Классификация и виды аудита

Классификация видов аудита

Аудит классифицируется по различным основаниям.

1. По отношению к пользователям информации выделяют внешний и внутренний аудит.

Под термином «внешний аудит» понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внешний аудит определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором). Объектом является система учета и отчетности организации. Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. Определяется общепринятыми аудиторскими стандартами.

Основные объекты внутреннего аудита: решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Они могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и собственников. Внутренний аудит – неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Внутренний аудитор – это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

В соответствии с ПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», введенным постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита.

Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности но проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
  • б) исследование финансовой и управленческой информации (обзорная проверка средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков но счетам бухгалтерского учета и других процедур);
  • в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами. При решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы – разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

От эффективности внутреннего контроля зависят объем работ, и, следовательно, стоимость внешнего аудита.

Рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, можно признать целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определить внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля.

Особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются организации, имеющие сложную структуру и осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами.

Организуя внутренний аудит групп взаимосвязанных организаций (холдингов, консолидируемых групп), можно выделить следующие его направления, в широком смысле составляющие корпоративный аудит. Корпоративный аудит в узком смысле может быть определен как реализация и контроль соответствия корпоративным стандартам.

В качестве одного из вариантов организации внутреннего аудита можно использовать аутсорсинг (от англ. outsourcing – внешний источник), т.е. полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту. Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Однако не рекомендуется, чтобы задачи внутреннего аудита решал внешний аудитор этой компании. Еще один вариант – косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

К аутсорсингу и косорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточно ресурсов для создания собственной службы аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, информационных технологий или капитального строительства).

2. По отношению к требованиям законодательства выделяют обязательный и инициативный аудит.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях:

  • 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • 6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Таким образом, можно выделить существенные признаки обязательного аудита в России: обязанность проведения аудита устанавливается исключительно федеральным законом, основана непосредственно на нормах законодательства и не зависит от чьей-либо личной инициативы (императивное начало); в отношении ряда аудируемых лиц предусмотрена специальная процедура отбора аудиторских организаций; пользователями результатами обязательного аудита выступают институты публичной власти; периодичность аудита по преимуществу ежегодная; за уклонение либо препятствование проведению аудиторской проверки устанавливается публичная ответственность.

Отметим, что вышеуказанные признаки присущи обязательному аудиту в совокупности.

За исключением упомянутых выше случаев аудит является добровольным (инициативным), т.е. проводится в результате заключения гражданско-правового договора между заинтересованной стороной и аттестованным аудитором или аудиторской фирмой.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Например, налоговый аудит может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение аудита. Таким образом, в налоговом аудите можно выделить комплексный и тематический аудит.

Различной может быть и глубина аудиторской проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Многие организации, деятельность которых подпадает под обязательную ежегодную аудиторскую проверку, смогли убедиться в том, что данный вид контроля положительно сказывается на качестве бизнеса. В связи с этим в настоящее время все большее количество компаний, которые не подлежат обязательному аудиту, заключают договора на проведение инициативного аудита. Собственники этих компаний считают, что инициативный аудит представляет собой эффективный инструмент оптимизации внутренних бизнес-процессов и улучшения финансового состояния организации.

3. По назначению аудит бывает финансовой отчетности и специальный, который в свою очередь подразделяется на налоговый; аудит на соответствие требованиям; ценовой; управленческий (производственный) аудит; аудит хозяйственной деятельности.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

В соответствии с Международным стандартом аудита «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» иод аудитом финансовой отчетности понимается процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с основами финансовой отчетности.

Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Аудит финансовой отчетности может выступать как часть «общего» аудита, так и в качестве самостоятельного направления.

Специальный аудит – это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения смет, бизнес-планов, различных целевых программ, работы персонала и т.д. В зависимости от намеченных целей специальный аудит делится и проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей. (Налоговый аудит как направление специального аудита см. параграф 8.3.)

Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований.

Стратегия обеспечения экономичности затрат предприятия должна включать комплекс мер, направленных на структурирование и качественную реализацию контрольно-учетной функции, реализуемой в рамках управленческого учета снабжения хозяйствующего субъекта. Ценовой аудит позволит проводить политику планомерной и последовательной ликвидации проблем в управлении затратами, направлять вектор использования административного ресурса предприятия в сторону снижения непродуктивного влияния ценового фактора на их уровень и эффективности управления закупочным ценообразованием. Методика его проведения зависит от установленного на предприятии регламента аудиторской деятельности в целом, принятого порядка и сложившихся традиций менеджмента.

Источниками проведения данного вида аудита являются такие документы, как:

– номенклатурный план (бюджет, смета) материально-технического снабжения и отчет о его выполнении;

нормативные и фактические калькуляции себестоимости продукции (товаров, услуг, работ);

– сведения о текущих изменениях нормативных цен, справки о среднерыночных ценах за отчетный период.

Необходимость достижения прозрачности финансовой отчетности с помощью цепового аудита становится еще актуальнее в условиях кризиса, так как именно в тяжелых кризисных условиях расцветает ценовой демпинг. Наиболее эффективная мера в борьбе с ценовыми кризисными явлениями – обязательная отчетность по международным стандартам, причем поквартальная.

Управленческий (производственный) аудит – это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, проверка качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств их экономики.

В настоящее время задача развития производственного аудита связана с объективной необходимостью повышения его качества, непозволяющего в полном объеме удовлетворить потребности общества в достоверной информации об управленческой деятельности организаций, а также с потребностью в учете при проведении производственного аудита новых направлений деятельности субъектов хозяйствования и требованиями его более полной адаптации к интересам внешних и внутренних пользователей (акционеров, инвесторов, кредиторов, руководства организаций, органов государственного управления т.д.).

Значение производственного аудита вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления коммерческой организацией. С точки зрения направленности производственный аудит является частью общего аудита. В ходе производственного аудита проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

Аудит хозяйственной деятельности – это систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для заданных заказчиком целей и с помощью определенных процедур. Он может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

В число процедур в части проведения данного аудита входят аналитические расчеты и сопоставления. Их использование позволяет выявить негативные тенденции финансово-хозяйственной деятельности организации (замедление оборачиваемости оборотных средств и фондов, проблемы и тенденции динамики дебиторской задолженности, ликвидности, кредитоспособности и др.).

Данные процедуры по исполнению аудита дают возможность обнаружить события (или условия), свидетельствующие об угрозе банкротства аудируемой организации. К этим событиям относятся: сокращение продаж, неоднократные потери доходов от наиболее значительных сделок, недостаток оборотных средств, отрицательная величина разницы от притока и оттока денежных средств, неблагоприятные и все ухудшающиеся основные финансовые коэффициенты, постоянное нарушение долговых обязательств, отказ поставщиков от сделок в кредит, рост дебиторской задолженности, потеря основных покупателей и поставщиков и др. Внутренние и внешние трудности, связанные с выбытием основных высококвалифицированных кадров, простои из-за недостатков в организации труда, утрата прав на патент или лицензию, последствия природных катастроф (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.) могут дополнить перечень этих событий.

4. По времени осуществления аудит подразделяется на первоначальный, согласованный (повторяющийся), оперативный.

Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля.

Согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно, поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом.

Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

5. По характеру проверки аудит классифицируется на подтверждающий; системно-ориентированный; аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающий аудит – это проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит – аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Данный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции.

Аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском. Такой вид аудита проводится, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек).

6. По объектам аудит различают банковский (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов); аудит страховщиков (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования); аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий (аудит иных экономических субъектов). Знание специфики деятельности данных общественных институтов, особенностей бухгалтерского учета и отчетности необходимо для эффективного и качественного проведения аудиторских проверок.

Классификация видов аудита

Анализ законодательства, теории и практики осуществления аудиторской деятельности позволяет сделать вывод о том, что аудит можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация аудита по различным основаниям представлена в таблице 2.

Таблица 2.- Основные виды аудита

Классификационный критерий Вид аудита
Цель назначения — Финансовый; — Налоговый ; — Ценовой; — Управленческий; — Операционный; — Специальный; — На соответствие законодательству;
По частоте проведения — Первоначальный; — Повторяющийся(согласованный).
По направленности (по объектам аудита) — Общий; — Банковский; — Страховых организаций; — Бирж, инвестиционных институтов, внебюджетных фондов.
По категориям аудиторов — Государственный; — Негосударственный.
По отношению к требованиям законодательства — Инициативный; — Обязательный.
По отношению к организационной структуре (по отношению к пользователям информации) — Внешний; — Внутренний.

Виды аудита по цели (назначению):

Финансовый (бухгалтерский) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Этот аудит проводится профессиональными независимыми аудиторами, по строго определенным законодательством и стандартами аудита правилам. Проводя данный вид проверки, аудиторы должны осуществить сбор достаточного количества доказательства для проверки использования финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом. Результатом финансового аудита является составление финансового заключения, которое доводится до сведений заинтересованных пользователей.

Налоговый аудит проводится с целью установления достоверности налоговых деклараций, соблюдения требований налогового законодательства, правильности и полноты начисления и уплаты налогов.

Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий аудит — это диагностическое исследование управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности и внесения необходимых корректировок в управленческий процесс на основе методологии аудиторской деятельности и разработанных рабочих заданий Основная цель управленческого аудита — оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в условиях рынка. На основе данной оценки разрабатывается программа проведения изменений, проводится расчет затрат, необходимых для реорганизации системы управления хозяйствующим субъектом, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров. Отметим, что управленческое консультирование входит в число прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Операционный аудит ориентирован на оценку производительности и эффективности экономического субъекта. Он осуществляется для проверки процедур и методов функционирования аудируемого лица с целью оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно применять для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т.п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы организации или деятельности администрации .В рамках современной рыночной экономики в основные задачи аудита входит не только заключение о достоверности составления финансовой отчетности, но и отражение в нем реального финансового состояния, т.е. оценка эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере в течение следующего за отчетным года .

Специальный аудит (экологический и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм, правил . Специальный аудит выполняется по заданию, возникающему в процессе обычной деятельности экономического субъекта в связи с появлением сбоев в системе, имеет целью изучение узких мест и разработку рекомендаций для руководства по их устранению .

Аудит на соответствие законодательству (иным нормативным требованиям) — это анализ определенной финансовой или иной хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам, инструкциям, договорным обязательствам, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций.

В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности аудируемого лица его уставу (учредительному договору), проверке также подлежат правильность исчисления оплаты труда и т.д..

Нужно отметить, что описываемые виды аудита взаимосвязаны, а их дифференциация — условна. Например, если эти правила осуществления деятельности установлены органами управления хозяйствующего субъекта (правила внутреннего контроля), то аудит на соответствие осуществляют работники организации, выполняющие функцию внутренних аудиторов. В других случаях (например, для подтверждения соблюдения требований кредиторов по поддержанию соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), особенно если выполнение этих условий отражается в финансовой отчетности компании, данный вид аудита проводится, как правило, вместе с финансовым аудитом либо как специальный аудит.

Виды аудита по частоте проведения:

Первоначальный аудит проводится индивидуальным аудитором (аудиторской организацией) впервые для данного аудируемого лица. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности аудируемого лица, о его системе внутреннего контроля. В этом случае аудитору необходимо ознакомиться с деятельностью организации более подробно, для того чтобы правильно понимать и интерпретировать финансово-хозяйственные операции.

Повторяющийся (согласованный) аудит осуществляется индивидуальным аудитором (аудиторской организацией) повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики аудируемого лица, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с аудируемым лицом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика аудита свидетельствует о том, что повторяющийся (согласованный) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность аудируемого лица, и для самого аудируемого лица, которое получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Виды аудита по направленности (по объектам аудита):

Данная классификация аудита в России возникла с начала 1990-х годов в связи с дифференциацией при аттестации и лицензировании, а затем — только при аттестации.

В силу данной классификации выделяли:

— банковский аудит;

— аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

— аудит страховщиков;

— общий аудит.

Виды аудита по категориям аудиторов:

Государственный аудит представляет собой обособленную часть государственного финансового контроля, которая отличается организационно-правовой и функциональной спецификой В литературе государственный аудит определяется как система мероприятий, направленных на осуществление внешнего и, соответственно, реально независимого публичного аудита за деятельностью органов публичной власти по управлению и использованию материальных и финансовых ресурсов.

Можно говорить о том, что государственный аудит является формой государственного финансового контроля. Государственный аудит проводится в соответствии с принципами и методами, определенными для государственного финансового контроля.

По отношению к требованиям законодательства аудит подразделяется на:

— обязательный аудит;

— инициативный аудит.

Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов.

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях: руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги; собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу; банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о финансовых результатах и т. д.

По отношению к организационной структуре (по отношению к пользователям информации) аудит подразделяется на:

— внутренний аудит;

— внешний аудит (см. Табл. 3).

Таблица 3. — Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Критерий Внешний аудит Внутренний аудит
1.Цель Выражение мнения о достоверности отчетности. Повышение эффективности деятельности, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
2.Главные задачи Оценка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Решение отдельных функциональных задач управления организацией с целью указания заданий руководства
3.Регулирование Закон, стандарты аудита. Стандарты аудита, локальные нормативные акты
4.Статус субъекта, осуществляющего аудит Субъект предпринимательской деятельности, независимость Работник организации, независимость ограниченная
5.Организация работы Определяется аудитором самостоятельно, на основе стандартов аудита Выполнение заданий руководства
6.Квалификация аудитора Наличие квалификационного аттестата. Определяется руководством, аттестация не обязательна, но желательна.
7.Пользователи Внутренние и внешние Внутренние
8.Объект проверки Финансовая отчетность. Системы управления, операционные процессы, финансовая отчетность, финансово-хозяйственная деятельность в целом.
9.Периодичность Инициативный аудит — в любое время, обязательный — по окончании отчетного года. По внутреннему графику Организации.
10.Формы и методы Определяются самостоятельно на основе стандартов аудита. Определяются самостоятельно на основе локальных актов, стандартов аудита.
11.Отчетность Аудиторское заключение, требования к которому определяются законом и аудиторскими стандартами. По форме, определенной локальными актами.
12.Ответствен-ность Административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарное воздействие. Определена нормативным законодательством. Дисциплинарная. Определена законодательством и локальными актами.
13.Оплата работы аудиторов Перед клиентами и третьими лицами, установленная федеральным законодательством. Производится в виде начисления должностного оклада по должности.

Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов.

Задачами служб внутреннего аудита могут быть следующие:

— подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

— контроль за состоянием и сохранностью активов;

— исполнительский контроль;

— оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д.

Внутренний аудит не является независимым, он подчиняется руководству организации, действует в соответствии с его заданиями и отчитывается перед ним. Вместе с тем внутренний аудит независим от тех лиц, деятельность которых он проверяет.

На сегодняшний день появились новые концепции аудита:

1)аудит — контролинг — ставит задачей оценить уровень использования возможностей организации, т.е. стремление получить наибольшую отдачу от вложенного капитала.

2)аудит — консалтинг — изучает, насколько эффективно работает организация и как наемный менеджер использует капитал собственника.

В последовательном развитии аудита можно выделить три его стадии:

1) подтверждающая — при проверке аудитор подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером, создавая собственные учетные регистры, сегодня такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

2) системно-ориентированная — предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции, т.е. аудиторы стали проводить проверки, основываясь на оценках системы внутреннего контроля.

3) аудит, базирующийся на риске — проверка может проводиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест в его работе, т.е. тех, где наиболее вероятны искажения.

Обязательный аудит

Критерии обязательного аудита установлены ст. 5 федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и более подробно представлены на рис. 4.

Особенности обязательного аудита:

1) проводится ежегодно.

2) могут осуществлять, как аудиторские организации, так и индивидуальны аудиторы, но в отношении отчетности следующих организаций обязательные проверки проводятся только аудиторским организациями:

а) ценные бумаги которых обращаются на рынке ценных бумаг.

б) кредитные и страховые организации.

в) негосударственные пенсионные фонды.

г) в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных корпораций и компаний.

Критерии обязательного аудита (установлены статьей 5 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»).
  1. По организационно – правовой форме, а именно если организация является ОАО
  1. По видам деятельности, если организация является:
кредитной организацией, бюро кредитных историй страховой клиринговой организацией, обществом взаимного страхования товарной валютной фондовой биржей негосударственный пенсионный и иные фонды акционерные инвестиционные фонды или управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого фонда и негосударственного пенсионного фонда
  1. Стоимостной критерий (Данный критерий не распространяется на органы государственной власти, государственные муниципальные учреждения, сельско- хозяйственные кооперативы и их союзы):
если объем выручки от продажи продукции, работ, услуг организации за предшествующий отчетному периоду год превышает 400 миллионов рублей если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествующего отчетного года 60 миллионов рублей
  1. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж
  1. Если организация предоставляет или публикует сводную или консолидированную бухгалтерскую отчетность
  1. В иных случаях установленных Федеральными законами

Рис. 4.- Основные критерии обязательного аудита

д) составляющих консолидированную отчетность.

3) аудит на предприятиях, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также аудит отчетности государственных корпораций и компаний, ГУП и МУП, проводится по итогам проведения конкурса.

Помимо проведения независимых аудиторских проверок у организации могут быть проведены такие виды контроля:

1) ревизия — система контрольных действий за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность, и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Ревизия проводится при проведении внутриведомственного контроля, при организации государственного финансового контроля и т.д.

2) тематическая проверка — проверка определенной задачи хозяйственной деятельности предприятия. Например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей, сохранности денежных средств, ценных бумаг.

3) служебное расследование — проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей и должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится в случае выявления хищений, недостач, потерь и порчи материальных ценностей и др.

В аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:

Подробно рассмотрим виды аудита и их характеристику по основным признакам.

Аудит по объекту и периодичности проверки

Внешний аудит осуществляется на основе договора аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Цель проверки объективно оценить достоверное состояние бухгалтерского учета и отчетности. Финальной стадией проверки являются подготовленные рекомендации по улучшению финансового положения организации, более эффективной ее деятельности, возможностей изыскать не задействованные ранее резервы производства.

Внутренний аудит проводят штатные работники отдельного аудиторского подразделения, подчиняющиеся руководителю организации. Они выполняют свою работу системно, проверяя и оценивая деятельность предприятия.

Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита:

По периодичности проверки можно выделить первоначальный аудит, то есть проводящийся впервые в этой организации и периодический, проводящийся одной и той же фирмой на основе заключенных договоров. Если организация заинтересована в продолжительных взаимоотношениях с одними и теми же партнерами, то такое сотрудничество возможно.

Аудит по назначению

По назначению аудит классифицируется на аудит:

  • финансовой отчетности;
  • финансовой отчетности по МСФО;
  • на соответствие законодательным и нормативным требованиям;
  • финансовый;
  • управленческий;
  • операционный;
  • налоговый;
  • ценовой;
  • специальный;
  • экологический.

Определение 6

Аудит финансовой отчетности предполагает формирование заключения о соответствии отчетных форм всем критериям и правилам бухучета. Проверка осуществляется внешними аудиторами.

Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится по требованиям Международных стандартов аудита. Здесь важен объем аудиторских процедур, видов тестирования и формата аудиторского заключения.

Определение 7

Аудит на соответствие законодательным и нормативным требованиям анализирует хозяйственную деятельность организации, для того, чтобы определить, соответствует ли она предписанным условиям, правилам и законодательству.

Определение 8

Финансовая проверка – это аудит финансовой отчетности. Задача аудитора выяснить, как используются финансовые средства, соблюдаются ли принципы и требования ведения бухучета для того, чтобы выявить имеющиеся финансовые риски и дать необходимые рекомендации по их уменьшению.

Определение 9

Производственная проверка – оценка производственной деятельности, совершенствование управления организацией, выявление уровня эффективности производства, финансовых вложений и затрат. Аудитор делает выводы о производительности труда на предприятии, рациональности использования средств, их экономии.

Определение 10

Операционный аудит – проверка того, как работают процедуры и методы на основе которых функционирует организация.

Определение 11

Налоговый аудит – проверка того, насколько полно, своевременно и правильно начислены и уплачены налоги и соблюдена налоговая политика.

Определение 12

Ценовой аудит – проверка того, обоснованы ли цены на услуги, заказы или товары.

Определение 13

Специальный аудит – рассматриваются определенные стороны деятельности организации, выявляется, соблюдены ли процедуры, нормы, правила. Аудитор выдает экспертное заключение по отдельной теме.

Определение 14

Экологический аудит – независимая проверка, оценивающая комплексно, как субъект соблюдает требования РФ по охране окружающей среды и международные стандарты в этой области. Аудитор готовит рекомендации по улучшению этого вида деятельности.

Существуют классификации, где в отдельные виды аудита определены:

  • аудит эффективности – специальные приемы, дающие возможность оценить деятельность предприятия с точки зрения эффективности. Здесь используются методы: экспертный, графический, аналогии;
  • аудит эффективности функционирования системы «малое предпринимательство региона» и его отдельных элементов;
  • аудит персонала – проверка того, насколько правомерны трудовые отношения, как осуществляется организация трудовой деятельности и трудовых отношений, соответствует ли она законодательным и нормативным актам, действующим в России. Готовятся предложения по оптимизации и улучшению организации трудовой деятельности.

2. Виды аудита: внешний и внутренний; обязательный и инициативный аудит. Прочие виды аудита.

Аудит подразделяется на внешний (обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям) и внутренний.

Внешний аудит – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей; осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Особенность: аудиторы, проводящие проверку, не имеет на проверяемом предприятии никаких интересов.

Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Цель внешнего аудитора — получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов.

Функции службы внутреннего аудита включают:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

В число задач отдела (службы) внутреннего аудита входит:

— обеспечение более эффективного управления организацией;

— оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации;

— защита законных интересов организации и ее собственников;

— оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

— проверка систем, предназначенных для реализации задач, планов и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками организации;

— проверка сохранности активов;

— проверка эффективности использования ресурсов и т.д.

Внутренние аудиторы должны представлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

№ п/п

Фактор

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором между независимыми сторонами

Объект аудита

Решение отдельных функциональных задач управления

Cистема учета и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководителем

Определяется законодательством по аудиту

Средства

Выбираются самостоятельно

Определяются стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководителя

Определяется аудиторами самостоятельно исходя из федеральных стандартов аудита

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправие, партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководителю, находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие квалификационный аттестат аудитора.

Оплата

З/плата по штатному расписанию

Регламентируется договором

Ответственность

Перед руководителем за выполнение своих обязанностей

Перед клиентами и третьими лицами

Методы

Могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач. Различия могут быть в степени точности и детальности

Отчетность

Отчет руководителю

Аудиторское заключение

Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей. Его целью является выявление недостатков в методике и организации бухгалтерского учета, составление отчетности, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функционирования конкретных подразделений и др. Различными могут быть и применяемые методы: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит осуществляется в случаях:

  1. Если организация имеет организационно-правовую формуОАО.

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ)

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Обязательная аудиторская проверка проводится в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации и начинается с выбора аудиторской организации и заключения договора. Заключать договор можно, не дожидаясь окончания года, проводя аудит поквартально. Это позволяет исправить ошибки до составления отчетности и не допускать их в дальнейшем.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *