Пенсия в РБ

Средняя пенсия

Дата Средний размер назначенных
месячных пенсий
2019 год
с 1 августа 431,8 руб.
с 1 мая 405,05 руб.
2018 год
с 1 ноября 388,1 руб.
с 1 августа 363,90 руб.
с 1 мая 331,18 руб.
с 1 февраля 314,82 руб.
2017 год
с 1 декабря 314,34 руб.
с 1 ноября 314,69 руб.
с 1 августа 300,25 руб.
с 1 мая 297,97 руб.
с 1 февраля 297,65 руб.
с 1 января 297,01 руб.

Пенсии разделены на две большие категории: трудовые и социальные.

Трудовые пенсии

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Социальные пенсии

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 254 руб.
инвалидам с детства II группы 219,36 руб.
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 196,27 руб.
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 173,18 руб.
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 184,73 руб.
второй 196,27 руб.
третьей 219,36 руб.
четвертой 254 руб.

Льготные пенсии

Это особая разновидность пенсионного обеспечения, на получение которого могут претендовать:

  • многодетные матери;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих, погибших в ходе несения воинской службы;
  • лилипуты и карлики.

Порядок расчета и выплаты регламентируется действующим законодательством.

Источники выплаты пенсий

Трудовые пенсии платятся за счет средств ФСЗН, а в установленных законом случаях – также из профессиональных или иных страховых фондов. Выплата социальных пенсий производится из средств республиканского бюджета.

Источником формирования средств ФСЗН, направляемых на выплату пенсий, являются страховые взносы, уплачиваемые:

  • работодателями – организациями и предпринимателями, а также гражданами, заключающими договора с наемными работниками;
  • предприятием «Белгосстрах»;
  • наемными работниками;
  • физическими лицами, которыми предоставлено право самостоятельной уплаты взносов.

Ставка страхового взноса зависит от категории плательщика, и представляет собой установленный процент от месячного фонда оплаты труда (ФОТ). Большинство юридических лиц уплачивает их по следующей схеме:

  • 29% от ФОТ направляется на пенсионное страхование, причем 28% выплачивает работодатель, а еще 1% удерживается из заработной платы каждого сотрудника.
  • 6% от ФОТ направляется на социальное страхование.

Таким образом, если фонд заработной платы предприятия за отчетный месяц составляет, к примеру, 10 000 рублей, то в Фонд социальной защиты необходимо перечислить 3 500 рублей. Из них 100 рублей будет удержано непосредственно из зарплат работников, а остальная сумма – отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг).

Для некоторых субъектов хозяйствования действуют пониженные ставки. Например, объединения инвалидов и садовые товарищества рассчитывают сумму страхового взноса по ставке 5%.

Как назначаются и рассчитываются пенсии?

Для получения пенсии необходимо представить в уполномоченные органы соответствующие документы. Их перечень зависит от ситуации – например, для трудовой требуется:

  • документальное подтверждение стажа (в том числе специального);
  • справка о зарплате либо выписка из персонального страхового счета гражданина.

В иных случаях представляются документы, подтверждающие соответствующий статус лица (например, удостоверение инвалида, либо многодетной матери и т. д.).

Конкретные показатели для расчета определяются Минтруда и соцзащиты. Они используются в зависимости от типа пенсии, основными из них являются: базовая величина, средняя зарплата по стране, прожиточный минимум и пр.

Важные нюансы

С любой суммы заработной платы наниматель обязан уплачивать взносы в ФСЗН за наемного работника.

Если взносы платятся, то период работы идет в страховой стаж. Иногда в практике встречаются недобросовестные наниматели, которые зарплату платят, а взносы от нее не перечисляют либо перечисляют неполностью. Если вы не доверяете своему работодателю, можно проверить факт уплаты страховых взносов, обратившись с заявлением о предоставлении сведений о периоде уплаты страховых взносов и паспортом в ФСЗН по месту жительства.

Читайте также: Удостоверение многодетных. Как его получить?

Также есть очень важный нюанс в порядке включения периодов работы в страховой стаж. Если зарплата выплачивалась вам в размере менее минимальной заработной платы по стране, то период работы включается в страховой стаж только частично/

Если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента.

Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов (ст.51 Закона о пенсионном обеспечении).

Источник фото: bobr.by

Пример 1. Предположим, что Вы работали на полставки в 2016. Зарплата зна полную ставку была 4 млн.руб, а Вам на 0,5 ставки начисляли 2 млн. руб. За 2016 Ваша среднемесячная з/п была 2000000, а среднемесячная минимальная з/п по республике = 2300000. Поправочный коэффициент К-т=2000000/2300000=0,870. Количество месяцев за этот год умножается на поправочный коэффициент. 12 месяцев х 0,870=10,440. И в стаж работы для назначения пенсии будет засчитано из этого года (из 12 месяцев) только 10 месяцев и 13 дней (29,7*440/1000).

Читайте также: Как заработать в декрете и не потерять пособие?

Пример 2. Предположим, что Вы работали на полставки в 2016. При этом Ваша зарплата за месяц была 1150000 (как раз половина минимальной зарплаты). За 2016 Ваша среднемесячная з/п была 1150000, а среднемесячная минимальная з/п по республике = 2300000. Поправочный коэффициент К-т=1150000/2300000=0,5. Количество месяцев за этот год умножается на поправочный коэффициент . 12 месяцев х 0,5=6. И в стаж работы для назначения пенсии будет засчитано из этого года (из 12 месяцев) только 6 месяцев.

Логично предположить что, если вы работали 12 лет на 0,5 ставки от минималки, то в страховой стаж пойдет 6 лет. А ведь некоторые оформляются и на 0,25, на 0,1 ставку от минималки, чтобы не платить взносы в ФСЗН. Вот и считайте сколько лет от этого периода фактически пойдет в страховой стаж.

Трудовой стаж = страховой стаж + кредитные периоды

Кредитные периоды — периоды жизнедеятельности без уплаты страховых взносов в ФСЗН, которые включаются в трудовой стаж, но сами по себе без минимального страхового стажа не дают право на трудовую пенсию по возрасту.

К ним относятся периоды, предусмотренные ч.2 ст.51 Закона о пенсионном обеспечении, а именно (кратко):

  • период военной службы;
  • период отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;
  • период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом;
  • период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования;
  • период получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;
  • другие периоды, предусмотренные частью 2 ст.51.

Страховой стаж и кредитные периоды вместе составляют трудовой стаж

Право на пенсию по возрасту для мужчин возникает– по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет (в том числе минимальный страховой стаж не менее 15,5 лет).

Право на пенсию по возрасту для женщин – по достижении 55 лет и при трудовом стаже не менее 20 лет (в том числе минимальный страховой стаж не менее 15,5 лет)

Важно: взносы — это не налоги

Уплата налогов в бюджет и уплата взносов в ФСЗН — это разные понятия. Практически все виды занятости, в результате которых гражданин получает доход, предполагают уплату в государственный бюджет Республики Беларусь налогов и сборов согласно действующему законодательству.

Однако не все виды занятости, предполагающие получение дохода, сопровождаются уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН. Следовательно, не все граждане, занятые видами деятельности с получением дохода, обязаны уплачивать взносы в ФСЗН.

К гражданам, которым предоставлено право (т. е. можно платить, а можно не платить взносы в ФСЗН) участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию и которые уплачивают налоги и сборы в бюджет, относятся физические лица:

  • занятые видами деятельности, предусмотренными ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налога в бюджет (репетиторство, чистка и уборка помещений, выпас скота и т.д.);
  • осуществляющие предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве ИП с уплатой сбора (одна базовая величины в календарный год) за осуществление ремесленной деятельности в бюджет (изготовлений изделий ручного вязания, кузнечное дело, роспись по дереву и т.д.) ;
  • осуществляющих виды деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей согласно ст.323 Налогового кодекса Республики Беларусь с уплатой сбора (одна базовая величины в календарный год) за осуществление видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (организации познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ и т. д.); -работающие с юридическими лицами по авторским договорам с уплатой подоходного налога в бюджет;
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых и связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучаются в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также частным нотариусам, которые одновременно с осуществлением нотариальной деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. При этом осуществляют уплату необходимых налогов в бюджет.

Таким образом, в страховой стаж работы включаются не все периоды занятости, а только периоды занятости с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН. При этом уплата налогов и сборов в бюджет не приравнивается к уплате обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Источник фото: naim.ru

И если в определенные периоды деятельности физическое лицо, пользуется своим правом не уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН, но уплачивает при этом налоги и сборы в бюджет, то в страховой стаж такие периоды не засчитываются.

Пример 3. Индивидуальный предприниматель Коршунова Е.С. с 2005 по 2012 находилась в отпусках по уходу за ребенком с получением соответствующего пособия. При этом она продолжала осуществлять предпринимательскую деятельность. Налоги в бюджет платила согласно упрощенной системе налогообложения. Взносы в ФСЗН на протяжении времени получения пособия по уходу за ребенком до 3-х лет не платила на основании п.7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40. Засчитывается ли период предпринимательской деятельности с уплатой налогов в бюджет, но без уплаты страховых взносов в ФСЗН в страховой стаж, дающих право на трудовую пенсию?

Ответ: На основании статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» период предпринимательской деятельности засчитывается в стаж работы при условии уплаты в этот период обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Поскольку в период предпринимательской деятельности с 2005 по 2008 (те самые 8 лет) Коршунова Е.С. не уплачивала обязательные страховые взносы в ФСЗН (уплата налогов не приравнивается к уплате обязательных страховых взносов), оснований для зачета в страховой стаж для исчисления размера ее пенсии периода предпринимательской деятельности не имеется. И в страховой стаж данный период индивидуальной предпринимательской деятельности не включается.

Данный период включается в трудовой стаж в качестве кредитного периода. Но без наличия 15,5 лет страхового стажа, кредитные периоды не дают право на трудовую пенсию возрасту.

Вопрос. Если человек не отработал 15,5 лет страхового стажа, но достиг 55/60 лет? При этом у него больше 20 лет кредитных периодов. Ему будут положена хоть какая-то пенсия.

Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. №570, тем, кто не имеет минимального 15 лет 6 месяцев (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, будет назначена социальная пенсия. Она будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет (В отличие от трудовой пенсии, которая назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам — 55 лет).

Какой же будет пенсия?

Размер социальной пенсии определяется половиной бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала. Вот и получается, что если за всю жизнь до наступления пенсионного возраста вы в общей сложности платили взносы в ФСЗН менее 15 с половиной лет (например, 5 лет работал, а остальное время учился в техникуме, или был в армии, или занимался ремесленничеством, или воспитывал четверых детей), то трудовой пенсии по возрасту вам не положено.

Для таких граждан положена только социальная пенсия. При отсутствии у лица, обращающегося за назначением пенсии необходимого минимума страхового стажа вместо трудовой пенсии по возрасту, за выслугу лет ему будет выплачиваться социальная пенсия.

Источник фото: frenchparis.ru

Размер социальной пенсии для граждан у которых нет минимального страхового стажа на 01.04.2016 составит 1640000*50/100=820.000 руб.

Читайте также: Декрет не в счет. Социальный стаж будут считать по-новому

Трудовой стаж, при наличии минимального страхового стажа, может быть полным и неполным. От этого зависит размер трудовой пенсии, которую получит пенсионер.

Неполный трудовой стаж — для женщины при трудовом стаже менее 20 лет, для мужчины при трудовом стаже менее 25 лет.Например, неполный трудовой стаж = 19,5 лет = 15,5 лет работы с уплатой страховых взносов+2 года декрет+2 учеба в ПТУ.

Полный трудовой стаж для женщины при трудовом стаже более 20 лет, для мужчины при трудовом стаже более 25 лет. Например, полный трудовой стаж = 29,5 лет 15,5 лет работы+9 лет декрета+5 лет учеба.

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона о пенсионном обеспечении), но не ниже минимального размера пенсии.

А вот за каждый полный год работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия увеличивается на один процент заработка, принимаемого для исчисления пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка.

Таким образом, стаж продолжительностью 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин следует рассматривать как максимальный стаж, оказывающий влияние на размер пенсии. Законодательство не содержит требования обязательного наличия стажа такой продолжительности.

Размер пенсии каждого пенсионера зависит от продолжительности имеющегося у него стажа работы и от индивидуального коэффициента заработка

Трудовой стаж

Трудовой стаж – это период времени официального трудоустройства, или занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, когда производились отчисления в фонд соцзащиты.

Именно трудовой стаж — основной критерий при начислении пенсии в Беларуси. Также на выплаты влияет общий и специальный (профессиональный) стаж.

В общий стаж включаются абсолютно все периоды трудовой биографии, начиная от учебы в институте и заканчивая декретными и иными отпусками. Именно он является основанием для начисления выплат по возрасту, пенсии по инвалидности, по потере кормильца.

Специальный, или профессиональный стаж — это время работы на вредных производствах, также так называемые особые условия труда. В эту категорию входят летчики, учителя, медработники и т.д.

Ранее большое значение придавалось также непрерывному стажу, который давал право на надбавки к пенсии, однако сейчас этот критерий не учитывается.

Кроме того, в Беларуси назначаются пенсии за выслугу лет. Право на нее имеют работающие на вредных производствах, где потеря трудоспособности наступает ранее пенсионного возраста.

К таким категориям относятся:

  • все занятые в авиационной отрасли;
  • артисты театров при стаже творческой деятельности 20-30 лет;
  • работники локомотивных бригад;
  • работники, занятые на геологоразведочных, лесоустроительных и других изыскательских работах.

Трудовой стаж для начисления пенсии в Беларуси

В этом году в социальном обеспечении пенсионеров произошли существенные изменения: увеличился период минимального трудового стажа и поэтапно повышается пенсионный возраст.

Трудовой стаж для начисления пенсии в Беларуси с начала года увеличен до 15 с половиной лет. В прошлом году этот критерий повышался с 10 до 15 лет, а до 2013 года для начисления пенсии было достаточно всего 5 лет трудового стажа. При этом каждый год и до 2025 года минимальная продолжительность трудового стажа будет ежегодно повышаться на полгода и достигнет 20 лет. Увеличение пенсионного возраста поможет безболезненно «добрать» нужные годы трудового стажа.

Теперь в трудовой стаж включается только работа по трудовым соглашения, договорам подряда и занятие индивидуальным предпринимательством. Взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или имеющие статус ИП, а также все граждане, работающие в представительствах иностранных организаций.

Не учитываются в трудовом стаже следующие периоды:

  • декретный отпуск;
  • уход за инвалидами первой группы, либо престарелыми людьми;
  • служба в армии;
  • получение средне-специального и высшего образования.

Однако включаются в общий стаж и учитываются при расчете пенсии при условии, что соблюдена норма по минимальному трудовому стажу.

Если человек не выработал требуемый стаж, он может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Военная служба по-прежнему учитывается в трудовом стаже и влияет на размер пенсионных выплат.

Также в Беларуси установлены специальные нормы трудового стажа тех белорусов, которые объективно не могут выработать общепринятую норму:

  • родители, воспитывающие детей-инвалидов,
  • многодетные матери,
  • инвалиды с детства
  • ряд других социально уязвимых категорий.

Для этих граждан трудовой (страховой) стаж составляет 5 лет, общий – 20 лет. При соблюдении этих критериев, таким белорусам может быть назначена пенсия на 5 лет ранее достижения ими пенсионного возраста.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Фото носит иллюстративный характер, источник: .com

Каждый из нас однажды станет пенсионером. В этой статье мы подробно расскажем, как начисляется пенсия по возрасту в Беларуси, от чего зависит ее размер и что учитывается при ее начислении.

Общие условия

Правила и порядок начисления пенсии по возрасту в Беларуси регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При определении размера пенсии учитываются два основных фактора: общий трудовой стаж и размер заработной платы, из которой наниматель производит отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Пенсия по возрасту назначается в размере 55% от среднемесячной заработной платы работника. Вместе с тем, пенсия по возрасту не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством. В период с февраля по апрель 2019 года в Беларуси минимальный размер пенсии составляет 54,23 рубля.

При стаже работы 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин минимальная пенсия по возрасту составляет 216,71 рублей. Таким образом, если женщина проработала 20 лет, то пенсия будет в размере 55% от ее среднемесячной заработной платы, но не ниже 216,71 рублей. Так же начисляется пенсия мужчине, который имеет 25 лет трудового стажа.

Если мужчина имеет более 25 лет трудового стажа, либо проработал сверх 10 лет на работе с особыми условиями труда, то за каждый полный год стажа пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент среднего заработка. Если женщина проработала более 20 лет, либо более 7 лет и 6 месяцев на работе с особыми условиями труда, то порядок увеличения пенсии будет таким же. Следует учитывать, что такое начисление производится не более чем на 20% от минимального размера пенсии, установленного законодательством.

При стаже работы более 30 лет у женщин и более 35 лет у мужчин пенсии увеличиваются за каждый год стажа на один процент среднемесячного заработка, но не менее 0,7% средней заработной платы работников, установленной законодательством.

Что еще важно знать

На назначение пенсии по возрасту при неполном стаже работы имеют право граждане, проработавшие не менее 5 лет в организации, производившей отчисление в ФСЗН. Размер пенсии в этом случае назначается пропорционально стажу работы, но не менее 50% минимального размера пенсии, установленного на день достижения пенсионного возраста. Исключение составляют матери-героини – им пенсия назначается пропорционально трудовому стажу в размере не менее 100% минимальной пенсии.

Таким образом, на увеличение пенсии по возрасту влияют:

  • общая продолжительность работы;
    — среднемесячный заработок;
    — работа с особыми условиями труда (согласно ст. 62 Трудового кодекса Республики Беларусь особыми условия труда считаются тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда и работы на территориях радиоактивного загрязнения);
    — установленный государством размер минимальной пенсии;
    — особые заслуги (например, матери-героини).

Условия назначения трудовой пенсии по возрасту

Рассмотрим, какие условия должны выполняться для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, а также по некоторым льготным основаниям, предусматривающим выход на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Условия назначения пенсии по возрасту на общих основаниях

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины и женщины, обладающие в совокупности следующими признаками <*>:

— достижение общеустановленного пенсионного возраста. В 2019 году это 61 год 6 месяцев для мужчин и 56 лет 6 месяцев для женщин;

— наличие определенного стажа работы: для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет;

— наличие необходимого стажа работы с уплатой страховых взносов (далее — страховой стаж). В 2019 году он должен быть не менее 17 лет.

Условия предоставления пенсии по возрасту на общих основаниях в 2019 году и позднее приведены в таблице 1.

Таблица 1

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Дата рождения Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Дата рождения Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 1-е полугодие 1958 года 61 год 6 месяцев 25 лет 1-е полугодие 1963 года 56 лет 6 месяцев 20 лет 17 лет
2020 2-е полугодие 1958 года 62 года 25 лет 2-е полугодие 1963 года 57 лет 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 1-е полугодие 1959 года 62 года 6 месяцев 25 лет 1-е полугодие 1964 года 57 лет 6 месяцев 20 лет 18 лет
2022 2-е полугодие 1959 года 63 года 25 лет 2-е полугодие 1964 года 58 лет 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 1960 год 63 года 25 лет 1965 год 58 лет 20 лет 19 лет
2024 1961 год 63 года 25 лет 1966 год 58 лет 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 1962 год 63 года 25 лет 1967 год 58 лет 20 лет 20 лет

Внимание!
Лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (см. таблицу 1), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы. При назначении такой пенсий не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий <*>.

Дополнительно отметим, что лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, но не имеющие необходимого страхового стажа, также имеют право на пенсию по возрасту <*>. Условия ее предоставления приведены в таблице 2.

Таблица 2

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 61 год 6 месяцев 40 лет 56 лет 6 месяцев 35 лет 10 лет
2020 62 года 40 лет 57 лет 35 лет 10 лет
2021 62 года 6 месяцев 40 лет 57 лет 6 месяцев 35 лет 10 лет
2022 63 года 40 лет 58 лет 35 лет 10 лет

Внимание!
Право на пенсию с «усеченным» страховым стажем также имеют лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях). Им пенсия предоставляется при одновременном выполнении следующих условий <*>:
— достижение общеустановленного пенсионного возраста;
— наличие страхового стажа не менее 10 лет;
— наличие стажа работы не менее 25 для мужчин и 20 лет для женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях).

Условия назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда отдельным категориям работников

Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют мужчины и женщины, обладающие в совокупности следующими признаками <*>:

— достижение определенного возраста (как правило, ниже общеустановленного пенсионного возраста);

— наличие общего трудового стажа работы и стажа на определенных видах работ;

— наличие необходимого страхового стажа. В 2019 году он должен быть не менее 17 лет.

Рассмотрим условия предоставления пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда для следующих категорий работников <*>:

— занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда — по списку N 1 и по результатам аттестации рабочих мест (таблица 3);

— занятых полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда — по списку N 2 и по результатам аттестации рабочих мест (таблица 4);

— работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, — по списку (таблица 5);

— трактористов-машинистов, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства (таблица 6);

— доярок (операторов машинного доения), телятниц, свинарей-операторов в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства (таблица 7);

— водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам (таблица 8).

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда:

Таблица 3

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
Общий Из них на указанных работах Общий Из них на указанных работах
2019 51 год 6 месяцев 20 лет 10 лет <*> 46 лет 6 месяцев 17 лет 7 лет 6 месяцев <**> 17 лет
2020 52 года 20 лет 10 лет <*> 47 лет 17 лет 6 месяцев 7 лет 6 месяцев <**> 17 лет 6 месяцев
2021 52 года 6 месяцев 20 лет 10 лет <*> 47 лет 6 месяцев 18 лет 7 лет 6 месяцев <**> 18 лет
2022 53 года 20 лет 10 лет <*> 48 лет 18 лет 6 месяцев 7 лет 6 месяцев <**> 18 лет 6 месяцев
2023 53 года 20 лет 10 лет <*> 48 лет 19 лет 7 лет 6 месяцев <**> 19 лет
2024 53 года 20 лет 10 лет <*> 48 лет 19 лет 6 месяцев 7 лет 6 месяцев <**> 19 лет 6 месяцев
2025 53 года 20 лет 10 лет <*> 48 лет 20 лет 7 лет 6 месяцев <**> 20 лет
———————————

<*> При этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009.

<**> При этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 01.01.2019.

Внимание!
Пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год <*>:
— мужчинам, имеющим не менее 5 лет стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, — за каждый полный год такой работы при условии наличия общего стажа работы не менее 25 лет;
— женщинам, имеющим не менее 3 лет 9 месяцев стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, -за каждые 9 месяцев такой работы при условии наличия стажа работы не менее 20 лет.

Пример

Стаж работы мужчины — 33 года. Из них стаж работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1 до 01.01.2009 — 8 лет. В 2019 году этому мужчине исполнится 53 года 6 месяцев. Он вправе обратиться за назначением пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, поскольку общеустановленный пенсионный возраст, который в 2019 году составляет 61 год 6 месяцев, уменьшен для него на 8 лет.

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее работникам, занятым полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда:

Таблица 4

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
Общий Из них на указанных работах Общий Из них на указанных работах
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 51 год 6 месяцев 20 лет 10 лет <**> 17 лет
2020 57 лет 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 52 года 20 лет 10 лет <**> 17 лет 6 месяцев
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 52 года 6 месяцев 20 лет 10 лет <**> 18 лет
2022 58 лет 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 53 года 20 лет 10 лет <**> 18 лет 6 месяцев
2023 58 лет 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 53 года 20 лет 10 лет <**> 19 лет
2024 58 лет 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 53 года 20 лет 10 лет <**> 19 лет 6 месяцев
2025 58 лет 25 лет 12 лет 6 месяцев <*> 53 года 20 лет 10 лет <**> 20 лет
———————————

<*> При этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 01.01.2009.

<**> При этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009.

Внимание!
Пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год <*>:
— мужчинам, имеющим не менее 6 лет 3 месяцев стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы при условии наличия общего стажа работы не менее 25 лет;
— женщинам, имеющим не менее 5 лет стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, — за каждые 2 года такой работы при условии наличия стажа работы не менее 20 лет.

Пример

Стаж работы женщины — 25 лет. Из них стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 до 01.01.2009 — 8 лет. В 2019 году этой женщине исполнится 52 года 6 месяцев. Она вправе обратиться за назначением пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, поскольку общеустановленный пенсионный возраст, который в 2019 году составляет 56 лет 6 месяцев, уменьшен для нее на 4 года.

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее работницам текстильного производства, занятым на станках и машинах:

Таблица 5

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Минимальный страховой стаж
2019 51 год 6 месяцев 20 лет 17 лет
2020 52 года 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 52 года 6 месяцев 20 лет 18 лет
2022 53 года 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 53 года 20 лет 19 лет
2024 53 года 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 53 года 20 лет 20 лет

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее мужчинам, являющимся трактористами-машинистами, непосредственно занятыми в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства:

Таблица 6

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Минимальный страховой стаж
Общий Из них на указанной работе
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 20 лет 17 лет
2020 57 лет 25 лет 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 20 лет 18 лет
2022 58 лет 25 лет 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 58 лет 25 лет 20 лет 19 лет
2024 58 лет 25 лет 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 58 лет 25 лет 20 лет 20 лет

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства:

Таблица 7

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж указанной работы Минимальный страховой стаж
2019 51 год 6 месяцев 20 лет <*> 17 лет
2020 52 года 20 лет <*> 17 лет 6 месяцев
2021 52 года 6 месяцев 20 лет <*> 18 лет
2022 53 года 20 лет <*> 18 лет 6 месяцев
2023 53 года 20 лет <*> 19 лет
2024 53 года 20 лет <*> 19 лет 6 месяцев
2025 53 года 20 лет <*> 20 лет
———————————

<*> При условии выполнения установленных норм обслуживания.

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее водителям городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам:

Таблица 8

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
Общий Из них на указанных работах Общий Из них на указанных работах
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 20 лет 51 год 6 месяцев 20 лет 15 лет 17 лет
2020 57 лет 25 лет 20 лет 52 года 20 лет 15 лет 17 лет 6 месяцев
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 20 лет 52 года 6 месяцев 20 лет 15 лет 18 лет
2022 58 лет 25 лет 20 лет 53 года 20 лет 15 лет 18 лет 6 месяцев
2023 58 лет 25 лет 20 лет 53 года 20 лет 15 лет 19 лет
2024 58 лет 25 лет 20 лет 53 года 20 лет 15 лет 19 лет 6 месяцев
2025 58 лет 25 лет 20 лет 53 года 20 лет 15 лет 20 лет

Подсказка

Лицам, имеющим полный стаж на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшими списками N 1 и N 2, или вообще на этих работах и работах, предусмотренных соответственно п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, пенсии назначаются по нормам Закона о пенсионном обеспечении. Если лица имеют не менее половины стажа на указанных выше работах, общеустановленный пенсионный возраст снижается пропорционально имеющемуся стажу работы в порядке, определенном п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении <*>.

Работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении, вместо досрочной профессиональной пенсии назначаются пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» ч. 1 ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении <*>.

Действие указанной нормы Указа N 441 не распространяется на лиц <*>:

— выработавших менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по п. «а» и «б» ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении;

— имеющих специальный стаж (независимо от его продолжительности) для пенсии по возрасту в соответствии с другими пунктами ст. 12 или ст. 13, 15 Закона о пенсионном обеспечении.

При определении права таких лиц на досрочную пенсию применяются нормы Закона о профессиональном пенсионном страховании и Закона о пенсионном обеспечении (при отсутствии права на досрочную профессиональную пенсию).

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с п. «в» — «з» ч. 1 ст. 12 и ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 01.01.2009 учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование <*>.

Условия назначения пенсий по возрасту отдельным категориям лиц по иным льготным основаниям

Рассмотрим условия назначения пенсии по возрасту по льготным основаниям следующим категориям лиц <*>:

— многодетным матерям (таблица 9);

— родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства) (таблица 10);

— инвалидам с детства (таблица 11);

— ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС, гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий (таблицы 12 — 14).

В таблице 9 приведены условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее многодетным матерям, к которым относятся женщины:

— родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста;

— у которых к возрасту, когда они вправе выйти на пенсию по данному основанию, пятый ребенок не достиг 8 лет.

Таблица 9

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Минимальный страховой стаж
2019 51 год 6 месяцев 15 лет 5 лет
2020 52 года 15 лет 5 лет
2021 52 года 6 месяцев 15 лет 5 лет
2022 53 года 15 лет 5 лет

Внимание!
Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, имеют право на пенсию независимо от возраста на следующих условиях:
— наличие страхового стажа не менее 5 лет;
— наличие не менее 10 лет стажа работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми).

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее родителям, воспитывавшим детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия:

Таблица 10

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 51 год 6 месяцев 20 лет 5 лет
2020 57 лет 25 лет 52 года 20 лет 5 лет
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 52 года 6 месяцев 20 лет 5 лет
2022 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 5 лет

На заметку
Отцы имеют право на указанную пенсию, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенное ею право на указанную пенсию в одном из следующих случаев <*>:
— отказалась от этого права в пользу отца;
— в связи с ее смертью.

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее инвалидам с детства:

Таблица 11

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 51 год 6 месяцев 20 лет 5 лет
2020 57 лет 25 лет 52 года 20 лет 5 лет
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 52 года 6 месяцев 20 лет 5 лет
2022 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 5 лет

Условия предоставления пенсии в 2019 году и позднее ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году:

Таблица 12

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 51 год 6 месяцев 25 лет 46 лет 6 месяцев 20 лет 17 лет
2020 52 года 25 лет 47 лет 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 52 года 6 месяцев 25 лет 47 лет 6 месяцев 20 лет 18 лет
2022 53 года 25 лет 48 лет 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 53 года 25 лет 48 лет 20 лет 19 лет
2024 53 года 25 лет 48 лет 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 53 года 25 лет 48 лет 20 лет 20 лет

В таблице 13 приведены условия назначения пенсии в 2019 году и позднее ликвидаторам:

— последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 — 1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне);

— других радиационных аварий при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства).

Таблица 13

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 56 лет 6 месяцев 25 лет 51 год 6 месяцев 20 лет 17 лет
2020 57 лет 25 лет 52 года 20 лет 17 лет 6 месяцев
2021 57 лет 6 месяцев 25 лет 52 года 6 месяцев 20 лет 18 лет
2022 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 18 лет 6 месяцев
2023 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 19 лет
2024 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 19 лет 6 месяцев
2025 58 лет 25 лет 53 года 20 лет 20 лет

Условия назначения пенсии гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий:

Таблица 14

Год выхода на пенсию Мужчины Женщины Минимальный страховой стаж
Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж работы
2019 51 год 6 месяцев 20 лет 46 лет 6 месяцев 17 лет 17 лет
2020 52 года 20 лет 47 лет 17 лет 6 месяцев 17 лет 6 месяцев
2021 52 года 6 месяцев 20 лет 47 лет 6 месяцев 18 лет 18 лет
2022 53 года 20 лет 48 лет 18 лет 6 месяцев 18 лет 6 месяцев
2023 53 года 20 лет 48 лет 19 лет 19 лет
2024 53 года 20 лет 48 лет 19 лет 6 месяцев 19 лет 6 месяцев
2025 53 года 20 лет 48 лет 20 лет 20 лет

На заметку
Пенсия по возрасту назначается пожизненно независимо от состояния трудоспособности <*>.

Все по формуле

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

В соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.

Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет — на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.

Пенсия женщинам увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев — на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы 40 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Как видим, алгоритм исчисления пенсий достаточно объемный, поэтому все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите с применением специального программного обеспечения. При необходимости гражданин может обратиться к специалистам за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.

Как повысить выплату

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.

Обратите внимание, что увеличение размера назначенной пенсии предусмотрено только для пенсий по возрасту за периоды работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

  • 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, — соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка — за полный пятый и каждый последующий год работы;
  • 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, — за каждые полные два месяца неполного года работы.

О страховом стаже

Что делать тем, кому не хватает страхового стажа?

Существуют два варианта: либо доработать до требуемой продолжительности страхового стажа и впоследствии получить трудовую пенсию, либо по достижении возраста, установленного законодательством, получать социальную пенсию.

Кроме этого, трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа не менее 10 лет:

  • мужчинам – при стаже работы не менее 40 лет, женщинам – не менее 35 лет;
  • лицам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) не менее 10 календарных лет и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, и при отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Справка «АиФ»

В 2018 году право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется по достижении женщинами возраста 56 лет, мужчинами – 61 года и при наличии стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или так называемого страхового стажа, продолжительностью 16 лет 6 месяцев.

Следует отметить, что ежегодно с 1 января страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Т.е. в 2019-м право на трудовую пенсию предоставляется при наличии страхового стажа 17 лет, в 2020 году — 17 лет 6 месяцев и т.д.

Пенсионное уравнение. Узнали, как рассчитывается пенсия

От чего зависит размер пенсии?

– От продолжительности стажа и уровня зарплаты, из которой уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение. То есть если вы какое-то время работали неофициально, даже с высокой зарплатой, то с этих сумм пенсия насчитываться не будет, потому что не платились страховые взносы, – поясняет Елена Долгая, заместитель начальника управления социальной защиты администрации Ленинского района.

Пенсия рассчитывается исходя из специальной величины – средней заработной платы работников в республике, которая применяется для корректировки фактического заработка пенсионера (далее в тексте – средняя зарплата). Она установлена Указом Президента РБ «О повышении пенсий» (с 01.05.2018 – 696,88 руб). Это не то же самое, что номинальная начисленная средняя заработная плата работников, о которой мы обычно слышим (в мае она составила 943,9 руб.)

Анна Ивановна вышла на пенсию по возрасту в 2007 году. Всю жизнь работала делопроизводителем, общий стаж 37 лет. Сегодня женщина получает пенсию в 340 руб.
Наталья Дмитриевна вышла на пенсию по возрасту в 2013 году. Общий стаж 36 лет, большую его часть работала оператором связи. Сегодня женщина получает пенсию в 293 руб.
Дмитрий Никифорович вышел на пенсию по возрасту в 2017 году. Общий стаж 35 лет, работал электромонтером на одном и том же предприятии. Сегодня мужчина получает пенсию в 330 руб.

Чтобы определить размер пенсии, вначале рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Индивидуальный коэффициент – это соотношение фактически начисленной заработной платы за месяц к средней зарплате работников в республике за этот же месяц (далее в тексте – ИК).

Для тех, кто оформляет пенсию в этом году, ИК рассчитывается за 24 последних года подряд на момент оформления пенсии (288 месяцев). То есть такое соотношение рассчитывается за каждый месяц, затем все суммируется и делится на 288.

После того как будет определен ИК, рассчитывается размер пенсии. Для этого средняя зарплата умножается на ИК. Получается некоторая сумма, которая затем подлежит «осовремениванию».

Пример первый

Мария Ивановна в июле 2018 года выходит на пенсию, индивидуальный коэффициент у нее 1,7, стаж работы 20 лет.

Средняя зарплата 696,88 умножается на индивидуальный коэффициент (1,7) – получается 1184,696.

Согласно ст. 56 Закона «О пенсионном обеспечении», при расчете пенсии заработок до 130 процентов средней зарплаты в пределах 10 процентов этой величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – в размере 90, 80, 70…10 процентов.

Это выглядит так.

Сначала берется 130% от средней зарплаты. Это 905,94 руб. (696,88×130%).

Эта величина разбивается на десять частей по 10 процентов, т. е. по 90,59 руб. (905,94×10%). Для дальнейшего расчета эта десятая часть уже берется за 100 процентов.

Одна такая десятая часть учитывается полностью. А от каждых следующих 90,59 руб. берется доля в размере сначала 90, потом 80, 70…10 процентов. Затем все эти доли суммируются. Выглядит это так:

Десятая часть от 905,94 = 90,59. Это число понадобится нам и дальше, будем считать его постоянной и возьмем за 100%.

Суммируем все полученные значения:

90,59 + 81,53 + 72,47 + 63,41 + 54,35 + 45,3 + 36,24 + 27,18 + 18,12 + 9,06 = 498,25.

Затем мы берем заработок для исчисления пенсии, который получили выше из произведения средней зарплаты и ИК (1184,69). У Марии Ивановны ИК 1,7. А заработок с ИК выше 1,3 дает еще прибавку к сумме пенсии.

Чтобы ее узнать, мы от суммы заработка с ИК 1,7 (1184,69 руб.) отнимаем сумму заработка с ИК 1,3 (те же 905,94 руб., с которыми мы работали выше). Узнаем разницу: 1184,69 ‒905,94 = 278,75. От этой разницы учитывается десятая часть: 278,75×10% = 27,88.

Далее считаем заработок, из которого исчисляется пенсия. Суммируем общую часть с прибавкой за повышенный ИК:

498,25+27,88 = 525,94.

И наконец, чтобы получить величину пенсии, полученную сумму умножаем на процент, который соответствует стажу работы. Для женщин, которые отработали 20 лет, это 55 процентов.
525,94×55% = 289,27.

Пенсия Марии Ивановны будет равна 289,27 руб.

Пример второй

Иван Игоревич в июле 2018 года выходит на пенсию, ИК у него 0,9, стаж работы 30 лет.
696,88 умножается на ИК (0,9) – получается 627,19.

Начинаем «осовременивать».

По правилам статьи 56, если ИК меньше 1,3 и заработок получается меньше 130% средней зарплаты (905,94), то для расчета берется не десять частей по 10 процентов от 130% средней зарплаты, а пропорционально меньшее количество частей. Чтобы узнать, какое, мы делим сумму заработка по ИК на 130% средней зарплаты. Получаем соотношение.

627,19/905,94=6,9.

Значит, мы берем для расчета семь частей по 10% от средней зарплаты, т. е. по 90,59. Но из них шесть часть – полностью, а седьмую – частично. Из них вычисляем доли по той же схеме, как в первом примере.

100% = 90,59
90%×90,59 = 81,53
80%×90,59 = 72,47
70%×90,59 = 63,41
60%×90,59 = 54,35
50%×90,59 = 45,3

Для расчета последней части, за 40%, формула такая:

40%×(627,19‒90,59×6)= 33,46.

У Ивана Игоревича ИК меньше 1,3, поэтому здесь прибавки не будет.

Чтобы получить заработок, из которого исчисляется пенсия, суммируем все значения:

90,59 + 81,53 + 72,47 + 63,41 + 54,35 + 45,3 + 33,46 = 441,11.

Полученную сумму умножаем на процент, который соответствует стажу работы. Для мужчин, которые отработали 25 лет, этот процент равен 55 плюс 1 процент за каждый последующий календарный год работы. То есть у Ивана Игоревича получается 60%.

441,11×60% = 264,67.

Пенсия Ивана Игоревича будет равна 264,67 руб.

Почему тем, кто вышел на пенсию раньше, платят больше?

Нашим консультантом выступила Елена Михайловна Долгая, заместитель начальника управления социальной защиты администрации Ленинского района.

– Изменился порядок исчисления коэффициента, – объясняет Елена Михайловна. – Ранее брался общий стаж работы, сегодня нужен страховой стаж. Туда не входят периоды, когда не уплачивались страховые взносы: служба в армии, дневная форма получения образования, получение пособия по безработице, уход за детьми до трех лет, уход за инвалидом и т. д.

С 1993 года для исчисления пенсии зарплата бралась за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С января 2000 года – за 6 лет из 16 лет последней работы, ежегодно период увеличивался на один год.

В 2016 году порядок расчета изменился вновь. Зарплата для расчета ИК бралась за 22 последних года подряд. В этом году берется уже 24 года, в 2019-м будет 25 лет, в 2020-м – 26 лет (возможно, что придет к расчету за все время работы человека – прим. ред.).

Здесь учитываются как страховые, так и не страховые периоды. По страховым коэффициент заработка рассчитывается исходя из зарплаты работника, а нестраховым периодам приписывается доход в 40% средней зарплаты, т. е. ИК в месяц по ним получается 0,4. А раньше эти периоды вообще исключались из расчета ИК, т.е. в результате не уменьшали его.

В этом году, например, период для исчисления ИК будет с 1994 года. Тогда платили мизер, предприятия простаивали. Сегодня зарплаты тоже маленькие. Поэтому и коэффициенты невысокие. Кто ушел на пенсию раньше, в начале трудовой деятельности мог иметь большую зарплату, поэтому ИК получился выше. Возрастные надбавки в 75 и 80 лет тоже ощутимы.

Сколько будут получать новые пенсионеры через пять лет?

– Спрогнозировать пенсию для будущих пенсионеров не получится, так как неизвестно, какая будет зарплата у человека, средняя заработная плата по республике и, соответственно, индивидуальный коэффициент.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *