Особые экономические зоны

Содержание

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

№1,

Юридические науки

Козлова Валерия Николаевна

Ключевые слова: ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ; SPECIAL ECONOMIC ZONE; THE ECONOMIC DEVELOPMENT MINISTRY; AGREEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE; CRITERIA FOR THE CREATION OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE.

Аннотация: В данной статье рассматриваются отдельные этапы создания особых экономических зон, определяются субъекты, уполномоченные принимать решение о создании таких зон, критерии, которым должна соответствовать территория для придания ей статуса особой экономической зоны. Автор приходит к выводу о необходимости возврата к конкурсному порядку подачи и рассмотрения заявок на создание особой экономической зоны и снижения срока, на который может создаваться такая зона.

Порядок образования особых экономических зон регулируется единственной статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

При этом указанная статья достаточно лаконична и требует детального анализа.

Положения ч. 1 ст. 6 указанного Закона позволяют сделать вывод о субъекте, уполномоченном принимать решения о создании особых экономических зон всех типов. Таким субъектом выступает Правительство Российской Федерации. С одной стороны, подобный подход законодателя вызывает сомнения в его целесообразности, поскольку особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) могут создаваться не только на территории Российской Федерации в целом, но и на территориях субъектов РФ или муниципальных образований. С другой стороны, в свете последних оценок эффективности деятельности уже созданных особых экономических зон и признания работы многих из них неэффективной передача полномочий по созданию ОЭЗ Правительству РФ представляется правильной. Поскольку резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые льготы по уплате федеральных налогов, льготы по уплате таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет, и т.д., предоставление статуса зоны соответствующего типа должно приниматься именно Правительством Российской Федерации с учетом решения вопроса о целесообразности ее создания, соответствия критериям и возможности наделения территории соответствующим правовым режимом.

Решение о создании особой экономической зоны оформляется постановлением Правительства РФ. Специальных требований к содержанию такого постановления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Следовательно, постановление Правительства о создании ОЭЗ должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ .

Анализ уже принятых постановлений Правительства РФ о создании особых экономических зон разных типов позволяет говорить о том, что эти постановления носят достаточно формальный характер и состоят (чаще всего) из двух пунктов, в первом из которых указывается на придание соответствующей территории статуса ОЭЗ, а во втором дается поручение Министерству экономического развития Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации соглашение о создании такой зоны.

Особый интерес при рассмотрении вопроса о создании ОЭЗ вызывает анализ критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством РФ. В настоящее время указанные критерии устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» .

Названное постановление содержит объёмный перечень критериев, которым должны соответствовать все вновь создаваемые особые экономические зоны, и которые позволяют оценить соответствие территории требованиям, предъявляемым к зонам соответствующих типов, целесообразность создания зоны и предоставления ей налоговых, таможенных и иных льгот и преференций.

Ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» указывает на субъектов, которые имеют право инициировать решение вопроса о создании ОЭЗ на конкретной территории. Такими субъектами выступают Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

Указанные субъекты подают заявку на создание особой экономической зоны, а также документы, подтверждающие соответствие ее вышеуказанным критериям, обосновывающим целесообразность ее создания, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным органом является Министерство экономического развития РФ.

Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны утверждены Приказом Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439 .

Обязательным при создании ОЭЗ является заключение соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территории которых создается особая экономическая зона.

Такое соглашение заключается в 30-дневный срок с момента принятия решения о создании ОЭЗ. При этом указанный срок начинает течь с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о создании соответствующей особой экономической зоны.

Следует помнить, что ст. 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» императивно устанавливает срок создания ОЭЗ – 49 лет. Данный срок не может быть больше или меньше установленного и не подлежит продлению.

В случае признания деятельности ОЭЗ неэффективной или невозможности достижения целей, поставленных перед соответствующей территорией и ее управляющей компанией, существование ОЭЗ может быть прекращено досрочно. В целом же достаточно длительный срок существования особой экономической зоны объясняется сроком окупаемости вложений инвесторов, необходимостью развития территории, обеспечением установления полного производственного цикла, занятости физических лиц, развития и формирования устойчивых промышленных и иных связей резидентов ОЭЗ.

Необходимо подчеркнуть, что порядок создания ОЭЗ претерпел существенные изменения в 2012 г. Так, в настоящее время не действуют ранее принятые правила о конкурсном порядке создания особой экономической зоны, продлен срок существования особых экономических зон.

С одной стороны, упрощение порядка создания ОЭЗ способствует более быстрому принятию решений о создании зоны соответствующего типа, обеспечивает возможность развития территории, привлечение инвестиций в конкретный регион. С другой стороны, упрощение порядка подачи заявок на создание ОЭЗ приводит к приданию статуса особой экономической зоны территориям, развитие которых будет неэффективным. Особенно актуальным этот вопрос становится в свете последнего решения высших органов страны сократить количество особых экономических зон в целях снижения уровня долговой нагрузки федерального и регионального бюджетов.

Как представляется, необходимо вернуться к конкурсному порядку создания ОЭЗ и закрепить возможность создания соответствующих зон на менее длительные сроки, например, 30 лет – в зависимости от сферы деятельности резидентов ОЭЗ, целей ее создания и политики региона, на территории которого она создается.

Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. № 116-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4339.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ; в ред. Федерального конституционного закона от 14 декабря 2015 г. № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. № 51, ст. 5712; 2015. № 51 (ч. 1), ст. 7228.
  3. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г.

    An error occurred.

    № 398; в ред. Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 272 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. № 19, ст. 2423; 2013. № 13 ,ст. 1573.

  4. Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке: Приказ Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439; в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22 декабря 2014 г. № 822 // Рос. газ. – 2012. – 15 авг.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата добавления: 25.02.2015).

Что такое особая экономическая зона, для чего они создаются и какую выгоду несут в себе государству и инвесторам? Какие виды деятельности допускаются на территории свободной зоны и возможно ли ведение малого бизнеса в ОЭЗ – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Наибольший мировой опыт создания ОЭЗ принадлежит европейским странам. Россия также имеет серьезный потенциал функционирования СЭЗ, которых сейчас по все стране насчитывается 25:

  • шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);
  • пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);
  • семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);
  • три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск).

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым – руководство страны поручило разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот и преференций для предпринимателей, ведущих свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Какой бизнес наиболее актуален в Крыму? Узнайте из нашей статьи.

Рассмотрим основные понятия

Наверняка вам приходилось слышать несколько разных терминов – «свободная экономическая зона», «зона свободной торговли», «особая экономическая зона». По сути, это разные звучания одного и того же явления.

При этом абсолютными аналогами являются «свободная экономическая зона» (СЭЗ) и «особая экономическая зона» (ОЭЗ), может использоваться еще и третье звучание: «специальная экономическая зона» (СЭЗ, special economic zone).

Зона свободной торговли – это признак ОЭЗ, в частности ее предпринимательских типов.

«Свободная зона, или зона свободной торговли, – это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны» (World Bank, 1992)

Распространенным примером подобной зоны является торговля в магазинах Duty Free.

Что такое

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

В чем суть

Основная суть создания ОЭЗ – освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения. Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт.

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) – сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги – обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания – обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Виды ОЭЗ

Существует несколько видов особых экономических зон:

  • зоны свободной торговли – не попадающие под юрисдикцию национальной таможени территории,  где проводится хранение продукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;
  • промышленно-производственные зоны – промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;
  • технико-внедренческие зоны – районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности  и изысканий (технопарки);
  • туристические зоны – рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;
  • сервисные зоны – территория, на которой осуществляется финансовая (оффшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны – территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района (еще называются зонами предпринимательства и как пример снова же можно привести Крым.)

Особая экономическая зона в г.

Елабуге

Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).

Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации

Нижнекамска.

Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.

Площадь ОЭЗ – 20 квадратных километров.

Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»

  1. режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
  2. отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции
  3. резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
  4. помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации;
  5. ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
  6. полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.

Количество компаний-резидентов – 42, в число которых входят международные бренды: Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и др.

Общая численность занятого персонала: более 4200 человек.

Орган управления – ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Регистрация резидентов ОЭЗ

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ Алабуга, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие на территории Елабужского муниципального района;
  • подписать с органом управления ОЭЗ договор о ведении промышленно-производственной деятельности и внести в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, инвестиции в сумме не менее 10 000 000 евро, в том числе в первый год развития – не менее 1 000 000 евро;

Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.

Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:

При этом предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ, могут рассчитывать на часть преференций, заявленных для резидентов зоны. Условия деятельности должны быть оговорены в соглашении о ведении хозяйствования, который заключается с управляющим органом ОЭЗ.

Естественно, предприятие малого бизнес-цикла не может считаться резидентом и пользоваться всеми льготами хотя бы т потому, что не в состоянии инвестировать заявленные суммы в собственные мощности на территории зоны. Однако чем более востребованным является бизнес-проект, тем больше шансов у предпринимателя получить удобные условия для существования.

Если говорить о территориальных ОЭЗ, таких как Калининградская область и Крым, то тут действует одно правило для всех предпринимателей и сниженный налог на прибыль распространяется на все предприятия, независимо от группы товаров и типа хозяйствования. Поэтому наиболее интересным с точки зрения заработка является открытие бизнеса на территориях предпринимательских особых экономических зон.

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)

Все статьи Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в Российской Федерации (Кучинская А.В., Липски С.А.)

Согласно земельному законодательству правовой режим использования земель в пределах особых экономических зон (далее — ОЭЗ), а также на прилегающей к ним территории имеет ряд важных отличий от общего правила. Так, резиденты ОЭЗ ограничены в возможностях по передаче своих прав третьим лицам, передаче земельных участков в субаренду; согласно законодательству Российской Федерации об ОЭЗ земельные участки предоставляются лицам без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов и т.д. (статьи 22, 29 и 30 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — ЗК РФ). В связи с этим важно надлежащим образом урегулировать вопросы как создания ОЭЗ, так и определения прилегающей к ним территории. Вместе с тем в ЗК РФ, в котором содержится понятие "территория, прилегающая к ОЭЗ", не раскрывается это понятие и не указаны критерии отнесения земель к такой прилегающей территории.

Аналогичен подход и градостроительного законодательства. В части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ОЭЗ предусматриваются изъятия из общего правила (например для них не устанавливаются градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства), но это понятие не раскрывается.
Вопросы, связанные с территорией ОЭЗ, регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее — Закон). В соответствии со статьей 6 Закона решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется Постановлением Правительства Российской Федерации. При этом Закон устанавливает ряд требований к условиям создания ОЭЗ и земельным участкам, образующим ОЭЗ.
Во-первых, согласно части 3 статьи 4 Закона ОЭЗ может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Кроме того, не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
Во-вторых, ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Кроме того, допускается включать в границы ОЭЗ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Кроме этого, в Законе содержится требование относительно категорий земель, к которым могут принадлежать земельные участки для создания ОЭЗ. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона земельные участки, образующие ОЭЗ, должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно статье 11 этого Федерального закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Кроме того, на территориях всех типов ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ, запрещается размещение жилищного фонда.
Законом также установлены специальные условия создания отдельных типов ОЭЗ.
Так, промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более сорока квадратных километров.
Технико-внедренческие ОЭЗ могут создаваться не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более четырех квадратных километров.
Туристско-рекреационные ОЭЗ и портовые ОЭЗ могут создаваться на одном или нескольких участках территории.
Согласно части 2.2 статьи 4 Закона портовые ОЭЗ создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, которые выполняют международные воздушные перевозки. Такие ОЭЗ могут включать части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых ОЭЗ могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Общая площадь портовых ОЭЗ может составлять не более чем пятьдесят квадратных километров. Также согласно Закону невозможно включение в портовые ОЭЗ имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
На основании положений части 4 и пунктов 3 и 4 части 4.1 статьи 6 Закона Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, в сроки, предусмотренные в соглашении о создании ОЭЗ, наряду с установлением границ особой экономической зоны и перечня образующих ее участков устанавливаются прилегающая к ОЭЗ территория, а также план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
В соответствии с Законом общая площадь прилегающей к промышленно-производственным ОЭЗ территории не должна превышать сорока квадратных километров, площадь прилегающей к технико-внедренческим ОЭЗ территории не должна превышать четыре квадратных километра, а прилегающая к портовым ОЭЗ территория должна составлять не более пятидесяти квадратных километров.
Более детальное регулирование вопросов, связанных с территорией как самой ОЭЗ, так и прилегающей к ней, указанные Федеральные законы не предусматривают.
Что касается ЗК РФ, то в нем содержатся лишь нормы об особенностях предоставления земельных участков в ОЭЗ и их последующего использования, но не образования ОЭЗ.
Так, согласно статье 30 ЗК РФ акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту ОЭЗ земельные участки для строительства предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОЭЗ.
Земельный участок в границах ОЭЗ или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры ОЭЗ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство об ОЭЗ не содержит указания на способ определения границ прилегающей к ОЭЗ территории, а также на необходимость наличия общей границы ОЭЗ и прилегающей к ней территории. В целях определения прилегающей к особой экономической зоне территории в Закон необходимо внести изменения в части, касающейся способа установления прилегающей к особой экономической зоне территории, а именно:
— границы прилегающей к ОЭЗ территории следует устанавливать согласно перечню земельных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и права собственности на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
— земельные участки, включаемые в границы прилегающей к ОЭЗ территории, должны находиться в государственной и (или) муниципальной собственности;
— земельные участки, включаемые в границы прилегающей к ОЭЗ территории, должны принадлежать к категориям земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, а также земель сельскохозяйственного назначения;
— общая площадь земельных участков, включаемых в границы прилегающей к ОЭЗ территории, не может превышать пятидесяти квадратных километров.
Предложенные изменения позволят упорядочить вопросы, связанные с установлением прилегающей к ОЭЗ территории, и минимизировать спорные ситуации в таких случаях, в том числе более надежно защитить права на землю граждан и юридических лиц.

Литература и информационные источники

1.

Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 1. Ст. ст. 15, 17; N 10. Ст. 763; N 30. Ст. ст. 3122, 3128; 2006. N 1. Ст. 17; N 17. Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. ст. 2880, 2881; N 31. Ст. 3453; N 43. Ст. 4412; N 50. Ст. ст. 5279, 5282; N 52. Ст. 5498; 2007. N 1. Ст. ст. 23, 24; N 10. Ст. 1148; N 21. Ст. 2455; N 26. Ст. 3075; N 31. Ст. 4009; N 45. Ст. 5417; N 46. Ст. ст. 5553; 2008. N 20. Ст. ст. 2251, 2253; N 29. Ст. 3418; N 30. Ст. ст. 3597, 3616; N 52. Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 19; N 11. Ст. 1261; N 29. Ст. ст. 3582, 3601; N 30. Ст. 3735; N 52. Ст. ст. 6416, 6419, 6441; 2010. N 30. Ст. 3998; 2011. N 1. Ст. ст. 47, 54; N 13. Ст.

Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи?

1688; N 15. Ст. 2029; N 25. Ст. 3531; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4284; N 30. Ст. ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48. Ст. 6732; N 49. Ст. ст. 7027, 7043; N 50. Ст. ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51. Ст. ст. 7446, 7448; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322; N 53. Ст. 7643; 2013. N 9. Ст. 873; N 14. Ст. 1663.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16; 2006. N 1. Ст. ст. 10, 21; N 52. Ст. 5498; 2007. N 1. Ст. 21; N 31. Ст. 4012; N 45. Ст. 5417; N 50. Ст. 6237; 2008. N 20. Ст. 2260; N 30. Ст. 3604; 2009. N 1. Ст. 17; N 48. Ст. 5711; N 52. Ст. 6419; 2010. N 31. Ст. 4209; 2011. N 13. Ст. 1688; N 29. Ст. 4281; N 30. Ст. ст. 4591, 4594, 4605; N 49. Ст. 7015; 2012. N 47. Ст. 6390; N 53. Ст. ст. 7614, 7643.
3. Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30. Ст. 3127; 2006. N 23. Ст. 2383; N 52. Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 30. Ст. 3616; 2009. N 52. Ст. 6416; 2011. N 27. Ст. 3880; N 30. Ст. ст. 4563, 4590; N 45. Ст. 6335; N 49. Ст. ст. 7043, 7070; N 50. Ст. 7351.
4. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации".
9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 95 "Об утверждении примерных форм договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков для обеспечения функционирования особых экономических зон" (в редакции Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 июля 2006 года N 181, от 20 июля 2009 года N 282, от 21 февраля 2011 года N 58).
10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 698 "Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны".
11. Материалы доклада "Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2011 году и задачи на 2012 год". URL: http://economy.gov.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Портовые особые экономические зоны: условия создания и перспективы мурманска

Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешено создавать в России особые экономические зоны портового типа. Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2007 N 462 объявлено о проведении открытого конкурса по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон (ОЭЗ). Его итоги станут известны в начале июня.

У субъектов Российской Федерации, которые имеют на своей территории морские порты, этот конкурс вызвал определенный интерес. Ожидается, что к концу 2008 г. будут сформированы правовые условия для строительства современных портовых комплексов и модернизации уже действующих, причем с участием как государственного, так и частного капитала.

Особый режим портовой деятельности

На территории портовой ОЭЗ для коммерческих организаций — резидентов создается особый режим осуществления предпринимательской деятельности за счет налоговых и таможенных преференций; льготного режима землепользования; предоставления гарантий от негативных и непредсказуемых изменений российского законодательства о налогах и сборах; создания и передачи в аренду объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; устранения административных барьеров.

К примеру, ОЭЗ портового типа, как и все остальные (промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного типа), имеет статус свободной таможенной зоны. Ввоз товаров в портовую ОЭЗ и вывоз из нее осуществляются с разрешения таможенных органов.

Под режим свободной таможенной зоны могут быть помещены товары, ввозимые с территорий иностранных государств и таможенной территории Российской Федерации; транспортные средства, ввозимые в целях осуществления ремонта, в том числе капитального ремонта и (или) модернизации.

Иностранные товары размещаются и используются в пределах границ портовой ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Российские товары на территории портовой ОЭЗ размещаются и используются на условиях, которые применяются к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, без уплаты акциза и вывозных таможенных пошлин.

С товарами, которые помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, соответствующих условиям соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

В портовой ОЭЗ может вестись портовая деятельность, в которую входят:

  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • складирование и хранение товаров, оказание транспортно-экспедиторских услуг;
  • снабжение и снаряжение морских, речных и воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов;
  • ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских, речных и воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
  • переработка водных биологических ресурсов;
  • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке(упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);
  • простые сборочные и иные операции, которые существенно не изменяют состояние товара (перечень операций и товаров утверждается Правительством РФ);
  • биржевая торговля товарами;
  • оптовая торговля товарами;
  • обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ.

В то же время запрещены:

  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча (за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи), металлургическое производство;
  • переработка полезных ископаемых (за исключением промышленного розлива минеральных водного использования природных лечебных ресурсов), а также переработка лома черных и цветных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство РФ вправе устанавливать и иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в портовой ОЭЗ.

Резидент портовой ОЭЗ может начать предпринимательскую деятельность после заключения соответствующего соглашения с органом управления зоной и внесения обеспечения по уплате таможенных пошлин и налогов.

Денежная сумма такого обеспечения зависит от вида деятельности резидента: не менее 30 млн руб. (складирование любых товаров, в том числе подакцизных и минерального сырья, их хранение, оптовая и биржевая торговля); не менее 10 млн руб. (складирование товаров, которые не являются подакцизными товарами или минеральным сырьем, их хранение, оптовая и биржевая торговля); не менее 2,5 млн руб. (иная портовая деятельность).

Соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ могут также предусматриваться строительство объектов инфраструктуры нового морского порта и реконструкция старого, которые резидент обязан обеспечить капитальными вложениями (за исключением нематериальных активов) в размере не менее 100 млн евро (в случае строительства) и не менее 3 млн евро (в случае реконструкции). При этом вне пределов портовой ОЭЗ, если это необходимо для осуществления деятельности резидента, он может вести строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктур, систем водоснабжения и водоотведения, линий связи. Однако на данные виды деятельности особый режим не распространяется.

Таким образом, с помощью закрепленных в законодательстве правовых норм не допускаются к предпринимательской деятельности в условиях портовой ОЭЗ потенциально несостоятельные в финансовом отношении резиденты.

Резидентами портовой ОЭЗ могут стать исключительно коммерческие организации (кроме унитарных предприятий), зарегистрированные в соответствии с законодательством на территории муниципального образования, в границах которого расположена эта зона.

Срок существования портовых ОЭЗ определен в 49 лет, что очень привлекательно для инвесторов, так как особые экономические зоны иных типов создаются только на 20 лет.

Для резидентов портовых ОЭЗ определены следующие налоговые льготы:

  • освобождение от уплаты НДС проведения работ (оказания услуг) на территории портовой ОЭЗ (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров в портовую ОЭЗ (пп. 4 п. 1 ст. 183; п. 2 ст. 184; пп. 1, 3 п. 1 ст. 185 НК РФ);
  • возможность понижения ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (для организаций — резидентов ОЭЗ любого типа), но не ниже 13,5% (п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества (для организаций — резидентов ОЭЗ любого типа) (п. 17 ст. 381 НК РФ);
  • освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок (для организаций — резидентов ОЭЗ любого типа) (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Условия создания портовой ОЭЗ в Мурманске

Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563) установлено, что конкурсная комиссия выбирает победителей конкурса (победившие заявки) путем сопоставления совокупных взвешенных оценок всех поступивших заявок, исходя из установленных критериев.

Оценка и сопоставление заявок на создание портовых ОЭЗ осуществляются отдельно для каждого из пяти морских бассейнов: Азово-Черноморского, Арктического, Балтийского, Дальневосточного и Каспийского.

Таким образом, в 2008 г. может быть принято решение о создании пяти-семи портовых ОЭЗ на базе действующих морских портов.

По сообщению Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, принять участие в конкурсе по отбору заявок на создание портовой ОЭЗ изъявили администрации следующих морских портов: Архангельск, Мурманск, Новороссийск, Тамань, Восточный (Приморский край), Находка, Советская Гавань (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский, Усть-Луга (Ленинградская область) и других <1>.

<1> См.: Конкурсная комиссия желает видеть в заявках предложения по новым портовым сооружениям // http://www/rosoez.ru; Гудок. 2008. 15 апр.

Мурманская область подала сразу две заявки на создание портовых ОЭЗ на своей территории <2>. Первый проект связан с созданием портовой особой экономической зоны на восточном берегу Кольского залива — на территории действующего Мурманского морского торгового порта. Планируется произвести модернизацию существующих объектов портовой инфраструктуры и построить новый контейнерный терминал.

<2> Ягупов И. Вместо одной зоны — сразу две. Заявки на конкурс по созданию портовых особых экономических зон в Мурманске ушли в Москву // Вечерний Мурманск. 2008. 8 апр. С. 5.

В акватории Мурманского порта действуют первый в России арктический рейдовый терминал по перевалке экспортной сибирской нефти и крупнейший на Севере Европы комплекс по перегрузке кузбасского каменного угля. Поэтому второй проект рассчитан на создание портовой ОЭЗ на западном берегу Кольского залива, где на свободных земельных участках предполагается возвести новые портовые сооружения и современные терминалы по перевалке кузбасского угля и сибирской нефти на морские суда экспортного направления.

Следует отметить, что в Мурманске имеется целый ряд объективных предпосылок и факторов для создания портовой ОЭЗ:

  1. три морских порта: два торговых (один из них "Лавна" расположен на западном берегу Кольского залива) и рыбный (крупнейшее предприятие рыбной промышленности на северо-западе России);
  2. большой отряд судов Мурманского морского пароходства и рыбопромысловых флотов;
  3. ледокольный флот, в том числе уникальный атомный, в составе которого 9 атомоходов и лихтеровоз, что позволяет обеспечить круглогодичную навигацию в российском секторе Арктики. В период максимальной интенсивности транспортной деятельности грузооборот Мурманского морского пароходства на Северном морском пути в 10 раз превышал объем морских перевозок в зарубежной Арктике <3>;
  4. незамерзающий Кольский залив, что позволяет осуществлять круглогодичную морскую навигацию и обработку судов в глубоководной и защищенной от волн акватории, способной принимать морские суда дедвейтом свыше 300 тыс. т;
  5. прямой выход к Северному морскому пути и возможность использовать международные морские транспортные коридоры для торговых отношений со странами Азии, Европы и Америки;
  6. транспортная инфраструктура (железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие порт с крупными промышленными регионами России);
  7. относительно развитая инфраструктура связи и энергетики (к примеру, на территории региона расположена Кольская атомная электростанция), инженерная и коммуникационная инфраструктура;
  8. потенциальные частные инвесторы, которые готовы вложить необходимые средства и в будущем стать резидентами портовой ОЭЗ.

    Среди них, например, холдинг "Сибирский деловой союз", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", "Кузбассразрезуголь", Мурманский морской торговый порт, ЗАО "Синтез Петролеум", ЗАО "Агросфера", ООО "Трансервис", ОАО "Мурманский судоремонтный завод морского флота", ОАО "Норильский никель";

  9. экономическая, финансовая и политическая стабильность в регионе;
  10. поддержка проекта законодательным и исполнительным органами государственной власти Мурманской области, органами власти муниципальных образований (Мурманск и города Кольского района).

<3> Ягупов И. Особая зона в порту // Вечерний Мурманск. 2008. 18 марта. С. 2.

Из регионального бюджета на финансирование развития инфраструктуры портовой ОЭЗ в 2009 — 2013 гг. намечено выделить до 3500 млн руб.

Законом Республики Татарстан установлены льготные ставки

<4> Постановления Правительства Мурманской области от 05.03.2008 N 87-ПП/4 "Об участии в конкурсе по отбору заявок на создание портовой особой экономической зоны на западном берегу Кольского залива порта Мурманск"; N 88-ПП/4 "Об участии в конкурсе по отбору заявок на создание портовой особой экономической зоны в порту Мурманск" // Мурманский вестник. 2008. 13 марта. С. 7.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" началась реализация Генеральной схемы развития Мурманского транспортного узла до 2015 г. (общее финансирование превышает 300 млрд руб.), которая предусматривает строительство:

  • комплекса по перегрузке каменного угля мощностью до 18 млн т (будет состоять из двух причалов общей длиной свыше 600 м, способных принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т);
  • комплекса по перевалке генеральных грузов и контейнеров мощностью до 3 млн т (разместится на 5 причалах общей протяженностью 1230 м, где будут обрабатываться суда дедвейтом до 65 тыс. т);
  • трех комплексов по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью от 25 млн до 31,5 млн т в год с глубоководными причалами, способными принимать супертанкеры;
  • одного атомного ледокола и ряда вспомогательных судов для обеспечения работы в морских портах;
  • дополнительной железнодорожной линии вдоль Кольского залива длиной 27 км. Предполагается также расширить некоторые железнодорожные станции Октябрьской железной дороги, сделать линию Мурманск — Санкт-Петербург на всем протяжении двухпутной и полностью электрифицированной.

Планируется соорудить 15 новых и произвести расширение двух существующих электроподстанций, построить линии электропередач длиной 165 км <5>.

<5> Малышкина Е. Все дороги свяжут в узел. Инфраструктура мурманского порта подвергнется модернизации // Российская газета. 2008. 5 фев. С. 19.

Перспективы и цели

Особая экономическая зона портового типа в Мурманске с созданием мощного комплексного транспортного узла в перспективе может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и диверсификации как региональной, так и национальной экономики. В частности, будет построен огромный технопарк, сопутствующий каждому современному морскому порту. Так, инвестиции на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ОЭЗ должны составить 64 млрд руб. <6>. Общий объем инвестиций до 2020 г. оценивается в сумме 209 млрд руб. <7>, что выдвинет портовый комплекс Мурманска в разряд крупнейших североевропейских морских портов. К примеру, грузооборот только морского торгового порта, по расчетам специалистов, возрастет почти в 3,5 раза и к 2015 г. достигнет 75 млн т <8>.

<6> Маслова Е. Мост над зоной // Российская газета. 2008. 21 фев. С. 10.
<7> Ягупов И. Особая зона в порту // Вечерний Мурманск. 2008. 18 марта. С. 3.
<8> См.: Малышкина Е. Указ. соч. С. 19.

Благоприятные таможенные и налоговые условия скажутся на дальнейшем развитии Северного морского пути и закреплении приоритета нашей страны в освоении природных богатств российского сектора Арктики.

Мурманская комплексная транспортная система, основой которой станет особая экономическая зона портового типа, позволит обслуживать на трансшипинге грузопотоки из Китая в Европу. Корабли из Мурманска по Северному морскому пути будут отправляться в Азию и Америку: по этой схеме путь в Америку сокращается от 8 до 13 дней.

Ускорится освоение газоконденсатных месторождений на шельфе Баренцева моря, ведь режим свободной таможенной зоны будет способствовать развитию соответствующей инфраструктуры и созданию комплекса по перевалке грузов для буровых работ на Штокмановском и Приразломном газоконденсатных месторождениях.

В несколько раз увеличатся объемы перевалки через порт Мурманск. В рамках проекта предусматривается модернизация существующего угольного терминала с увеличением его мощности до 9,4 млн т груза в год.

В настоящее время решается вопрос о строительстве сернокислотного перегрузочного терминала, который обеспечивал бы экспорт в морских танкерах-химовозах серной кислоты — попутного продукта Кольского горно-металлургического комбината (более 400 тыс. т в год). В России и СНГ таких терминалов нет, хотя в Европе терминалы подобного рода существуют.

По расчетам специалистов, Мурманская портовая ОЭЗ полностью окупит вложенные в нее бюджетные и частные инвестиции к 2020 г. <9>.

<9> Кумунжиева М. Лоскутное одеяло // Российская газета. 2008. 5 марта. С. 11.

Повысится уровень занятости трудоспособного населения за счет появления дополнительных 5 тыс. рабочих мест.

Объем налоговых поступлений в бюджет Мурманской области составит, по одному из вариантов расчетов, в период до 2020 г. 35,6 млрд руб., в бюджеты всех уровней — 42,9 млрд руб.

Безусловно, портовая ОЭЗ в Мурманске, в случае если решение о ее создании будет принято, может стать одним из ключевых звеньев транспортной системы России и составить достойную конкуренцию морским портам Северо-Западной Европы, в том числе находящимся в Финляндии и Норвегии.

А.В.Шиганов

Аспирант

кафедры менеджмента,

коммерции, маркетинга и рекламы

Мурманского государственного

технического университета

Готова ли Украина к свободной торговле с ЕС?

28 окт. 2013

Чтобы приблизиться к общему рынку Евросоюза, в Украине спешат начать работу по созданию так называемой зоны свободной торговли. На вопрос о том, что даст нашей стране соглашение ЗСТ+, комиссар Европейской комиссии по делам торговли Питер Мендельсон ответил: «Украина обладает большим потенциалом как экспортер аграрной продукции и промышленных товаров, а ЕС станет для Украины крупнейшим рынком для обеих категорий. Привлечение значительных объемов иностранных инвестиций также будет весомой частью экономического развития Украины, особенно в плане становления мощной отрасли предоставления услуг»1.

В рамках сотрудничества CTAEconomic & ExportAnalystsLtdс Министерством экономического развития и торговли Украины и Торгово-промышленной палатой Украины была подготовлена брошюра «Торгівля з ЄС в рамках поглибленої та всеосяжної угоди про вільну торгівлю». В этой брошюре разъясняется, что такое ЗСТ+, также в ней изложены преимущества для украинского бизнеса при торговле с ЕС в рамках ЗСТ. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми ее разъяснениями, переведенными на русский язык.

Что такое ЗСТ+?

В вышеназванной брошюре, подготовленной Марком Хейлиером и Валерием Пятницким, сказано, что углубленное и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле (ЗСТ+) между Украиною и ЕС — это широкомасштабная по содержанию торговая сделка, которая направлена на уменьшение и отмену тарифов, применяемых сторонами относительно товаров, на либерализацию доступа к рынку услуг, а также на приведение украинских правил и регламентов, относящейсящихся к бизнесу, в соответствие правилам и регламентам ЕС с целью обеспечения свободного движения товаров и услуг между двумя сторонами и взаимного недискриминационного отношения к компаниям, товарам и услуам на территории Украины и ЕС.

Порядок создания особых экономических зон

Выполнение условий такой сделки на практике означает следующее. По некоторым расчетам в долгосрочной перспективе ЗСТ+ между Украиной и ЕС обеспечит рост ВВП Украины на 0,5% ежегодно, а также общее повышение благосостояния граждан на 1.2% в год. Что касается экономических показателей, объем экспорта в ЕС вырастет примерно на 6.3%, объем импорта товаров из ЕС увеличится на 5.8%, а средняя заработная плата в Украине вырастет на 5.5%.

Какие вопросы охватывает ЗСТ+?

Соглашение ЗСТ+ состоит из 15 глав, 14 приложений и 3 протоколов и это не просто соглашение о либерализации тарифов. Этот документ охватывает широкий спектр комплексных вопросов, в том числе следующие:

  • Доступ к рынку (тарифы): ЕС и Украина отменят ввозные пошлины на большинство импортируемых товаров.
  • Правила определения происхождения товаров: украинские товары, которые ввозятся на территорию ЕС на условиях беспошлинной торговли, смогут содержать в себе входные составляющие с Украины, ЕС и отдельных средиземноморских стран, которые повышают их конкурентоспособность.
  • Технические регламенты: Украина обеспечит соответствие своих регламентив и процедур регламентам и процедурам ЕС, сертифицированные товары будут считаться такими, что соответствуют требованиям ЕС и не нуждаются в дополнительных проверках.
  • Санитарные и фитосанитарные меры: Украина обеспечит соответствие европейским требованиям собственных мероприятий в области сельского хозяйства и мер по обеспечению безопасности пищевых продуктов, сертифицированая продукция будет считаться такой, которая соответствует требованиям ЕС и не нуждается в дополнительных проверках.
  • Торговля услугами: украинские предприятия получат возможность продавать отдельные услуги в странах ЕС на лучших условиях , чем любые другие страны, а в некоторых случаях получат право на применение национального режима. Соглашение предоставляет украинским поставщикам услуг право на учреждение представительств (при условии выполнения определенных требований) и автоматически распространяется на новые услуги в будущем.
  • Государственные закупки: Украина будет внедрять правила ЕС о государственных закупках, что позволит украинским предпринимателямсоревноваться за получение государственных заказов в странах ЕС на тех же условиях, что и европейские компании.
  • Упрощение таможенных процедур: таможенные органы Украины и ЕС будут сотрудничать с целью упрощения таможенного оформления и таможенных процедур на границе при условии внедрения адекватных подходов для недопущения мошенничества
  • Другие вопросы:
  • — связанные с торговлей энергетические вопросы;

    — инструменты торговой защиты;

    — интеллектуальная собственность;

    — конкурентная политика;

    — движение капитала;

    — прозрачность;

    — торговля и устойчивое развитие.

Отметим, что по словам Питера Мендельсона, огромный пласт работ, которые в Украине проделали для вступления в ВТО,свидетельствует о небывалом прогрессе в реформировании экономики Украины, и ее постепенной интеграции в мировую экономику и экономику ЕС. Именно поэтому комиссар Европейской комиссии по делам торговлисчитает, что Украина готова двигаться в направлении установления более тесных двусторонних экономических связей1.

Читайте другие статьи из серии о ЗСТ: "7 основных заблуждений о зоне свободной торговли"

http://bizkiev.com/content/view/258/610/

Связанные новости

Подпишитесь на наши публикации

« назад

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *