Система экологического права

Экологическое право. Понятие, предмет, система

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Понятие, предмет и система экологического права.

  2. Общая часть экологического права.

  3. Особенная часть экологического права.

  4. Специальная часть экологического права.

Термин «экология» был введен в научный оборот немецким уче­ным Э. Геккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки. Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в им числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отноше­ний общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества. Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных от­ношений.

Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные отноше­ния в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природ­ной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воз­действия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Более четко оп­ределить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных при­родных ресурсов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают. Они состоят из общей, особенной и специальной частей.

2. В общей части содержатся институты и положения, имеющие зна­чение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, его источники, экологические правоот­ношения, право собственности на природные ресурсы, право приро­допользования, государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. его участниками, являются граждане, юридические лица, государство и его органы. Сте­пень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что, ко­нечно, не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.

Объекты экологических правоотношений подразделяются в юри­дической литературе на три категории:

интегрированные — окружающая природная среда в целом;

дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, живот­ный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые —государственные природные заповедники, на­циональные природные парки, природные заказники, памятники при­роды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды рас­тений и животных и места их обитания.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Права и обязанности субъектов экологи­ческих правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэто­му содержанию права одного участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека вообще, в том числе и в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пы­таются решать многие проблемы современности, в том числе и эко­логические. Не удивительно поэтому, что и по нашей Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2 Конституции РФ), Права и свободы человека и гражданина являются одной из основ конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благо­приятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция пред­усматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в За­коне «Об охране окружающей природной среды»1. Так, в ст. 11 Закона говорится, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Более того, данным проблемам посвящен специ­альный второй раздел Закона — «Право граждан на здоровую и бла­гоприятную окружающую природную среду», чего ранее никогда не было в нашем законодательстве.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан от 22 июля 1993 г.2 предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах. Здесь, в частности, предусмотрено, что гражданам Российской Феде­рации, проживающим в районах, признанных в установленном зако­нодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие кон­сультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями меди­цинского назначения на льготных условиях Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» от 30 марта 1999 г.1 предусмотрены права и обязан­ности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения, в том числе их права на благоприятную среду оби­тания.

В соответствии с действующим законодательством граждане име­ют право:

— на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

— получать в соответствии с законодательством РФ в органах госу­дарственной власти, местного самоуправления, учреждениях государ­ственной санитарно-эпидемиологической службы и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состо­янии среды обитания;

— осуществлять общественный контроль за выполнением санитар­ных правил;

— создавать общественные организации по охране окружающей при­родной среды, фонды и иные общественные формирования в данной сфере, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и де­монстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей при­родной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалоба­ми, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;

— требовать в административном или судебном порядке отмены ре­шения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приоста­новлении, прекращении деятельности предприятий и других объек­тов, оказывающих вредное влияние на здоровье человека;

— на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения законодательства, действующе­го в данной сфере, юридическими и физическими лицами;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, виновных в совершении экологических правонару­шений.

Важным является вопрос о праве собственности на природные ре­сурсы. От того или иного решения его во многом зависит правовое регулирование многих вопросов рационального использования и ох­раны природных ресурсов. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она выступает и как главное средство производства, и как пространственный базис всякой иной деятельности. С землей и дру­гими природными ресурсами сельские жители тесно связаны и в быту, и в производстве.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в со­ответствии с законом не может принадлежать им (ст. 213 ГК РФ). Право граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции РФ (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ­ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц.

Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собствен­ностью. Она выступает в виде федеральной собственности и собствен­ности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепле­ние в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью РФ является имущество, принадле­жащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерально­го значения, автономной области, автономным округам (собствен­ность субъекта Российской Федерации).

Муниципальной собственностью является имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности город­ским и сельским поселениям, а также другим муниципальным обра­зованиям.

Важную роль в обеспечении рационального использования и ох­раны окружающей природной среды играют государственные органы. Несмотря на усиление и переход в условиях рыночной экономики на преимущественно экономические методы управления, роль админи­стративно-правового механизма в данной сфере остается значитель­ной и во многом определяющей, что обусловлено спецификой скла­дывающихся здесь отношений.

Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:

— нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;

— организаторская деятельность в данной сфере, в том числе плани­рование, финансирование, лицензирование;

— мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.

Обеспечение рационального природопользования и охраны окру­жающей среды — задача всего государственного механизма, всех ор­ганов государственной власти. Вместе с тем в системе государствен­ных органов выделяются специально уполномоченные органы, глав­ной функцией которых является обеспечение рационального исполь­зования и охраны окружающей природной среды.

Как предусмотрено Конституцией РФ (ст. 72), природопользова­ние, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопас­ности, особо охраняемые природные территории, охрана памятни­ков истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов — республик, краев, областей, авто­номных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с данным и другими конституционными положениями, а также поло­жениями, предусмотренными другими нормативными правовыми ак­тами, определяется компетенция соответствующих природоохранных органов.

Согласно Указу Президента РФ «О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. Государственный коми­тет РФ по охране окружающей среды, осуществлявший ранее на кол­легиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения эко­логической безопасности, сохранения биологического разнообразия, ныне упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ.

Значительную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играет государственная и об­щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами яв­ляются:

презумпция потенциальной экологической опасности любой наме­чаемой хозяйственной или иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экс­пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, представляемой на эколо­гическую экспертизу;

независимость экспертов и др. (ст. 3 Федерального закона «Об эко­логической экспертизе»1).

К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

3. Особенная часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями, также оказывающими вли­яние на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также таким уникальным свойством, как плодоро­дие, которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом.

Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и ох­раны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологи­ческой безопасности страны. Сельские жители наиболее тесно связа­ны с природой и в быту, и в производстве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлено следующее по­ложение, содержащееся в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 46): предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по ох­ране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных послед­ствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоро­вью человека.

Особо «жесткие» экологические требования установлены в дейст­вующем законодательстве для животноводческих ферм и комплексов, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, которые должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхност­ных и подземных вод, причинение вреда окружающей природной среде, водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение ука­занных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Существенное влияние на состояние окружающей природной среды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мели­оративных работ. Как предусмотрено Федеральным законом «О мели­орации земель» от 10 января 1996 г.1, мелиорация земель осуществ­ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земле­делия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйст­венной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сель­скохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных зе­мель и формирования рыночной инфраструктуры земельных угодий. Определен Законом порядок проведения мелиоративных работ, а также предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией зе­мель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного ре­жима почв на мелиорируемых землях, или препятствовать эксплуата­ции мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений и защитных лесных насаждений. Перевод мелиори­рованных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гер­бицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том чис­ле и необратимые негативные последствия для самого сельского хо­зяйства. Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»1.

Исходя из большого социального, политического и экономическо­го значения рационального использования и охраны земель в сельском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспечение плодородия этих земель. Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения» от 16 июня 1998 г.2

Важное место в экологическом праве занимает правовое регули­рование отношений по рациональному использованию и охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсут­ствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про­стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики. По оценкам специалис­тов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн. долларов. Однако эти богатства не беспредельны. Многие из них относятся к так называемым невозоб­новимым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут. Поэ­тому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач. Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего законодатель­ства о недрах.

Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственнос­ти на землю здесь право частной собственности полностью исключа­ется. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах»3 государст­венный фонд недр составляют используемые участки, представляю­щие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее территориального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр относится к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Одним из основных компонентов окружающей природной среды является вода, которая хотя и является возобновимым, но ограничен­ным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим первосте­пенную роль в становлении и развитии человеческого общества, удов­летворении его экологических и иных потребностей.

В нашем законодательстве употребляются термины «вода» и «воды». Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоя­нии, а под «водами» — вся вода, находящаяся в водных объектах, ко­торыми являются сосредоточение вод на поверхности суши в формах . ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Основными принципами государственного управления использо­ванием и охраной водных объектов Российской Федерации являются:

— устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

— сочетание использования и охраны всего бассейна водного объекта или части его в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территори­ального принципов);

— разграничение функций управления в области использования и ох­раны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации и ее субъектов урегулированы отноше­ния по использованию лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологи­ческого и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного много­целевого лесопользования.

Животный мир также является неотъемлемым компонентом ок­ружающей природной среды,»подлежащим строгой правовой охране. Под животным миром согласно ст. 1 Федерального закона «О живот­ном мире» понимается совокупность населяющих территорию Россий­ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Представляется, что данное определение животного мира носит в известной мере условный характер и в основном пригодно для целей данного Закона, поскольку оно охватывает далеко не весь животный мир, а лишь его объекты, находящиеся, во-первых, в указанных в За­коне границах и, во-вторых, в состоянии естественной свободы. Прав­да, в Законе содержится оговорка (ст. 3), что отношения в области использования и охраны объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурсов и генетического фонда объектов животно­го мира и иных научных и воспитательных целях, также регулируются данным Законом, другими федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федераций, а также закона­ми и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Особый правовой режим установлен для участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагают­ся природные комплексы и объекты, имеющие особое природо­охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты по решениям органов государственной власти полностью или частично из хозяйственно­го использования и для которых установлен режим особой охраны. К таким особо охраняемым природным территориям относятся: госу­дарственные природные заповедники, национальные парки, природ­ные парки, государственные природные заказники, памятники при­роды, дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

4.Специальная часть экологического права включает право окру­жающей природной среды в зарубежных странах и международное право окружающей среды. Значение и необходимость их изучения обусловливается спецификой самих регулируемых отношений, состо­ящей в данном контексте в том, что многие проблемы охраны окру­жающей природной среды не могут быть успешно разрешены в гра­ницах одного государства, в том числе и такого обширного по терри­тории, как наша страна, а также необходимостью ознакомления и ис­пользования всего мирового опыта охраны окружающей природной среды. Осознание необходимости согласованных действий всего ми­рового сообщества в области охраны окружающей природной среды — характерная черта современности с ее глобализацией не только эко­номики, но и экологических проблем. Их успешное решение — непре­менное условие существования и развития нашей цивилизации.

Основные принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды нашли отражение и нормативное закрепле­ние прежде всего в основополагающем в данной сфере законодатель­ном акте — Законе «Об охране окружающей природной среды», а также в других нормативных правовых актах. Этими принципами «являются:

— право каждого человека на жизнь в наиболее благоприятных эко­логических условиях;

— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обес­печения нужд своих граждан;,

— экологическое благополучие одного государства не может обеспе­чиваться за счет других государств или без учета их интересов;

— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории госу­дарства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно при­знанных критериев и параметров;

Предмет, источники и объекты экологического права

Предмет, источники и объекты экологического права

Понятие, предмет и метод экологического права

Экология— это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­жающей их природной средой обитания.

Экологическое право— это совокупность норм, регулирующих обще­ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­дей .

Предметом экологического праваявляются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права — это совокупность приемов и спосо­бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

2. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.


4. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.

5. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

Правовое регулирование природопользования

Управление природопользованием

И охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований эколо­гического законодательства.

Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства от­носительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

К функциям управления природопользованием относятся:

• подзаконное нормотворчество;

• создание системы органов управления в сфере природопользова­ния и координация их деятельности;

• экологическое планирование и нормирование;

• оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности че­ловека на окружающую среду;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование и сертификация;

• экологический мониторинг и учет состояния и использования от­ дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них;

• экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.


Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формирования­ми и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отрас­левое (ведомственное) и государственное управление природопользо­ванием и охраной окружающей среды.

Государственное управление природопользованием и охраной окружа­ющей среды в Российской Федерации осуществляется специально упол­номоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально упол­номоченными государственными органами по отдельным видам природ­ных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Феде­ральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.).

Формы государственного регулирования подразделяются на:

а) неправовые;

б) правовые.

К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распоря­дительство (например, определение категории земель) и обеспечение ис­полнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

• правотворчестве — принятии решений, имеющих значение зако­на или его форму;

• правоприменении — принятии правоприменительных актов;

• правоохране — применении санкций правовых норм в случае,
когда эти нормы нарушаются.

Методы государственного регулирования природопользования и ох­раны окружающей среды бывают четырех видов:

• метод обязательных предписаний;

• метод рекомендаций;

• метод санкционировании(ограниченного самоуправления);

• метод разрешения (полного делегирования прав).

Предмет, источники и объекты экологического права

>Тема 3. Объекты экологического права

1. Понятие и общая характеристика объектов экологического права

1. Объект экологического права – это совокупность экологических общественных отношений. В тоже время, объекты экологического права — это объекты, по поводу которых складываются экологические отношения.

Окружающий мир – социальные и природные объекты. Природные объекты – внешние признаки – естественное происхождение и экологическая взаимосвязь (нормативное оформление и ценность). Ценность – выполнение функций жизнеобеспечения. Внутренние признаки – свойства объектов природы, отделяющие их друг от друга (ряд авторов их группирует – не имеет смысла). Нормативное обособление: ст. 4 ФЗ РФ – 3 группы объектов (3 уровня обособления) – общие объекты и объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

— земли;

— недра;

— почвы;

— поверхностные и подземные воды;

— леса и иная растительность;

— животные и другие организмы и их генетический фонд;

— атмосферный воздух;

— озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

(Глобальные – отдельные).

2. В первоочередном порядке охране подлежат:

— естественные экосистемы;

— природные ландшафты и комплексы, е подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особая охрана: особое значение и/или редкие и исчезающие (континентальный шельф и исключительная экономическая зона).

Объекты международной охраны: международные и национальные – океан, Антарктида, атмосферный воздух, космос и раздел.Природные объекты.

Предмет, метод и система экологического права

Одной из основных функций (направлений деятельности) со­временного демократического правового государства является эко­логическая функция, или функция по обеспечению эффективного и рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды.

Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном и ком­плексном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов.

Таким образом, экологическая функция государства включает в себя деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по рас­поряжению в интересах общества природными ресурсами, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального исполь­зования объектов природы с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данная функция осуществляется посредством принятия и реализации соответствующих правовых актов, содер­жащих различные нормы права. Предмет и метод правового регули­рования являются средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. Предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором от­расли права и определяется как совокупность общественных отно­шений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права — это совокупность урегулиро­ванных правовыми нормами общественных отношений, через кото­рые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целост­ной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и со­держанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельно­сти государства и общества, поскольку экологическое право выпол­няет две основные функции — регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют общественные отношения, возникающие в следующих сферах:

• обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов граж­данина и человека;

• сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;

• государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;

• собственности на природные ресурсы;

• реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природ­ными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и рас­ходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);

• использования природных ресурсов;

• восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и др.);

• предотвращения возможного вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности (оценка воздействия на окру­жающую среду, проведение экологической экспертизы, эколо­гический аудит и т.п.);

• применения мер юридической ответственности в связи с со­вершением экологического правонарушения;

• создания и организации особо охраняемых природных терри­торий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказни­ков, памятников природы и т.п.);

• международного сотрудничества в области природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологиче­ского права, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды: от физических воздейст­вий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.), от биологиче­ских воздействий (переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира, последствий применения биотехнологий, по­ступления в окружающую среду микроорганизмов, возникновения эпизоотий). Осуществляется это с целью сохранения или восста­новления благоприятного состояния окружающей среды.

Не все объекты окружающей среды могут быть объектами от­ношений, входящих в предмет экологического права. Для иденти­фикации тех или иных объектов как «экологических» теория эколо­гического права выделяет общие признаки отграничения их от «не­экологических» .

Общие признаки объектов, подпадающих под действие экологиче­ского права:

• естественное состояние природного объекта (компонента) как составной части экологической системы;

• социально-экономическая ценность объекта;

• географическая особенность расположения (размещения) при­родного объекта;

• взаимная связь материального объекта с окружающей средой.

Следующим элементом, характеризующим экологическое право

как самостоятельную отрасль права, является метод правового регу­лирования — совокупность приемов и способов нормативного упо­рядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

• императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);

• диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права — это совокупность приемов право­вого воздействия на общественные отношения, являющиеся пред­метом экологического права.

Метод экологического права включает в себя следующие элементы:

• установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ эко­логической системы;

• закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;

• определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Наибольшее применение в экологическом праве находят пуб­лично-правовые начала, которым свойственен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет эко­логического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обяза­тельных повелений, предписаний, запретов при использовании при­родных ресурсов, а также мер юридической ответственности за со­вершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и воз­можности выбора субъектов природопользования условий соверше­ния сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствова­ния. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с не­обходимостью государственного участия в решении вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).

Система экологического права. Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопро­са о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в за­висимости от круга регулируемых общественных отношений объе­динены в правовые институты, которые, в свою очередь, формиру­ют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных обществен­ных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользованием и охраны окружающей среды. Институты эко­логического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последова­тельно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание, т.е. это Общая часть, Особенная часть и Специ­альная часть.

Общая часть экологического права содержит:

• общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);

• право собственности физических и юридических лиц на при­родные ресурсы;

• управление природопользованием и охраной окружающей среды;

• правовой механизм природопользования и охраны окружаю­щей среды (экологическое управление и контроль, нормиро­вание качества окружающей среды, экологический монито­ринг и экологическая экспертиза);

• экономический механизм природопользования и охраны ок­ружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);

• юридическую ответственность за экологические правонару­шения.

Особенная часть экологического права включает в себя:

• правовые режимы использования и охраны каждого вида при­родных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и расти­тельного мира);

• правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;

• правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных пар­ков и т.п.);

• правовой режим экологически неблагоприятных территорий;

• правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

• общие принципы международного сотрудничества в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды;

• международные экологические организации;

• международное эколого-правовое регулирование.

Принципы экологического права

Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:

  • Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
  • Предотвращение вреда окружающей среде
  • Охрана жизни и здоровья человека
  • Демократизация экологического права
  • Гуманность
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие
  • Сохранение и защита экологического равновесия
  • Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
  • Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде)
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства
  • и др.

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  • право собственности на природные объекты;
  • право природопользования;
  • государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность.

Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром;
  • Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

См. также: История экологического права в России > Международное экологическое право Основная статья: Международное право охраны окружающей среды

ФЭПО экологическое право для АСТ юр.9 .

F1: Экологическое право

S: В США организацией, осуществляющей координацию всей федеральной природоохранной деятельности и единый контроль за загрязнением окружающей среды, является…

+:Агенство по охране окружающей среды

S: В Межгосударственный экологический совет входят _________________ государств–участников Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (Москва,1992 г.).

+:руководители природоохранных органов

S: В экологическую компетенцию органов местного самоуправления включено (-: а)

+:организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

S: Концепцией отношения к природе, обеспечивающей наиболее рациональное природопользование, является концепция …

+:устойчивого развития

S: Система экологического права определяется как совокупность …

+:институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности

S: Природный объект определяется как …

+:естественная экологическая система, сохранившая свои природные свойства

S: Природный комплекс определяется как …

+:комплекс естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическим расположением

S: Понятие «природно-антропогенный» объект включает в себя…

+:природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности человека

S: Особой охране подлежат следующие природные объекты: …

+:места проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации

S: К исчерпаемым и невозобновляемым природным ресурсам относятся …

+:минеральные ресурсы недр

S: К источникам экологического права относится …

+:международные договоры в области охраны окружающей среды

S: Нормативные акты муниципального уровня принимаются по вопросам…

+:организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

S: Основы охраны окружающей природной среды закреплены в следующей статье Конституции РФ…

+:9

S: Указы Президента РФ как источники экологического права могут…

+:создавать правовую основу функционирования органов исполнительной власти в области природопользования

S: К защите экологических прав граждан не относится …

+:защита прав собственности на землю и другие природные ресурсы

S: Не является объектами экологических правоотношений…

+:природные объекты, утратившие связь с естественными экосистемами

S: Субъектами права на благоприятную окружающую среду в российском законодательстве являются…

+:граждане России и иностранные лица, находящиеся на территории РФ

S: Экологические правоотношения – это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере…

+:рационального природопользования и охраны окружающей среды

S: Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются…

+:юридические факты

S: Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы в частную собственность…

+:иностранным юридическим лицам

S: Разграничение государственной собственности на землю отнесено …

+:к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов

S: К объектам права специального природопользования относятся…

+:животные в естественной среде обитания

S: Право муниципальной собственности на землю возникает…

+:исключительно в пределах муниципального образования

S: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,…

+:если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц

S: К видам водопользования относится…

+:обособленное или совместное водопользование

S: Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании…

+:договора

S: В частной и муниципальной собственности могут находиться…

+:пруд и обводненный карьер

S: Естественное изменение русла реки не влечет за собой…

+:прекращение собственности РФ на этот водный объект

S: По общему правилу водные объекты находятся в собственности…

+:Российской Федерации (федеральной)

S: К видам прав лесопользования не относится…

+:право пожизненно наследуемого владения

S: Лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам на праве…

+:бессрочного пользования

S: Объектами охраны в Российском экологическом праве являются животные …

+:континентального шельфа и территориального моря

S: Животный мир в пределах территории Российской Федерации является собственностью…

+:Российской Федерации

S: Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности…

+:федеральной

S: Недра, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться физическим и юридическим лицам на праве…

+:пользования

S: Право пользования недрами осуществляется на основании…

+:соответствующее решение органов государственной власти соответствующего уровня в зависимости от целей использования

S: Сроки пользования недрами исчисляются с даты…

+:государственной регистрации лицензий на недропользование

S: Предметом отчуждения участки недр …

+:не могут быть

S: Добытые из недр в соответствии с лицензией полезные ископаемые могут находиться в собственности…

+:государственной, муниципальной и частной

S: Разграничение полномочий между Федеральными органами власти и субъектов РФ в области природопользования устанавливается…

+:Конституцией РФ и федеральными законами

S: К принципам экологического управления относятся принципы…

+:обеспечения экологической безопасности

S: К полномочиям органов государственной власти РФ не относится…

+:разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ

S: К компетенции органов власти субъектов РФ не относится…

+:объявление территории соответствующего субъекта РФ зоной экологического бедствия

S: Управление в области охраны окружающей среды осуществляется уполномоченными на то…

+:федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

S: К функции органов общей компетенции субъектов РФ относится…

+:нормирование воздействий на окружающую среду на территории субъекта РФ

S: К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится…

+:организация проведения государственной экологической экспертизы

S: Для подготовки оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, военным и экологическим последствиям, действует…

+:Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

S: К функциям управленческой деятельности Президента РФ как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды не относится…

+:обеспечение проведения государственной экологической экспертизы на федеральном уровне

S: К полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии РФ относится координация и контроль деятельности …

+:Федерального агентства по надзору в сфере природопользования

S: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору…

+:является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха

S: Головным органом государственного управления использованием и охраной недр является…

+:Министерство природных ресурсов и экологии РФ:

S: Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является…

+:Росгидромет

S: Головным органом государственного управления использованием и охраной вод является…

+:Министерство природных ресурсов и экологии РФ

S: Государственный специальный экологический контроль осуществляется…

+:Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

S: К правомочиям государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов относится…

+:посещение предприятий независимо от степени засекреченности объекта контроля

S: Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется…

+:Правительством РФ

S: Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций _______________ природных ресурсов.

+:хозяйственного использования

S: В Российской Федерации осуществляется _______________контроль в области охраны окружающей среды.

+:государственный, производственный, муниципальный и общественный

S: В основе нормативов качества окружающей среды не лежит ___________ показатель.

+:экономический (эффективность природоохранных мероприятий)

S: В санитарно-гигиенические нормативы включаются нормативы предельно допустимого (- ой, — ых) …

+:концентрации вредных веществ в окружающей среде

S: Конкретные требования о нормировании допустимого изъятия природных ресурсов регулируются…

+:Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ и иными природоресурсными законами

S: К нормативам качества окружающей среды относятся предельно допустимые…

+:концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни воздействия (ПДУ)

S: Нормативы качества окружающей среды — нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими, биологическими и иными показателями для оценки качества окружающей среды и при соблюдении которых…

+:обеспечивается благоприятная окружающая среда

S: В принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) не включается…

+:обязательная экономическая оценка природоохранных мероприятий в проекте

S: Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)

+:осуществляется на всех этапах проведения ОВОС и обеспечивается заказчиком

S: Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются…

+:федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное экологическое управление

S: В процессе оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности ее заказчик не обязан…

+:включать представителей заинтересованной общественности в состав коллектива, осуществляющего эту оценку

S: Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду …

+:прямое или косвенное

S: В принципы экологической экспертизы не включен принцип…

+:обязательности проведения общественной экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности

S: В перечень объектов государственной экологической экспертизы не включены

+:проекты инвестиционных программ

S: К специально уполномоченному органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу относится…

+:Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

S: Общественная экологическая экспертиза проводится…

+:природоохранными общественными организациями

S: В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случаях, если…

+:общественная экспертиза была дважды проведена в отношении одного и того же объекта

S: Техническое регулирование в экологическом праве определяется как правовое регулирование отношений в области …

+:применения на добровольной основе экологических требований к выпускаемой продукции

S: Специально уполномоченным государственным органом в области экологической сертификации и стандартизации является…

+:Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ:

S: Экологическая стандартизация осуществляется в соответствии с принципом …

+:добровольного применения стандартов

S: Объектом обязательной экологической сертификации являются…

+:любые пищевые продукты

S: Декларация безопасности определяется как документ, …

+:где сам субъект определяет параметры природопользования и обязуется их выполнять

S: Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (Москва, 1992 г.) не подписала республика…

+:Латвия

S: Разработка требований к планированию природопользования и охраны окружающей среды осуществляется…

+:с учетом предложений граждан и общественных объединений

S: Предоставление налоговых и иных льгот не осуществляется при…

+:не реализации мер по охране окружающей среды

S: К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится экологическое (-: ая)…

+:прогнозирование

S: Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с…

+:законодательством РФ

S: К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды не относится…

+:проведение экологического аудита природоохранной деятельности предприятий

S: Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется…

+:Налоговым кодексом РФ и соответствующими природоресурсными законами

S: Лимитирование природопользования определяется как система ограничений по

+:срокам и объемам предельных показателей изъятия природных ресурсов

S: Не относятся к объектам государственного кадастрового учета…

+:генетический фонд растений и животных

S: К видам экологического страхования относится…

+:добровольное экологическое страхование

S: Меры экономического стимулирования рационального природопользования включают…

+:установление налоговых или иных льгот для физических и юридических лиц, обеспечивающих устойчивое использование объектов животного мира

S: Компенсация санкционированного вреда, причиненного окружающей среде осуществляется…

+:в соответствии с утвержденными таксами или лимитами

S: Внесение субъектом хозяйственной деятельности платы за загрязнение окружающей среды ___________ от выполнения природоохранных мероприятий.

+:не освобождает

S: Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются…

+:федеральными законами

S: Норматив платы за загрязнение окружающей среды определяется…

+:загрязняемым компонентом окружающей среды, загрязняющим веществом и его массой

S: К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, не относятся …

+:незаконная рубка лесных насаждений

S: К видам платы за пользование земельными ресурсами относится (-: ятся) …

+:земельный налог и арендная плата

S: К видам платы за пользование водными ресурсами не относится (-: ятся)…

+:арендная плата

S: Лица, пользующиеся водными объектами на основании договоров водопользования, заключенных после вступления в силу Водного кодекса РФ (с 01.01.07), уплачивают…

+:водный налог и в том числе плату за пользование водным объектом

S: При пользовании недрами не уплачиваются …

+:отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

S: При пользовании землей уплачивается…

+:земельный налог, арендная плата

S: За совершение экологических проступков не могут привлекаться к административной ответственности…

+:органы местного самоуправления

S: Постановление о назначении наказания по делу об административном проступке в области охраны окружающей среды не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение __________ месяцев.

+:12

S: Возмездное изъятие орудия совершения административного проступка назначается…

+:судом

S: Максимальный срок лишения свободы за экологическое преступление составляет…

+:20 лет

S: В Уголовном кодексе РФ отмечено, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является…

+:охрана окружающей среды:

S: Наиболее строгая уголовная ответственность (по Уголовному кодексу РФ) предусмотрена за…

+:экоцид

S: В соответствии с Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного экологического проступка не может быть применено дисциплинарное взыскание -:…

+:административный штраф

S: Дисциплинарное взыскание применяется не позднее __________ со дня обнаружения экологического проступка.

+:одного месяца

S: Имущественная ответственность при нарушении экологического законодательства не наступает при совершении…

+:дисциплинарных проступков

S: Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение _______лет.

+:20

S: Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды не осуществляется…

+:по решению административной комиссии

S: Возмещение причиненного субъектом хозяйственной деятельности вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии исходя из…

+:фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды

S: При проектировании тепловых электростанций должно предусматриваться их оснащение…

+:высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ

S: Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам …

+:положительного заключения государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации

S: При размещении и проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, __________________, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

+:восстановлению природной среды

S: В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляются по утвержденным проектам с соблюдением …

+:требований технических регламентов в области охраны окружающей среды

S: Запрещается ввод в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений) без завершения предусмотренных проектом работ по …

+:охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории

S: Не запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов…

+:при отсутствии согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ

S: При эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности в соответствии с …

+:законодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права

S: В сельском и лесном хозяйствах запрещается применение токсичных химических препаратов,

+:не подвергающихся распаду

S: Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов _______________ распространяются на военные и оборонные объекты.

+:в полной мере, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды

S: Здания, строения, сооружения и иные объекты в городах и сельских поселениях должны размещаться с учетом …

+:требований в области охраны окружающей среды

S: Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется …

+:в соответствии с законодательством о градостроительстве

+:в соответствии с жилищным законодательством

S: Запрещается ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов из иностранных государств для …

+:захоронения

S: Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использования …

+:полностью

S: Государственные природные биосферные заповедники создаются для …

+:охраны и изучения соответствующего участка биосферы

S: Объявление территории государственным заказником…

+:допускается как с изъятием у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, так и без него

S: Природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и другие природные объекты и условия, не используются для …

+:познавательного туризма

S: Округа горно-санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природно-лечебные ресурсы относятся к …

+:недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие)

S: Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований и…

+:наблюдений за животным и растительным миром

S: Предоставление в пользование участков континентального шельфа Российской Федерации осуществляется …

+:по результатам конкурсов и аукционов

S: Природные ресурсы континентального шельфа Российской Федерации находятся в ведении …

+:исключительно Российской Федерации

S: В пределах ___________ морских миль режим покрывающих континентальный шельф вод является режимом исключительной экономической зоны РФ.

+:200

S: Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также …

+:другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ

S: Перечень чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации военных и оборонных объектов, определяется …

+:законодательством РФ

S: Границы зоны чрезвычайной ситуации определяются …

+:назначенными в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов руководителями работ

S: Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законодательством, применяются правила …

+:международного договора

S: К источникам международного права окружающей среды, создающим обязательное («твердое») право, не относится …

+:Декларация принципов по окружающей среде и развитию (1992 г.)

S: К специальным принципам международного права окружающей среды не относится принцип …

+:невмешательства во внутренние дела другого государства

S: Организацией, осуществляющей под эгидой ООН программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды», является …

+:МАГАТЭ

S: Основной экологической функцией ЮНЕСКО является…

+:содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению

S: Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах…

+:третейского суда

S: Киотский протокол (1997 г.) посвящен решению глобальной экологической проблемы…

+:разрушения озонового слоя атмосферы

S: Основными газами, разрушающими озоновый слой атмосферы, являются …

+:оксиды азота

S: Экологическая безопасность определяется как …

+:состояние защищенности экологических интересов государства и общества

S: Юридической обязанностью в экологическом праве является …

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *