Проведение общественных слушаний

Основные принципы

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, равно как и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов данных слушаний.

В Уставах муниципальных образований обычно содержится общая информация о публичных слушаниях, а более конкретно порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением (Порядком), принимаемым решением представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, в противном случае — главой муниципального образования.

Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на публичные слушания должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования;
  • проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Публичные слушания – это не завершение процесса принятия решения и не способ непосредственного принятия решения, это способ промежуточных действий по подготовке итогового действия – принятия решения. Такое решение принимается не участниками публичных слушаний, а публичным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать итоговое решение. Если бы было иначе, то мы имели бы дело не с публичными слушаниями, а с референдумом, итоги которого являются обязательными для публичной власти.

Смысл публичных слушаний по вопросам градорегулирования в том, чтобы донести до горожан информацию о градостроительном решении, а затем рассмотреть все замечания и предложения участников публичных слушаний в рамках подготовки заключения с рекомендациями публичной власти о принятии или непринятии такого решения. Принципиально важным моментом является обязательность проведения публичных слушаний по вопросам, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Примечания

  1. Шайхуллин М.С. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации : монография. — Москва : Юрлитинформ, 2016. — 304 с. http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5025:2016-05-05-05-18-46&catid=344:-2016&Itemid=38 Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  2. 1 2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». КонсультантПлюс. Дата обращения 13 февраля 2014. Архивировано 31 декабря 2013 года.
  3. Итоги реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 году / Под общей редакцией Д. Р. Хромова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 55. — 376 с. — ISBN 978-5-9516-0358-6, ББК 67.401. Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  4. Шайхуллин М.С. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ПУБЛИЧНЫХСЛУШАНИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник ВЭГУ. 2016. № 2 (82). С. 132-139. http://elibrary.ru/download/13607308.pdf
  5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ). КонсультантПлюс. Дата обращения 13 февраля 2014.
  6. Сафарова М.Д. Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании (часть 1) // Имущественные отношения в РФ. — 2015.
  7. Сафарова М.Д. Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании (часть 2) // ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ. — 2015.

Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить информацию для других стран и регионов.

Правила проведения общественных слушаний

Утверждены
приказом Министра охраны
окружающей среды
Республики Казахстан
от 7 мая 2007 года № 135-п

Правила проведения общественных слушаний

1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения общественных слушаний (далее – Правила) разработаны в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок проведения общественных слушаний с целью обсуждения проектов, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан, а также планов мероприятий по охране окружающей среды, разработанных для объектов I и II категории для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду (далее – проекты планов).
2. Правила основаны на принципах обеспечения конституционных прав граждан и общественных организаций Республики Казахстан на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений.
3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) общественность – одно или более чем одно физическое или юридическое лицо, их ассоциации, организации или группы, общественные объединения;
2) заинтересованная общественность – общественность, интересы которой затрагиваются или могут затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе;
3) общественные слушания – одна из форм реализации прав общественности на участие в процессе принятия государственных и управленческих решений посредством проведения открытых собраний для публичного обсуждения экологически значимых решений в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан и других законодательных актов, которыми предусмотрено обязательное проведение общественных обсуждений;
4) заказчик – инициатор намечаемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности;
5) проект плана мероприятий по охране окружающей среды – документ, содержащий комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества;
6) проект, реализация которого может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан – предпроектная и проектная документация намечаемой хозяйственной деятельности с материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее – проект).
4. На общественные слушания представляются материалы оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) предпроектных и проектных материалов намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека с учетом одного из трех (или в совокупности) параметров, а именно: размера, периода и интенсивности воздействия.
5. Общественные слушания предполагают равные для всех права высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу на основе изучения документальной информации, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу и не содержащей конфиденциальных сведений.
6. Участниками общественных слушаний являются:
1) заинтересованная общественность;
2) общественные и неправительственные организации и объединения;
3) местные исполнительные и представительные органы, государственные органы, к компетенции которых относится принятие обсуждаемых решений;
4) средства массовой информации (далее – СМИ).
7. Общественные слушания по обсуждению проектов и (или) проектов планов организует местный исполнительный орган (на территории которого планируется проведение работ).
8. Заказчик предварительно согласовывает с местными исполнительными органами (на территории которого планируется проведение работ) время и место проведения общественных слушаний и публикует объявление в СМИ о проведении общественных слушаний. Публикация объявления осуществляется на государственном и русском языках не позднее чем за двадцать календарных дней до проведения общественных слушаний.
Объявление также размещается на Интернет-ресурсе местных исполнительных органов.
Заказчик использует дополнительно и другие способы информирования общественности (информационные листки, стенды, индивидуальные уведомления).
9. В объявлении указывается:
1) день, время и место общественного слушания;
2) проект или проект плана, выносимый на общественные слушания;
3) адрес места, где представители общественности могут ознакомиться с материалами проектов в бумажном виде;
4) адрес Интернет-ресурса, где размещены материалы в электронном виде;
5) в случае отсутствия Интернет-ресурса указывается адрес электронной почты, где можно запросить материалы в электронном виде;
6) адрес электронной почты, где принимаются замечания и предложения.
10. Начиная с даты официального объявления об организации общественных слушаний по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан и (или) проектов планов Заказчик обеспечивает доступ представителей общественности к вышеуказанным проектам, осуществляет прием и регистрацию замечаний и предложений в бумажном или электронном виде.

2. Порядок проведения общественных слушаний

11. Общественные слушания проводятся с участием местных исполнительных органов и территориальных подразделений уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
12. В день общественных слушаний в назначенное время и в назначенном месте проводится регистрация участников слушаний (15 — 30 минут перед началом слушаний).
13. Общественные слушания открывает представитель местного исполнительного органа.
Большинством голосов участников утверждается повестка дня, регламент, избираются председатель и секретарь.
14. Заслушиваются доклады представителей Заказчика о проектах и (или) проектов планов.
В докладах должна содержаться информация:
о характере возможных решений или проект решения по проектам, вынесенным на общественные слушания;
о государственных органах, ответственных за принятие решения по выносимому на общественные слушания проекту, либо рассматривающих план мероприятий по охране окружающей среды в рамках процедуры выдачи разрешений на эмиссии;
об охвате данного вида деятельности национальной или трансграничной процедурой оценки воздействия на окружающую среду.
15. На слушаниях высказываются все желающие согласно установленного регламента и задают вопросы докладчикам. Докладчики отвечают на вопросы представителей общественности.
16. Заказчик организовывает запись и сбор докладов, вопросов, ответов и выступлений. При выполнении аудио и видеозаписей официальными представителями СМИ все участники общественных слушаний ставятся в известность.
17. Результаты общественных слушаний оформляются протоколом общественных слушаний по проекту и (или) проекту плана (далее – Протокол общественных слушаний), который подписывается председателем и секретарем. Один экземпляр Протокола общественных слушаний по результатам проектов передается в местные исполнительные органы, по проектам планов – в орган выдающий разрешение, в соответствии с пунктом 3 статьи 71 Экологического кодекса Республики Казахстан.
Протокол общественных слушаний составляется по форме согласно Приложению к настоящим Правилам.
18. Протокол общественных слушаний публикуется на Интернет-ресурсе местного исполнительного органа в срок не позднее пяти рабочих дней после дня проведения общественных слушаний.
19. Общественность, принявшая участие в общественных слушаниях, дает свои предложения и замечания (при их наличии) по содержанию Протокола общественных слушаний в течение семи календарных дней со дня его опубликования, направив их в местный исполнительный орган, организовавший общественные слушания.
Обращение общественности рассматривается в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
20. На основании обращения общественности местный исполнительный орган вносит соответствующие поправки в Протокол общественных слушаний, либо отклоняет с указанием причин отклонения.
Протокол общественных слушаний с учетом предложений и замечаний подлежит опубликованию в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил.
21. В случае несогласия с результатами рассмотрения обращения общественность в течение десяти календарных дней со дня получения ответа местного исполнительного органа обращается в суд в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
22. Заказчик проводит анализ результатов общественных слушаний и принимает решение о доработке проектов и (или) проектов планов мероприятий по охране окружающей среды с учетом общественного мнения.
23. Общественные слушания считаются состоявшимися при участии заинтересованной общественности, пришедших в назначенное время и место.
24. В случае, если общественные слушания признаны несостоявшимися, заказчик проводит общественные слушания повторно в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами. При публикации объявления в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил указывается о повторном проведении общественных слушаний, а объявление публикуется не позднее, чем за десять календарных дней до проведения повторных общественных слушаний.

Приложение
к Правилам проведения
общественных слушаний

Форма

Протокол общественных слушаний по проекту
и (или) проекту плана ______________________________________

Дата проведения: ____________________________
Место проведения: ___________________________

Общественные слушания организованы
____________________________________ (местный исполнительный орган).

Информация о проведении общественных слушаний доведена до
сведения общественности посредством:_________________________________
(указание использованных средств информирования, например, названия
СМИ и даты публикации)

Участвовали: __________________________________________________
(указание всех участников либо основных категорий участников с
предоставлением полного списка в качестве приложения к протоколу)

Повестка дня общественных слушаний: ___________________________
(основные пункты повестки и предусмотренные для них временные рамки)

Выступили: ___________________________________________________
(перечень выступавших, тематики и основной сути их докладов и
выступлений, при наличии текстов докладов и выступлений, включение их
в качестве приложения к протоколу).

Вопросы, предложения и замечания представителей общественности:
__________________________________________________________________
(изложение вопросов и ответов, предложений и замечаний с указанием
лиц и представляемой ими организации или целевой группы; при
предоставлении объемных письменных предложений и замечаний включение
их в качестве приложения к протоколу)

Основные выводы по итогам обсуждения: _______________________
(наличие (отсутствие) предложений и замечаний, требующих учета и то,
как они будут учтены; наличие (отсутствие) принципиальных разногласий
и то, как будет организована дальнейшая работа по учету общественного
мнения).

Председатель общественных слушаний:____________________________
__________(Фамилия, имя и отчество (при наличии), подпись)
Секретарь общественных слушаний _____________________________________
__________ (Фамилия, имя и отчество (при наличии), подпись)

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *