Социальный статус примеры

Предписанные и достигаемые статусы и роли

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Институты общества функционируют эффективно только в том случае, если люди хорошо исполняют свои обязанности, строго обозначенные внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.

В середине 30-х гг. XX в. талантливый человек — философ, математик, священник — отец Павел Флоренский (1882-1937) писал, что капитализм — явление, ведущее в конечном счете к смерти… политическая свобода масс в государствах с представительным правлением есть обман и самообман масс… представительное правление ведет к господству случайных групп и всеобщей продажности; пресса — ко лжи; судопроизводство — к инсценировке правосудия и т. д., и т. д.

Все это разрушительно-активно действует на человека, атомизирует его, воспитывает индивидуалиста, а не существо общественное, по Аристотелю. Рецепт против этой болезни “выписывает” крупнейший мыслитель XX в. А. Ф. Лосев (1893-1988 (время горбачевской “перестройки”)): “общественность и коллективизм… который не подавляет личность, а помогает ей развиваться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия, коллективизм — требование времени”.

Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как “путь достижения успеха”. Пол и возраст используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность часто используются в качестве основы для предписанных ролей. В зрелом возрасте процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т. д.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы. Но здесь могут сказываться традиции народа. Так, во многих странах мира, особенно мусульманских, тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.

Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы традиций и обычаев, но они рискуют быть отчужденными от общества.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются: замена тяжелого ручного труда машинным, уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени сократили различия между мужскими и женскими ролями. Информационные технологии, применение электронной техники внесли в эти изменения существенный вклад.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам — постоянная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Не зря французы говорят, если бы молодость (юность) умела, если бы старость могла. В определенном возрасте индивид может испытывать трудности, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, обычно не реализует полностью свои потенциальные детские роли. Это отрицательно сказывается на полноте его социализации. В перспективе у таких личностей обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих их возрасту.

В современном российском обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. Молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. А самое главное, старые люди были носителями бесценного опыта, “сына ошибок трудных”. Однако в современном обществе, где традиции, опыт не играют столь значительной роли, старость причиняет многие неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Их основной функцией в последующей жизни оказывается в большей степени поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном российском обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. В современных индустриальных и постиндустриальных, информационных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для успешного функционирования такого общества нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов, и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями.

Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Но конкуренция увеличивает число лишних людей, неудовлетворенных существующим положением, увеличивает социальное напряжение. Несопоставимы возможности достижения высоких социальных статусов сыном крупного руководителя, бизнесмена, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя групповые квоты, льготы, поддержку клана и т. д.

Ролевое поведение — это фактическое поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух людей, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы и т. д. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

Ролевое поведение в некоторых случаях является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного “Я”. Американский исследователь И. Гоффман (1922-1982) разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Согласно этой концепции каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Личность по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я”. Почти каждый человек в определенном месте и в определенное время является актером.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием “межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д.

Роль может пониматься как объективно (с точки зрения ее общественного значения), так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. С точки зрения социума отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности, но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное творческое личностное начало.

  • Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. — М., 1990. — С. 64-67.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол, возраст, раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, – стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения.

Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

  1. Социальный контроль и девиация

Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие «норма» — основной элемент культуры. Социальные нормы выполняют в обществе важные функции, которые: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

Социальный контроль — это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Заключение

В социологии личность рассматривается на двух (макро — и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором — как исполнитель конкретной социальной роли. На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры. Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство данного общества

В процессе социализации личности определяющими факторами являются групповой опыт и уникальный личностный опыт. При этом личность формирует свой «Я» — образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков данного процесса является отклоняющее (девиантное) поведение.

Список литературы

  1. Социология. Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права; Учебное пособие. И.С.Урсу., В.С.Лялин., В.Г.Лукьянов. СПБ.:Знание,2010-480с.

  2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994 — 256 с.

  3. Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 — 272 с.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт – М., 2001. – 511 с.

  5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. — М.: Норма, 2003. — 912с.

  6. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр. 1999 – 160 с.

Статусный набор

Смотреть что такое «Статусный набор» в других словарях:

  • Статусный набор — Комплекс групповых постоянных (приписанных и приобретенных) социальных статусов, характеризующий положение субъекта в социуме и определяющий набор социальных ролей. Среди С.н. основной статус положение субъекта в обществе в целом. См. также:… … Словарь социолингвистических терминов

  • статусный набор — Комплекс групповых постоянных (приписных и приобретенных) социальных статусов, характеризующих положение субъекта в социуме и определенный набор социальных ролей … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Статусный набор — – все статусы, которыми индивид обладает в данное время … Словарь-справочник по социальной работе

  • Статусный набор — вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения ею своих прав и обязанностей … Социологический словарь Socium

  • Общественное положение — Социальный статус положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические,… … Википедия

  • Общественный статус — Социальный статус положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические,… … Википедия

  • Положение в обществе — Социальный статус положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические,… … Википедия

  • Социальный статус — Положение индивида в обществе, его постоянное или временное место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Термин может использоваться в разных значениях. 1. Недифференцированная… … Словарь социолингвистических терминов

  • Мафия (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

  • ЗНАЧЕНИЕ — один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. деятельности… … Энциклопедия культурологии

Вопрос № 2 Социальный статус. Виды статусов. Статусный набор.

Функции личности в совокупности с необходимыми правилами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус – определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка (status), в Древнем Риме оно означало состояние дел, правовое положение юридического лица, однако в конце ХIX в. английский историк Мейн придал ему социологический смысл.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно имеет и множество статусов. К примеру, господин Н. – мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, муж, сын, отец, дядя и т.д.

Большую часть статусов человек приобретает независимо от своего желания – это национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными или аскриптивными – навязанными обществом вне зависимости от условий и заслуг личности. К примеру, система родства обладает целым набором предписанных статусов: «сын», «дочь», «мать», «отец» и т.д.

Иногда выделяют прирожденные статусы, которые как бы входят в предписанные, но не совсем совпадают с ними. В строгом смысле под прирожденными понимаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например: негр – прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина – прирожденный статус, описывающий пол; русский – прирожденный статус, описывающий национальность. Казалось бы, раса, пол и национальность заданы природой (биологически) и человек наследует их помимо своей воли и сознания. Но в последнее время ученые начали сомневаться в том, существуют ли вообще прирожденные статусы, если пол и цвет кожи можно изменить хирургическим вмешательством, а национальность в определенных случаях люди также изменяют сами. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить национальность их детей. Нередко они сами выбирают, какую национальность указать в паспорте.

Итак, предписанный статус очень напоминает прирожденный, но к нему не относится. В строгом же смысле предписываемым является любой статус, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называют приобретенными или достигаемыми статусами, например статус учителя, пианиста, военного и т.д.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует множество не основных: статусы пешехода, пациента, покупателя и т.д. – как правило, это временное состояние. Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются. Они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда исследователи выделяют главный или интегральный статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. С 90-х гг. к ведущим статусам нередко стали относить богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить».
Положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личным статусом. Так, знакомясь с людьми, особенно официальными представителями какой-либо организации, мы называем обычно место своей работы, социальное положение, возраст. Однако для наших близких важны не эти характеристики, а наши личные качества. Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером или аутсайдером.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.

Социальный статус личности. Виды статусов и «статусный набор». Социальная идентичность.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Социальный статус

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности.

Социальный статус

• Статусы, определяемые положением индивида в группе:

— социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

— личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

• Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

— основной статус определяет главное в жизни человека;

— неосновной статус влияет на детали поведения человека.

• Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

— предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

— смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

— достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая — имеет место между статусными группами; внутригрупповая — имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.

Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.


Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

— когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

— когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.

Компоненты социального статуса:

1) Статусные права и обязанности — определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2) Статусный диапазон — установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

3) Статусные символы — внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика).

4) Статусный образ (имидж) — совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.

5) Статусная идентификация — определение степени соответствия индивида своему статусу.

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, — это образование, квалификация и другие личные и социально-значимые качества.

Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Социальная роль. Ролевой набор. Классики социологии о социальных ролях (Дж.Г.Мид, Ч,Кули, Р.Линтон, Т.Парсонс, И.Гофман). Ролевой конфликт.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

· из ролевого ожидания (экспектации) и

· исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности.

Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса (17.2; 17.7). Основные понятия теории: 1) социальный статус (4.2); 2) социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе; 3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.). Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль (11.3), побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).

Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают несколько способов его преодоления: 1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером); 2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (один и тот же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец); 3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).

⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей.

Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

История социальных статусов в России

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

  • крестьянин
  • мещанин
  • личный почётный гражданин
  • потомственный почётный гражданин
  • личный дворянин
  • потомственный дворянин

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

  • крестьянин
  • рабочий
  • служащий

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учету кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Школьник – первый социальный статус ребенка

Стадия отрочества совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах школы. Поэтому при описании особенностей и закономерностей развития ребенка на данном отрезке жизни мы будем называть его «отрок» или «младший школьник».

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. С полным правом можно сказать, что с приходом в школу начинается социальная жизнь человека. Это не значит, что до отрочества индивид не был социальным существом (им он является с момента рождения). Но в дошкольном детстве ребенок не осознает себя в своем социальном статусе. Школьник – первый социальный статус ребенка; этот статус связан с новой системой требований, предъявляемых к нему, с совокупностью его социальных обязанностей и прав. По образному выражению Л. И. Божович, поступившего в школу ребенка начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Школа – это особое общественное учреждение, где, по словам Г. Гегеля, начинается жизнь согласно общему порядку, по одинаковому для всех правилу, где субъективный дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Ребенок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения.Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – деятельность учения. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности.

С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.

Новое положение в обществе (положение человека, который занят общественно значимой – учебной – деятельностью) связано с новыми критериями оценки себя: академические успехи, прилежание, следование школьному режиму; все это влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма со-бытийности. Центральное место в новой со-бытийности несомненно принадлежит учителю. В жизни ребенка впервые появляется Взрослый в своем новом образе – как Учитель. Многие дети до поступления в школу посещали детский сад. В их жизни уже был опыт общения с Воспитателем. Но позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя, которая во многом совпадала с позицией Родителя. Для ребенка Воспитатель выступает заместителем Родителя, поэтому для него характерны взаимоотношения с воспитателями по типу родственных (физический контакт, ласки, эмоциональное сопереживание и т. п.).

Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Воспитателя и Родителя. По выражению Д. Б. Эльконина, в глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому себе. Система «ребенок – учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные условия жизни ребенка.

Впервые отношение «ребенок – учитель» становится отношением «ребенок – общество». В учителе воплощены объективные требования общества, в школе существует система одинаковых для всех эталонов и критериев для оценки. Ребенок очень чуток к тому, как учитель к кому относится. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям. Например, выделение учителем «любимчиков» вносит напряжение во взаимоотношения школьников, подрывает его авторитет в глазах детей.

Школа выполняет функцию обособления ребенка. Ребенок должен отделиться (но не отдалиться!) от взрослого. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок обретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок – родитель». С поступлением ребенка в школу, с усложнением и обогащением его жизни семья начинает играть особую роль. В психолого-педагогической литературе существует много свидетельств об умалении авторитета родителей перед авторитетом учителя. Это бесспорный факт, но верный лишь относительно учебного содержания.Учитель как представитель общества, как носитель общего знания в глазах ребенка авторитетен абсолютно, он не может знать меньше родителей, тем более ошибаться в том, в чем он ошибаться не должен по определению.

Семья же должна делать усилия по отождествлению с ребенком в его заботах и делах.В новой жизни отец и мать, все близкие призваны помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обстановку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и навыками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважения к его новым обязанностям.Он ожидает от близких интереса к его школьным делам – похвалы за достигнутые успехи, помощи при затруднениях. Родители вместе с педагогом должны найти единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка. Вместе с тем внимание к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не менее важных интересов и забот других ее членов. Ребенок должен считаться с ними и не ставить свои учебные дела в центр забот всех членов семьи.

Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школьников между собой. Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т. п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязываются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с общественной жизнью школы. В младшем школьном возрасте впервые возникает подражание сверстникам. Подражательность проявляется первоначально в стремлении действовать так же, как и сверстник, не отстать от него на уроке (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же и т. п.).

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *