Общественное объединение

Классификация общественных организаций и движений

Классификация движений зависит от множества факторов, связанных как с историей их создания, территориально-географическими особенностями их распространения, спецификой состава, интересов, базовых ценностей, разделяемых и защищаемых членами движений, и т.д. В этой связи могут быть выбраны различные основы для их типологии.

По параметрам распространения движения можно подразделить:

  • – на локальные (распространенные в определенном городе, местности, как, например, защитников озера Байкал или Химкинского леса);
  • – региональные (действующие в рамках одного или нескольких регионов, например, Союз горских народов Кавказа и т.п.);
  • – общенациональные (Народные фронты);
  • – международные (например, Движение неприсоединения; движение за установление нового экономического порядка и т.п.).

Вместе с тем сохраняется значимость традиционной классификации движений по сферам деятельности. По основным направлениям деятельности выделяются следующие типы общественных движений:

  • – экологические (защита окружающей среды, решение различных экологических проблем, например, движения «зеленых»). Так, в середине 1990-х гг. в ФРГ насчитывалось 46 тыс. членов экологического движения «Союз 90/Зеленые». В России к ним можно отнести движение «Кедр». Эти движения выступают за совершенствование законодательства в пользу охраны природы; за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; за закрытие вредных производств; против различных форм загрязнения окружающей среды, за предотвращение глобального экологического кризиса;
  • – пацифистские (борьба за мир, против применения силы, особенно вооруженной; против обязательной службы в армии, например, антиядерные движения в Германии, Франции, «Солдатские матери» в России и т.п.). В состав пацифистских включаются антивоенные движения самого широкого профиля – от борцов против войны до борцов против применения противопехотных мин и т.п.;
  • – этнонациональные (национально-освободительные: движения против расовой и национальной дискриминации; за сохранение национальной самобытности и т.п.; в эту группу также включаются разного рода националистические движения и т.п.). В современной России как в многонациональном обществе существует множество этнонациональных движений, стремящихся сохранить культуру, язык и традиции не только малых народов, но и крупных национальностей, таких как русские, украинцы, татары и др.;
  • – конфессиональные (объединения последователей ценностей, характерных для той или иной религии). В середине 1990-х гг. в ФРГ насчитывалось 662 тыс. членов Христианско-демократического союза и 180 тыс. членов Христианско-социального союза. В России существует немало движений православной и исламской ориентации (Русский православный собор, Лига мусульманских организаций);
  • – социально-профессиональные (объединяющие людей но профессиональным интересам). Среди них особое место занимают профсоюзы – негосударственные общественные организации работников одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства. Основные функции профсоюзов: защита экономических и социальных интересов работников; организация культурных программ, отдыха и лечения членов профсоюза; представление их интересов по вопросам труда и быта. Долгое время профсоюзы были во многих странах, включая нашу страну, самыми массовыми и обладающими большими возможностями общественными организациями. Сейчас наряду с профсоюзами стали создаваться союзы предпринимателей, защищающие их интересы в спорах как с государственными, так и частными организациями, а также с наемными работниками;
  • – историко-культурные (движения за сохранение памятников старины, за сохранение и развитие различных направлений культуры и т.п.);
  • – социально-демографические: женские (па Западе их чаще называют феминистские, защищающие права женщин: избирательные, трудовые, личные), молодежные, движения пенсионеров и др.;
  • – правозащитные, борющиеся против ущемлений прав личности (например, международное движение «Amnesty International», российские движения защитников прав человека, «Мемориал» и др.);
  • – избирательные объединения. В ходе избирательных кампаний в некоторых странах создается такая разновидность общественных движений, как избирательные объединения, которые занимаются рекрутированием перспективных с точки зрения победы на выборах лидеров и мобилизацией избирателей на их поддержку. Они часто включают в себя несколько заинтересованных групп, движений и даже партий;
  • – инициативные движения граждан (гражданские инициативы). Вне электорального процесса существуют инициативные политические движения граждан в поддержку официального политического курса, конкретных законопроектов и решений (или против них) и т.д. Такие движения иногда объединяют различные группы общественности и носят конъюнктурный и обычно недолговечный характер.

Движения наряду с партиями являются разновидностью общественных организаций. Наряду с общими чертами между движениями и партиями существуют заметные различия по их целям, статусу, организационным и идейным основам их деятельности.

Движения возникли гораздо раньше, чем партии, они существовали в Средневековье, эпоху Возрождения и Новом времени. В качестве примеров можно привести религиозные движения, движение луддитов и многие другие. Но в отличие от партий общественные движения – это менее традиционные участники политического процесса. Они не так жестко организованы и характеризуются тем, что преимущественной сферой их интересов является решение конкретных проблем, ради которых они и создаются, а не достижение политических целей борьбы за власть.

Общественные движения не принимают нормативных решений, обязательных для исполнения организациями и гражданами данного общества. Они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность иногда приобретает и политический характер. Государство не имеет права вмешиваться в их деятельность (конечно, если она носит законный характер), но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в качестве самостоятельного признается политическое общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; в организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединениям законом запрещается членство или принадлежность к иностранным и международным организациям. Членство в таких объединениях или принадлежность к ним граждан разрешается только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам, а также для реализации любительских интересов (подробнее о партиях см. гл. 15).

Общественные движения действуют на основе следующих принципов; добровольность; сочетание личных и общественных интересов; самоуправление; равноправие участников; законность; гласность.

Общественно-политическое движение в отличие о партии более свободно и маневренно в своих организационных проявлениях. Оно может структурно не оформляться, объединять организации различной политической ориентации, носить временный характер (для решения определенных задач).

Порядок создания общественных объединений

Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их cpедств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Понятие и порядок создания общественных объединений

В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и членами общественного объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

  • а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  • б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;
  • в) действуют от своего имени;
  • г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права..

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, незапрещенной законом.

Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности (ст. 15 Закона).

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16 Закона).

Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не могут ставить целью получение прибыли (ст. 37 Закона).

Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20):

  • 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  • 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  • 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
  • 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  • 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

общественный объединение правовой статус

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)

19 мая 1995 года N 82-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 08.03.2015 N 43-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 179-ФЗ, от 20.12.2017 N 404-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Содержание права граждан на объединение
    • Статья 4. Законы об общественных объединениях
    • Статья 5. Понятие общественного объединения
    • Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения
    • Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
    • Статья 8. Общественная организация
    • Статья 9. Общественное движение
    • Статья 10. Общественный фонд
    • Статья 11. Общественное учреждение
    • Статья 12. Орган общественной самодеятельности
    • Статья 12.1. Исключена
    • Статья 12.2. Политические партии
    • Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений
    • Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
    • Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
    • Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
    • Статья 17. Государство и общественные объединения
  • Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
    • Статья 18. Создание общественных объединений
    • Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
    • Статья 20. Устав общественного объединения
    • Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
    • Статья 24. Символика общественных объединений
    • Статья 25. Реорганизация общественного объединения
    • Статья 26. Ликвидация общественного объединения
  • Глава III. Права и обязанности общественного объединения
    • Статья 27. Права общественного объединения
    • Статья 28. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
    • Статья 29. Обязанности общественного объединения
  • Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
    • Статья 30. Собственность общественного объединения
    • Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения
    • Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях
    • Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях
    • Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах
    • Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях
    • Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности
    • Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
    • Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
  • Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
    • Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
    • Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
    • Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
    • Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
    • Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
    • Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
    • Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
  • Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
    • Статья 46. Международные связи общественных объединений
    • Статья 47. Международное общественное объединение
  • Глава VII. Заключительные положения
    • Статья 48. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 49. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу
    • Статья 50. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 51. Об общественных объединениях, созданных с участием государства
    • Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 53. Международные договоры с участием Российской Федерации
    • Статья 54. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *