Манипуляция в общении

Защита от манипуляций

Защищаться обычно проще, чем нападать. Ведь разрушать всегда легче, чем созидать. Однако в случае с манипуляциями дело обстоит иначе: ведь «нападение» осуществляется скрытно, незаметно для потенциальной жертвы. То, что мы угодили в расставленную манипулятором ловушку, осознается, как правило, много позже, когда уже мало что можно исправить. Поэтому главная задача противоманипулятивных действий – распознать манипуляцию.

Ее внешние признаки обычно таковы:

  • • преувеличенная комплиментарность, демонстрация внезапного благорасположения;
  • • убыстренный темп речи;
  • • наступательность, напор, стремление ни под каким видом не отдавать инициативу в общении;
  • • требование немедленного принятия решений;
  • • слишком щедрые посулы или преувеличение объема возможных потерь;
  • • неравенство ответственности: размытая у требующего и полная у адресата требования;
  • • элементы психологического давления, прессинга;
  • • чувство неудобства, неловкости, внутреннего диссонанса: вроде бы и не хочется уступать требованию, да, видимо, придется, ибо иначе выставим себя в плохом свете.

Если манипулятивные намерения партнера по общению уверенно определены, то следует отдать себе категорический приказ: «Стоп! Ни в коем случае не принимать решения прямо сейчас». Смысл такого императива заключается в том, что необходимо избежать автоматического реагирования на включаемые манипуляторами сигналы, запускающие поведенческие механизмы, отлаженные на принципах обмена, последовательности, авторитета, благорасположения и т.д. Под любым предлогом следует оттянуть принятие решения, а потом уже в спокойной обстановке неспешно с ним разобраться: почему мы должны его выполнять, да и должны ли вообще.

При анализе «отложенной партии» скорее всего выяснится, что угроза нарушения принципов последовательности, уважения к авторитету и пр. – мнимая, и что эти принципы ничуть нс пострадают, если мы откажем манипулятору. Однако, если даже последние правы, и наш имидж принципиального человека может пострадать, это – не самая страшная трагедия в жизни.

Каждый нормальный человек имеет право:

  • • совершить ошибку и ответить за нее;
  • • изменить свое мнение;
  • • самостоятельно решать, брать ли на себя ответственность за чужие проблемы;
  • • признавать свое непонимание или некомпетентность и т.д.

Подобные вещи периодически случаются с каждым из нас. И они вовсе не являются однозначным свидетельством нашей глупости, черствости или беспринципности. Не надо требовать от мира совершенства. Тогда гораздо проще будет решать, что реально мы должны делать и кому именно мы это должны.

Итак, главное защитное средство от манипуляций можно представить рекомендацией – не принимайте решение в спешке, в условиях дефицита времени. Найдите способ спокойно обдумать проблему, взвесить все за и против. Кстати, вполне может оказаться, что выгоднее уступить, пойти навстречу манипулятору. Если же нет, то дальше в зависимости от ситуации можно действовать двояко: наступательно или оборонительно.

Наступательный тип действий рекомендуется, если предмет разногласий принципиален для обеих сторон. В этом случае целесообразно «разоблачить» манипуляцию, показать манипулятору, что механика его действий «прозрачна» для намечаемой жертвы, и поэтому его тактика обречена на провал. «Сеанс разоблачения» бывает полезен и в ситуациях повторяющихся манипуляций (так называемых «психологических игр»),

В большинстве же ситуаций бывает достаточно «оборонительной» тактики. Можно просто проигнорировать манипулятивные приемы, продемонстрировать свою незаинтересованность. Главное в этом случае – не вступать в дискуссию с манипулятором. Если вам навязывают товар, а вы не хотите его брать, не отвечайте на вопрос «почему?». Вы не обязаны оправдываться за свои действия. Просто скажите «нет».

Манипулирование, т.е. скрытое управление людьми в корыстных целях, – не самая приятная вещь на свете. Обидно же, когда тебя держат за дурака. Однако масштабы этого явления вряд ли уменьшатся в ближайшем будущем. Ведь постоянно растет сложность, напряженность и дифференцированность современной деловой жизни. Значит, увеличивается и необходимость использования стереотипных механизмов поведения – надо же в столь переменчивом мире иметь хоть какие-то надежные ориентиры. А ведь именно на них, как мы видели, и паразитируют манипуляторы. Они, конечно, не совершают очевидных преступлений. Манипуляторы, скорее, ведут некую игру по только им известным правилам. Однако, если эти правила понять (а для психологической науки они особого секрета не составляют), то тогда появляется реальный шанс «переиграть» манипуляторов.

Манипулятивное влияние

  • •Тема 1. Общая характеристика феномена психологического
  • •Тема 2. Современные зарубежные психологические теории,
  • •Тема 3. Влияние в исследованиях современных
  • •Тема 4. Психологические принципы и факторы влияния………………….76
  • •Тема 5. Содержание, техники и средства различных
  • •Тема 6. Конструктивное противостояние нападению
  • •Тема 7. Педагогическое влияние…………………………………………………..159
  • •Введение
  • •Тема 1 общая характеристика феномена психологического влияния
  • •Содержание понятия «психологическое влияние»
  • •Способы и средства психологического влияния
  • •1.3. Цели психологического влияния
  • •Влияние как средство удовлетворения потребностей
  • •Влияние как способ подтверждения собственной значимости
  • •Влияние как удовлетворение потребности влияния
  • •1.4. Классификация видов психологического влияния
  • •1.5. Взаимосвязь феноменов «психологическое влияние», «власть», «лидерство»
  • •Влияние и власть
  • •Влияние и лидерство
  • •1.6. Результаты психологического влияния
  • •Механизм трансформации убеждений
  • •Механизм трансформации стереотипов
  • •Механизм трансформации установок
  • •Практическое занятие «Осознание личных стереотипов и установок и управление ими»
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •2.2. Психоаналитическое направление исследования влияния
  • •Психоаналитическая теория з. Фрейда
  • •Неопсихоанализ
  • •Трансактный анализ э. Берна
  • •2.3. Исследование влияния в необихевиоризме
  • •Теория социального подражания г. Тарда
  • •Теория социального научения на основе наблюдения и подражания а. Бандуры
  • •Теория взаимодействия исходов д. Тибо, г. Келли
  • •Теория социального обмена Дж. Хоманса
  • •2.4. Интеракционистский подход в исследовании влияния
  • •Теория символического интеракционизма (Дж. Мид, г. Блумер, м. Кун)
  • •Социальная драматургия (теория управления впечатлениями) э. Гофмана
  • •Концепция малых групп ч. Кули
  • •Теория референтной группы г. Хаймана
  • •2.5. Когнитивистская ориентация в изучении влияния
  • •Теория поля к. Левина
  • •Теория структурного баланса ф. Хайдера
  • •Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Влияние в исследованиях современных российских психологов
  • •3.1. Современное состояние проблемы исследования влияния в отечественной психологии
  • •3.2. Типология межличностного взаимодействия г.А. Ковалёва
  • •3.3. Типология уровней общения а.Б. Добровича
  • •3.4. Классификация уровней межличностного взаимодействия е.Л. Доценко
  • •3.5. Классификация уровней влияния е.В. Сидоренко
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Тема 4 Психологические принципы и факторы влияния
  • •4.1. Классификация психологических принципов влияния
  • •4.2. Принцип взаимного обмена
  • •4.3. Принцип обязательства и последовательности
  • •Виды и формы обязательств, усиливающих последовательность поведения
  • •4.4. Принцип социального доказательства. Принцип благорасположения Принцип социального доказательства
  • •Действие принципа социального доказательства при неуверенности людей
  • •Действие принципа социального доказательства под влиянием фактора сходства
  • •Предотвращение вредного действия принципа социального доказательства
  • •Принцип благорасположения
  • •Фактор превосходства
  • •Внешняя привлекательность
  • •Сходство
  • •Отношение к нам, похвала
  • •Близкое знакомство и знакомство при вызывающих положительные эмоции обстоятельствах
  • •Наличие положительных ассоциаций
  • •4.5. Принцип авторитета
  • •Психологические причины следования авторитету
  • •Символы авторитета
  • •4.6. Принцип дефицита
  • •Причины сильного влияния принципа дефицита
  • •Ситуации, в которых влияние принципа дефицита усиливается
  • •4.7. Личностные факторы влияния
  • •Практическое занятие «Решение психологических задач» Тема «Принципы влияния: принцип взаимного обмена, принцип обязательства и последовательности»
  • •Тема «Принципы влияния: принцип социального доказательства, принцип благорасположения»
  • •Тема «Принципы влияния: принцип авторитета, принцип дефицита»
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Тема 5 содержание, техники и средства различных видов влияния
  • •5.1.Деструктивное психологическое влияние
  • •Силовое психологическое влияние
  • •Манипулятивное влияние
  • •Идеи (стереотипы, установки, убеждения), которые могут сделать человека объектом манипулирования
  • •1. Я должен (должна)…
  • •2. Другие должны…
  • •3. Все должны помнить…
  • •Критерии манипуляции
  • •Невербальные техники манипуляции:
  • •5.2. Конструктивное психологическое влияние
  • •Аргументация
  • •Контраргументация
  • •Самопродвижение
  • •5.3. Спорные виды влияния
  • •Внушение и заражение
  • •Побуждение к подражанию
  • •Формирование благосклонности
  • •Просьба
  • •Игнорирование
  • •Практическое занятие 1 «Актуализация личного потенциала влияния»
  • •Практическое занятие 2 «Узнавание различных видов влияния»
  • •Практическое занятие 3 «Овладение приёмами конструктивного влияния»
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Тема 6 конструктивное противостояние нападению и манипуляции
  • •6.1. Понятие конструктивного противостояния влиянию
  • •Общие правила конструктивного противостояния
  • •6.2. Основные способы конструктивного противостояния влиянию
  • •Мониторинг эмоций
  • •Психологическая самооборона
  • •Техника бесконечного уточнения
  • •Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:
  • •Возможные варианты ответов в технике самоуточнения:
  • •Техника внешнего согласия, или «наведения тумана»
  • •Возможные варианты ответов в технике внешнего согласия:
  • •Техника испорченной пластинки
  • •Применение техники испорченной пластинки
  • •Техника английского профессора
  • •Возможные варианты ответов в технике английского профессора:
  • •Информационный диалог
  • •Техники информационного диалога
  • •Конструктивная критика
  • •Техники конструктивной критики
  • •Цивилизованная конфронтация
  • •Принятие решения о вступлении в конфронтацию, по а.Беку
  • •6.3. Дополнительные способы противостояния влиянию
  • •Внутренняя мобилизация
  • •Творчество
  • •Уклонение
  • •Практическое занятие 2 «Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (информационный диалог)»
  • •Практическое занятие 3 «Конструктивные способы противостояния нападению и манипуляции (конструктивная критика, конфронтация)»
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Тема 7 Педагогическое влияние
  • •7.1. Содержание понятия и основные характеристики педагогического влияния
  • •7.2. Теории и модели педагогического влияния
  • •Гуманистическая модель педагогического влияния
  • •Демократическая модель педагогического влияния
  • •Директивная модель педагогического влияния
  • •Подкрепление как метод педагогического влияния
  • •Принципы применения подкрепления
  • •Наказание как метод педагогического влияния
  • •Неосознаваемые педагогами проблемы, связанные с использованием наказания
  • •7.3. Методы и средства педагогического влияния
  • •Причины возникновения смысловых барьеров
  • •7.4. Педагогическая оценка как средство влияния
  • •Условия эффективного педагогического контроля и оценивания
  • •7.5. Личностные факторы педагогического влияния и способы его самоконтроля
  • •Вопросы и задания для самопроверки
  • •Литература
  • •Программа зачёта
  • •Список литературы
  • •Отрывок из книги Ксенофонта «Сократические сочинения» Диалог Сократа и Евтидема
  • •Окончание отрывка
  • •Примерный список техник, используемых в диалоге между Сократом и Евтидемом
  • •Сведения об авторе

Каждый человек является потребителем или поставщиком в любой социальной сфере (торговля, коммуникации, семейные отношения, досуг). Межличностное взаимодействие (реальное, виртуальное) – сфера потребления, в которой распространена проблема манипуляций. Но независимо от сферы все манипуляции основаны на единых психологических механизмах, от чего остается актуальным вопрос: как обезопасить себя и научиться противостоять манипуляциям, распознавать их.

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути манипуляций как социальном и психологическом явлении, узнать о видах и техниках манипуляции, принципах влияния. И, конечно, разобраться в методиках сопротивления, подобрать эффективную систему противостояния.

Что такое манипуляции

Психологическое манипулирование – управляющее воздействие на человека и его психику со стороны манипулятора. При этом скрывается истинная цель, называется ложная, а преимущество достигается за счет жертвы.

Жертва манипулятора – человек, на которого против его воли оказано воздействие по формированию потребностей и мотивов.

Манипулятор – человек, влияющий на сознание других людей. Всего бывает 4 типа манипуляторов:

  • активный,
  • пассивный,
  • соревнующийся,
  • безразличный.

При этом по типу поведения манипулятора также можно выделить:

  • диктатора,
  • тряпку,
  • хулигана,
  • судью.

Названия моделей поведения говорят сами за себя.

Противоположность манипулятору – актуализатор. В психологии принято считать, что в человеке заложены обе противоположности, но, как и всегда, побеждает та, которую он больше подпитывает. Задача человека, чтобы стать личностью – научиться быть актуализатором.

Сравнительная характеристика манипулятора и актуализатора выглядит следующим образом (таблица ниже).

Манипулятор Актуализатор
Ложь, фальшивость, маневрирование, разыгрывание роли. Честность, прозрачность, искренность, чистосердечность.
Апатия, скука. Не осознает ценности жизни, не видит и не слышит других людей. Интерес к жизни, хорошее видение и слушание других. Развитые эстетические чувства.
Закрытие, скрытие планов и намерений от другого человека. Открытость, свободное выражение своих целей и действий.
Цинизм, безверие, недоверие к себе и другим. Доверие к себе и другим, готовность справиться с трудностями, адекватная самооценка.

Виды и техники манипуляций

Существует несколько вариантов манипуляций. Например, можно выделить косвенные и прямые.

Прямые манипуляции

Подразумевает влияние на сознание рациональными аргументами, то есть реальными характеристиками товара (дела, поступка). Актуально в том случае, когда человек принял решение, что ему это нужно, но не имеет конкретных установок (для чего и что именно).

Косвенное воздействие

Используется в случае, когда человек не собирается приобретать вещь (поступать каким-либо образом), но психологическими манипуляциями ему это хотят навязать. В этом контексте распространены две техники: упущенной возможности и исключительности.

  • Первое основано на страхе того, что упущенное станет ценнее. В торговле это акции, скидки, «последние часы», «последние дни», «последние товары». В отношениях – это фразы типа «Если не поедем на курорт, то я уйду от тебя».
  • Техника исключительности действует на самооценку потребителя. То есть чувство собственного удовлетворения и достоинства при покупке товара VIP (премиум) или женитьбе на девушке, за которой «бегала толпа женихов».

Влияние на подсознание

Это, пожалуй, самый эффективный и излюбленный (особенно рекламщиками) метод. Эти методики, как правило, применяются в рекламе, медиасреде или на презентациях товаров от фирм-мошенников.

Ассоциации

Принцип этой технологии основан на выстраивании связей. Например, в рекламе, где шоколад помогает знакомиться с людьми. На уровне подсознания это сохранится как установка купить это продукт. То есть речь идет о создании ассоциативных связей между продуктом и личной ценностью или удовольствием:

  • престиж и статус;
  • любовь и брак;
  • сексуальность и привлекательность;
  • благополучие семьи;
  • удача;
  • комфорт (моральный и материальный);
  • история и культура (национальные ценности);
  • устранение недуга и боли.

Транс

К этой технике относится:

  • обилие кадров, частота их смены, то есть перегрузка сознания;
  • наглядная демонстрация трансового состояния (замирание в одной позе, без речи и движений);
  • нелепые фразы и противоречия, ляпы (сознание разбирается, подсознание впитывает);
  • нарастающее напряжение с неожиданной развязкой.

Игра как манипуляция

На уровне интимно-личностного общения манипуляции и мотивы осуществляются в форме игры, например, по Э. Берну самой распространенной является ссора (скандал). К ее компонентам относится:

  • уловка (обсуждение больной темы в неподходящей ситуации);
  • уязвимое место (актуальная потребность, важный мотив, который постоянно находится во внимании у второго «игрока»);
  • взаимодействия (реплики, постепенно набирающие громкость и размах);
  • ошеломление и развязка (временная или окончательная размолвка);
  • выигрыш (экзистенциальный, то есть подтверждение своего убеждения, или психологический, то есть достижение неосознаваемого мотива).

Та же схема игры, кстати, может встречаться в торговле:

  • продавец закидывает уловку («Эта модель самая лучшая, но она подороже»);
  • человек ощущает удар по уязвимому месту (достаток);
  • покупает вещь (развязка);
  • а потом жалеет о покупке и не понимает, как это вышло.

Однако игры в близких межличностных отношениях не обязательно являются манипуляциями и несколько отличаются от явных игр-манипуляций.

  • В личностных играх оба участника должны быть активны, истинные мотивы ими обычно не осознаются, выигрывают оба участника, но выигрыш не имеет практического воплощения, игра длится долго.
  • При манипуляции активен один участник, его мотивы осознанны, выигрыш практичен, манипуляция короткая.

Уловки-манипуляции в общении

В сфере общения Р. В. Козьяков выделяет уловки-манипуляции. Всего 3 группы.

Организационно-процедурные

Уместны для накала атмосферы во время обсуждений, переговоров, бесед (больше актуальны для делового общения). К ним относят:

  • формирование первичной установки (настраивание партнера на нужный манипулятору лад);
  • предоставление материалов накануне;
  • недопущение повторного обсуждения;
  • накал атмосферы агрессорами спора;
  • первоочередная преемственность в голосовании;
  • приостановка обсуждения на желаемом варианте;
  • выборочная лояльность в соблюдении регламента;
  • принятие псевдорешения;
  • перерыв в обсуждении;
  • выпускание пара на несущественных вопросах;
  • случайный некомплект документов;
  • избыточное информирование;
  • потеря документов;
  • игнорирование предложений;
  • резкая смена темы.

Логические

К ним относятся:

  • неопределенность тезиса;
  • несоблюдение закона достаточного основания;
  • порочный круг доказательств;
  • причинно-следственный силлогизм;
  • неполное опровержение;
  • неправомерные аналогии.

Психологические

Самая широкая группа, используются при любой виде, стиле и форме общения:

  • раздражение оппонента;
  • использование непонятных слов и терминов;
  • неожиданно быстрый темп обсуждения;
  • перевод спора в домыслы;
  • чтение мыслей на подозрение;
  • отсылка к высшим интересам без их расшифровки;
  • суждения типа «это банально»;
  • приучение к конкретной мысли;
  • недосказанность с намеком на особые мотивы;
  • ссылка на авторитет;
  • обвинение в утопичности идей;
  • лесть или комплимент;
  • ложный стыд (иногда с упреком);
  • принижение иронией;
  • демонстрация обиды;
  • авторитетность или откровенность заявления;
  • двойная бухгалтерия;
  • мнимая невнимательность;
  • непонимание или недопонимание;
  • практическая неприемлемость;
  • опора на прошлое заявление;
  • ярлыки;
  • подмена информации;
  • видимая поддержка;
  • лингвистическая косметика;
  • сведение факта к личному мнению;
  • селекция аргументов;
  • насмешка;
  • троянский конь;
  • бумеранг;
  • умалчивание;
  • полуправда;
  • ложь;
  • кнут и пряник;
  • многовопросье;
  • «вы что-то имеете против?».

Способы и методики сопротивления манипуляциям

Противодействие манипуляциям оказывают внутренние естественные психологические защиты и сознательные техники, применяемые человеком.

Анализ ситуации

Перед выбором техники сопротивления необходимо провести анализ игры (манипуляции) по следующему плану:

  1. Выявить главный признак: очевидное противоречие реального результата и выдвигаемых целей взаимодействия.
  2. Определить конкретный тип (игра или манипуляция) и возможные выигрыши. Если один участник получит практический выигрыш – манипуляция, но если другой получит при этом психологический – игра. Если практического выигрыша нет вовсе – игра.
  3. Выявить истинные мотивы и цели участников. Именно они определяют исход. Или определить конкретную форму манипуляции из названных ранее.

Сопротивление

Сопротивление манипуляциям может быть пассивным и активным.

Пассивное сопротивление

Для него характерно:

  • задержка спонтанных реакций на провокации;
  • ограничение скорости атаки;
  • анализ ситуации;
  • принуждение манипулятора отказаться от своих замыслов или раскрыть их.

Этот тип сопротивления эффективен в ситуации растерянности жертвы или при нежелании портить отношения с манипулятором.

К формам пассивной защиты относят:

  • игнорирование (полное или частичное) слов (отсутствие реакции);
  • неожиданное, но тактичное молчание;
  • имитация того, что сказанное не было услышано;
  • согласие со всем («да, вы правы, я не прав»);
  • повторение просьбы манипулятора, но с вопросительной интонацией.

Как правило, манипулятор не ожидает такой реакции или быстро распознает это сопротивление и тогда отступает.

Очевидно, что эти формы требует от потенциальной жертвы большого самообладания. Реализовать это можно с помощью определенных приемов:

  1. Разглядывание. Фокусировка не на словах манипулятора, а на его лице (притом взгляд должен быть максимально независимым и спокойным) или на окружающей обстановке.
  2. Наблюдение. Представление манипулятора в другом виде (ниже, толще, голым, серым или слишком ярким) или моральное возвышение над ним (искреннее понимание того, что агрессия следует из-за глубокого несчастья манипулятора), отстранение (паузы, необходимые для подбора достойного и тактичного ответа).
  3. Нельзя пытаться оскорблять манипулятора.

Активное сопротивление

Предполагает противоположное поведение: разоблачение и ответный удар. Использовать можно 4 методики:

  1. Перед разговором (дискуссией, взаимодействием) открытое обсуждение недопустимости манипуляций. Однако редко можно спланировать этот прием, и его часто нарушают.
  2. Тогда рекомендуется обратить внимание на раскрытие сути уловки. Во всеуслышание рассказать о конкретном типе выявленной манипуляции, ее авторе, его действиях и намерениях («Вы что нас тут всех надуть пытаетесь, Иван Иванович»).
  3. Повторное напоминание о недопустимости манипуляций. Достаточно намекнуть манипулятору о том, что его разоблачили.
  4. Ответная уловка. Последний вариант активного сопротивления, представляющий собой явное противоборство и соревнование в мастерстве манипуляций. Но побеждает обычно тот, кто смог вовремя отступить.

Подсознательные защиты

У каждого человека, заподозрившего манипуляцию в свой адрес, обычно включаются подсознательные базовые защиты:

  • уход,
  • изгнание,
  • блокировка,
  • управление,
  • замирание,
  • игнорирование.

Иногда встречается комплексная реакция из нескольких базовых. Но обычно это не лучший итог разрешения ситуации манипулирования, то есть вариант «уйти и хлопнуть дверью» не избавляет человека от позиции жертвы. Именно поэтому эффективнее специфические способы сопротивления, осознанные и контролируемые, специально усваиваемые и отрабатываемые.

Выдает ли манипулятор себя?

Манипуляции тесно связаны с ложью (утаиванием информации или предоставлением неверных фактов). Потому можно смело утверждать, что невербально манипулятор, как и лжец, может себя выдать. А значит, можно заподозрить манипуляции, если быть внимательным.

  • Общими для всех людей являются учащение дыхания или моргания при вранье, чувство комка в горле, напряжение лицевых мышц, покраснение щек, изменение зрачков.
  • Еще один показатель – изменение голоса (тембра и темпа, интонаций).
  • Конечно, имеются более индивидуальные показатели, которые можно зафиксировать только у хорошо знакомого человека. Подробнее об этом читайте в статье «Как узнать, что человек врет – советы психолога».
  • Вместе с этим можно манипулировать, пользуясь общеизвестными жестами, например, раскрытые ладони – знак честности и открытости.
  • Но с другой стороны это работает и в обратном направлении. Чем больше человек повторяет этот жест, тем меньше врет он и меньше врут ему. Так работает наше подсознание.
  • Еще один жест, свойственный манипуляторам – выставление при приветствии правой ноги вперед и попытка положить свою ладонь сверху. Обнаружив этот жест и перевернув руку манипулятора, можно невзначай намекнуть на свою силу и занять этим доминирующее положение. Но идеально – добиться равного положения (уважение к себе и другому).

Невербальные признаки стоит учитывать на втором этапе алгоритма выявления манипуляций. А уже после в зависимости от личностных способностей можно прибегнуть к пассивным или активным формам сопротивления.

Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Ее можно сравнить с расположением партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит», располагается на ней выше, а партнеры, ведущие разговор «на равных», — на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «выше», происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П.М. Ершов назвал «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом».

Понять, какую позицию в общении следует занять, чтобы в разговоре никто не лидировал и вопрос решался конструктивно, помогает трансактный анализ ситуации общения, разработанный американским психологом Эриком Берном.

1. Понятие эго-состояний

Эрик Берн заметил, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет разные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я, или эго-состояниям:

  1. В состоянии Родителя мы думаем, чувствуем, говорим и действуем так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся.
  2. В состоянии Взрослого мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся.
  3. В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся.

Все три роли личности ей необходимы. Для того чтобы наша жизнь была полноценной, в нужный момент должен проявляться тот или другой.

  • Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
  • Состояние Взрослый необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение Родителя.

В каждое из этих состояний мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействиемситуации, той социальной роли, которую исполняем.

Большинство людей незаметно для себя меняют психологические состояния. Некоторые, однако, не могут или не хотят «переключаться». Психологические позиции Родителя и Ребенка в деловом общении приводят к непартнерскому стилю общения, что затрудняет решение деловых вопросов.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую позицию, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений. К примеру, внешние проявления состояния Родителя-критика и Ребенка-бунтаря порой похожи. Но в агрессивности первого чувствуется спокойное превосходство, а в агрессивности второго — беспомощность.

Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а также в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.

В нижеприведенной таблице, составленной на основе исследований Э. Берна, представлены наиболее типичные психологические позиции и их внешнее проявление.

Таблица 1. Психологические позиции и их внешнее проявление

Позиция Язык тела Речь Типичные выражения Поведение
Руководитель-критик Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно указующее движение рук Громкая или тихая, твердая, с нажимом, высокомерная, насмешливая, повелительная «Это следует сделать», «Так нельзя!», «Я знаю, что говорю», «Сколько можно!» Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает
Руководитель-опекун Открытые руки, корпус наклонен к партнеру, похлопывание по плечу или поглаживание руки; заботливое, ободряющее выражение лица Теплая, сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая «С кем не бывает», «Это не страшно», «Я вам помогу», «Хорошо, молодец!» Утешает, подбадривает, советует, помогает, сочувствует, заботится, покровительствует
Взрослый Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют мысли, выражение лица меняется, но остается заинтересованным, взгляд открытый Спокойная, уверенная, без страстей и эмоций Высказывания по предмету. Допускает возможность обсуждения: «Возможно…», «Если сравнить…», «Я думаю …» Вопросы: «Как?», «Почему?», «Когда?» Заинтересованное, внимательное, объективное, поиск вариантов
Ребенок-бунтарь Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее Гневная, громкая, упрямая, угрюмая «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «А вы сами что!» Протест, агрессивность
Ребенок забитый Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица потерянное, с оглядкой на других, тактичное Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная «Я хотел бы…», «Я попробую…», «Я правильно сделал…», «Что же мне делать?», «Я, наверное, не смогу» Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное
Ребенок свободный Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица воодушевленное, блеск в глазах, любопытство, слезы Громкая, быстрая и горячая, эмоциональная, непринужденная «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ужасно!» Спонтанное, игривое, раскованное, веселое, забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое

Люди вступают в общение каждый в своем эго-состоянии. То, что при этом происходит, Э. Берн назвал трансакцией (иначе — трансактом). Трансакт состоит из стимула и реакции между двумя эго-состояниями. Реакция, как правило, соответствует стимулу («Как аукнется, так и откликнется»).

2. Возможные установки в деловом общении

Занять позицию Взрослого помогает соответствующая установка. Установки могут быть следующими:

  1. У меня не все в порядке — у тебя все в порядке. (Роль просителя; психологическая позиция Ребенка.)
  2. У меня все отлично — у тебя не все в порядке. (Роль начальника; психологическая позиция Родителя.)
  3. У меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке. (Роль неудачника; психологическая позиция Ребенка.)
  4. У меня все в порядке — у тебя все в порядке. Возникшие проблемы можно решить. (Роль делового человека; психологическая позиция Взрослого.)

Если бы сотрудники всегда действовали из позиции Взрослого, в коллективе не было бы конфликтов. Нередко конфликт возникает из-за того, что кто-то ведет психологическую игру, которая состоит из последовательности скрытых трансактов. Например, ведется игра: «А что я говорил?» Начальник советуется со специалистом по поводу какого-либо начинания. Специалист его не одобряет. Начальник настаивает. И тогда специалист заявляет: «Ну, хорошо, сделаем так, как вы хотите», и начинает действовать, как того хочет начальник. Через некоторое время выясняется, что предложение начальника было неверным. Потрачены зря деньги и время. Начальник вызывает специалиста. А тот заявляет: «Я сделал все так, как вы хотели. А я предупреждал…» (психологическая позиция Ребенка). Чтобы избежать такого финала, руководителям можно посоветовать расстаться с позицией непогрешимого Родителя, внимательно прислушиваться к мнению подчиненных, а сотрудникам — не становиться в позицию Ребенка, изложить свое мнение письменно, показать шефу все «за» и «против» его предложения. Это будет стимулировать у него позицию Взрослого и приведет к обсуждению вопроса, а не навязыванию решения.

Кроме этой, существует еще множество психологических игр, основанных на навязывании партнеру психологической позиции Родителя или Ребенка. По сути дела, эти игры представляют собой манипуляции, цель которых — получение той или иной выгоды в отношениях с партнером по общению. Вот названия некоторых их них: «Дитя на работе», «Меня рвут на части», «Казанская сирота», «Обезьяна на шее». Чтобы оказаться не втянутым в манипулятивную игру, нужно вовремя распознать, какую психологическую позицию вам навязывают и, если вам это не нравится, стимулировать у манипулятора позицию Взрослого, что можно сделать, лишь справившись с собственным желанием опекать, распоряжаться или подчиняться.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
  • Прекращение трансакта, а то и конфликт наблюдается в том случае, когда партнер не реагирует на стимул, направленный в позицию Взрослого, а реагирует из другой позиции.
  • К конструктивному ведению разговора можно прийти в том случае, если удастся проигнорировать стимул, направленный в позицию Родителя или Ребенка, и ответить из позиции Взрослого, стимулируя стояние Взрослого у партнера.

3. Манипуляции и защита от них

Манипулированием или манипуляцией назовем такое управление поведением человека, которое совершается ради какой-либо выгоды того, кто управляет.

В каждом из нас с детства сидит манипулятор. Допуская возможность разовой манипуляции, своего рода игры, цель которой — избежать затруднительного положения, постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. Объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.

Причины манипулирования, по мнению психолога Эверетта Шострома — в слабости человеческой натуры:

  1. Не в силах положиться на себя, лучше сделать ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей,преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.
  2. Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: «Делайте со мной, что хотите!» (пассивный манипулятор).
  3. Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора, который действует то активным, то пассивным методами.
  4. Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы).
  5. Некоторые люди настолько боятся заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы).

Итак, основная линия поведения активных манипуляторов — главенство и власть во что бы то ни стало. Стратегия поведения пассивных манипуляторов — приспособленчество, угодничество. Цель деятельности соревнующихся манипуляторов — выиграть любой ценой, несмотря ни на что.

Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.

Как же происходит манипуляция? В партнере находят уязвимое место, струну, на которой можно сыграть. Сильный человек не поддастся искушению, а слабый и наивный может пойти на поводу.

Если вы почувствовали какую-то неискренность, едва уловимую фальшь в отношении к вам весьма приятного человека, подумайте, не манипулятор ли перед вами, нет ли у него причин для такого поведения, и проявите сдержанность в отношениях с ним, будьте настороже.

Если все же ваше поведение дало повод «забросить удочку», попробуйте применить один из способов защиты от манипуляций.

  1. Отказ от предлагаемой роли: «Я не так бескорыстен(а), как вы думаете», «Простите, я дал(а) повод?», «Вероятно, я не тот/та, за кого вы меня приняли» и т.п.
  2. Манипуляцию можно просто не заметить. Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: «Вы это о чем?»
  3. Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор. Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
  4. Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора, переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.

4. Скрытые (подразумевающиеся) трансакты

Это коммуникации с подтекстом. Он чувствуется в интонации, взгляде, языке телодвижений. По содержанию стимул направлен из позиции Взрослого в позицию Взрослого. Но личностный смысл сообщения, который угадывает партнер, исходит из другой позиции. Реакция направлена обычно именно на скрытую позицию. При этом партнер возмущается: «Что я такого сказал?» Например:

А. Где моя папка?
Б. Почему вы думаете, что она у меня?
А. С чего вы это взяли? Я просто спросил. или Муж: Сколько у нас осталось денег до зарплаты?
Жена: Не беспокойся, хватит.
Муж: А я и не беспокоюсь. Уже нельзя и спросить? Скрытая позиция раздражает больше, чем явная. Угадав ее, надо вести себя так, будто она явная, стараясь при этом не допустить конфликтной ситуации. Это возможно, если отвечать из дополнительной позиции. Чтобы разговор был конструктивным, надо постараться проигнорировать подтекст и отвечать так, как будто обращение действительно идет из позиции Взрослого и мы, естественно, отвечаем тем же.

5. Задания

  1. Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Проанализируйте типичные эго-состояния членов своей семьи, друзей, коллег, собственные. Попробуйте определить психологическую позицию незнакомого вам человека по его манере говорить и держаться.
  2. Рассмотрите семейные и служебные конфликты с позиции трансактного анализа. Что можно было бы изменить в Позициях участников, чтобы избежать конфликта?
  3. Заметив, что вы в разговоре занимаете позицию Ребенка или Родителя, попробуйте перейти на позицию Взрослого.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕНИЯ: ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое (гуманистическое)общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. Диалог – это подлинная экзистенциальная коммуникация, переживание опыта равноценного субъекта в процессе общения. Подлинный диалог не допускает общения как «обмена информацией» или «обмена материальными и нематериальными ценностями, «знаками одобрения и престижа» ради выгоды, как это трактуется в теории обмена американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1989) и как это принято в условиях прагматизма рыночных отношений. В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.


В качестве критерия эффективности диалоговой коммуникации российские социологи Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц рассматривают степень достижения взаимопонимания между участниками диалога. При этом взаимопонимание является не только целью, но и предпосылкой коммуникации, которая заключается в исходной установке на понимание – коммуникативной интенции как «равнодействующей» мотива и цели общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Предрасположенность актора к диалоговой коммуникации проявляется в открытости по отношению к принимающей стороне, т.е. в демонстрации явных мотивов и целей коммуникации. Если эти условия отсутствуют, то возникают нежелательные коммуникативные сбои («ножницы восприятия»), т.е. взаимопонимание не достигается по вине либо одной, либо другой стороны, участвующей в общении, либо одновременно обеих. Дридзе выделяет следующие коммуникативные сбои: псевдокоммуникацию, при которой сообщения не увенчиваются адекватными интерпретациями коммуникационных интенций», коммуникатор и коммуникант не просто остаются каждый на своей позиции, но и не понимают адекватно намерений друг друга при вступлении в коммуникацию; квазикоммуникацию, когда происходит «ритуальное действие», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию (Адамьянц Т.З.Социальная коммуникация. М., 2005. С. 10–13; Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии//Общественные науки и современность, 1996. № 3).

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз. Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто. Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно. Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между манипуляцией и внешне схожим с ней приемом так называемого скрытого воздействия состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (Николайшвили Г.Г.Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

Особенности манипулирования изучали многие психологи, теоретики коммуникологии и коммуникативистики. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) считал манипулирование внушением, при котором в сознание незаметно вносится «прививка идей». В отличие от убеждения, внушение – это воздействие на сознание без внешнего принуждения, без рационального размышления. Манипулирование – это управление сознанием и поведением человека, его установками и впечатлениями, его мотивами и реакциями. Американский психолог Э. Шостром полагал, что известная менеджерам концепция бесконфликтного общения Дейла Карнеги – это приемы «мягкой» манипуляции, которые тем не менее помогают в преуспевании в сфере бизнеса. Шостром предложил классификацию манипуляторов, объяснил причины манипулятивного поведения и предложил технологии, помогающие распознать манипуляторов (Шостром Э.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М, 1992). Московский психолог Е.В. Доценко, книга которого о социально-психологическом феномене манипуляции неоднократно переиздавалась и стала хрестоматийной, изучил этимологию понятия «манипуляция», толкования этого термина, технологии и проявления манипуляции в межличностных и политических коммуникациях. По его мнению, метафорой манипуляции можно назвать «подчинение» управлению сознанием и поведением (как если бы человек сделал то, что ему велят, сам), «скрытое» воздействие и «искусное» воздействие. «Манипуляция– это узел, в котором сплелись воедино важнейшие проблемы психологии воздействия: наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменение баланса интересов» (Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 8). Манипулятивная коммуникация– это перехват инициативы, отвлечение внимания адресата, «игра» на различных «струнах души», т.е. на значимых мотивах манипулируемого. Это стремление поставить его в подчиненное, зависимое положение. Это убеждение вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» либо наигранное заискивание и стремление угодить. Это ощущение того, что манипулятор «темнит» (Казаринова И.В., Погольша В.М.Межличностная коммуникация. СПб., 2004. С. 84. 85). Эти характеристики манипулятивной коммуникации помогут распознать манипулятора и избежать неприятного общения с ним.

О современных технологиях и приемах манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, используемых в СМИ, об основных «конструктах» социально-политического манипулирования (мифы, стереотипы, имиджи) существует ряд интересных публикаций (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008; Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2004; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000; Грин Р. 48 законов власти. М., 2007; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002; Мельник Г.С.Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Гнатюк О.Л. Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в Глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001; Гнатюк О.Л. Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 ноября 2006 г. СПб., 2006; Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб., 1997; Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления//Социс. 2006. № 1; Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004).

6 типов манипуляции в общении: как не стать жертвой

Экология сознания. Психология: Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать…

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос: «Как дела» – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например: «Что ты об этом думаешь, я молодец?»

Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция апеллирует к чувствам.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких наших чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных типов.

6 типов манипуляции в общении:

1. Манипуляция любовью. В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели в виду: «Слушайся меня».

Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет в виду: «Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти».

Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле «. Хотя на самом деле имеет в виду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать».

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

2. Манипуляция страхом. В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели в виду: «Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки».

Ваш мужчина говорит: «Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт». Хотя на самом деле имеет в виду: «Приготовься, я скоро уволюсь».

На работе вам говорят: «Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют в виду: «Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.

3. Манипуляция неуверенностью в себе. В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели в виду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи».

Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю». Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу «.

На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют в виду: «Не зарывайся, я здесь начальник».

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция — это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», — так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ею быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков.

Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете. Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них.

4. Манипуляция чувством вины. В детстве вам говорили: «Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют в виду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом».

Ваш мужчина вам говорит: «С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет в виду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить».

На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте, я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют в виду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».

Особенности этой манипуляции

Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний.

Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

5. Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я»). В детстве вам говорили: «Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?». Хотя на самом деле имели в виду: «Не трусь».

Ваш мужчина говорит вам: «Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбегай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет». Хотя на самом деле имеет в виду: «Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы – идеальная семейная пара».

На работе вам говорят: «Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты». Хотя на самом деле имеют в виду: «На вашем тщеславии мы решили немного сэкономить».

Особенности этой манипуляции

Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше, со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и вообще толковый человек, говорил о том, что первая половина жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная.

Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать – он заболевает.

6. Манипуляция чувством жалости. Как это происходило в детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего»!

Как это происходит в семье: «У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко, ты не сможешь поехать».

Как это происходит на работе: «Помните, у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?»

Как это происходит в политике: «Наша партия Фиолетовых, конечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предоставляют…»

Особенности этой манипуляции.

Она такая, немного детская, школьная – «Мариванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду».

Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости — «жертвы», которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрения и помощь. Эти «жертвы» также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они – счастливые жертвы.

Как не стать жертвой манипулятора?

Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй («если ты будешь пить латте с подругами, я не буду зарабатывать деньги»), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.

Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. «Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну так, так и говори».

Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.

Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас и никто кроме нас не в состоянии их «включить» и «выключить». Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.

Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом.

Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту «ведущую» эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их «ведущем» чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.

Время манипулятора.

Манипулятор очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое – «я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад выпрыгнула с балкона» — ищет в нем оправдание своим недостаткам и бездействию.

Либо он говорит о каком-то туманном будущем — «не будешь есть котлеты, не поступишь в институт» или «мы в вас верим, и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом состоянии».

Также интересно: 5 способов распознать манипуляцию на работе

19 техник психологической защиты от манипуляций

Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно этого чувства, чтобы использовать его не по назначению.опубликовано econet.ru

Екатерина Игнатова

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *