Прокурор или судья?

Содержание

История

История развития данной профессии начинается еще в Древнем Риме. Именно там впервые появились судебные процессы с определенной структурой, линиями защиты и обвинения. Данная должность была представлена государственными обвинителями и долгие века практически стояла на месте. В Российской империи довольно долго данный вид деятельности не выделялся. В большинстве случаев на все судебные процессы была воля Божья или же велся народный суд. Впервые должность обвинителя или прокурора была введена Петром Первым в 1708 году. В обязанности работников данной профессии входил контроль соблюдения законов и выполнения указов царя. При этом часто их деятельность была настолько опасной, что в наше время сравнима с работой сотрудников спецслужб. В советское время, с появлением особых органов, работа прокуроров максимально упрощена. Список их обязанностей не изменился и в наши дни. Это специалисты, которые представляют сторону обвинения в суде, проводят расследования злоупотребления властью, крупных правовых нарушений и коррупционных схем. Они контролируют работу правоохранительных органов.

Описание

Профессия прокурора – одна из самых сложных, опасных и насыщенных. Основное рабочее время данные специалисты проводят за бумажной работой в собственном кабинете. Но бывают и выезды на места происшествий или при необходимости сбора оперативной информации для доказательной базы в ходе расследования. Прокурор часто выступает как служителем закона, так и следователем в одном лице.

В спектр обязанностей прокурора входят:

  • Участие в судебных делах как уголовного, так и гражданского характера. Обычно с обвинительной стороны.
  • Действия, направленные на опротестование решений суда, если они не соответствуют закону. Также прокурор может поставить под сомнения различную документацию и акты, передав разбирательства в суд.
  • Расследует административные нарушения и начинает производства по ним.
  • Контролирует процесс исполнения судебных приговоров и следит за соблюдением законов.
  • Работа с простыми гражданами. Каждый имеет право обратиться с жалобой в прокуратуру. Прокурор же обязан принять ее и рассмотреть, при необходимости – провести проверку, расследование и передать дело в суд.
  • Участвует в правотворческой деятельности.
  • Проведение следственных мероприятий с целью получения дополнительной и необходимой доказательной базы.

Профессия прокурора часто связана с интересами влиятельных граждан, попытками оказания давления и угрозами. Это опасный труд, требующий стойкости и честности.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Профессия прокурора включает сразу два широких спектра обязанностей: это роль обвинителя в суде и контроль соблюдения законов и правовых норм. Оба спектра довольно широки и включают огромное количество специфических обязанностей.

Прокурор – обвинитель в судебных процессах

Этот род деятельности предполагает получение следственных документов и отчетов, их изучение. После этого прокурор определяет достаточность и спорность доказательной базы для того, чтобы либо передать дело в суд, либо же отправить на дополнительное расследование с целью получения более весомых улик.

После подготовки и сбора всех необходимых документов прокурор передает дело на рассмотрение в суд. На протяжении всего процесса данный специалист представляет сторону обвинения и противостоит адвокату. Его основная задача: не допустить, чтобы преступник остался безнаказанным. Для этого он должным образом преподносит все улики и доказательную базу. Делается это в соответствии с законом и таким образом, чтобы у судьи и присяжных не осталось ни малейшего сомнения в виновности подсудимого.

Для успешного ведения дела важно уметь не только собрать улики, но и найти свидетелей. Совокупность доказательств – лучшее оружие прокурора.

В случае несогласия с решением суда, прокурор имеет право опротестовать его.

Прокурор и контроль соблюдения правовых норм и законов

Данная деятельность основывается на жалобах и обращениях граждан. Прокурор контролирует работу правовых и следственных структур, исправительных учреждений и государственных органов. При получении жалобы он обязан ее рассмотреть и расследовать. При появлении доказательств правонарушений прокурор имеет право на передачу дела в суд. Данная часть работы часто несет определенную опасность, ведь в ней замешаны коррупционные механизмы, работающие не один год и подвластные влиятельным лицам.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит в первую очередь честным людям. Прокурор не должен поддаваться соблазнам и брать взятки. Честность – основной аспект его деятельности. Также представитель данной профессии должен обладать острым умом и отлично памятью. Основой его мышления должна быть аналитика. Ведь именно анализ помогает прорабатывать и находить дополнительные доказательства. Прокурор должен уметь самостоятельно организовывать свой рабочий день, что требует высокой дисциплинированности. Целеустремленность и уверенность также важны, особенно при попытках давления со стороны обвиняемых.

Востребованность

Данная профессия считается очень востребованной. Многие люди стремятся устроиться именно в прокуратуру. Данная отрасль считается надежной и престижной. Также работа прокурора предполагает влиятельные знакомства, хорошие связи и возможность карьерного роста.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок прокурора достаточно велик. Ставка колеблется от 50 до 90 тысяч рублей. Зависит доход от региона и наличия различных надбавок и премий. Помощники прокурора получают не намного меньше.

Легко ли устроиться на работу

Устроиться прокурором сразу после выпуска из вуза невозможно. Первой ступенью к заветной должности станет работа его помощником. Данная должность тоже высоко оплачиваемая. Конкурс на замещение появившейся вакансии очень большой. Важно проявить не только свои знания, но и смекалку, умения выходить из нестандартных ситуаций. Будьте готовы к стрессовому интервью. Вакансии не слишком часто, но появляются. В основном как следствие повышения или профнепригодности одного из помощников. Дальнейший карьерный рост зависит от того, как вы себя проявили и от появления вакансии.

Как обычно строится карьера

Карьера прокурора развивается довольно медленно. Первой ступенью является должность его помощника. Затем возможно повышение до прокурора. Хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники, имеющие налаженный диалог с начальством, успешные громкие дела и кристальную репутацию, являются первыми на очереди в повышении. Вершиной карьеры считается должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации


Эмблема прокуратуры Российской Федерации


Флаг прокуратуры Российской Федерации

Общая информация

Страна

Россия

Дата создания

12 (23) января 1722
17 января 1992

Предшествующие ведомства

Прокуратура РСФСР
Прокуратура СССР

Штаб-квартира

Россия, Москва

Генеральный прокурор Российской Федерации

Чайка Юрий Яковлевич

Первый заместитель

Буксман Александр Эмануилович

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 1992 год. Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2006 год. Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Петровке.

Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

Обладает правом законодательной инициативы на основании статьи 9 Федерального закона ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

История

12 (23) января 1722 в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть».

Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и Совнарком СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре СССР» определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его президиуму. Помимо этого прокурор СССР был подотчётен и Совнарком СССР. Это обеспечивало независимость прокурора СССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре СССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путём издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре СССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только прокурора СССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, прокуратура СССР приступила к разработке на её основе Закона о прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утверждён и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В прокуратуре предусмотрена военная служба.

Направления деятельности прокуратуры

Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  • за исполнением законов судебными приставами,
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Система и структура прокуратуры

форменная одежда работников прокуратуры. (погоны юриста
1 класса),

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинён президенту Российской Федерации.

Классные чины и воинские звания

Классные чины

Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины:

Младший начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Юрист 3 класса Юрист 2 класса Юрист 1 класса Младший
советник юстиции
Советник юстиции Старший
советник юстиции
Высший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Государственный советник юстиции
3 класса
Государственный советник юстиции
2 класса
Государственный советник юстиции
1 класса
Действительный государственный
советник юстиции

Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование.

Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.

С 2014 года лица, не имеющие высшего образования не могут быть приняты на должности прокурорских работников.

Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса.

В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.

Воинские звания

Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.

Служебное оружие

На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Критика

Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.

В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.

В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.

Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.

Примечания

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»
  3. ст. 9 Участие в правотворческой деятельности Прокурора
  4. История органов прокуратуры. genproc.gov.ru. Дата обращения 6 февраля 2019.
  5. Структура Генеральная прокуратура Российской Федерации
  6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Российская газета (30 декабря 2010). Дата обращения 14 июня 2016.
  7. Федеральный закон «О прокуратуре»
  8. ст. 45 Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров
  9. Награды прокуратуры Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2012. Архивировано 24 декабря 2011 года.
  10. 1 2 3 Приказ Генпрокурора РФ от 6 апреля 2007 г. № 393-к «О наградах прокуратуры Российской Федерации»
  11. Приказ Генерального прокурора РФ от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“»
  12. Приказ Генерального прокурора РФ от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“»
  13. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 415 «Об учреждении медали прокуратуры Российской Федерации „290 лет прокуратуре России“»
  14. Учреждена награда прокуратуры Российской Федерации «Медаль Руденко»
  15. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2016 г. № 701 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации»
  16. Елена Марголина. Hewlett-Packard призналась в даче взяток в России // РБК, 10.04.2014
  17. Содокладчики ПАСЕ предлагают ликвидировать российскую прокуратуру.
  18. ФСБ раскрыла «крышу» подпольных казино: взятки шли боссам ГУВД и прокурору Подмосковья // Newsru.com, 16.02.2011
  19. Генпрокуратура и ВС подвели «игорное дело» к окончательному развалу, не помогло даже жесткое письмо Бастрыкина // Newsru.com, 22.01.2014
  20. «Вопросы фракции КПРФ в Госдуме к отчету Генерального прокурора Российской Федерации» Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе

Ссылки

В родственных проектах

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Новости в Викиновостях
  • Сайт Генеральной прокуратуры РФ
  • Прокуратуры по субъектам РФ
  • Федеральный закон О Прокуратуре РФ (недоступная ссылка)
  • Полномочия прокуроров

В социальных сетях

ВКонтакте · Facebook · Twitter

Фото, видео и аудио

Словари и энциклопедии

Страны Европы: Прокуратура

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Во-первых, в прокуратуре также действует своя «палочная» система. Во-вторых, нет равноправия сторон в процессе: прокуратура имеет значительные преимущества перед защитой. Одной рукой прокуратура расследует дела, поскольку утверждает обвинительные заключения. А другой рукой рассматривает их в суде, поскольку поддерживает государственное обвинение. И прокуроры, и их заместители, помощники, как правило, неофициально, еще до направления в суд, согласуют с судьями собранные материалы по уголовному делу. А если материалы «сырые» для приговора, то дело возвращают следствию для устранения недостатков.

Хотя у прокуратуры отняли ряд возможностей воздействовать на следствие, но главное — оставили. Прокурор имеет возможность утверждать либо не утверждать обвинительное заключение. А значит, он оперативно руководит расследованием. При расследовании уголовного дела следователь и курирующий его прокурор всевластны. Прокурор фактически руководит действиями следователя.

Очень часто ходатайства защитников и самих граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, следствие отклоняет, хотя они имеют принципиальное значение для прояснения обстоятельств. Как правило, это касается приобщения к материалам дела различных экспертиз со стороны защиты.

Дело в том, что основная задача стороны обвинения — не столько сбор доказательств по делу и объективное расследование, сколько реализация месячного плана по передаче дел в суд. И любая возможность, что дело может «развалиться» и не добраться до суда, для стороны обвинения абсолютно недопустима. Для предотвращения этого допускаются любые хитрости, которые формально не нарушают Процессуального законодательства, но фактически ущемляют права граждан. Например, часто используется приостановление расследования уголовного дела по формальным основаниям для восстановления пропущенных процессуальных сроков.

Подобным образом действуют следователи и для восстановления сроков проверки информации о совершенном преступлении. Человека допрашивают в качестве свидетеля, хотя фактически он является подозреваемыми. Дело в том, что подозреваемый может отказаться от показаний, а свидетель – нет.

Массово допускаются нарушения с понятыми, которыми по различным уголовным делам становятся одни и те же лица, хорошо знакомые следователю. Для опознания приглашаются люди, имеющие абсолютную внешнюю несхожесть. А иногда опознающему заранее подсказывают, кого следует опознать. Еще одно нарушение, когда с постановлениями о назначении экспертизы знакомят уже после проведения экспертизы.

Нарушений масса, и лишь опытный адвокат может создать ситуацию, когда описанные шаги следствия станут невозможными. Нужны грамотные и законные действия, чтобы собранные со стороны защиты доказательства появились в материалах дела.

Ваши проблемы зачастую пугают своей сложностью и запутанностью. Вам не стоит отчаиваться и необходимо позвонить по телефонам

Прокурор – это лицо, которое уполномочено представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни государства. Это достаточно сложная и ответственная работа, которая требует получения высшего образования и постоянного совершенствования профессиональных навыков. Профессия прокурора подходит молодым людям и девушкам, которые не боятся трудностей и готовы посвятить свою жизнь служению закону.

Кто такой прокурор: что нужно знать о профессии?

Прокурор – это специалист с высшим юридическим образованием, который представляет сторону обвинения в различных судебных процессах. Профессия предусматривает оформление различных документов, выезды на места следствия и следственные мероприятия, рассмотрение гражданских жалоб.

Прокуроры востребованы в органах прокуратуры и суда. Они обязаны хорошо ориентироваться в административном, уголовном законодательстве, знать особенности работы с несовершеннолетними подозреваемыми, физическим и юридическим лицами.

Представители прокуратуры не могут вступать в политические партии, избираться в органы государственной власти или местного самоуправления. Основную профессиональную деятельность специалист может совмещать только с преподавательской, научной или творческой работой. Это связано с тем, что участие в бизнесе или во властных структурах может помешать прокурорской беспристрастности.

Задачи и обязанности

Работа в этой сфере деятельности состоит из двух основных видов деятельности – представления стороны обвинения в суде и надзорно-следственной деятельности. Работа в качестве обвинителя подразумевает принятие обвинительных доказательств, передачу дела в суд, доказательство виновности подсудимого в процессе суда. Здесь от специалиста требуется грамотно изложить суть обвинения и быть достойным оппонентом адвокату.

Как профессионалу надзорно-следственного органа, прокурору надлежит рассматривать жалобы по нарушению прав и свобод граждан. Если нарушение имеет место быть, он обязан незамедлительно отреагировать, вынеся протест или составив обращение в суд.

Работа и зарплата

Чтобы начинающий юрист стал прокурором, ему необходимо первое время нести службу в качестве помощника прокурора в следственном комитете или в суде. Наиболее высокую ступень в прокурорской иерархии занимает генеральный прокурор, которому подчиняются его заместители, советники, помощники, поэтому карьерный рост в данной профессии крайне вероятен.

Зарплата прокурора зависит от стажа и опыта работы специалиста. На сегодняшний день средний оклад составляет от 30 до 40 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии

Специальность имеет следующие достоинства:

  • высокую востребованность;
  • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • нормированный график работы.

Особенности профессии подразумевают в работе и свои недостатки:

  • необходимость длительной стажировки помощником;
  • высокая конкуренция;
  • частые стрессовые ситуации.

Как стать прокурором?

Для того чтобы стать прокурором, требуется закончить юридический факультет по специальности «Юриспруденция», а затем отстажироваться в качестве помощника прокурора. Желающим получить образование военного прокурора, необходимо закончить военный ВУЗ.

Какие навыки нужны?

Для эффективной и полноценной работы прокурору необходима безупречная репутация и честность. В данном виде деятельности эмоции и личные амбиции не должны играть никакой роли, поэтому профессионалы своего дела являются абсолютно беспристрастными людьми. Понадобится и аналитический склад ума, который поможет собирать доказательную базу, высокое чувство ответственности, коммуникабельность.

Чтобы продвинуться по службе, прокурору необходимо иметь безупречную характеристику и незапятнанную репутацию.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Профессия прокурора предполагает наличие высшего юридического образования. Существует несколько вариантов будущего направления подготовки – абитуриент может поступить на специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Какие предметы нужно сдавать на прокурора?

Для поступления в высшее учебное заведение или ССУЗ абитуриентам потребуется сдать единый государственный экзамен в виде тестирования. Профильными дисциплинами в этом случае будут выступать обществознание и история, поскольку эти экзамены продемонстрируют уровень знаний у выпускников школ по праву и основам юриспруденции.

Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса?

Поскольку получение образования для работы в прокуратуре возможно только в ВУЗе, школьнику необходимо закончить 11 классов для зачисления в высшее учебное заведение. В университете или институте студентов учат 4 года или 5 лет в зависимости от конкретной программы подготовки (бакалавриат или специалитет соответственно).

Выпускники бакалавриата нередко имеют возможность продолжить образование, поступив в магистратуру, программа подготовки которой предполагает еще 2 года учебы.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционное освоение данной специальности возможно только на базе уже существующего высшего образования в сфере юриспруденции. С нуля же получить профессию прокурора путем прохождения онлайн-курсов не получится, поскольку данная сфера деятельности требует специфических знаний, приобрести которые возможно только в стенах высшего учебного заведения.

Где учиться на прокурора?

Обучение для дальнейшей работы в прокуратуре предоставляет множество учебных заведений по всей России.

ВУЗы и академии

В Москве существует немало профильных высших учебных заведений, где можно выучиться на прокурора.

  1. Российский университет дружбы народов. Готовит бакалавров на юридическом институте РУДН по специальности «Юриспруденция». Присутствует 20 бюджетных мест, контракт стоит от 150 000 рублей.
  2. Российский экономический университет имени Плеханова. Выпускает бакалавров на факультете экономики и права по направлению «Юриспруденция». Присутствует 10 бюджетных мест, контракт стоит от 133 330.
  3. Московский государственный институт международных отношений МИД России. ВУЗ готовит специалистов по 3 направлениям. На международно-правовом факультете присутствует 78 бюджетных мест, контракт стоит 514 000 рублей.
  4. Университет прокуратуры Российской Федерации. Профильный ВУЗ для желающих получить данную специальность. Обучение длится 4 года, присутствуют бюджетные и контрактные места.
  5. Московский государственный юридический университет имени Кутафина. ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, присутствует 34 бюджетных места, есть возможность учиться платно.

Санкт-петербургские высшие учебные заведения также дают возможность получить образование по данному профилю подготовки.

  1. Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Выпускает бакалавров на юридическом факультете по направлению «Юриспруденция». Есть 18 бюджетных мест, цена контракта от 199 000 рублей.
  2. Санкт-Петербургский институт РПА Минюста России. Здесь присутствует несколько программ подготовки. Существуют бюджетные места, а также контрактная форма обучения.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет. На юридическом факультете готовит бакалавров по профилю «Юриспруденция». Есть 76 бюджетных мест.
  4. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Набирает абитуриентов на базе 11 класса на юридический факультет. Существует 14 бюджетных мест, контракт стоит от 198 000 рублей.
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ВУЗ готовит специалистов в рамках гуманитарного института по программам бакалавриата. Существует 12 бюджетных мест, контракт стоит 170 000 рублей.

Колледжи и техникумы

В средних специальных учебных заведениях не готовят специалистов данного направления. Для того чтобы занять должность прокурора, необходимо получить высшее образование. ССУЗы же могут предоставить лишь профиль подготовки «Правоохранительная деятельность» или «Право и организация социального обеспечения». Это подойдет для выпускников 9 класса средней школы, которые желают получить подготовку перед поступлением в ВУЗ, однако будет недостаточным для работы в прокуратуре.

Курсы и тренинги

Московские частные центры подготовки готовы предложить несколько курсов для профессиональных прокуроров.

  1. Институт профессионального образования. Предлагает пройти курсы повышения квалификации для профессиональной переподготовки юристов. Длительность курсов – от 1 до 6 месяцев, стоимость – от 4 000 рублей.
  2. Институт развития бизнеса и права. В этом коммерческом учебном заведении реализуется более 40 программ подготовки для юристов. Длительность курсов повышения квалификации – от 2 дней, цена – 15 000 рублей.
  3. Межрегиональный гуманитарно-технический университет. Предлагает прослушать курсы, тренинги, семинары для юристов. Длительность занятий – от 1 дня, стоимость от 5 000 рублей.
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы. Предлагает множество семинаров, а также курсы повышения квалификации для юристов широкого профиля, прокуроров. Длительность курса – от 9 дней, стоимость – от 8 900.
  5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дает возможность пройти курсы повышения квалификации в рамках института юриспруденции, менеджмента и экономики. Длительность курса – 2 месяца, стоимость – 56 000 рублей.

Существует множество программ подготовки для профессиональных юристов и в Санкт-Петербурге.

  1. Бизнес-школа «Grand school». Проводит семинары и тренинги для практикующих специалистов длительностью от 1 дня. Цена от 2 до 5 000 рублей.
  2. Центр деловых мероприятий «Юрион». Дает возможность посетить множество семинаров, тренингов, интенсивов для представителей юридических профессий. Длительность курсов от 2 дней, стоимость от 3 до 9 000 рублей.
  3. Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации. Проводит несколько семинаров и тренингов, также курсы повышения квалификации для специалистов на базе высшего образования. Длительность и стоимость курса зависит от конкретного направления подготовки.
  4. Русская школа управления. Ведет курс организации судебной работы длительностью 16 академических часов. Цена – 14 950 рублей.
  5. Европейский институт образования и рекрутинга. Дает возможность прослушать несколько курсов повышения квалификации, рассчитанных на специалистов с высшим юридическим образованием. Длительность курса – от 2 месяцев, стоимость – от 20 500.

Таким образом, работа прокурора предполагает значительную долю ответственности, большую эмоциональную и физическую нагрузку. Представителям этой должности приходится иметь дело с различными людьми, поэтому умение

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

История профессии прокурора

Удивительно, но профессия прокурора настолько же древняя, как и профессия строитель. Во все времена проводилось досудебное следствие, т.е. расследование обстоятельств совершения преступления, поиск и поимка преступника, суд над ним, а затем применялись и карательные меры.

Каждому ребёнку известен великий прокуратор Понтий Пилат, который в буквальном смысле слова умыл руки перед казнью Христа, что, согласно традиции, означало его собственную невиновность в будущем кровопролитии. Более современные источники утверждают, что Пилат всё же был префектом, но сама библейская история наглядно показывает то, насколько древней является должность прокурора.

Само участие прокурора в судебном процессе известно ещё со времён Древнего Рима. С тех пор круг обязанностей этого должностного лица неоднократно менялся.

Вместе с Петром I должность попала и в Россию (в XVIII веке). Кроме своих прямых обязанностей, эти чиновники осуществляли надзор за соблюдением императорских законов. Окончательный круг обязанностей был сформирован уже во времена Советского Союза.

Специфика профессии прокурора

Общеизвестно, что профессия прокурор является уважаемой и престижной, ведь её обладатель должен обладать не только специальным образованием и большим запасом знаний, но также и богатым опытом.

Существует огромное различие между прокурорами, которые руководят, и прокурорами различных отделов, то есть исполнителями. Усвоив эту иерархию, молодой специалист будет легче справляться со своими обязанностями.

Профессия прокурора предполагает огромную внимательность – не меньше, чем, к примеру, профессия пожарный. Кроме того, хороший специалист должен быть эмоционально устойчивым, обладать аналитическим складом ума, превосходной дикцией и отличной памятью.

Конечно, прокуратура на сегодняшний день не испытывает недостатка в кадрах. Многие будущие специалисты начинают свою трудовую деятельность в качестве помощников прокурора, а порой и как следователи. При наличии соответствующего образования в крупном городе пост прокурора-руководителя можно получить в среднем через 10 лет.

Прокурор – не только государственный обвинитель в суде, но он также надзиратель за соблюдением законодательства. Иногда он участвует и в законотворчестве.

Эта профессия также и опасна. В силу своих полномочий прокурор часто владеет конфиденциальной информацией, а потому в его власти огромное количество правонарушителей, среди которых немало богатых и влиятельных людей.

По теме «Профессия прокурор и её специфика» ничего не нашлось?
Начните поиски информации с главной страницы блога WorkTips.ru.
Профессия стилист, её происхождение и особенности 19.05.2013
Профессия строитель: от древности до наших дней 19.05.2013
Профессия сценарист и её особенности 19.05.2013

Роман Варнаков
29.12.2014

Прокурор это не просто человек, обладающий необходимым опытом работы в юриспруденции, но и вообще богатым жизненным опытом. Он должен быть беспристрастным, внимательным и эмоционально устойчивым.

adianon
10.02.2015

Задача прокурора довести дело до обвинительного приговора, исходя из известных аргументов, поэтому профессия связана с идеальными познаниями в области юриспруденции и психологии, не говоря уже о определённом складе характера.

Татьяна
08.09.2015

Профессия требует помимо знаний безупречной порядочности и неподкупности. Престижно поступить в учебное заведение, готовящее прокуроров. Необходимое количество таковых не столь велико, что объясняет большой конкурс и жесткий отбор. В руках выпускников будущее честного вынесения приговора преступникам. Хочется 100% качественной работы во имя справедливости.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *