Промышленная профессия связанная с использованием ручного труда

Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению

Задание 4. Впишите в кроссворд примеры профессий заданного отдела.

1)

2)

3)

4)

5)

1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного труда.

2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управлением.

3. Профессия, связанная с использованием функциональных орудий труда, требующая высокой квалификации.

4. Профессия, связанная с использованием автоматов, полуавтоматов робототехнических комплексов, распространенная в промышленности.

5. Профессия типа «Ч – Х», связанная с использованием особо точного ручного труда.

Задание 5. Заполните таблицу:

Профессия

Формула профессии

ТОКАРЬ

ПИАНИСТ

ИНЖЕНЕР

ВРАЧ

ПРОГРАММИСТ

АГРОНОМ

Занятия 5-6. Внутренний мир человек и система представлений о себе

Задание 1. Начертите отрезок длиной 10 см, расставьте на нем цифры от 0 до 10.

Укажите себя на этом отрезке буквой Я.

Задание 2. Начертите треугольник. Укажите себя буквой Я.

Задание 3. Выпишите в два столбца определения черт характера, которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками: «Мой идеал» и «Мой антиидеал».

«Мой идеал»

«Мой антиидеал»

Всего: Кол-во +:

Всего: Кол-во +:

Занятия 7-8. Профессиональные интересы и склонности

Задание 1. Заполните таблицу, выбрав ответ, поставьте «+»

1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

1 А

1 Б

2 А

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

6 А

7 Б

6 Б

9 Б

7 А

10 А

9 А

8 А

10 Б

8 Б

11 А

11 Б

12 А

12 Б

13 А

13 Б

14 А

14 Б

15 А

15 Б

16 А

17 Б

16 Б

19 Б

17 А

20 А

19 А

18 А

20 Б

18 Б

Всего: + …

+ …

+ …

+ …

+ …

Занятия 9-10. Оценка профессиональных склонностей школьников

Задание 1. Заполните таблицу, выбрав ответ, поставьте «+»

А

В

Б

В

А

Б

Б

А

В

Б

В

А

В

А

Б

Б

В

А

Б

В

А

Б

А

В

Б

А

В

В

А

Б

В

Б

А

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

В

А

Б

Б

В

А

Б

А

В

А

В

Б

В

А

Б

В

Б

А

А

В

Б

Б

А

В

В

А

Б

А

Б

В

Всего

Занятия 11, 12. Природные свойства нервной системы

Темперамент –

Характер –

Основные психологические характеристики типов темперамента

Задание 1.

Опросник темпераментов

Задание 2. Лист ответов

Задание 3

Тип

темперамента

Картинка № 1

Картинка № 2

Картинка № 3

Картинка № 4

Занятия 13, 14. Психические процессы и их роль

в профессиональном самоопределении

Ощущение –

Восприятие –

Задание 1.

Память –

Внимание —

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Воображение –

Задание 5.

Мышление –

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут.

Занятия 15, 16. Мотивы, ценностные ориентации и их роль

в профессиональном самоопределении

Потребности –

Мотивы –

Ценностные ориентации человека –

Классификация мотивов выбора профессии

СОЦИАЛЬНЫЕ

Желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

МОРАЛЬНЫЕ

Стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

Стремление получить материальные блага

ТВОРЧЕСКИЕ

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

ПРЕСТИЖНЫЕ

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе

УТИЛИТАРНЫЕ

Стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость труда, ориентация на ВУЗ

Задание 1.

Сформулируйте мотив выбора профессии каждым персонажем

и определите класс мотива

Задание 2.

Анкета мотивов выбора профессии

А

Б

В

Ответ

Ответ

Ответ

Итого:

Итого:

Итого:

Занятие 17. Профессиональные и жизненные планы

Жизненный план —

Профессиональный план —

Тест Равена

ФИ ______________________________________

Номер

задания

Серия A

Серия В

Серия С

Серия D

Серия E

Занятие 18. Профессиональная проба

Профессиональная проба —

Опросник ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ)

Инструкция

Внимательно прочтите вопрос. На него вы должны дать три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе?

  • Делаю, как правило, хорошо — 2.

  • Делаю посредственно — 1.

  • Делаю плохо (совсем не умею) — 0.

2. Какие эмоции возникали у вас в процессе выполняемых действий?

  • Положительные (приятно, интересно, легко) — 2.

  • Никаких эмоций (безразлично) — 1.

  • Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) — 0.

3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было

включено в вашу будущую работу?

  • Да — 2.

  • Все равно — 1.

  • Нет — 0.

Типы профессий

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х

Ч-Ч

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Ʃ

Занятие 19. Здоровье и выбор профессии

Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма.

К О Н С П Е К Т

п/п

Вопрос

Ответ

№ п/п

Вопрос

Ответ

Занятие 31. Предпринимательство как сфера

профессиональной деятельности

ПРИБЫЛЬ –

СОБСТВЕННОСТЬ –

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ —

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО –

Как предприниматель отвечает на вопросы

Ответ

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Кто будет потребителем

товаров и услуг?

ТЕСТ

>Кроссворд

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Профессии XXI века» — Специалист по медиапланированию. Дизайнер. Сомелье. Логистик. Психолог по потреблению. Мерчендайзер. Специалист по защите компьютерной информации. Маркетолог. Промоутер. 500 новых специальностей. Джоббер. Трейдер. Клипмейкер. Новые профессии. Рекрутер. Пейджмейкер. Колорист. Имиджмейкер. Валеолог. Аквизитор.

«Человек в мире профессий» — Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Объединение людей 12. А рыбака – по улову. Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф П. Боится. Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ»). Определяет занятие человека 13. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.

«Профессии урок» — Материал для учащихся для самостоятельном изучения. Методы и приемы организации образовательного процесса. I. Методы и приемы организации образовательного процесса II. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Пример оценки эффективности поиска пути в выборе профессии.

«Профессии в школе» — Итого. К слову сказать, училась с большим удовольствием. И с подружками тоже была учительницей. Дисциплина всегда была хорошая. Считаю свою профессию самой благородной и нужной обществу. Когда училась в школе, меня окружали хорошие учителя. И я сделала свой выбор: поступила в БГПИ. 11 класс. Другая учительница, соседка по квартире, давала проверять тетради начальной школы.

«Человек и профессии» — День открытых дверей. Типы профессий: Профессии в географии. Надо уметь: Детские мечты. Все работы хороши, выбирай на вкус! Морские метеороло ги. Групповой проект создания образа будущего профессионала. Повар. «Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове- свои задатки.». Готовьте себя к выбору профессии…

«Золотые руки работника» — Труд и зарплата. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры. «Уроки прошлого». Высококвалифицированный труд. Антонио Страдивари . Искусство золотого дерева Хохломы. Тема: «Золотые руки работника». Хохлома. МАСТЕР — квалифицированный работник, который трудится быстро и качественно. Изделия ювелиров аула КУБАЧИ.

Медицинские профессии

  • Акушер-гинеколог (специалист по женским репродуктивным функциям организма)
  • Аллерголог-иммунолог (специалист по аллергическим реакциям и в иммунологии)
  • Андролог (специалист по особенностям мужского организма)
  • Военно-полевой хирург
  • Анестезиолог (специалист по анестезии)
  • Бактериолог (специалист по бактериям)
  • Венеролог (специалист по ЗППП)
  • Вертебролог
  • Вирусолог (специалист по вирусам)
  • Врач скорой медицинской помощи
  • Врач УЗ-диагностики
  • Врач МСЭК (медико-социальной экспертизы)
  • Врач функциональной диагностики
  • Гастроэнтеролог (специалист в области ЖКТ человека)
  • Гирудотерапевт
  • Генетик
  • Гепатолог (специалист по человеческой печени)
  • Гомеопат (врач, использующий в качестве лечения другие средства: животные, растительные и минеральные. Лечит не определённые заболевания, а скорее всего́ человека и его иммунную систему)
  • Гематолог (специалист по крови и органам кроветворения)
  • Дерматолог (специалист по коже и ее придаткам)
  • Диетолог (специалист по питанию)
  • Инфекционист (специалист по профилактике, диагностике и лечению инфекций)
  • Иммунолог
  • Кардиолог (специалист в области сердечно-сосудистой системы человека)
  • Кардиохирург (хирург, выполняющий хирургические операции на сердце)
  • Кинезитерапевт
  • Косметолог
  • Врач клинической лабораторной диагностики (специалист лабораторной диагностики)
  • Логопед (специалист по нарушениям речи)
  • Мануальный терапевт (специалист по лечению позвоночника, суставов, систем мышц и внутренних органов воздействием рук)
  • Массажист (специалист по массажу)
  • Маммолог (специалист по патологии молочных желез человека)
  • Медицинская сестра
  • Нарколог
  • Невролог (специалист по заболеваниям нервной системы)
  • Неонатолог
  • Нейрохирург (хирург, выполняющий оперативное лечение заболеваний нервной системы)
  • Нефролог (специалист по заболеваниям почек)
  • Онколог (лечит рак и другие онкологические заболевания)
  • Ортодонт (специалист в области зубо-челюстных аномалий)
  • Ортопед (специалист в области лечения заболеваний костно-мышечной системы)
  • Оториноларинголог (ЛОР, специалист в области заболеваний уха, горла и носа)
  • Офтальмолог (специалист по глазу)
  • Патологоанатом (специалист в области биопсийной диагностики и аутопсии)
  • Педиатр (врач, занимающийся профилактикой, диагностикой и лечением детских болезней)
  • Пластический хирург
  • Подолог (врач, занимающийся лечением ногтей)
  • Прозектор
  • Проктолог
  • Профпатолог
  • Психиатр (специалист по психическим расстройствам)
  • Психоневропатолог
  • Психотерапевт
  • Пульмонолог (врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой болезней дыхательной системы)
  • Радиолог
  • Реаниматолог
  • Ревматолог (специалист по аутоиммунным заболеваниям суставов и соединительной ткани)
  • Рентгенолог
  • Рефлексотерапевт
  • Репродуктолог
  • Санитар (работник, выполняющий вспомогательные функции)
  • Сексолог
  • Сексопатолог
  • Семейный врач
  • Специалист по клеточным технологиям
  • Спортивный врач
  • Сомнолог
  • Стоматолог (специалист по зубам, не путать с зубным врачом)
  • Сурдолог (специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области — подбором слуховых аппаратов)
  • Танатолог
  • Терапевт
  • Торакальный хирург
  • Травматолог
  • Трансфузиолог
  • Трихолог (специалист по волосам и волосистой части кожи головы)
  • Токсиколог (врач, биолог или химик, специалист в области токсикологии)
  • Фармацевт
  • Фельдшер (врач, проводит диагностику, лечение или направляет пациентов к соотв. специалисту)
  • Физиотерапевт
  • Флеболог
  • Фтизиатр (специалист по туберкулёзу)
  • Хирург (специалист по методам диагностики и хирургического лечения заболеваний и травм)
  • Уролог (специалист по заболеваниям репродуктивного органа у мужчин)
  • Эндокринолог (специалист по патологии эндокринной системы)
  • Эндоскопист
  • Эпидемиолог
  • Эфферентолог

Технические профессии

  • Автослесарь
  • Автоэлектрик
  • Аккумуляторщик
  • Бондарь
  • Бульдозерист
  • Горняк
  • Грейдерист
  • Дизайнер-конструктор
  • Драпировщик
  • Заточник
  • Землекоп
  • Инженер
  • Инженер-акустик
  • Инженер-взрывотехник
  • Инженер-гальваник
  • Инженер-гидравлик
  • Инженер КИПиА
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-механик
  • Инженер по Технике Безопасности
  • Инженер-системотехник
  • Инженер-строитель
  • Инженер-технолог
  • Инженер-физик
  • Инженер-электрик
  • Инженер-энергетик
  • Кабельщик
  • Каменотёс
  • Крановщик
  • Кровельщик
  • Кромкозакатчик
  • Кузнец
  • Лекальщик
  • Литейщик
  • Маляр
  • Маркшейдер
  • Машинист
  • Медник
  • Металлург
  • Механик
  • Монтажник
  • Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
  • Моторист
  • Печник
  • Плиточник
  • Плотник
  • Промышленный альпинист
  • Проходчик
  • Радиомеханик
  • Распиловщик
  • Расточник
  • Рихтовщик
  • Сантехник
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Скорняк
  • Сталевар
  • Столяр
  • Столяр-краснодеревщик
  • Строитель
  • Техник
  • Технолог
  • Токарь
  • Токарь-карусельщик
  • Формовщик
  • Фрезеровщик
  • Холодильщик
  • Шахтёр
  • Швея
  • Шлифовщик
  • Шорник
  • Штукатур
  • Электрик

Профессии в химической промышленности

  • Инженер-лаборант
  • Инженер-химик
  • Химик-аналитик
  • Химик-технолог
  • Химик-контролер

Профессии издательского дела

  • Верстальщик
  • Выпускающий редактор
  • Издатель
  • Корректор
  • Метранпаж (устар)
  • Переплётчик
  • Печатник (профессия)
  • Редактор (профессия)
  • Типограф (профессия)
  • Фальцовщик

Классификации профессий

Мир профессий изменчив и многообразен. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Их может быть много, так как для их построения существуют самые разные основания.

В 1957 году принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главным критерием группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемой сырье, требуемое образование.

Классификация профессий по отраслям народного хозяйства также является многоцелевой, основу её составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли можно представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий.

В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести, понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода, критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе. В принципе могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

Такого рода классификации предлагались в начале XX века. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд); средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или к интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующие самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта). Близкий вариант классификации предлагал и О. Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый); технические (инженер); и символизирующие (художник, поэт, музыкант).

Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда. Он предполагал учитывать неприятности физического порядка (утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей). Эти проявления негативных сторон профессий предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями.

В 60-е гг. XX в. Ленинградскими учеными под руководством Е.А. Климова была создана информационно-поисковая система «Профессиография». Эта система предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);

3) типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по её содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);

4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);

5) психофизиологические характеристики труда (120 признаков):

— сенсорные процессы и перцептивные действия;

— психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения – наблюдение, память, мышление, речевые функции;

— моторные компоненты деятельности;

— эмоциональный фон трудовой деятельности – особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;

— индивидуально-личностные качества – помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности, оцененных по девяти шкалам.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной классификации её видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

2. По характеристикам целей труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий – (стандартный – преподавание, лечебная работа и др., нестандартный – научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство).

— динамический и статический;

— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.).

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление – водолазные работы, низкие температуры – полярники, информационные перегрузки – диспетчерская работа и т.д.), в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

— индивидуальный и коллективный (совместный).

Е.А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ;

3) человек — человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.п.;

4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.п.;

5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. – «гносис» – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х);

3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х);

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т);

2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;

4) профессии, связанные с применением функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т.п.;

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборант, бухгалтер и т.д.;

2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т.п.;

3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (Т) – воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь и т.п.

Выделенные четыре яруса (группы) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

2.2. Классификации профессий

  • •Глава 1. Основы технологии профконсультирования 11
  • •Глава 2. Принципы и методы профессиографии 29
  • •Глава 3. Традиционные методы психологической экспресс-диагностики 60
  • •Глава 4. Методика цветовых метафор 123
  • •Глава 5. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» 168
  • •Глава 6. Групповые профориентационные игры и упражнения 207
  • •Введение
  • •Глава 1. Основы технологии профконсультирования
  • •1.1. Направления профконсультирования
  • •Информационное направление
  • •Диагностическое направление
  • •Консультационное направление
  • •Тренинговое направление
  • •1.2. Цели профконсультирования
  • •Профориентация
  • •Профотбор
  • •Психологическая поддержка
  • •1.3. Средства профконсультирования
  • •Профессиональное информирование
  • •Психологическая диагностика
  • •Психологическая коррекция
  • •1.4. Формы профконсультирования
  • •Индивидуальное профконсультирование
  • •Групповое профконсультирование
  • •1.5. Этапы профконсультирования
  • •Этапы профориентационного консультирования
  • •Этапы консультирования при профотборе
  • •Этапы консультирования с целью психологической поддержки
  • •1.6. Принципы профконсультирования
  • •Унифицированность методов углубленной диагностики
  • •Ориентация на группы профессий
  • •Приоритетный учет общих способностей
  • •Презумпция профессиональной пригодности
  • •1.7. Критерии эффективности профконсультирования
  • •1.8. Ошибки профконсультирования
  • •Выбор неадекватных диагностических методов
  • •Принятие неправильных диагностических решений
  • •Некорректное сообщение психодиагностических результатов
  • •Глава 2. Принципы и методы профессиографии
  • •2.1. Понятия профессии, специальности и должности
  • •2.2. Классификации профессий
  • •2.3. Профессиограммы
  • •2.4. Методы разработки профессиограмм
  • •2.5. Методика экспертной оценки профессии
  • •2.5. Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность
  • •1. Особенности организации деятельности работников
  • •2. Особенности взаимоотношений между работниками
  • •3. Индивидуальные особенности работников
  • •Глава 3. Традиционные методы психологической экспресс-диагностики
  • •3.1. Наблюдение Общая характеристика наблюдения
  • •Диагностика направленности поведения с помощью наблюдения
  • •3.2. Интервью Общая характеристика интервью
  • •Интервью по выбору профессии
  • •Интервью с претендентом в процессе трудоустройства
  • •Интервью с сотрудником организации
  • •3.3. Интеллектуальные тесты Общая характеристика интеллекта
  • •1. Наследственные особенности.
  • •2. Состояние здоровья.
  • •3. Функциональные возможности центральной нервной системы (цнс).
  • •4. Пол.
  • •5. Возраст.
  • •6. Содержание и уровень образования.
  • •7. Экономические и культурные условия.
  • •8. Образ жизни и характер деятельности.
  • •9. Мотивы интеллектуальной деятельности.
  • •10. Особенности личности.
  • •11. Функциональное состояние человека.
  • •Тест Вандерлика
  • •3.4. Проективные методы Общая характеристика проективных методов
  • •Цветовой тест Люшера
  • •1. Слабые потребности
  • •2. Актуальные потребности
  • •3. Подавленные потребности
  • •1. Что измеряет тест Люшера: эмоциональное состояние или свойства личности?
  • •2. Какова надежность и валидность теста Люшера?
  • •3. Каковы ограничения при использовании теста Люшера?
  • •4. С какого возраста можно использовать тест Люшера?
  • •5. Что такое полный тест Люшера, и чем он отличается от восьмицветного?
  • •6. Можно ли использовать компьютерные версии теста Люшера?
  • •7. Как следует относиться к таблицам интерпретации теста Люшера?
  • •8. Почему тест Люшера так популярен среди психологов?
  • •3.5. Анкеты Анкета Голланда
  • •2. Интеллектуальный (думатель)
  • •Общая характеристика личности
  • •1. Наследственные особенности.
  • •Анкета самооценки состояния здоровья
  • •Глава 4. Методика цветовых метафор
  • •4.1. Введение
  • •4.2. Подготовка к проведению методики
  • •4.3. Процедура проведения методики цветовых метафор Индивидуальная (карточная) форма методики
  • •Групповая (бланковая) форма методики
  • •4.4. Интерпретация результатов методики цветовых метафор
  • •4.5. Примеры использования методики цветовых метафор Консультирование. Марк, 27 лет, сотрудник вневедомственной охраны.
  • •Анализ результатов. Александр, 34 года, менеджер по персоналу.
  • •Исследование. Сравнительный анализ содержания мотивации работающих женщин в зависимости от семейного положения.
  • •Глава 5. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»
  • •5.1. Введение
  • •5.2. Назначение и особенности методики
  • •5.3. Процедура проведения методики
  • •5.4. Интерпретация и обсуждение результатов методики Общие принципы интерпретации результатов
  • •Общие принципы обсуждения результатов
  • •Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента
  • •Интерпретация и обсуждение формальных показателей
  • •Интерпретация и обсуждение содержательных показателей
  • •5.5. Примеры использования методики рисуночных метафор «Жизненный путь» Консультирование. Екатерина, 27 лет, преподаватель английского языка.
  • •Консультирование. Николай, 35 лет, предприниматель.
  • •Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации.
  • •Глава 6. Групповые профориентационные игры и упражнения
  • •6.1. Общая характеристика группового профконсультирования
  • •6.2. Профориентационные игры и упражнения «Поле чудес»
  • •»Да-нет»
  • •»Пиктограммы»
  • •»Нужные люди»
  • •»Сравнительный анализ»
  • •»Профессиональный характер»
  • •»Угадай-ка»
  • •»Выборы»
  • •Литература
  • •Приложение. Примеры рисунков клиентов по методике рисуночных метафор «Жизненный путь».
  • •Сведения об авторе

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *