Социальные гарантии военнослужащих

Обязательства Минобороны в области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций

В области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций

59. Командиры и начальники воинских частей совместно с выборными профсоюзными органами через органы Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивают лиц гражданского персонала пособиями по государственному социальному страхованию и оказывают содействие в получении путевок на долечивание (реабилитацию) в специализированных санаториях.
60. Министерство обороны обеспечивает:
разработку и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья лиц гражданского персонала и членов их семей (подпункт 61 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082);
выделение гражданскому персоналу, в том числе освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные органы, а также лицам, работающим в них, 5 процентов путевок в военные санатории и дома отдыха Министерства обороны от их общего количества с оплатой в размере 30 процентов стоимости, а гражданскому персоналу федеральных государственных унитарных предприятий – с оплатой путевок по их стоимости. На указанных условиях путевки в военные санатории и дома отдыха Министерства обороны предоставляются лицам гражданского персонала не более одного раза в год;
оказание в установленном порядке медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях гражданскому персоналу, а также освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные органы, и лицам, работающим в них, по территориальному принципу по программе обязательного медицинского страхования, а также на договорной основе за плату в тех военно-медицинских учреждениях, которые не включены в систему обязательного медицинского страхования;
отпуск гражданскому персоналу за плату по установленным для данного субъекта Российской Федерации действующим ценам лекарственных средств и другого расходного медицинского имущества из аптек воинских частей и военно-медицинских учреждений в гарнизонах, вблизи которых отсутствуют гражданские аптеки. Перечень этих гарнизонов объявляется приказом командующего войсками военного округа;
сохранение размеров платы за содержание детей гражданского персонала в детских дошкольных образовательных учреждениях Министерства обороны, определенных статьей 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
единый размер оплаты путевок в оздоровительные лагеря и пансионаты Министерства обороны для детей военнослужащих и гражданского персонала;
детские оздоровительные лагеря продуктами питания;
выделение автотранспорта для обеспечения деятельности детских оздоровительных лагерей (при необходимости).
61. Руководители федеральных государственных унитарных предприятий по согласованию с выборными профсоюзными органами за счет собственных средств оказывают различные виды социальной помощи, в том числе:
финансовую поддержку многодетным семьям и гражданскому персоналу с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионерам, получившим инвалидность в результате общего, профессионального заболевания или травмы на производстве (кроме травматизма, полученного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), компенсацию расходов на лекарственные препараты, а также на детские дошкольные учреждения, медицинскую помощь и лечение;
устанавливают доплаты на питание;
приобретают путевки на санаторно-курортное лечение и отдых;
компенсируют гражданскому персоналу расходы на оплату транспортных услуг, проживание в общежитиях и др.
62. Виды социально-бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации определяются в коллективных договорах воинских частей с учетом их финансовых и производственных возможностей, условий местонахождения, потребностей лиц гражданского персонала и др.
63. Командиры (начальники) воинских частей обеспечивают постоянный контроль за предоставлением гражданскому персоналу в полном объеме гарантий и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативными правовыми актами.
64. Командиры воинских частей могут в соответствии с действующим законодательством отчислять средства в размерах, определяемых коллективными договорами (соглашениями), соответствующим профсоюзным комитетам на проведение в трудовых коллективах культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в объеме не менее 0,15 процентов от утвержденного фонда заработной платы.
65. Лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. …

Раздел XIII. Правовая работа при обеспечении социальной и правовой защиты военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п.п. 463 — 468)

468. Содержание основных прав, льгот, социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и порядок деятельности должностных лиц по их реализации регламентируется:

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 195);

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 300);

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 455);

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ);

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей» (с изменениями и дополнениями);

Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (с изменениями и дополнениями) (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 9);

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей»;

приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 44 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей»;

приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 90 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе»;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 года N Д-14 «О порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей».

>
Соцобеспечение

Главная Соцобеспечение Соцзащита

Социальная защита

Социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне необходима не только тем, кто в строю сегодня, но и тем, кто отдал свои силы и здоровье, защищая Отечество.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей включает выплату пособий, предоставление льгот, а также помощь в поиске работы после увольнения из Вооруженных Сил РФ.

Сегодня основные усилия Министерства обороны РФ направлены на рост материального благосостояния военных: увеличение денежного довольствия, пенсий ветеранов и пособий для семей погибших военнослужащих. Значительное внимание уделяется обеспечению этих категорий жильем, а также медицинскими и санаторно-курортными услугами.

Большую помощь оказывает и «Национальный благотворительный фонд». Только в 2010 году с его помощью была оказана социальная поддержка на сумму почти в 36 млн. рублей. Деньги пошли на приобретение квартир особенно нуждающимся семьям военнослужащих, а также на оплату отдыха отличившихся в учебе кадетов и суворовцев в детских лагерях и санаториях.

Решается также и проблема социальной адаптации военнослужащих и членов их семей к гражданской жизни. Основным направлением работы Министерства обороны РФ в этой области стала профессиональная переподготовка увольняемых военнослужащих и их жен (мужей). Для них организованы специальные курсы по освоению актуальных гражданских специальностей.

Также Министерство обороны РФ предлагает помощь в поиске работы. Для этого можно зайти на сайт mil.superjob.ru – совместный проект ведомства и компании «Суперджоб». Здесь специально отобраны и размещены вакансии для бывших военных.

Социальная поддержка военнослужащих и их семей

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством могут также содействовать общественные объединения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных КРФ и Законом о статусе военнослужащих. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации и на оставление на работе на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Конституцией РФ (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания. Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в РФ обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно. Возникает вопрос — почему же тогда на деле такое обеспечение наблюдается на самом минимальном уровне, и благосостояние данной категории населения оставляет желать лучшего?

2. Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

3. Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей

Льготы по жилплощади. Сегодня увеличиваются в установленном порядке бюджетные ассигнования… на цели жилищного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, на социальную защиту военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей, а также лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.

Члены семей военнослужащих, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей, вынужденно покинувшие опасные для проживания районы (беженцы), беспрепятственно прописываются органами местного самоуправления по новому месту жительства. По их желанию им предоставляется первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, либо выделяются земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, либо производится продажа квартир или индивидуальных жилых домов из государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов на льготных условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Права и льготы военнослужащих и членов их семей (право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (далее военно-медицинские учреждения); во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации или в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях других министерств и ведомств Российской Федерации), распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении), и членов их семей.

Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами Российской Федерации государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, могут освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты других налогов и сборов.

Пенсионное обеспечение. Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации» право осуществлять назначение и выплату пенсий было предоставлено районным (городским) администрациям как исполнительным органам государственной власти на местах. В настоящее время этот акт подлежит применению в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации (пункт 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения») и Федеральному закону от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 7).

Имеет место неопределенность законодательного регулирования в отношении полномочий органов районной (городской) администрации — независимо от того, являются ли они органами местного самоуправления или входят в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — назначать и выплачивать государственные пенсии.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» финансирование выплаты назначенных в соответствии с данным Законом пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. военнослужащий социальный обеспечение льгота

Полномочия по назначению, исчислению, перерасчету и выплате государственных пенсий названными актами Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлены не были. Кроме того, следует учесть, что выплаты пенсий на нестраховой основе (военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц и членам их семей), финансирование которых также производит Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют соответствующие министерства и ведомства.

4. Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

Обеспеченность жильем — это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия бесквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.

В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в колье за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, тая как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.

Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.

Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором- предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

Заключение

Исходя из данной работы, можно сделать следующие выводы. На современном историческом периоде наблюдаются качественные разработки законодательства в социально-правовой помощи и поддержки военнослужащих и их семей. Именно с этой стороны можно сказать, что военнослужащие и члены их семей имеют надежные гарантии. Анализ основных социальных проблем, теоретическое осмысление и эмпирическое наблюдение за жизнедеятельностью военнослужащих и членов их семей позволяет делать вывод, что основной проблемой на сегодняшний день является явное противоречие между теоретическим и практическим аспектами обеспечения, обслуживания и защиты военнослужащих и членов их семей.

Одной их причин данной проблемы можно назвать недостаток в высококвалифицированных специалистах, работающих в социальной сфере и самоотвержено помогающих военнослужащим и членам их семей адекватно разрешать их социальные проблемы. Так же можно выделить причину слабой финансовой базы институтов социальной защиты и социальной работы, что отчасти обусловлено политической и экономической нестабильностью государства и общества на современном историческом этапе. Эта причина является существенным «тормозом» на пути к качественной помощи и поддержке военнослужащим и членам их семей в материальном аспекте их общего благосостояния и активной жизнедеятельности.

Размещено на Allbest.ru

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *