Признан безвестно отсутствующим

Содержание

Безвестное отсутствие и его последствие;

Отсутствие гражданина в месте его жительства порождает неопределенность гражданских правоотношениях, в которых участвует этот гражданин. И устранение такой неопределенности заинтересованы не только лица, которые участвует в этом гражданском обороте, но и сам гражданин. Почему? Кредитор не заинтересован в неопределенности, да и сам гражданин.

Ст. 42 ГК. Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

При наличие следующих обстоятельств:

1) Отсутствие сведений о гражданине – безвестное отсутствие (не самого гражданина, а сведений о нем)

2) Длительность не получения таких сведений – свыше 1 года. Начальный момент день получения последних сведений по месту его постоянного жительства, а если день его сведений не известен — 1 число месяца следующего за месяцем, когда получены сведения. А когда не помнят месяц, но помнят год – 1 января следующего года.

3) Не возможность устранить неизвестность пребывания такого гражданина с помощью всех доступных мер, то есть лицо заинтересованное в том, чтобы объявить гражданина безвестно отсутствующим должно предпринять все меры.

Если в наличие есть все эти условия, то можно суд вынести решение.

Последствия такого решения:

1) Вводится доверительное управление имуществом гражданина

2) Из этого имущества выделяется содержание всем гражданам, которых по закону этот безвестно отсутствующий обязан содержать.

3) Из данного имущества погашаются задолжности безвестно отсутствующего.

4) Доверительный управляющий взыскивает средства с должников безвестно отсутствующего гражданина.

5) Брак такого гражданина может быть расторгнут по одностороннему заявлению супруга, а это имеет важное практическое значение. Чтобы прибрести или продать недвижимое имущество, нужно нотариальное согласие супруга – но его нет и т.п.

Такой безвестно отсутствующий гражданин может объявиться. Его явка в месте его постоянного жительства или , если он объявился в другом месте. Порождает следующие последствия:

1) Решение суда отменяется

2) После этого отменяется доверительное управление его имуществом, он уже сам управляет своим имуществом.

3) Брак может быть восстановлен. Но при подачи совместного заявления обоими супругами, если другой супруг не успел вступить в новый брак.

Институт безвестного отсутствия не устраняет неопределенность в гражданском обороте. Как долго будет управлять имуществом или содержать?

Институт объявления гражданина умершим

Однако безвестное отсутствии не является обязательной стадией для объявления гражданина умершим, если есть все условия.

Ст. 45 ГК РФ. Суд может принять решение при наличии следующих условий:

1) Отсутствие сведений о гражданине в месте его постоянного жительства (по тем же правилам, что и в предыдущем случае)

2) Длительность безвестного отсутствия — 5 лет. (Исчисление – как и в предыдущем случае)

Однако есть и исключения:

Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, таких как землетрясение, наводнение и т.п. , или дающих основание предполагать гибель такого гражданина от определенного случая (кораблекрушение, обвал дома), то можно объявлять гражданина умершим по истечении 6 месяцев со дня вот такого несчастного случая, однако ели гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, то объявить такого гражданина умершим только по истечении 2 – х. лет после окончания военных действий.

3) Невозможность устранить неизвестность пребывания такого гражданина всеми доступными средствами ( как и в предыдущем случае)

4) У гражданина не должно быть оснований скрываться

В основе судебного решения лежит презумпция смерти гражданина, а когда есть у него основание скрываться – то такая презумпция опровергается.

Презумпция должна полагаться на фактические обстоятельства, а не предположения.

«Предположение, что после развода ваш муж загнулся где – нибудь – не повод объявлять его умершим».

Существуют споры о презумпциях:

1 точка зрения. Считается, что в основе признания безвестно отсутствующим лежит презумпция жизни гражданина, а в признании умершим – презумпция смерти.

2 точка зрения. Всегда презумпция смерти гражданина.

3 точка зрения. В объявление безвестно отсутствующем – нет презумпции, а есть доказывание только. И это правильно. А когда есть признание умершим – презумпция смерти, но факта нет, доказывать нечего.

Правовые последствия:

Точно такие же последствия. Как если бы гражданин умер.

1) Открывается наследство

2) Брак прекращается

Явка гражданина:

1) Решение суда отменяется )(презумпция опровергается)

2) Имущество, сохранившееся в натуре возвращается, если оно перешло безвозмездно

3) Брак может быть восстановлен.

Исключение:

1) Деньги и ценные бумаги на предъявителя не возвращаются, если они находятся у добросовестного приобретателя.

Добросовестный приобретатель – тот кто не знает, не должен знать, что граждан объявленный умершим на самом деле жив.

2) Если имущество приобретено возмездное– имущество остается у добросовестного приобретателя. Если не у добросовестного приобретателя – оно возвращается гражданину, который объявлен умершим.

3) Если недобросовестный приобретатель уничтожил имущество – он обязан выплатить все.

21) Реорганизация юл

осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.

22) Несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) (ст.65) наступает в случае невозможности (неспособности) ЮЛ полного удовлетворения всех денежных требований своих кредиторов. В этой ситуации закон предполагает равномерное и справедливое распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые как бы конкурируют между собой в рамках предусмотренных законом определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом (конкурсным производством). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современном правопорядке правила о Н (Б) применяются как к ЮЛ, так и к ФЛ. Из числа ЮЛ банкротами могут быть объявлены коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа НО – потребительские кооперативы и фонды, т.к. по закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность. Объявление банкротом, а также последующая ликвидация ЮЛ, могут быть принудительными (по решению суда) и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с кредиторами). Основной особенностью такой ликвидации является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.Внешнее управление осуществляется внешним управляющим назначаемым судом, который приобретает права руководителя организации должника и самостоятельно распоряжается его имуществом. Его деятельность строится на основе плана, утвержденного собранием кредиторов на срок не более года. План предусматривает различные мероприятия по восстановлению платежеспособности организации. В случае недостижения этой цели суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится период наблюдения, для осуществления которого судом назначается временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а все имущественные требования должны предъявляться в конкурсном порядке. Цель этих мер – сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения кредиторов. В госреестр ЮЛ вносится соответствующая запись. Временный управляющий проводит АФСП и устанавливает размер требований кредиторов.Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение деятельности ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех обязательств должника и прекращается начисление пени (неустоек). Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований кредиторами и их исполнение осуществляется только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет). Все полномочия переходят к конкурсному управляющему, который имеет право требовать: признания недействительными совершенных должником сделок; расторжения заключенных договоров; предъявлять иски об истребовании имущества должника; принимать меры по его поиску, выявлении и возврату. Затем он проводит инвентаризацию и оценку имущества и определяет конкурсную массу. Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов на открытых торгах. Из вырученных средств производятся расчеты с кредиторами по очередности (ст.64). Вне очереди оплачиваются судебные расходы и вознаграждение управляющего, а также требования возникшие в период процедуры банкротства. Действия управляющего контролируются судом и кредиторами. По завершению расчетов управляющий представляет суду отчет с приложением реестра кредиторов и ных документов. Суд выносит решение о завершении производства, которое является основанием о внесении в госреестр записи о ликвидации ЮЛ. Н (Б) отдельных ЮЛ имеет свои особенности (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, банки, страховые компании и т.д.

23) акционерное общество. Понятие, виды, имущество, ответственность

АО – коммерческое юрлицо, т.е. основная деятельность сводится к получнию прибыли. Он может осуществлять любую деятельность не заперщенную законом, но есть правила по специальной правоспособности юриков в том числе и для АО – банки, ск, инвест). уставный капитал АО разделен на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция – ценная бумага, наделяющая ее владельца определенными правами. Отношения между акционером и АО носят обязательственный характер, т.е. акционер получает право на получение части дохода, право на участие в управлении и др. деньги, которые акционер заплатил за акцию становятся собственностью ао и требовать их назад акционер не может.акции можно продать, подарить, завещать итп. Акционеры не отвечают по обязательствам ао, а ао не отвечает по обязательствам его участников. Правовое положение ао, права и обязанности акционеров, гарантии и способы их защиты регулируются специальным законом об ао. Существует два вида АО – открытые и закрытые. В открытом акции могут приобретать не только участники этого оао,т.е. проводится открытая подписка на акции и их свободная продажа. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бух баланс. Счет прибылей и убытков. В ЗАО акции могут принадлежать только участникам юрлица или заранее определенному кругу лиц. Подписки в этом случае нет, как и свободной продажи. Акционеры зао имеют преимущественное право покупки акций, если их продают другие акционеры. Минимальный размер оао не меньше 1000 мрот, в зао – 100. участников в зао не болье 50. АО может быть преобразовано из одного типа в другой и наоборот.

24) хозяйственные товарищества. Понятие и виды

является наиболее распространенной и старой орг-прав формой. В законе мало императива к ним, поэтому хоз товарищества имеют широкие возможности.В основе лежит договор товарищества римского права. Такая организация служит средством объединения личного участия и разрозненных капиталов для большего эффекта в хозяйственной деятельности. Цель – извлечение доходов, это добровольное объединение сил. Интересы участников в договоре хоз товарищества тождественны, в отличие от других договоров. Здесь договор между товарищами не цель, а средство для успешного совершения других сделок и получения определенных выгод. Т.о. при создании товарищества невозможно исчерпывающее определение обязанностей товарищей по ведению дел, т.к. это соединение личных и имущественнх сил. В товариществах обычно не бывает внутренних структурных подразделений, поскольку товарищи действуют лично и участвуют лично, несут при этом солидарную имуществ ответственность по обязательствам товарищества. Тов-ва бывают полные и коммандитные (на вере). В полных все товарищи участвуют в юр лице лично и каждый несет ответственность, а в товариществе на вере присутствуют дополнительно коммандитисты, которые участвуют в деятельности товарищества только своим капиталом и несут ответственность по обязательствам товарищества в его пределах. Коммандитисты лично не участвуют в делах товарищества. Учредительные документы для товарищества – это только учредительный договор.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарий к Ст. 42 ГК РФ

1. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства либо по месту нахождения заинтересованного лица.

3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» . Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

———————————
Документ не опубликован.

С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

— отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

— отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

— наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

— наличие длительных или острых конфликтов в семье;

— безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

— наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

— наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

— наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

— несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

— внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

— поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

— исчезновение с автотранспортом;

— исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

— исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;

— безвестное отсутствие беременной женщины;

— исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.

При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

4. В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

5. В нормативных правовых актах используется термин «безвестное отсутствие», который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Другой комментарий к Ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. Так, лица, находившиеся на его иждивении, лишаются содержания, которое они получали от него, и не могут обратиться за назначением пенсии, кредиторы не имеют возможности требовать уплаты долга и возмещения убытков, возникших вследствие неисполнения им обязательств; могут также нарушаться и его собственные интересы (повреждено или утрачено имущество, нарушены авторские и другие исключительные права). В целях устранения юридической неопределенности в таких правоотношениях и предотвращения в связи с этим возможных негативных последствий для целого ряда лиц Закон предусматривает институт признания гражданина безвестно отсутствующим — удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получения каких-либо сведений о нем.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факты: 1) отсутствие гражданина по месту жительства; 2) длительность такого отсутствия, а именно, согласно комментируемой статье, отсутствие в течение года; 3) невозможность (безрезультатность) установления места его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим регулируется ГПК в порядке особого производства. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства отсутствующего или по месту нахождения заинтересованного лица. С заявлением могут обратиться любые заинтересованные лица, если это необходимо им для защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются с участием прокурора. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. Гражданин признается безвестно отсутствующим со дня получения о нем последних сведений, а при невозможности установления такого дня — с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, при невозможности установления и этого месяца — с первого января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим

С целью устранения юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества закон пре­дусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.

Безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства(гл. 30 ГПК). Понятие «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся:

    • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;

    • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;

    • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);

    • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Пправовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

    1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответст­вии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательст­вам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительст­ва и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд (ст. 43 ГК). По заявлению заинтере­сованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.

    2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.

    3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).

    4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Зачем нужно официальное признание гражданина пропавшим без вести?

Конечно же, пропажа человека – это большое горе, в котором родственники редко задумываются о юридических тонкостях. Но, когда проходит определенное время, они понимают: с этим нужно что-то делать. Существует ряд неудобств, которые доставляет отказ от присвоения статуса пропавшего без вести\умершего человеку, который уже давно исчез из поля зрения родственников:

  • Человек может быть совладельцем квартиры или машины, которую нужно продать или переоформить.
  • На пропавшее лицо будут и дальше приходить различные квитанции: коммунальные услуги, алименты и проч.
  • Если на лицо был оформлен кредит, сотрудники банка будут продолжать названивать по месту его прописки, требуя вернуть долг.
  • Станет вопрос, что делать с ценным имуществом пропавшего человека.
  • Несовершенные дети пропавшего гражданина не смогут выехать за границу, так как на это может потребоваться разрешение обоих родителей.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что присвоение определенного статуса пропавшему человеку – это мера, которая защищает права самого лица и его родных или же тех людей, которые пребывают с ним в гражданские правоотношения.

Через какое время лицо можно считать пропавшим без вести?

Гражданским кодексом Российской Федерации обозначен четкий срок, по окончании коего гражданин страны может быть признанным, как лицо, пропавшее без вести (безвестно отсутствующее). Это срок – 12 месяцев со дня фиксации его пропажи, то есть с того дня, когда родственники подали заявление в правоохранительные органы. Если спустя год о гражданине нет никаких вестей, то этот статус ему будет дан.

Чтобы процедура признания пропавшим без вести прошла, нужно обратиться в суд. Делает это заинтересованное лицо, то есть родственник. После этого можно оформить договор доверительного управления на имущество, погасить долги пропавшего за счет этого имущества, выплачивать содержание иждивенцам, если таковые имеются.

Данная процедура имеет и обратное действие: если человек объявился или правоохранительные органы получили информацию о его местонахождении, то предыдущее решения суда аннулируется. Вместе с ним отменяются и все документы, подтверждающие управление собственностью пропавшего другими лицами.

Через сколько лет человек считается умершим?

Если для присвоения статуса «пропавший без вести» должен пройти год, то умершим человека считают спустя пять лет. Об этом также объявляет суд, если имеют место такие условия:

  • Уже более 5 лет отсутствует любая информация о местопребывании лица.
  • Прошло более 6 месяцев с момента пропажи человека, который исчез при определенных обстоятельствах (угрожающих жизни, то есть несчастные случаи, техногенные или природные катастрофы и проч.).
  • Истек срок в 2 года после пропажи участника боевых действий.

Когда суд примет решение о том, что человека можно официально считать умершим, его имущество наследуется так же, как это было бы в случае реальной кончины. Браки прекращают свое действие, личные обязательства перестают действовать, наследство разделяется согласно закону.

Как и в случае, описанном ранее, суд может аннулировать свое решение, если человек найдется или станут известны данные о месте его пребывания.

Конечно, эта информация не будет лишней ни для кого. Но согласитесь, никому не хочется терять близких людей. Поэтому не дожидайтесь трагического момента, обращайтесь к специалистам сразу же, если заподозрили пропажу родственника или друга. Сыщики частного детективного агентства «Ревизор» помогут разыскать без вести пропавших, а также предложат ряд других услуг.

Считать человека пропавшим или умершим нельзя безосновательно. Для подтверждения нужна соответствующая документация. Расскажем, кого и когда могут признать безвестно отсутствующим или умершим, каковы могут быть последствия от «случайной смерти» и внезапного появления — и определим, что делать, чтобы гражданина объявили пропавшим или умершим.

Все основания для начала процедуры признания человека безвестно отсутствующим

Для того, чтобы гражданина признали безвестно отсутствующим, нужны веские основания.

Согласно статье 42 ГК РФ, россиянин может попасть в список без вести пропавших, если:

  1. Он отсутствовал в месте постоянного проживания длительный период времени – в течение 1 года.
  2. У родных и близких его людей нет информации о том, где он может находиться.
  3. Прошел установленный срок, необходимый на ожидание гражданина или его поиски.

Не стоит путать понятие «без вести отсутствующий» и «умерший».

Заметьте, если человека на протяжении 5 лет нет, он не появлялся, сведения о его возможном местонахождении не поступали, то его судебные органы признают умершим.

Образцы заявлений о признании человека безвестно отсутствующим, объявления умершим — готовые бланки для скачивания

Признать гражданина без вести пропавшим или умершим может только суд.

Инициатором, как правило, является третье лицо.

Им может выступать:

  1. Законный супруг.
  2. Нетрудоспособные иждивенцы, которых обеспечивал и содержал пропавший гражданин.
  3. Россияне, права которых он нарушил. Например, когда он совершил преступление — и скрылся.
  4. Прокурор.
  5. Представитель органов местной власти.

Отменить данный статус гражданин сможет, если появится в месте своего постоянного проживания — или сообщит, где он находится. Решение суда будет аннулировано, а статус «безвестно отсутствующий» будет отменен.

Правовые последствия признания человека безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также его появления после этого

После того, как гражданин пропал, органы внутренних дел проводят розыскные мероприятия. По истечении определенного времени, человека объявляют умершим.

Затем начинаются мероприятия, возникающие при реальной смерти гражданина.

Правовые последствия таковы:

  1. Супруг исчезнувшего человека может расторгнуть брак в одностороннем порядке.
  2. Имущество того, кто без вести отсутствует, передается по суду определенному лицу. Его выбирают органы опеки, если необходимо постоянно управлять этим имуществом (ч.1 ст.43 ГК РФ). Заметьте, что часть из этого имущества передается иждивенцам, которых пропавший человек должен содержать.
  3. Управляющий может распоряжаться имуществом, пока гражданин отсутствует. Его права должны соответствовать российским законам.
  4. В случае смерти, брак автоматически прекращен.
  5. Все имущество умершего разделяется в виде наследства.
  6. Личные обязательства, возникшие перед другими гражданами, прекращаются.
  7. Долги по каким-либо обязательствам будут погашаться за счет имущества пропавшего.
  8. Дети пропавшего гражданина или те, кого он содержал, могут рассчитывать на получение пенсии по потере кормильца.

Все решения судебных органов о смерти человека будут отменены только через судебные процедуры, если гражданин объявился. Он имеет полное право вернуть все свои вещи, возвратить имущество, которое перешло в распоряжение третьих лиц. Исключение составляют денежные средства и ценные бумаги.

Все становится так, как было до обращения в судебную инстанцию по вопросу о присвоении гражданину статуса без вести отсутствующего или умершего.

Важно: ответчик, знающий о том, что истец жив, будет отвечать по закону за свои слова. Ему придется вернуть не только полученное имущество, но и заплатить компенсацию в случае его порчи, потери и т.п.

Процедура признания человека безвестно отсутствующим и объявления умершим – куда обращаться, какие документы понадобятся?

Документы на признание гражданина без вести пропавшим или умершим:

  1. Документы пропавшего лица, если они имеются.
  2. Бумаги, доказывающие степень родства. Например: брачное свидетельство, свидетельство о рождении детей т т.п.
  3. Копия заявления в полицию.
  4. Документы из полиции, подтверждающие, что пропавшее лицо числится в картотеке с определенного времени, и результаты действий по поиску человека.
  5. Справку о последнем месте проживания пропавшего.
  6. Справку о том, что отсутствующий не находится в розыске за совершенные злодеяния.

Процедура признания гражданина пропавшим или умершим подразумевает такие действия:

  1. Лицо, заметившее пропажу гражданина, обращается в органы внутренних дел или полицию. Представители проводят проверку, сообщают заявителю о том, что россиянин считается без вести отсутствующим или умершим.
  2. Заявитель собирает документационный пакет.
  3. Обратившийся гражданин оформляет исковое заявление. С ним, а также со всеми документами, он отправится в районный суд.
  4. Далее будет проходить судебное разбирательство по данному вопросу. Могут быть привлечены третьи лица, свидетели. Также важный момент, если заявитель обращался ранее в полицию, то к материалам делам могут приобщить розыскное дело. В них будут указаны все доказательства и факты.
  5. На основании всех предоставленных документов суд вынесет решение.

Помните, что нужно будет заплатить госпошлину. Ее размер составляет 200 руб.

1 375 просмотров

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим определяется законом. Юридический факт устанавливается исключительно в суде. Подать заявление может любое заинтересованное лицо. В случае удовлетворения исковых требований наступают определенные правовые последствия. Заявители могут реализовать свои гражданские права.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Основным признаком исчезновения человека является его отсутствие по последнему известному месту жительства на протяжении года (ст. 42 ГК РФ). Если невозможно установить предполагаемую дату исчезновения, то привязка идет к первому числу будущего месяца.

Отправной точкой считается месяц, когда в последний раз были получены данные об исчезновении гражданина. Если невозможно установить месяц, тогда за основу берется первое число месяца будущего года.

Какие факторы учитываются в суде при рассмотрении дела об исчезновении физического лица? Суды обращают внимание на наличие/отсутствие:

  1. Сведений об умышленном сокрытии человека от следствия или кредиторов.
  2. Намерения уехать на заработки или сменить место жительства на другой регион/страну.
  3. Тяжелого заболевания, которое могло привести к смерти или потере памяти.
  4. Личных документов по адресу проживания, без которых пропавший гражданин не может обойтись.
  5. Серьезных конфликтов в семье, которые могли спровоцировать человека съехать на съемное жилье и оборвать любые отношения с родными.
  6. Заявления о розыске пропавшего без вести человека.
  7. Фактов поспешного переоформления собственности.

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявителем может выступать любое заинтересованное лицо. Чаще всего в суд обращаются родственники пропавшего без вести человека – супруг или дети. Однако нередко заявление подают третьи лица – кредиторы, местные органы власти, совладельцы имущества, соучредители предприятия.

Пример. В суд поступило заявление от Администрации города о признании гражданина безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – пропавшее лицо выступает нанимателем социального жилья. Квартира является муниципальной собственностью. За время отсутствия гражданина образовалась задолженность по коммунальным услугам. Содержание жилого помещения происходит за счет средств из местного бюджета. Администрация провела обследование квартиры. Однако не установила лиц, которые могут подтвердить отсутствие пропавшего человека по указанному адресу более одного года. Об этом был составлен соответствующий Акт. В реестре трупов городского морга числится мужчина без документов. Есть основания полагать, что это пользователь квартиры. Установление юридического факта требуется для распределения жилья гражданам. Администрация не может самостоятельно решить данный вопрос, так как пропавший гражданин зарегистрирован в квартире. Суд признал исковые требования (Решение Калининского районного суда Челябинска от 14.09.2012 дело №2-3162/2012).

Как признать человека, гражданина безвестно отсутствующим

Установление юридического факта осуществляется в судебном порядке. Слушание дела проходит в рамках особого производства.

Слушание дела проходит по месту проживания заявителя (ст. 276 ГПК РФ). Ключевым моментом является наличие бесспорных доказательств отсутствия человека.

Предположения заявителя не берутся во внимание. При подаче заявления нужно заплатить госпошлину. По итогам судебного разбирательства принимается решение об удовлетворении или отклонении заявленные требования.

Порядок признания

Заявителю необходимо подготовить пакет документов и обратиться в районный/городской суд. Заявление подается по месту жительства истца.

В заявлении нужно последовательно изложить обстоятельства дела и указать цель обращения в суд. Дополнительно нужно приложить доказательства изложенных фактов.

При необходимости можно пригласить свидетелей, которым известно об обстоятельствах исчезновения человека. Дела о признании граждан безвестно отсутствующими рассматриваются обязательно с участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ).

Исковое заявление

При составлении иска необходимо учитывать предписания ст. 131 ГПК РФ. Она закрепляет форму и содержание заявления.

Одновременно нужно учитывать особенности заявления, которое подается в порядке особого производства. Ключевым моментом является отображение причины признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 277 ГПК РФ).

В заявлении нужно указать:

  1. Название районного суда.
  2. Сведения о заявителе/заинтересованных лицах.
  3. Наименование документа.
  4. Обстоятельства дела. Например, жизни человека угрожала опасность или он оказался в районе стихийного бедствия.
  5. Цель признания гражданина безвестно пропавшим.
  6. Список прилагаемых бумаг.
  7. Дату, подпись заявителя.

Образец искового заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим

Прилагаемые документы

Перечень документов зависит от разных обстоятельств. Например, как именно исчез человек, и куда обращались родственники, чтобы его найти.

Базовый пакет документов

№ п/п Наименование документа
1 Гражданский паспорт заявителя В обязательном порядке
2 Удостоверение личности пропавшего человека При наличии
3 Документы, подтверждающие родство с отсутствующим лицом Если заявление подается родственником, если истец посторонним гражданином (кредитором) или органом местного самоуправления, нужно документально подтвердить такой факт
4 Справка с места жительства/работы пропавшего субъекта Данные необходимы для подтверждения факта отсутствия гражданина
5 Бумаги из полиции, подтверждающие проведение розыскных мероприятий Проведение розыскных мероприятий является обязательным условием признания лица, безвестно отсутствующим. В противном случае суд откажет в установлении факта.
6 Квитанция об оплате сбора Предоставляется в виде оригинала
7 Дополнительные бумаги Ходатайство о вызове свидетелей, истребовании документов

Расходы

При подаче заявления в суд необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет 300 р. (ст.333.19 НК РФ).

Дополнительные расходы обычно вызваны участием адвоката в судебном разбирательстве, приглашением свидетелей/переводчика, издержками на проезд и проживание третьих лиц (ст. 94 ГПК РФ).

Сроки

Подать исковое заявление можно в любое время, но не ранее чем через 1 год после исчезновения физического лица (ст. 42 ГК РФ). Однако если человек отсутствует более 5 лет, то его объявляют умершим в судебном порядке (ст. 45 ГК РФ).

Срок рассмотрения искового заявления не должен превышать 2 месяцев (ст. 154 ГПК РФ). Однако довольно часто слушание дела затягивается на больший срок.

Вынесение судебного решения

Слушание дела оканчивается принятием и оглашением судебного решения. Процессуальный документ вступает в силу через 1 месяц после его оглашения (ст. 209 ГПК РФ).

Однако участники судебного процесса могут обжаловать судебный акт путем подачи апелляции. В таком случае судебное решение вступает в силу после рассмотрения апелляционной жалобы (ст. 335 ГПК РФ).

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Передача имущества в доверительное управление. Если собственность пропавшего гражданина требует доверительного управления, то в ходе судебного разбирательства суд назначает управляющего по представлению органа опеки (ст. 43 ГК РФ).

Собственность передается по договору доверительного управления. При необходимости орган опеки может передать имущество управляющему и до истечения 1 года. Договор доверительного управления заключается с учетом положений закона.

Передача имущества по соглашению не лишает владельца права собственности (ст. 1012 ГК РФ). Доверительный управляющий должен совершать необходимые юридически значимые действия в интересах выгодополучателя.

  1. Возможность оформления развода в одностороннем порядке. Супруг пропавшего без вести гражданина может расторгнуть брак через отдел ЗАГС в упрощенном порядке (ст. 19 СК РФ). Необходимые регистрационные действия выполняются органом актовой записи по заявлению заинтересованного лица. Свидетельство о разводе выдается через месяц после подачи заявления.
  2. Назначение пенсии по потере кормильца. Если у пропавшего субъекта были иждивенцы, то таким лицам полагается назначение пенсии на их содержание.

Последствия явки пропавшего лица

Если гражданин признанный безвестно отсутствующим объявится спустя какое-то время, то его гражданские права полностью восстанавливаются. Однако необходимо будет обратиться в суд с заявлением об отмене принятого ранее судебного постановления. Новое решение суда является основанием для прекращения доверительного управления имуществом объявившегося гражданина (ст. 280 ГПК РФ).

Если гражданин был снят с регистрационного учета по решению суда, которым он был признан безвестно отсутствующим, то его права подлежат восстановлению в судебном порядке. По данному вопросу имеется положительная судебная практика.

Расторгнутый брак по решению суда может быть восстановлен. Исключением является повторное вступление мужа/жены в брачный союз с другим человеком (ст. 26 СК РФ).

Признание гражданина безвестно отсутствующим происходит в судебном порядке. При этом подобные дела довольно противоречивые. Одни граждане пытаются защитить свои права, другие просто манипулируют законом, чтобы завладеть имуществом человека. Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо поддерживать связь с родными и близкими, оплачивать коммунальные услуги, делать денежные переводы, просматривать сводку новостей о лицах, которые находятся в розыске. Если близкий человек длительное время не выходит на связь, то нужно инициировать розыскные мероприятия и позаботиться о сборе надлежащих доказательств его отсутствия. Получить предварительную консультацию по данному поводу можно на нашем сайте. Профильные юристы помогут разобраться даже в самой запутанной ситуации.

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *