Каковы полномочия прокуратуры РФ

Понятие компетенции прокуратуры

Прокуратура — это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет:

  • · надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • · надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • · надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • · уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • · координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • · надзор за исполнением судебных решений судебными приставами
  • · право опротестовывать приговоры, определения и постановления судов. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Зерцало, 1997

Кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие законам решения; прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти — представительной (законодательной), исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает закон «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от Российской Федерации законами (п. 2 ст. 4 Закона).

Для прокурорского надзора характерны следующие черты:

Во-первых, в отличие от контролирующих органов, которые наблюдают «не только с точки зрения законности, но и с точки зрения целесообразности…», прокуратура «не судит о целесообразности.., а только единую законность оберегает».

Прокуратура, как известно, никакими административными функциями не обладает, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор, и. наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане не нарушали закон.

Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Таким образом, позитивным содержанием деятельности прокуратуры по осуществлению надзора является реализация прокурорских полномочий по:

  • 1) предупреждению нарушений закона;
  • 2) выявлению допущенных нарушений закона;
  • 3) устранению выявленных нарушений;
  • 4) принятию мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении закона (уголовной, административной, материальной и другим видам ответственности). Во-вторых, существенным отличием прокурорского надзора является то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Таким образом, прокуратура ввиду специфики своей деятельности и структуры объединяет усилия контролирующих органов; местных, региональных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти —федеральных и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории России. И это особенно важно, когда в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура («вертикаль») органов исполнительной власти не может оптимально функционировать при наличии только контроля вышестоящих органов за исполнением законов нижестоящими учреждениями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием законам деятельности, а также правовых актов каждого звена данной структуры, осуществляемым соответствующим по уровню органом единой централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения законности в стране. Прокуратуру в известной мере можно рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местнических и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе и путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

Компетенция прокуратуры.

Для осуществления надзорной функции прокуратура наделяется соответствующей компетенцией.

Под компетенцией в науке прокурорского надзора подразумевается совокупность полномочий, принадлежащих прокуратуре. Каждое полномочие представляет собой право, являющееся одновременно обязанностью соответствующего прокурора, т.е. его служебным долгом.

Все полномочия можно подразделить на три группы.

1) Это полномочия прокуратуры РФ в целом

2) Полномочия отдельно взятого прокурорского органа

3) Полномочия конкретно взятого прокурорского работника.

По другому основания полномочия можно разделить на основные и дополнительные (управленческие, по подбору кадров, ведению статистики и отчётности)

Основные полномочия:

  • Предметные – касаются предмета ведения прокуратуры, т.е. исполнения законов соответствующими субъектами. Они отражают круг поднадзорных субъектов (это право на чужие действия).

  • Функциональные – полномочия по выявлению нарушений законности и полномочия по реагированию на нарушения (право на свои действия).

Предметные полномочияотражают круг поднадзорных субъектов. В этот круг следует включить следующие группы государственных и негосударственных органов:

  • Федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, их перечень установлен Указом Президента РФ.

  • Законодательные / представительные и исполнительные органы субъектов федерации (их перечень устанавливается региональным законодательством).

  • Органы местного самоуправления. Их порядок и структура регулируется федеральным и региональным законодательством, а также местными правовыми актами.

  • Органы военного управления не только вооружённых сил (Министерство обороны), но и войска МЧС и внутренние войска МВД.

  • Органы контроля (перечислены в КоАПе).

  • Должностные лица (понятие — в УК).

  • Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Существует ряд субъектов, на которые не распространяется надзор прокуратуры за исполнением законов:

  1. Президент

  2. Федеральное Собрание

  3. Судебная система

  4. правительство

ч.3 ст.24 ФЗ О прокуратуре: в случае несоответствия постановления Правительства Конституции и законам генеральный прокурор уведомляет об этом (информирует) Президента.

  1. действия граждан

это только юридически, фактически это не так.

Прокуратура осуществляет контроль за исполнением законов. Поэтому возникает вопрос, осуществляет ли прокуратура контроль за исполнением подзаконных актов (указов Президента и актов Правительства). Этот вопрос не разрешён в законодательстве. Прокуратура может осуществлять надзор за исполнением подзаконных нормативных актов, когда нет соответствующего закона, но есть подзаконный акт, равный по своему содержанию закону. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением также актов применения норм права (приговоров и решений судов) в специально предусмотренных законом случаях.

Разграничение компетенции между различными прокурорскими органами.

Разграничение производится по 3 различным основаниям:

(1) между территориальными и специализированными прокуратурами,

(2) между выше- и нижестоящими прокуратурами,

(3) между одинаковыми по своему положению прокурорскими органами.

Первый вид разграничения – между территориальными и специализированными прокуратурами.

Территориальные органы прокуратурытрёхзвенны:

  1. прокуратура района / города

  2. прокуратура субъекта РФ

  3. Генеральная прокуратура РФ.

Есть отделы Генеральной Прокуратуры в федеральных округах (УрФО).

Под надзор территориальных органов прокуратуры подпадают правовые действия всех субъектов, находящихся на данной территории, за исключением тех субъектов, которые подпадают под надзор специализированных прокуратур.

Специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры(раздел 6 ФЗ о прокуратуре «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры»).

Звенья военной прокуратуры (3):

  • Прокуратура гарнизона, объединения, соединения и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

  • Военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, пограничной службы ФСБ, московская городская военная прокуратура и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов федерации;

  • Главная военная прокуратура как структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ.

Система военных прокуратур возглавляется главным военным прокурором – заместителем Генерального прокурора РФ.

Под надзор военной прокуратуры включены следующие субъекты: органы управления: командиры, начальники и другие должностные лица Министерства обороны, ГлавКомата внутренних войск МВД, пограничной службы ФСБ, войск МЧС, а также других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба (внешняя разведка, военно-страховая компания…).

На военные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам по преступлениям, совершённым военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала в связи с исполнением их служебных обязанностей, или совершённым в военной части, их соединениях или учреждениях.

На военные прокуратуры возлагается надзор за должностными лицами пограничных войск, а также соблюдением прав граждан в изоляторах временного содержания пограничной службы ФСБ, также возлагается уголовное преследование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, гражданского персонала вооружённых сил в связи с исполнением служебных обязанностей, в расположении военной части.

На военные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов в дисциплинарных частях вооружённых сил и гарнизонных гауптвахтах.

На военные прокуратуры возлагается участие в рассмотрении в судах дел в соответствии с подсудностью.

Следующий вид специализированных прокуратур – транспортные прокуратуры. Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь московская региональная прокуратура по надзору по исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Эта прокуратура обладает правами областной прокуратуры. На транспортные прокуратуры, которые подчиняются прокуратурам субъектов федерации, возлагается осуществление надзора за исполнением законов государственными учреждениями, должностными лицами, входящими в состав Министерства транспорта и подведомственных ему федеральных служб автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта и т.д., Межгосударственного авиационного комитета, Федеральной таможенной службы, а по вопросам безопасности движения – железнодорожного, водного и воздушного транспорта всеми субъектами в независимости от их подчинённости, принадлежности и формы собственности. На транспортные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте и таможенных органах.

Транспортные прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, судах, поездах, самолётах, и др. средствах передвижения воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также все дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства, возбуждённых таможенными органами и непосредственно транспортными прокуратурами.

На транспортные прокуратуры также возлагается участие в рассмотрении в судах выше указанных уголовных дел, а также в судах по заявленным ими искам.

Природоохранные прокуратуры.

Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к районным прокуратурам. Исключение составляет лишь Волжская региональная природоохранная прокуратура, она действует на правах прокуратуры области.

На природоохранные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов природоохранными органами, иными субъектами в части исполнения природоохранного законодательства, а также расследование экологических преступлений.

Прокуратуры исправительных учреждений.

Они состоят из одного звена и приравниваются к прокуратуре района. На территории Свердловской области таких прокуратур 5 – свердловская, Тагильская, Ивдельская, Тавдинская и Соснинская.

На данные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполненением законов администрацией учреждений (СИЗО, тюрьмы, колонии), подразделениями по охране и этапированию осуждённых, а также расследование преступлений по службе, совершённых работниками данных учреждений, а также спец.контингентом.

Прокуратуры ЗАТО и на особо режимных объектах

Они приравниваются, как правило, к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь прокуратура ЗАТО г.Межгорье (Башкортостан) и прокуратура комплекса Байконур (Казахстан) – они приравниваются к прокуратурам субъектов РФ.

На территории УрФО их 5 – г.Лесной, г.Новоуральск, г.Озёрск, г.Трёхгорный, г.Снежинск.

На данные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов на территории данных ЗАТО в полном объёме, а также на территории особо режимных объектах.

Второй вид разграничения – между вышестоящими и нижестоящими органами прокуратуры.

Разграничение производится по следующему принципу: любой вышестоящий прокурор может выполнять функции нижестоящего исходя из принципа централизма, и любой нижестоящий прокурор может осуществлять функции вышестоящего прокурора, но по его поручению, т.е. происходит делегирование полномочий. Делегирование может быть разовым и может быть постоянным.

Самый большой объём прокурорской нагрузки ложится на прокуратуры районовкак низшее звено прокурорской системы. За ними закрепляется осуществление надзора за исполнением законов ОМСами районного и нижестоящего звена (сельские, поселковые и другие советы), государственными органами, общественными объединениями и другими субъектами в независимости от подчинённости, принадлежности и формы собственности, за исключением органов власти и управления вышестоящего звена.

Городские прокуратуры. Их 4 вида:

1) городская прокуратура, приравненная к прокуратуре района.

2) городская прокуратура, обладающая двойным статусом – прокуратуры района и города (если небольшой с двумя районами город, в одном из районов прокуратура выполняет функции городской)

3) городские прокуратуры городов с районным делением (де юре существуют, де факто — нет).

4) прокуратуры городов – субъектов РФ (городов федерального значения).

Третий вид разграничения – разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.

Разграничение производится с учётом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ.

В зависимости от наименования субъекта РФ или административно-территориальной единицы прокуратура получает своё название. За каждой прокуратурой закрепляется одно образование. Бывают также межрайонные прокуратуры, за которыми закрепляются две районные прокуратуры.

Подведомственность осуществляется в зависимости от места совершения правонарушения.

Статья 22. Полномочия прокурора

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 303-АД17-3050 по делу N А04-7240/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что, проверив деятельность арбитражного управляющего, должностные лица прокуратуры вышли за пределы своих полномочий.

Кроме того, руководствуясь статьями 21, 22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), суды отметили, что проверив деятельность арбитражного управляющего Стародумова С.А., должностные лица прокуратуры вышли за пределы своих полномочий.

Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В настоящее время аналогичные нормы содержатся в статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», изменения в который внесены Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ, подготовленным в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.02.2015 N 2-П, которым взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения — в нарушение требования формальной определенности закона — не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 302-КГ17-5542 по делу N А58-511/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по проведению проверки. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как действия по проведению осмотра и составлению справки были проведены во исполнение требования прокуратуры.

Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управление самостоятельно проверку не проводило, действия по проведению осмотра и составлению справки проведены во исполнение требования прокуратуры в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре», следовательно, положения Закона N 294-ФЗ в данном случае не применяются. Также из материалов дела не следует, что управлением проводилась самостоятельная проверка по требованию прокурора в соответствии с Законом N 294-ФЗ.

Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 794-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сайфутдинова Радика Наиловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

статьи 6, в силу которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1);

Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 310-КГ17-4499 по делу N А35-20/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о правах потребителей. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как закон не исключает возможности заключения кредитного договора без условия о страховании.

Признавая предписание в обжалуемой части законным и обоснованным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 1, 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», а также статьями 421, 861, 927, 934, 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей», статьей 30 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Информационного письма от 13.09.2011 N 146.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 25-АД17-1 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение законных требований прокурора. Решение: Производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из статей 5, 10, 22 — 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2017 N 308-КГ16-16394 по делу N А63-12736/2015 Требование: О признании недействительным представления об устранении нарушений федерального законодательства. Обстоятельства: Истец полагает, что общество не обладает информацией о водителях, не гарантирует безопасности перевозок, что противоречит ФЗ «О защите прав потребителей». Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд, поскольку суд кассационной инстанции в нарушение ст. 286 АПК РФ не исправил ошибку, допущенную судом апелляционной инстанции.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора, как акт прокурорского реагирования, не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 306-АД16-19297 по делу N А49-5942/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя признаков состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2017 N 308-КГ16-16394 по делу N А63-12736/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления прокурора. Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что позиция судов о неподведомственности спора арбитражному суду противоречит разъяснению ВС РФ, изложенному в Обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015, в соответствии с которым представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Главным определением прокурорского надзора является понятие прокурора как работника прокуратуры. Прокуратура выступает как составная часть государственной системы, осуществляющей надзорную, регулирующую и правоохранительную работу во многих областях общественной жизни. Система прокуратуры включает: Генпрокуратуру России, прокуратуры субъектов России (республик, краёв), военпрокуратуры и прочие спецпрокуратуры, учреждения научной и образовательной сфер, печатные редакции, городские и районные прокуратуры.

Статья 37 УПК о чём

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

Прокурор вправе прекратить преследовать с приведением обоснованных причин. Функции исполняют и городские, и районные прокуроры (заместители), равносильные им уполномоченные сотрудники.

При непринятии руководителем органа следствия (следователем) предписаний прокурор правомочен обращаться с требованием об исправлении недостатков к вышестоящему руководителю организации следствия. При оспаривании руководителем указаний он наделён властью обращаться к Следователю СК России или руководителю организации следствия федерального органа. При отказе последних исполнять предписания уполномоченный сотрудник наделён правомобращения к Генпрокурору России, определение которой будет конечным.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

Комментарии к статье 37 УПК

Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Прокурор обязан незамедлительно отстранить любое должностное лицо при попустительстве законов в отношении подвергнутого аресту или заключению.

Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.

Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.

Теперь прокурор может изучать материалы дела. Он вправе требовать оригинальный экземпляр (дубликат) решения об отказе в принятии, при остановке либо закрытии дела. По делам частного порядка решение о закрытии дела сотрудник прокуратуры вправе аннулировать исключительно при поступлении жалобы частного лица. Расширились функции прокурора УПК по перечню изъятия дел (все) и по выбору органа досудебного расследования.

Работа уполномоченного сотрудника направлена на:

  • изъятие у организации досудебного расследования материалов и отправка их в СК России;
  • признание недействительным решения следователя о производстве дела;
  • признание ничтожными замечаний прокурора нижнего уровня;
  • увеличение времени дознания;
  • возобновление дознания;
  • в прописанных в ч.2 ст. 75 УПК ситуациях прокурор может признать доказательство ничтожным.

Основная новизна проявилась в том, что прокурор перестал быть ответственным за возглавление досудебного следствия и, следовательно, произошло очищение его задач по надзору от чужеродных интересов.

Эта функция осуществляется сейчас обычно на окончательной стадии расследования в прокурорских задачах при рассмотрении дела согласно обвинительному документу. Лишь тогда, но не раньше, прокурор может стать ответственным обвинителем. Прокуратура в последнее время стала возвращать утраченные позиции и укреплять свой авторитет.

Судебная практика по статье 37 УПК РФ

Группы гражданских дел, в которых принимает участие прокурор:

  1. Выступление в защиту интересов публичных образований.
  2. Охрана прав неопределённого круга лиц.
  3. Обращение в суд для охраны граждан в ситуации, если лицо в силу тяжёлых болезней или беспомощности, недееспособности и иных значительных факторов не способно самостоятельно обращаться в судебный орган.
  4. Самостоятельное участие для защиты при изучении определённых дел гражданского порядка: социальных, в сфере труда, охраны семьи и родственных связей, по соцзащите (соцобеспечению), на приобретение площади для жилья в госжилфондах, на защиту здоровья (оказание медпомощи), на безопасную экологическую обстановку, на получение образовательных услуг.

По первой группе дел прокурор играет роль защитника публичных интересов.

Административно-процессуальный кодекс рассматривает некоторые случаи, наделяющие прокурора полномочиями обращения в судебный орган с целью защиты интересов публичного характера:

  • о признании ничтожными соглашений;
  • об определении последствий недействительности соглашений;
  • об отчуждении госсобственности и муниципальной собственности из неправомочного владения.

Участие прокурора в деле в форме утверждения заключения или процедуры подачи заявлений в судебную организацию для возбуждения гражданского дела обладает одинаковой позицией в виде охраны таких же ценностей.

Пример судебного дела. 30 октября 2017 года в городе Иваново Ивановская межрайонная прокуратура осуществила проверку выполнения законодательства по охране природы при предоставлении участка земли физлицам.

Выяснено, что участок земли площадью 200 тысяч кв. метров, расположенный на земельной территории лесного фонда и являющийся имуществом России, нарушая закон, отдан физическим лицам по договору дарения.

С целью ликвидации нарушений законодательства прокуратурой подано заявление в суд к лицам о признании сделки дарения ничтожной и об отсутствии имущественных прав на землю и об изъятии данных из госкадастра собственности.

Судебным постановлением иск исполнен полностью.

Ещё важно отметить, что прокурор правомочен подавать обращение в арбитражный суд и с заявлением об утверждении недействительности договора, заключённым юридическим лицом с долевым участием в публичном образовании, когда данными действиями нанесён вред объектам, имеющим общественную значимость, или социально незащищённым категориям гражданских лиц. Например, охрана организации образовательного процесса и здоровья учащихся или утверждение ничтожности контракта с теплоснабжающей организацией, нарушившего права большого количества гражданских лиц, живущих в доме. Функции на направление прокурором обращения и обязательность рассмотрения арбитражным судом данного иска взаимосвязаны с выявленным в подобных делах публичным интересом.

По второму перечню дел прокурор осуществляет защиту прав неопределённого круга лиц.

Под данным юридическим термином подразумевается перечень лиц, который нельзя разделить, задействовать в процессе как истцов, перечислить или по которым невозможно выявить их права и ответственность.

Охрана неопределённого круга лиц оказывает предупредительный эффект на вероятных нарушителей. Охрана неопределённого круга лиц есть вид охраны интересов публичного характера. Например, арбитражные суды уполномочены к рассмотрению заявления о снесении без разрешения, в самовольном порядке построенного здания, выдвигаемого в интересах неопределённого круга лиц.

В иске прокурора по охране публичных интересов неопределённого круга лиц и публичных образований обязательно требуется указывать, в чём именно обозначены интересы и какое конкретно право нарушается, необходимо наличие указания на нормативно-правовой документ, подтверждающий правомочность защиты интересов.

Например, суд обязан произвести отказ в заявлении прокурору в защиту интересов неопределённого круга лиц с просьбой признания неправомерным бездействие организации местного самоуправления и потребовать принятия им соответствующего правового акта.

Положение России как государства социального накладывает обязательства производить максимум стараний в целях реализации целей государства, включающих и право на охрану судебными органами, и право на грамотную помощь в вопросах правовой сферы — любому, независимо от общественного статуса, богатства и прочих факторов, главнейшие права, установленные Конституцией, обязаны обеспечиваться Российской Федерацией.

Согласно законодательству прокурором полномочны стать только граждане, получившие правовое образование, в целях достижения высокой квалификации. Обычно они обеспечивают обратившихся к ним лиц правовой помощью в виде трактовки норм российских законодательных актов. Помимо этого, прокуроры проводят выступления, в том числе и на телевидении и радио либо в форме судебных речей с заявлениями.

Список общественных отношений, которые прокурор защищает с помощью обращений в судебный орган самолично, образует наиболее значимые социальные права, предусмотренные и гарантированные Конституцией Российской Федерации. В 2009 году законодатели сочли, что значимость защиты таких прав настолько велика, что для их обеспечения допустимо упустить принцип диспозитивности по гражданским делам.

Ограниченность распространения принципа диспозитивности при подаче заявления в суд вызывается тем, что любое затягивание в охране важнейших прав, предусмотренных конституцией России, гражданских лиц может нанести серьёзный урон или стать неисправимым.

Включение прокурора в дело для подачи заключения предусматривается законодательством обычно по делам гражданской категории, отнесённым к четвёртой группе. Дела о препятствовании выселения регулируют выполнение права на жильё, дела о восстановлении на рабочем месте регулируют права в области труда, регулирование семейных споров — охраны семьи.

Главные полномочия УПК рассматривает в производстве преследования и в задаче надзирать за деятельностью организаций досудебного расследования. Следовательно, прокурор выполняет одновременно и чисто процессуальную функцию, и государственно-правовую задачу. Преследование должно полностью отделяться от судопроизводства, а прокурорские полномочия не должны быть подменой функций, определённых по принципу состязательности с судебным органом.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *