Избирательный процесс РФ

Понятие и стадии избирательного процесса

Определим понятие избирательного процесса, а также рассмотрим стадии данного процесса.

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс как политико-правовая категория – это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права, которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий, которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права. Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы – это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса.

1. Назначение выборов: проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов. Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов: общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков. Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы. Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей. Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов. На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

7. Предвыборная агитация. В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации: встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

8. Голосование. Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

В случае если выборы оказались нерезультативными, то организуется повторное голосование или повторные выборы.

В современных условиях многие государства (Канада, Нидерланды) достаточно широко применяют электронные устройства для голосования.

Избирательный процесс в Российской Федерации

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

  1. назначение выборов;
  2. составление списков избирателей;
  3. образование избирательных округов и избирательных участков;
  4. создание избирательных комиссий;
  5. выдвижение кандидатов и их регистрация;
  6. предвыборная агитация;
  7. голосование;
  8. подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральным Собранием, Государственной Думой; представительного органа субъекта РФ – главой субъекта РФ, высшего должностного лица – представительным органом этого субъекта РФ. Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию (например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.).

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8.00 до 20.00 по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня выборов.

Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования. Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня:

  1. выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ;
  2. день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ;
  3. выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган;
  4. глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо. Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого субъекта РФ.

После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются:

  1. единый федеральный избирательный округ;
  2. 225 одномандатных избирательных округов;
  3. избирательные участки.

Федеральный избирательный округ охватывает всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями:

  1. примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%;
  2. в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой;
  3. не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ;
  4. на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа.

Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ. Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. При этом соблюдаются следующие требования:

  • на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 000 избирателей;
  • пересечение границ избирательных округов границами участков не допускается.

Избирательные комиссии – это коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Система избирательных комиссий:

  1. Центральная избирательная комиссия РФ;
  2. избирательные комиссии субъектов РФ;
  3. окружные избирательные комиссии;
  4. территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
  5. участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) является постоянно действующей.

Состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые четыре года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8–14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией. Число ее членов пропорционально числу избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов. Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение четырех лет. Территориальные и участковые избирательные комиссии (срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

Стадии российского избирательного процесса: понятие и проблемы классификации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

СТАДИИ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Р. Т. Биктагиров, доктор юридических наук, профессор

Подготовка и проведение выборов органов государственной власти и местного самоуправления в правовом аспекте выражаются в избирательном процессе, протекающем во времени и в пространстве. Избирательный процесс, будучи сложным многоэтапным явлением правовой действительности, оформляется в законодательстве и реализуется на практике прежде всего как система последовательно сменяющих друг друга стадий, выполняющих промежуточные задачи и функции на пути к конечной цели процесса — формированию выборных органов публичной власти и их легитимации. Таким образом, стадии составляют живую ткань избирательного процесса.

Исследование институциональной компоненты избирательного процесса, как нам представляется, следует начать с анализа высказанных в научной литературе позиций по вопросу о понятии и признаках юридического процесса. Проблемы юридического процесса рассматривались преимущественно с позиций многолетнего функционирования традиционных гражданского, уголовного и административного процессов.

Эти вопросы получили оценку и развитие в трудах С.Н. Абрамова, Д.Н. Бахраха, Ю.К. Оси-пова, И.В. Пановой, а применительно к избирательному процессу — в исследованиях Ю.А. Веденеева, В.Б. Исраеляна, Б.И. Кинзягулова, С.Д. Князева, В.Г. Крупина, В.И. Лысенко, М.В. Масловской, А.А. Фомина, Е.Н. Хруста-лева, М.Ф. Чудакова и других ученых.

В научной литературе представлены различные определения и признаки стадии юридического процесса. Наиболее развернутую версию понимания стадии юридического процесса предложила И.В. Панова. Стадию юридического процесса она определяет как динамическую, относительно замкнутую совокупность закрепленных действующим законодательством способов, методов, форм, выражающих или предопределяющих строгое

и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований, отражающих пространственно-временные аспекты процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения конкретных действий, направленных на достижение конечного, материально обусловленного правового процессуального результата .

Представители науки гражданского процесса С.Н. Абрамов и Ю.К. Осипов предлагают достаточно краткое определение стадии процесса как совокупности процессуальных действий, связанных с общей ближайшей целью .

Специалист в области избирательного права и процесса М.В. Масловская полагает, что стадия процесса представляет собой временную форму, наполненную функциональным содержанием, то есть требованиями, предъявляемыми к субъектам (участникам) избирательного процесса и их действиям, направленным на достижение ими определенного материально-правового результата, предусмотренного нормой избирательного законодательства .

Наиболее удачное, на наш взгляд, определение дает известный специалист в сфере административного права и процесса Д.Н. Бахрах, понимающий под стадией процесса сравнительно самостоятельную его часть, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей задачи и особенности, особый круг субъектов и оформляется специальным процессуальным документом, подводящим итог этой части процесса .

Е.В. Корчиго, исследовавшая эту проблему также применительно к избирательному процессу, выделяет следующие признаки процессуальной стадии: завершенность, которая характеризуется наличием собственной самостоятельной цели и получением определенного правовой нормой результата; особый крут субъектов и специфика их процессуального статуса; особый круг юридических фактов;

особый круг избирательных действий и процедур, совершаемых в определенной последовательности в рамках данной стадии.

На основе указанных признаков юридического процесса, которые, по ее мнению, присущи и избирательному процессу, но не исключают наличие его собственных отличительных признаков, автор дает следующее определение стадии избирательного процесса: «Стадия избирательного процесса — это обособленная во времени совокупность избирательных действий и процедур, объединенных собственной самостоятельной целью и направленных на достижение предусмотренного процессуальной нормой избирательного права результата, обеспечивающего достижение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым кругом субъектов и оснований их (действий и процедур) совершения» .

Представляется, что исследователю удалось выявить как общие, так и отличительные признаки стадии избирательного процесса и предложить достаточно полное определение, отражающее его сущность и характерные признаки.

По проблеме общего перечня и классификации стадий избирательного процесса в научной литературе высказаны самые различные мнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ литературных источников приводит нас к выводу об отсутствии единства взглядов исследователей как на общий перечень стадий избирательного процесса, так и по вопросу их классификации. Основные позиции ученых сводятся к следующему.

Е.Н. Хрусталев, один из первых обратившихся в новое время к проблемам избирательного процесса, разделяет его на девять стадий: 1) подготовительная стадия; 2) формирование избирательных комиссий; 3) выдвижение кандидатов; 4) регистрация кандидатов; 5) предвыборная агитация; 6) формирование избирательных фондов; 7) голосование; 8) определение итогов голосования и выборов; 9) легитимация выборов .

С.Д. Князев, весьма плодотворно участвующий в научной разработке проблем избирательного права и процесса, выделяет пять основных и три факультативных стадии. По мнению ученого, к основным стадиям избирательного процесса относятся: 1) назначение выборов; 2) фор-

мирование организационно-технологическои основы выборов; 3) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); 4) агитация при проведении выборов; 5) голосование, определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. К факультативным стадиям он относит стадию приостановления (переноса) выборов, стадию дополнительного выдвижения кандидатов и стадию повторного голосования . В более позднеИ работе стадию голосования, определения итогов голосования, результатов выборов, их легитимации автор делит на две самостоятельные стадии: 1) голосование и 2) определение результатов выборов и их легитимация .

В первом учебнике для вузов по избирательному праву и процессу, вышедшем в свет в 1999 г., названы пять основных стадий избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. К факультативным стадиям отнесены: проведение повторного голосования; повторных выборов; выборов депутатов вместо выбывших; новых выборов .

В новом учебнике под тем же названием, выпуск которого также осуществлен Центральной избирательной комиссией России (2003 г.), в перечень стадий избирательного процесса авторами существенных изменений не внесено, кроме изменения названия четвертой стадии, которая несколько расширена и представлена как информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация, и исключения из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов .

Расширение четвертой стадии избирательного процесса за счет включения информационного обеспечения выборов, с нашей точки зрения, не отражает реалии, ибо информационное обеспечение выборов по своему функциональному назначению не относится к какой-либо стадии избирательного процесса, так как является постоянной функцией, со- | с провождающей все стадии процесса, начиная

от опубликования акта о назначении выборов до опубликования их результатов, так же как и институт финансирования выборов. Что же касается изъятия из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов, то это, по нашему мнению, сделано совершенно правильно, ибо новые выборы образуют новый избирательный процесс со всеми стадиями избирательного процесса.

Но продолжим анализ позиций других исследователей.

В.В. Маклаков делит избирательный процесс на одиннадцать стадий: 1) назначение выборов; 2) установление избирательных округов; 3) установление избирательных участков; 4) создание избирательных органов; 5) регистрация избирателей; 6) выдвижение кандидатов; 7) агитационная кампания; 8) голосование; 9) подсчет голосов и установление итогов голосования; 10) возможный второй тур голосования и (или) новые выборы; 11) окончательное определение и опубликование итогов выборов . Не вдаваясь в детальную оценку оснований и целесообразности столь дробного деления избирательного процесса, заметим, что автор фактически объединил в одну группу как основные, так и факультативные стадии процесса, такие как второй тур голосования, новые выборы, окончательное определение и опубликование итогов выборов. Среди стадий названы также регистрация избирателей, новые выборы. Между тем регистрация избирателей находится за пределами избирательной кампании, проводится она как отдельное государственное мероприятие два раза в год независимо от наличия или отсутствия избирательной кампании. Что касается новых выборов, то, как уже отмечалось, они предполагают повторение полного цикла избирательного процесса, а потому не могут быть отнесены к стадии избирательного процесса. Обращает внимание также тот факт, что автор не проводит разграничение понятий «итоги голосования» и «результаты выборов», тогда как законодательство и практика идут по пути разделения этих понятий .

В четвертом (последнем) издании указанной книги автор главы В.В. Маклаков число стадий избирательного процесса довел до двенадцати за счет выделения еще одной ста-

дии — возможного оспаривания и окончательного опубликования результатов выборов — и внес незначительные коррективы в формулировки отдельных стадий. И, что особенно важно, здесь уже проводится четкое разграничение между установлением итогов голосования и определением результатов выборов .

Сторонником излишнего дробления стадий избирательного процесса является также М.Ф. Чудаков, который усматривает в нем двенадцать стадий: 1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов;

3) создание избирательных участков в этих избирательных округах; 4) создание избирательных органов; 5) регистрация избирателей и составление их списков; 6) выдвижение кандидатов в депутаты; 7) регистрация кандидатов; 8) предвыборная борьба или избирательная кампания; 9) голосование; 10) подсчет голосов; 11) установление итогов выборов; 12) опубликование итогов выборов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный перечень стадий избирательного процесса весьма напоминает первый вариант классификации предыдущего автора, в том числе относительно отсутствия разграничения понятий «итоги голосования» и «результаты выборов». Кроме того, вызывает возражение необычно узкое понимание автором избирательной кампании, которая фактически отождествляется только с периодом предвыборной агитации («предвыборной борьбы» по терминологии автора).

Следует отметить, что встречаются и укрупненные варианты трактовки стадий избирательного процесса. Так, В.Г. Крупин делит избирательный процесс всего на три стадии:

1) организационно-подготовительную стадию;

2) стадию реализации пассивного избирательного права; 3) стадию реализации активного избирательного права .

Осмысливая и выражая свое отношение к изложенным позициям, отметим только те стадии, выделение которых вызывает возражения.

В первую очередь это относится к назначению выборов. Большинство исследователей институт назначения выборов традиционно рассматривают в качестве стадии избирательного процесса. Однако это мнение представляется не только спорным, но и недоста-

точно обоснованным. Дело в том, что назначение выборов как таковое представляет собой обычный акт реализации полномочий уполномоченного на то органа или должностного лица, лишь открывающий конкретную избирательную кампанию, то есть процесс выборов того или иного органа государственной власти, местного самоуправления. Сам же избирательный процесс берет старт с даты опубликования акта о назначении выборов. Строго говоря, издание акта о назначении выборов находится за пределами календарных сроков избирательной кампании. Но главным аргументом в пользу исключения назначения выборов из перечня стадий избирательного процесса является то, что акт о назначении выборов по своему существу не решает ни одного избирательно-процессуального вопроса, а лишь открывает возможность начать избирательный процесс после его официального опубликования в печати, а потому, по нашему мнению, не может рассматриваться в качестве стадии избирательного процесса.

Фактически по этой же причине представляется необоснованным отнесение к стадии избирательного процесса такого общегосударственного мероприятия, как регистрация (учет) избирателей. Результаты регистрации (учета) избирателей лишь создают необходимые предпосылки для настоящего избирательного действия (процедуры), осуществляемого в рамках избирательного процесса, каким является составление списков избирателей. Данное избирательное действие, на наш взгляд, является составной частью стадии формирования организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов. Процедура регистрации (учета) избирателей проводится вне рамок избирательного процесса два раза в год независимо от назначения и проведения выборов .

Представляется также необоснованным выделение как самостоятельной стадии избирательного процесса формирования избирательных фондов. Данная избирательная процедура, равно как и внесение избирательного залога, является составной частью стадии выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Избирательные законы создание избирательных фондов как кандидатов, так и избира-

тельных объединений прямо связывают именно с этой стадией избирательного процесса. Избирательные фонды кандидатов должны быть созданы в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации, а фонды избирательных объединений — после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями (п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; далее — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав). Создание избирательного фонда является условием регистрации кандидата, списка кандидатов и имеет целью создание финансовой базы для ведения кандидатом, избирательным объединением своей избирательной кампании.

Относительно факультативных стадий избирательного процесса следует отметить, что выделение их является необходимым в рамках доктринального толкования стадий избирательного процесса. Что же касается конкретных избирательных процедур, предлагаемых различными авторами в качестве факультативных стадий процесса, то далеко не все из них могут быть признаны таковыми. Например, предлагаемые С.Д. Князевым стадии приостановления (переноса) выборов, дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Приостановление или перенос выборов законодательством не предусмотрены , а потому никак не могут претендовать на стадию процесса. Дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов, хотя и предусмотрено законодательством при определенных условиях (см. п. 33 ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), представляет собой лишь отложение на время (на установленный законом срок) основной стадии избирательного процесса — выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Констатируя неправомерность выделения в качестве факультативных стадий проведения дополнительных, повторных или новых выборов, следует за-

метить, что все эти процедуры предполагают проведение избирательного процесса в полном объеме его стадий. Данное обстоятельство препятствует признанию указанных процедур в качестве факультативных стадий избирательного процесса.

Таким образом, полноценной факультативной стадией избирательного процесса является только одна стадия — повторное голосование, проводимое на условиях, предусмотренных п. 1 ст. 71 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и соответствующими нормами других избирательных законов.

В условиях отсутствия в российском избирательном законодательстве нормативного определения избирательного процесса и его стадий все вышеприведенные позиции ученых-юристов относительно числа и наименования стадий избирательного процесса представляют собой доктринальную трактовку исследуемого предмета. По нашему мнению, каждая концепция в целом обогащает наши представления об избирательном процессе, а потому имеет право на существование, хотя и отражает личную позицию ее автора.

Вместе с тем, как нам представляется, анализ содержания избирательных законов позволяет говорить о некоторых, хотя и слабовы-раженных, правовых основаниях для выделения и формулирования стадий избирательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего, это наименование глав и процессуально завершенный характер содержащихся в них норм. Но данный критерий требует не механического, а продуманного подхода к конструированию стадий именно с позиций общего понятия и специфики избирательного процесса.

Руководствуясь данной методикой, полагаем возможным выделить в российском избирательном процессе следующие основные стадии:

1) формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов;

2) выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;

3) предвыборная агитация;

4) голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование.

Кроме того, можно выделить также одну факультативную стадию — повторное голосование.

С нашей точки зрения, излишнее дробление избирательного процесса на многочисленные стадии в организационно-правовом отношении и в методическом плане представляется неоправданным, ибо далеко не все из них имеют основание претендовать на автономную часть избирательного процесса, решающую значительную промежуточную задачу на пути к достижению конечной цели — формированию выборных органов публичной власти. В то же время вряд ли приемлема и слишком общая конструкция стадий избирательного процесса. Они, по нашему убеждению, должны быть достаточно конкретными и основываться на нормах избирательного закона, регулирующие правоотношения, в совокупности образующие определенный этап избирательной кампании с промежуточным результатом.

По этим мотивам мы не можем согласиться с трехстадийной концепцией избирательного процесса, предложенной В.Г. Крупиным. Она слишком обща и не дает достаточно конкретного представления о реальных стадиях (этапах) процесса, далеко не полно отражает нормы избирательного законодательства, регулирующие этапы избирательной кампании, имеющие самостоятельное значение и нормативное закрепление.

При конструировании стадий избирательного процесса необходимо принять во внимание то обстоятельство, что стадия представляет собой достаточно емкую по числу избирательных действий и продолжительную по времени компоненту избирательного процесса. В рамках стадий процесса различаются этапы, представляющие отдельные, меньшие по объему и значению избирательные действия, процедуры, которые не могут претендовать на самостоятельную стадию в связи с относительной узостью содержания либо отсутствия юридически значимой цели в виде получения конкретного правового результата. Стадия и этап избирательного процесса, как правильно заметили С.Д. Князев и А.А. Яшин, соотносятся как целое и часть .

Так, в пределах стадии выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов мож-

но выделить этапы: уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении с представлением комплекса документов, предусмотренных законом; внесения избирательного залога или сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; процедуру проверки подписных листов и других документов, представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для регистрации; принятие решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в таковом. При внимательном рассмотрении можно обнаружить ряд этапов и в рамках таких стадий, как формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов, предвыборная агитация, а также в заключительной стадии избирательного процесса.

Заслуживает быть отмеченным и то обстоятельство, что стадии избирательного процесса образуют взаимосвязанную единую систему, последовательно сменяют друг друга согласно календарю избирательной кампании, двигаясь к конечной цели — формированию выборного органа государственной власти, органа местного самоуправления. Отсутствие хотя бы одной из указанных стадий способно парализовать всю избирательную кампанию, а если она все же проведена — привести к признанию выборов недействительными.

С избирательным процессом тесно связаны некоторые так называемые предварительные процедуры, которые осуществляются согласно действующему законодательству до официального начала избирательной кампании. Отдельные авторы трактуют их в качестве составной части избирательного процесса . Речь идет о регистрации политических партий и общественных объединений — потенциальных участников предстоящих избирательных кампаний в соответствующем государственном органе и о государственной регистрации (учете) избирателей, а также о подготовке и представлении итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, избирательной комиссией, организующей выборы, соответственно в избирательную комиссию и в ор-

ганы представительной власти соответствующего уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранее право политических партий на участие в избирательной кампании в качестве избирательных объединений было жестко привязано к дате их регистрации в государственном органе — регистрация должна была состояться не менее чем за год, а в случае проведения выборов в органы местного самоуправления — не позднее чем за 6 месяцев до дня голосования на выборах. Те же сроки регистрации действовали и в отношении политических общественных объединений. Введение этого требования было продиктовано необходимостью отсеивания так называемых партий-однодневок, создаваемых для разового участия в выборах.

С принятием в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях» указанные сроки регистрации в отношении политических партий сняты, но они продолжают действовать применительно к общественным объединениям при проведении муниципальных выборов. Таким образом, в настоящее время теоретически возможна и ситуация, при которой в выборах примет участие партия, регистрация отделений которой более чем в половине субъектов Федерации состоится за 1-2 дня до официального опубликования решения о назначении выборов .

Относительно существа вопроса следует отметить, что регистрация политических партий, равно как и других общественных объединений, не относится к избирательному процессу. Данная процедура не является избирательно-процессуальной и не регламентируется избирательным законодательством. Она преследует гораздо более широкие цели, чем участие в выборах, а именно: реализацию партией своей правосубъектности в полном объеме, во всех направлениях деятельности, определенных федеральным законом и уставом политической партии.

Факт регистрации политической партии и ее региональных отделений, а равно и общественных объединений государственными органами лишь принимается к сведению избирательными комиссиями при решении вопроса о допуске той или иной партии, общественного объединения к избирательной кампании

в качестве избирательного объединения. Таким образом, процедура регистрации политических партий, их региональных отделений и других общественных объединений находится за пределами избирательного процесса и не может быть искусственно включена в его состав.

Нами уже приводились доводы об отсутствии достаточных оснований для включения процедуры регистрации (учета) избирателей в состав избирательного процесса. Подчеркнем еще раз, что регистрация (учет) избирателей образует самостоятельное общегосударственное мероприятие, не связанное с конкретными выборами, референдумом. Она проводится дважды в год независимо от наличия или отсутствия выборов, референдума. Ее данные служат лишь рабочим материалом для составления списков избирателей соответствующей избирательной комиссией для конкретной избирательной кампании. Именно эта последняя процедура и является составной частью избирательного процесса и ее подготовительной стадии.

Подготовка и представление отчета избирательной комиссии, организовавшей выборы, об использовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, итогового финансового отчета кандидата, избирательного объединения производятся после подведения результатов выборов. Эти действия осуществляются вне рамок избирательного процесса и не могут оказать реального воздействия на его ход. Поэтому считать их составной частью избирательного процесса нет достаточных оснований.

Названные избирательные процедуры объективно невозможно отнести ни к одной из стадий избирательного процесса. Они имеют самостоятельное целевое назначение, непосредственно не связаны с процессом выборов, а, скорее, тяготеют к институтам общей части избирательного права.

Таким образом, как было показано выше, в структуре российского избирательного процесса целесообразно выделение четырех основных стадий: 1) формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов; 2) выдвижение и ре-

гистрация кандидатов, списков кандидатов; 3) предвыборная агитация; 4) голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование. В качестве одной возможной факультативной стадии следует считать повторное голосование.

1. См.: Панова И.В. Юридический процесс. Саратов, 1998. С. 44.

2. См.: Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1962. С. 17; Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 77.

3. См.: МасловскаяМ.В. Избирательный процесс в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 10.

4. БахрахД.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993. С. 250.

5. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура. М., 2005. С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 33-34.

7. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 315-316.

8. Игнатенко В.В., Князев С.Д., Кутафин О.Е. Избирательное право Российской Федерации. Иркутск, 2001. С. 193.

9. См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 261 (авторы соответствующей главы — Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко).

10. См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003. С. 297.

11. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1999. С. 382.

12. См.: п. 3 ст. 64 и п. 1 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

13. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005. С. 433-434.

14. Чудаков М.Ф. Избирательный процесс: понятие и основные стадии. Минск, 2001. С.4.

15. См.: КрупинВ.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1. Ярославль, 1979. С. 75.

16. См.: п. 3 ст. 69 и п. 1 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

17. Редчайшие факты переноса дня голосования в 90-х годах прошлого столетия (например, в г. Санкт-Петербурге) не имели под собой законных оснований.

18. См.: ИгнатенкоВ.В., Князев С.Д., Кутафин О.Е. Избирательное право Российской Федерации. Иркутск, 2001. С. 191.

19. См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 259.

20. См.: п. 2 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях»; Заславский С.Е., Зотова З.М. Организационно-правовые основы участия политических партий в выборах. М.: РЦОИТ, 2007. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определённым (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, её формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные её модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в её конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нём существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования «народного представительства», необходимо стремиться, чтобы в нём были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых «пропавших голосов»: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за неё на всеобщих выборах: отсюда другое распространённое название данной системы — система партийных списков.

В «чистом» виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или её территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т.д.), превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будут избраны весь состав парламента, местного совета и т.д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов какую она получила на выборах.

Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентом отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов. Величина этого барьера может варьироваться от 1 % до 8 %.

(А.О. Четвериков)

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *