Кто такой ремесленник

В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Даже заимствованные у «соседей» ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Народные промыслы России — это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.

Художественные народные промыслы

Художественные народные промыслы нуждаются в отдельном описании. Видов ремесел неисчислимое множество, но далеко не все производимые изделия являются высокохудожественными. Но здесь граница очень размыта, если она вообще существует. Давайте разберемся.

Отсутствие четкого определения художественных промыслов и художественных изделий говорит лишь о том, что занимается этим вопросом все меньше и меньше людей. Художественные народные промыслы — творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия — результат творческой работы ремесленника.

Почему во главе всего я ставлю творчество? Я считаю, что как только изделия начинают штамповаться, копироваться — так они автоматически перестают быть художественными. Как мне неприятно видеть в магазине картин копии одного и того же сюжета! Это штамповка! Художник всегда в поиске, у него не может быть одинаковой картины. Так и у любого ремесленника каждое изделие уникально. Ремесленник в состоянии определить свою работу среди всего многообразия вроде бы одинаковых предметов.

Так, ко мне обратился с вопросом мастер, который увидел фотоизображение изделия в галерее на сайте. Эту фотографию я сделал в детском саду своего родного поселка. Мастер опознал свою работу и мы вместе выяснили каким образом данный предмет мог оказаться у меня на сайте.

Подытожим. Среди любого ремесла можно выделить отдельные художественные направления, любой художественный промысел может быть утерян вместе с творческой жилкой. Я совсем не говорю, что конвеер — это плохо. Ему тоже есть место, но нельзя потерять тягу к созданию чего-то нового, уникального.

Классификация видов ремесел

Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий. Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.

Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, чем предыдущая — деление по способу обработки того или иного материала.В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом.

Четкого деления, думаю, не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории — по способу обработки. Все перечисленные виды могут быть художественными народными промыслами.

1. Дерево

На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Доступна она и не только потому, что покрывает большую часть территории, но и по способам обработки. Согласитесь, для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.

  • Резьба по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву:
    • Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);
    • Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);
    • Сквозная резьба (прорезная и пропильная);
    • Скульптурная резьба (объемная);
    • Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);
  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;
  • Берестоплетение;
  • Резьба по бересте;
  • Тиснение по бересте;
  • Изготовление туесов;
  • Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);
  • Плетение из лозы;

2. Металл

Когда был открыт металл и его свойства — произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь — позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:

  • Ковка;
  • Гравировка;
  • Чеканка;
  • Чернение;
  • Литье;
  • Филигрань (напайная, ажурная, объемная);
  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

3. Глина

Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры. Но пластичность и простота обработки материала, наряду с доступностью, позволяют небольшому количеству видов изделий придать самые невероятные формы.

  • Лепка;
  • Гончарное искусство;

4. Камень.

Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке — такая высокая стоимость изделий. Взять хоть скульптуру. Произведения искусства средневековья бесценны, хоть и сделаны из мрамора или гипса. Количество мастеров гораздо меньше, чем количество, скажем, резчиков по дереву. Да и не каждый камень пригоден для обработки. Тем не менее изделия из камня, будь то драгоценный камень или огромный гранит, воистину впечатляют и восхищают.

  • Скульптура;
  • Резьба;
  • Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

5. Кость

Костяные резные шкатулки — удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.

  • Резьба;

6. Нить

Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий — одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.

  • Вязание;
  • Ткачество;
  • Кружево;
  • Вышивание;

7. Кожа

Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.

  • Изготовление одежды и обуви;
  • Тиснение;
  • Резьба;

Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки, резной камень заключен в металлическую оправу, а глиняные изделия дополнялись различными материалами для создания причудливых композиций.

Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.

Многие из перечисленных народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы. А тебя, мой уважаемый читатель, я прошу об услуге: если есть возможность внести свой вклад в развитие традиционного ремесла и художественных промыслов — обязательно расскажи об этом другим. Сделать это можно и на данном ресурсе. Сайт о народных промыслах ищет таланты.

История

Изготовление музыкальных инструментов — скрипок

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок. Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранялось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

Роспись керамики

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

  • кузнечное дело
  • гончарное производство
  • плотницкое дело
  • столярное ремесло
  • портняжное дело
  • ткацкое
  • прядильное
  • скорняжное
  • шорное
  • пекарное
  • сапожное
  • печное
  • кожевенное
  • ювелирное

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Уже в древнем мире встречаются зачатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, ремесло как постоянная профессиональная деятельность было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метэков и рабов, входивших в состав дома (греч. οίκος). Сначала ремесленники работали по одному.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение ремёсла не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития ремёсел, как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой-либо артели её, эту артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев, и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном, из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности;
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность;
  • ткацкое и прядильное ремёсла вместе родили текстильную промышленность;
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность;
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связанных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении, обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремёсла (например, кнопочник — мастер, который может помочь поставить запасную кнопку на одежду, из ремкомплекта купленной вещи взамен сломавшейся, заменит замок на крышке барсетки взамен сломанного, установит массу другой нужной клёпочной фурнитуры для модниц, которую трудно правильно поставить и подобрать в домашних условиях, когда опыта по установке не хватает). В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремёсел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.

Некоторые ремёсла, появившись, так и остаются на кустарном или полукустарном уровне и не находят промышленного эквивалента в силу своих технологических особенностей (например, вязание рыболовных мушек).

> Примечания

  1. Шорное мастерство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Нет источника

Вопрос: Жизнь ремесленников в древнем Египте : как работали? как одевались? чем питались? как отдыхали?
сделайте пожалуйста сообщение плиз

Жизнь ремесленников в древнем Египте : как работали? как одевались? чем питались? как отдыхали? сделайте пожалуйста сообщение плиз

Ответы:

Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Рабочие будни Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом — одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли. После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину — вельможе. Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи. Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу. Жилище Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения? Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет — страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно. Пища Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей — лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас. Внешний вид Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

>Ремёсла

Путеводитель посвящён русским ремёслам, о каждом ремесле в нём рассказывается отдельно.

Статьи по нужным темам вы найдёте в подрубриках:

Что такое ремесло

Если кратко — это ручной труд, работа и уменье, которым зарабатывают на жизнь. Без ремесленной деятельности трудно представить себе человечество.

Понятие ремесла многогранно. Одни считают, что создание художественных произведений, это уже не ремесло. Другие — считают профессию, скажем, художника или иконописца, поэта или актёра ремеслом.

Юные кружевницы Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Так, или иначе, в любом деле можно достичь художественных и профессиональных высот, но любое профессиональное дело начинается с простой необходимости, затем достигается мастерство ремесленника, а уж потом оно может превратиться в широкое производство ли прославить отдельного мастера, достигшего совершенства.

Работа художницы Светланы Ивановой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Примеров этому у народов России много. Нашу лаковую миниатюру, жостовские и тагильские подносы, абрамцево-кудринскую резьбу и многое другое, можно смело отнести к произведениям искусства.

Конечно в ремесле многое зависит от личного мастерства.

В одном из словарей читаем:

Мастер городецкой росписи Соколова А.В. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Для чего и почему

История ремесла восходит к началу производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:

  • домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства
  • ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства
  • ремесло на рынок

На развитие и формирование ремёсел большое влияние оказал климат, географическое положение, политические и исторические факторы.

Кустарные промыслы и ремёсла Нижегородской губернии. Производство крупных весовых коромысел. Деревня «Красная Рамень» Семёновского уезда. 1896 год Неизвестный фотограф конца XIX века, CC BY-SA 3.0

Например Византия обогатила мир православной культурой, которая в свою очередь, оказала немалое влияние на развитие русских ремёсел.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников.

Петровская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Большое влияние на распространение и развитие ремёсел оказало строобрядчество.

В XIX веке в России всё больше стали задумываться о создании «русского стиля», что поддерживалось и царским правительством.

В 1904 году Поленов создал Дом Народного Творчества, в 1913 прошла Первая ярмарка народных промыслов. Кстати, тогда царское правительство нашло деньги, чтобы оплатить дорогу кустарям на эту выставку.

Мастер мазыкской игрушки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В начале 1920-х годов развитие кустарных народных промыслов продолжалось, но в 1930-е с ними было покончено. Возрождение их началось лишь в 1968 году, когда было издано соответствующее постановление партии и созданы соответствующие организации. Но многое уже было потеряно.

Ремесленники России

Народные промыслы и ремёсла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры. Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота, и продолжающееся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьёй с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар. Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счёт – кустари были согнаны в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объём продукции, но и ассортимент. И всё – в строгом соответствии с «идеологическими установками». Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве. А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская обл.), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, всё же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов. В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия не исключение. На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и сёлах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества. В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы. Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время, народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно прикладного искусства.

Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.

Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.

Формирование мастера, его учеба происходили по традиционной для народных ремесел последовательности: ученик – подмастерье – мастеровой – мастер первой руки – Мастер – Творец. Начиная помогать деду, отцу или близким родственникам, мальчик приобретал навыки и получал советы старших. Как правило, полученные опыт и навыки, не подвергались критике. Авторитет учителей был велик, полученные знания закреплялись в дельнейшей практике и использовались всю жизнь. Мастеровой средней руки до глубокой старости работал «как знает», «как старики говорили (делали)». Полученные от старших навыки закреплялись работой в артели, где учил и воспитывал коллектив. Через несколько лет наступало время, когда способности и характер личности превращали подмастерье в самостоятельно работающего ремесленника, который или оставался исполнителем, или становился мастером первой руки – организатором строительства известных типов построек: как домов, так и судов.

Из мастеров первой руки в артели всегда выделялся голова – «артель без вожака, что топор без держака» – а среди вожаков-профессионалов появлялись мастера-творцы, наделенные талантом развивать полученный опыт и создавать то, чего до него не было.

Из народных легенд видно, что работа мастера – это показатель верхнего предела в ремесле, которое уже переходит в творчество. Это подразумевает большую духовную составляющую труда. Легенда о строении Преображенской церкви на острове Кижи приписывает авторство Нестору, который построил храм и выбросил свой топор в воды Онежского озера со словами: «Нет, не было и не будет такой церкви». В этой фразе заключается самоотдача мастера – он вложил в строительство все свои силы, весь ум и всю душу. Подобная легенда записана в середине XIX века С. Максимовым в селе Кола. Безымянный мастер, известный строительством многих церквей по Поморью, после постройки восемнадцатиглавой церкви выбросил свой топор в реку Тулому, сказав собравшемуся народу: «Не было на свете такого мастера и не будет», после чего он уже «не брал топора в руки». Интересно, что в этой легенде сохранились слова мастера: «Я-де Богу работаю, мзды большой приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание народа «Божья мол над тобой милость святая. Все как быть надо», в благодарность «в шапку покидали денег много».

Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.

Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.
С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.

Мастера — плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья — создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.

В современный период без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров традиционные ремесла не сохранить. А если нет традиций — нет и мастеров, и как следствие мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *