О хозяйственных партнерствах

Органы управления партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию.

Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства, на тот срок, который указан в уставе или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат гос. регистрации.

Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении. Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ревизионная комиссия партнерства (ревизор) — это орган имеющий право проводить регулярные независимые проверки партнерства, его финансово-хозяйственной деятельности. Она имеет доступ ко всем документам юр. лица. Порядок ее деятельности устанавливается уставом партнерства.

Ревизором или членом комиссии может быть только то лицо, которое не является участником хозяйственного партнерства.

Права участников и партнерства в целом

ФЗ о хозяйственных партнерствах (ст. 5 ФЗ № 380) поясняет и регламентирует права участников юридического лица, а именно участники имеют возможность:

  • управлять партнерством;
  • получать всю необходимую информацию о деятельности организации, в том числе иметь доступ к бухгалтерской и иной документации;
  • продавать собственную долю в капитале партнерства, при этом в случае продажи преимущественное право на покупку имеют остальные члены партнерства, а все сделки оформляются нотариально;
  • в случае ликвидации юридического лица получать часть имущества (в натуральном или денежном эквиваленте), если таковая осталась после всех расчетов с кредиторами;
  • отказаться от доли в партнерстве или потребовать у партнерства выкупить ее.

Также если соглашение об управлении предприятием предусматривает, участники вправе отдавать собственную долю под залог.

Что касается прав хозяйственного партнерства, то федеральный закон о хозяйственных партнерствах закрепляет за ним возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

При этом ФЗ запрещает партнерству:

  • быть учредителем или участником других предприятий (юр. лиц), исключение — союзы или ассоциации;
  • осуществлять эмиссию облигаций или других ценных бумаг;
  • рекламировать деятельности организации.

Обязанности и ответственность

Помимо прав, которыми наделены участники партнерства, а также предприятие в целом, закон о хозяйственных партнерствах выделяет их обязанности и ответственность. Так, участники данных фирм обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены соглашением;
  • не разглашать конфиденциальные сведения о работе организации.

Стоит отметить, что участники организации не несут ответственности по обязательствам партнерства, а только обладают риском возможных убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах внесенных ими вкладов. Между тем партнерство отвечает всем своим имуществом по собственным обязательствам и не несет ответственности по обязательствам своих участников.

В случае если для расчета с кредиторами у партнерства недостаточно средств, участники могут в добровольном порядке погасить данную задолженность.

Если в соглашении об управлении хозяйственным партнерством предусмотрено назначение членов управления партнерством, то данные лица несут ответственность за убытки перед организацией, в случае если таковые возникли по их вине (действию/бездействию). Исключение могут составить только указанные в соглашении или ФЗ иные основания или размеры ответственности.

Во внесудебном порядке могут быть исключены те партнеры, которые не вносят первоначальный или последующий вклад в складочный капитал в установленные сроки, при этом решение об отчуждении должно быть принято единогласно. Стоит также отметить, что если партнеры предприятия нарушают свои обязанности, которые закреплены в ФЗ, то участники имеют полное право исключить его из партнерства через суд.

Устав партнерства

Учредительные документы хозяйственного партнерства — это устав предприятия и соглашение об управлении хоз. партнерством.

Устав хозяйственного партнерства в соответствии со ст.9 ФЗ № 380 должен быть подписан всеми учредителями организации, а также документ обязан содержать в себе информацию о:

  • фирменном наименовании организации (без сокращений);
  • об осуществляемых видах деятельности партнерства;
  • о месте нахождения хозяйственного партнерства;
  • о складочном капитале (его размерах);
  • о порядке хранения документации предприятия (сведения о номере лицензии и месте нахождения нотариуса, у которого было заверено и хранится соглашение об управлении партнерством);
  • об особенностях формирования органов управления.

Устав хозяйственного партнерства может содержать и другую информацию на усмотрение его учредителей, если она не противоречит закону.

Любые изменения, вносимые в устав предприятия, должны быть приняты единогласно всеми участниками (включая тех, кто не является учредителями) и зарегистрированы.

В случае если любой участник партнерства или любое заинтересованное лицо потребует предъявить устав для ознакомления, то это подлежит незамедлительному выполнению. При просьбе выдать копию денежные средства могут взиматься только в том размере, который не превышает затраты на ее изготовление.

Соглашение об управлении партнерством

Общие требования к соглашению партнерства содержатся в ст. 6 ФЗ о хозяйственных партнерствах. В соответствии с ним в соглашении могут быть закреплены любые сведения о правах, обязанностях участников и особенностях самого партнерства, которые не противоречат закону и не должны содержаться в уставе.

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством должно быть составлено в письменном виде и нотариально закреплено. При этом все последующие изменения, которые будут внесены в него, должны также быть подтверждены нотариально.

В данном учредительном документе участники партнерства вправе указывать следующие положения:

  • условия образования складочного капитала, сроки и объемы вносимых в него долей;
  • ответственность партнеров, не вносящих вклад в складочный капитал;
  • права учредителей, которые не являются пропорциональными их вкладу;
  • запрет на отчуждение доли в капитале или на ее неоднократную покупку/продажу;
  • ответственность за нарушение конфиденциальности;
  • условия ввода в партнерство третьих лиц;
  • правила разрешения различных споров между участниками партнерства и другие подобные положения.

В отличие от устава, соглашение не является публичным документом. И выносится на всеобщее обозрение оно только с согласия исполнительного органа. Поэтому участники хозяйственного партнерства не могут ссылаться на соглашение об управлении в отношениях с третьими лицами. Исключение может быть только в тех ситуациях, когда партнеры докажут, что третье лицо знало или должно было знать во время совершения сделки о содержании данного учредительного документа.

Складочный капитал предприятия

Финансы коммерческих организаций — это формирование и распределение денежных фондов, а также их использование. Одним из денежных фондов предприятия является его капитал.

Хозяйственные партнерства, как и другие коммерческие предприятия, обязаны иметь свой капитал. Владельцы юр. лица, внося свою долю, получают право на управление данной организацией и несут определенные обязанности в связи с этим.

Законодатель устанавливает для каждой организационно-правовой формы свои особенности обязательного капитала. Так, в соответствии со ст. 66 ГКРФ хозяйственные партнерства обязаны формировать складочный капитал.

Он образуется путем внесения денежных средств, имущественных либо других прав, обладающих денежной оценкой, всеми партнерами. Вкладом не могут являться ценные бумаги, кроме облигаций хоз. обществ. Если вклад осуществляется не в денежной форме, то его стоимость должна быть определена единогласно на собрании учредителей партнерства. Если консенсуса в данном вопросе достичь невозможно, то вклад необходимо внести деньгами. Частями или полностью будет вноситься вклад, определяется соглашением.

Если соглашением партнерства не закреплены иные правила, то партнер, не внесший вовремя часть вклада в складочный капитал, обязан выплатить партнерству 10% от этой части и возместить возникшие по этой причине убытки.

ФЗ № 380 закрепляет преимущественное право на покупку доли складочного капитала за его участниками.

Реорганизация хозяйственного партнерства

Хозяйственные партнерства, как и другие юридические лица, могут быть реорганизованы или ликвидированы в случае необходимости.

Особенности реорганизации таких предприятий описаны в ст. 24 ФЗ-380. В статье указано, что единственным вариантом реорганизации данной формы юридического лица является преобразование в акционерное общество. Обязательной реорганизация является в том случае, если количество участников партнёрства превышает 50 человек.

Реорганизация может быть проведена только после единогласно принятого учредителями решения, которое должно содержать:

  • информацию о наименовании и адресе нахождении акционерного общества;
  • порядок и условия реорганизации;
  • особенности обмена долей в капитале участников партнерства на акции;
  • сведения о членах специально созданной ревизионной комиссии (или об одном назначенном ревизоре);
  • информацию об участниках коллегиального исполнительного органа или любого другого, в случае если акционерное общество будет образовывать их;
  • сведения об участнике, который является единоличным исполнительным органом;
  • данные об утверждении передаточного акта, а также приложение данного акта;
  • данные об утверждении устава акционерного общества, а также приложение данного учредительного документа.

После того как решение будет принято, об этом следует в течение трех рабочих дней сообщить в государственный орган власти, который занимается регистрацией юр. лиц, отправив туда письменное уведомление о реорганизации. На основании этого данные о преобразованиях вносятся в единый гос. реестр. После чего юридическое лицо обязано в СМИ опубликовать данные о своей реорганизации.

Предприятие считается реорганизованным с момента регистрации в ФНС нового акционерного общества, получившегося в результате реорганизации. После чего все невыполненные обязательства, права и обязанности хозяйственного партнёрства переходят к акционерному обществу в полном объёме.

Ликвидация хозяйственного партнерства

В ст. 25 ФЗ № 380 указаны особенности ликвидации хозяйственного партнерства, основной из которых является обязательная ликвидация предприятия, если количество его участников сократилось и стало менее двух.

Ликвидация фирмы может быть как добровольной, так и по решению суда. В случае первого варианта участники партнерства или уполномоченные органы (указанные в соглашении) должны назначить ликвидационную комиссию.

Ликвидационная комиссия проводит все расчеты с кредиторами, после чего составляет ликвидационный баланс. Если финансы коммерческих организаций, являющихся хозяйственными партнерствами (ликвидируемыми), минимальны и их не достаточно для того, чтобы погасить все задолженности, то комиссия продает имущество предприятия на публичных торгах.

Имущество, которое остается после расчетов с кредиторами, должно быть передано ликвидационной комиссией всем участникам партнерства пропорционально их вкладу в складочный капитал.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что же выделяет среди других организационно-правовых форм хозяйственные партнерства. ГК РФ и ФЗ № 380 позволяют юридическим лицам данного вида:

  • защитить договорные отношения между учредителями партнерства;
  • обеспечить баланс интересов участников бизнеса в соответствии с внесенными ими вкладами;
  • обладать большой свободой в распределении прав и обязанностей учредителей, в формировании особенностей управления партнерством с помощью соглашения об управлении.

9. Хозяйственное партнерство: понятие, органы управления, правовой статус участников.

Законы вводят новую формуюридического лица, являющегося коммерческой организацией, – хозяйственное партнерство (наряду с существующими коммерческими организациями в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Определяются правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

Понятие и участники хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство(далее – партнерство) – это созданная двумя или более (максимально 50) гражданами и (или) юридическими лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Партнерство ведет реестр участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, его доле в складочном капитале, о долях, принадлежащих партнерству, и др.

Виды деятельности партнерства

Партнерство может осуществлять любые не запрещенные законами виды деятельности, кроме эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и рекламы своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций). Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством могут устанавливать иные ограничения.

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного требования к партнерству.

Управление деятельностью партнерства

Участники партнерства управляют его деятельностьюпропорционально своим долямв его складочном капитале, если соглашением об управлении партнерством не предусмотрено иное.

Устав партнерства

Устав партнерства является учредительным документом партнерства и содержит общиесведения о нем (наименование, место нахождения, размер и состав складочного капитала и пр.). В уставе также должна находиться информация о наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии в соглашении самого партнерства.

Соглашение об управлении партнерством

Если соглашение об управлении партнерством заключается, его сторонами должны быть все участники партнерства, а также могут быть партнерство и другие лица. Соглашение предназначено для детальной регламентации работыпартнерства и может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. В частности, в соглашении должны быть условия о порядке изменения долей участников в складочном капитале партнерства, а также о порядке разрешения споров между участниками. Соглашение может включать права участников на непропорциональное участие в управлении партнерством (включая право вето) и распределении прибыли, ограничения прав на свободное распоряжение долями, право требовать продажи, приобретения или выкупа доли, особые условия выхода из партнерства или вступления в него, обязательство о неконкуренции с партнерством, индивидуальный порядок образования и деятельности органов управления партнерства (если они образуются), способы обеспечения обязательств из соглашения, меры гражданско-правовой ответственности (убытки, неустойка, компенсация, иные) и пр.

Соглашение подлежитнотариальному удостоверению и хранению у нотариуса, но не государственной регистрации и внесению сведений о нем в ЕГРЮЛ. При изменении соглашения каждый его участник имеет один голос независимо от размера его доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения о правах участника на участие в управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства предоставляет лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о соглашении, в том числе в части полномочий органов управления партнерства на совершение и одобрение сделок. Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи единоличным исполнительным органом согласия в письменной форме на ознакомление с соглашением. Подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом. Отсутствие засвидетельствования влечет недействительность согласия.

Складочный капитал партнерства

Минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал. Соглашением об управлении партнерством могут быть определены виды объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада.

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, в случае последовательного внесения вклада и неисполнения участником этой обязанности по первоначальной части вклада такой участник обязан уплатить проценты на сумму задолженности, а при неисполнении по последующей части вклада она переходит к другим участникампропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению вклада.

Сделки с долями в складочном капитале партнерства. Выход и исключение из партнерства

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:

участник партнерства не вправепередать в залог принадлежащую ему долю в складочном капитале другому участнику партнерства или третьему лицу;

участник партнерства вправепродать или осуществить иное отчуждение доли в складочном капитале партнерства партнерству, участнику (участникам) партнерства либо третьему лицу;

участники партнерства и партнерство пользуютсяпреимущественным перед третьими лицами правом покупки доли в складочном капитале в установленном даннымФедеральным законом порядке, который может быть изменен соглашением об управлении;

при передаче доли к получившему ее лицу в соответствующей части переходят права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, и приобретатель доли принимает соглашение об управлении партнерством в целом.

Требование участника о приобретении партнерством, его участниками или иными лицами доли участника в складочном капитале партнерства допустимо вслучаях, предусмотренныхсоглашением о партнерстве.

Выход из партнерства допустим, если такая возможность предусмотренасоглашением об управлении партнерством.

Участник партнерства по требованию других участников в установленных случаях может быть исключен из него судом или при невнесении им вклада – единогласным решением остальных участников (с правом обжалования в суд).

Сделка, направленная на отчуждение доли, должна быть совершена в нотариальной форме, иначе она является недействительной. Приобретатель доли осуществляет права и исполняет обязанности участника партнерства с момента уведомления партнерства о совершении сделки.

Органы управления партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (только физическое лицо) избираетсяиз числа участниковпартнерства. Функционирование партнерства без такого органа не допускается.

Соглашением об управлении партнерством может предусматриваться необходимостьдополнительного одобрениярешений единоличного исполнительного органа.

Иные, кроме единоличного исполнительного органа, органы управления партнерства не вправедействовать от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами.

Особенности реорганизации партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

§ 1. Хозяйственное партнерство в российском законодательстве: понятие и правовая характеристика

Президент России В.В. Путин в ходе своей избирательной кампании в

статье «Нам нужна новая экономика», опубликованной в газете «Ведомости»

30.01.2012 г.,1 заявил: «Мы проигрываем странам-конкурентам по

инвестиционной привлекательности».

Полагаем именно это отставание

России, отмеченное на самом высоком правительственном уровне, и

послужило толчком для принятия целого ряда поправок в действующее

российское законодательство, касающихся организационно-правовых форм

ведения инвестиционной деятельности, способных осуществлять

эффективную деятельность в сфере инноваций.

3 декабря 2011 г. Президент РФ подписал Закон о хозяйственных

партнерствах (далее – Закон или Закон о ХП)2. Однако еще в июле 2011 г.

многие эксперты высказывали сомнения в целесообразности моделирования

новой организационно-правовой формы юридического лица в условиях

масштабного реформирования одним из ключевых элементов которого

являлось существенное ограничение перечня организационно-правовых

форм юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих

организаций)3.

Считается, что предпосылкой принятия данного Закона стало активное

внедрение инновационных решений и продуктов на территории РФ, в

1 URL: http:// www.vedomosti.ru

2 Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 № 380-ФЗ. // Собр.

законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 49 (ч.5). – Ст. 7058.

3 Экспертное заключение на проекты федеральных законов № 557159-5 «О хозяйственных

партнерствах» и № 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского

кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О

хозяйственных партнерствах» http://zakon.ru

частности инновационного бизнес-проекта «Сколково»1.

По замыслу разработчиков, хозяйственные партнерства (далее –

партнерства или ХП) должны создаваться по аналогии с «ограниченными

партнерствами» США и Великобритании, приблизив правовые основы

деятельности юридических лиц в России к международным стандартам,

более понятным иностранным венчурным инвесторам.

Как сказано в пояснительных записках к проектам, «в российском

законодательстве отсутствуют соответствующие специфическим

требованиям участников инновационной, в том числе венчурной,

деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в

достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных – особо

рисковых бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты

их осуществления»2.

Закон о ХП был принят в противовес традиционной для российского

права системе корпораций, закрепленной как действующим ГК РФ, так и

проектом его новой редакции. Он был разработан Минэкономразвития, в

качестве одного из законодательных актов, направленных на создание

благоприятных условий для развития венчурного финансирования путем

введения в отечественное право организационно-правовых форм,

востребованных при осуществлении инновационных проектов. Поэтому

первоначально законопроект назывался «О товариществах на вере,

создаваемых для осуществления инновационной предпринимательской

1 См.: Пьянкова А. Будем знакомы: хозяйственное партнерство // ЭЖ-Юрист.

– 2012. – №

11. – С. 13.

2 Донцова Ю. Новая разновидность юридического лица // ЭЖ-Юрист. – 2011. – № 29. – С.

деятельности (хотя его содержание изначально имело мало общего с данной

формой товариществ)1.

Но вскоре его разработчики пришли к выводу о том, что для указанной

ими (в самой общей форме) сферы предпринимательства не подходит ни

одна из имеющихся разновидностей корпораций, и представили

законопроект о совершенно новом виде юридического лица – хозяйственном

партнерстве.

В действительности развитие предпринимательства в инновационной

сфере стало лишь формальным поводом для создания нового вида

коммерческих корпораций, основывающегося на следующих

принципиальных положениях:

– полная свобода внутренней организации корпорации (системы

органов и их компетенции), определяемой исключительно волей ее

участников, а не законом;

– отказ от принципа пропорциональности вкладов в имущество

корпорации и участия в управлении ею, а также в прибылях и убытках, т.е.

право участников корпорации установить абсолютно произвольное

распределение прав и обязанностей конкретных партнеров, никак не

соответствующее размеру их вкладов в ее имущество;

– наличие корпоративного соглашения как главного документа,

определяющего статус корпорации и ее участников, имеющего строго

конфиденциальный характер и допускающего полноправное участие в нем

любых третьих лиц (которые при этом могут не нести никаких обязанностей

ни перед партнерами, ни перед партнерством, но в то же время частично или

полностью устранить партнеров от управления такой корпорацией).

1 См.: Федеральный закон : О товариществах на вере, создаваемых для

осуществления инновационной предпринимательской деятельности // Вестник

гражданского права. – 2011. – № 2. – С. 172-213.

Таким образом, национальным законодателем был смоделирован

новый вид коммерческого хозяйствования, способный по своей сути и

стоящими перед ним задачами преодолеть ряд проблем, возникающих в

венчурном и инновационном бизнесе у уже существующих в российской

правоприменительной практике правовых моделей юридических лиц.

Для хозяйственных обществ такой проблемой признается достаточно

жесткое императивное регулирование1. Тем не менее, проблемы развития

российского законодательства о хозяйственных обществах обсуждаются

достаточно широко. Однако вопрос о возможности трансформации либо

какого-то изменения хозяйственных товариществ практически не

поднимается.

Обозначим те причины и объективные условия, которые служат

определением категоричной невозможности использования существующей

без каких-либо изменений с момента принятия Гражданского кодекса РФ

(далее – ГК РФ) в 1994 г. конструкции хозяйственного товарищества в

условиях современной России, стремящейся к инновационному типу

экономики. Также полагаем, что комплексности исследования будет

способствовать рассмотрение возможных вариантов изменения конструкции

хозяйственного товарищества.

Хозяйственные товарищества относятся к некому архаизму в

современном гражданском законодательстве России. Несмотря на

радикальные изменения в большинстве положений общей части ГК РФ

предложенные Концепцией развития гражданского законодательства РФ2, и

1 См.: Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы

классификации юридических лиц современного гражданского права России. – М.: Юрист,

2011. – С. 165.

2 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации //

Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 11.

проектом закона о внесении изменений в часть первую ГК РФ1, правовое

регулирование статуса хозяйственных товариществ практически не

подверглось какому-либо пересмотру. Немногочисленные новеллы,

касающиеся хозяйственных товариществ, носят главным образом

уточняюще-развивающий характер. Гражданский кодекс РФ очертил лишь

контуры и основные направления их деятельности, оставив

неурегулированными значительное количество вопросов. Такой подход

законодателя непонятен в связи с практически полным отказом российских

предпринимателей от данной организационно-правовой формы. Анализ

содержания интервью одного из авторов проекта Закона «О хозяйственных

партнерствах»2 показал, что выделяются следующие негативные признаки

хозяйственных товариществ: жесткое закрепление различий в правовом

статусе участников коммандитного товарищества; запрет на участие в

хозяйственном товариществе в качестве полного товарища некоммерческим

организациям, что препятствует участию в таких товариществах

государственных корпораций и пенсионных фондов, которые в

международной практике выступают основными венчурными инвесторами;

неограниченная ответственность полных товарищей по обязательствам

товарищества.

Интересно, что западные фонды, осуществляющие венчурные

инвестиции функционируют в правовой форме коммандитного

товарищества, а значит, заслуживает дополнительного исследовательского

внимания вопрос о том, почему же невозможно применение аналогичной

формы в России. Фактически, в том сегодняшнем виде полное товарищество

и коммандитное товарищество не будут использоваться не только

венчурными инвесторами, но и российскими предпринимателями, не

1 См.: Серова О. А. Изменение общих положений гражданского законодательства о

юридических лицах // Гражданское право. – 2011. – № 1. – С. 12-16.

2 Калышева Е. Форма для венчура. Иностранцам откроют подходы к российским

инновациям // http://www. rg. ru

задействованными в сфере инноваций. Соответственно, фактическая

«реанимация» данной группы коммерческих юридических лиц требует

корректуры их правовых характеристик, которые бы не нарушили

основополагающие принципы дифференциации хозяйственных товариществ

и хозяйственных обществ.

Таким образом, с введением в действие Закона о ХП в российском

гражданском праве появился весьма необычный вид коммерческой

корпорации, не имеющий аналогов в развитых современных правопорядках.

Его оценка полностью укладывается в рамки той общей оценки, которую

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию

гражданского законодательства дал предложениям Минэкономразвития

относительно изменений правил ГК РФ о юридических лицах: «..в них по-

прежнему отсутствует серьезно аргументированное обоснование

необходимости и целесообразности их принятия, если не считать

абстрактных ссылок на «мировой опыт» (фактически почти всегда

оказывающийся достаточно случайным опытом применения некоторых

конструкций американского права) и определенные «недостатки

правосознания» отечественных правоприменителей (судов/судей). Между

тем не апробированные в развитых правопорядках, случайно найденные в

отдельных спорных ситуациях законодательные решения, принципиально

отличающиеся от традиционных подходов отечественного права, не могут

быть и не должны быть автоматически восприняты отечественной

правоприменительной практикой1.

Предоставив значительную свободу участникам партнерства,

законодатель возложил надежды на внутреннюю регулирующую функцию

предпринимательских отношений. Однако новизна далеко не означает

отсутствия реальных проблем, которые будут сопровождать, прежде всего,

1 См.: Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. – М.: Статут, 2014. – С. 135-139.

процессы осуществления национальных и трансграничных видов

инновационной предпринимательской деятельности.

В самом Законе о ХП дано легальное определение хозяйственного

партнерства. Так, под хозяйственным партнерством признается созданная

двумя или более (максимально 50) гражданами и (или) юридическими

лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой

принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в

объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством

(ст. 2 Закона).

Целью создания ХП является предоставление услуг в области

воспроизведения объектов интеллектуального труда. В данной форме могут

быть созданы организации, которые занимаются венчурным бизнесом, то

есть имеют высокий уровень риска, юридические компании,

предоставляющие услуги в области искусства или медиа компании.

Попытки, представленные сегодня в современной юридической

литературе, определить место ХП между хозяйственными товариществами и

хозяйственными обществами являются лишь способом формализации новой

информации, включения появившегося «элемента» в существующую

систему. Однако, по мнению специалистов, ХП далеко не однозначно входит

в традиционный алгоритм существования юридических лиц, в частности

коммерческих организаций1. Процесс становления новой правовой

конструкции юридического лица в России осложняется, не в последнюю

очередь, бедностью имеющегося в российском законодательстве и доктрине

тематического понятийно-категориального аппарата2.

Специфическими признаками ХП, на наш взгляд, являются: система

1 См.: Серова О.А. Проблемы адаптации хозяйственного партнерства к системе

юридических лиц Российской Федерации // Предпринимательское право. – 2013. – № 3. –

С. 18.

2 См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и

законодательстве. – СПб.: Норма, 2012. – С. 133.

управления, договорный характер взаимодействия, «закрытость»

организационной структуры, наличие не свойственных институту

юридических лиц запретов возложенных на хозяйственное партнерство при

осуществлении своей деятельности.

Соотношение характерных правовых признаков хозяйственных

партнерств с признаками иных юридических лиц показало, что:

– в отличие от общества с ограниченной ответственностью (далее –

ООО) и акционерного общества (далее –АО), хозяйственное партнерство не

может быть создано одним лицом. Для ХП (как и в ООО) установлен лимит

участников – не более 50 лиц;

– в отличие от ООО, АО, ХП не может осуществлять эмиссию

облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

– ХП ограничено в своей правоспособности в том смысле, что оно не

может выступать учредителем других юридических лиц, за исключением

союзов и ассоциаций;

– в отличие от ООО, АО, не установлен минимальный размер

собственного капитала ХП. При этом вкладом в капитал партнерства не

могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций, эмитенты

которых должны быть определены службой Банка России по финансовому

рынку;

– закон позволяет участникам ХП максимально полно

регламентировать свои внутрикорпоративные отношения путем заключения

соглашения об управлении партнерством. Отметим, что соглашение об

управлении партнерством в силу своей гибкости значительным образом

отличается от договора об учреждении общества в ООО и акционерного

соглашения в АО;

– подобно регулированию перехода права участия в ООО и АО, в ХП

установлено преимущественное право при отчуждении доли в складочном

капитале;

– по сравнению с положениями законодательства ООО, АО, Закон не

устанавливает четко структуру органов управления ХП, регулируя только

положение единоличного исполнительного органа. В силу прямого указания

Закона, структура управления конкретного ХП во многом устанавливается

соглашением об управлении партнерством.

Преобладающим мнением, прежде всего на страницах интернет-

изданий и в официальных пресс-релизах, стало утверждение о том, что

правительство не видит подспорья для реализации инвестиционных задач в

существующих организационно-правовых рамках осуществления

деятельности юридических лиц1, возможности совершенствования

имеющихся институтов юридического лица для целей создания приемлемой

организационно-правовой формы для осуществления венчурных

(инновационных) бизнес-проектов отсутствуют2.

Как полагают ученые, ХП является некой гибридной (промежуточной)

формой, сочетающей в себе отдельные признаки хозяйственных товариществ

и обществ3. На основе анализа замысла законодателя, а также постепенно

складывающейся правовой практики создания и функционирования ХП,

можно предположить, что в итоге они будут сочетать в себе лучшие

правовые возможности присущие как хозяйственным товариществам, так и

хозяйственным обществам, что в результате позволит такому гибридному

юридическому лицу стать более гибким участником экономической и

1 См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и

законодательстве. С. 220.

2 Там же. С. 223.

3 См.: Серова О.А. Хозяйственное партнерство и хозяйственное товарищество: возможные

пути интеграции организационно-правовых форм // Законы России: опыт, анализ,

практика. – 2012. – № 2. – С. 35–40.

внешнеэкономической деятельности1.

Хотелось бы также отметить, что гибридные формы достаточно

распространены в зарубежных правопорядках, и такое активное развитие

гибких юридических конструкций представляется логичным, обоснованным

и своевременным. Более того, используются в подобных моделях и

договорные формы объединений предпринимателей2. Товарищества с

ограниченной и неограниченной ответственностью не являются

юридическими лицами, «гибридные» формы, имеющие общие черты

товариществ и корпораций (акционерная/паевая компания, тресты и

компании с ограниченной ответственностью (LLC) для некоторых целей

признаются самостоятельными субъектами права, но юридическими лицами,

как правило, не являются)3. Таким образом, по мнению исследователей,

общее направление в модернизации законодательства о коммерческих

организациях разработчики законопроекта о хозяйственных партнерствах

выбрали верно – моделирование новой организационно-правовой формы с

ожидаемыми конструктивными элементами, необходимыми для разрешения

типичных проблем, возникающих в условиях гражданского оборота в

условиях инновационного развития4.

Полагаем, что соглашение об управлении является главным

прогрессивным установлением в совокупности механизмов правового

регулирования ХП, так как позволяет достичь гибкого и всеобъемлющего

согласования воль участников юридического лица (ст. 6 Закона).

1 См.: Иншакова А.О. «Высокие технологии» частноправового регулирования

наноиндустриализации. – М.: Юрлитинформ, 2013. – С. 121.

2 См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. – М.,

1984. – С. 164 — 165.

3 См.: Познер Р. Экономический анализ права / под ред. В.Л. Тамбовцева. – СПб., 2004. –

С. 525.

4 См.: Серова О.А. Теоретико-методологические и практические проблемы

классификации юридических лиц современного гражданского права России. – М.: Юрист,

2011. – С. 326.

В п. 2 ст. 6 Закона есть возможность партнерства быть участником

соглашения об управлении партнерством в случае, если это предусмотрено

уставом партнерства. На основании этого соглашения принимать участие в

управлении деятельностью ХП могут также участники этого партнерства

(партнеры) и иные лица, в том числе работники и консультанты партнерства.

К сожалению, подобный состав участников соглашения вызывает сомнения.

Само соглашение об управлении необходимо заключать в момент

образования партнерства. Причины включения партнерства в число

участников соглашения являются настолько «туманными» с позиции

определения внутренних механизмов принятия управленческих решений и

определения правового статуса партнерства как участника соглашения, что

требуют если не однозначного отказа, то детальной предварительной

научной проработки вопроса. Не менее спорна возможность включения в

число участников соглашения об управлении партнерством любых

субъектов. Как считает А. В. Маковский в статье «Это плохо организованный

лоббизм», закон позволяет подменить нормативно-правовое регулирование

отношений в корпорации договорным регулированием с лицами, в этой

корпорации не участвующими. Это дает возможность превращения

корпорации в фикцию, а реальные отношения вынести за ее рамки, потому

как реальными будут отношения с участием лиц, в корпорации не

участвующими. А фикция всегда опасна1. При этом, ГК РФ содержит

хороший пример разработки логичных и четких норм о наличии в составе

коммандитного товарищества двух групп участников с установлением

различий их правового положения. Вся конструкция заключается в различии

их имущественного статуса, влияющего на права в управлении и ведении дел

товарищества, на получение информации. Конечно, новые условия требуют

дополнительной проработки данных норм. Тем не менее, недопустимо,

1 URL: http://zakon.ru

чтобы в самом тексте Закона были не зафиксированы основные отличия

между различными группами участников юридического лица. В реальной

практике договорная форма не может гарантировать ту легкость в

предпринимательской деятельности, на которую ссылаются сторонники

внедрения формы ХП1. Хозяйственное партнерство – явление новое, любые

общие, декларативные нормы Закона могут быть истолкованы различным

образом, в том числе и для необоснованного расширения объема прав одних

участников партнерства перед другими.

По своей правовой природе соглашение об управлении партнерством,

ближе к договору об учреждении общества или учредительному договору

товарищества, так как подлежит заключению одновременно с учреждением

партнерства (решение о заключении соглашения подлежит отражению в

протоколе об учреждении партнерства). В уставе партнерства при этом

отражается лишь минимальное число положений, а остальные вопросы

управления могут быть раскрыты лишь в соглашении, которое не является

учредительным документом, не подлежит государственной регистрации в

инспекции ФНС, но должно быть нотариально удостоверено и подлежит

хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства2.

Само Соглашение об управлении может регулировать чрезвычайно

широкий круг вопросов, в нем предполагается практически полная свобода

волеизъявления сторон. В частности, такое соглашение позволяет:

– установить различный объем прав и обязанностей участников

партнерства, в том числе распределить объем управленческих полномочий

вне связи с объемом вкладов в складочный капитал;

– определить произвольный механизм распределения прибыли и

расходов между участниками и иными лицами;

1 См.: Постановление ФАС Московского округа от 20.04. 2011 // Документ опубликован

не был. СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Пьянкова А. Будем знакомы: хозяйственное партнерство // ЭЖ-Юрист. – 2012. – №

11. – С. 13.

– ограничить право на свободное отчуждение доли в складочном

капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения

либо неприменения права преимущественной покупки;

– определить различный порядок и условия приема новых участников и

выхода старых, в том числе в связи с наступлением или не наступлением

определенных событий;

– установить приоритет прав одних участников перед другими, а также

определить любые иные условия, отвечающие специфике конкретного

бизнес-проекта.

Кроме соглашения об управлении партнерством Законом о ХП

предусмотрен такой учредительный документ как Устав партнерства.

Надо отметить, что достаточно четкого разграничения между этими

двумя документами в Законе не проведено. При анализе ст. 9 Закона,

содержащей требования к содержанию устава партнерства, целесообразно

использовать правило, применимое к хозяйственным товариществам, где

учредительный документ обладает для товарищества юридической силой

устава. В таком правовом подходе видятся существенные преимущества,

потому что возможна значительная гибкость при регулировании

взаимоотношений партнеров, что способствует предотвращению конфликтов

и негативных последствий, связанных с наличием противоречий и

несоответствий двух документов – устава и соглашения об управлении.

Законом допустима деятельность партнерства только на основании устава.

При этом согласно ст. 9 Закона, в уставе должны содержаться сведения об

отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством. Но это

допущение законодателя не выглядит достаточно логичным, потому что

разрешает учредителям партнерства применять данную организационно-

правовую форму вне связи с основным договорным регулятором

взаимоотношений между участниками и иными заинтересованными лицами

– соглашением об управлении партнерством, что способствует снижению

эффективности использования данной конструкции. Помимо перечисленных

выше сомнений, одновременное применение устава и соглашения об

управлении усложняет и правовую оценку статуса всех лиц, которые так или

иначе вовлечены в деятельность партнерства.

Законом о ХП предусмотрено наличие лишь одного обязательного

органа управления ХП – единоличного исполнительного органа. Порядок

образования иных органов и осуществления ими своих функций

определяются соглашением об управлении партнерством1. В этом видится

сходство с англо-американскими партнерствами с ограниченной

ответственностью (LLP и LLC – коммандиты без комплементария). Однако

принципиально важным отличием между этими двумя формами является тот

момент, что никакими налоговыми льготами участники отечественного

партнерства не обладают. Более того, даже конструкции LLP и LLC не

предусматривают столь безграничных возможностей участия любых третьих

лиц в деятельности партнерства, какие предусмотрел Закон о ХП2.

Юридическая ответственность в партнерстве выглядит следующим

образом. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства

и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах

сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам

своих участников и несет ответственность по своим обязательствам всем

принадлежащим ему имуществом. Если при недостаточности имущества

партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности,

обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником

(участниками) партнерства с правом регрессного требования к партнерству.

1 См.: Федоров И.М. Управление в хозяйственном партнерстве // Закон. – 2012. – № 7. – С.

95–104.

2 См.: Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. С. 135-139.

Таким образом, следует заключить, что в целом в правовой модели

хозяйственного партнерства есть целый ряд положительных моментов,

характеризующих его как гибкую правовую конструкцию, обладающую

рядом преимуществ для особо рисковых сфер предпринимательской

деятельности:

– привлекательность для иностранных инвесторов, что повышает

возможность выбора российской юрисдикции;

– право на закрепление уникальной, индивидуальной системы

управления в партнерстве, соответствующей конкретному роду имеющихся

предпринимательских интересов;

– преодоление требований о публичном характере деятельности

хозяйственных обществ и раскрытии определенного объема информации,

которая может быть использована в недобросовестной конкурентной борьбе,

особенно в сфере инноваций, где определяющими успех являются

результаты интеллектуального труда – нематериальные объекты, трудно

защитимые со стороны законодателя;

– возможность поэтапного формирования складочного капитала,

позволяющего привлекать дополнительные средства по необходимости,

особенно, в процессе реализации высокостоимостного инновационного

проекта, трудно просчитываемого изначально на всех этапах продвижения

идеи к рынку.

Указанные положительные черты в зависимости от конкретного вида и

отрасли хозяйствования могут приобретать и негативный характер, а также

способны стать основанием целого ряда аргументов, говорящих не в пользу

хозяйственного партнерства в сопоставительной линейке с хозяйственными

обществами. В частности, к таким аргументам правового характера можно

отнести: неопределенность круга лиц, имеющих легитимную возможность

определять действия партнерства, несоблюдение традиционного для

хозяйственных обществ зависимого соотношения объема прав и

обязанностей участника от внесенного им размера складочной доли в

капитал, диспозитивность в размере суммы складочного капитала1,

законодательная неопределенность относительно правосубъектности

хозяйственного партнерства. Поэтому перечисленные в заключении в

качестве положительных характеристик хозяйственного партнерства

признаки определены таковыми лишь с учетом потребностей инновационной

предпринимательской активности.

Обобщая рассмотренную в данном параграфе информацию, можно

резюмировать, что с введением в действие Закона о хозяйственных

партнерствах в российском гражданском праве появился весьма необычный

вид коммерческой организации корпоративного типа, на первый взгляд, не

имеющий аналогов в развитых современных правопорядках. Что

обусловливает дальнейшее обращение в работе к вопросам правовой

характеристики хозяйственного партнерства в качестве корпорации и

осуществляемых в ее рамках корпоративных отношений, а также к более

детальному компаративному анализу с аналогичными формами

хозяйствования за рубежом.

Однозначно, что на данном этапе исследования можно лишь

заключить, что несмотря на то, что хозяйственное партнерство и создавалось

как хозяйствующий субъект в сфере венчурной деятельности, тем не менее,

результаты анализа нормативного регулирования его деятельности

указывают на то, что хозяйственное партнерство может иметь гражданские

права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления

любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если

это не противоречит предмету и целям, определенно ограниченным уставом

партнерства. А это в свою очередь означает, что, несмотря на

1 См.: Макарова О. Хозяйственные партнерства: ноу-хау российского законодательства? //

Хозяйство и право. – 2012. – № 2. – С. 58.

преимущественные правовые характеристики хозяйственного партнерства

как инновационной формы хозяйствования, которые будут раскрыты в

работе, заслуживают внимания и его преимущества/недостатки как

корпоративной формы хозяйствования широкого спектра деятельности.

Соотношение характерных правовых признаков хозяйственного

партнерства с признаками иных юридических лиц показало также, что данная

организационно-правовая форма по своим юридическим характеристикам

занимает промежуточное место между традиционными для гражданского

права видами хозяйственных товариществ и обществ, объединяет ряд

ключевых признаков и тех, и других, а значит требует сравнительно-

правового анализа с распространенными и развитыми в зарубежных

правопорядках гибкими юридическими конструкциями являющимися

смешанными для традиционного российского правового регулирования

деятельности юридических лиц.

Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ « О хозяйственных партнерствах»

1. Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством

2. Складочный капитал партнерства

3. Права и обязанности участников хозяйственного партнерства

4. Ответственность хозяйственного партнерства и его участников по обязательствам

5. Управление хозяйственным партнерством

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон о хозяйственных партнерствах) в российское право вводится новая организационно-правовая форма юридического лица — хозяйственное партнерство. Хозяйственные партнерства определены в рассматриваемом Законе как новый вид коммерческих организаций корпоративного типа (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

В Пояснительной записке к законопроекту, который лежал в основе рассматриваемого Закона, разработчики указывали на желание предусмотреть в российском праве такой вид юридического лица, который соответствовал бы зарубежным аналогам ведения инновационной (в том числе венчурной) деятельности (к примеру, limited partnership и др.). Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были признаны разработчиками этого законопроекта не соответствующими запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.

Представляется, что Закон о хозяйственных партнерствах призван выполнить ту же роль, что и Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее — Закон об инвестиционном товариществе) — создание российского аналога правовой конструкции ограниченного партнерства (limited partnership). Однако способы осуществления этой цели в названных Законах различаются. Закон о хозяйственных партнерствах предполагает достижение такого результата через использование нового вида юридического лица, а Закон об инвестиционном товариществе — через особые договорные формы.

Федеральный закона «О хозяйственных партнерствах» дополняет перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, новым видом юридического лица — хозяйственным партнерством. Внесение иных изменений в Гражданский кодекс РФ не предусмотрено. Следует отметить, что в первоначальной версии законопроекта, на котором основан данный Закон, предполагалось ввести новый параграф в гл. 4 ГК РФ, однако законодатель отказался от этого решения.

Закон о хозяйственных партнерствах вступает в силу 1 июля 2012 г.

1. Устав партнерства и соглашение

об управлении партнерством

Закон о хозяйственных партнерствах предусмотрел общую правоспособность для этого вида юридических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Однако в нем специально оговорены небольшие исключения из общей правоспособности для данного вида юридических лиц (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах):

— эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

— реклама своей деятельности;

— учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Однако указание этих ограничений не может быть расценено как установление специальной правоспособности для данного вида юридических лиц.

Права хозяйственного партнерства также могут быть ограничены уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Эти документы являются основными для определения статуса хозяйственного партнерства и прав и обязанностей его членов. Однако учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах может считаться только устав партнерства.

Закон о хозяйственных партнерствах устанавливает небольшой перечень необходимых положений, которые должны содержаться в уставе (ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах):

— полное фирменное наименование партнерства;

— цели и виды деятельности;

— место нахождения;

— общий размер и состав складочного капитала;

— порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

— наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

— порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Иные сведения об управлении хозяйственным партнерством, а также права его участников должны содержаться в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (ч. 1 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Важно отметить, что согласно данному положению рассматриваемого Закона соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Столь необычная норма уникальна для российского корпоративного права.

Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же хозяйственным партнерством (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

Устав партнерства является публичным документом, который должен предоставляться для ознакомления по просьбе любого третьего лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах). Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке (ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).

По общему правилу участники партнерства не могут ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством в своих отношениях с третьими лицами (ч. 4 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Исключение составляет случай, когда участники партнерства смогут доказать, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, но в обязательном порядке должно быть удостоверено нотариусом (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Как и договор инвестиционного товарищества, соглашение об управлении партнерством должно храниться у нотариуса (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах и ст. 8Закона об инвестиционном товариществе).

Предполагается, что с помощью соглашения об управлении партнерством стороны этого соглашения смогут максимально свободно и без каких-либо легальных ограничений определять права и обязанности участников хозяйственного партнерства и других лиц, регулировать порядок управления этим юридическим лицом, а также распределять прибыль и расходы (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). При указании данных условий в соглашении об управлении хозяйственным партнерством права и обязанности могут быть распределены как угодно непропорционально. Рассматриваемый Закон в полной мере полагается на свободное волеизъявление сторон этого договора, устанавливая такое регулирование условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством.

Право на выход из состава партнерства может быть ограничено соглашением об управлении хозяйственным партнерством (пп. 2 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Примечательно, что столь важная информация о деятельности хозяйственного партнерства должна быть указана не в уставе, свободном для ознакомления кредиторов, а в соглашении об управлении, информацию о котором кредиторы могут получить только с большими издержками. Третьи лица при ознакомлении лишь с уставом хозяйственного партнерства не смогут определить степень устойчивости такой организации, что может отрицательно сказаться на защите их интересов.

Права и обязанности участника хозяйственного партнерства, закрепленные в соглашении об управлении этим юридическим лицом, при выходе из состава участников партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства. Этот договор является неотъемлемой частью соглашения об управлении (ч. 3 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). В данной норме не определена роль сторон соглашения об управлении партнерством, не являющихся его участниками, а также самого хозяйственного партнерства, если оно является стороной такого соглашения, при заключении этого специального соглашения с приобретателем доли в складочном капитале.

Рассматриваемый Закон устанавливает случаи принудительного исключения участника хозяйственного партнерства (ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах). Данная норма вновь указывает на сходство этой организационно-правовой формы с обществом с ограниченной ответственностью (см. ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).

Участник хозяйственного партнерства может быть исключен из него в судебном и во внесудебном порядках. В судебном порядке участник может быть исключен в следующих случаях:

— участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом о хозяйственных партнерствах или соглашением об управлении партнерством;

— своими действиями (бездействием) участник партнерства делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства лишь в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по внесению в складочный капитал вклада (части вклада) (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).

Интересы исключенного участника защищаются тем, что решение о его исключении может быть обжаловано им в суд (ч. 2 ст. 7Закона о хозяйственных партнерствах).

2. Складочный капитал партнерства

Правила о складочном капитале хозяйственного партнерства во многом схожи с нормативным регулированием уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью. Складочный капитал хозяйственного партнерства формируется за счет вкладов тех участников партнерства, которые не могут быть освобождены от обязанности по внесению такого вклада (ч. 1 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).

Необходимо отметить и важное отличие: порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован рассматриваемым Законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством (пп. 1 ч. 2 ст. 5, ст. 10Закона о хозяйственных партнерствах). Складочный капитал может вноситься по частям в различные сроки, что может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества. Ранее российское гражданское право этого не допускало.

Для сравнения можно привести пример общества с ограниченной ответственностью, в отношении участников которого установлено правило об обязательном внесении по меньшей мере половины всей суммы уставного капитала к моменту государственной регистрации этого общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ).

Минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства в рассматриваемом Законе не предусмотрен. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать нормативы достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере (ч. 9 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

Партнерство обязано вести реестр участников партнерства с указанием размера их доли и сведений о внесении вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства (ч. 5 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). При этом публичной информацией является только перечень участников партнерства, а не размер их долей.

Важно, что в этот реестр не попадут лица, которые являются сторонами по соглашению об управлении партнерством, но не являются участниками партнерства (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Они будут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства, но идентифицировать их третьи лица не смогут, что может привести к различным злоупотреблениям. Такие лица, являющиеся стороной по соглашению об управлении партнерством, смогут анонимно участвовать в хозяйственном обороте, не отвечая по своим обязательствам перед кредиторами.

На значительные риски кредиторов хозяйственного партнерства, возникающие при этом, указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.2011 N 147 «О проектах Федеральных законов N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и N 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

Выход участника из партнерства путем отказа от участия в нем и передача доли в складочном капитале возможны, только если это предусмотрено соглашением об управлении партнерством (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах).

Если возможность выхода путем отказа от участия в партнерстве предусмотрена, то такой отказ возможен при уведомлении партнерства о выходе из него за три месяца (пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

При выходе участника из партнерства в форме отказа от участия он имеет право на получение действительной стоимости своей доли (ч. 5 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах). Доля вышедшего участника при этом переходит к партнерству.

Если же участник выбыл из хозяйственного партнерства без перехода прав на долю к участникам, третьим лицам или самому партнерству (к примеру, в случаях, установленных в ч. 7 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах), то доли оставшихся участников в этом случае увеличиваются пропорционально их долям в складочном капитале партнерства (пп. 3 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

Прием в партнерство новых членов допускается только с единогласного согласия всех его участников (ч. 1 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

При передаче прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства у участников возникает преимущественное право на ее приобретение, если иное не предусмотрено в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (пп. 3 ч. 1 ст. 12 и ст. 15Закона о хозяйственных партнерствах).

Рассматриваемый Закон содержит правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли в складочном капитале хозяйственного партнерства (ч. 3 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах). Партнерство должно быть уведомлено в письменной форме о совершении такой сделки на следующий рабочий день после ее нотариального удостоверения. При этом требуется представить доказательства ее совершения. Приобретатель прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства приобретает права и обязанности участника партнерства с момента такого уведомления.

Данные правила имеют мало отличий от норм, регулирующих переход прав на долю в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (см. ст. 21 Закона об ООО).

3. Права и обязанности участников

хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство описывается в рассматриваемом Законе как юридическое лицо корпоративного типа, так как его деятельность определяется на основе членства, а число участников не может быть менее двух (ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах). Следует отметить, что ограничение по числу участников хозяйственного партнерства 50 членами указывает также на сходство этой правовой конструкции с инвестиционным товариществом (ч. 3 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах и ч. 6 ст. 3 Закона об инвестиционном товариществе).

Система прав и обязанностей участников, а также организационная структура хозяйственного партнерства в значительной степени напоминает общество с ограниченной ответственностью.

Права и обязанности участников хозяйственного партнерства в общем виде указаны в ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах. Так, в соответствии с частью 1 данной нормы участник партнерства вправе:

— участвовать в управлении деятельностью партнерства;

— получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;

— продать свою долю в складочном капитале партнерства или осуществить ее отчуждение иным образом;

— получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

— выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, участниками партнерства или иными лицами принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства.

Обязанности участников хозяйственного партнерства по сравнению с их правами сформулированы в рассматриваемом Законелаконичнее (ч. 2 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах):

— вносить вклады в складочный капитал партнерства;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

В то же время не следует забывать, что большая часть прав и обязанностей может быть установлена в соглашении об управлении партнерством. Более того, все права участника партнерства могут быть ограничены таким соглашением (ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В качестве исключения можно привести право на ознакомление со всей документацией партнерства, которое не может быть ограничено даже соглашением об управлении партнерством (ч. 4 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах).

Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства по общему правилу пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале. Однако иной порядок управления может предусматриваться соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В Законе указано, что устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается, но отсутствует норма, запрещающая устранение одного или нескольких участников.

4. Ответственность хозяйственного партнерства

и его участников по обязательствам

Ответственность партнерства по своим обязательствам обеспечивается всем его имуществом (ч. 1 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах). Это правило в российском праве характерно для всех хозяйственных обществ.

Особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

— возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);

— возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

5. Управление хозяйственным партнерством

Система и структура органов и подробные правила управления хозяйственным партнерством указываются в соглашении об управлении партнерством, тогда как в уставе определяются лишь общие положения о порядке и сроке избрания единоличного исполнительного органа партнерства, а также о порядке его деятельности и принятия решений (пп. 7 ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

Органом управления партнерством, без которого невозможно его существование и нормальное функционирование, является единоличный исполнительный орган (ч. 3 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Он избирается из числа участников партнерства — физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку существования этого юридического лица. Иные органы управления хозяйственным партнерством не вправе взаимодействовать с третьими лицами от имени партнерства.

Иные органы управления могут предусматриваться соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Каких-либо предписаний и ограничений в отношении их числа, взаимодействия, функций и полномочий рассматриваемый Закон не устанавливает. Представляется, что членами таких органов управления могут быть и лица, не являющиеся участниками хозяйственного партнерства.

Соглашением об управлении хозяйственным партнерством предусматриваются такие важные вопросы управления деятельностью юридического лица, как правила голосования участников по различным вопросам, право вето (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах) и одобрение решений единоличным исполнительным органом хозяйственного партнерства (ч. 4 ст. 19Закона о хозяйственных партнерствах).

Решения органов управления хозяйственным партнерством могут быть обжалованы в суд участником партнерства в течение трех месяцев с момента, когда такому участнику стало известно (или должно было стать известно) о принятии оспариваемого решения или об обстоятельствах, являющихся основаниями для признания их недействительными (ч. 6 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Основания недействительности решений органов управления могут быть установлены в том числе и соглашением об управлении хозяйственным партнерством (ч. 5 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

По общему правилу члены органов управления партнерства и его единоличный исполнительный орган несут ответственность перед хозяйственным партнерством за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием). Следует отметить, что соглашением об управлении партнерством может быть предусмотрено ограничение такой ответственности или ее отсутствие (ч. 2 ст. 22 Закона о хозяйственных партнерствах). Представляется, что кредиторы должны учитывать это правило при заключении сделок с хозяйственными партнерствами.

Закон о хозяйственных партнерствах не устанавливает случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и деятельности партнерства, если иное не указано в соглашении об управлении партнерством. Аудит в отношении этого юридического лица может быть проведен лишь по желанию участника партнерства с отнесением всех расходов на его проведение на счет этого участника (ст. 20 Закона о хозяйственных партнерствах). Данное правило не учитывает интересы участников партнерства и его кредиторов и может быть использовано в целях сокрытия различных злоупотреблений со стороны органов управления партнерством.

Из текста рассматриваемого Закона неясно, могут ли отдельные участники хозяйственного партнерства заключать между собой различные соглашения по вопросам управления хозяйственным партнерством (по аналогии с акционерным соглашением) и как будут соотноситься такие договоры с соглашением об управлении хозяйственным партнерством, которое принимается всеми его участниками.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *