включаются в среднедушевой доход семьи.

Это Постановление используется органами социальной защиты для определения, что включать в общее число источников прибыли семьи.

Непосредственно порядок исчисления среднедушевого дохода семьи прописан в законе №44-ФЗ от 5 апреля 2003 года, а именно в статьях с 5-ой по 12-ую.

Порядок выплаты и сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет указан в соответствующем законе №81-ФЗ от 19 мая 1995 года.

Пошаговая инструкция получения выплаты.

Новый вид пособия, так называемая «путинская субсидия», выплачивается в соответствии с законом №418-ФЗ от 28 декабря 2017 года.

Ознакомиться с порядком подачи заявления и получения выплаты, а также списком документов, можно, прочитав приказ Министерства труда №889н 2017 года.

Считается ли детское пособие доходом?

Как уже было указано выше, в соответствии с законом любые выплаты, произведенные в связи с рождением ребенка и уходом за ним, являются доходом семьи.

Логика здесь простая: данные средства уходят на обеспечение жизнедеятельности всей семьи, а не только одного малыша.

Кроме того, получением семейного дохода не считается ситуация, когда бывший муж решил подарить какие-то деньги конкретно ребенку.

Папример, переведя ему на карточку или лично купил ему какие-то вещи.

Если же он производит выплату алиментов и решил увеличить их сумму, просто подарив деньги, то это доходом считается.

Иными словами, здесь действует формальный подход. Если есть документы о переводе денег – то это доход, если нет – то подарок.

В число источников семейного дохода не включаются следующие:

  • на предприятии выделили работнику разовую или постоянную материальную помощь;
  • родители смогли получить материальную помощь от государства, например, в связи со стихийным бедствием.

Общее правило такое: пособия являются доходом, а материальная помощь – нет.

Включается ли пособие по безработице в число доходов?

В семье может случится такая ситуация, что один из родителей не трудоустроен или работает неофициально (без оформления трудового договора).

В таком случае ему всё равно может потребоваться справка о доходах – в противном случае органы соцзащиты могут отказать в начислении пособия.

Родителю необходимо будет встать на учет в Центр занятости населения и получить справку о выплате пособия по безработице. Оно будет считаться доходом.

Но величина такой выплаты, как правило, невелика, так что вряд ли повлияет на общую картину.

Поэтому семья сможет претендовать на помощь государства в связи с тяжелым материальным положением.

Заявитель, претендующий на помощь от органов соцзащиты, должен предоставить доказательства своего сложного финансового положения, а это производится путем предоставления отчета о доходах.

Закон говорит однозначно: любые пособия являются доходом семьи, не смотря на то, что они не облагаются налогом. Сумма начислений и характер их получения значения не имеет.

Следовательно, предоставлять справки о получении пособий и их размере необходимо, иначе государственный орган вполне имеет право отказать в удовлетворении заявления на основе нехватки документов.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *