Складская логистика

Анализ складской логистической системы компании

Складское хозяйство на ООО «Промторг» представлено тремя видами складов: склад сырья (5234 м2), материальный склад (4547 м2) и склад готовой продукции(6345 м2).

Общая площадь складских помещений составляет 16126 м2 или 83% от площади территории предприятия в соответствие с рисунком 1.4 — Соотношение между производственными и складскими площадями ООО «Промторг».

Рис. 1.4 Соотношение между производственными и складскими площадями ООО «Промторг»

Структура складских площадей представлена на рисунке 1.5 — Структура складских площадей ООО «Промторг», %.

Рис. 1.5 Структура складских площадей ООО «Промторг», %

Из данных, представленных на рисунке 1.5 — Структура складских площадей ООО «Промторг»,%, видно, что склад готовой продукции составляет 39,2% от общих складских площадей, материальный склад занимает 28,2%, а склад сырья 32,5%.

Склад сырья и материальный склад находятся в одном помещении — помещении материального склада. Склады находятся в производственных корпусах поблизости от технологического оборудования. Характеристика основных видов подъёмно-транспортного оборудования.

Погрузочно-разгрузочное оборудование склада готовой продукции:

– автопогрузчик STILLR70-40, дизельный двигатель, грузоподъёмность до 4500 кг, вилочный захват, максимальный рабочий вылет (подъём) каретки 7500 мм (7,5 метра), мачта телескопическая тройного сложения;

– автопогрузчик STILLR70-30i, дизельный двигатель, грузоподъёмность до 3000 кг, вилочный захват, максимальный рабочий вылет (подъём) каретки 6100 мм (6,1 метра), мачта телескопическая тройного сложения. Подъёмная каретка снабжена гидравлическими цилиндрами, способными перемещать каретку в горизонтальном направлении (влево — вправо) примерно на 10 см в каждую сторону, что является удобной опцией при компактной погрузке. Эта возможность позволяет подкорректировать положение груза без перемещения погрузчика в случае не совсем точного его подъезда к загружаемому автомобилю;

– ручные грузовые тележки, предназначенные для перемещения продукции по территории складов. Для транспортирования тарно-штучных грузов (ящиков, линолеума, пакетов и пр.) при небольших объёмах применяются ручные четырёхколесные тележки, на складе их 3 штуки. Ещё в наличии имеется двухколесная тележка рычажного типа. Тележки такого типа используются для транспортировки грузов в стеснённых условиях;

– две грузовые гидравлические тележки с подъёмными вилами. Используются для перемещения тяжёлых (до 2 тонн) грузов по территории склада. Обычно такой товар хранится на поддоне либо в коробке из плотного картона, соответствующей стандартам поддона (1200мм Ч 800мм), которая зафиксирована на нём;

– три приставные лестницы, которые используют для выполнения складских операций работ по выемке материалов из стеллажей, а также для их загрузки (высотой 3 и 4,3 метра).

Разгрузка поступающих материалов мелкого характера осуществляется вручную грузчиками склада.

На складах материалов оборудование для хранения представлено трёхъярусными металлическими стеллажами с максимальной нагрузкой на верхний ярус — 300 кг, на средний и нижний ярусы — 500 кг и деревянными поддонами. В отдельных помещениях хранится этикеточная продукция и материалы, необходимые для её наклейки.

На складе готовой продукции в качестве оборудования для хранения продукции используются только поддоны. Иногда продукция укладывается прямо на пол (трубы из ПВХ).

На складе имеется естественное и искусственное освещение. Для искусственного освещения применяют электрические лампы накаливания и люминесцентные. Электрические лампы заключены в арматуру, которая предохраняет их от боя.

На складе освещаются места хранения материалов, приёмочные и отпускные площадки. Территория склада освещается светильниками наружного освещения и прожекторами, которые установлены на мачтах высотой 7-8 метров. На складе применяется искусственная и естественная вентиляция. К подсобным устройствам склада относятся служебные (вспомогательные), бытовые и административные помещения. К административным помещениям относят кабинеты служащих, офисы для приёма посетителей. Помещения оборудованы автоматической сплинкерной системой пожаротушения. На складе имеется 4 огнетушителя. Для хранения противопожарного оборудования существует пожарный щиток, на котором находятся лопаты, огнетушители, песок, вёдра и т.д.

К основным показателям, характеризующим показатели эффективности использования складских площадей, относят: коэффициент полезно используемой площади, коэффициент полезно используемого объёма, коэффициент использования стеллажей и другие показатели.

Таблица 1.13

Расчёт коэффициента использования площади складов ООО «Промторг»

Наименование

Площадь склада, м2

Площадь, занятая под технологическое оборудование, м2

Коэффициент полезно используемой площади

Склад сырья

3667,8

0,7

Материальный склад

2955,6

0,65

Склад готовой продукции

3743,6

0,59

Коэффициент полезно используемой площади определяется как отношение площади, занятой под технологическое оборудование к общей площади склада. Для определения коэффициента необходимо:

(1.1)

(1.2)

(1.3)

Из данных таблицы 1.13 — расчёт коэффициента использования площади складов видно, что коэффициент полезно используемой площади на складе сырья оставляет 0,7, на материальном складе этот показатель составляет 0,65, а на складе готовой продукции — 0,59. Данные показатели свидетельствуют о том, что на ООО «Промторг» рационально используются складские площади.

Рассчитаем коэффициент полезно используемого объёма. Данные для расчёта представлены в таблице 1.14 — коэффициент полезно используемого объёма.

Коэффициент полезно используемого объёма на складе сырья:

(1.4)

Коэффициент полезно используемого объёма на материальном складе:

(1.5)

Коэффициент полезно используемого объёма на складе готовой продукции:

(1.6)

Таблица 1.14

Коэффициент полезно используемого объёма

Наименование

Площадь склада, м2

Площадь, занятая под технологическое оборудование, м2

Высота складского помещения, м

Высота складского помещения, используемая под хранение, м

Коэффициент полезно используемого объёма

Склад сырья

3667,8

3,8

0,53

Материальный склад

2955,6

3,8

0,49

Склад готовой продукции

3743,6

3,5

0,51

Из данных таблицы 1.14 — коэффициент полезно используемого объёма видно, что коэффициент полезно используемого объёма на складе сырья оставляет 0,53, на материальном складе этот показатель составляет 0,49, а на складе готовой продукции — 0,51.

Рассчитаем коэффициент использования стеллажей. На складе готовой продукции используется 28 стеллажей. Грузоподъёмность одного стеллажа составляет 1300 кг. На 1.01.2012 года загруженность стеллажей составляла 23800 кг. Коэффициент использования стеллажей составляет:

(1.7)

Так как этот коэффициент меньше единицы, это означает, что анализируемый склад не перегружен готовой продукцией, и ООО «Промторг» имеет необходимый минимальный товарный запас производимой продукции.

Грузонапряжённость склада готовой продукции составляет:

(1.8)

Данный показатель определяет допустимую нагрузку на 1м2 к площади склада, предназначенной для хранения товаров.

Размещение материалов и готовой продукции в помещениях складов ООО «Промторг» осуществляется по хорошо продуманной схеме. Это облегчает отыскание нужного материала и быструю их выдачу. На каждом складском месте помещается табличка, в которой подписывается наименование материала, количество, единицы измерения, отпуск. Материалы и готовая продукция хранятся отдельно по видам, по сортам, по фасовке. Вопросы размещения решает заведующий складом.

Для хранения фурнитуры и уплотнителей используется сухое и хорошо вентилируемое помещение.

Для хранения алюминиевых профилей специальных требований не предъявляется, хранение забракованного стального листа и комплектующих осуществляется в закрытом помещении, в специально отведённом месте для забракованного материала и комплектующих.

На складе готовой продукции для каждого товара имеется место его непосредственного нахождения с табличкой, на которой указано его наименование.

Кладовщик ООО «Промторг» несёт ответственность за соблюдение правил складирования, хранения, правильной упаковки готовой продукции. Соблюдение режима хранения и сроков реализации товаров контролируется заведующим складом.

Складская деятельность у компании ООО «Промторг» начинается с организации приемки товара по количеству и качеству. Данная деятельность выполняется по определенной технологической схеме (Приложение 2).

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Подготовка склада к приемке продукции. На большинстве складов каких-либо операций по подготовке к приемке продукции вообще не производится, это зачастую приводит к тому, что поступающие партии товара являются полной неожиданностью для складского персонала, не знающего правила приемки продукции, что в дальнейшем приводит также к негативным последствиям нарушения правил приемки продукции: неспланированный перевод сотрудников с выполнения одних операций на производство разгрузки транспорта, перемещения товаров и т.д., затоваренности проходов, проездов и др. Во избежание неспланированного перевода сотрудников с выполнения одних операций на разгрузку транспорта, перемещение товаров и т.п. (в следствии неграмотной подготовки склада к приемке продукции) на предприятии ООО «Промторг» выполняется следующий ряд операций правил приемки продукции:

1. Своевременное получение информацию об ожидаемой поставке товара из отдела логистики, а именно:

— перечень товарных позиций;

— количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);

— сроки поступления товара;

— наименования поставщика (-ов);

— тип тары (короба, паллеты);

— информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т.д.) согласно правил приемки продукции.

Для этого на предприятии создана карточка ведении поставки, в которой данная информация экспортируется из информационной системы предприятия (1С).

2. Определяется количество служащих (с использованием технологических карт — таблица 3), участвующих в разгрузке и в правилах приемки продукции, определяется состав складской техники, необходимой для выполнения разгрузки транспорта.

Таблица 1.15

Форма технологической карты по правилам приемки товаров на склад ООО «Промторг»

Исходные условия правил приемки продукции

Участок выполнения работ

Исполнители правил приемки продукции

Документация правил приемки продукции

Используемое оборудование

Прим.

Приемка продукции на склад

Получение карточки сведений поставки (10.00-11.00)

Склад материалов

Грузчик — Марков А.П., кладовщик — Сидоров П.Г.

Осмотр внешнего состояния трансп. средств, проверка сопровод. документ., разгрузка, опред. к-ва товара, выборочное вскрытие коробов, проверка ассортимента и качества

ТТН, счет-фактура, сертификат соответствия ГОСТ, сертификат соответствия

Погрузчик № 2201 тележка №Р1

Оконч. работ не позднее 17.00

3. Определяются потенциальные места хранения для размещения поступившей продукции согласно правил приемки продукции. На предприятии с целью определения мест хранения на каждом складе составляется карта размещения свободных мест на складе (см. рис. 1.6).

Сущность метода сводится к тому, что на каждый склад была приобретена большая маркерная (пластиковая) доска, на которой несмываемой краской наносились все зоны склада, стеллажи, ячейки с указанием адреса каждого стеллажа и ячейки.

Рис. 1.6 Карта размещения свободных мест на складе ООО «Промторг» в соответствии с правилами приемки продукции

Когда производится процесс комплектации заказов, комплектовщик в листе отборки отмечает напротив каждой товарной позиции степень наполненности той ячейки, из которой осуществляется отбор. После комплектации всего заказа (если заказ составляет до 10-15 товарных позиций) или его части комплектовщик отмечает маркером на доске (карте) размещения свободных мест на складе степень наполненности каждой ячейки, из которой он производил отбор. При этом был определен перечень цветов, которыми производится заполнение. Красный — полностью заполненная ячейка, синий — ячейка заполнена наполовину, белый/пустой — отсутствие товара в ячейке. В процессе выполнения операций по размещению товаров на хранение выполняется аналогичная операция. Таким образом, получить информацию о наличии и расположении свободных мест на складе ООО «Промторг» возможно при визуальном осмотре данной карты.

Безусловно, данный метод имеет ряд недостатков и ограничений:

наличие информации не в режиме on-line;

— трудовые и временные затраты складских служащих на процедуры отметки в листе комплектации и карте размещения свободных мест хранения;

— возникновение риска «человеческой ошибки» при заполнении карты (особенно на первоначальном этапе внедрения метода);

— практическая невозможность создания карты при глубинном хранении (технически «прорисовать» данную карту практически не представляется возможным);

— отсутствие возможности автоматической «распечатки» данных карты и передачи их непосредственным исполнителям (возможен только визуальный осмотр и фиксация «вручную» в ином документе).

Однако, несмотря на описанные недостатки, данный метод был успешно реализован на складах компании ООО «Промторг». С течением времени количество ошибок при заполнении карты существенно сокращалось, а экономическая привлекательность данного метода вполне удовлетворяет руководство складов, которые не имеют должного финансового обеспечения.

1. Проверка сопроводительной документации согласно правил приемки продукции. При приходе транспортных средств на склад получателя в первую очередь проверяется наличие сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, технический паспорт, сертификат соответствия ГОСТ, удостоверение о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (количество, ассортимент, упаковка и т.д.), зафиксированным в договоре поставки. Если основные товарно-сопроводительные документы отсутствуют, для приемки продукции составляется акт о фактическом наличии продукции, который впоследствии подписывается обеими сторонами, участвующими в приемке. Если отсутствуют дополнительные документы, производится отметка в товарно-транспортной накладной.

2. Проверка сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки в соответствии с правилами приемки продукции.

Проверка на наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения внешних или внутренних механических или технологических повреждений транспортных средств, а также отсутствия или неисправности пломб, производиться отметка в товарно-транспортной накладной, а также составляется акт об осмотре состояния транспортных средств. Также, явно видимые повреждения транспортных средств фотографируются и прилагаются к актам об осмотре транспортных средств (панорамная и детальная съемка).

3. Разгрузка транспортных средств согласно правил приемки продукции. В процессе разгрузки одновременно производится и подсчет количества поступившего товара. Организация разгрузки на предприятии производится вне рампы. На предприятии ООО «Промторг» разгрузка производится двумя способами:

1 — снятие первого ряда паллет штабеллером или погрузчиком, затем постановка в кузов фуры гидравлической тележки и подвоза с помощью ее паллет к краю кузова с последующим снятием погрузчиком.

2 — в случае возможности съема бортов фуры процесс значительно упрощается, т.к. разгрузка осуществляется исключительно погрузчиком.

4. Проверка количества поступившего товара, используя правила приемки продукции. В случае необходимости проверка количества производится в каждом грузовом месте. При обнаружении недостачи составляется акт о приемке продукции (Приложение 3), в котором указывается номер транспортной накладной и счет-фактуры, количество недостающего товара, его общая стоимость, предполагаемые причины недостачи, лица, участвующие в приемке, их подписи и дата составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, то предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение. Также после обнаружения недостачи и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки.

5. Приемка продукции по качеству и комплектности в соответствии с правилами приемки продукции. В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки и с принятыми правилами приемки продукции, приемка продукции по качеству производиться с применением частичной или полной выборки товаров. При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции и нарушении правил приемки продукции склад обязан приостановить дальнейшую приемку продукции и составить акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов несоответствующим правилам приемки продукции. После этого получатель должен уведомить поставщика об обнаружении при приемке недолжного качества продукции.

В зависимости от решения поставщика дальнейшая приемка может производиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом, либо получателем в одностороннем порядке, что описано в правилах приемки продукции. Следует отметить, что как уведомление поставщика, так и его ответ компания оформляет с помощью телеграммы, т.к. это прямое доказательство (в отличие от оповещения по телефону) соблюдения обязанности стороной, которая должна произвести уведомление.

Так как отправка телеграммы связана с большими временными затратами, в связи с этим на предприятии принято дублировать уведомление поставщика через электронную почту, но с применением электронной цифровой подписи. После составления акта нарушения правил приемки продукции производится составление претензионного письма (с целью допоставки товара с должным качеством или возмещения в денежном эквиваленте в зависимости от применяемых правил приемки продукции), которое содержит: наименование предприятия, которому претензия адресуется, его адрес, указание партии товара, количество бракованного товара, стоимость бракованного товара, номер и дата акта о приемке продукции, содержание самого требования (допоставить товар взамен бракованного, оплатить стоимость бракованного товара, др.), в приложении к письму предоставляется копия акта о приемке, акт о нарушении правил приемки продукции, копия счет-фактуры, копия товарно-транспортной накладной, копия телеграммы (письма) об уведомлении предприятия-поставщика, в заключительной части претензионного письма указывается дата, подпись руководителя предприятия, полное наименование предприятия.

После завершения всех операций, связанных непосредственно с выполнением правил приемки продукции, производится оформление товара на хранение и занесение всей необходимой информации в информационную систему (1С). Далее производятся операции по идентификации ее и размещении продукции на хранение.

После получения на складе оформленного отгрузочного документа производится регистрация документов, делается запрос в БД о наличии и местоположении товаров и распечатывается лист комплектации (маршрутная карта). Нужно иметь ввиду, что товары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности нумерации товаров. Следует также придерживаться правила, чтобы однородные товары отбирались вместе в одной распечатке, многочисленные товары — от двух до 5 наименований — во вторую очередь. Третья партия состоит из заказов, содержащих более пяти наименований в каждом заказе.

Работники склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку товаров с мест хранения. После окончания процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов, лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в БД. После окончания оформления документов производится фактическая отгрузка товара со склада.

Для персонала склада, должно являться законом, что ничто не может покинуть помещения склада, если не остается документации, подтверждающей это и подписанной лицом, забирающим товар.

Материально — ответственные лица склада по мере осуществления операций с товарами делают записи в карточках складского учета (в бумажном или электронном виде) на основании данных приходных и расходных документов. Каждой записи в карточке присваивают очередной порядковый номер с начала года.

На предприятиях не бывает идеальных систем, это как минимум связано с человеческим фактором. В системе складирования на предприятии ООО «Промторг» также присутствуют недостатки. Для начала опишем положительные стороны системы складирования на предприятии:

1) Раздельность ассортимента, 3 склада с определенными видами товаров, сгруппированных по типу;

2) Хорошо продуманная схемы приемки и отгрузки товаров.

Однако есть и недостатки. К основным проблемам организации складских операций на ООО «Промторг» относятся:

— нарушение требований к планировке складских помещений, в частности на материальном складе выявлены более узкие проходы, меньше зоны приемки и распределения товара;

— устаревшая система учета товаров на складах.

Выявленные нарушения в планировке складских помещений приводит к тому, что на материальном складе сотрудники компании работают в некомфортных условиях, что приводит к некачественной работе склада, т.к. это в первую очередь отражается на трудоспособности работников (быстрее и больше устают, менее внимательны).

Устаревание системы учета отражается в большом количестве ручной работы сотрудников, что неизбежно приводит к ошибкам, которые обусловлены человеческим факторам. В настоящее время на всех современных складах предприятий устанавливаются компьютерные системы учета товаров на складе, что, конечно же, снижает и сроки обработки, и количество ошибок сотрудников и имеет также большое количество преимуществ над ручным учетом товаров на складе.

Устаревшая система учета также приводит к некачественной работе системы складирования. В первую очередь это сказывается на отображении количества товара на складе, т.к. человеческий фактор влияет на качество информации. В целом данная ситуация негативно отражается на прибыльности всего предприятия ООО «Промторг».

Тема «разработка проекта складной логистики для предприятия торговой оптовой сети (на примере ооо «Колор-Лайн») Содержание

Введение

1. Теоретические основы логистики…………………………..

1.1.Эволюция логистики…………………………………….

1.2.Подходы к определению понятия логистики………………….

1.3.Обзор совершенствования логистической системы на примере аналогичных предприятий…………………………………………………….

2. Реализация разработки проекта складской логистики для предприятия торговой оптовой сети(на примере ООО «Колор-Лайн»……………………

2.1.Общая характеристика предприятия ООО «Колор Лайн»…………..

2.3.Анализ финансовой устойчивости ООО «Колор-Лайн»………

2.4.Складской анализ предприятия

3. Разработка проекта современных складских хранений для ООО ООО»Колор-Лайн»……………………………………………………………….

3.1. Разработка новой структурной и функциональной технологии для ООО ООО»Колор-Лайн»…………………………………………………………

3.2.Оценка затрат и прогнозирование эффективности проекта………….

Заключение

Литература

Введение

Задачи и функции логистики складирования необходимо рассматривать с позиции склада в логистической цепи.

В непрерывных цепочках склад может выступать как в качестве конечного звена, так и в качестве промежуточного. Склад может относиться к оптовому торговому предприятию, стремящемуся к постоянному поддержанию или увеличению ассортимента. Тогда во всей логистической цепочке он будет играть главенствующую и конечную роль, дальнейшее продвижение товаров в большей степени будет зависеть от менеджеров и политики продвижения товаров, нежели от логистики. Если предприятие имеет сеть розничных магазинов, то склад будет играть промежуточную роль звена для накопления товаров, поддержания ассортимента в периоды спада производства, а также перераспределения и подготовки конкретных групп товаров для конкретных магазинов.

Склады являются одним из важнейших элементов логи­стических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что рыночная стратегия развития экономики предполагает сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства – как отраслей материального производства, так и инфраструктуры. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и ее потребления. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления.

Но склады являются не просто помещениями для хранения грузов, они являются транспортно-складскими комплексами, которые обрабатывают три вида потоков — входной, выходной и внутренний. Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д.

Специфика складской системы предусматривает неизбежное наличие запасов, рассматриваемых как необходимый фактор обеспечения определенного уровня обслуживания потребителей. В свою очередь потребители считают причинами образования запасов обеспечение непрерывности производственного процесса, стремление сгладить контурные колебания и обеспечить быструю отгрузку при неожиданном спросе различных видов продукции. Концепция логистики предусматривает минимизацию запасов, поэтому на складах предусматриваются подъемно-транспортные механизмы и специальные устройства для хранения материалов.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является проектирование системы складской логистики торговой оптовой сети.

Объектом исследования данной работы является ООО»Колор-Лайн».

На данном предприятии я работаю менеджером по продажам. Принимаю заказы от покупателей, поэтому выбранная тема мне знакома и близка.

Предмет исследования – логистический процесс складирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы складской логистики;

2.Провести анализ предприятия, рассмотреть логистический процесс на

cкладе;

3.Разработать проект системы складской логистики в торговой оптовой сети.

В исследовании применялись методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме логистики склада, а также информация, полученная автором в процессе профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные автором концептуальные подходы, вытекающие из теоретико-методологических исследований, доведены до конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы предприятием в целях проектирования системы складской логистики на предприятии.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность дипломной работы, поставлены цели и задачи, определен объект и предмет исследования, указывается научная новизна и практическая значимость.

В первой главе дипломной работы изучены теоретические основы логистики, основные походы к определению, эволюционные теории.

Во второй главе проведен анализ предприятия ООО » Колор-Лайн», включая анализ логистической системы. Сделан вывод о необходимости разработки проекта складской логистики предприятия.

В третьей главе дипломной работы разработан проект складской логистик

ООО «Колор-Лайн» и дана оценка экономической эффективности внедрения проекта.

В заключении дипломной работы сделаны основные выводы проведенного исследования и предложенного проекта.

Основные функции и задачи склада. Классификация складов в лоистической системе.

12

Тема. Логистика складирования

Основные функции и задачи склада. Классификация складов в лоистической системе.

Современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекс зданий, совокупность перерабатываемых грузов, система информационного обеспечения и т.д.).

С использованием принципов логистики и современных подходов к управлению запасами изменилось и отношение к складам.

В логистике склад – это место преобразования материальных потоков, направленных на удовлетворение потребностей клиентской базы. Логистика занимается не управлением складом (это задача заведующего складом), а управлением товарными потоками, проходящими через склад и складскую сеть.

Одна из задач логиста состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование логистической инфраструктуры. Применительно к складу это означает управление товарными потоками таким образом, чтобы обеспечить согласование характеристик выходящего потока (со склада) с входящим потоком (на склад) при оптимизации всех имеющихся на складе ресурсов: складских мощностей, технических средств, складского персонала и т.п. Реализация этой задачи требует от службы логистики в первую очередь умения планировать товарные потоки.

Склады встречаются на всем пути движения материальных потоков, начиная со складов поставщиков сырья и материалов и кончая складом системы распределения.

Основными причинами использования складов в ЛС можно считать следующие:

— координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении;

— уменьшение логистических издержек при транспортировке (экономичные партии доставки)

— обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса (максимальный уровень сервисного обслуживания);

— создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

— увеличение географического охвата рынка сбыта (увеличение территориального охвата рынка);

— бесперебойное снабжение конечных потребителей и возможность организации у них товарных запасов;

— обеспечение гибкой политики обслуживания, особенно в системах с независимым спросом.

Склад, как и любой элемент ЛС, должен осуществлять свою деятельность с позиции эффективности всей системы. Из этого следует, что склады в рамках ЛС должны выполнять следующие основные функции:

— выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии с просом потребителя.

— преобразование ассортимента внутри материального потока в соответствии со спросом потребителя

— обеспечение концентрации и хранения запасов

— сглаживание асинхронности производственного процесса

— унитизация партии отгрузки.

Современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам и т.п.

В рамках системы логистики склад решает весьма разнообразные задачи:

— своевременное предоставление товаров и услуг потребителям, обеспечивая максимальный уровень обслуживания клиентов;

— концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах на основе учета запасов в натуральном и стоимостном выражениях;

— защита производства и потребителей от непредвиденных различных обстоятельств (отсутствие товаров у поставщика, катастрофы, забастовки и т.п.)

— сбалансирование увеличение темпов производства и объемов производимой продукции при росте спроса потребителями.

Склад решает и чисто традиционные задачи, связанные с осуществлением технологического процесса переработки грузов:

— максимальное использование складских мощностей;

— рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

— эффективное использование складского оборудования;

— устранение потерь товаров при их складской обработке и хранении;

— подготовка товара к продаже: маркировка, специальная упаковка и т.д.

На политику складирования и деятельность склада компании оказывает влияние:

— место склада в ЛС

— особенности отрасли

— цель и задачи бизнеса, реализуемые компанией;

— доступность капитала;

— характеристики и особенности товара, такие, как вес и размер товара и упаковки, условия хранения, разнообразие товарных позиций, возможность замены одного товара на другим;

— сроки хранения товара;

— конкурентная среда бизнеса;

— сезонность спроса на товар;

— и т.д.

Разнообразие видов складов в ЛС, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов и т.д. требуют их обязательной систематизации. Цель классификации складов в логитстике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента ЛС, влияющего на особенности продвижения материального потока.

Общепринятая еще по времена СССР классификация складов предполагает систематизацию складов по следующим основным признакам:

— по отношению к базисным функциональным областям,

— по виду продукции,

— по форме собственности,

— по функциональному назначению,

— по товарной специализации,

— по технической оснащенности;

— по виду складских зданий (сооружений)

— по наличию внешних транспортных связей.

Однако в настоящие время много практики России стали использовать еще один тип классификации складов, в основу которых положена классификация складских помещений “Swiss Realty Group”. Несмотря на свое несовершенство именно это классификация складских помещений находит наибольшее применение, особенно при продаже складских зданий и сдаче их в аренду.

В соответствии с этой классификацией, складские помещения классов A, B, C должны соответствовать следующим требованиям.

Оптимизация складского хозяйства – задача весьма сложная и требует четкого методического подхода. Стремление многих руководителей копировать технологии грузопереработки, объемно-планировочные решения или организацию процессов, осуществляемых на других складах, пусть даже самых передовых, как правило, не приводит к ожидаемым результатам.

Причиной этого является специфические условия внешней среды и особенности функционирования компании и, соответственно самого склада. Различия могут быть связаны со следующими параметрами:

— местонахождение склада;

— особенности подъездных путей (близость или отдаленность от центральных магистралей, ориентация на работу с различными транспортными средствами);

— конструкция (этажность, высота здания, шаг колон, наличие и размещение подсобных помещений склада)

— погрузочно-разгрузочный фронт (число ворот, высота рампы, размеры погрузочно-разгрузочной площадки перед складом и его оснащение и т.п.)

— размеры складского здания

-система складирования и объемно-планировочные решения (виды и характеристики стеллажей и расстановка их в пространстве, наличие и размеры рабочих зон склада, применяемая информационная система и т.п.)

— техническое оснащение (виды и характеристики подъемно – транспортной техники)

— складской персонал (распределение функциональных обязанностей, численность персонала, распределение материальной ответственности)

— товарные потоки (ассортимент, интенсивность поступления на склад и выхода со склада, применяемые складские товароносители и транспортная тара и т.д.)

— клиентская база (география потребителей, величина и ассортимент партий поставок, частота и ритмичность поставок, время работы клиентов, требования к обслуживанию и т.д.).

— поставщики (география поставщиков, условия их поставки, включая ассортимент, транспортные возможности, минимальный и максимальный размер партии и т.д.)

Необходимо помнить и том, что стремясь добиться оптимальной работы склады, каждая компания решает и целый ряд отличных от других проблем:

1) Как повысить производительность склада?

2) Как оптимизировать имеющиеся ресурсы?

3) Сколько должно быть сотрудников на складе?

4) Какая система мотивации эффективна?

5) Как учитывать выработку на одного работника?

6) Как сократить кражи?

7) Как улучшить показатели обслуживания клиентов?

8) Как сократить время комплектации заказа?

9) Как повысить трудовую дисциплину?

10) Как обеспечить материальную ответственность?

11) Какая информационная система оптимальна для склада?

12) Рационально ли использование данных видов техники на данном этапе

13) Нужно ли выделять экспедицию отправки?

Перечисленные внешние и внутренние специфические особенности функционирования склада и проблемы, которых приходится решать, делают каждый склад непохожим на другие. Вот почему при оптимизации склада или складского хозяйства как аксиому необходимо помнить: лишь индивидуальный подход к решению проблем склада с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на его деятельность, сделает склад рентабельным.

Цель создания и функционирования склада в ЛС состоит в там чтобы принимать грузопоток с транспорта с одними параметрами, перерабатывать и выдавать его на другой транспорт, с другими параметрами и выполнять это с минимальными затратами, обеспечивая требования клиентов.

Склад как элемент ЛС действует на основе тех же принципов, что и система в целом. При этом цели и задачи системы определяют цели и задачи склада. Современный интегрированный подход в логистике предполагает управление сквозными потоками ЛС, проходящих через все ее звенья. Однако это совсем не исключает возможность анализа и исследования составляющих ее звеньев и элементов. Главным при этом является выполнение следующих требований:

· Все звенья и элементы должны рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости;

· Все элементы являются оставляющими единой ЛС, а потому их деятельность должна быть направлена на достижение общей целевой функции всей системы;

· Локальные цели и задачи функционирование элементов ЛС должны согласовываться с общей целью и задачами всей ЛС;

· Анализ и исследования любого элемента ЛС должны осуществляться на основе системного подхода;

· Моделирование элементов ЛС должно вестись на тех же принципах, что и системы в целом;

· Оптимизация всей системы первична, и лишь она диктует условия субоптимизации составляющих ее элементов.

Основными условиями эффективного функционирования склада как элемента ЛС, вытекающими из общих принципов ее проектирования, можно считать следующие:

· Склад должен рассматриваться не изолированно, а лишь как элемент ЛС. Эффективность склада должна отвечать интересам эффективного функционирования ЛС в целом.

· Необходимо учитывать технические и технологические возможности движение материального потока, проходящего через склад, с внешним транспортом, а также с непосредственными поставщиками и покупателями.

· Снижение затрат на складскую обработку грузов не должно повлечь за собой понижение уровня обслуживания клиентов.

· Комплекс логистических услуг, предоставляемых складами, должен отвечать политике фирмы при обслуживании клиентов.

· Технические и технологические решения на складе должны исходить не из модных течений, а из логистической необходимостью и экономической целесообразностью.

· Современный уровень развития ЛС предполагает автоматизированную систему управления информационными потоками, независимо от уровня технической оснащенности самого склада.

· Для снижения трудозатрат, связанных с документооборотом, целесообразно предусмотреть единый подход к документации между всеми участника ЛС.

· Для автоматизации информационных потоков в системе и на складе в частности, целесообразности внедрение штрихового кодирования грузов на предприятиях изготовителей.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *