Объекты природопользования

Объекты и субъекты права природопользования. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений

Субъект права природопользования может выступать в двух основных качествах: а) как возможный по закону обладатель такого правапользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.5

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду — в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве.

Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование. Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты отношений, регулируемых нормами экологического права.

Они весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяется три группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, ко второй — природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории, территории традиционного природопользования, континентальный шельф и др.). Третья группа — отдельные природные объекты и ресурсы * земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических иравоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой права юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки.

Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ.

Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

^ Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Инициатор намечаемой деятельности до передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу обязан обеспечить их согласование с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномо-

ченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование ее качества — соответствующее требование установлено Законом об охране окружающей среды. Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, т.е. бездействуют. В значительной степени это относится и к юридическим лицам.

События в отличие от действий происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления -землетрясения, наводнения и другие, порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По поводу этих явлений складываются экологические правоотношения .

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

  • 1. решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;
  • 2. решение суда, арбитражного суда;
  • 3. представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;
  • 4. представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

§ 2. Объекты и субъекты права природопользования.

Объекты права природопользования различаются в зависимости от того, относится природопользование к общему или специальному.

Объектами права специального природопользования выступают природные объекты, характеризуемые индивидуально определенными признаками – земельный участок, водный объект, лесной участок, участок недр. В связи с этим необходимой предпосылкой (условием) возникновения права природопользования является обособление природного объекта от других, выделение его на территории, установление и описание его индивидуальных признаков. Можно выделить две формы индивидуализации:

— физическую – которая заключается в выделении природного объекта в натуре, на местности;

— юридическую – которая состоит в закреплении индивидуальных признаков в соответствующих документах (составление плана (карты), природного объекта, описание в соответствующих государственных кадастрах (реестрах) природных ресурсов и правоустанавливающих документах).

Основными признаками индивидуализации выступают местонахождение и границы природного объекта, которые позволяют выделить его из ряда других. Законодательством с учетом особенностей отдельных природных объектов могут устанавливаться и иные индивидуализирующие признаки.

Так, Земельным кодексом РФ земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется при проведении землеустройства и последующего государственного кадастрового учета.

Согласно Водному кодексу РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; возникновение права водопользования предполагает обязательное описание в договоре или решении о предоставлении водного объекта в пользование границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Сведения о водных объектах вносятся в государственный водный реестр.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в ходе лесоустройства и вносятся в государственный кадастр недвижимости. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Объектом права недропользования является участок недр, который представляет собой горный отвод — геометризованный блок недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В силу своих особенностей не подлежат индивидуализации объекты животного мира, т.е. дикие животные. Закон «О животном мире» дает следующие определения: животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция. В лицензии на пользование животным миром указывается перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование, а также границы и площадь территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром.

При осуществлении общего природопользования обособление природных объектов не осуществляется.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования; б) как обладатель субъективного права природопользовании, носитель установленных законом прав и обязанностей.

Законом установлено различие между субъектами общего и специального природопользования. В качестве субъекта общего природопользования может выступать каждый человек в России. В рамках такого природопользования человек может использовать природные объекты только для удовлетворения собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Объектами общего пользования, т. е. общедоступными водными объектами, признаются все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Субъектами права специального природопользования могут быть юридические лица и граждане. Данные субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Дееспособность – это способность своими действиями осуществлять субъективные права и выполнять обязанности. Право- и дееспособность у природопользователей возникает по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. У граждан правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность — по достижении 18 лет, у юридических лиц момент возникновения право- и дееспособности совпадает (поэтому применительно к юридическим лицам принято использовать термин правосубъектность) и он связан с государственной регистрацией юридического лица.

ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ ДЕЙСТВИЯ

Содержание экологических правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

экологического правоотношения имеет двойственный ха­рактер: оно включает материальную (фактическую) и юридическую (формальную) стороны. Юридическое содержание — это права и обязан­ности участников правоотношения по рациональному использованию и охране окружающей среды. Материальное содержание составляет дея­тельность (поведение) субъектов правоотношения, реализующих свои права и исполняющих юридические обязанности. В целом же содержа­ние экологических правоотношений зависит от того, по поводу какого объекта охраны оно возникает. С этой точки зрения можно выделить права и обязанности в отраслевом правоотношении (водном, земельном и т. д.) и права и обязанности в комплексном правоотношении, возни­кающие по поводу охраны окружающей среды в целом. Сторонами в та­ких правоотношениях выступают специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды и хозяйствующие субъ­екты — природопользователи.

Юридическое и фактическое содержание право­отношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый «веер» правовых возможностей, из которых реаль­но реализуется субъектами лишь одна или несколько.

В науке экологического права нет единого мнения относительно содержания экологических правоотношений, определяется он представителями теории экологического права не однозначно. Некоторые ученые считают, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их субъектов, другие – считают содержанием действия, совершаемые в процессе осуществления прав и обязанностей субъектов. Поэтому можно предположить, что содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности субъектов этих отношений, а также конкретные действия субъектов экологических правоотношений по их реализации.

3. Субъектамиэкологических правоотношений являются лица, обла­дающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. В их числе российские и иностранные граждане и юри­дические лица, апатриды, находящиеся на территории России, а также му­ниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация. Ха­рактерной чертой субъектного состава экологических правоотношений является практически постоянное участие в них государства в лице спе­циально уполномоченных органов.

Необходимо иметь в виду, что законодательство устанавливает преде­лы реализации гражданами и юридическими лицами своих экологиче­ских прав и свобод, ограничивая тем самым их возможность вступать в определенные категории экологических правоотношений. Так, проектная документация, содержащая государственную тайну, не предоставляется общественным объединениям для проведения общественной экологиче­ской экспертизы.

Необходимо различать, в частности по способам реализации правовых норм, понятия «субъект права» и «субъект правоотношения». Реализация правовой нормы субъектом права может осуществляться двояко — вне правоотношений и посредством правоотношений. Субъект права может реализовать норму вне правоотношений, скажем, путем издания в преде­лах своей компетенции нормативного акта, который не превращает его создателя в субъекта правоотношения.

4) правосубъектность (правоспособности и дееспособности).

Экологическая правоспособность – это предусмотренная нормами экологического права способность лица приобретать (иметь) экологические права и нести соответствующие обязанности. Это способность быть участником экологического правоотношения. У физических лиц возникает с момента рождения и прекращается смертью, у юридических лиц с момента создания и прекращается ликвидацией + специальная правоспособность.

Экологическая дееспособность — способность участника экологического правоотношения своими действиями осуществлять экологические права и обязанности

Основания прекращения экологических правоотношений можно объе­динить в две группы: происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, и соответственно, прекращение обязанности по его охране; ликвидация предприятия; смерть природопользователя) и происходящие по воле государственных органов (прекращение действия лицензии на выбросы или сбросы вред­ных веществ за нарушение ее условий; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерацио­нальным использованием природного ресурса; изъятие природного ресурса).

Поводом для такого решения может стать псосвоение природного ре­сурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договор­ных обязательств.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражно­го суда, по представлению специально уполномоченных органов. Прекращение права природопользования может быть обусловлено про­тестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего за­конодательства о порядке использования и охраны природной среды.

Для возникновения или прекращения экологического правоотношения иногда необходимы несколько юридических фактов (фактический состав).

Учебная дисциплина

Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной образовательной дисциплины «Природопользование», рассматривающей один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества — объективная оценка состояния и оптимизация использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.

Н. И. Куражковский в 1958 году писал, что природопользование — это самостоятельная научно-производственная дисциплина, занимающееся разработкой общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и её ресурсами, либо с изменяющими её воздействиями.

Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым опасным живым существом на планете Земля. Он не только уничтожает другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др.

Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.

Области изучения природопользования:

  1. экономика природных ресурсов — изучает проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования — стадии извлечения и переработки природных ресурсов.
  2. экономика загрязнения (экономика удаления отходов) — исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объём загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать её поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования — удалением отходов производства.
  3. экономика природовосстановления и природоохраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств.

На географическом факультете МГУ с начала 2000-х годов (Кафедра рационального природопользования) переподаётся курс «История природопользования: взаимоотношения человека и природы».

Экономика природопользования

Существуют три основные парадигмы «экономики природопользования».

  • Первая парадигма основана на идее о том, что наилучшим является минимальное использование природных ресурсов. Согласно принципу «минимизации воздействия», права на использование ресурсов должны находиться в руках локальных групп населения, то есть людей, проживающих в небольших поселениях и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с природой.
  • Вторая парадигма базируется на идее оптимального использования природных ресурсов. Под оптимальностью понимается извлечение из природы такого объёма ресурсов, которое позволяет каждому члену растущего общества неуклонно повышать уровень своего благосостояния (небольшой, но одинаковый прирост ежегодного потребления для общества).
  • Третья парадигма базируется на принципе максимизации использования природных ресурсов для максимально возможного увеличения благосостояния населения. Согласно этой парадигме, все члены общества стремятся к максимизации использования природных ресурсов.

> См. также

  • Экономика окружающей среды
  • Воздействие производства мяса на окружающую среду
  • Всероссийское общество охраны природы

Предмет и задачи природопользования и охраны природы

Глава 9. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

Часть IV. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Ухудшение состояния окру­жающей природной среды в процессе взаимодействия чело­веческого общества и природы вызывает необходимость ра­ционализации природопользования и охраны природы.

Понятие об охране природы. Охрана природы (окружающей природной среды) – система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональ­ное использование, воспроизводство и охрану природных ре­сурсов, и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Иначе гово­ря, охрана природы – система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы. В при­родоохранной деятельности различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животного мира.

Рациональное природопользование и охрана природы очень тесно связаны между собой. Это видно уже из определений этих понятий. Поэтому в одних случаях охрану природы рас­сматривают как составную часть природопользования, в дру­гих эти понятия не различают. Это зависит от того, что в конк­ретном случае подразумевают под природопользованием.

Понятие о природопользовании. Под природопользованием, с одной стороны, понимают практическую деятельность человека, с другой стороны – на­уку. Основоположником науки природопользования является Ю.Н. Куражковский (1958).

Существуют различные определения природопользования. Но в любом случае в основе всех направлений природополь­зования лежит взаимодействие человеческого общества и при­роды.

Природопользование (как практическая деятельность чело­века) – использование природных ресурсов в целях удовлет­ворения материальных и культурных потребностей общества.

Природопользование (как наука) – область знаний, разраба­тывающая принципы рационального (разумного) природополь­зования.

В.И. Вернадский писал: «Проблемы, которыми занимают­ся исследователи, все чаще не укладываются в рамки отдель­ной определенной сложившейся науки, мы специализируемся не по наукам, а по проблемам». Это высказывание полностью применимо к проблемам природопользования. Их характер­ной чертой является междисциплинарность. Природопользо­вание как область знания включает в себя элементы естествен­ных, общественных и технических наук (географии, биологии, истории, экономики, социологии, охраны природы и т.д.). Однако теоретическим фундаментом рационального природо­пользования и охраны природы в первую очередь является экология.

Природопользование рациональное и нерациональное.В зависи­мости от последствий хозяйственной деятельности человека раз­личают природопользование рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – хозяйственная деятель­ность человека, обеспечивающая экономное использование при­родных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с уче­том не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных сис­тем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.

Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая мате­риальная заинтересованность производителей, низкая эколо­гическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных стра­нах вопросы природопользования и охраны природы решают­ся по-разному в зависимости от целого ряда факторов: поли­тических, экономических, социальных, нравственных и др.

Цели и задачи природопользования как науки.По Ю.Н. Куражковскому (1969), «задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления вся­кой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющи­ми ее воздействиями». Следовательно, одной из важнейших задач природопользования как науки является разработка принципов оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

Можно выделить следующие основные цели природополь­зования как науки:

1. Рациональное размещение отраслей производства на Земле.

2. Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.

3. Рациональная организация взаимоотношений между от­раслями производства при совместном пользовании угодьями:

а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;

б) обеспечение воспроизводства для растущих произ­водств – расширение воспроизводства используемых ресурсов;

в) комплексность пользования природными ресурсами.

4. Создание здоровой среды обитания для людей и полез­ных им организмов:

а) предупреждение ее загрязнения и заражения в резуль­тате человеческой деятельности;

б) ликвидация естественно существующих в ней вред­ных компонентов и недостаточностей.

5. Рациональное преобразование природы.

Виды природопользования. Многообразная деятельность че­ловека, направленная на использование полезных ему свойств природы, условно сгруппирована в различные виды природо­пользования. Различают три вида природопользования: отрас­левое, ресурсное и территориальное.

Отраслевое природопользование – использование природных ресурсов в пределах отдельной отрасли хозяйства.

Ресурсное природопользование – использование какого-либо отдельно взятого ресурса.

Территориальное природопользование – использование при­родных ресурсов в пределах какой-либо территории.

Субъекты права природопользования

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после заключения договора на водопользование, то есть становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, Лесной кодекс подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью.


Содержание права природопользования

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения.

При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:

— самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

— осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

— пользоваться иными предусмотренными данным Кодексом, другими федеральными законами правами.

Водопользователи обязаны:

— не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

— содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

— информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

— своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

— вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

— выполнять иные предусмотренные данным Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Права и обязанности землепользователей определены Земельным кодексом РФ, пользователей недрами — Законом РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира — Федеральным законом «О животном мире» и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Субъекты и объекты права природопользования

Субъект природопользования — лицо, которому в установленном законом порядке принадлежит право природопользование объектом, его охраны, улучшения, воспроизводства возобновляемого природного ресурса и которое наделено соответствующими правами и обязанностями.

Субъектами права экологопользования могут быть:

1) граждане РФ, иностранцы,

2) организации,

3) учреждения, предприятия (в том числе иностранные юридические лица).

Для приобретения статуса объекта права экологопользования необходимо 2 юридических аспекта:

1. наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Для граждан РФ — полная дееспособность, для иностранцев частичная (нужно создавать СП для того, чтобы стать землепользователем на территории РФ).

2. реализация данной экологической правоспособности в установленном порядке. Определенная процедура получения земельного участка в пользование: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять земельные участки в пользование и в собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на отвод земли, спец. землеустроительные органы должны оформить этот отвод.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения в натуре.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь ввиду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и обязанности субъектов права природопользования рассмотрены в данном разделе применительно к содержанию права природопользования.

Права и обязанности природопользователей.

Право природопользования — совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользования (право на огораживание полученного в пользование земельного участка).

Правомочие природопользования представляет собой основанную на законе возможность: хозяйственной эксплуатации или иного пользования или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных целей.

Объем прав и обязанностей непосредственно обусловлены видом природных объекте; различных статусом субъектов права природопользования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природопользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но обратим внимание, что в соответствии с принципом экосистемного подхода к правовому регулированию природопользования выделение видов природопользования применительно к объектам несколько условно: осуществляя лесопользование, мы оказываем воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, объекты животного мира. Возникает вопрос: не следует ли при лесопользовании говорить и о пользовании в юридическом смысле землями, водами, атмосферным воздухом? Может быть, нужно выделять объекты основного пользования и попутного? Думается, что такое решение способствовало бы повышению эффективности охраны природы в процессе природопользования. Не случайно в Законе «Об охране окружающей природной среды» регулируется комплексное природопользование.

Как мы отметили, в соответствии с природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но в праве окружающей среды земля, воды, недра, лес и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Они имеют собственное юридическое содержание. Что же является объектом права природопользования — природный объект или природный ресурс? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия между ними.

Обратимся к законодательству. Водный кодекс РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водные ресурсы — запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Земля как природный объект — весь земельный фонд России. Земля как природный ресурс — земли, используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Интересно, что в соответствии с Федеральным законом «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые участки недр (ст. 2).

Из сказанного ясно, что объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания).

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособление соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. Имеется два способа такого обособления — физическое и юридическое. Физическое обособление заключается в выделении, определении соответствующей территории в натуре. Юридическое обособление означает определение правового статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.

Предоставляемые в пользование природные объекты продолжают оставаться частной, государственной, муниципальной и иной формой собственности. В соответствии с принципом производности права пользования от права собственности в отношении объектов права природопользования продолжает действовать общий для каждого вида природных ресурсов правовой режим объектов права собственности. Одновременно как объекты права пользования соответствующие части природных ресурсов приобретают еще и специфический правовой режим, определяемый в конечном счете их целевым назначением. Для каждого природного объекта он начинает формироваться при предоставлении природного объекта в пользование, когда устанавливается его основное целевое назначение, а затем и при внутрихозяйственной организации его использования.

экономика природопользование наука

Объекты правоотношений. Вещные права на природные ресурсы

Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны правоотношения .

Люди участвуют в правоотношениях ради удовлетворения каких-либо политических, материальных, культурных и иных социальных интересов и потребностей. Эта цель достигается с помощью субъективных прав и обязанностей и юридических действий, направленных на их осуществление, которые в конечном счете приводят к определенным результатам экономического, культурного, политического, социально-бытового значения, к приобретению и потреблению вещей, к пользованию различными социально- культурными благами, бытовыми услугами и др. В ряде случаев интересы участников правоотношения (или интересы общества, которым служит деятельность государственной организации) удовлетворяются непосредственно самим действием обязанного лица, выступающего в силу этого объектом правоотношения. Наконец, объектом правоотношения могут выступать не сами действия, а их результат.

Поэтому для определения объекта отношений природопользования воспользуемся не только его научными определениями, но и законодательством. Итак, объектами отношений природопользования будут являться:

  • — природный ресурс как природный объект;
  • — природный ресурс как объект природопользования;
  • — участок природного ресурса;
  • — права пользования природными ресурсами и их участками;
  • — добытые природные ресурсы;
  • — отходы природопользования;
  • — земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов);
  • — информация о природных ресурсах.

К природным ресурсам как природным объектам относятся земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы. Природными ресурсами являются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Природные ресурсы могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми.

Все природные ресурсы, в том числе и земля, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на се территории. Право на благоприятную окружающую среду, в том числе и па здоровый плодородный слой земли, является одним из элементов конституционного статуса гражданина России. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о том, что земля:

  • • природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы;
  • • природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны;
  • • недвижимое имущество — объект права собственности и иных прав на землю.

При этом соблюдается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Недра — природный объект, расположенный ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом недра являются и природным ресурсом.

Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. К поверхностным водным объектам относятся:

  • • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • • болота;
  • • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • • ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Природные объекты могут находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории российского государства. В последнем случае экологические правоотношения по поводу этих объектов регулируются нормами международного права окружающей среды.

Природные ресурсы предоставляются в пользование в виде участка природных ресурсов. Это могут быть: земельный участок, лесной участок, водный объект, участок недр.

Земельный участок как объект правовых земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.

Лесной участок — земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67,69 и 92 ЛК РФ; объект лесных правоотношений. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Участок недр — объект горных правоотношений по поводу пользования недрами; участок земной коры, ограниченный почвенным слоем, дном водоемов или водотоков, или дневной поверхностью и вертикальной образующей с ограничениями или без ограничений по глубине, координаты пространственных границ которого зафиксированы в табличной и графической форме на утвержденных в установленном порядке картах.

Право пользования природными ресурсами и их участками — это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Пользователь получает от собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или договоре.

Добытые природные ресурсы — природные ресурсы, отделенные от природной среды в результате деятельности человека.

Отходы природопользования — продукты, образующиеся в процессе эксплуатации природных ресурсов, использование которых в настоящее время и на ближайшую перспективу является экономически нецелесообразным.

Земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов) — участки земли, которые предоставлены физическим и юридическим лицам для природопользования.

Под информацией о природных ресурсах понимаются все сведения, первичная и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы природных ресурсов, полученные в результате выполнения работ по природопользованию и изучению свойств объектов природы.

Конституция РФ закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе и на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) пока остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсное законодательство допускает только государственную форму собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, животный мир, водные объекты и недра (фонд недр). Права муниципальной и частной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются прудом, обводненным карьером, расположенных в границах земельного участка.

Собственность, согласно гражданскому законодательству, — это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей (имущества) через эти вещи. Участники имущественных отношений всегда выступают как юридически равные.

Вещь — предмет окружающего материального мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении. Вещи подразделяются на недвижимые и движимые. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Вещные права — субъективные гражданские права, объектом которых является вещь. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определенным действиям, содействию других обязанных лиц. Среди вещных прав выделяется право собственности как наименее ограниченное вещное право и целый ряд других, так называемых ограниченных, прав, точнее сказать, более ограниченных, чем право собственности. Статья 216 ГК РФ закрепляет развернутое и четкое понятие и виды ограниченных вещных прав. Такие права на имущество принадлежат лицам, которые не являются его собственниками, тем не менее получают возможность в том или ином (ограниченном) объеме использовать чужое имущество в своих интересах без посредничества собственника, а иногда и помимо его воли.

Основной чертой всех вещных прав выступает их абсолютный характер, в силу которого субъекты данного права самостоятельно воздействуют на соответствующее имущество без содействия каких-либо иных лиц, а все другие участники имущественных отношений не должны препятствовать им в осуществлении таких возможностей.

Вещные (абсолютные) права характеризуются тем, что обязанными лицами выступают все участники имущественных отношений, причем они несут лишь пассивную обязанность, обычно выражающуюся в запрете нарушения этих прав. Вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи в том смысле, что для осуществления своего права такое лицо не нуждается в посредничестве других лиц.

Экономические отношения собственности в каждой стране, в любом обществе регулируются правом. Право на вещь осуществляется посредством наделения конкретного лица определенными полномочиями на конкретную вещь. Право полномочий в общем виде можно свести к трем видам:

  • — право владения (фактическое обладание вещью);
  • — право пользования (извлечение из вещи полезных свойств в целях удовлетворения потребностей обладателя вещи);
  • — право распоряжения (возможность определять судьбу вещи посредством различных гражданско-правовых сделок).

Наличие всех трех полномочий в совокупности представляет собой право собственности, которое является основой вещных прав. Собственнику, как уже было сказано, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом. Собственник обязан воздерживаться от действий, нарушающих права и законные интересы других лиц, причиняя другим лицам беспокойство и ущерб.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения несет сам собственник. Имущество может находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им могут устанавливаться лишь законом. Законом также определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Однако владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно только в той мере, в какой их оборот допускается законом, и осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и субъектами РФ является очень сложным. В соответствии с н. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Этой же статьей исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Вопросы разграничения собственности и иных прав на природные объекты решены, как правило, на законодательном уровне.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В ст. 216 ГК РФ категория «вещные права» использована также для обозначения иных, кроме права собственности, вещных прав. В и. 3 ст. 216 ГК РФ говорится об их принадлежности лицам, не являющимся собственниками имущества. В этой связи ГК РФ устанавливает еще один важный признак таких ограниченных (по сравнению с правом собственности) вещных прав. Даже при смене собственника имущества эти права сохраняются. Иначе говоря, данные права сохраняются при переходе права собственности на соответствующее имущество, как бы обременяя его, т.е. следуют за имуществом, а не за его собственником.

Общность вещных прав заключается в однотипных средствах правовой защиты. В соответствии с п. 4 ст. 216 ГК РФ ограниченные вещные права защищаются от их нарушения теми же правовыми способами, что и права собственности, причем такая защита предоставляется их обладателям по отношению к любым другим лицам, включая и самого собственника (ст. 305 ГК РФ).

С этой точки зрения наличие ограниченных вещных прав на имущество является известным ограничением прав самого собственника на это имущество. Поскольку характер и содержание ограниченных вещных прав, как и само их возникновение, обычно не зависят от воли собственника, а определяются непосредственно законом, последний должен сам установить

все их разновидности. Если в обязательственных отношениях, возникших на основе договора, участники в значительной мере вольны в определении их содержания и условий (включая установление условий хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему), то в вещных отношениях подобная вольность невозможна, поскольку они возникают не только по воле их участников. В связи с этим в п. 1 ст. 216 ГК РФ включен в принципе исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав. К ним отнесены две группы таких прав:

  • — вещные права по использованию чужих земельных участков:
  • • право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ);
  • • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ);
  • • сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ);
  • — вещные права юридических лиц по хозяйственному использованию имущества собственника:
  • • право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ);
  • • право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).

Однако с 1 марта 2015 г. в ЗК РФ утрачивают силу ст. 20—21 Кодекса

о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком и праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Статья 23 ЗК РФ говорит о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте). При этом может устанавливаться как частный сервитут (в соответствии с гражданским законодательством), так и публичный (законом или иным нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ или актом органа местного самоуправления). Публичные сервитуты устанавливаются в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитут может быть срочным или постоянным. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное нс предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

При этом сервитут означает, что один собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от другого собственника его недвижимого имущества права ограниченного пользования этим имуществом. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Необходимо заметить, что право собственности на природные объекты существенно отличается от права собственности па имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:

  • • отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности;
  • • отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается:

  • — во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8—9, 35—36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других нормативных правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле;
  • — во-вторых, совокупность правомочий лица но владению, пользованию и распоряжению объектом собственности, т.е. право собственности в субъективном смысле;
  • — в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

  • • отдельные природные объекты (земля, недра, леса, водные объекты);
  • • только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
  • • при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.н. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. Однако следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляются соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории субъекта РФ. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов РФ.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом об охране окружающей среды. Права пользования конкретизируются в законах (кодексах) РФ и ее субъектов об использовании и охране природных ресурсов и объектов.

Важно отмстить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • • установление для природопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • • взимание доходов с природопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и иных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в гражданско-правовом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено. К данному правомочию распоряжения больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта». Объясняется это тем, что судьбу природных объектов определяют состояние окружающей среды, состояние самого объекта (на которые человек не всегда может оказать решающее влияние).

В заключение необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

  • Теория государства и права : учебник для юридических вузов / под ред. Л. С. Пиголкина. М.: ОАО Издательский Дом «Городец», 2003. С. 160 : Матузов И. И., Мазько А. В. Теория государства и права : учебник. М.: Юристь, 2004. С. 205.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *