Иной межбюджетный трансферт

Содержание

Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Особенностью дотаций выступает то, что они предоставляются на безвозмездной и безвозврат­ной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Согласно ст. 131 БК дотации на вырав­нивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ должны предусматриваться в составе федерального бюджета и рас­пределяться между субъектами РФ в соответствии с еди­ной методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Как определенная форма движения денежных средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъ­ектов РФ концентрируются в Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов РФ, который не имеет режима целевого фонда, поскольку не имеет закрепленных на по­стоянной основе доходных источников. Названный Фонд является способом расходования бюджетных средств.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из не­обходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. То есть объем дотаций в субъекты РФ определяется на основе выявле­ния их бюджетных потребностей, рассчитываемых по минимальным показателям. Соответствующий критерий Для выделения из федерального бюджета дотаций — это мини­мальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, который представляет собой совокупность имеющихся до­ходов региональных бюджетов вместе с полученными из федерального бюджета дотациями и рассчитывается Правительством РФ.

В то же время дотации не должны привести к превы­шению того уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который установлен в качестве общего критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности для всех субъектов РФ. Речь идет о недопустимости создания более высокого уровня доходов для отдельного субъекта РФ за счет дотаций, по сравнению с другими субъектами РФ. За основу определения расчетной обеспеченности берутся по­казатели доходов бюджета определенного субъекта РФ за прошлый финансовый год. Поэтому если отдельному субъ­екту РФ в отчетном году удалось повысить уровень дохо­дов, то объем дотаций в силу этого не снижается. Аналогично не влияет на уровень поступления дотаций наличие планов по увеличению доходов того или иного региональ­ного бюджета. Такой порядок позволяет создать заинтере­сованность государственных органов власти субъектов РФ в увеличении доходов своих бюджетов.

Хотя дотации не предполагают целевого характера дальнейшего использования бюджетных средств, однако в их составе могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при опреде­лении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъ­ектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Указанные дотации по сути носят характер дополнительной денежной помощи отдель­ному субъекту РФ, если у него имеются особые причины для этого. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также принятыми в соответствии с ним нормативными право­выми актами Правительства РФ могут быть установлены особенности перечисления и использования указанных дотаций.

Минфин России обязан заблаговременно до 1 июля текущего года предоставить в субъекты РФ исходные данные для проведения расчетов по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период, а до 20 июля текущего финансового года провести сверку указанных исходных данных с органа­ми власти субъектов РФ. Согласованный проект распреде­ления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ после этого уже не подлежит пересмотру даже в процессе принятия федерального бюджета на следующий финансовый год и плановый период, если он одновременно не затрагивает методику распределения дотаций.

Так же как и для бюджетов субъектов РФ, для бюдже­тов муниципальных образований предусмотрены дотации на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Причем в соответствии с фактом наличия двух типов муниципаль­ных образований дотации местным бюджетам из бюджета определенного субъекта РФ предусмотрены в раздельном варианте для муниципальных районов и поселений.

Согласно ст. 137 БК дотации на выравнивание бюджет­ной обеспеченности поселений предусматриваются в бюд­жете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами ме­стного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Они образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений, создаваемый в структуре бюджета каждого субъекта РФ, и утвержда­ются вместе с принятием соответствующего закона субъ­екта РФ о региональном бюджете. При этом допускается порядок замены объема денежных перечислений в режиме дотаций на соответствующую сумму налоговых доходов, которую может получить местный бюджет от налога на до­ходы физических лиц.

Для обеспечения надежности поступления дотаций в бюджеты поселений важно, что порядок распределения дотаций между бюджетами местного уровня и объем до­таций определяется в законе о бюджете субъекта РФ. При этом право на получение дотаций на выравнивание бюд­жетной обеспеченности поселений имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские посе­ления субъекта РФ. Исключением являются городские и сельские поселения, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установ­лен ниже двукратного среднего уровня в расчете на одного жителя по поселениям или муниципальным районам (го­родским округам) данного субъекта РФ.

Однако не всегда могут быть прямые связи субъекта РФ и поселений как одного из типов муниципальных образо­ваний. Конкретно законом субъекта РФ допускается, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государст­венной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов РФ. БК предусматривает, что тем же законом должна устанавливаться методика расчета субвенций бюд­жетам муниципальных районов на осуществление данных полномочий и методика расчета органами местного само­управления муниципальных районов размера дотаций по­селениям, в том числе методика расчета и установления дополнительных нормативов отчислений от налога на дохо­ды физических лиц. Напрямую в этом случае дотации в со­ставе бюджета субъекта РФ в адрес бюджетов поселений не предусматриваются. В этом случае объем дотаций, по­ступающих в районный бюджет из регионального бюджета и предназначенных для последующей передачи в бюджеты поселений, фактически для муниципального района приобретают форму субвенций. Давая оценку такому порядку, можно признать, что факт отстранения субъектов РФ от установления прямых связей в бюджетной сфере с поселе­ниями делает последние в определенной степени зависимы­ми от муниципальных районов.

О значимости для системы межбюджетных отношений роли муниципальных поселений говорит тот факт, что в БК вначале определен режим дотаций для поселений, а затем для муниципальных районов и городских округов (ст. 138 БК). Дотации для них предусматриваются в виде регио­нальных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), создаваемых в структуре бюд­жетов соответствующих бюджетов субъектов РФ, порядок определения объема и использования которых подлежит утверждению законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Так же как и для дру­гих видов дотаций, возможен механизм замены части дота­ции на дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, поступающих в местные бюджеты. При этом дотации поступают только в бюджеты тех муни­ципальных районов и городских округов, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов (городских округов) на территории субъекта РФ. Этот уровень определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом му­ниципального района исходя из уровня развития и структу­ры экономики и налогового потенциала. Указывается также помимо названных критериев использование других показа­телей, усредненных по всем муниципальным районам и го­родским округам. Они предполагают учет различий в струк­туре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя. Сам механизм опреде­ления уровня расчетной бюджетной обеспеченности муни­ципальных районов (городских округов) производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налого­вых доходов муниципальных районов и городских округов, а также показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Фактически полученные показатели и прогнозируе­мые доходы бюджетов муниципальных районов учиты­ваются в среднем на 50% от общего объема региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (см. ч. 1.1 ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако в целом установленный порядок предполагает, не допускать использования при определении уровня расчет­ной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей про­гнозируемых доходов и расходов бюджетов отдельных му­ниципальных районов (городских округов). Смысл такого порядка заключается в повышении стимулирования орга­нов местного самоуправления в увеличении бюджетов сво­их муниципальных образований.

Так же как и для других видов дотаций, установлен порядок, согласно которому запрещено за счет дотаций создавать ситуацию лучшей финансовой обеспеченности в отдельном районе или городском округе по сравнению с показателем расчетной бюджетной обеспеченности других муниципальных районов и городских округов, который они имели до предоставления дотаций.

Что касается субсидий как разновидности финансовой помощи, то они имеют иной режим и подразделяются на следующие виды:

1.Согласно ст. 132 БК под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюд­жета понимаются межбюджетные трансферты, предостав­ляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, субсидии предназначены для финансирования расход­ных обязательств по выполнению полномочий органов ме­стного самоуправления по вопросам местного значения.

Исходя из сказанного, субсидии имеют целевой харак­тер, поскольку предназначены для обеспечения реализации трех видов полномочий:

— полномочий органов государственной власти субъек­тов РФ по предметам ведения субъектов РФ;

— полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, перечень которых опеделен в ст. 72 Конституции РФ;

— полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Поступающие в субъекты РФ субсидии для финанси­рования полномочий органов местного самоуправления на уровне бюджета субъекта РФ по сути имеют промежуточ­ную ступень движения из федерального бюджета в местные бюджеты.

Второй особенностью субсидий является установлен­ный режим софинансирования, что означает обязанность публично-правового образования, получающего такую субсидию, выделить часть средств из своего бюджета на ту же самую цель, для обеспечения которой выделена конкрет­ная субсидия. Сказанное означает невозможность использовать полученные средства в режиме субсидии на другие цели, подконтрольность порядка использования субсидии со стороны уполномоченных органов власти того публично-правового образования, из бюджета которого выделяют­ся такие субсидии, а также наличие определенных средств у получателя субсидии, как условие ее получения, чтобы осуществить софинансирование.

Как и дотации, совокупность денежных средств, аккумулируемых в форме субсидий для бюджетов субъектов РФ, образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Законодательство предусматривает довольно большой перечень субсидий для передачи из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты. В частности, в составе федераль­ного бюджета могут предусматриваться субсидии бюдже­там субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъ­ектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. Поскольку таких обязательств, возникающих по различным основаниям, много, то разновидностей суб­сидий также много.

Важно то, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерально­го бюджета, а также критерии отбора самих субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий, их распределения между субъектами РФ определяются фе­деральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. Дей­ствует многолетний режим предоставления субсидий, в ча­стности, на срок не менее трех лет. Участие самих субъек­тов РФ в определении объема выделяемых субсидий скорее пассивное, так как они скорее ставят вопросы о выделении им субсидий и представляют соответствующие данные для расчетов объема субсидий.

Помимо субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в соответствии с федеральными закона­ми и нормативными правовыми актами Правительства РФ возможны субсидии из федерального бюджета за счет средств резервных фондов Президента РФ и Правительст­ва РФ. Иных видов субсидий не допускается.

2.Что касается субсидий в адрес местных бюджетов из бюджетов субъектов РФ, то порядок их выделения в целом совпадает с субсидиями из федерального бюджета и опре­делен в ст. 139 БК.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Они аккумулируются в региональном фонде софинансирования расходов, создаваемого в струк­туре регионального бюджета, и предназначены для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправле­ния по вопросам местного значения. В том числе в составе бюджета субъекта РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муни­ципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

На уровне субъектов РФ определяются цели и условия предоставления субсидий, а также порядок их распределе­ния между бюджетами муниципальных образований и последующего расходования органами местного самоуправления, что конкретно устанавливается законами субъектов РФ либо нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

3.Ст.142.2 БК предусмотрен механизм предоставления субсидий бюджету субъекта РФ из местных бюджетов. В этом случае не вышестоящий бюджет предоставляет помощь нижестоящему бюджету, а наоборот, деньги поступают в вышестоящий бюджет. Такой механизм подлежит установлению законом субъекта РФ, согласно которому из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов) деньги должны перечислять­ся в бюджет субъекта РФ. Основанием для такого механиз­ма называется ситуация, когда в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчис­лений) превышали уровень, установленный законом субъ­екта РФ. Следует заметить, что такая субсидия не связана с причиной предоставления финансовой помощи, а скорее со своеобразной штрафной санкцией за факт превышения доходов конкретного бюджета в два раза выше среднего по региону. Причем показатель превышения отдельно рассчи­тывается по муниципальным районам (городским округам) в расчете на одного жителя и отдельно по поселениям.

Если субсидии поступили из бюджетов поселений, то они подлежат учету в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда. Таким фондом может стать региональный фонд компенсаций для распределения между бюджетами муниципальных районов в случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государ­ственной власти субъектов РФ по расчету и предоставле­нию дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Если субсидии поступили из бюджетов муниципаль­ных районов и городских округов, то они подлежат пере­числению в бюджет субъекта РФ и учитываются в дохо­дах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муници­пальных районов (городских округов). Исходя из сказан­ного, следует вывод, что субсидии из местных бюджетов в адрес регионального бюджета, в конечном счете, подле­жат перераспределению между бюджетами районного или поселенческого уровней. При этом объем субсидий, под­лежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превыше­нию расчетных налоговых доходов над уровнем, установ­ленным законом субъекта РФ.

4.В ст. 142.3 БК установлен еще один механизм предос­тавления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. В этом случае поселения, входящие в состав муниципального района, обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Речь идет о финансировании объектов, имеющих межпоселенчекое значение. Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муници­пального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единому для всех соот­ветствующих поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя муниципальных услуг. В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения о перечислении

Субсидии ее сумма взыскивается за счет иных межбюджетных трансфертов или отчислений от федеральных налогов.

5.Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Субвенции бюджетам субъектов РФ в отличие от до­таций и субсидий предназначены для финансового обес­печения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполне­нии полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъек­тов РФ и (или) органам местного самоуправления (ст. 133 БК). По своему назначению они выполняют форму оплаты деятельности региональных или местных органов власти по исполнению переданных полномочий соответствующего вышестоящего публично-правового образования. При этом Российская Федерация наделяет своими полномочиями на­прямую органы местного самоуправления, а финансирова­ние указанных полномочий осуществляет через посредство бюджетов субъектов РФ.

Субвенции, будучи денежными средствами, аккумули­руются в Федеральном фонде компенсаций, создаваемом в структуре федерального бюджета. Методики распределе­ния средств между бюджетами субъектов РФ из названного Фонда утверждает Правительство РФ. Соответствующий проект распределения субвенций между субъектами РФ утверждается вместе с проектом федерального бюджета на очередной год.

БК предусматривает порядок зачисления субвенций из федерального бюджета в структуру соответствующих бюджетов субъектов РФ. Дальнейшее их использование осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным федеральными законами и нормативными правовыми ак­тами Правительства РФ. Аналогично определяется поря­док расходования субвенций, передаваемых через посред­ство бюджетов субъектов РФ в бюджеты муниципальных образований. Но в последнем случае субъекты РФ вправе в соответствии с федеральным законодательством вносить уточнения в порядок расходования субвенций, передавае­мых из федерального бюджета муниципальным бюджетам. В свою очередь, субъекты РФ имеют право поручать ор­ганам местного самоуправления муниципальных районов представлять часть субвенций для бюджетов поселений.

Тот факт, что субвенции распределяются между всеми субъектами РФ по одинаковым для каждого вида субвен­ций методикам, говорит о реализации принципа равенства субъектов РФ во взаимоотношениях с Российской Федера­цией. Названные методики рассчитываются, исходя из уче­та численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, других показа­телей с учетом нормативов формирования бюджетных ас­сигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государст­венных (муниципальных) услуг. Показатели собственных доходов бюджетов, получающих субвенцию, на объем по­лучаемой субвенции не влияют.

Методики распределения субвенций бюджетам субъек­тов РФ из федерального бюджета представляются Прави­тельством РФ в составе документов и материалов, вноси­мых в Государственную Думу РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Так же как и другие формы межбюджетных трансфертов, субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ выделяются в соответствии с региональным бюджетным законодательством, но основы правового обеспечения ме­ханизма выделения субвенций определяются БК. Согласно ст. 140 БК субвенции местным бюджетам из бюджета субъ­ектов РФ выделяются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, воз­никающих при выполнении государственных полномочий федерального и регионального уровней, переданных для их осуществления органам местного самоуправления. Они ак­кумулируются в региональном фонде компенсаций и фор­мируются за счет следующих источников:

— субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправ­ления отдельных полномочий федеральных органов госу­дарственной власти;

— собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого их вида методиками. При этом денежные средства в режиме субвенций поступают только в те муниципальные образова­ния, органы местного самоуправления которых осуществля­ют переданные им отдельные государственные полномочия.

Объем выделяемых субвенций должен пропорционально соответствовать численности населения, потребителей со­ответствующих государственных и муниципальных услуг, другим показателям, а также учитывать нормативы форми­рования бюджетных ассигнований на исполнение соответ­ствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных и муниципальных услуг в муниципальных образованиях. Если субвенции в структу­ре регионального бюджета формируются за счет средств из федерального бюджета и предназначены на обеспечение ор­ганами местного самоуправления полномочий федеральных органов власти, то вышеназванные методики распределения субвенций между муниципальными образованиями должны соответствовать требованиям федерального законодательст­ва. Существенным является то обстоятельство, что действу­ет запрет на использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов.

БК также допускается использование бюджетов муници­пальных районов и городских округов для распределения субвенций между бюджетами поселений, с указанием на региональном уровне соответствующих методик их расчета и порядка распределения. Утверждение конкретного объема субвенций для каждого бюджета поселения осуществляется соответствующим решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

БК допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюд­жетам из бюджета субъекта РФ в объеме, не превышающем 5% общего объема соответствующей субвенции. В этом слу­чае субвенция может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполни­тельным органом государственной власти субъекта РФ, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта РФ без внесения изменений в закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Бюджетный процесс РФ.

Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

Бюджетный процесс включает в себя четыре основных производства, т.е. характеризующиеся определенной предметной (качествен­ной) спецификой группы процессуальных отношений:

1) производство по составлению проекта бюджета и про­екта акта о бюджете. В рамках этого производства бюджет формируется как единый сбалансированный финансовый план, комплексный финансовый документ, имеющий пра­вовую форму;

2) производство по рассмотрению и утверждению проек­та бюджета и акта о бюджете. Здесь составленный финансо­вый план приобретает общеобязательную силу и обретает правовую форму;

3) производство по исполнению бюджета и акта о бюд­жете. Целью данного производства является реализация бюджета и акта о бюджете в реальных экономических (фи­нансовых) отношениях;

4) производство по составлению, внешней проверке, рас­смотрению и утверждению годовой бюджетной отчетности и акта об исполнении бюджета. В процессе данного произ­водства бюджет получает официальный статус исполненно­го или неисполненного.

Следует отметить, что указанные выше основные про­изводства возникают и развиваются последовательно, одно за другим. В связи с этим традиционно в финансово — правовой науке они также именуются стадиями бюджет­ного процесса.

Из перечисленных основных производств (стадий) вид­но, что бюджетный процесс обслуживает создание бюд­жета на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивает его реализацию, а затем определяет порядок сопоставления результатов такой реализации с запланиро­ванными показателями. Указанные четыре производства (стадии) образуют в совокупности так называемый бюд­жетный цикл.

Перечисленные производства (стадии) составляют серд­цевину бюджетного процесса. Однако кроме них могут быть выделены отдельные специальные производства, которые также обслуживают реализацию материальных бюджетно — правовых норм. В настоящее время следует выделять следующие производства:

1) контрольное производство. Оно представляет собой последующий государственный и муниципальный финан­совый контроль, осуществляемый исполнительными, а так­же контрольно-счетными органами. Эта деятельность в той или иной мере регулируется ст. 266, 268—270.1 БК, а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными нор­мативными актами;

2) производство по изменению бюджетных показателей. Это производство по времени совпадает со стадией испол­нения бюджета. Однако по характеру оно ближе к стадиям составления, рассмотрения и утверждения бюджета, ибо здесь соответствующие органы разрабатывают и утверж­дают изменения в те или иные бюджетные показатели. Нормы этого производства сгруппированы в гл. 23, а также в ст. 217, 231, 232 БК;

3) производство по применению мер принуждения за нару­шение бюджетного законодательства. Выделение этого про­изводства стало возможным в связи с закреплением в части IV БК составов бюджетных правонарушений и мер при­нуждения за их совершение.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.

Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.

Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.

Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.

Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.

Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий).

Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.

1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.

Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.

Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ. Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.

Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.

Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).

Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.

Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.

Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.

Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:

  • а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя;
  • б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
  • 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.

Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.

Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.

Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.

  • Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н «Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления».
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
  • См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н «Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов».

Добавлено в закладки: 0

Что такое межбюджетные трансферты? Описание и определение понятия.
Межбюджетные трансферты — это средство межбюджетного контроля, которое заключается в передаче средств в бюджетной системе страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты, будучи важной частью бюджетной системы, исполняют такие функции:

  • возмещают бюджетам, которые находятся на нижних уровнях системы, расходы, которые связаны с исполнением задач общенационального значения, когда собственных поступлений в бюджет для их компенсации недостаточно;
  • устраняют горизонтальные диспропорции меж бюджетами, в том числе дают возможность разрешить некоторые социальные проблемы, которые возникают во время экономических спадов, наблюдающихся в регионах;
  • стимулируют к усилению налогового потенциала местные власти.

На практике проведение функций межбюджетных трансфертов можно осложнить рядом проблем. В частности, появляются «торги» меж бюджетами разных уровней при решении вопросов возмещения расходов на общенациональные задачи.

Разрешению подобных трудностей способствует создание стабильных формализованных технологий выделения и получения межбюджетных трансфертов. Среди межбюджетных трансфертов также возможны бюджетные кредиты и дотации.

Трансфе́рт (фр. transfert, от лат. transfero — перемещаю, переношу):

  • Переход населения какой-нибудь территории из одного гражданства в другое ввиду с передачей территории, на которой проживает, одним государством другому. К примеру, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульман-подданных Греции по одному из итоговых документов, которые были подписаны в ходе Лозаннской конференции 1922—1923 гг.
  • Перевод золота или иностранной валюты из одной страны в другую.
  • Перевод нормы из одного кодекса (закона) в другой в процессе кодификации и систематизации законодательства.
  • Передача одним лицом другому лицу права владеть ценными именными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляет изменение записей в реестре.
  • Операция, при которой институциональная единица, которая предоставляет актив (нефинансовый или финансовый), товар, услугу другой единице, взамен не получает никаких возмещений (в виде актива, товара, услуги).
  • Социальные выплаты. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). К примеру, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, регионального — местному.
  • Процесс внутреннего ценообразования внутри организации. К примеру, в банках доходы от кредитов перераспределяют так, чтобы обеспечить прибыль подразделению, которое выдало кредит и подразделениям, которые привлекли депозиты, фондирующие этот кредит.

Рассмотрим, более детально, что значит межбюджетные трансферты.

Всем бюджетам присуще наличие закрепленных доходов. но это вовсе не означает, что их материальный объем всегда в достаточной мере покрывает необходимые затраты.

Поэтому у вышестоящих органов государственной власти возникает необходимость ежегодного утверждения отчислений от своих источников доходов в нижестоящие бюджеты в целях сбалансированности их доходов и расходов.

Принципы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в государстве базируются на таких основных принципах:

  1. принцип разделения и закрепления доходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  2. принцип распределения и утверждения расходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  3. принцип максимального эффективного выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Регулирование межбюджетных отношений существует для того, чтобы обеспечить соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, которые закреплены законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, а также бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. К межбюджетным отношениям относят прежде всего оказание финансовой помощи, которая называется межбюджетными трансфертами. Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

  1. нецелевые (или их еще называют блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  2. целевые трансферты;
  3. компенсационные выплаты.

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены такие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — это особая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление необходимых средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства государства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Предоставляются дотации при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Дотация – это межбюджетный трансферт, который предоставляется , как правило, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету только в том в случае, если для сбалансированности нижестоящего бюджета собственных и регулирующих доходов недостаточно. Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Под нормативом бюджетной обеспеченности понимается главным образом гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Субвенция — это средства бюджета, которые переданы бюджету другого уровня бюджетной системы. Субвенция– это говоря более точно межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету (обычно нижестоящему) на осуществление определенных целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируют на основании расходов федерального бюджета, при этом учитываются изменения бюджетного и налогового законодательства в стране.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации поступают в таких видах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Многообразие типов и видов трансфертов продиктовано их назначением в практике межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты подразделяются на следующие виды:

  1. дотация выравнивания;
  2. субвенция;
  3. средства, которые передаются в государственный бюджет и местных бюджетов из других местных бюджетов;
  4. дополнительная дотация.

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Все типы трансфертов разделяют по критериям назначения на следующие группы:

Дотация выравнивания, которую получают бюджеты областного уровня, городов областного значения и районов, чья доходная способность недостаточна для финансирования направленных государством расходов соответствующего бюджета. Объём дотации выравнивания рассчитывают на основании Порядка, который каждый год утверждается решением Кабинета Министров. Финансы, полученные бюджетами от дотации выравнивания, не имеют целевого назначения, то есть их можно применять соответствующими территориальными органами власти для финансирования делегированных государством расходов в соответствии со спецификой соответствующей территориальной единицы. В отличие от субвенции, которую выделяют на конкретные цели, дотация не имеет целевого характера.

Субвенции – трансферты, предоставляемые для осуществления определенных государством расходов; эти средства нельзя применять не по целевому назначению. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов считают субвенцией.

Средства, предоставляемые в бюджет государства и местные бюджеты из других местных бюджетов – это избыточные средства, они, если доход на способность выше расчетного объема расходов, передаются в бюджет государства и местные бюджеты. Говоря иначе, если расчетный объем доходов бюджета местных бюджетов, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, будет превышать расчетный объем расходов соответствующего бюджета, рассчитанный с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов, для такого бюджета устанавливается объем средств, которые подлежат передаче в государственный бюджет из местных бюджетов.

Дополнительные дотации – средства, предоставляемые на безвозмездной и невозвратной основе в связи с определенными обстоятельствами (такими, например, являются неравномерность размещения сети бюджетных учреждений, увеличение расходов местных бюджетов вследствие принятия правительством необходимых законодательных актов – например, увеличение размера минимальной заработной платы, повышение окладов работникам бюджетных учреждений).

Субсидии – это бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Для дотаций, субвенций и субсидий общим фактором является их характер – безвозмездный и безвозвратный. Основной отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются только на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется только на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Бюджетный кредит отличается от дотаций, субвенций и субсидий полной возвратностью и возмездностью . На сегодня бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами.

Финансовая помощь относят к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, к тому же, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, сюда относя также добровольные пожертвования.

Формирование фонда бюджетных трансфертов может осуществляться как:

  1. частичные отчисления от одного или нескольких налогов, которые поступают в государственный бюджет;
  2. ежегодные ассигнования из бюджета государства;
  3. объем расходов местных организаций.

В целом считается, что стабильной частью бюджетных трансфертов являются именно те, чей источник привязан к доходам государственного бюджета. В тех государствах где экономическая ситуация стабильная бюджетные трансферты, которые имеют природу бюджетных дотаций, финансируются именно из такого источника. Что касается связанных бюджетных трансфертов, то наиболее подходящим для них источником являются расходы бюджета в зависимости от объема местных расходов.

Ассигнования в системе межбюджетных трансфертов

В федеративных государствах система межбюджетных трансфертов , как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и полную отчетность получателей трансфертов. Обычно обусловленные трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. В качестве примеров обусловленных трансфертов можно привести средства, которые выделяются на дорожное строитель­ство или охрану окружающей среды. Чаще всего обусловленные трансферты выступают в виде субсидий, которые могут принимать самые различные формы и применяться к разным видам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровня жизни малообеспеченного населения или на выполнение государством определенных обязательств перед своими гражданами, которые закреплены в Конституции государства. В Российской Федерации из-за значительного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует потребность в наличии выравнивающих межбюджетных трансфертов.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки отдельных регионов Российской Федерации из федерального бюджета государства.

Межбюджетные трансферты в России – проблемы и пути решения

Потребность в трансфертах в условиях современной России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

К сожалению существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Очень много проблем в системе межбюджетных отношений так и остаются нерешенными, а разделение доходов и межбюджетные трансферты используются как расчетные инструменты для сведения баланса субнациональных бюджетов.

По мнению многих специалистов, для перехода к новой, более эффективной системе межбюджетных отношений необходимо разделение ответственности за осуществление расхо­дов.

Для этого нужно учесть ряд принципов:

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться властями на местном уровне.

Во-вторых, услуги, которые оказываются на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (или субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться только федеральными властями.

Такие принципы нужно иметь в виду, когда рассматриваются вопросы оказания централизованной помощи отдельным регионам государства. Тщательный анализ позволит также определить наиболее целесообразную и эффективную форму помощи (будет это дотация, субсидия или субвенция).

Среди межбюджетных трансфертов важным компонентом является фонд финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого фонда осуществляется на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, которые обеспечивают минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

Право получить трансферт из фонда финансовой поддержки регионов предоставляется тем субъектам государства, налоговые доходы которых не достигают минимального уровня, который установлен (так называемый дотационный регион).

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфертов, стоит помнить о том, что не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств, так как справедливого дележа не может быть в принципе. Из-за несовершенства системы всегда будет ущемление интересов каких-то субъектов распределительных отношений.

Мы коротко рассмотрели межбюджетные трансферты их суть и предназначение, виды и функции.

Формы межбюджетных трансфертов

Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии

Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

Дотации

Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

Субвенции

Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

Иные межбюджетные трансферты

К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

  • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
  • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
  • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

Трансферты из бюджетов субъектов РФ

Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

Межбюджетные трансферты могут выражаться:

  • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
  • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
  • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
  • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

  • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
  • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
  • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

  • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
  • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

Условия предоставления

В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

Основными условиями являются следующие:

  • субъект не может принимать на себя новые затратные обязательства в том случае, если 20% его бюджета приходится на трансферты;
  • в случае получения дополнительных финансовых ресурсов регион-получатель должен тщательно соблюдать финансовую дисциплину;
  • Счетная палата России и Федеральная служба бюджетного надзора могут в любое время осуществить проверку субъекта, получившего трансферты;
  • трансферты из бюджетов территориальных единиц РФ предоставляются исключительно при соблюдении органами местной власти законодательства РФ;
  • при предоставлении трансфертов из бюджетов субъектов РФ у потенциальных получателей должны отсутствовать просроченные долги;
  • законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные условия для предоставления и получения трансфертов.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *