Министерство экономического развития

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) — федеральный орган исполнительной власти в подчинении правительства РФ. Занимается выработкой государственнй политики в сфере экономического развития, мониторингом и анализом социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики, прогнозированием социально-экономического развития страны и отдельных секторов экономики, стратегическим планированием, поддержкой и развитием малого и среднего предпринимательства, ведет внешнеэкономическую деятельность.

Переименовано в Министрство экономического развития РФ, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (ред. от 02.05.2012, с изм. от 03.05.2012) .

С июля 2013 года Минэкономразвития возглавял А.В.

Минэкономразвития России

Улюкаев.

С 30 ноября 2016 года Министром экономического развития Российской Федерации является Орешкин Максим Станиславович после отправки в отставку и ареста Улюкаева.

Редактировать

Основные направления деятельности Минэкономразвития

  • макроэкономика
  • финансовые рынки и международный финансовый центр
  • стратегическое планирование, ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
  • внешнеэкономическая деятельность
  • инвестиционная политика
  • антикоррупционная политика
  • особые экономические зоны
  • государственные гарантии
  • недвижимость
  • административная реформа
  • оценка регулирующего воздействия
  • «Электронное правительство»
  • корпоративное управление
  • регулирование госзакупок
  • энергоэффективность
  • инновации
  • природопользование
  • реструктуризация секторов естественных монополий
  • приватизация федерального имущества
  • эффективное управление государственным имуществом
  • экономика социальной сферы
  • подготовка управленческих кадров
  • развитие экономики регионов
  • развитие конкуренции
  • геодезия и картография
  • формирование Единого экономического пространства.

Министерство возглавляет министр экономичесткого развития у которого есть 11 заместителек, курирующих основные направления деятельности министерства и которым подчиняютя руководитли департаментов..

В структуру Минэконразвития в настоящее время входят 26 департаментов. 22 департамента работают по направлениям деятельности Министерства, 5 департаментов занимаются вопросами внешнеэкономической деятельности, 3 департамента курируют вопросы кадрового и административно-финансового обеспечения деятельности министерства. В структуре МЭР имеется правовой департамент.

  • Правовой департамент
  • Сводный департамент макроэкономического прогнозирования
  • Департамент экономики социального развития и приоритетных программ
  • Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции
  • Департамент корпоративного управления
  • Департамент государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности
  • Департамент имущественных отношений
  • Департамент государственного регулирования в экономике
  • Департамент взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ
  • Департамент торговых переговоров
  • Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности
  • Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства
  • Департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов
  • Финансовый департамент
  • Департамент Азии и Африки
  • Департамент государственных целевых программ и капитальных вложенийДепартамент развития секторов экономики
  • Департамент инновационного развития
  • Департамент кадров и организационного развития
  • Департамент обеспечения деятельности Министерства
  • Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов
  • Департамент недвижимости
  • Департамент стран Европы и Америки
  • Департамент международных организация
  • Департамент оценки регулирующего воздействия
  • Департамент развития федеральной контрактной системы

Подведомственные органы власти

  1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
  2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  3. Федеральная служба по аккредитации (Росакредитация)
  4. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)

Министерство экономического развития Российской Федерации

По сути приемник Госплана — Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, являлся государственным органом, осуществляющим общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

Современное Министерство создано в 2000 (как Министерство экономического развития и торговли) г., в 2008 г преобразовано в Министерство экономического развития.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (утверждено Положение о Минэкономразвитии).

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:

а) анализа и прогнозирования социально-экономического развития,

б) развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса,

в) внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли),

г) имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций,

д) оценочной деятельности (является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности).

е) разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации – (одна из важнейших функций, программы разрабатываются на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы, сейчас разработана программа долгосрочного развития до 2020 г.

Документ на 194 страницах).

ж) управление особыми экономическими зонами.

Цитаты: Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 — 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 — 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

В ведении находятся:

— Федеральная служба по аккредитации;

— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

— Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

— Федеральное агентство по государственным резервам;

— Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Вопрос: Мониторинг социально-экономического развития региона

Мониторинг — это специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем.

Региональный мониторинг — это общая технология управления регионом, обеспечивающая решение следующих задач:

— получение достоверной и объективной информации об основных социально-экономических и общественно-политических процессах в регионе;

— выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе:

— обеспечение доступности информации для органов власти и населения.

Мониторинг в конечном итоге служит инструментом для принятия управленческих решений, то есть может быть элементом более крупных технологий. Например: мониторинг выполнения стратегических задач развития региона, мониторинг использования региональной собственности, финансовых ресурсов и другие.

Главной целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы региона.

Такая информация является основой для принятия решений, обеспечивающих реализацию всего комплекса функций управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль).

Объектами мониторинга являются:

· экономические районы страны,

· республики,

· края,

· области,

· автономные образования,

· отдельные города.

Субъект мониторинга имеет сложную структуру и представлен, с одной стороны, работниками органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенции которых постановка задач мониторинга, его организация, сбор, систематизация и анализ информации, с другой, сотрудники специализированных компаний, привлекаемых к сбору и анализу определенных видов информации, с третьей, потребители определенных видов информации (домохозяйства, предпринимательские структуры, некоммерческие организации и др.)

Предметом мониторинга является совокупность процессов и результатов социально-экономического развития субъекта РФ, его муниципальных образований. Специфика региона (структура его ресурсного потенциала, состав конкурентных преимуществ и др.) обусловливает использование наряду с инвариантным составом индикаторов показатели, имеющие выборочную природу применения (например, объем и структура приграничной торговли).

Ресурсное обеспечение мониторинга имеет сложный состав, включающий кадровое, материально-техническое обеспечение (комплекс технических средств регистрации и передачи информации), финансовое.

Задачи регионального социально-экономического мониторинга могут быть следующие:

• организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;

• оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально- экономических процессов;

• выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе;

• обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;

• разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;

• подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до органов регионального управления.

Функции мониторинга социально-экономического развития региона включает следующие:

— организационная (определение состава респондентов, выбор методов сбора, системы показателей, установление периода оценки объекта и др.);

— информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики состояния и динамики изменений объекта);

контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых, нормативных);

аналитическая (выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и динамику изменений объекта);

коммуникационная(передача информации, отражающей состоянии и динамику развития объекта, результаты диагностики заинтересованным потребителям).

Принципы организации мониторинга :

Подумайте – стоит ли сократить перечень принципов, оставив наиболее важные.

Принцип научной обоснованности.Предусматривает разработку и совершенствование системы мониторинга с учетом достижений теории (раскрывающей содержание и объективную основу процессов социально-экономического развития региона, роль органов федерального Центра, субъектов РФ в разработке их экономико-организационного обеспечения), апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.

Принцип объективности. Его суть — в необходимости отражения в формируемой информационной базе мониторинга реальных условий функционирования социально-экономической системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития.

Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы региона, могла быть насыщена необходимой информацией.

Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы мониторинга на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия, процессы, результаты.

Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы мониторинга на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы региона.

Принцип синергичности. Предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри системы мониторинга и ее — с внешней средой.

Принцип организационного единства процессов мониторинга и управления социально-экономическим развитием региона.В его содержательной интерпретации важно отметить, что постановка задач мониторинга должна основываться на определении целей и направлений развития региона, разработке стратегий управления им.

Принцип институционализации правового и организационного обеспечения мониторинга. Его реализация предполагает наделение конкретного подразделения администрации субъекта РФ полномочиями на организацию мониторинга, анализ его результатов и их доведение до органов, уполномоченных принимать управленческие решения, связанные с планированием и регулированием социально-экономической системы региона.

Принцип проблемной организации мониторинга. В соответствие с ним программа наблюдения (обследования, анализа) должна быть ориентирована на решение определенной проблемы, для чего необходимо сформировать «ограниченную», но достаточную информационную базу.

Принцип системности и комплексности. Предполагает учет действия условий и факторов разной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, институциональной и др.), выявление их взаимосвязей, а соответственно, привлечение и анализ различных видов информации. Важное значение имеет отражение применяемой системой показателей ключевых параметров «входа» и «выхода» социально-экономической системы региона.

Принцип универсальности. Позволяет системе мониторинга функционировать на различных территориях, в условиях меняющихся социально-экономических характеристик.

Принцип сочетания непрерывности и периодичности. Он предусматривает постоянное и регулярное наблюдение за региональным развитием и его результатами, а также расчет и анализ показателей через определенные промежутки времени.

Принцип оперативности. Отражает необходимость своевременного сбора и предоставления информации, а также принятия на ее основе решений, способных улучшить в реальном масштабе времени условия функционирования объекта управления.

Принцип достоверности. Относится как к исходной информации, так и к результатам проведения мониторинга. Его реализация призвана обеспечить доверие потребителей «продукта» мониторинга к источникам информации, методам ее получения, обработки, анализа.

Принцип иерархичности. Заключается, во-первых, в том, что информация, полученная с нижних уровней управления должна соответствовать информации, сведенной на верхних уровнях, во-вторых, информация любого уровня управления должна соответствовать содержанию ставящихся и решаемых управленческих задач. Иными словами, предполагается обеспечить взаимосвязанность информации по системе показателей и по организационной вертикали (по уровням управления).

Принцип сопоставимости показателей во времени и пространстве. Соблюдение этого требования необходимо, чтобы отслеживать динамику исследуемого процесса в разных регионах страны, а также выявлять тенденции его развития.

Принцип рациональности. Характеризует рациональное сочетание прогнозно-аналитической ценности информации и затрат на ее получение, сбалансированность показателей.

Принцип нормативности. Предполагает наличие нормативов (допустимых значений) по ключевым показателям, используемым в системе мониторинга.

Принцип альтернативности. Следование этому принципу означает использование разных источников сбора информации, а также методов ее анализа и оценки.

Принцип адаптации. Он предусматривает приспособление системы мониторинга (ее масштабов, состава оцениваемых характеристик, используемых показателей, инструментов анализа и др.) к возможностям ее организаторов и требованиям пользователей, меняющимся задачам, внутренним и внешним условиям его проведения. По мере изменения условий необходимо изменение и масштаба системы мониторинга, показателей оценки, методики формирования выходных данных.

Принцип открытости и прозрачности. Предполагает транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития социально-экономической системы региона, а также доступность результатов мониторинга заинтересованным группам их потребителей.

Принцип партнерства органов федерального центра и субъекта РФ в создании, функционировании и совершенствовании системы мониторинга развития социально-экономической системы региона. Важное значение в современных условиях имеет дополнение состава названных участников бизнесом, как инвестором, заинтересованным в существовании и развитии названной системы.

Принцип эргономичности. Предполагает обеспечение максимальных удобств для проведения мониторинга: современная компьютерная и оргтехника, оптимальный режим проведения мониторинговых исследований.

Принцип развития. Его суть — в необходимости совершенствования системы мониторинга (используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др.). Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему мониторинга и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям информации на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.

Этапы мониторинга:

  • процесс непрерывного наблюдения,
  • исследование явлений и событий,
  • формирование информационной базы управления,
  • контроль за ходом и характером изменений объекта,
  • оценка отклонений на основе системы критериев (эталонов).

Свойства мониторинга:

  • наличие четкой целевой установки на отбор наиболее важной и нужной информации;
  • использование относительно постоянной совокупности параметров и индикаторов отслеживания и устойчивой респондентской сети;
  • сравнимость и сопоставимость результатов исследования.

На основе мониторинга социально — экономических процессов в регионе можно:

• ускорить процессы, если они желательны для территориального сообщества, и повысить их результативность;

• заблаговременно принять адекватные будущим событиям меры, повысив тем самым результативность управления социально-экономическими процессами на территории.

Региональному социально-экономическому мониторингу предъявляются дополнительные требования:

достоверность мониторинга – использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;

оперативность – ориентация на сокращение, сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений, если того требует складывающаяся социально-экономическая ситуация;

систематичность – осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации.

Министерством экономического развития РФ осуществляется мониторинг социально-экономического развития регионов с целью оперативного отслеживания изменений в развитии экономики, социальной и финансово-банковской сферы.

Большой вклад в развитие системы мониторинга Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России вносит Аналитический центр при Правительстве РФ.

Одним из важных вопросов темы является исследование вариантов формирования комплексной системы оценки развития регионов и эффективности и результативности деятельности органов государственной власти. Признано, что в настоящее время система оценок результативности работы местных властей функционирует недостаточно эффективно. Всего критериев оценки используется около трехсот. Появляются новые критерии (привлечение инвестиций), значимость которых подкрепляется дополнительной финансовой поддержкой для территорий, реализующих проекты развития. Существует потребность в систематизации показателей, формировании системы сбалансированных показателей развития. Поэтому, в изучении этой темы следует обратить внимание на современные направления развития системы индикаторов регионального развития с целью оптимизации регионального управления.

Дополнительная литература:

Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов. М.: Юрлитинформ, 2011

Брюйн Ханс, де. Управление по результатам в государственном секторе. M.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 192 c

Материалы селекторного совещания Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» 10.01.2012 года: http://premier.gov.ru/events/news/17719/

Системный мониторинг: глобальное и региональное развитие / отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. — М.: URSS, 2010. — 295 с.

Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации. Аналитический доклад — 2011. М.: МАКС Пресс, 2011.

Стратегическое управление: от идеи до результата. /Аналитический центр при Правительстве РФ. М.: 2011. — 164 с. . Режим доступа: http://ac.gov.ru/Publications/index.php?ELEMENT_ID=779.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *