Культурное наследие

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / 3. Средневековье и Возраждение / 2. Наследие христианской культуры

2. НАСЛЕДИЕ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно – вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной религией в Римской империи.

Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим образом. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и Бог Дух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу.

Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому рассмотрим идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, и отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

В средние века формируется теологическая концепция культуры (греч. theos — Бог), согласно которой Бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур. Бог в христианстве — Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог — Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек — образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке — душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии — дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе — Бог, ангелы, святые, на другом — Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком — Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех — результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник — Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе — католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает Бог — творец, место понятия «культура», столь ценимого в античности, занимает понятие «культ». С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние.

Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям.

Вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета — грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности — вера, надежда, любовь.

В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры — философия, наука, право, мораль, искусство — служат религии, подчиняются ей.

Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) — все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Все V-IX вв. в школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, — «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал — гармоничная личность — был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим. Потому что средневековый идеал — это Бог, абсолютное совершенство (добро, благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, Богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

Брать во Христе. Как РПЦ прибирает к рукам объекты культурного наследия

В начале марта патриарх Кирилл попросил передать в ведение Русской православной церкви Спасо-Андроников монастырь в Москве и прилегающие к нему здания, в том числе Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В руководстве музея отмечают, что если комплекс зданий отойдет РПЦ, музей надо будет выкинуть на улицу.

Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» был принят в ноябре 2010 года. За время его действия церковь получила от государства в собственность или безвозмездную аренду сотни зданий по всей стране. Во многих из них располагались библиотеки, музеи, учебные заведения. Все они понесли большие потери, некоторые переселили, а многие просто перестали существовать. 7 случаев, когда РПЦ забирала объекты культурного наследия, в том числе никогда ей не принадлежавшие, — в подборке The Insider.

В конце 2018 года в Барнауле здание единственного в городе планетария передали РПЦ. Планетарий в Барнауле был создан в 1949 году, он занял здание Кресто-Воздвиженского храма (храм закрыли в 1932 году). В 2012 году РПЦ обратилась к властям города с просьбой передать здание планетария в ведение епархии. К концу декабря 2018 года планетарий должен освободить здание, а весной 2019 года оно перейдет РПЦ.

Барнаульский планетарий — один из старейших в России. Ежегодно там проводили семинары с учителями физики и астрономии по работе с одаренными детьми.

Нового помещения, где мог бы разместиться планетарий, власти пока не нашли. Планетарий предлагают создать в кинотеатре «Родина», но его временно занимает кукольный театр, для которого строят отдельное здание. Кроме того, переезд планетария в кинотеатр потребует времени и затрат на реконструкцию, он может состояться в конце 2019 года.

В феврале 2018 года здание бывшего Никольского храма на улице Долгоруковской, в котором более 70 лет размещался «Союзмультфильм», перешло РПЦ. Осенью 2016 года «Союзмультфильм» переехал в новое здание на улице Академика Королева.

Храм Святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе в 1936–1937 годах был перестроен под Центральный антирелигиозный музей, а в 1944 году здание передали «Союзмультфильму». Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. Именно эта церковь изображена на картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

19 февраля 2010 года было распространено письмо ряда сотрудников ведущих российских музеев Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они призывали не передавать РПЦ религиозные памятники из музейных фондов, мотивируя свою позицию тем, что «передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели».

Архитектор-реставратор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Попов рассказал в интервью «Медузе» в 2017 году, что РПЦ не умеет обращаться с памятниками архитектуры. Он привел в пример случаи, когда РПЦ обшивала древние церкви сайдингом или вставляла в старинных храмах пластиковые окна.

В 2016 году в селе Борок Костромской области закрыли единственную школу после того, как РПЦ отсудила здание, в котором она находилась. Дом раньше принадлежал монастырю и является памятником архитектуры. В соответствии с законом о территориальном планировании, в селе в течение пяти лет должны были построить новую школу. Однако этого так и не произошло.

В 2014 году РПЦ передали несколько зданий, в которых располагался краеведческий музей города Гагарин Смоленской области. Местной епархии отошли Благовещенский собор, Тихвинская церковь и Церковь скорбящей Божьей Матери, а также приходской дом и подвал купеческого дома 19-го века. Историко-краеведческому отделу музея Юрия Гагарина и художественной галерее пришлось искать новое место. Экспонаты рассортировали по разным учреждениям, сам музей Гагарина, который располагался в Благовещенском соборе, переехал в бывшее здание Центра детского творчества, фондохранилище — на второй этаж здания районного узла связи.

В 2013 году РПЦ передали храм Александра Невского, в котором много лет располагался органный зал. Музыканты и представители немецкой компании «Hermann Eule», создавшей инструмент, предупреждали, что перемещение органа может повредить качеству его звучания, но несмотря на это орган перевезли в бывший кинотеатр «Родина». На переезд из местного бюджета потратили 680 млн руб.

«Некоторые удивляются и говорят: почему вы сейчас в Русской церкви так много храмов строите? Мы отвечаем: потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не очень объясняем наши поступки, потому что каждый, кто знает нашу историю, понимает: мы спаслись как народ только потому, что мы сохранили веру», — заявил патриарх Кирилл во время открытия русского кафедрального Троицкого собора в Париже.

Иногда РПЦ забирает себе здания, никогда ей не принадлежавшие. Одним из самых громких событий такого рода стала передача церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В декабре 2016 года комитет имущественных отношений Петербурга распорядился передать Исаакиевский собор в пользование РПЦ сроком на 49 лет. Против решения выступили представители музейного сообщества и жители Петербурга. Главным аргументом против передачи собора церкви называли тот факт, что он давно уже является не местом для проведения религиозных обрядов, а музеем и просто памятником архитектуры мирового значения.

В Калининграде в собственность РПЦ были переданы протестантские и католические культовые здания, не имевшие никакого отношения к православию. Часть зданий на момент передачи уже использовалась приходами, не относящимися к РПЦ и понесшими существенные затраты на их ремонт. Более того, РПЦ были переданы не только церкви, но и старые общинные дома, развалины замков или просто земельные участки, на которых когда-то были церковные постройки.

В феврале 2010 года в пользование РПЦ был передан замок Георгиенбург близ Черняховска, а в мае в собственность РПЦ были переданы бывшие кирхи в поселках Владимирово и Дружба. Кирха в Дружбе до передачи РПЦ использовалась местной лютеранской общиной, которая по мере возможностей ремонтировала здание и поддерживала его в порядке, сделав кирху одним из культурных центров поселка. Часть средств на ремонт собиралась частным образом в Германии, жертвователи восприняли передачу здания РПЦ болезненно. В качестве компромисса РПЦ предложила выделить протестантам отдельную комнатку в кирхе, но община посчитала такое сотрудничество невозможным.

До €450 тыс., собранные в Европе, были вложены в ремонт кирхи Арнау, которую местные власти поначалу отказались передавать, но которая впоследствии тоже была передана и переоборудована в православную церковь, причем реставрация старинных росписей была на полпути прервана без консервации, служебные отметки реставраторов удалены, леса разобраны, сама кирха несколько месяцев стояла бесхозной.

В мае 2010 года в собственность РПЦ были переданы еще 26 объектов, расположенных на территории Калининградской области, при этом многие из этих объектов ранее были полностью разрушены. Таким образом, РПЦ стала собственником земельных участков (в частности, сквер на улице Сергеева на берегу Нижнего пруда).

На вопрос о том, по какому праву РПЦ забирает себе здания, которые ей никогда не принадлежали, в юридической службе патриарха ответили во время тяжбы за Исаакий. «Культовые объекты передаются церкви исключительно потому, что были построены для богослужений. Поэтому рассуждения о том, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал церкви, лежат вне существующего правового поля», — заявили в РПЦ.

Историко-культурное наследие сибирского города Киренска

Города, как и люди, имеют свою судьбу, только им присущие традиции и культурно-историческое своеобразие. В процессе своего развития они приобретают неповторимый облик, выраженный как в особенностях планировочно-архитектурной среды, так и в традициях социально-культурной жизни. Это и создает особый культурно-поведенческий мир сибирского городского населения, позволявший в прошлом отличать жителя Тобольска от иркутянина или от красноярца. Особое место среди городов принадлежит малым городским центрам. При всей кажущейся невыразительности их внешней эволюции, судьба каждого из таких городов по-своему уникальна, наполнена внутренней динамикой, глубинными процессами и колоритом. Пример тому — история одного из самых северных городов иркутской губернии — Киренска, игравшего в течение длительного времени важнейшую роль в жизни приленского края . Название свое он получил по притоку реки Лены — Киренги, в устье которого расположилось поселение русских людей. Слово «Киренга» — эвенкийского происхождения, в котором «кирен» означает «орел» или «коршун», а суффикс «инга» — место, где гнездятся птицы. Отсюда и название города, в переводе на современный русский язык, означает «Орлиное гнездо» .

Углубляясь в историю возникновения Киренска, выясняется, что этот город являлся важнейшим перевалочным пунктом на пути из Илимска в Якутск; местом политической ссылки, где побывали видные деятели общественного движения России; частью Российского государства, которая пополняла казну богатствами лесов и земель.

Для более чем 26 тысяч киренчан этот город стал родным, у него своя судьба, свои герои, конечно, есть города и постарше и побольше, но Киренск вошел в нашу историю навсегда. С момента открытия реки Лены землепроходцами богатая ленская сторона привлекала все больше и больше промышленных людей. Край обживался. В основном это были промысловые экспедиции, в задачу которых входили дальнейшее освоение территории Прибайкалья, обложение коренного населения ясаком и поиск богатых пушных угодий. Люди, жившие и работавшие в нашем крае в разное время, часто были неординарными, щедро одаренными природой. Не просто прижиться и выжить, но и реализовать себя в столь не простых условиях могли только люди с необыкновенной жизненной стойкостью, огромной энергией и силой воли. Сколько разных имен и судеб объединил Киренск более чем за три столетия, скольких обогрел, скольким дал приют и крышу над головой. Прошло более 350 лет, когда казаки облюбовали остров, омываемый красавицами Леной и Киренгой и, надо полагать, отцы-основатели прочили северному острогу большое будущее. Не зря тащили сюда пушки, строили башни с бойницами. Русские купцы видели в Усть-Киренске своеобразный вокзал, откуда уходили экспедиции на бескрайний Север. Киренск рос, появлялись новые здания, менялся его облик. Чтобы увидеть всю красоту и прелесть этого далекого северного города, с его деревянными домами старинной архитектуры, нужно проследить развитие со дня основания до наших дней.

Сегодня Киренск ярко выделяется из ряда сибирских городов своим архитектурным своеобразием, неповторимостью гармоничного сочетания городских кварталов с величественными ландшафтами Лены и какой-то самостоятельностью облика. Именно поэтому постановлениями ЦС ВООПИК № 12 от 16 февраля 1990г. МК РФ № 12 от 19 февраля 1990г. Госстроя РФ № 3 от 28 февраля 1990года город Киренск получил статус исторического населенного пункта .

До настоящего времени сохранил Киренск свое историческое лицо — многие архитектурные памятники составляют основу центральной части города — и этим заслуживает уважения, хотя немало возникает проблем с сохранностью этих объектов. Больно и обидно видеть полуразрушенными памятники культуры, безразличие к их сохранности местных властей, которые не принимают никаких мер по их реставрации .

Тема актуальна, так как памятники позволяют изучить историю своего родного края, и приобретает особенно большое значение сейчас, когда так остро стоит задача сохранить и передать потомкам память о наших предках.

Надеюсь, что, занимаясь поиском материала для работы, общаясь с местными краеведами и представителями власти, затрагивая вопросы истории возникновения города Киренска, ссылаясь на архитектурные памятники, удастся показать не только собственную заинтересованность материалом, но и беспокойство за судьбу этого провинциального городка. Сегодня главное для нас всех — сохранить любовь к своему городу, продолжить созидать его своим трудом, вырастить достойную смену киренчан. Верю, что нынешнее и будущее поколения смогут преодолеть возникшие трудности, возродить добрые традиции, сохранить богатую историю нашего Киренского края. Ведь прав был поэт Н.Денисов:

Да, один он такой во всем мире.

Здесь следы моих предков древних.

Самый лучший мой город Киренск,

Ничего, что похож на деревню.

Для плодотворной работы любого исследования важно знакомство с литературой, опубликованной по этой теме.

Ряд исследователей (В. И. Шерстобоев, Зуева А. С., Вдовин В. А., Дулов А. В., Аронов А. А., Валеев И. И., Арутюнов Г., Ашуров В. Н., Коцюба Д. В., Матюшин Г. Н.) занимаясь изучением истории Сибири, Иркутской области так или иначе затрагивают историю города Киренска, его место в регионе, становление и развитие.

Георгий Арутюнов в своей книге «Именем Киренги наречённый» позволяет ознакомиться и изучить материал по фотоснимкам и ярко представить картины прошлого. В своей книге он раскрывает общий ход исторических событий, происходящих на земле киренской с момента образования здесь русских поселений и до конца ХХ века.

Шерстобоев В. Н. в «Илимской пашне» более подробно раскрывает историю Иркутской губернии, в состав которой входил и Киренский уезд. В своей работе, ссылаясь на более ранние источники, он дает описание Никольскому погосту и Киренскому острогу, развитию землепашества и становлению предприятий, характеризует социальную структуру сибирского общества.

Вдовин В. А. в своей публикации «Киренск и Киренский район» дает географическую характеристику района, раскрывает его историю, рассказывает о природных богатствах, населении, экономике. Долгое время Василий Александрович сам занимался исследованиями, преподавал географию в школе и, в своей работе использует не только имеющуюся литературу и архивные материалы, но и многолетние личные наблюдения.

Историей Киренска занимается Шахеров В. П. В статье «От ясачного зимовья к уездному городу», раскрывает особенности освоения Сибири, пути образования погоста в районе Киренги и превращения его в Киренский острог, а затем и в уездный город. Автор обращает также внимание на трудности, возникающие между русским и коренным населением и проблемами в социально-экономическом развитии.

Интересен сборник статей «Сибирский город XVIII — начала XX веков» под редакцией Шахерова В. П. В сборник включены его статьи и публикации разных лет, посвященные малоизученным проблемам социально-экономического и культурного развития городов Восточной Сибири XVII — первой половине XIX вв., в том числе, города Киренска. Сборник предназначен для историков, краеведов и всех, кому не безразлично историческое прошлое сибирского города.

Статья В. П. Шахерова «К истории города Киренска первой половины XIX века» содержит материалы, отражающие жизнь сибирского города. Среди поднимаемых проблем ставятся актуальные вопросы социально-культурного развития города и его архитектурное своеобразие.

Также значима его работа «Социально-экономическое развитие Приленья в XVII — первой половине XIX в.», в которой Шахеров В. П. делает уклон на экономическое развитие края.

В статье Натальи Гавриловой «Общественная жизнь Киренска во второй половине XIX — начале XX вв». говорится о том, что серьезный отпечаток на социальную активность населения области городского самоуправления, на интенсивность публичной жизни, организацию и деятельность клубов и обществ, различные стороны культурно-бытовой жизни и праздничного досуга накладывали особенности социально-демографической структуры города.

Представляет большой интерес, так как автор является очевидцем происходящих событий, статья Ирины Терновой «Киренское дело», в которой она описывает события 26 мая 1991года, где в это время было обнаружено захоронение жертв массовых политических репрессий 1930-х годов.

Свою статью «Дом культуры речников и краеведческий музей» Ирина Горбунова посвящает основанию и судьбе центру культурной жизни города — клубу речников имени тов.Чкалова, а также рассказывает о краеведческом музее Киренска.

Ляпин Андрей в статье «Архитектурное наследие Киренска» дает оценку архитектурному своеобразию и неповторимости городских кварталов в сочетании с величественными ландшафтами Лены и особой самостоятельностью облика. Архитектурное наследие города является источником патриотического воспитания и любви к своей Родине, памятником прошлым поколениям, искусству и умению русских мастеров.

Научно-популярный иллюстрированный журнал «Земля Иркутская», № 3 за 2002 год, полностью посвященный Киренскому району, создан по материалам архивов и дает возможность прикоснуться к достоверной информации об истории нашего города. Много лет существует этот город и хочется надеяться, что отношение власти к таким городам, являющимися краеведческими и старинными архитектурными центрами, будет меняться.

Материалы районной газеты «Ленская Правда» (в наше время «Ленские зори»), на страницах которой постоянно публикуются материалы об истории города и людях Приленья, которые творят эту историю. Материалы газеты тесно связаны с исследовательской работой краеведов и их заинтересованностью в достоверности публикуемой информации и основаны на архивных документах.

Интересным источником по истории города является рукописные журналы клуба «Краевед». Долгое время возглавляла краеведческий клуб школьников Нератова Людмила Степановна, за 1991- 2007 годы, под ее руководством собирался материал, записывались воспоминания очевидцев, творцов собственной истории. Анализ, интерпретация собранного материала пробуждают интерес у школьников к истории своего края и служат отправной точкой для будущих исследований молодого поколения. На страницах журнала находишь информацию об основании Никольского погоста и преобразованиях в нашем крае; о названиях деревень, входивших в состав Киренского уезда и района; о наиболее распространенных фамилиях и их судьбах; о людях, которые внесли свой вклад в развитие нашего города.

Очень интересен рассказ местного краеведа Нератовой Л. С., которая на протяжении многих лет занимается изучением истории родного края, уделяет пристальное внимание становлению и развитию Киренского острога, деятельности Киренского Свято-Троицкого монастыря и его роли в развитии города Киренска. Ее работы часто печатаются на страницах районной газеты «Ленские зори», где автор излагает историю Киренска и Киренского района.

Изученная литература и источники не дает полного представления об истории города Киренска, нет полного обобщенного исследования по памятникам истории и культуры города Киренска. Поэтому данная тема интересна и актуальна для исследования в контексте истории культуры России, а также в контексте истории края.

Значимость работы выражается в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при обобщении краеведческого материала по истории родного края, в работе краеведческого кружка и на уроках истории. Обработка материала позволит краеведам обеспечить работу с различными источниками, будет наглядным примером для сбора анализа любого материала, научит восстанавливать хронологическую последовательность, привлечет внимание молодого поколения к прошлому нашей родины, повысит интерес к изучению истории родного края.

Несомненно, что Киренск является уникальным памятником государства и обладает замечательной деревянной архитектурой.

Уникальность этого архитектурного наследия заключается в том, что город сохранил свою планировку улиц с XVIII в. В том, что деревянные жилые дома с искусной резьбой и поныне составляют большую часть застройки центра города; в том, что облик главных городских площадей и улиц и в наши дни формируется благодаря архитектуре и масштабу исторических зданий. Важной и ценной особенностью исторической архитектуры города Киренска является то, что здесь сложилась местная строительная традиция, которая прослеживается с начала XIX в. и до конца 1920-х гг. Свидетельства этой традиции — своеобразный тип и рисунок наличников на окнах киренских домов, тип одноэтажного жилого дома с мезонином, который старались развивать киренские плотники на протяжении XIX в., большие представительные дома купцов, которые обычны для главных улиц Киренска. Дома, выполнены из дерева, но по размерам не уступают каменным .

Несомненно, что и сам город — пример неторопливого разумного обустройства жизни в суровой сибирской природе.

Историко-культурное наследие города является источником патриотического воспитания и любви к своей Родине, памятником прошлым поколениям, искусству и умению русских мастеров. Своей практической значимостью, данное исследование показывает, что интерес к истории родного края к архитектурным памятным местам может быть использован на уроках истории при изучении тем, связанных с развитием сибирского края.

Кроме этого важного воспитательного значения, историческая застройка города имеет и другую ценность — это пример строительства, доказавший свою хозяйственную жизнеспособность. Долгое время, находясь в небрежении и невнимании, дома, построенные в прошлые века, дают людям кров и тепло, согревают, оберегают и сохраняют и самих людей и их хозяйство .

Необходимо продолжить изучение архитектуры Киренска и изучить не только художественные особенности исторических зданий, но и их экономические, строительные и эксплуатационные качества, чтобы и в новые времена строить на сибирской земле так, же прочно и красиво, как строили наши предки.

История города Киренска глубока и многообразна, несмотря на то, что это тихий и маленький сибирский городок, на первый взгляд совсем не привлекателен. Если же взглянуть в «душу» города Киренска, нам откроется великая тайна, историю которой многие до сих пор не знают.

До настоящего времени сохранил Киренск многие свои архитектурные памятники, прошлое которых заставляет нас гордиться, ценить и любить свою «малую Родину».

Памятники города, несомненно, представляют ценность для истории, так как они имеют связь с различными событиями, происходившими в государстве.

Решая проблему выживания, каждый народ утверждается, прежде всего, в вере и желании быть на этой планете. Сегодня нам жизненно необходимо поверить в себя, в свою созидательную силу, в доброту и отзывчивость природы. Поверить в себя — мудрых и терпеливых, вспомнивших о своем предназначении, о том духовном наследии предков, которое приближало их жизнь к гармонии с окружающим миром. Именно этот взгляд на себя в прошлом, сквозь века и традиции, поможет нам уверенно смотреть вперед.

Сегодня главное для всех нас — сохранить любовь к своему городу, продолжить созидать его честным трудом, вырастить достойную смену киренчан. В настоящее время среди подрастающей молодежи очень много молодых людей, неравнодушных к истории нашего города, способных его преобразить, сделать все возможное для светлого будущего города, интересующихся строительством и реставрацией уже имеющихся архитектурных сооружений.

Культурное наследие народов РФ

Смотреть что такое «Культурное наследие народов РФ» в других словарях:

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития… … Юридический словарь

  • Культурное наследие народов РФ — Культурное наследие народов Российской Федерации материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее… … Официальная терминология

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а тж. памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию … Юридическая энциклопедия

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а т.ж. памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию … Энциклопедический словарь экономики и права

  • культурное наследие народов РФ — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития… … Большой юридический словарь

  • Культурное наследие народов СНГ — объекты духовной и материальной культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития национально… … Официальная терминология

  • Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Основы… … Словарь юридических понятий

  • НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ … Юридическая энциклопедия

  • НАРОДОВ РФ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — (см. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Культурное наследие — У этого термина существуют и другие значения, см. Наследие. Культурное наследие часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.… … Википедия

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *