Органы государственной власти

Билет №16

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.>Органы государственной власти Российской Федерации

Понятие органа государственной власти

Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

  1. Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

    Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

  2. Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.

  3. Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти классифицируются на несколько групп и по ряду оснований.

  1. По месту в системе разделения власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы, органы прокуратуры, избирательные, а также органы глав государства, субъектов Федерации (рис. 1).

    Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти.

    Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону.


    Рисунок 1. Органы государственной власти РФ

  2. По месту органов в иерархии власти выделяют:

    • высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
    • центральные (министерства, ведомства);
    • территориальные (региональные и местные органы федеральной власти).

    Высшими, центральными и территориальными могут быть также органы власти субъектов РФ.

  3. По способу формирования состава органы власти могут быть:

    • выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);
    • назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства);
    • смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).
  4. В зависимости от объема полномочий государственные органы делятся на:

    • высшие (парламент, правительство);
    • центральные (министерства);
    • местные (государственные органы субъектов федерации).
  5. В зависимости от широты компетенции приводится следующая классификация:

    • общей компетенции (Президент, Правительство);
    • специальной компетенции (министерства, службы).
  6. В зависимости от числа госслужащих:

    • коллегиальные (Правительство);
    • единоличные (Президент).
  7. В зависимости от пространства:

    • федеральные;
    • субъектов федерации.
  8. В зависимости от продолжительности действия:

    • постоянные;
    • временные.
  9. В зависимости от правовых форм деятельности:

    • правотворческие;
    • правоприменительные;
    • правоохранительные.

Единоличные и коллегиальные органы

В основе такой классификации лежит количественный состав органов государственной власти, причем дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента РФ — единоличного органа государственной власти — в несколько раз больше аппарата Правительства России, однако последний относится к числу коллегиальных органов власти), а в способе принятия решений. Единоличный орган принимает решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный — большинством голосов граждан, уполномоченных законом или иным нормативным правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур, но даже если проект решения вырабатывается в них коллегиально, его веление носит консультативно-рекомендательный характер. Окончательное юридическое властное решение всегда принадлежит единоличному органу публичной власти.

По способу возникновения органы власти подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями. К производным относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных — два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы государства функционируют в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (графства, округа, коммуны, уезда, провинции и др.), их полномочия распространяются только на эти местности. Может быть несколько уровней местных органов в зависимости от административно-территориального деления государства.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции и т.д.).

По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшими в этой процедуре являются принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. Гарантия прав выборных лиц — усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом.

Как указывается в учебной литературе, в отличие от выборных, назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.

Наиболее существенное значение в настоящее время имеет деление государственных органов «потрем властям»:

  • — законодательные органы, т.е. представительные органы, которые формируются па основе всеобщих выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в том числе принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.;
  • — исполнительные органы, т.е. правительство, главы региональных органов управления (губернаторы) и другие, которые формируются различными путями (назначение, конкурсный порядок, выборы), исполняют законы, в том числе и путем издания собственных подзаконных актов;
  • — судебные органы, осуществляющие правосудие, и связанные с ними правоохранительные учреждения: органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров, прокуратура. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров) с соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.

Такое деление государственных органов «по трем властям» является неполным и нуждается в уточнении.

Во-первых, существенное место в государственном механизме занимает глава государства, в частности президент, который в современном государстве (например, в России) находится вне системы разделения властей, координируя и согласовывая деятельность всех ветвей власти.

Во-вторых, нельзя упускать из виду органы надзора и контроля, выделение которых в науке не считается бесспорным, хотя в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К числу таких органов относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмены), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов, должностных лиц с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу: парламенту, правительственным органам и т.п. В некоторых странах органы надзора и контроля уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности, виновных должностных лиц.

Понятие власти и влияния. Виды власти, их характеристика

Руководитель, управляя коллективом, оказывает на него влияние, чтобы оно было эффективным он должен иметь власть.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. С понятием «Власть» связано понятие «властные полномочия» — это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений. Организация «пронизана» отношениями власти, без неё нет порядка.

Влияние – это поведение человека, вносящее изменение в поведение, отношение, ощущения другого человека.

Виды власти:

1. Законная власть (традиционная) – человек реагирует на должность, то есть выполняет рекомендации начальника. Метод влияния – влияние с помощью традиции власти.

2. Эталонная власть (власть примера) – основана на харизме – силе личных качеств и способностей лидера (характеристики харизматических личностей: внушительная внешность риторика, манера держаться, энергия). Подчинённый хочет ему подражать и выполняет распоряжения. Метод влияния – влияние с помощью личных качеств лидера.

3. Власть, основанная на принуждении – это влияние через страх: угроза потерять место, понижение в должности. Эта форма власти приводит к определённому результату, но не способствует раскрытию потенциала работников, требует значительных затрат на жёсткий контроль, в условиях которого у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные.– Метод влияния — влияние с помощью страха.

4. Экспертная власть – подчинённый принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Но высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например, технической сфере, не свидетельствует об эффективности его работы как руководителя.

Оптимальный вариант: менеджер является лидером как в профессиональном, так и в организационном отношениях. Метод влияния с помощью веры в успех.

5.Власть, основанная на вознаграждении. Наиболее эффективная форма власти. Главное для менеджера – правильно определить размер вознаграждения. При его недостаточности степень мотивации незначительна. Крайность, когда его размер не соответствует скромным достижениям работника. Применение данной формы власти возможно, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Метод влияния – влияние с помощью позитивной поддержки.

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях. Власть, процесс двусторонний. Власть начальника над подчинённым – одна сторона, видимая. Другая сторона – власть подчинённых над начальником, руководитель зависит от подчинённых в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчинённые, способности подчинённых выполнять работу, неформальных контактов.

Баланс власти – это ситуация в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчинённым в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчинённых.

2. Виды власти.

В зависимости от ресурсов, на которые власть основывается, она подразделяется на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и политическую.

Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

В своем воздействии на политику экономическая власть обладает такими свойствами, как:

1. связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей.

Удовлетворение первичных потребностей – в пище, одежде, жилище и т.п. – необходимое условие существования человека. Именно эти потребности, будучи неудовлетворенными, в решающей степени детерминируют поведение человека. Это позволяет использовать экономическую власть для обеспечения лояльности или прямого подкупа политиков, чиновников, избирателей и т.п.

2. широта мотивационного воздействия.

Она ярко проявляется в широких возможностях денег, за которые в рыночном обществе можно приобрести самые различные ценности и блага.

3. постоянство воздействия.

Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям.

4. незаметность и широкие способности проникновения.

Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний.

2. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

3. Культурно- информационная ( духовно- информационная ) власть — это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия:

1. незаметность влияния и, как следствие, отсутствие или относительно меньшее сопротивление ему со стороны лиц, получающих информацию (реципиентов).

Воспринимая соответствующим образом препарированную политическую информацию, человек незаметно для себя превратиться из противника власти в ее союзника;

2. глобальность, быстрота и полная безграничность распространения.

В современных условиях с помощью спутниковой связи и других средств информация может быть мгновенно передана в любой уголок земного шара. Укрыть же граждан и территорию от проникновения нежелательных СМИ практически невозможно.

3. опосредование политического поведения людей.

Современный человек получает основную политическую информацию через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия.

4. Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Из всех властных проявлений политологию интересует прежде всего политическая власть. Она выражает способность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к другим: к социальным общностям, этносам, индивидам.

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1. суверенитет, верховенство, неделимость, легальность.

Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Нет. История такого не знает. Бывают условия двоевластия, но, как правило, они непродолжительны. Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти.

Легальность использования силы в пределах государства. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

2. публичность, т.е. всеобщность и безличность.

Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам.

3. волевой характер власти, т.е. наличие цели, программы, готовности их добиваться;

4. моноцентричность – наличие в лице государства единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.

5. многообразие ресурсов.

Политическая власть, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

При отсутствии какой-то из этих черт наступает безвластие, т.е. для политической власти необходимо наличие всех пяти черт.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации)

По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, армейскую, семейную и т.д.

По широте распространения выделяются:

мегауровень – международные организации (ООН, ЕЭС);

макроуровень – центральные органы государства;

мезоуровень – организации – организации (областные, районные и т.п.) подчиненные центру;

микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.

По функциям органов власть государства делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Политическая власть выполняет определенные функции:

Господство – подчинение одних групп, классов другим;

Действительное господство начинается тогда, когда класс, овладев государственным механизмом, «становится также политически господствующим классом…» Маркс

Господство класса начинается тогда, когда в его руках сосредоточены и экономические, и политические, и идеологические механизмы.

Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда.

Политическое господство заключается в государственных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.

Идеологическое господство проявляется в обосновании экономического контроля.

Руководство – способность осуществлять господствующую волю, политику государства, партии, класса путем влияния разными методами на управляемые сферы, объекты, коллективы, организации, на отдельных людей.

Управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

Контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.

Понятия «политическая» и «государственная» власть не тождественны и их следует различать.

Государственная власть – это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательного насилия. Это – самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существовала уже в условиях первобытнообщинного строя (во всяком случае, на его последнем этапе), но обособленного аппарата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.

Государственная власть имеет свою внутреннюю структуру.

Обычно ее составляют органы, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции. Мировая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и независимы друг от друга. В таком случае невозможно монополизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой — либо одной партией, ни личностью.

Наиважнейшими чертами государственной власти являются:

-публичный характер;

-монополия на наличие специального аппарата принуждения, способов организованного и законодательно-институированного насилия.

-наличие определенного территориального пространства;

-монополия на правовое, юридическое закрепление власти;

-обязательность властных распоряжений для всего населения.

В наше непростое время часто можно услышать призывы к твердой, сильной власти. Что такое – сильная власть? Это власть, которая имеет возможность действовать эффективно. В свою очередь, эффективность власти можно определить 4 факторами:

1. адекватное отражение в своей деятельности интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, существенно не ущемляя при этом насущных интересов других общественных групп;

2. оптимальная институциональная структура системы власти.

3. оптимизация процесса принятия и проведения в жизнь политических решений;

4. уровень политической и правовой культуры населения.

Отсутствие этих условий приводит к кризису власти, ее вакууму, а значит, к массовому недовольству, стихийным его проявлениям, а нередко и к краху системы власти и замены ее другой. Эффективность политической власти, а, значит, и стабильность общества зависят от многих факторов, в том числе и от отношений народа и власти, личности и государства. Совершенствование всей пирамиды власти – от ее высших эшелонов до уровня местного самоуправления – важное условие продвижения общества путем прогресса.

Долгое время в политическом лексиконе понятие «власть» отождествлялось с терминами «воля», «принуждение», «насилие». Именно насилие как способ осуществления власти путем принуждения рассматривалось как главный инструмент политики. Но насилие и физическая сила – это лишь частичные основы политической власти. «Штыки, государь, — говорил Наполеону его министр Талейран, — годятся для всего, но сидеть на них невозможно». Разумеется, было бы целиком нереально исключать насилие из арсенала политических средств. Однако в той же мере нереалистично принимать насилие и голое принуждение за единственно эффективный способ политической жизни. Не следует забывать, что сила – достаточно грубый способ и примитивный инструмент политики, особенно в современном обществе, где наряду с принуждением, широко распространенным методом властвования, выступает убеждение и стимулирование (т.е. создание стимулов).

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью (от лат. — законный). Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Легитимность, или соглашение с законом, правильность, законность, призвана сформировать авторитет, доверие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимопонимания и согласия.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Однако легитимность вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы, несогласное меньшинство. Нередко для придания легитимного характера власти она должна опираться на закон и действовать в соответствии с нормами права и Конституцией.

«Доверие к власти не является бессрочным, оно дается в кредит, если кредит не оплачивается, власть становится банкротом». (Л.Гозман, А.Эткинд) Легитимация власти сочетается с противоположным ей процессом делегитимация – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, в целях, в методах их достижения, в людях, которые представляют власть и политику, — неотъемлемая часть политического процесса.

Власть утрачивает легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходится платить слишком высокую цену за намеченный идеал, если цель как горизонт оказывается недостижимой. Легитимность власти поэтому нуждается в постоянном подтверждении.

Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для деспотической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия.

На чем, однако, держится убежденность людей в правомочности власти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяли кровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии разумным и рациональным политикам. Что является внутренним основанием для оправдания господства? Обратимся к одному из известнейших социологов XX в. – М.Веберу. В принципе, отмечал М.Вебер, существует три вида внутренних оправданий, т.е. основ легитимности:

1. Традиционная легитимность.

Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность.

Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ его личности.

(Жрецы Амона в Ливии провозгласили Александра Македонского воплощением Бога Амона). Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя. И в наши дни и официальная пропаганда, и народная молва склонны приписывать политическим лидерам качества на основе желаний и представлений, преобладающих у большей части народа.

3. Рационально- правовая легитимация.

Она основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя типами. Существуют и другие способы легитимации. Одна из них – идеологическая легитимность.

Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической..

В второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации власти, нередко устанавливая этнократические режимы – этнократии, характеризующиеся допуском к власти лишь представителей одной, титульной нации политической дискриминацией других этнических групп. Такого рода государства сформировались в ряде республик бывшего СССР, например в Латвии.

Идеологическая легитимация основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна для большинства посткоммунистических стран. Различного рода махинации правящих элит в борьбе за власть, многочисленные злоупотребления властью, массовая коррумпированность политиков и чиновников, неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Кризисы легитимности и эффективности власти прямо связаны с низким нравственным уровнем власть имущих, разительным отрывом политики от морали.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *