Критерии экономической безопасности

2.1 Показатели, критерии экономической безопасности

Экономика как наиболее сложная система имеет тысячи показателей, харак­теризующих ее состояние. Только в официальных таблицах прогноза социально-экономического развития России на 2001 г. содержится более 300 показателей. Поэтому исследование состояния экономической безопасности страны целесообразно дополнить рассмотрением системы показателей и критериев.

Как известно, динамика статистических показателей не позволяет в полной мере проводить оценку экономической безопасности. Поскольку общие статистические данные – как благоприятные, так и неблагоприятные – сами по себе мало о чем говорят. В связи с этим необходимым становится проведение оценки экономической безопасности с позиции определенных критериев. Однако, выбор таких критериев также не гарантирует, что они безупречны. Поэтому любые критерии и любой анализ всегда носят субъективный оценочный характер.

Для определения границ безопасного развития общества на практике часто используют помимо количественной характеристики еще и качественную. В связи с этим под критериямиэкономической безопасности целесообразно понимать совокупность признаков, характеризующих качественную и количественную оценку степени и уровня экономической безопасности. Таким образом, критерии экономической безопасности позволяют оценить текущее состояние экономики.

В частности, Богомолов В.А. выделяет следующие критерии, на основе которых определяется экономическое положение страны: первый– устойчивость развития страны; второй– степень компенсации допущенных потерь в период спада; третий– меры соответствия национальным интересам, месту России в мировой экономике, целям, задачам, ориентирам и перспективам ее развития. Последний критерий можно назвать критерием соответствия.

Как видно, оценка экономической безопасности не ограничивается определением одного критерия, тогда экономическая безопасность – это многокритериальная характеристика состояния экономики, соответствующая разработанным параметрам. Уровень экономической безопасности, в данном случае, будет трактоваться как параметрическое значение критериев экономической безопасности или интегральный критерий экономической безопасности.

Кроме того, на практике часто используют трехуровневую систему показателей экономической безопасности.

Первый уровень служит ориентиром при проведении политики экономического роста. Эти показатели наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориентировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие показатели в настоящий момент не могут являться пороговыми в РФ, их целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост (например, объем производства и внедрение технических, технологических инноваций; доля, организаций, занимающихся научными внедрениями и разработками и др.).

Второй уровень – критериальные значения, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако, изменение качественных характеристик системы маловероятно.

Примерами качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, налоговая реформа, изменение условий обслуживания рынка государственных заимствования и т.п. Такие показатели целесообразно использовать для анализа экономической безопасности в переходной экономике.

Третьим уровнем экономической безопасности являются показатели, достижение которых может привести экономическую систему к серьезному структурному кризису. Использование таких показателей наряду с показателями экономической безопасности второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы станы.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации в качестве критериев оценки уровня экономической безопасности выделены следующие (табл. 1.1):

Таблица 1.1 – Перечень критериев экономической безопасности РФ и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров

Критерий

Ответственные органы власти

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства

Минфин РФ, Минэкономразвития РФ с участием Банка России

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране

Минэкономразвития РФ, Минпром РФ, Минсельхозпрод РФ,

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения

Минфин РФ, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) с участием банка России

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением

Минэкономразвития РФ, Минатом РФ, Минпром РФ и др.

5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, мак4симально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества

Минтруда РФ

6. Устойчивость финансовой системы

Минфин РФ, ЦБ РФ с участием других органов исполнительной власти

7. Рациональная структура внешней торговли

Минэкономики РФ

8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг

Минтруд, Минздрав, Минобразования, Минэкономики, Минсвязи, Минтранс, ФАС России

9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки

РАН, Российская академия сельскохозяйственных наук, Минэкономики РФ с участием ЦБ РФ

10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций

Минэкономики, Минфин с участием заинтересованных органов исполнительной власти

11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики

Минэкономики, Минфин с участием заинтересованных органов исполнительной власти

Опираясь на Государственную стратегию в системе показателей экономической безопасности современными авторами чаще всего выделяют следующие блоки (критерии):

– уровень и качество жизни;

– темпы инфляции;

– норму безработицы;

– экономический рост;

– дефицит бюджета;

– размер государственного долга;

– состояние золотовалютных резервов;

– деятельность теневой экономики;

– состояние экологии.

Кроме того, анализ современных научных источников показывает, что критерии экономической безопасности также определяются исходя из:

– классификации на сферы экономики (финансовая сфера, социальная сфера, внешнеэкономическая сфера и др.);

– возникающих угроз (угроза снижение уровня и качества жизни — критерий уровень бедности, продолжительность жизни т др.)

Уровни экономической безопасности

Методологической и правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». В Федеральном законе определены принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Положения этого Закона предусматривают системный подход к рассмотрению всех угроз национальной безопасности. Эта системность заключается в самих объектах безопасности — «личность, общество, государство», а также ряде отдельных самостоятельных видов безопасности.

Это в полной мере относится и к экономической безопасности. Ее можно анализировать с использованием основных категорий: сущность, виды, уровни, критерии оценки, внутренние и внешние взаимосвязи.

Экономическая безопасность определяется как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальное развитие страны даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, это — защищенность национальных интересов и социально-экономического развития страны даже в случае наиболее неблагоприятных для этого условий.

Обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, достаточный оборонный потенциал, обеспечение устойчивого развития страны определяет сущность экономической безопасности.

Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Структура экономической безопасности и декомпозиция этой структуры создают предпосылки для обеспечения защищенности национальных интересов, которая обеспечивается необходимостью государства создавать механизмы реализации и защиты национальных экономических интересов, поддержания социально-политической стабильности общества.

Некоторые авторы, выделяя в составе экономической безопасности разные ее уровни, подчеркивают, что она представляет собой диалектическое единство государства общества и личности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Если рассматривать разные уровни безопасности, можно говорить о безопасности личности, семьи, предприятия (организации), в которой трудится человек, о безопасности региона (места проживания человека), государства, общества, нации, международного сообщества, ноосферы. Эти градации по уровням безопасности, субъектам и их интересам, взаимосвязям между ними тоже отнесем к методологическим основаниям анализа.

Структуру экономической безопасности можно представить через уровни (организационная структура) и виды (функциональная структура) (рассмотрены в гл. 2).

Принято различать пять уровней экономической безопасности:

  • — международная (глобальная и региональная);
  • — национальная;
  • — региональная (внутри страны);
  • — организации (предприятия, фирмы);
  • — личности.
  • 1. Международная экономическая безопасность — это «комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству — члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств».

Можно рассматривать международную экономическую безопасность как устойчивое состояние международной системы, противостоящей внешним и внутренним угрозам, обеспечивающее при этом каждому государству:

  • — свободные направления экономического развития;
  • — защиту от внешних угроз, закрепленных международным правом;
  • — устойчивость к глобальным экономическим кризисам.

Организацией, призванной обеспечить международную безопасность,

является Организация Объединенных Наций (ООН). Организация Объединенных Наций не является исключительно экономической организацией, но формально она обладает универсальными компетенциями в области международных экономических отношений. В качестве одной из целей создания ООН (ст. 1 Устава) указывается на решение экономических проблем при осуществлении международного сотрудничества.

Международная экономическая безопасность предполагает законность существования различных форм собственности и национальных интересов, признание права любого государства на выбор собственного пути.

Правовые нормы обеспечения международной экономической безопасности заключаются в признании принципов равноправия государств; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом; сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых и иных отношений между государствами; специальных льгот в отношении менее развитых стран — членов мирового сообщества; мирного урегулирования экономических споров.

2. Экономическая безопасность государства — защищенность экономических отношений, определяющих развитие экономического потенциала страны, обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз. На основе этого признается, что в современных условиях важным фактором экономического развития является научно-технический прогресс с учетом перехода к новым передовым технологиям, что обеспечивает технико-экономическую независимость и неуязвимость.

Внутренней материально-вещественной основой экономической безопасности является высокий уровень развития производительных сил, который может обеспечить необходимые элементы для расширенного воспроизводства национального продукта; внутренней социально-политической основой экономической безопасности является высокий уровень общественного согласия для достижения долгосрочных целей национального развития, который определяется целями и задачами стратегии социально- экономического развития.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устоявшимся политическим режимом все же остается относительной. По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

3. Региональная (локальная) экономическая безопасность определяет безопасность экономики региона (субъекта федерации) и обусловлена наличием совокупности условий и таких факторов, которые характеризуют не только текущее состояние экономики, но и стабильность и устойчивость ее дальнейшего развития.

К современным угрозам безопасности региона относят реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, региональный монополизм. Ключевой проблемой, на которой следует остановиться, является формирование новых рыночных отношений. Все регионы сталкиваются с большим разнообразием экономических, социальных, политических, экологических проблем, в связи с чем изучение региональной безопасности приобретает особую значимость.

Так, среди региональных проблем решающее значение имеют1:

  • а) сепаратизм, разрушающий сложившееся социально-экономическое пространство, сырьевые, товарные и информационные потоки;
  • б) отсталость депрессивных районов;
  • в) высокая изношенность основных производственных фондов региона;
  • г) низкая рентабельность промышленных предприятий региона.

Региональная безопасность должна включать решение вопросов, связанных с самостоятельным освоением и использованием природных ресурсов, развитием торговли и сферы услуг, инфраструктуры регионального и местного значения, поддержания правопорядка, развития социальных направлений. При этом необходимо сохранить единство военно-политического и социально-экономического пространства, которое позволит обеспечить беспрепятственное перемещение товаров, сырья и трудовых ресурсов.

4. Экономическая безопасность предприятия — это состояние производственных отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором обеспечивается стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие .

В настоящее время предприятия стремятся обеспечить комплексную систему безопасности, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых в целях защиты от реальных или потенциальных угроз, приводящих к экономическим потерям.

Цель обеспечения безопасности предприятия предполагает решение конкретных задач, включающих все направления безопасности, к которым относят: превентивные меры по организации деятельности по предупреждению возможных угроз; выявление, анализ и оценку уже возникших угроз экономической безопасности; организацию деятельности по реагированию на возникшие угрозы; прогнозирование внешних и внутренних угроз экономической безопасности предприятия; обязательное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

5. Под личной безопасностью понимается состояние защищенности человека от факторов нанесения вреда на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность граждан включает в себя обеспечение защиты личности от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Преступления против личности составляют около 4% в общем числе зарегистрированных преступлений и имеют устойчивую тенденцию к росту.

  • Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2005. С. 56.
  • Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник / под рсд. В. К. Сенча-гова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 84.
  • Олейников Е. Л. Экономическая и национальная безопасность. С. 97.

Определение и содержание наиболее важных показателей экономической безопасности

1. Центральным показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП). Второй ее макроэкономический показатель – валовой национальный продукт (ВНП). Оба они определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за определенный период. Подсчитываются эти показатели как в текущих ценах, так и в ценах какого-либо базового года. В США основным показателем является ВНП (GNP).

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем.

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий на территории страны.

ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг независимо от местонахождения национальных (отечественных) предприятий – в своей стране или за рубежом.

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных расходов (доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпораций) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, – с другой.

В показатель ВНП входит сальдо внешней торговли (а в общем виде – сальдо платежного баланса). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности во всей хозяйственной деятельности очень различается. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель ВВП, который представляет собой ВПП за вычетом сальдо платежного баланса.

В полностью закрытой экономике ВВП = ВНП. Для ведущих стран Запада сальдо платежного баланса не более 7 ± 1% ВВП, но есть и исключение: для Люксембурга ВНП = 1,10 × ВВП.

Переход к новым показателям ВВП и ВНП в нашей стране начал осуществляться с 1988 г. путем пересчета валового общественного продукта (ВОП) и национального дохода (НД). Показатель ВОП являлся основным в советской экономической науке и представлял собой стоимость всего объема произведенных товаров и услуг с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо и др., т.е. допускался повторный счет. То же самое было и с НД.

Принято различать номинальный ВВП – стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года.

  • 2. Дефлятор ВВП (IPD) равен отношению номинального ВВП к реальному ВВП, выраженному в процентах.
  • 3. Индекс потребительских цен ИПЦ (CPI), который часто называется индексом стоимости жизни, – отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к стоимости потребительской корзины в базовом году, выраженное в процентах. Индекс CPI используется более широко, чем дефлятор ВВП, и именно по CPI рассчитывается реальный ВВП. В США CPI рассчитывается по цене фиксированной рыночной корзины, содержащей 400 потребительских товаров, общее количество которых в расчете на год обеспечивает минимально достаточную калорийность.
  • 4. Теми роста – отношение значения показателя переменной экономической величины в текущем периоде к ее значению в базовом году, умноженное на 100.
  • 5. Экономический рост – это темп прироста реального ВНП, т.е. выраженное в процентах изменение (увеличение или уменьшение) реального ВНП за определенный период времени (как правило, за год).

В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведенным национальным доходом, и лишь с 1987 г. начали применять показатель ВНП. В России в 1990-х гг. ВВП стал основным показателем динамики народного хозяйства.

  • 6. Темп (уровень) инфляции – это темп прироста индекса потребительских цен за определенный период (обычно за год), выраженный в процентах.
  • 7. Прожиточный минимум (социальный и физиологический) – совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимым для сохранения социально приемлемого образа жизни. В России с ноября 1993 г. прожиточный минимум рассчитывается по набору из 25 товаров (до этого – из 19 товаров).
  • 8. Платежный баланс – статистический отчет о состоянии внешнеэкономических связей страны за определенный период.
  • 9. Показатель уровня трудоустройства F – доля безработных, которые ежемесячно находят работу.
  • 10. Показатель уровня увольнения рабочих S – доля занятых, которые ежемесячно теряют работу.
  • 11. Уровень (норма) безработицы – отношение числа безработных к общей численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах:

Уровень безработицы = S / (S + F).

  • 12. Децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. (Иногда вместо 10% применяется контрольный уровень 20%.)
  • 13. Коэффициент Джини – характеризует распределение совокупного дохода между группами населения (иначе называется индексом концентрации доходов населения). Вычисляется по кривой Лоренца.
  • 14. Показатель чистого экономического благосостояния (показатель Нордхауса – Тобина) – NEW – корректирует ВПП путем вычитания отрицательных факторов (например, загрязнение, перенаселение городов) и добавления стоимости нерыночной деятельности, а также оценки свободного времени. Величина NEW больше ВНП, но рост первого происходит медленнее. Оценки NEW весьма приблизительны и говорят лишь о том, что показатель ВНП (ВВП) далек от совершенства в качестве меры экономического благосостояния, но остается основным измерителем результатов экономической деятельности и используется на практике также для определения благосостояния. Это лучший показатель, который имеется в нашем распоряжении в существующих условиях.
  • 15. Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
  • 16. Государственный долг – алгебраическая сумма дефицитов бюджета и избытков за все прошлые годы.
  • 17. Обменный курс валют (валютный курс) – соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.
  • 18. Паритет покупательной способности (ППС) – фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в этих странах. Это реальная цена национальной денежной единицы в валюте другой страны. Иногда ППС называется реальным обменным курсом.
  • 19. Показатель реальных условий обмена – отношение цен (индекса потребительских цен) на отечественные товары к ценам (индексу потребительских цен) на зарубежные товары и обменному курсу национальной валюты. Он показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага. При его росте реальные условия обмена страны улучшаются.
  • 20. Денежный мультипликатор – увеличение объема денег в обращении (прирост предложения денег) в результате роста денежной базы на единицу.
  • 21. Денежная база – сумма наличных денег в обращении и банковских резервов.
  • 22. Кредитный мультипликатор показывает, во сколько раз возрастет денежная единица, поступившая в банковскую систему.
  • 23. Процентная ставка – плата за деньги, предоставляемые в кредит.
  • 24. Учетная ставка – ставка, которая устанавливается правительством административным путем, а не в результате конкуренции.
  • 25. М0 – агрегированный показатель денежной массы, представляющий собой наличные деньги в обращении.
  • 26. Ml = М0 + Депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.
  • 27. М2 = Ml + Срочные мелкие вклады в сбербанках (до 100 тыс. долл.).
  • 28. М3 = М2 + Депозитные сертификаты банков и облигации государственного займа.
  • 29. Скорость обращения денег – количество раз, которое денежная единица меняет своего владельца в течение определенного периода.
  • 30. Валовые инвестиции – общая сумма продукции, направленной в течение данного периода времени на увеличение основного капитала и запасов.
  • 31. Чистые инвестиции – равны валовым инвестициям за вычетом амортизации.
  • 32. Бедность (нищета) – состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения. В США семья считается бедной, если ее доход менее чем в три раза превосходит уровень, определяемый Министерством сельского хозяйства в качестве издержек на «нормальное продовольственное обеспечение» семьи. В России бедность измеряется прожиточным минимумом (социальным и физиологическим).
  • 33. Уровень (порог) бедности – доля числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума в численности населения от 15 лет и старше. Различают верхний порог бедности и нижний соответственно при социальном и физиологическом прожиточном минимуме.
  • 34. Уровень занятости – доля (процент) занятых от населения в возрасте 16 лет и старше (в США).
  • 35. Чистый национальный продукт (ЧНП) – ВНП за вычетом амортизационных отчислений.
  • 36. Национальный (заработанный, полученный) доход (НД) = ЧНП – Косвенные налоги на предприятия и государственные субсидии.
  • 37. Личный (полученный, располагаемый) доход (ЛД) = НД – (Взносы на социальное страхование + Налоги на прибыль предприятий + Нераспределенные прибыли предприятий) + Транспортные платежи (выплаты государства населению) и дивиденды по акциям, принадлежащим частным лицам.
  • 38. Использованный НД (ИНД) = НД – Потери (на стихийные бедствия, ущербы при хранении и т.д.) и внешнеторговое сальдо (чистый экспорт).
  • 39. Доход после уплаты индивидуальных налогов = ЛД – Индивидуальные налоги.

Согласно определению, приведенному в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет». Это значит, что в официальных документах понятие «экономическая безопасность» рассматривается как составная часть понятия «национальная безопасность». Другими словами, понятие «национальная безопасность» более широкое, оно включает в себя понятие «экономическая безопасность государства», а также другие составляющие, такие как военная (оборонная) безопасность и др.

В основе базового принципа обеспечения экономической безопасности лежит следующий алгоритм.

  • 1. Определение основных направлений обеспечения экономической безопасности. Процесс выделения основных направлений обеспечения экономической безопасности государства должен учитывать все виды экономической деятельности государства.
  • 2. Определение перечня показателей экономической безопасности. Система показателей разрабатывается экспертным методом с учетом специфики объекта экономической безопасности. На основе разработанной системы показателей и пороговых значений проводится регулярный мониторинг с анализом и оценкой полученных результатов и их отклонений от пороговых значений.
  • 3. Определение пороговых значений показателей экономической безопасности. На данном этапе достаточно сложной представляется разработка точных критериев и уровней безопасности государства. Здесь необходимы обоснованное определение и расчет предельных (пороговых) значений тех показателей экономической безопасности, по которым возможно провести такие расчеты. Возможность проведения подобных расчетов обусловлена наличием достоверной статистической информации за достаточно продолжительный ретроспективный период. Это позволит вовремя и с наименьшими потерями по основным функциональным составляющим корректировать в случае необходимости неверные решения.
  • 4. Определение фактического значения показателей экономической безопасности. Сбор данных об изменении значений показателей экономической безопасности. Консолидация данных с помощью единой централизованной информационной системы.
  • 5. Сопоставление фактических значений показателей экономической безопасности с их пороговыми значениями. Комплексная оценка пороговых значений всех показателей (индикаторов), углубленное исследование с учетом взаимосвязей экономических параметров.
  • 6. Определение внешних и внутренних угроз экономической безопасности (причин расхождения между фактическими и пороговыми значениями). На данном этапе определяются «слабые места» в системе экономической безопасности объекта, определяются основные угрозы системе экономической безопасности объекта в соответствии с основными направлениями деятельности объекта.
  • 7. Разработка мер, направленных на ликвидацию угроз, снижение действия негативных последствий и укрепление позиций по основным направлениям обеспечения экономической безопасности.

Формирование эффективной системы экономической безопасности должно опираться на создание системы комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных показателей экономической безопасности государства с использованием современных инструментов учетной политики, наблюдения и контроля для регулирования экономических процессов.

Мониторинг как процесс представляет собой комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека. В нашем случае это система наблюдений за состоянием основных макроэкономических показателей для своевременного выявления последствий негативных процессов. Выявление угроз и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга показателей экономической безопасности государства как систематического сопоставления действительного положения экономики с желаемым.

Главной задачей системы мониторинга показателей экономической безопасности является формирование системы информационно-аналитического обеспечения, предполагающей выявление тенденций изменения основных показателей экономической безопасности, учет, анализ и прогнозирование мировых экономических изменений, а также определение угроз и рисков, которые необходимо снизить или распределить. Для эффективного проведения мониторинга необходимо создание единой информационной системы мониторинга показателей экономической безопасности.

Основным подходом к оценке уровня экономической безопасности государства является система показателей экономической безопасности и мониторинг данной системы показателей. По каждому показателю необходимо разработать пороговые значения. Пороговое значение представляет собой границу, за которой начинаются негативные для экономики явления, говорящие о наличии кризисных тенденций в данной сфере экономики (табл. 2.3). Возможно разработать систему с двумя уровнями пороговых значений. Первое, «предкризисное», значение характеризует нижнюю границу нормальной зоны, ниже которой опускаться нежелательно, однако это допустимо в течение краткосрочного периода. Второе, «кризисное», значение характеризует критическую зону и говорит о кризисном состоянии конкретного показателя, результатом чего могут стать необратимые последствия.

Пороговые значения показателей экономической безопасности в данном учебнике рекомендуется определять на основе сравнения:

  • 1) со значениями целевых параметров, заданных в основных нормативных и иных официальных документах органов исполнительной власти;
  • 2) со значениями, рекомендуемыми в качестве целевых параметров ведущими международными организациями (МОТ, ВОЗ и т.п.);
  • 3) с аналогичными среднеотраслевыми показателями по другим видам экономической деятельности (при определении отраслевых пороговых значений экономической безопасности);
  • 4) с аналогичными показателями ведущих регионов (при определении региональных пороговых значений экономической безопасности);
  • 5) с аналогичными показателями экономически развитых стран (или выборки стран, являющихся ориентиром для текущего этапа развития экономики).

Пороговые значения показателей экономической безопасности должны соответствовать долгосрочным планам развития экономики государства. При этом все индексные показатели экономической безопасности должны в среднем значении составлять не ниже 100% к значениям предыдущего года для сохранения и закрепления существующих положительных тенденций.

Показатели экономической безопасности РФ и их поровые значения могут и должны быть модифицированы и скорректированы со временем с учетом тенденций изменения производственно-ресурсного потенциала страны, тенденций развития внешнего и внутреннего рынков и т.п.

Значения основных показателей представлены в табл. 2.3

Таблица 2.3

Значения основных макроэкономических показателей, определяющих уровень экономической безопасности государства

Показатель

Пороговое значение

Фактическое состояние

Соотношение фактического и порогового значений

Объем валового внутреннего продукта на душу населения от среднего по странам «Большой семерки»

50%

54,5%

1,09

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

70%

50%

0,71

Доля в промышленном производстве машиностроения

25%

18,0%

0,74

Объем инвестиций в основной капитал, % к ВВП

25%

15,0%

0,60

Государственные (бюджетные) расходы на научные исследования, % к ВВП

2%

0,56%

0,28

Доля инновационной продукции, % ко всей промышленной продукции

15%

4,9%

0,33

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

7%

12,5%

Продолжительность жизни населения

70 лет

69,8 лет

0,99

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп

8 раз

16,4 раза

2,1

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

5 тыс.

2,5 тыс.

0,5

Уровень безработицы по методологии МОТ

7%

5,5%

0,78

Уровень инфляции за год

20%

6,6%

0,33

Объем внешнего долга, % к ВВП

25%

1,9%

0,08

Дефицит (профицит) бюджета, % к ВВП

5%

1,6%

0,32

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте

10%

27,5%

2,75

Денежная масса М2, % к ВВП

50%

45%

0,9

Доля импорта во внутреннем потреблении – всего,

30%

53%

1,8

в том числе продовольствие

25%

40%

1,6

Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму

1,5 раза

2,8 раза

1,9

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *