Политические системы современности

Функции и типы политической системы

Политическая система — это механизм формирования и осуществления власти в обществе. В теории систем любое действие, направленное на поддержание жизнеспособности системы, называется функцией.

Наиболее распространенной классификацией функций политической системы является вариант Алмонда и Пауэлла. Среди наиболее значимых, обеспечивающих «сохранение системы через ее изменение» они выделили:

  • 1. Функция политической социализации. Она обеспечивает сохранение и поддержание политической системы. Это приобщение индивида к политическим ценностям и стандартам политического поведения. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, которые признаются большинством населения несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них — отношение к своей стране как богоизбранной, предоставляющей каждому возможность для самореализации; ориентация на личный успех и т.п.
  • 2. Функция адаптации — обеспечивает жизнеспособность системы: осуществляется с помощью политического рекрутирования: подготовки и отбора политических лидеров и элит.
  • 3. Функция реагирования. Благодаря ей политическая система отвечает на импульсы и сигналы среды или изнутри ее.
  • 4. Функция экстракции. Политическая система способна эффективно реагировать на требования, если она располагает ресурсами, способна извлекать их из внутренней или внешней среды. Сюда относят не только природные и человеческие (интеллектуальные) ресурсы, но и вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, общественных активистов, налогообложение, добровольная уплата налогов. Политическая система, одним словом, существует постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.
  • 5. Регулирующая функция. Это способность управлять, регулировать и координировать поведение людей и групп, взаимодействие с гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфера регулирования с ее стороны. Осуществляется она как мерами прямого принуждения — через законы, распоряжения, указы — так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установку размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.
  • 6. Дистрибутивная функция. Являет собой дополнение и слагаемое регулирования. Ее задача — имеющиеся в обществе ресурсы (блага, услуги, статус) нужно распределить так, чтобы обеспечить согласие интересов различных групп внутри общества. Отсюда — значение социальных программ и эффективного патронажа со страны государства над сферами образования, культуры и науки, здравоохранения и т.д. В нынешней России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка, ни гражданского общества.
  • 7. Символизирующая функция — способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества и экстракционные и регулирующие возможности политической системы.

Политические системы весьма разнообразны. Это обусловлено тем, что они формировались под влиянием разных традиций и геополитических условий развития общества. Классификация осуществляется по различным основаниям и признакам: по типу общества, по характеру взаимодействия со средой (открытые — закрытые), по политической культуре, содержанию и формам правления.

Из наиболее распространенных, а главное простых и глубоких, является деление на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием разграничения здесь служит политически режим — характер и способы взаимосвязи между властью, обществом и личностью. Если общество и личность полностью подчинены государству, имеет место тоталитарная система. Если же налицо неограниченная власть одного лица или группы лиц, но при сохранении автономии человека и общества в неполитических сферах, то мы имеем авторитарную систему. И, наконец, если власть находится под контролем общества, мы имеем демократическую систему. При этом, если личность имеет автономию, права и свободы и признается важнейшим источником власти, то имеет место демократия либеральная. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится к контролю над обществом, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны и сами авторитарные и тоталитарные системы. Если источником власти являются одно лицо или группа, система предстает как автократическая или группократическая (аристократическая, олигархическая, этиократическая).

Большой интерес представляет деление политических систем на основе их взаимодействий со средой. Так, если «программу» политической системе задает общество, то она предстает как нейтральная среда, в которой интересы социальных групп находят свое представительство и защиту. Если же наоборот, то мы имеет дело с политической системой модернизационного типа.

Моделью первого типа является американская политическая система. В ней политические субъекты, даже президенты, выступают не в качестве вождей общества, а как «слуги общества».

Что же качается классификации политических систем по типу политической культуры и разделения политических ролей между участниками политического процесса, то здесь выделяют четыре типа:

  • 1. Англо-американская политическая система. Для нее характерна высокая степень разделения ролей и функций между государством, партиями и группами интересов. Здесь власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Она функционирует на базе однородной политической культуры, ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые в американском обществе являются общепризнанными.
  • 2. Европейско-континентальная. Отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов и ценностей. Распределение ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, партий, группы. Однако наличие разнородных субкультур не мешает участникам политического процесса находить согласие, поскольку имеется единая культурная основа — либеральные ценности.
  • 3. Доиндустриальные и частично индустриальные системы. Имеют смешанную политическую культуру из местных субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция же общества с помощью насилия требует концентрации власти в руках узкого круга лиц.
  • 4. Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Здесь власть находится в руках монопольно-правящей партии или группы, которые контролируют все стороны общественной жизни и отдельного человека.

Главный недостаток данной типологии в том, что все типы систем оцениваются в соотнесении с западными. Между тем, и на формирование, и на функционирование политических систем огромное влияние оказывают не только социоэкономические и социокультурные факторы, но и природно-климатические, и геополитические.

>Типы политических систем

Политические системы и политические режимы

Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции

Термин «политическая система» имеет два значения:

Политическая система – это любое политическое явление, рассмотренное как совокупность взаимосвязанных элементов, с точки зрения системного подхода. Политической системой может быть государство, партия, политическая культура и т.п.

Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.

В данном случае термин «политическая система» будет использоваться в его втором значении.

Основными компонентами политической системы являются:

1) институциональный (государство, политические партии, социально-экономические и другие общественные организации, СМИ, церковь, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) нормативно-регулятивный – политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;

3) функциональный (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти);

4) информационно-коммуникативный, охватывающий всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системами разных стран;

5) политического сознания (идеология, политическая психология, политическая социализация личности).

Функции политической системы – это, по существу, функции политики. Они были рассмотрены в предыдущей лекции. При более подробном анализе этих функций можно опереться на идеи американского политолога Г. Алмонда. Вслед за Д. Истоном он разделил функции политической системы на функции при «входе» и при «выходе», однако при этом уточнил их содержание и распределил их между различными элементами политической системы.

«Входные функции» осуществляют негосударственные организации: политические партии, независимые СМИ, группы интересов.

К функциям на «входе» относятся:

— политическая социализация–процесс освоения политики как особой сферы деятельности;

— политическое рекрутирование – заполнение ролей в политической системе (выборщик, депутат, министр, президент и т.п.);

— артикулирование интересов – выражение интересов различных слоев населения; этим заняты группы интересов;

— агрегирование интересов – обобщение, систематизация интересов, оформление их в заявления, программы, законодательные инициативы; эту функцию выполняют, в основном, политические партии;

— политическая коммуникация – обеспечение связи, обмена информацией между элементами политической системы и средой, т.е. обществом в целом; этим, прежде всего, заняты СМИ.

«Выходные функции» осуществляют государственные структуры. Это следующие функции:

— нормотворчество – выработка законов, общих целей и стратегии их достижения;

— применение правил и норм;

— контроль над соблюдением правил и норм;

Две последние функции выражаются в повседневной практической деятельности государства по реализации общих целей и обеспечению должного порядка.

Объектами управления политической системы являются общество и его сферы, отрасли экономики и культуры, регионы, социальные общности, а также процессы их развития. Для этого политической системой осуществляются основные функции управленческого цикла: обрабатывается и используется информация, делаются прогнозы, составляются планы, принимаются и реализуются постановления, решаются кадровые вопросы, осуществляется контроль.

Эффективность политической системы определяется успешным выполнением ею своих функций, когда она способствует интеграции и развитию общества.

Многообразие конкретных обществ предопределяет многообразие их политических систем. Нет двух реальных политических систем, полностью совпадающих друг с другом. Однако у них имеются общие черты, что позволяет эти конкретные политические системы описывать, сравнивать, классифицировать с помощью различных типологий политических систем.

Тип политической системы – это идеальная теоретическая модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные для исследователя свойства политических систем.

Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому отличается многообразием. В качестве критериев могут выступать: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная, принадлежность и др.

Марксисты опирались на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно в историческом плане выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

В зависимости от культуры общества, которая отражена в формах организации власти, говорят об англо-американском, континентально-европейском (отличающемся сильной ролью государства), восточно-азиатском (отличающемся определенной совокупностью политических норм, основанных на морали и философии конфуцианства) и т.п. типах политической системы.

Политологи нередко осуществляют типологизацию политических систем, которая основывается на таких ее признаках, как соотношение различных ветвей и институтов власти и территориальное устройство государства. В соответствии с первым признаком современные политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Широкую известность получила типология современных политических систем, базирующихся на учете практики формирования правительства политическими партиями. При таком подходе выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы.

В зависимости от степени развитости различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении назревших структурных изменений. Традиционные системы отличаются также слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обновления власти. Модернизированные системы современности, наоборот, провозглашают в качестве своей основной цели модернизацию важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. При этом ставятся задачи по сглаживанию глубоких социальных контрастов, противоречий между элитой и массами.

Близки к модернизированным системам системы трансформирующиеся. Такие системы динамичны, ориентированы на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

Упрощенным вариантом предыдущей типологии является типология, когда говорят о таких двух типах политической системы, как тип политической системы традиционного (рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического) и современного общества. Если политическая система традиционного общества сравнительно проста, то политическая система современного общества отличается дифференцированностью, многообразием элементов и связей между ними.

Политические системы бывают открытыми, имеющими динамичную структуру и широкое взаимодействие с обществом в целом, и закрытыми – с жестоко фиксированной структурой и слабыми контактами с внешним окружением, они не поддаются влиянию извне, слабо реагируют на сигналы социальной среды. Закрытые политические системы характерны для развивающихся стран.

В зависимости от централизации власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократических системах власть разделена и рассредоточена, децентрализована, в автократических – централизована, сконцентрирована в руках одного субъекта.

На основе использования разных критериев исследователями выделяется также конкурентная, полуконкурентная, авторитарная, диктаторская, олигархическая, косвенно-представительная, прямая представительная и др. системы.

Возможны и другие типологии политических систем.

Однако наиболее известна типология по политическому режиму. В соответствии с этим выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.

Литература (основная)

Зеркин, Д.П. Основы политологии : курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 4,5.

Мухаев, Р.Т. Политология : учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 1,5.

Пугачев, В.П. Введение в политологию : учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. – 2-е изд. – М., 2001. – Гл. 1,3,4,5.

Прокопов, М.В. Политология : курс лекций / М.В. Прокопов. – 2-е изд. – М., 2002. – Гл. 4,7.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии : учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 3,4.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 3.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов. – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/ – Тема 3.

Азаров, Н.И. Взаимоотношения морали и политики / Н.И. Азаров // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4.

Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

Гаман-Голутвина, О. Соотношение политики и морали: российская версия /
О. Гаман-Голутвина // Свободная мысль. – 2005. – № 4.

Гаман-Голутвина, О. О морально-нравственных основаниях политики /
О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. – 2005. – № 2.

Кравченко, И.И. Политика и мораль / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 1995. – № 3.

Курскова, Г.В. Политический феномен власти / Г.В. Курскова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1.

Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Политические исследования. – 2000. – № 1.

Партийная система современной России

Выстроенная в современной России партийная система показывает свою функциональную несостоятельность. Косвенным подтверждением этого факта стало создание «народного фронта» в мае 2011 г., инициированное В.В. Путиным. Эта организация понадобилась для компенсации в условиях приближающихся выборов явных политических угроз правящей партии и ее выдвиженцам. Когда имеющиеся структуры не решают поставленных задач, становятся «страшно далеки от народа», создается новая, стремящаяся дистанцироваться от существующих. Так выстроилась цепочка: «Демократическая Россия» — «Выбор России» — «Наш дом — Россия» — «Союз правых сил» — «Медведь» — «Единая Россия». Цепочка не завершена. К сожалению, народный фронт как вполне технологичная инициатива без правового оформления его места в существующей системе становится идеологической завесой, маскирующей реальные проблемы и состояние партийной системы. Если рассмотреть зарубежный опыт формирования народных фронтов, опыт позднего Советского Союза, то их появление однозначно свидетельствует о кризисе официальных институтов. Годом рождения народных фронтов принято считать 1934-й: именно тогда в газете «L`Humanite» появилась статья лидера французских коммунистов Мориса Тореза, призывающего создать единый фронт левых партий, который смог бы выступить против правых партий. Ему же, судя по всему, принадлежит и идея названия «народный фронт». Инициатива была немедленно поддержана руководством Коминтерна и лично Сталиным, о чем свидетельствовала передовица одного из номеров «Правды», вышедшего в мае того же года. Официальный союз Французской коммунистической партии Мориса Тореза, Французской секции рабочего интернационала (будущей Социалистической партии) Леона Блюма и Радикально-социалистической партии Эдуара Даладье окончательно сложился к концу 1934 г. В 1936 г.

Народный фронт победил на выборах и сформировал правительство. Фронт просуществовал до осени 1938 г. После Второй мировой войны народные фронты, являясь скорее общественными организациями, под разными названиями существовали в тех странах социалистического блока, которые решили формально сохранить многопартийную систему. Наличие подобных организаций должно было символизировать нерушимый союз коммунистов и организаций-сателлитов по принципу «кто не с нами, тот против нас». Правящая коммунистическая партия признавалась руководящей, остальным партиям в обмен на лояльность гарантировалось право на существование. В настоящее время аналоги народных фронтов, объединяющие правящую партию и мелкие легальные политические партии, остаются в Китае и КНДР. В Китае в Патриотический единый фронт китайского народа входят Революционный комитет Гоминьдана, Китайская демократическая лига, Китайская ассоциация по развитию демократии, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Демократическая лига самоуправления Тайваня и Китайская демократическая ассоциация национального строительства, Всекитайская торгово-промышленная ассоциация. В КНДР в состав Объединенного демократического отечественного фронта входят, кроме Трудовой партии Кореи, Корейская социал-демократическая партия, Партия молодых друзей небесного пути и ряд общественных организаций, таких как Красный Крест КНДР, Кимирсеновский союз молодежи и другие. Во Вьетнаме и Лаосе действуют народные фронты, объединяющие правящую партию и общественные организации. Что нового может привнести народный фронт в сложившуюся в России партийную систему? В.В. Путин высказался на этот счет следующим образом: «Что очень важно и что я бы хотел обязательно сказать, это то, что все политические структуры должны быть абсолютно равны в этой конструкции. И “Единая Россия”, и профсоюзы, и молодежные организации — все должны быть равны. Там не должно быть старших и младших, и все (что важно) могли бы иметь возможность и право не только формулировать свои идеи и предложения по наиболее оптимальным и эффективным путям развития России, но и предлагать своих кандидатов, которые могли бы оставаться беспартийными, но могли бы пройти в парламент страны по спискам партии “Единая Россия” и там совместно работать».

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов подсчитал, что за счет такого предвыборного хода «Единая Россия» может получить дополнительно как минимум 15% голосов. То есть на самом деле в процессе «консолидации всех прогрессистских слоев общества» решается утилитарная политтехнологическая задача — как помочь «Единой России» привлечь тот электорат, который она не может привлечь с помощью обычных предвыборных приемов. Как системное изменение партийной системы эта инициатива не просматривается. Между тем, как следует из приведенных выше результатов исследования, имеется настоятельная потребность в модификации существующей партийной системы. В чем может состоять обсуждаемая модификация? Политические партии необходимо поставить в один ряд с наиболее активными и деятельными общественными объединениями, чтобы рост и вес партий, их органичные для развития государства и общества активировались бы в состязательном процессе.

У политических партий не должно быть никаких особых привилегий и прав, и тем более законодательно закрепленного права на финансовое обеспечение своей деятельности (выделяется ежегодно около 1,3 млрд руб. из средств федерального бюджета партиям, избранным в состав Государственной Думы РФ).

С какой стати партии, уже избранные в Думу, освобождены от необходимости сбора подписей на очередных выборах? Прошлое доверие вовсе не приписано им навек. В процедуре формирования Государственной Думы РФ нужно убрать преференции, которые делают партии фактически обычными политическими сибаритами и суррогатными структурами политической системы. Они должны доказывать свою необходимость обществу и государству своими действиями и вкладом в развитие. Если всего этого не обнаруживается — то партии в таком виде не нужны. Поэтому смысл реформы партийной подсистемы должен заключаться в создании таких условий для деятельности партий, которые способствовали бы оздоровлению их внутренних механизмов, формированию нацеленности лидеров, функционеров и членов партий на выполнение полезных обществу, а не имитационных функций. Это возможно, например, как указано выше, через ограничение возможности прохождения в парламент по партийным спискам. При голосовании избирателей за каждого конкретного члена партии упрочивается его ответственность перед избирателями. Это должно стимулировать партии наращивать профессионализм, соблюдать обязательства перед избирателями, словом, формировать у них «политическую порядочность». Технически в этом случае члены политических партий избираются по одномандатным округам на общих основаниях. А фракции политических партий образуются в Государственной Думе из числа членов партий, избранных или кооптированных в Государственную Думу. Такие же изменения должны произойти на уровне субъекта РФ и уровне местного управления, которое должно вернуться на нижний уровень и существовать совместно с органами местного самоуправления.

Эти в некотором смысле «дискриминационные» меры должны заставить партии постепенно стать работоспособным институтом, способным служить посредником между гражданами и властью, обществом и органами управления. А не быть отростком органов власти, предвыборным проектом администраций разного уровня, нужным для набора «проходных» баллов на очередных выборах. Для реализации этих предложений потребуется внести изменения в обширную область действующего законодательства, включая Конституцию РФ и целый ряд федеральных законов. Прежде всего это следующие:

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. No 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. No 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. No 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. No 95-ФЗ «О политических партиях»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. No 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.

Конечно, такое вторжение в существующее законодательство должно быть производно от результатов объективного и честного анализа действующей партийной системы, выстраиваемой в течение последнего десятилетия (с момента принятия в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях»), с признанием ошибочности выбранной концепции, чего, к сожалению, пока не происходит. Невозможно здесь не сослаться на мнение и других исследователей: «Опыт многих стран убедительно показывает, что наиболее весомое место в демократическом и правовом государстве занимают не политические партии, а общественные объединения, охватывающие большинство населения». Сама история подсказывает, что когда судьбу страны определяют «партии власти» или партийные коалиции, тем более партийные элиты или их вожди, тогда возникает угроза существованию самого государства. Подход с опорой на мнение каждой группы граждан, а в идеале — каждого гражданина, требует «переформатирования» системы власти и сложившихся отношений между обществом и органами управления.

Конечно, возрастут временные и финансовые затраты на прием граждан, обработку информации, запросов, обращений, требований, дачу ответов и решение поставленных гражданами и общественными объединениями вопросов. При четко поставленной задаче по решению конкретных проблем отчасти нейтрализуется деятельность популистов и непрофессионалов, которые так снижают потенциалы власти. Ведь общество интересуют конкретные дела и результаты. Такое плотное и результативное взаимодействие органов власти и граждан, объединений граждан — тенденция современного развития. Но, к сожалению, неумение и страх начала такой активной деятельности — характерная черта сложившегося государственного управления и политического механизма. Появляющиеся время от времени примеры учета предложений граждан или общественных объединений свидетельствуют о признании действующим политическим режимом необходимости таких шагов, но сформулированы соответствующие заявления с высокой степенью неопределенности, они не системны и не доводятся до логического завершения. Указом Президента РФ от 9 февраля 2011 г. No 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» предусмотрен сбор замечаний и предложений граждан по проектам федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития.

Государственные органы, разработавшие законопроект, должны размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах текст законопроекта и информацию о порядке направления гражданами замечаний и предложений по нему, а также обеспечить гражданам, принимающим участие в обсуждении, возможность ознакомления с замечаниями и предложениями по законопроекту. К сожалению, субъектами правоотношений по данному указу не стали общественные объединения, которые могли бы предложить решения, опробованные на практике. Не предусмотрена данным указом и обязательность мотивированного ответа федерального государственного органа, разработавшего законопроект, на предложение и замечание гражданина, с размещением этого ответа на соответствующем сайте. Похожие замечания вызывает Указ Президента РФ No 657 от 20 мая 2011 г. «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». В соответствии с данным указом и утвержденным им «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации» субъектами правоотношений при подготовке проекта плана мониторинга являются институты гражданского общества и средства массовой информации. Но их участие ограничивается внесением предложений в проект плана мониторинга. Кроме того, закрепленного в праве понятия «институты гражданского общества» не сложилось, что на практике может привести к проблемам при применении указанной нормы. Обязанности же федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации реагировать на эти предложения не предусмотрено.

Такие недоговоренности, незаконченность или отсутствие логической схемы, включающей всех заинтересованных лиц, превращают идею в ее профанацию. Интересно, что инициатив партий в этих процессах не просматривается. Они исходят от властных структур и сформулированы под иные интересы: имитацию народовластия, участия граждан в государственном управлении. Хотя кто, как не партии, должны быть создателями и активными участниками системы оценки эффективности принимаемых правовых актов. Представляется обоснованным ожидать, что сама жизнь, общественное и политическое развитие подведет к тому, что органам государственной власти придется опираться на разнообразные общественные объединения. И партиям в этом ряду надо будет завоевывать политические позиции, а не получать их от власти в обмен на полную и безоговорочную поддержку любых нужных власти решений. Поэтому модификация партийной системы неизбежна. Переустройство партийной системы возможно по следующим основным направлениям. Политические партии должны участвовать в выборах посредством представительства членов партии на основе их индивидуальных прав, а вовсе не на основе партийных списков. Информация о кандидатах должна быть общедоступной и размещаться в установленной законодательством форме в средствах массовой информации.

Должна быть легализована и поддержана государством деятельность политической оппозиции.

Государство должно содействовать формированию и обеспечению профессионального и квалификационного уровня и законности действий политической оппозиции. При этом необходимо запретить создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, имеющих целью насильственный захват государственной власти либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной вражды, языковых и расовых конфликтов, подрывающих высшие ценности России. Государство должно защищать и гарантировать деятельность законной политической оппозиции в соответствии с федеральным законом о политической оппозиции. Каждый гражданин должен иметь право на оппозиционную деятельность в формах и способах, не запрещенных законодательством России. Политическая оппозиция обязана иметь свою политическую платформу и должна ее опубликовывать. Представители политической оппозиции должны иметь права наблюдателей на выборах, приглашаться на заседания законодательных государственных органов без права голоса и выступлений, но с правом внесения предложений в повестку. Политическая оппозиция должна иметь право на доступ к государственным средствам массовой информации и право на финансовую поддержку государства. Политическая оппозиция должна формироваться в соответствии с законодательством России и на основе многообразия идеологий и мнений, конкретных идей развития в тех или иных сферах. Политическая оппозиция не может финансироваться из-за рубежа. Кандидаты в депутаты органов государственной власти должны выдвигаться от территориальных округов и от объединений граждан и организаций. Избранный кандидат должен выполнять возложенные на него обязанности в течение всего выборного срока, если не будет отозван в установленном порядке.

В случае избрания на выборную государственную должность избранный кандидат должен оставить занимаемую должность государственной службы. Не должны иметь права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, граждане, которым по решению суда запрещено занимать определенную должность, — в течение срока действия запрета, а также государственные служащие — до истечения года с момента отставки. Кандидаты должны быть способны по состоянию физического и психического здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, должны иметь высшее образование и квалификацию, позволяющую им выполнять свои обязанности, а также соответствовать иным установленным федеральным законом требованиям. Граждане, группы граждан, общественные объединения, официально выдвинувшие победивших на выборах кандидатов, должны получить право давать наказы избранному лицу в виде инициативы, постановки проблемы, просьбы, предложения, требования. Избранное лицо должно быть обязано применить свои полномочия для выполнения наказа. Граждане, группы граждан, общественные объединения, официально выдвинувшие победивших на выборах кандидатов, должны получить право публичной оценки деятельности избранного лица. А руководитель выборного государственного органа должен периодически публиковать отчет о деятельности каждого избранного лица.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения избранным лицом наказов избирателей, его обязанностей в выборном государственном органе граждане, группы граждан, общественные объединения, официально выдвинувшие указанное лицо, должны иметь право его досрочного отзыва. Порядок работы с наказами и отзыва избранного лица должен определяться федеральным законом. Избирательная кампания кандидатов на выборные должности от территориальных округов и от общественных объединений должна включать обязательные публичные дебаты. Порядок проведения публичных дебатов должен определяться федеральным законом. Участие кандидата в публичных дебатах должно стать обязательным. В случае неучастия кандидата в публичных дебатах он должен сниматься с выборов. Безальтернативные выборы должны быть исключены. Сговор кандидатов на выборах, установленный вступившим в законную силу приговором суда, должен стать основанием для снятия их с выборов. Личное участие в голосовании на выборах должно стать обязанностью граждан. Избирательные кампании кандидатов от территориальных округов и от общественных объединений должны финансироваться в объемах, не превышающих установленный федеральным законом предел. Время и объемы присутствия в государственных средствах массовой информации кандидатов не могут быть неравными. Никакие должностные полномочия не могут использоваться кандидатом для влияния на ход и (или) результаты выборов.

Государственный и общественный контроль за сбором и расходованием средств в период выборов должен осуществляться в соответствии с федеральным законом. Выдвижение кандидатов и представителей от общественных объединений должно проводиться на съездах, конференциях либо пленумах их руководящих общероссийских органов в порядке, установленном федеральным законом. Кандидаты от общественных объединений должны быть членами этих объединений и соответствовать требованиям к кандидатам, установленным федеральным законом и учредительными документами этих объединений. В целом реформа партийной системы неотрывна от реформирования всей политической системы и государственного устройства. Причем очевидно, что процесс суррогатизации партийной системы в современной России зашел столь далеко, что существующие на сегодняшний день партии сами никогда не примут необходимых реформаторских решений, ущемляя собственные интересы. Решение может прийти со стороны, например в виде президентской инициативы.

Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *