Камеральная проверка

4.07.2012 / 

Содержание

Проверки деятельности предприятия: камеральная налоговая проверка (виды, основания, результаты).

Для тех, кто только планирует начать свой бизнес стоит знать, что успешная регистрация организации, набор штата сотрудников и выбор системы налогообложения – это только начало пути. В дальнейшем предстоит наладить партнерские отношения и заключить договора, найти клиентов, решить текущие проблемы, главными из которых, несомненно, станут проверки различных ведомств, доставляющие немало хлопот предпринимателям. Для того чтобы как–то облегчить свою участь, нужно знать какие организации и когда могут прийти с проверкой деятельности предприятия.

Проверки налоговой инспекции

Пожалуй, самыми распространенными и волнительными для бизнесменов становятся налоговые проверки, избежать которых не удается никому. Поэтому, чтобы быть готовым к проверке налоговой инспекции, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое.

Виды налоговых проверок

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом РФ, налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. При этом под камеральной проверкой подразумевается вид налоговой проверки, которая проводится по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных юридическим лицом, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налоговой инспекции. В свою очередь выездная проверка представляет собой вид налоговой проверки, которая обычно проводится по местонахождению организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Камеральная налоговая проверка и ее причины

Основанием для проведения камеральной налоговой проверки, которую проводят сотрудники инспекции, является подача организацией декларации в налоговую инспекцию. При этом не требуется специального разрешения на проведение камеральной проверки от руководителя налоговой инспекции. Итак, основанием для проведения камеральной налоговой проверки являются:

1) Налоговые декларации (расчеты) и дополнительные документы, представленные организацией вместе с отчетностью;

2) Иные документы о деятельности проверяемого юридического лица, которые имеются у налоговой инспекции.

Какие документы необходимы?

В ходе камеральной налоговой проверки налоговая инспекция может потребовать, как у проверяемого юридического лица, так и у его партнеров представить необходимые документы. Например, проверяемая организация должна по требованию налоговой инспекции дать письменные пояснения о выявленных в ходе проверке ошибках (противоречиях) или устранить их; представить устные пояснения по иным интересующим вопросам.

Контрагенты проверяемой организации и иные учреждения, например, финансовые организации должны по требованию налоговиков представить имеющуюся у них информацию о проверяемой организации. При этом, документы юридические лица должны представить налоговой инспекции в десятидневный срок с момента получения требования, либо на бумаге, в виде копий или подлинников, либо в электронном виде, если необходимые документы были составлены в электронном виде по установленным форматам. Отсчет срока для предоставления необходимой информации начинается на следующий день за днем фактического вручения требования.

В ходе камеральной налоговой проверки необходимые налоговикам документы проверяемое юридическое лицо может направить следующим образом:

1) Заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес налоговой инспекции по почте;

2) Вручить требуемые документы лично инспектору, который является представителем инспекции и непосредственно проводит камеральную проверку;

3) Вручить документы сотруднику канцелярии налоговой инспекции;

4) Направить документы, составленные в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при условии, что такие документы составлены по установленным форматам.

Что касается письменных пояснений, то юридическое лицо может составить его в произвольной форме в срок пять рабочих дней, приложив к ним, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Срок начинает идти на следующий день с момента фактического вручения сообщения о необходимости представления запрошенных пояснений. Устные объяснения даются непосредственно в налоговой инспекции руководителем юридического лица в указанный в уведомлении срок. В противном случае руководитель организации будет привлечен к административной ответственности.

Какой период деятельности проверяется?

Во время проведения камеральной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать только тот период деятельности организации, за который она подала декларацию или расчет, в том числе и уточненный. Другими словами, если юридическое лицо сдало в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации, сотрудники налоговой инспекция вправе произвести правильность расчета этого налога только за I квартал 2012 года.

Основания для камеральных налоговых проверок в 2018 году

Однако при проверке этого отчетного периода налоговики могут воспользоваться сведениями других отчетных периодов.

«Повторная» камеральная проверка

В действующем налоговом законодательстве РФ отсутствует такое понятие, как «повторная» камеральная проверка, что означает, невозможность проведения повторной проверки в отношении одной и той же отчетности. Но, сложившаяся судебная практика и разъяснения Министерства финансов России, представленные в письмах, говорят о том, что инспекция имеет право дважды проверить один и тот же период, но в рамках разных камеральных проверок.

Сроки действия камеральной налоговой проверки

По общему правилу, продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало проверки приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Таким образом, истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от начала проверки.

Оформление результатов

Оформление результатов камеральной налоговой проверки напрямую зависит от результатов, к которым пришли проверяющие лица, поэтому можно говорить о следующих выводах:

1) Юридическое лицо, не допустила нарушений действующего налогового законодательства РФ. В этом случае инспекция не обязана составлять какой-либо документ по результатам камеральной налоговой проверки;

2) Если организация допустила нарушения действующего налогового законодательства России, то они оформляются соответствующим актом, по утвержденной форме, в двух экземплярах. Один экземпляр акта о выявленных нарушениях хранится в налоговой инспекции, а второй предназначен для организации – нарушителя.

В течение пяти рабочих дней с момента подписания акта камеральной налоговой проверки налоговая инспекция должна вручить его проверяемой организации, которая имеет право передать в налоговую инспекцию возражения, оформленные в письменном виде. Окончательное решение по итогам камеральной проверки принимается инспекцией на основе всех имеющихся материалов налоговой проверки, среди которых могут быть сам акт камеральной проверки, письменные возражения организации, протоколы и экспертные заключения, а также иные документы.

Статья 13. Срок проведения проверки

1. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

Основания для проведения камеральной проверки

Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

2.1. В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

2.2. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

4. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Часть I — Камеральная налоговая проверка

1.1 Налоговые проверки: понятие, виды

Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль".

С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" — проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2018

Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. © АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Пример. Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 "Основное производство" цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.

Пример.В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю "С". Встречная проверка документов "С" показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода. Это говорит о неоприходовании поступления продукции, не отражении выручки от реализации данной продукции и как следствие — о занижении выручки/прибыли от реализации продукции.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки ( отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Истребование документов при камеральной проверке

(У кого и какие документы и пояснения налоговики могут запросить)

Камеральные проверки, которые проводятся налоговым органом без какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции по каждой поданной декларации (расчету) <1>, проходят абсолютно у всех организаций и предпринимателей. И поэтому на бухгалтерских форумах постоянно мелькают вопросы:

  • какие документы могут затребовать налоговики при камеральной проверке;
  • когда такое требование можно проигнорировать;
  • как нужно представлять требуемые документы;
  • что грозит за непредставление документов налоговикам;
  • из каких еще источников налоговики смогут получить информацию, относящуюся к проверяемой ими декларации?

Предлагаем ответы на эти вопросы.

<1> Пункт 2 ст. 88 НК РФ.

Истребование документов у самой проверяемой организации (предпринимателя) Когда налоговики могут запросить документ

У самой проверяемой организации (предпринимателя) налоговый орган имеет право потребовать документы только в определенных случаях <2>:

(или) при использовании льгот — документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы <3>. Например, в подтверждение права не облагать НДС передачу в рекламных целях товаров стоимостью менее 100 руб. за единицу <4> могут попросить:

  • приказ руководителя организации о проведении рекламной акции;
  • накладную, подтверждающую расходы на приобретение рекламных товаров;
  • счет-фактуру по расходам на приобретение рекламных товаров;
  • счет-фактуру на передачу товаров в рекламных целях (без НДС).

Для справки

Льготы— это преимущества, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков <5>. От льгот можно отказаться, поскольку это право, которое налогоплательщик использует по своему усмотрению <6>. К примеру, налоговики при камеральной проверке не вправе затребовать документы, подтверждающие профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ, поскольку это не льготы, а расходы, принимаемые всеми налогоплательщиками к вычету <7>.

Также налоговики могут затребовать документы, подтверждающие ведение раздельного учета <8>;

(или) при отражении в декларации по НДС сумм налога к возмещению:

(или) при совершении экспортных операций <9> — любой документ, подтверждающий право на применение ставки 0%, который должен был быть представлен вместе с декларацией, но не был представлен <10>;

(или) по внутренним операциям <11>:

  • счета-фактуры;
  • первичные документы, подтверждающие принятие к учету товаров (работ, услуг) или имущественных прав;
  • платежные документы, подтверждающие уплату НДС:
  • при ввозе товаров на территорию РФ <12>;
  • при удержании налога налоговым агентом — покупателем <13>. Речь идет о ситуациях, когда товары (работы, услуги) приобретены у иностранца либо арендуется имущество у органов власти <14>;
  • по командировочным расходам <15>;
  • по представительским расходам <15>;
  • при заявлении вычета правопреемником организации, не принявшей НДС к вычету до момента завершения реорганизации <16>;

(или) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (НДПИ, водный налог, земельный налог, сбор за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биоресурсов), — документы, являющиеся основанием для исчисления таких налогов <17>.

<2> Статья 88, пп. 1 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК РФ.
<3> Пункт 6 ст. 88 НК РФ.
<4> Подпункт 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.
<5> Пункт 1 ст.

56 НК РФ.
<6> Пункт 2 ст. 56 НК РФ.
<7> Статья 56 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08; Решение ВАС РФ от 06.08.2008 N 7696/08.
<8> Пункт 4 ст. 170 НК РФ; Письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 N 19-11/119609, от 21.11.2008 N 19-11/108743.
<9> Пункт 1 ст. 164 НК РФ.
<10> Пункт 8 ст. 88, ст. 165 НК РФ.
<11> Пункт 8 ст. 88, ст. ст. 171, 172 НК РФ; Письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209.
<12> Пункт 8 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов (Приложение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004).
<13> Пункт 3 ст. 171 НК РФ.
<14> Пункт 1 ст. 172, п. 4 ст. 173 НК РФ.
<15> Пункт 7 ст. 171 НК РФ.
<16> Пункт 5 ст. 172 НК РФ.
<17> Пункты 9, 10 ст. 88 НК РФ.

Что налоговики требовать не вправе и что можно не представлять

Вам нужно обратить внимание на некоторые тонкости истребования налоговиками документов.

Для получения документов налоговики должны вручить требование о представлении документов (информации) <18>, отвечающее следующим условиям:

  • обязательно должны быть указаны наименования запрашиваемых документов и их количество <19>;
  • запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки и проверяемому периоду <20>;
  • не могут быть истребованы документы, отсутствующие у организации <21> (в том числе из-за кражи этих документов — при наличии подтверждения этого факта из органов МВД <22>);
  • не могут быть затребованы документы, по которым нет обязанности их составлять (например, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки) <24>;
  • не должны запрашиваться документы, ранее представлявшиеся в ИФНС <25>;
  • требование должно быть вручено лично представителю организации (предпринимателю) или направлено заказным письмом с уведомлением <26>.

Внимание!В случае несвоевременного представления документов налоговики не могут рассчитать штраф исходя из фактически представленного количества документов <23>.

Если требование налоговиков не соответствует перечисленным условиям или в нем запрашивают документы, которые вы не обязаны представлять, то его можно не исполнять. А в случае если налоговый орган только из-за этого доначислит налоги и штрафы, в том числе штрафы за несвоевременное представление документов <27>, то его решение можно будет успешно оспорить в суде <28>.

Также обратите внимание, что требование о представлении документов должно быть выставлено налоговиками в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) <29>. То есть требование, которое вручено по истечении этого срока, также можно проигнорировать, и в случае привлечения к ответственности за непредставление истребуемых документов <30> штрафы можно оспорить. Но не забывайте, что налоговый орган сможет истребовать эти документы и в рамках дополнительных мероприятий <31>.

<18> Пункт 3 ст. 93 НК РФ; Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<19> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07; Постановление ФАС УО от 17.11.2008 N Ф09-7534/08-С3.
<20> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07.
<21> Постановление ФАС ЦО от 03.07.2008 N А68-3568/07-80/18.
<22> Постановление ФАС СЗО от 30.11.2007 N А56-8962/2006.
<23> Постановление ФАС УО от 17.11.2008 N Ф09-7534/08-С3.
<24> Постановление ФАС ЦО от 16.06.2009 N А48-5011/07-2-17.
<25> Пункт 5 ст. 93 НК РФ.
<26> Пункт 1 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 08.04.2009 N Ф04-2126/2009(4288-А45-34).
<27> Пункт 1 ст. 126 НК РФ.
<28> Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС УО от 13.04.2009 N Ф09-1900/09-С3.
<29> Пункт 2 ст. 88 НК РФ; Постановление ФАС МО от 14.05.2009 N КА-А40/1205-09.
<30> Статья 126 НК РФ.
<31> Пункт 6 ст. 101 НК РФ.

Как представлять документы налоговикам

Запрашиваемые документы нужно представить в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации (подписью предпринимателя) в течение 10 рабочих дней <32>. Непредставление документов в указанный срок влечет взыскание штрафа:

  • с организации или предпринимателя — в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ <33>;
  • с руководителя организации или предпринимателя — на сумму от 300 до 500 руб. <34>.

Если вы не успеваете представить документы в срок, то следует направить в ИФНС письмо с просьбой о продлении срока для представления документов, указав в нем причины, по которым они не могут быть представлены своевременно <35>. Обратите внимание, что сроки для представления документов короткие, поэтому такое письмо нужно либо представить в инспекцию нарочным, либо телеграммой, либо факсограммой на следующий день после получения требования. Налоговый орган может продлить сроки представления документов или отказать в этом <36>.

<32> Пункты 2, 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ.
<33> Пункт 1 ст. 126 НК РФ.
<34> Часть 1 ст. 15.6, ст. 2.4 КоАП РФ.
<35> Пункт 3 ст. 93 НК РФ.
<36> Пункт 3 ст. 93 НК РФ; Приложение 4 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.

Истребование документов у контрагентов проверяемой организации (предпринимателя)

НК РФ не содержит конкретного перечня документов (информации), которые могут запросить налоговики <37>. То есть фактически истребовать могут любые документы, касающиеся вашей деятельности, а также информацию относительно конкретной сделки <38>.

Для получения таких документов налоговики направят письменное поручение об истребовании документов (информации) <39> в налоговый орган по месту учета вашего контрагента <40>. А этот налоговый орган затребует у него документы (информацию).

Помните, что в рассматриваемой ситуации банк — это тоже ваш контрагент. Поэтому налоговики могут запросить у него документы, связанные с открытием и ведением счетов клиентов (договор, карточки образцов подписей), а также с ведением паспортов сделок <41>.

Кстати, если вам пришли требование о представлении документов (информации) <42> и копия поручения об истребовании документов (информации) <43> в отношении вашего контрагента, то имейте в виду, что исполнить его нужно в течение 5 рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что вы не располагаете истребуемыми документами (информацией) <44>.

Если вы откажетесь представить документы либо не представите их в установленные сроки, то налоговики могут оштрафовать:

  • вашу организацию (предпринимателя) — на сумму 1000 руб. <45>;
  • руководителя организации (предпринимателя) — на сумму от 300 до 500 руб. <46>.

Заметьте, что требовать документы и (или) информацию налоговики могут при выполнении следующих условий:

  • документы должны касаться деятельности вашего контрагента <47>;
  • должно быть указано, в рамках какого мероприятия истребуются документы <48>;
  • должна быть информация и данные конкретных сделок, по которым запрашиваются документы <49>.

При несоблюдении этих условий такое истребование можно будет оспорить.

<37> Статья 93.1 НК РФ.
<38> Письмо Минфина России от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438.
<39> Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ; Приложение N 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<40> Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ.
<41> Статья 93.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.02.2009 N 03-02-07/1-82; п. 2 Письма ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@.
<42> Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<43> Приложение N 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<44> Пункт 5 ст. 93.1, п. 6 ст. 6.1 НК РФ.
<45> Пункт 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ; Постановление ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09.
<46> Часть 1 ст. 15.6, ст. 2.4 КоАП РФ.
<47> Постановление ФАС МО от 30.07.2008 N КА-А40/6615-08.
<48> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 09АП-7537/2009-АК.
<49> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 N 09-АП-1094/2009-АК.

Истребование документов у банков

У вашего банка налоговый орган имеет право запросить <50>:

  • справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах;
  • выписки по операциям на ваших счетах.

Банки обязаны выдавать такую информацию в течение 5 рабочих дней <51>.

<50> Пункты 2, 3 ст. 86 НК РФ; Порядок направления налоговым органом запросов в банк, утв. Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@.
<51> Пункт 2 ст. 86, п. 6 ст. 6.1 НК РФ.

Запрос пояснений по декларации у проверяемой организации (предпринимателя)

Если при камеральной проверке налоговики обнаружат ошибки или противоречия и несоответствия в декларации (расчете) и в сведениях, содержащихся в представленных документах или в документах, имеющихся у налогового органа, то они должны сообщить вам об этом, потребовав:

(или) представить в течение 5 рабочих дней письменные пояснения или внести исправления в декларацию <52>;

(или) явиться в инспекцию для дачи пояснений относительно отчетности <53>.

Часть I — Камеральная налоговая проверка

В этом случае вам направят уведомление о вызове <54>.

Для устранения противоречий и несоответствий вы можете представить в налоговый орган документы, например выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие правильность данных, внесенных в отчетность <55>. А налоговики обязаны рассмотреть все представленные письменные пояснения и документы <56>.

Предупреди руководителя

В случае неявки руководителя организации (предпринимателя) по вызову для дачи пояснений налоговики могут оштрафовать его на сумму от 1000 до 2000 руб. <57>.

* * *

Итак, при камеральной проверке вашей отчетности помните о том, что:

  • в требовании о представлении документов (информации) должен быть указан конкретный перечень этих документов и их количество;
  • если вы не можете представить в срок запрашиваемые налоговым органом документы, то следует письменно уведомить его об этом;
  • все ваши пояснения налоговому органу по проверяемой им декларации должны быть письменными.

Кроме того, обратите внимание, что требовать документы налоговики могут не только у вас, но и у контрагентов, с которыми вы сотрудничаете.

<52> Пункт 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ.
<53> Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
<54> Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<55> Пункт 4 ст. 88 НК РФ.
<56> Пункт 5 ст. 88 НК РФ.
<57> Пункт 5 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ; Постановление ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393.

Е.В.Строкова

Экономист

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ.

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, – в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности. При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте – датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Рис. 1.

14. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Акт камеральной налоговой проверки

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Предмет

Камеральная

Выездная

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Нет

Да

Срок проведения

3 месяца

2 месяца

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или  нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка — что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Порядок назначения и проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Камеральная проверка складывается, прежде всего, из анализа полноты и своевременности представления налоговой отчетности, контроля за правильностью исчисления того или иного налога, проверки обоснованности применения налоговых льгот.

Большое значение имеют налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды, а также информация, полученная от иных государственных органов.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

НК РФ не устанавливает, каким документом должны оформляться результаты камеральной проверки – составление акта камеральной проверки законом не предусмотрено. В настоящее время результаты камеральных проверок оформляются докладными (служебными) записками, составленными налоговыми инспекторами, проводившими проверку, на имя руководителя налогового органа.

Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки. Предмет выездной проверки.

Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.

Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения (Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П).

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении указываются:

– наименование налогового органа, номер решения и дата его вынесения;

– наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;

– период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка;

– вопросы проверки (виды налогов, по которым она проводится); Ф.И.О.

Камеральная налоговая проверка

и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы;

– подпись должностного лица, вынесшего решение с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний давностный срок для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, запрет на проведение повторных проверок, право на обжалование, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и возместить налогоплательщику ущерб, причиненный незаконными действиями.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала (представительства). Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства, независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Несоблюдение требований налогового законодательства к порядку назначения и принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, несоблюдение прав и законных интересов налогоплательщика при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки являются основанием для признания таких решений недействительными.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Продление срока проведения выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки. Повторная выездная налоговая проверка.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному выше, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

37. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Согласно статьям 100, 101 и 101.1 НК РФ, результаты выездной налоговой проверки оформляются актом, который выносится не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать:

а) систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых;

б) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

в) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт выездной налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве. Описательная часть содержит факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанные с этими фактами обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Итоговая часть включает:

а) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и сборов, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;

б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

в) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений с обязательной ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Нарушение требований к содержанию акта налоговой проверки не влечет безусловного признания судом решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого на основании такого акта, недействительным.

Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом.

Нарушение налоговым органом двухмесячного срока на составление акта проверки и 14-дневного срока на рассмотрение возражений налогоплательщика не влечет безусловного признания недействительным решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Читайте также:


Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *