Правоприменительные акты виды

Виды актов применения права

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

  • 1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
    • а) акты государственных органов и общественных организаций;
    • б) акты главы государства — Президента РФ;
    • в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
    • д) акты органов правосудия;
    • е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;
    • ж) акты коллегиальные и единоличные.
  • 2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:
    • а) акты конституционно-правовые;
    • б) акты административно-правовые;
    • в) акты уголовно-правовые;
    • г) акты применения материального и процессуального права.
  • 3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
    • а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;
    • б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
  • 4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
    • а)акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
    • б) право обеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
  • 5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

  • а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);
  • б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
  • в) содержащие две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и кон-клюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

  • 6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
  • 7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Акты применения права

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином полученного кредита обязательно для исполнения. За нарушение требования этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой судом принималось решение.

Во-вторых, акт применения права — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных).

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании уголовно-правовых норм. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения права издаются в установленной форме и имеют точное наименование. 3акон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления наиболее важных индивидуальных правовых актов.

К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры, милиции и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

  • 1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название и состав органа, издавшего его, место и время издания, предмет разбирательства, конкретный адресат.
  • 2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.
  • 3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в ходе правоприменения, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.
  • 4. Резолютивную часть, в которой излагается содержания решения — вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

В науке существует мнение, что акты применения права могут и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие. Это так называемые акты-действия, акты-сигналы и др. Например, сигналы регулировщика, устные распоряжения и т.п.

В-пятых, акт применения права является решением конкретного дела, конкретной (иногда конфликтной) ситуации.

Правоприменительные акты достаточно разнообразны. Это и приказ директора предприятия о приеме на работу сотрудника, и распоряжения Правительства, и приговор суда, и ненормативный Указ Президента.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

  • 1. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:
    • — регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);
    • — охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора).
  • 2. По содержанию и значению в механизме реализации права, акты применения права можно классифицировать на:

Конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации. Примером таких актов могут служить различные должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц и т.п.

Регистрационные акты, которыми удостоверяется законность определенных состояний личности, ее действий и т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи и т.п.

Акты о признании, посредством которых признаются такие состояния личности, как признание безвестно отсутствующими, умершими, недееспособными, отцовства и т.п.

Разрешающие (разрешительные) акты, в которых выражено дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.

Следует отличать разрешительные акты от регистрационных. Облеченные в практически одинаковую форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт. Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия соблюдены. Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий либо, когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности предоставления какого-либо права «в виде исключения».

Учреждающие (учредительные) акты, содержание которых сводится к учреждению факта, в результате чего он приобретает юридическое значение. Например, акты о назначении на должность, об образовании комиссии, об учреждении (утверждении устава) предприятия и т.п.

Запрещающие (запретительные) акты, содержание которых связано с запретом реализации права, носящим сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.

Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм.

В процессе применения права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без ее дополнительного анализа. Процесс интерпретации (толкования) правовых норм и призван привести к соответствию смысла и содержания правовой нормы с одной стороны, и ее текстовое выражение с другой. Толкование (интерпретация) права является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации правовых предписаний.

Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить.

Интерпретационная деятельность (толкование права) — это сложный волевой процесс (деятельность различных субъектов), направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права и обнародование его для всеобщего сведения.

Данный процесс состоит из двух стадий: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).

Акт толкования права — это один из видов правовых актов, имеющих свои особенности:

  • — не содержат норм права;
  • — не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы;
  • — зависят от нормативно-правовых актов, обслуживают их и разделяют их судьбу;
  • — адресованы правоприменительным органам;
  • — не могут лежать в основе решения юридического дела.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как результат — устное или письменное разъяснение смысла правовой нормы.

Акт толкования как действие представляет собой процесс последовательного уяснения и разъяснения смысла и содержания правовой нормы.

Устный акт толкования представляет собой разъяснение, не имеющее юридической силы, а лишь способствующее пониманию каким-либо субъектом смысла правовой нормы.

Письменная форма акта свойственна, прежде всего, официальной их разновидности. Такой акт толкования — это официальный документ, имеющий вспомогательное юридическое значение, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права и рассчитанный на постоянное или единовременное использование.

Значение толкования права заключается в обеспечении полного и точного раскрытия воли правотворческого органа, выраженного в нормативно-правовых актах, в оптимизации процесса применения права, в эффективности реализации интерпретированных правовых предписаний.

Правоприменение и правоприменительные органы

Применение права отличается сложностью, многоаспектностью.

Главное и определяющее в применении права – социально-политический аспект, характеризующий его в качестве важнейшего компонента правового регулирования . Применение права, рассматриваемое с социально-политической стороны, конкретизированно, по отношению к данному случаю дополняет властность юридических норм своей властностью, обеспечивает реализацию норм права, доведение ее до конца, активно гарантирует, продолжает и завершает в индивидуально-правовом, поднормативном порядке регулирование соответствующих отношений.

На основании социально-политической характеристики раскрывается и другая сторона применения права – его организационный, технико-юридический аспект. С этой стороны применение права выступает в виде правоприменительной деятельности.

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь.

Правоприменительные органы — Гос организации которые в пределах своей компетенции имеют право налагать административную уголовную ответственность на юр. и физ лиц. Глава 23 АПК.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В. А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти».


Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.

Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.

В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах . В условиях режима социалистической законности применение права облекается в процедурно-процессуальные

формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений.

Значение специально-юридического, технико-юридического аспекта применения права обусловлено тем, что здесь оно выступает в виде такой деятельности, которая относится к технике юриспруденции и потому самым непосредственным образом связана с практической работой юристов.

Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права – его социально-политический аспект. Отсюда – качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.

Содержание правоприменительной деятельности так же, как и содержание права, может быть рассмотрено под углом зрения его интеллектуально-волевых характеристик.

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).

Раздел 8.1 Понятие и содержание правоприменительной деятельности

Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Это правовое явление имеет очень серьезные отличия и не является однородным с ранее названными, а потому не может быть объединено с ними одним понятием «формы реализации права».1

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

— осуществляется компетентными органами государства;

— имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

— требует профессиональных знаний и навыков;

— осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

— является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

— осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

— к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

— исполнению (например, призыв в армию);

— соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

Формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

Виды правоприменения:

— исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

— правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз.

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

— издаются государственно-властными компетентными органами;

— имеют государственно-властный характер;

— обязательны для исполнения;

— содержат индивидуально-конкретные предписания;

— рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

— обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению-, основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

7. По территории действия: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (о создании Академии государственной службы Хабаровского края и проч.).

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia — справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности — юрисдикцией (лат. juridictio — судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

— политические тенденции в стране;

— партийные взгляды;

— традиции;

— изменившиеся социальные условия;

— материалы судебных решений по аналогичным делам;

— комментариизаконов;

— мнения других судей;

— мнение иерархических судебных инстанций.

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т. n.). Этим снимается «возмущение» правовой системы, не способной угнаться за динамикой общественной жизни.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса — это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

— выбор отрасли права;

— установление подлинности текста судебного документа;

— наличие специальных, исключительных норм;

— проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

— разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел — залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты — судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты — акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе — в форму определений.

3. Дополнительные акты — судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда. Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

B Гражданском процессуальном кодексе РФ содержатся отправные положения, касающиеся сущности и правил составления судебного решения. Этот нормативный акт дополняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, — предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле.

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов.

Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

2 Понятие и функции правоприменительной деятельности. Необходимость применения права в процессе его реализации.

Деятельность в сфере реализации права — это активное воздействие субъекта на объект правового регулирования с помощью правовых средств для достижения стоящих перед субъектом целей и решения конкретных социальных задач.

По степени интенсивности включения правовых средств в структуру деятельности и ее юридическому содержанию реализация права осуществляется в процессе следующих видов деятельности.

Фактическое правомерное поведение, направленное на удовлетворение потребностей и интересов субъектов без активного использования специальных правовых средств. Таким путем реализуются права и обязанности в форме соблюдения, а также использования управомочивающих норм преимущественно в области частного права, в составе общедозволительного регулирования. Например, собственник владеет и пользуется вещью, не нарушая при этом правовых запретов.

Правовая активность — осознанная, целенаправленная, инициативная юридическая деятельность невластных субъектов по самостоятельному выбору и использованию правовых средств преимущественно в сфере общедозволительного децентрализованного регулирования. Правовая активность выражается в правильном выборе юридических средств, их искусном, умелом использовании в процессе осуществления правомочий в сфере диспозитивного регулирования. Специальные юридические действия в составе правовой активности выражаются в институционных правовых формах и установлениях (договоры и специальные протоколы, соглашения по их реализации, письменные формы и условия сделок, юридически оформленные кредитные отношения, жалобы и заявления, акценты платежных требований и др. ), которые являются средствами автономного, индивидуального регулирования.

Правореализующая деятельность заключается в том, что субъекты в процессе реализации права при исполнении норм непосредственно используют правовые формы, типовые программы поведения, установленные и предписанные в юридических нормах обязывающего содержания. Эта деятельность по своему содержанию является организационным выражением реализации права, при которой типовые морали, программы поведения в виде правовых предписаний и конкретных дозволений переносятся с помощью активных действий субъектов в фактические отношения преимущественно в сфере императивного, разрешительного регулирования.

Понятие и функции применения права

Характерная черта непосредственной реализации права, всех трех ее форм состоит в том, что использование и исполнение (правовая активность и правореализующая деятельность) или соблюдение (фактическое правомерное поведение) осуществляется самими участниками данного отношения, субъектами прав и обязанностей.

Но в некоторых случаях возникает еще один субъект — властный орган, который со стороны «вклинивается» в процесс непосредственной реализации, обеспечивает его, доводит до конца претворение норм права в жизнь. Это — особый способ действия права — правоприменительная реализация или применение права, которое осуществляется в процессе правоприменительной деятельности.

Применение права — это осуществляемая в специально установленных в законе процессуально-процедурных формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих реализацию правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменительную деятельность отличают следующие признаки.

По характеру — это государственно-властная организующая деятельность. Она обладает юридической силой, т. е. ее акты обязательны к исполнению для всех лиц, которым они адресованы. В необходимых случаях выполнение решения правоприменительных органов обеспечивается мерами государственного принуждения.

По содержанию — это деятельность по вынесению индивидуально-конкретных правовых предписаний (правоприменительных актов), обеспечивающих реализацию права, разрешающих конкретную жизненную ситуацию.

Субъекты применения права — компетентные органы, должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями.

Правоприменительная деятельность осуществляется в специально установленных законом формах (ГПК РФ, УПК РФ) либо юридических процедурах.

Существует несколько оснований (причин), обусловливающих необходимость правоприменительной деятельности.

Применение права необходимо:

когда предусмотренные законодотельством права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (назначение, пенсии, выдача паспорта, служба в армии и т. п. );

когда необходимо осуществлять предусмотренный нормами права контроль за правильностью приобретения прав и возложения юридических обязанностей (нотариально удостоверить сделку, получить лицензию на какую-либо деятельность и т. п. );

когда необходимо устранить препятствия в использовании субъективных прав, обеспечить надлежащее исполнение юридических обязанностей, т. е. во всех случаях, когда есть спор о праве, правах и обязанностях;

когда совершено правонарушение и необходимо определить в соответствии с законом правонарушителю меру и вид наказания;

для применения к конкретному лицу мер поощрения, имеющих правовой характер и порождающих юридические последствия.

В качестве особого способа реализации юридических норм применение права выполняет следующие основные функции.

Правонаделительная функция проявляется в предоставлении конкретным лицам предусмотренных законом субъективных прав и возложении юридических обязанностей в случаях, когда определенные права и обязанности не могут возникнуть у данных лиц без правоприменительной деятельности компетентных государственных органов.

Правообеспечительная функция наглядно проявляется в конфликтных ситуациях при возникновении споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить с помощью компетентных властных органов препятствия при осуществлении субъективных прав, восстановить нарушенные права путем принудительного осуществления юридических обязанностей, в случае правонарушения в установленном законом порядке возложить на лиц меры юридической ответственности.

Функция по индивидуальному регулированию общественных отношений. В процессе своей деятельности правоприменительный орган определяет содержание, меру и объем прав и обязанностей конкретных лиц, объем юридической ответственности, другие условия поведения участников правореализации. Индивидуальное регулирование в условиях статутной правовой системы имеет строго поднормативный характер. Оно осуществляется на основе правовых норм, в пределах, установленных законодателем. Эта функция применения права выражает меру оперативной самостоятельности и свободу правоприменительных органов в принятии решения в рамках закона. В ней проявляется возможность активного воздействия правоприменительных органов на разрешение правовых ситуаций в процессе правоприменительной деятельности.

Виды правореализационных документов

Подобных документов существует великое множество, поэтому не представляется возможным их проанализировать и даже просто перечислить. Порой мы им не придаем им значения, а рассматриваем

их составление как вынужденную необходимость. Например, вы приходите к врачу, и он, выслушав ваши жалобы на здоровье, начинает заполнять мед. карту. Именно этот документ будет решающим в случае спора по поводу качества мед. услуг, именно из него можно получить часть информации о том, как исполнял свои обязанности врач, реализуя ваше право на мед. обслуживание.

Виды документов, наиболее часто встречающиеся в процессе непосредственной реализации права:

— заявление о приеме на работу

— заявление о приеме на другую работу

— заявление об увольнении с работы по собственному желанию

— доверенность

— расписка

— вексель

Рассмотрим основные правила составления правореализацион­ных документов. Документ должен быть:

кратким;

точным;

ясным для адресатов;

содержать все необходимые сведения (и это самое главное).

53. Технико-юрид. особенности договоров.

Договор это соглашение двух или нескольких лиц, позволяю­щее устанавливать, изменять или прекращать их взаимные нрава и обязанности.

В чем заключается нормативная сила договора?

В процессе заключения договора сами участники разрабатывают его условия, моделируют собственные права и обязанности. В момент возникновения договорного правоотношения эти модели превраща­ются в субъективные права и юридические обязанности. В законе ус­тановлена общая нормативная модель прав и обязанностей, которая при наличии соответствующих юридических фактов превращается в права и обязанности конкретных субъектов. На основании договора участники договорных связей приобретают состояние управомочен-ного и обязанного; такое отношение складывается независимо от чьей бы то ни было оценки. Это свидетельствует о том, что договор являет­ся средством нормативной регламентации.

Типовая структура договора

Без заключения договоров не может обойтись ни один субъект права, будь то гражданин или юридическое лицо. В нашем сложном мире труд стал очень специализированным, отсюда возникает необходимость в обмене, с тем чтобы удовлетворять свои потребности. До­говоры и являются юридической формой такого обмена между людь­ми. Чем крупнее организация, тем больший объем договорной работы ей приходится вести.

Как рационализировать, улучшить качество договорной работы и сделать ее более производительной?

Могут использоваться различные способы:

использовать варианты образцов договоров, которые в боль­шом количестве содержатся в публикуемых сборниках. Но вполне возможно, что в организации возникнет необходимость в заключении договоров, не имеющих аналога;

корректировать в соответствии со спецификой корпорации примерные виды договоров, также опубликованные во множестве из­даний. Однако делать это придется всякий раз при заключении дого­вора;

разработка по всем правилам юридической техники типовой структуры договора и закрепление ее в специальном корпоративном акте. Назвать его можно было бы соответствующим образом: типовая структура договора. При этом ориентироваться надо на наиболее рас­пространенный для данной организации вид договора, но постараться все же создать такую его типовую схему, которую можно было бы ис­пользовать и для всех других разновидностей договоров. Дело это серьезное. И здесь не обойтись без использования возможностей, ко­торые дает юридическая наука.

Самая общая схема любого договора выглядит так:

вводная часть («шапка»), где находят отражение название до­говора, место и дата его заключения;

преамбула, в которой называются стороны, обозначается их ме­сто в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполно­моченные подписать договор;

основная часть;

4) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон). Наиболее содержательной является основная часть договора, и ей

по праву всегда уделяется большое внимание. Перечислим вопросы, которые, как правило, находят в ней отражение:

♦ предмет договора должен быть назван четко и конкретно. Когда договор заключается по поводу материальных объектов и необходима их идентификация, к договору должен быть приложен особый доку­мент (проект — для строительства, спецификация — для поставки, техническое задание — для научно-исследовательских работ и т.п.);

* цена. Хотя это условие согласно закону и не является существенным для всех видов договоров, на практике стороны его не обходят вниманием. Иногда данное условие фиксируется в особом документе, прилагаемом к договору (протокол — соглашение о цене или стоимо- ] сти работ, смета, калькуляция и др.);

срок исполнения, обозначаемый конкретной датой или хроноло- ] гическими рамками;

специфические условия для определенного вида договора (для поставки — условия об упаковке, отгрузке, транспортировке, для под­рядного договора — условие о порядке сдачи-приемки выполненных работ);

особые или дополнительные условия (например, о конфиденци­альности);

форма оплаты (безналичная или расчеты наличными, сроки совершения платежей);

ответственность. Довольно часто в договоре на этот счет ниче­го не говорится. Как показывает практика, в большинстве случаев ме­ры ответственности (неустойка в виде штрафа или пени, возмещение убытков) оказываются отнюдь не лишними. Имущественная ответст­венность выполняет в основном компенсационную функцию и не мо­жет быть основанием для обогащения. Вот почему полет фантазии сторон в плане установления в договоре больших санкций может быть «заземлен» судом, если данный договор станет предметом его рассмотрения;

форс-мажорные обстоятельства или непреодолимая сила. Этот вопрос стороны иногда оговаривают детально путем перечисления раз­личных обстоятельств, что создается впечатление, будто бы кое-кто из них рассчитывает на плохой исход договорных отношений. Здесь достаточно дать общее определение непреодолимой силы как обстоя­тельства, которое стороны не могли предусмотреть или предотвра­тить. Гораздо продуктивнее в этой части договора предусмотреть дей­ствия сторон в случае непреодолимой силы, с тем чтобы снизить не­благоприятные ее последствия: допустим, немедленно сообщить об этом контрагенту с указанием на последствия, которые вызвала не­преодолимая сила;

действие договора. Здесь определяется момент начала и прекра­щения договора, порядок внесения в него изменений и дополнений.

Такова универсальная схема договора. Не надо стремиться к тому, чтобы договор был кратким (в дальнейшем это может породить не­нужные споры). Но и превращать договор в многостраничный фоли­ант тоже ни к чему.

54. Договорная работа ■— это правовая деятельность корпораций, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами посредством договоров.

Субъектами являются различные организации, хозяйственные связи которых подлежат договорному оформлению.

Субъектов договорной работы характеризует способность от сво­его имени совершать действия, имеющие юридическое значение для формирования и исполнения договорных обязательств.

Виды договорной работы

В зависимости от задач, которые стоят перед организацией как участником разнообразных хозяйственных связей, следует разли­чать:

договорную работу по реализации результатов собственного производства (договорная работа по заказам потребителя);

договорную работа по обеспечению собственных потребностей в работах, продукции, услугах «со стороны».

Если предприятие выполняет один вид деятельности и реализует его результаты, такое предприятие можно назвать однопрофильным. По профилю предприятия могут быть подразделены на следующие группы:

промышленные;

сельскохозяйственные;

строительные;

транспортные;

торговые и др.

Нормативная регламентация договорной работы

Ведение договорной работы в организации регламентируется ее корпоративными актами. Они имеют различные названия:

о ведении договорной работы на предприятии;

инструкция о порядке ведения договорной работы;

инструкция о порядке разработки и заключении договоров;

положение о порядке заключения и исполнения договоров;

положение о порядке предъявления претензий и исков за неис­полнение обязательств;

положение о ведении претензионной работы на предприятии и др.

Стадии договорной работы:

1) Подготовка к заключению договоров

Порядок и сроки заключения договоров обусловлены порядком и сроками планирования корпорациями своей производственно-хозяй­ственной деятельности. В содержание подготовительной стадии договорной работы входят:

преддоговорные контакты с будущими контрагентами;

разработка основных условий;

подготовка бланков договорной документации;

составление планов проведения договорной кампании и др.

2) Оценка оснований заключения договоров

Главный вопрос, который должно решить предприятие, — заклю­чать или не заключать договор. Оценка базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится организация.

3) Оформление договорных отношений

Заключение договоров может включать в себя следующие этапы:

работа над проектами договоров;

урегулирование разногласий;

конкретизация содержания заключенных договоров;

изменение или расторжение договоров.

4) Доведение содержания договоров до исполнителей

На практике распространены следующие формы такой информа­ции:

♦ непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с дого­ворной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;

передача подразделениям выписок из договоров (копий договорных документов);

издание специально составленных документов, содержащих систематизированную информацию об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.д.).

5) Контроль над исполнением договоров

Эта деятельность направлена на поддержание соответствия рабо­ты предприятия задачам достижения конечных результатов произ­водства, установленным в договорах. Осуществляется она путем сравнения данных об условиях договоров с данными о ходе производ­ства.

6)Оценка результатов исполнения договоров

Ее содержание составляют:

определение результатов исполнения договоров путем сравне­ния предусмотренных в договоре показателей с фактически достиг­нутыми;

анализ результатов исполнения с точки зрения возможности применения мер стимулирования или, возможно, санкций;

разработка мероприятий, направленных на улучшение испол­нения договоров, устранение причин их нарушения.

55. Характеристика правоприменения. Правоприменительные акты.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Причины правоприменения:

1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, матери­ альных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы пре­дотвратить вред и обезопасить других лиц;

различия в интересах субъектов права и их нежелание это учи­тывать;

4) совершение правонарушений. Именно эти причины и вызывают необходимость подключения

применения права к различным формам непосредственной реализа­ции права.

Различают четыре формы применения:

♦ конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имею­ щееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу).

* контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со сторо­ны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разре­шения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предот­вратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуа­ции (например, раздел имущества, определение места жительства де­тей в случае развода и т.п.);

наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответст­венности и восстановить права потерпевшего.

Виды правоприменения:

1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных ор­ганах

2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах примене­ния, как рассмотрение споров и применение санкций за правонаруше­ния. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществля­ется правоохранительными органами.

Акты применения права — это акты-документы, в которых фор­мально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения являются разновидностью правовых ак­тов, но имеют свои отличительные признаки:

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 30

1. Исковое заявление в суд – письменное обращение в судебные органы с требованием о защите нарушенного права.

2. Заявление (ходатайство) – письменная просьба, адресованная уполномоченному органу либо должностному лицу, по вопросам, входящим в его компетенцию. Содержанием заявления, как правило, является конкретное требование гражданина, связанное с реализацией его права, законного интереса.

3. Жалоба –письменное требование, обращенное к уполномоченному органу либо должностному лицу, об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина. Как правило, жалоба подается со ссылкой на конкретную норму закона, которая устанавливает нарушенное право, свобо­ду либо законный интерес гражданина.

4. Претензия – письменное требование одной стороны договора к другой, которая не выполняет либо ненадлежащее выполняет предусмотренные условия договора. Содержанием претензии является требование о необходимости устранения нарушения договорных обязательств. Претензионный порядок урегулирования гражданско-правовых споров, как правило, прямо предусматривается гражданским законодательством либо может проводиться по желанию сторон. Претензия может быть предъявлена только на досудебной стадии разрешения возникшего спора. Однако в тех случаях, когда нормой закона предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования спора и он не был соблюден стороной догово­ра, предъявление искового заявления в суд является невозможным.

5. Извещения и вызовы –форма обращения уполномоченного государственного органа либо должностного лица к обязанному лицу (органу).

Среди извещений и вызовов особое место занимают повестки с уведомлением о вручении, исходящие от судебных органов – повестка о явке на судебное заседание, повестка о явке для дачи показаний; заказное письмо с уведомлением о вручении; телефонограмма либо телеграмма; извещение, переданное по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

6. Акт – документ, составленный несколькими лицами для удостоверения определенных фактов или событий. В зависимости от назначения акты бывают различного содержания: при смене руководителей или работников, являющихся материально ответственными лицами, составляются акты приема и передачи дел; при проверке деятельности организации или структурного подразделения – акты по результатам обследования или ревизии; составляются акты о выполненных работах; о списании пришедшего в негодность оборудования, инвентаря; о выделении к уничтожению документов и т.д.

7. Протоколы –документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, собраниях, совещаниях, конференциях, судебных заседаниях, следственных действиях, экзаменах, заседаниях какой-либо комиссии. По способу и полноте запи­си он может быть стенографическим, диктофонографическим, полным и кратким (конспективным) — без записи содержания выступлений.

Из всех видов правореализационных актов наиболее важным в юридической практике являются правовые договоры. Техника договорной работы включает следующие компоненты.

1) использование образцов договоров, которые в большом количестве содержатся в публикуемых сборниках. Но не исключено вполне возможно, что в организации возникнет необходимость в заключении договоров, не имеющих аналога; корректировка в соответствии со спецификой организации примерные виды договоров, также опубликованные во множестве изданий. Однако делать придется всякий раз при заключении договора;

2) разработка по всем правилам юридической техники типовой структуры договора и закрепление ее в специальном корпоративном акте. Назвать его можно было бы соответствующим образом: типовая структура договора при этом ориентироваться надо на наиболее распространенный для данной организации вид договора, но постараться все же создать такую его типовую схему, которую можно было бы использовать и для всех других разновидностей договоров. Дело это серьезное. И здесь не обойтись без использования возможностей, которые дает юридическая: наука.

Самая общая схема любого договора выглядит так:

1) вводная часть («шапка»), где находят отражение название договора, место и дата его заключения;

2) преамбула, в которой называются стороны, обозначается их место в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполномоченные подписать, договор;

3)основная часть;

4) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон). Наиболее содержательной является основная часть договора, и ей по праву всегда уделяется большое внимание. Перечислим вопросы, которые, как правил находят в ней отражение:

Предмет договора должен быть назван четко и конкретно. Когда договор заключается по поводу материальных объектов и необходима их идентификация, к договору должен быть приложен особый документ (проект – для строительства, спецификация – для поставки).

2. Юридическая техника толкования права.

Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях их наиболее правильной реализации.

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из двух частей (элементов): толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и приме­нения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности – уяснение. Оно характеризуется как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении и использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.

Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.

При разъяснении объективируются результаты первой части процесса. Такая объективизация находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт – либо в устной: совет, рекомендация.

Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука делит их по разным основаниям. В данном случае речь идет о видах толкования по субъектам, которые подразделяются прежде всего на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами или должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается, т.е. вызывает определенные юридические последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правореализации на однозначное понимание толкуемой нормы и правильное её применение. Разумеется, оно принимается во внимание и рядовыми гражданами.

В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентическое (авторское); легальное (разрешенное, делегированное); судебное.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом обязательное для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Нормативное толкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Термин «нормативное» здесь условен. Нормативное толкование ни каких норм не создает, а разъясняет лишь действующие. Это, как правило, судебное толкование в постановлении Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел.

Казуальное толкование (от слова «казус», конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его целью является правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного уникального случая.

Аутентическое (авторское) толкование – толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативно правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Слово «аутентичный» в переводе с греческого обозначает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике. Аутентичным толкованием занимаются те же органы, которые приняли нормативный акт. К примеру, согласно п. 3 ст. 71 Конституции РБ этим правом обладает Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, которое может издать постановление, содержащее толкование закона Республики.

Акт аутентичного толкования облекается, как правило, в ту же внешнюю форму и наделяется такой же юридической силой, как и сам толкуемый акт.

Особенности аутентичного толкованияОно имеет небольшое распространение, что придает ему особую значимость и оттеняет специфические свойства:

1) ему присущ обязательный характер. Проигнорировать акты аутентичного толкования нельзя. Их следует принимать как руководство к действию. Более того, если сравнить акты аутентичного толкования с актами судебного толкования, следует отметить, что первым свойственна повышенная степень обязательности;

2) его целью является не просто последующее компилятивное изложение норм, а их творческий анализ в связи с выявленными недостатками по применению норм права и нежеланием допускать их в будущем;

3) по содержанию оно очень близко к правотворчеству. Порой их трудно различить, поскольку в результате аутентичного толкования формулируются конкретизирующие положения, иногда содержащие элементы новизны (правоположения);

4) оно имеет вспомогательный характер по отношению к правотворчеству, поскольку акты аутентичного толкования не могут применяться отдельно от толкуемого нормативно акта;

5) актам аутентичного толкования свойственна иерархичность. Их соподчиненность определяется местом правотворческого органа в структуре государственного аппарата.

Легальным называется такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны высшей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование. Органы, которым разрешено толкование могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования могут иметь обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые попадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Судебное толкование осуществляется судебными органами Особенно важным является толкование, осуществляемое органами, специально наделенными законом правом нормативного толкования.. Наиболее важными актами делегированного толкования считаются постановления конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Официальное толкование права могут давать так же органы исполнительной власти (Правительство, подчиненные ему министерства, службы, агентства), но в рамках своей компетенции. Чаще всего указанные структуры дают аутентичное толкование, т.е. разъясняют свои собственные акты (постановления, распоряжения, инструкции), особенно по социальным вопросам.

Неофициальное толкование – отличительный признак неофициального толкования – это произвольность его формы и в правовом плане – необязательность для юридической практики. «Неофициальным толкованием называется разъяснение смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом и не имеющее обязательного характера». Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу, в то же время акты интерпретации неофициального толкования юридической силы не имеют.

В рамках теории права неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное, или научное.

Доктринальное толкование дается учеными, представителями науки. Его ценность заключается в аргументированности, доказательности, обоснованности. Типичным примером такого толкования являются периодически издаваемые научные комментарии к действующим российским кодексам. В этих комментариях, а так же в различных статьях, докладах, монографиях специалисты разъясняют, толкуют соответствующие положения, нормы, статьи, разъясняют как их надо понимать и использовать. И хотя мнения ученых не обязательны для официальных лиц и органов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов), тем не менее, их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь правоприменительной практике, влияют на неё. Чем выше авторитет ученого, тем весомее его мнение.

Профессиональное толкование дается юристами профессионалами, т.е. судьями, прокурорами, адвокатами, другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность.

Профессиональное толкование может быть как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати). Ценность профессионального толкования – в глубокихзнаниях и компетенции толкующих лиц.

Обыденное толкование – это первичный житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения. Его характерной чертой является то, что оно может быть не верным, чисто эмоциональным.

Date: 2015-05-09; view: 6788; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов

Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих — это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия — действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.

Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Виды:Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.


По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы

Формы:

приказы;

постановления;

указания;

представления;

резолюции;

протоколы;

решения;

разрешения;

предупреждения;

приговоры;

определения;

распоряжения

и др.

Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

О пробелах в праве можно говорить преимущественно в переносном значении как об одном из несовершенств права, отсутствии в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Некоторые юристы выделяют в праве «преднамеренные» пробелы, т. е. употребляют этот термин в прямом смысле. Но выделение «преднамеренных», «умышленных» пробелов запутывает проблематику, так как одним понятием объединялись бы разные явления.

Постановка вопроса о пробелах в праве возвращает нас к пониманию права, к источникам права. Естественное право не имеет пробелов. «Природа вещей» или воля Бога всегда содержит ответ на любой вопрос. Не возникает вопроса о пробелах и при «реалистических» взглядах на право, поскольку считается, что право творит сам судья или чиновник. Проблема встает во весь рост там, где правом признаются нормы заранее зафиксированные, преимущественно письменно или в иной строго установленной форме. Поэтому речь идет о пробелах в позитивном праве.

Пробел в позитивном праве — это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробел в нормативно-правовом регулировании — отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.

Пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) — отсутствие закона (акта высшего органа власти) вообще.

Пробел в законе — неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому, можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Пробел существует в двух видах — в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования. Те и другие пробелы являются настоящими, те и другие требуют апелляции к нормотворческим органам на предмет принятия новых норм.

Нельзя путать пробелы в законодательстве с так называемым квалифицированным молчанием законодателя, когда он знает о каких-то отношениях, но намеренно оставляет вопрос открытым, намеренно воздерживается от принятия норм, показывая тем самым нежелание их принимать, относя решение дела за пределы законодательной сферы. Состояние пробельности в законах отличается также и от тех случаев, когда законодатель отдает решение вопросов на усмотрение правоприменителя, когда он рассчитывает, что его законодательная воля будет конкретизирована иными правовыми актами.

В практических шагах по преодолению пробелов в праве во избежание произвольных решений недопустимо смешение пробела с «ошибкой в праве». Правоприменителю не позволено заниматься исправлением ошибок законодателя.

Он должен следовать праву вплоть до изменения правового регулирования в установленном законом порядке В любом деле, и в особенности в таком сложном, как правотворчество, трудно избежать возможных ошибок. «Ошибка в праве» означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

Пробелы в позитивном праве всегда означают отсутствие норм в отношении фактов и социальных связей, находящихся в сфере правового регулирования.

Границы правового регулирования и рамки действующих нормативных актов перекрещиваются, но не совпадают. Всегда имеется какая-то часть общественных отношений, жизненных ситуации и обстоятельств, которые, находясь в сфере правового регулирования, не регламентированы нормами права и, наоборот, предусмотрены нормами, но выходят за пределы правовой сферы.

В зависимости от того, когда появляется необходимость в правовом регулировании, пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Если такого рода необходимость существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта в парламенте, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется «непростительным». «Непростительным» пробел будет и тогда, когда при издании акта игнорируются правила законодательной техники, вследствие чего известная потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления(восполнения) пробелов:

аналогия закона;

субсидиарное применение права;

аналогия права.

При наличии пробела в законе правоприменителю предписывается законодателем разное поведение. В уголовном праве действует принцип: «нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания без закона». Естественным выходом для практика в такой ситуации является отказ в возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного приговора.

В отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или административным проступком, действует другой порядок. Гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства. Таким образом, ссылаясь на отсутствие конкретного закона, нельзя отказать в правосудии. Средствами преодоления пробела здесь являются аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона означает решение дела на основе закона, регулирующего отношения, сходные с рассматриваемыми. Если такие отношения окажутся за пределами данной отрасли и будет использован закон из другой отрасли права, пойдет речь о субсидиарном применении права.

Аналогия права — это принятие решения, исходя из общих начал и смысла законодательства.

Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:

1) решение дела по аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм;

2) сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных и равнозначных в правовом отношении признаках;

3) решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

4) исключительные нормы и изъятия из общих правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;

5) выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;

6) решение по аналогии предполагает поиск нормы сначала в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

Субсидиарное действие закона означает применение положений закона, относящегося к одной отрасли, для регулирования отношений, входящих в предмет иной отрасли. Например, применение норм гражданского кодекса РФ для регулирования семейных, земельно-правовых, трудовых правоотношений… . Межотраслевая аналогия закона отличается от субсидиарного применения правовых норм следующим:

во-первых, субсидиарное применение в ряде случаев может носить не временный характер, как разновидность аналогии закона, при преодолении пробела в законодательстве, а стабильный, непосредственно установленный законодателем в целях достижения единства в правовом регулировании общественных отношений;

во-вторых, субсидиарное применение норм осуществляется непосредственно по воле законодателя, который в соответствующей правовой норме вводит специальные отсылки к другим нормам, регулирующим сходные отношения.

Правоприменительные акты: понятие, виды

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

— По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного-самоуправления.

— По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.

— По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

— По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).

— По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях — устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;

3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности.

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).

ВЕНГЕРОВ:

Эти акты теория разграничивает с нормативно-прановыми актами. Действительно, они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель и когда их принял. Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их юридическое значение.

Как правило, это письменные документы, хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы на технических носителях информации. Однако следует учитывать, что правоприменительные акты независимо от носителей являются официальными, т.е. принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии с полномочиями должностного лица.

Правоприменительные акты классифицируются по правоприменителям, их компетенции, полномочиями. Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органон МВД и т.п. По характеру актов различают приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции и т.п.

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

НЕРСЕСЯНЦ:

Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости – посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям – по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например:

— распоряжение Президента РФ или Правительства РФ;

— приказ министра или руководителя предприятия, учреждения;

— постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия;

— письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел;

— определение суда по вопросам судебного разбирательства дела;

— решение суда по гражданским делам;

— приговор суда по уголовным делам и т.д.

Акты применения права.

Правоприменительный акт (акт применения права) – это индивидуальный правовой акт государства, изданный на основании юридических фактов и правовых норм, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Правоприменительные акты состоят из нескольких частей:

1. Вводная часть – включает наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т.д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издающего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

2. Описательная часть – содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

3. Мотивировочная часть – включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняется смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4. Резолютивная часть – содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Виды правоприменительных актов.

Акты применения права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

— По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного самоуправления.

— По способу принятия – на коллегиальные и единоличные.

— По значению в правоприменительном процессе – на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

— По целям – правоустановительные (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные (например, постановление по делу об административном правоонарушении).

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *