Право в юриспруденции

Какие предметы важны на юрфаке 1 курса,если хочу стать адвокатом ?
Какие предметы стоит учить для того , а какие можно забить ?

Александр Ганеев 400 3 года назад учусь на юриста, смотрю кино, играю в игры

На первом курсе юридического факультета, как правило не ставят, а если и ставят, то всего 1-2 правовых предмета (и то на второй семестр — у нас было конституционное право).

Самое важное, что вам попадется на первом курсе — теория государства и права (ТГП). ТГП — это основа основ, ее надо понять, она научит работать с правовыми нормами. Проще учить ТГП, если разбираетесь в обществознании (правоведении). Там же вам расскажут, про частноправовые и публичноправовые дисциплины.

Еще на первом курсе вас ждет много истории (тут зависит от вуза): «общая» история, история отечественного государства и права (тут вам придется немного вспомнить школьный курс), история государства и права зарубежных стран (если Вы в школе слабо работали с историей зарубежных стран — не пугайтесь. Тут Вам поможет хороший учебник и работа с источниками).

Еще Вас могут ждать «общие дисциплины»: философия, логика, информатика, иностранный язык, математика (возможно), концепции современного естествознания (кратко вспомните химию, физику, биологию, астрономию, географию), экономика, этика и т.п. Могут поставить римское право (нам не читали, тут поделиться не могу) и что-нибудь из правовых (как правило, конституционное). Из этого списка обратите внимание на экономику, социологию, психологию (Вам все-таки с людьми работать).

Все самое важное (правовые дисциплины) для будущей карьеры адвоката пойдет со второго курса. Там Вам можно попробовать определить, что вам понравится больше: дисциплины частноправового профиля (гражданское, семейное, жилищное, арбитражное и т.п.) или публичноправового профиля (уголовное, административное, налоговое, муниципальное и т.д.). Лучше всего, знать хорошо несколько дисциплин в своем профиле, среди которых должна быть хотя бы одна процессуальная.

Как правило, на втором курсе (и последующих) вас будет поджидать практика. Вот именно в этот момент попытайтесь попасть к адвокату, тогда и поймете — надо вам это или нет.

Насколько мне известно, экзамен на получение статуса адвоката предполагает знание вопросов во всех отраслях права, но тут, надеюсь, меня подправят более опытные в этом вопросе люди.

В плане литературы годных сайтов хватает, вбей в гугле «книги юриспруденция» или как-нибудь так, и вперед. Только учитывай, что законодательство меняется постоянно, и всю информацию обязательно нужно всегда соотносить с нормативно-правовыми актами, даже в книгах 2014, 2015 годов уже сто процентов есть расхождения с нормативкой, о более старых я и не говорю. К теоретическим вопросам это, конечно, в меньшей степени относится.

Начать лучше с теории государства и права как с базовой дисциплины. Ради интереса можешь посмотреть отечественную историю государства и права и историю государства и права зарубежных стран, римское право — они традиционно преподаются в юр. вузах, но практического смысла в этом немного.

Как с началами разберешься, можно переходить к основным профильным дисциплинам — уголовное, гражданское, конституционное право. Книг тоже достаточно, сложно что-то определенное предложить, опять же, разумеется, нормативка в нескромных объемах (плюс не забывай о постановлениях пленумов наших судов, без них вообще, вообще никуда). Чуть позже можно к процессуальному праву приступить. А вообще простор большой, отраслей много — административное, семейное, трудовое, экологическое, земельное, налоговое, криминология, криминалистика, отдельным блоком международное (частное и публичное) и т.д., смотря что тебе нужно и интересно, но к этому моменту уже сам поймешь, что к чему. На этапе плотного изучения отдельных отраслей в учебниках во многом только базовая информация, потому помимо них вовсю надо будет юзать монографии, статьи и прочую литературу, миллионы актов и всякие другие веселые штуки, если собираешься глубоко погружаться в это дело.

При обучении юзай информационные правовые системы — Консультант+ и Гарант, в них нормативка всегда с последними изменениями, на других сайтах есть очень нехилый шанс нарваться на лютое старье, даже если они в поисковой выдаче на первой странице гугла висят.

Теорию таким образом можно более-менее неплохо понять, особенно если для себя, для расширения кругозора и т.д. В плане применения на практике, если собираешься профессионально юриспруденцией заниматься, никакого смысла в этом нет. Тут правильно заметили, таких у нас тысячи без работы сидит, даже если не совсем штаны протирали в институте, и то у них перед тобой мега-преимущество — корочка, а без нее абсолютно никуда.

Примерно так, хотя и очень схематично.

Удачи в изучении)

С чего начать самостоятельное изучение юриспруденции?

Ринат Ринатов 201 2 года назад Просто Ринат

Юриспруденция довольно обширна и для самостоятельного изучения этого дела, необходимо в первую очередь определить задачи, для которых она изучается. Вот два сценария:

Глава 1. Безусловно первое и основное, что нужно прочитать, не только для получения базы, а вообще — это Конституция РФ, лучше с комментариями.

А дальше идти по накатанной, что именно в этой «самостоялке» хотелось бы узнать, все что касается большей части повседневной жизни отражено в Гражданском кодексе РФ, можно открыть оглавление и прямо брать интересующие темы. К примеру, возник вопрос, какими вы обладаете правами, когда совершаете покупку в магазине, ответ будет в разделе договор купли — продажи. Стоп? какой договор, вы же просто покупаете и расплачиваетесь на кассе, но это тоже договор, ответ в Понятиях и видах сделок: Устные и Письменные. И так далее.
Изучили Гражданский кодекс и хотите еще? Надо придумать задачу, что интересно. Семейный быть или морская пучина? Тогда Семейный кодекс или Кодекс торгового мореплавания/Кодекс внутреннего водного транспорта (Это только по россии, а по миру там разные конвенции и международные кодексы)
Ну и так далее, там много кодексов.
Глава2. Окей, с кодексами ясно, но что вообще такое юриспруденция и вот эту хочу базу.
Тогда отбрасываем все это чтиво людей в костюмах. Нам нужна теория и анализ — это Теория государства и права. Там расскажут все, что появилось первым Государство или Право, объяснят все термины, которые в данный момент применяются в законотворчества, опишут как вся эта машинка едет и куда. Этот предмет, фундамент юриспруденции и с него начинается ВУЗ. Местами очень даже интересно, ведь мы живем в государстве, а вокруг нас право, но не многие знают, как эти механизмы появились, зачем и почему?

Юридические услуги

Юриспруденция (от лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) – наука, изучающая правовую систему государства, а так же – практика юристов и программа их подготовки.

Юриспруденция в Древнем мире

Несмотря на то, что временем и местом зарождения юриспруденции по праву принято считать Древнюю Грецию, первые следы права можно найти ещё в культуре древних египтян, что говорит о том, как сильно человечество оценило значение права. Невозможно представить себе современный мир без мало-мальски чёткой и продуманной правовой системы.

Первые датированные упоминания о «праве и равенстве» мы можем найти в работах древнегреческого мыслителя Пифагора (VI в. до н.э.).

В V-VI в. до н.э. о законах, справедливости правах жителей полиса говорит и Гераклит.
Далее у истоков юриспруденции стоят и такие известные деятели Древней Греции, как Демокрит, Горгий, Гиппий и т.д..

Не стоит упускать из виду и трудов Сократа, продолженных его учеником Платоном – их совместная работа стала первым рационалистским трактатом о праве и законе в государстве.

В конце IV – начале III века до н.э. в форме отдельной самостоятельной науки юриспруденция появилась в Древнем Риме. Это произошло благодаря сыну римского патриция Аппия Клавдия Цека Гнею Флавию, похитившему и опубликовавшему составленный отцом сборник процессуально-правовых формул (на сегодняшний день данный документ назван в честь знатного похитителя – «цивияльное право Флавия»).

Преподавать юриспруденцию начали так же в Древнем Риме – в 253 году до н.э. понтифик Тиберий Корунканий первым начал разбирать правовые вопросы государства и высказывать своё мнение о ситуации в присутствии своих учеников. На этом этапе юридическая наука представляла собой трактовку проблем и юридическую информацию о государстве.

Деятельность мыслителей Древнего Рима имеет поистине большое значение в истории формирования юриспруденции. Научные труды разных времён от первых работ и вплоть до кодификации Юстиниана (VI в. н.э.) сформировали прочную базу для дальнейшего развития правовой науки.

Юриспруденция в Средние века и Новое время

В эпоху Средневековья можно выделить несколько основных вех в развитии юриспруденции.
Во-первых, немалое влияние на процессы, как уже упоминалось, имели труды мыслителей Древнего Рима. Во-вторых, правовых деятелей Средневековья можно разделить на толкователей (глоссаторы) и комментаторов (постглоссаторы). Сформировавшееся в XI-XIII веках течение глоссаторов стремилось переоценить и проанализировать источники римского права, а пришедшие им на смену в XIII-XV веках постглоссаторы большее внимание уделяли самому комментированию законодательных актов. В теоретическом плане оба направления внесли в юридическую науку огромный вклад.

Новое время так же внесло в науку о праве новые течения. Самыми знаменательными работами того времени можно без сомнения считать труды И. Канта, Н. Маккиавелли, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля и многих других.

Весь исторический путь юриспруденции показывает, что каждая новая мысль идёт лишь на пользу ей, о чём говорит и сам Кант: «…пока юристы ищут своё понятие права и спорят об этом, юриспруденция жива и развивается».

Юриспруденция в дореволюционной России

Во времена Древней Руси наши предки обходились практически без адвокатуры, а основой «юриспруденции» была Божья воля и понятие о справедливости. Только в 1775 году, после подписания Екатериной II Указа о назначении стряпчих в помощники к прокурорам у провинившихся появляется некое подобие юридической защиты.

Огромное влияние на формировании юриспруденции в России оказал Пётр I. Именно его приказ перевести на русский язык теоретическую работу С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» и предоставление возможности получать юридическое образование с помощью иностранных преподавателей положили начало формированию в России юриспруденции на немецкой базе. Первыми русскими деятелями в данной области стали С. Е. Десницкий и В. Т. Золотницкий, А. П. Куницын.

Наряду с развитием теоретической юриспруденции, в Дореволюционной России стала развиваться и юридическая практика. Правовая система начала включать не только обвинительные, но и достойные внимания защитные функции. Судебная реформа привела не только к улучшению положения крестьян, но и к появлению акционерных обществ и прочих финансовых учреждений, чья деятельность требовала постоянного присутствия юристов.

Первыми известными адвокатами нашей страны стали такие личности, как: В. Д. Спасович, П. А. Александров, А. И. Урусов, Ф. Н. Плевако и многие другие. Их вклад в практику юриспруденции дал крепкую базу для практики последующих поколений.

Юриспруденция в СССР

Несмотря на то, что в деятелями дореволюционной России была проделана огромная работа и заложены прочные основы для развития демократичной юридической системы, в СССР возможностей для этого не было.

В 1917 году после революции вышли несколько основных законов, лишивших правовую систему каких-либо возможностей достойной защиты подсудимых. Такая ситуация оставалась практически весь советский период и закончился с распадом СССР.

Юриспруденция в современной России

На сегодняшний день в России восстановлена Демократическая правовая система, позволяющая сохранять в государстве чёткий и справедливый порядок. Основным правовым актом с 1993 года является Конституция РФ, опираясь на которую и действует вся правовая система современной России.

История юриспруденции

Юриспруденция — совокупность правовых знаний; наука, её изучающая. Юриспруденция, по образу учение о государстве изучает результаты правового регулирования, а также выдвигает правовые идеи в рассуждении возможности внесения прогрессивных изменений в устройство да способы регулирования. Юриспруденция, как бы система подготовки специалистов-юристов на территории юридических учебных заведениях.

Совокупность знаний об государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Так, на территории Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию. Постепенно юриспруденция обособилась еще в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму желательно выражать об определённой системе Юриспруденции. Первоначально знание права в Древнем Риме являлось привилегией жрецов. Но в 254 до н. Э. Тиберий Корунканий — высший жрец из плебеев — объявил, что считается объяснять право каждому желающему.

Римский юрист Помпоний писал, о том что Тиберий Корунканий первым начал преподавать право публично. Первое частное юридическое общество, где учителя читали лекции, давали ответы для вопросы и также вели диспуты со своими учениками, была организована Сабином еще в первом в. Н. Э. В 4-5 вв. Существовало несколько таких школ с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также труды Папиниана и Павла. В 533 император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

В период раннего средневековья специальности Юриспруденция не было. В 10 в. В Павий была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце 11 в. В Болонье возникла школа права, позже преобразованная в университет, где в середине 12 в. Обучалось римскому праву несколько тыс. Студентов из разных стран Европы. В 12-15 вв. В университетах ряда стран Западной Европы ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось по преимуществу римское право. Только с конца 18 в. В программы юридических факультетов стали включать национальное право.

В России с 16 в. Предпринимались попытки выделить юриспруденцию в свободный предмет обучения. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 Славяно-греко-латинской академии. В 1715 Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-15 в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-65 в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764. С 1767 занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах, (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др. ), основанных в России в 18-19 вв. Юриспруденция была введена в юридическом Демидовском лицее (Ярославль). В 1835 было открыто училище правоведения (для дворян), дававшее высшее юридическое образование.

В развитых капиталистических странах Западной Европы, в США, Канаде и ряде других стран юриспруденция. Распространено чрезвычайно широко и является как бы традиционным. Юридические факультеты готовят кадры для разных звеньев государственного аппарата, адвокатов для защиты интересов господств, класса. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания 2-й мировой войны 1939-45 годов, однако с середины 50-х гг. Оно вновь значительно увеличилось. Во всех капиталистических странах создался определённый кризис в постановке высшего образования вообще и юриспруденция в частности; это признаётся и их учёными, и органами государственной власти и управления. Перестройка юриспруденции направлена на сочетание теоретической подготовки с практической, с более узкой ориентацией по определённой юридической специальности. На юридических факультетах преподаются такие предметы, как социология, психология, экономика, большое внимание уделяется изучению политики.

Практически во всех странах существуют юридические факультеты в университетах. Во Франции после 1968 размещение университетов на факультеты отменено, вместо этого образован ряд специализированных учебных центров. Например, на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей. В США, Великобритании, Германии и др. Диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных специальностей, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата необходима дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия должности судьи или работы в качестве адвоката следует, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплом о юриспруденции достаточен для занятия любых юридических должностей.

В России основная форма подготовки юристов — юридические факультеты университетов с 5-летним сроком обучения и 4-годичные юридические институты. Существует вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет. Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юриспруденции, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все ученики изучают, наряду с социально-экономическими и общеобразовательными дисциплинами (иностранный язык, логика и тому подобное), широкий круг правовых наук: общую теорию государства и права, историю государства и права, историю политических и правовых учений, государственное право (Россия, зарубежных развитых и развивающихся стран), административное право, гражданское право, земельное право, трудовое право, колхозное право, финансовое право, уголовное право, криминологию, судоустройство, гражданский процесс, уголовный процесс, международное право и др. Специализируются студенты по профилям: государственное управление и советское строительство, юридическая служба в народном хозяйстве, судебно-прокурорско-следственная работа. Кроме того, они изучают дополнительный цикл определённых предметов и проходят производственную практику в тех органах, где впоследствии им предстоит работать. Специалистов-юристов для органов МВД готовит Академия внутренних дел, для Вооруженных Сил России — военно-юридический факультет Военного института Российской Армии.

Юриспруденция включает несколько циклов. В США, Великобритании, Мексике и др. 1-й цикл — 3 года (окончившим присуждается степень бакалавра права), следующий цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку (присваивается степень доктора права). Во Франции Юриспруденция. Включает 2 двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим еще один цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

2. Советская правовая система

В советской юридической науке утверждалось, что в СССР реализуется принцип верховенства закона в системе источников права. На самом деле иерархия юридических актов выглядела иначе.

1. В пирамиде системы правовых норм находились правила, исходившие от Центрального Комитета ВКП(б) – КПСС либо от их подразделений – Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата, отделов.

В силу сложившегося политического обычая эти нормы имели приоритет перед любыми другими правовыми актами.

В то время как страны англосаксонской и романо-германской правовых семей переходили к демократическим формам законодательства на протяжении полутора, а то и двух-трех веков, СССР обрел всеобщее (в том числе для женщин) избирательное право почти мгновенно – в ходе революции 1917 г. Однако правосознание основной массы населения оказалось абсолютно неподготовленным к реальному народовластию. Идеи о революционном скачке в народоправство разбились сразу, как только столкнулись с подлинными правоотно-

шениями. Не желая отказываться от прежних лозунгов и программных установок, КПСС, однако, силой обстоятельств стала выполнять функцию дореволюционной аристократии (конечно, без ее культуры, традиций, образования и на совершенно иной идеологической базе).

Хотя правотворческая задача «пролетарской аристократии» была предопределена историей, реализация этой миссии проводилась с прямолинейной напористостью, свойственной, впрочем, всякой новой политической элите. Партийные комитеты, начиная с Центрального, издавали постановления, адресованные «непосредственно государственным» (советской ветви) учреждениям, тогда как с точки зрения формальной юриспруденции они могли обращаться только к членам своей партии в этих учреждениях.

Выпячивание командной роли парткомов противоречило пропаганде преимуществ социалистического строя. Поэтому с середины 30-х годов получила широкое распространение практика издания совместных постановлений ЦК ВКП(б) – КПСС и Совета Министров (СНК) СССР. Она стала формой легализации государственного нормотворчества партийных комитетов. С партийной точки зрения любое такое совместное постановление играло роль директивы для парткомов и для рядовых коммунистов. А участие правительства в его утверждении придавало акту общеобязательный юридический характер. На практике совместные партийно-государственные решения нередко рассматривались правоприменительными органами как надзаконные, что приводило к подрыву принципа верховенства законов.

2. Значительную конкуренцию законам составляло ведомственное правотворчество. Чтобы замаскировать вопиющие факты попрания авторитета закона, «верхи» стали расширительно толковать понятие «законодательство».

Огромная масса циркуляров, правил, регламентов, инструкций сопровождала каждый шаг руководителя предприятия, цеха, директора школы, вообще любого специалиста. К концу 70-х – началу 80-х годов только в сфере управления народным хозяйством накопилось до 200 000 различных приказов, инструкций и иных подзаконных актов. Многочисленные предписания подавляли количеством, противоречили друг другу и законам. Руководители ведомств явочным порядком присвоили себе своеобразное право вето на законодательные акты: установился порядок, когда даже законы СССР действовали в системе данного ведомства только после издания министром соответствующего приказа.

Таким образом, собственно законы в реальных правоотношениях оказались вытесненными с верхнего яруса в пирамиде источников права. Этому способствовало то, что самих актов законодательствования было принято очень мало: за полвека, прошедшие от опубликования Конституции 1936 г. до преобразования советского парламента в 1988 г., Верховный Совет СССР принял всего 81 закон. Цифра возрастет вдвое, если присовокупить к ней законодательные акты об утверждении народнохозяйственных планов, о бюджете страны и об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР.

В то время как западноевропейские парламенты ежегодно на протяжении многих лет готовят по нескольку сотен законов, парламентские органы Союза ССР обнаруживали сходную производительное!! законотворчества только по совокупности всех лет существования советской правовой системы.

Причем главным законодателем в советской – непартийной – части государственного аппарата стал узкий круг лиц, избиравшихся не населением, а Верховным Советом, а на деле – его Президиумом. В Конституции СССР 1936 г. Президиуму Верховного Совета поначалу отводилась роль толкователя законов, которые издавались на сессиях парламента. Но этот компактный, немногочисленный по составу и всегда находившийся «под рукой» государственный орган оказался удобным для штамповки одобренных высшими партийными инстанциями решений. Явочным порядком через Президиумы Верховного Совета СССР, а также союзных и автономных республик стали проводиться указы, вносящие изменения и дополнения в законы СССР и соответствующих республик.

В конце 40-х годов практика «указного» законотворчества была легализована поправкой в Конституции. В результате большая часть законодательных норм вводилась посредством указов Президиума Верховного Совета, санкционированных впоследствии Верховным Советом СССР. Как правило, сессия штамповала эти указы, практически даже не создавая видимости их обсуждения. За 1938-1985 гг. Верховный Совет издал 120 законов об утверждении указов своего Президиума, причем обычно одним актом санкционировался сразу пакет указов.

Малочисленность законов открывала широкий путь для ведомственного и партийного правотворчества, необходимого в создавшихся условиях. Поэтому качество многих законов и указов оставалось очень низким.

4. Законодательные акты в СССР страдали отсутствием механизма реализации закрепленных в них норм. Большая часть законов бреж-

невской эпохи, особенно касавшихся охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, народного образования, прав и свобод граждан, были сформулированы абстрактно и не предусматривали реальных санкций за их нарушение.

Граждане Советского Союза не могли воспользоваться важнейшими конституционными правами, поскольку долгие годы не издавались законы, в которых были бы регламентированы порядок реализации свободы слова, печати, права на проведение митинга или шествия и др. Почти 12 лет (1977-1989 гг.) не принимались законы о судебном обжаловании незаконных действий должностных лиц и о всенародном голосовании (референдуме). Поэтому многие конституционные декларации оставались на бумаге.

5. Другой негативной чертой советского законодательства была его недостаточная систематизированность, а также труднодоступность нормативных материалов для граждан, учреждений, предприятий и организаций.

Подобная ситуация стала отголоском сталинизма в юриспруденции: в 30-50-х годах засекречивались даже Кодекс законов о труде и Положение о товарищеских судах, которые, казалось бы, должны были быть самыми доступными актами права. Большая часть общесоюзных нормативных правовых актов не подлежала широкой публикации, а рассылалась в полузакрытом порядке по административным каналам.

Господство партийного и ведомственного законодательства затрудняло проведение кодификационных работ. Пожалуй, наиболее удачным был опыт нэпа, когда кодификация охватила все сферы общественной жизни. За полтора года законотворческой деятельности в 1922–1923 гг. было подготовлено семь кодексов: Уголовный, Кодекс о труде, Земельный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Лесной. Вскоре последовало издание нового Кодекса законов о браке, семье и опеке и Положения о судоустройстве. А в 1927 г. вышло в свет «Систематическое собрание законов РСФСР».

С образованием СССР аналогичные работы проводились в сфере союзного законодательства: были приняты Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Общие начала землепользования и землеустройства, Воздушный, Таможенный кодексы и ряд других важных кодификационных актов. В 1927 г. появилось неофициальное «Систематическое собрание действующих законов СССР», состоявшее из шести томов.

Казалось бы, создавалась возможность для повторения удачного опыта М.М. Сперанского и создания законов СССР и союзных республик. Однако крутая ломка общественных отношений, предпринятая сталинским руководством в конце 20-х – начале 30-х годов, сняла вопрос о комплексной систематизации законодательства с повестки дня.

На протяжении последующей четверти века в СССР не проводилось никакой систематизации и кодификации законодательства. К середине 50-х годов только союзных актов (законодательных и правительственных) накопилось около 400 000. Они вносили полную неразбериху не только своим количеством, но и низким юридическим качеством.

Во второй половине 50-х годов возобновилась кодификация. Она началась на союзном уровне и ознаменовалась принятием новых Основ законодательства Союза ССР и союзных республик: уголовного (1958 г.), гражданского (1961 г.), земельного и о браке и семье (1968 г.), исправительно-трудового (1969 г.), о труде (1970 г.) и др. Введение в действие этих Основ и не замедливших последовать за ними соответствующих новых республиканских кодексов позволило не только систематизировать накопившийся нормативный правовой материал, но и существенно изменить его. С одной стороны, произошла гуманизация публичного права, с другой – гражданское законодательство оказалось приведенным в соответствие с реальностями огосударствленного народного хозяйства (до этого сохранялись ставшие абсолютно бесполезными нормы нэповских гражданских кодексов, регулировавшие отношения частной собственности и пр.).

На базе этой – третьей в истории советского права – кодификации (1918-1919 гг., 1922-1930 гг., 1958-1970 гг.) в середине 70-х годов началось осуществление программы издания Свода законов СССР и союзных республик.

В 1985 г. завершилось издание десятитомного Свода законов СССР. Всего в Свод законов было включено 1367 нормативных актов. Будучи нестабильными по содержанию (оперативное обновление которого так и не удалось наладить), эти тома остались мертвым па мятником эпохи застоя. Таким образом, полная кодификация советского права – даже в части официального законодательства, без учета партийных и ведомственных норм, игравших фактически роль законов, –- так и не состоялась.i

6. Особняком в системе источников советского права стояли судебная практика и обычаи. Следуя традициям романо-германской правовой семьи, советские юристы допускали существование обыч-

ного и судейского нормотворчества только в порядке исключения и при обязательном сохранении формального верховенства закона. Так, применение обычаев допускалось в морском праве (обычаи порта при морских перевозках) и в земельном (местные правила решения земельных дел). Гораздо шире – хотя и явочным порядком – применялось прецедентное право: Верховные Суды Союза ССР и союзных республик анализировали судебную практику и на ее основе, а также при рассмотрении конкретных дел издавали постановления, которые имели обязательную силу для нижестоящих судов и подчас весьма существенно корректировали нормы законодательства. К примеру, именно судебным толкованием была уточнена статья Кодекса законов о труде, позволявшая администрации уволить работника за прогул, т.е. трехчасовое отсутствие на рабочем месте без уважительной причины. Суд разъяснил, что указанное законом время прогула может быть исчислено и суммарно, если работник – вследствие опоздания, произвольных отлучек, самовольного ухода с рабочего места – в совокупности отсутствовал на работе в течение дня не менее трех часов.

В 20-х годах судебная власть осуществляла также конституционный контроль в СССР.

Согласно Положению о Верховном Суде СССР, принятому в 1923 г., в его задачу входило представление заключения по требованию Президиума ЦИК СССР1 о законности с точки зрения Конституции СССР тех или иных постановлений ЦИК и Совнаркомов союзных республик, а также СНК СССР. По предложению центральных органов союзных республик или по собственной инициативе Верховный Суд мог далее входить с представлениями в Президиум ЦИК СССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и отдельных наркоматов СССР, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, по мотивам несогласованности таковых с Конституцией СССР. Таким образом, функции Верховного Суда СССР в области контроля за исполнением Конституции в целом можно охарактеризовать как надзорные и консультационные. Окончательно все конфликтные дела рассматривал и решал сам Президиум ЦИК СССР.

Состоявшая при Верховном Суде прокуратура имела право входить непосредственно в Президиум ЦИК СССР с протестами на решения Верховного Суда СССР и его коллегий.

1 ЦИК СССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, являвшийся двухпалатным парламентом Федерации в 1924–1936 гг.; избирался Съездом Советов СССР.

Хотя решающие полномочия сосредоточивались в руках Президиума ЦИК СССР, тем не менее роль Верховного Суда и прокуратуры в осуществлении конституционного контроля была весьма существенной. Именно на их плечи возлагалась текущая работа по пересмотру огромного количества нормативных актов союзных и республиканских органов, выявлению нарушений конституционности, подготовке заключений по спорным вопросам применения Конституции. Об объеме этой работы можно судить хотя бы по следующим данным: в 1924 г. в Верховный Суд СССР поступило 277 нормативных актов для проверки их с точки зрения конституционности, в 1928 г. – 6272 нормативных акта.

В первые 40 лет существования советского правосудия в нем были представлены три основные формы процесса: состязательная (при рассмотрении гражданско-правовых дел), инквизиционная (применявшаяся Особыми совещаниями, «тройками» и «двойками») и смешанная (в общих уголовных судах).

Уголовно-процессуальное законодательство 1958-1960 гг. ликвидировало легальную основу инквизиционного судопроизводства, но не стало заменять смешанный процесс наиболее демократичным состязательным. Основы уголовно! о судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. провозгласили действующими большинство из перечисленных выше принципов правосудия, впервые закрепили участие общественности в уголовном судопроизводстве, четко сформулировали права обвиняемого и обязанности должностных лиц по их реализации, определили основания для признания лица подозреваемым и его права, расширили процессуальные границы для деятельности защитника (адвоката). Но все это являлось прогрессивным шагом только по отношению к прежнему бесправному положению и не отвечало мировым стандартам демократического правосудия.

Суды, как и вся система юстиции, составляли важный элемент командной системы партийного руководства страной. Органы правосудия не могли быть гарантами прав человека, особенно когда речь шла о необходимости защитить его от могущественной государственной машины. Разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной – отрицалось и в теории, и на практике.

Суды, находясь в центре системы уголовной юстиции, выступали как органы расправы, репрессии, а не как органы правосудия, так как законодатель ставил перед всеми органами уголовной юстиции общую задачу борьбы с преступностью.

По традиции, укоренившейся в сталинскую эпоху, процессуальное законодательство пренебрегало правами граждан. Суды, подчиняясь данной свыше установке об усилении борьбы с правонарушениями, почти отказались от оправдательных приговоров. Недостаточная требовательность судов к качеству проведенного предварительного расследования провоцировала следователей разными способами вымогать у подследственных признание вины – эту средневековую «царицу доказательств».

Суды и все другие правоохранительные органы находились в фактической зависимости от местных властей. Они зависели от исполкома местного Совета в материальном плане: «слишком» независимые судьи долго могли ждать получения жилья, испытывали трудности с отоплением, продуктовым снабжением, устройством детей в детский сад и т.п. Кроме того, ретивые администраторы были в силах организовать отзыв судьи с его поста или забаллотировать кандидатуру непослушного слуги Фемиды на ближайших выборах судей. Таким путем складывалось печально знаменитое «телефонное право» – предмет, не изучавшийся в юридических вузах, но весьма ощутимый и реальный в жизни.

Судьи состояли – практически поголовно – членами «правящей партии». Институт партийной ответственности стал еще одним орудием подрыва конституционной нормы о независимости суда.

На протяжении всех лет советской власти суд так и не занял подобающего ему места в правовой системе общества, что связано как с традициями правового нигилизма, так и со стремлением партийной элиты заменять правосудие своим индивидуальным усмотрением. А ведь юстиция была и остается несущей конструкцией в любой правовой системе. Пренебрежительное отношение к правосудию прокладывает дорогу произволу, подрывает устои права и самого общества.

К 80-м годам советская правовая система оказалась в состоянии хронического кризиса. Он был вызван: неоправданной централизацией правотворчества, препятствовавшей принятию на местах наиболее рациональных управленческих решений; несостыковкой юридических норм и новых потребностей хозяйственного развития страны и отдельных предприятий; разрывом между законодательными постановлениями и их реализацией на практике.

Синхронное воздействие этих негативных факторов можно было преодолеть только с помощью всеобъемлющей и комплексной правовой реформы. Однако руководители СССР не сумели ее провести, а в конце 80 – начале 90-х годов пошли по пути десоветизации права,

демонтажа социалистической правовой системы. Впрочем, умения не хватило и на это. Процесс преобразований вырвался из-под контроля, и в ходе революционных событий 1991 г. советская правовая система распалась на разрозненные элементы, сохраняющиеся в законодательстве бывших республик Советского Союза и в правосознании их граждан.

Юриспруденция

Запрос «Правоведение» перенаправляется сюда; о журнале см. Известия высших учебных заведений. Правоведение.

Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм, и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки — общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

В России также используется термин правове́дение.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права.

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII—XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia writs, содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Английского» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Гленвиля — первый трактат по общему праву, а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера — «Institutes of the laws of England». Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания

Основная статья: Саламанкская школа

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703—1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726—1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII—XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Следует отметить, что в дореволюционной России в сфере образования общественные науки объединялись под названием «юриспруденция».

СССР

Основная статья: История юриспруденции в СССР

С 1991 года

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х гг. в США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (то есть квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
  • отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право, Нотариат и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; вузы МВД России (бывшие высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Уральская государственная юридическая академия, Российская академия правосудия.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *