Общественный помощник следователя

Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 мая 2011 года N 74

Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,
приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному организационно-инспекторскому управлению совместно с Главным управлением обеспечения деятельности СК России организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утверждённым отдельным организационно-распорядительным документом актом СК России.

4. Управлению кадров:
осуществлять координацию деятельности следственных органов СК России по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров СК России;
разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также согласованные с Главным организационно-инспекторским управлением методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учёта и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;
организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов СК России по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России:
активнее привлекать к участию в работе следственных органов на общественных началах граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования;
допускать граждан к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки, исключить случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;
вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;
осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений СК России в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа СК России;
положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;
каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.Бастрыкин

Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о. Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 4 мая 2011 года N 74

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.
Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряжённой следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:
имеющее гражданство Российской Федерации;
достигшее возраста 18 лет;
имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);
годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет её в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.
Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:
рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;
справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;
личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);
автобиография кандидата в общественные помощники следователя;
копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);
копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;
заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;
копия трудовой книжки;
характеристика с последнего места работы или учебы;
две фотографии установленного образца;
медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086у, справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12. После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.
В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:
срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;
следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;
возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.
Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учёта удостоверений.
В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.
В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.
Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:
в связи с истечением установленного срока полномочий;
по письменному заявлению общественного помощника следователя;
по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:
поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;
возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.
Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:
оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;
готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:
разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;
лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.
Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.
По представлению руководителя следственного подразделения СК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Следственного комитета РФ
www.sledcom.ru (сканер-копия)
по состоянию на 10.06.2011

Студенты юридических вузов смогут работать помощниками следователей

Следственный комитет России (СКР) сможет принимать на работу помощниками следователя студентов юрфака 3-го курса и старше. Соответствующий законопроект планирует рассмотреть сегодня Госдума в первом чтении. Эксперты сомневаются в необходимости инициативы и рекомендуют проверить ее на коррупциогенность.

Проект закона был внесен в нижнюю палату правительством РФ в конце сентября этого года. Он предполагает изменения в ст. 4 и 16 ФЗ «О Следственном комитете» в целях «улучшения организации работы и усиления кадрового потенциала» ведомства.

Студенты-юристы уже сейчас могут работать следователями отделов и отделений, а также районных и городских подразделений СКР, но для помощников следователей такой возможности не предусмотрено, отмечается в пояснительной записке к проекту. По сложившейся практике следователями назначают тех студентов, которые ранее уже служили в системе СКР на других должностях, не требующих высшего юридического образования. В настоящее время в ведомстве работают 19 таких следователей, что составляет 0,24% от штатной численности ведомства.

Уточняется, что пересмотра штатного расписания сотрудников Следственного комитета не потребуется и предлагаемые изменения будут реализованы за счет средств, уже заложенных для СКР в федеральном бюджете.

Согласно законопроекту предлагается разрешить в исключительных случаях назначать на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» в вузе, имеющем государственную аккредитацию. При этом кандидат должен отучиться не менее половины срока и не иметь академической задолженности.

Между тем в законопроекте и пояснительной записке к нему не указано, какие именно случаи могут считаться исключительными для того, чтобы взять на работу студента. По мнению экспертов, речь идет о ситуациях, когда в маленьких городах не хватает специалистов с высшим юридическим образованием. Основной поток выпускников идет работать в коммерческие юридические структуры, кроме того, такая напряженная и ответственная работа подходит далеко не всем.

— Есть небольшие населенные пункты, в которых порой очень трудно найти нужного специалиста с высшим образованием. Если студент показывает высокие результаты в учебе, прошел практику, его знают, оценили, проверили, к нему не было нареканий в прошлом, почему не предоставить такую возможность, это великолепный старт для молодого человека, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев (ЛДПР). — Это очень хороший шанс и для людей, которые получают юридическое образование, уже работая в системе, для карьерного роста.

Зарплата помощника следователя невысока, и человека с высшим образованием не всегда легко найти на такую ставку, отмечает первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ).

— Помощнику следственные действия не доверят, он будет выполнять техническую работу, для нее и не нужно высшего образования, — сшить дело, составить опись, отвезти документы или образцы на экспертизу, подготовить проект документа под присмотром следователя, — считает он.

Уже сейчас существует практика, когда студенты юридических вузов совмещают учебу на старших курсах с работой в следственных органах. Они работают в качестве добровольных помощников без зарплаты, в свободное от учебы время.

Между тем преподаватели юридических вузов хоть и отмечают, что инициатива даст талантливым студентам хороший старт в карьере, всё же сомневаются, что после 3-го курса молодой человек готов к такой ответственности.

— Сейчас нормативный срок обучения для бакалавра составляет четыре года, и половина срока обучения — это всего два года. Поэтому необходимо более четко указать, какой конкретно срок обучения имеется в виду. После 2-го курса студент еще не готов к ответственной работе, ему всего 20 лет, не говоря о том, что он даже еще не весь уголовный процесс изучил. Я бы предложила бакалавров брать на помощников после полных четырех курсов, когда они решают, идти в магистратуру или работать, — пояснила «Известиям» свою позицию доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.

Заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического комитета РАНХиГС при президенте РФ Александр Романов считает, что необходимо требовать от студента рекомендации от вуза, в котором он учится, а также характеристику с оценкой его личных качеств и морального облика.

Нужно более детально расписать «исключительные случаи», чтобы избежать коррупционной составляющей, подчеркнул преподаватель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Игорь Иванишко.

— Известны случаи, когда в юридические вузы, даже в военизированные и университет МВД, удается поступить ребятам из организованных преступных группировок, чтобы потом внедряться в систему. А тут получается, что студент, еще даже не получивший диплом, имеет возможность знакомиться с документами, получает определенный уровень доступа, хоть и самый низкий, — заявил он «Известиям».

Кроме того, Иванишко добавил, что использование такой практики в регионах, особенно южных, может вылиться в «клановость».

— Может получиться, что человек с формальной справкой об обучении в юридическом вузе получит должность помощника у своего родственника — следователя. Это уже элемент узаконенной коррупции, поэтому необходимо провести антикоррупционную экспертизу этой инициативы, — предложил он.

Профессия следователя является важной и необходимой. А как стать следователем девушке и мужчине, что нужно для этого знать, каковы условия для трудоустройства? Давайте выясним!

Основной смысл работы следователя заключается в возбуждении дел, расследовании и передачи дела в суд.

Под юрисдикцию следователя попадают уголовные, экономические и политические дела.

Можно ли стать следователем без образования?

Работа следователя – это насыщенная в интеллектуальном плане работа, в том числе с нормативными и законодательными актами РФ. Без соответствующего образования невозможно добиться хороших показателей раскрываемости, да и просто соответствовать квалификационным требованиям должности.

Стать следователем без учебы не получится. Но, для начала, можно получить среднее профессиональное юридическое образование и устроиться на работу помощником следователя, а затем поступить в вуз для получения высшего.

После успешного окончания вуза, у кандидата есть все шансы для трудоустройства, необходимо только определиться, где бы он хотел служить. Подавляющее большинство выпускников решат стать следователем полиции. Претенденту на эту должность надо обратиться в кадровое подразделение управления, где ему будет предоставлен перечень необходимых к заполнению документов.

Список может показаться внушительным, но вот что нужно, чтобы стать следователем: это и личная биография, документы, подтверждающие состав семьи, характеристики, заполненная декларация о доходах на всех членов семьи, а также:

  • паспорт;
  • анкета;
  • дипломы об образовании;
  • заключение полиграфического исследования;
  • заключение медицинской комиссии о пригодности к службе.

Что вы можете рассказать о работе следователя?

Oleg Dir 202 3 года назад Просто честный человек

Очень интересный вопрос. Итак, представьте, что вы следователь. Ваш рабочий день начинается в 9:00 с совещания у руководителя. Затем в ваши обязанности будет входить работа целый день с ультраважными бумажками. Стоит отметить, что в России следователи существуют в рамках трёх структур:ФСБ, МВД и СКР. О деятельности первых двух мне ничего не известно, поэтому попробую рассказать о следователях Следственного комитета. Согласно статье 151 УПК РФ, комитет расследует все случаи причинения смерти, нарушения половой неприкосновенности граждан, тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, все дела о коррупции, хищениях из бюджета и прочее. Если вы студент-юрист, то должны прекрасно понимать, чем занимает следователь в юридическом смысле. Он проводит доследственные проверки, выезжает на места происшествий, осматривает трупы, возбуждает или отказывает в возбуждении дела, пишет поручения операм, производит допросы, обыски, выемки и иные следственные действия. По окончании расследования составляется обвинительное заключение, и дело передаётся в суд. Рабочий день закончится в 20-21:00(и это в лучшем случае). Порой вам придётся находиться на работе до часа ночи, имея в производстве по 6-8 дел, по каждому из которых нужно проводить следственные действия. Иногда вы не будете приходить домой вообще, что чревато семейными скандалами различной степени тяжести(по крайней мере, об этом мне рассказывали знакомые, имеющие отношение к этой профессии). Добавьте к этому постоянный моральный стресс в виде общения с неблагополучными элементами общества, подследственными, постоянные разносы у начальства(зачастую, справедливые). Что касается заработанной платы, то здесь вроде бы есть некие подвижки. В европейской части России получать меньше 30к, находясь при должности, вы точно не будете. Обычно средняя з/п-40-45 т.

Структура того же СК такова:

1. Следственные отделы в районах и небольших городах(численный состав от 8 до 14 человек). Расследует основное количество преступлений. У каждого следователя в производстве несколько дел, от 6-9(это разрушает сериальный миф о том, что у детективов только одно дело, например, убийство, которое они расследуют целой группой)

Кроме прочих есть руководитель и его заместители

2. Следственные управления по субъектам. В состав входят управления по расследованию особо важных дел и организационные управления(кадры, УСБ и прочее)

3. Центральный аппарат СК. Тут специалисты(обычно в званиях не ниже полковника) расследуют особо резонансные дела, о которых пишут в СМИ и говорят по телевизору.

> Правовой статус следователя в российском законодательстве

Содержание понятия «следователь» в уголовно-процессуальном законодательстве

В круг участников уголовного судопроизводства УПК РФ включает все государственные органы и всех лиц, в той или иной форме принимающих участие в уголовном процессе (п. 58 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство — это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только собственно судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется не сама по себе, но тесно связана с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. Кроме того, законом предусмотрено постоянное участие в этих стадиях суда, который в виде судебного контроля над деятельностью органов предварительного расследования и прокурора осуществляет правосудие.

Проблема сущности уголовного процесса — одна из фундаментальных и дискуссионных в уголовно-процессуальной теории. Поэтому в правовой литературе существует множество определений понятия уголовного процесса.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — деятельность органа дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовного дела; деятельность соответствующих органов и их правоотношения; регламентированный нормами права порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела; надлежащая правовая процедура возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела и т.п. При изучении различных точек зрения на природу, сущность и содержание уголовного процесса необходимо учитывать, что современное законодательство запретило суду возбуждать уголовные дела, т.е. брать на себя функции стороны обвинения (уголовного преследования). В связи с этим некоторые изложенные определения понятия уголовного процесса подлежат соответствующей корректировке (коррекции).

Представляется, что уголовный процесс — урегулированные уголовно-процессуальным законом правоотношения и деятельность всех его участников при определяющей роли в пределах своих полномочий (компетенции) органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для наступления уголовной ответственности за совершение деяния с признаками состава преступления.

В самом общем виде уголовное судопроизводство (процесс) можно охарактеризовать как юридическую форму для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений. Иногда его определяют как урегулированную нормами права деятельность органов предварительного расследования, прокурора по расследованию, а также деятельность суда по разрешению уголовных дел. Это определение обычно дополняют указанием на систему правоотношений всех участников уголовного процесса для того, чтобы подчеркнуть, что уголовное судопроизводство — это деятельность не только государственных органов, но и прочих лиц — граждан, участвующих в процессе: потерпевших, обвиняемых, защитников, гражданских истцов и гражданских ответчиков и др.

Участники уголовного судопроизводства призваны выполнять различные уголовно-процессуальные функции, реализовать определенные законом процессуальные полномочия, исполнять возложенные на них обязанности и осуществлять предоставленные им права.

УПК РФ в разделе II следующим образом классифицирует субъектов уголовного процесса:

  • 1) суд;
  • 2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, включая прокурора, следователя, начальника следственного отдела, органа дознания, дознавателя, потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя; представитель потерпевшего;
  • 3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, в круг которых входят подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;
  • 4) иные участники уголовного судопроизводства — свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, судебный пристав.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе и процессуального положения в ней УПК РФ наделяет участников уголовного судопроизводства определенными процессуальными правами и возлагает на них некоторые обязанности, устанавливает порядок отношений между ними и формы взаимодействия.

Одним из участников уголовного судопроизводства является следователь.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Из указанной нормы, а также из принципиальных положений, заложенных в гл. 1, 2 УПК РФ, вытекает, что следователь — это государственный орган уголовного преследования.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ гласит, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом обязанность осуществления уголовного преследования лежит на прокуроре, следователе, органе дознания и дознавателе в каждом случае обнаружения признаков преступления, и состоит в установлении события преступления, изобличении лица или лиц, виновных в совершении преступления (ст. 21 УПК РФ).

Пункт 22 ст. 5 УПК РФ определяет «обвинение» как «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом».

Утверждение о совершении определенным лицом уголовно наказуемого деяния в ходе уголовного судопроизводства осуществляется, во-первых, следователем при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и составлении обвинительного заключения; во-вторых, прокурором, при поддержании обвинения в суде первой инстанции.

Уголовное преследование включает в себя собирание обвинительных доказательств, применение мер процессуального принуждения, а также мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, применяемых к подозреваемому и обвиняемому, поддержание обвинения в суде.

Уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Часть 1 ст. 21 УПК РФ гласит, что уголовное преследование от имени государства по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь, дознаватель.

Уголовное преследование в досудебный период — это деятельность, направленная на подготовку, обоснование утверждения обвинительной власти о наличии материального уголовно-правового отношения между государством и обвиняемым. В суде публичное уголовное преследование имеет форму поддержания государственного обвинения прокурором.

Обвинение в суде, т.е. поддержание государственного обвинения прокурором или представителем органа дознания, уполномоченного прокурором — это есть судебная форма уголовного преследования. Обвинение в суде есть поддержание в суде уже возбужденного преследования посредством представления доказательств и доводов в обоснование обвинения.

Уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 46, 49, п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

Уголовное преследование прекращается в связи с прекращением уголовного дела (ч. 3 ст. 24 УПК РФ).

Отказ от осуществления уголовного преследования обвиняемого является отказом органа уголовного преследования от реализации функции обвинения. Отказ публичного органа уголовного преследования является основанием для прекращения уголовного дела.

Из ч. 2 ст. 6 УПК РФ следует, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами.

Как верно отмечает А.С. Александров, следователь — это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия.

Все следователи пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности, независимо от их ведомственной принадлежности. ФЗ от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках прокуратуры Российской Федерации был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Процессуальный статус следователя представляет собой установленную нормами уголовно-процессуального права совокупность таких элементов, как функция (основное направление уголовно-процессуальной деятельности); задачи; полномочия следователя; процессуальная самостоятельность; гарантии законности и обоснованности деятельности; ответственность.

Правовую основу уголовно-процессуального статуса следователя составляют положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие основы функционального содержания деятельности государственных органов, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты.

Главным элементом процессуального статуса следователя, определяющим его роль и назначение в системе правоохранительных органов, является его компетенция. Под компетенцией следователя понимаются его права и обязанности, а также задачи; возложенные на него функции; территория его деятельности; ответственность.

Говоря об элементах правового статуса следователя можно выделить и другие элементы статуса, такие как: порядок его работы, его роль и природа власти в системе правоохранительных органов.

Полномочия следователя очень широкие (см. Приложение А).

Следователь уполномочен:

  • 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее понимания, осуществления и совершенствования важно исследование сущности принципа процессуальной самостоятельности следователя как субъекта расследования.

Процессуальная самостоятельность следователя — положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного разрешения) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года обладает руководитель следственного органа путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то же время следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, и при этом высказывать свои возражения.

Подводя итог, следует сделать вывод, что следователь специфический участник уловного судопроизводства, наделенный в соответствии с российским законодательством, присущими только ему чертами и признаками, отличающими его от других участников досудебного производства, и предающими ему статус самостоятельной процессуальной фигуры в уголовном процессе. Также учитывая важность и необходимость точного и правильного определения понятия следователя, можно говорить о том, что следователь — это должностное лицо следственного комитета РФ (ФСБ, ОВД, ФСКН), участвующее в досудебном производстве по уголовному делу, уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме предварительного следствия, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *