Групповые нормы

приведите примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм

давлению. Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. <…> Эта задача была достаточно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участников правильно нашли 12 одинаковых линий, а для участников экспериментальной группы ситуация менялась: они сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем испытуемые выносили свое собственное суждение, они слышали, как пять других студентов (в действительности помощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правильный ответ или шли вместе с толпой? <…> Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и давали только правильные ответы. Другие 75% отвечали вопреки собственным чувствам и до некоторой степени уступали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. <…> Участник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные правы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллюзии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся достаточно уверенными. Вопросы и задания: 1) Какое социально-психологическое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определите, к какому виду социальной группы можно отнести группу студентов, собранную Ашем. 3) Сколько этапов эксперимента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать эксперимент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми студентами, встретившимися во время короткого эксперимента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение ее членов и существует групповое мнение. Ответить на вышеуказанные вопросы. Спасибо заране:)

Групповые нормы

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения.

Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

— сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

— вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

— демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

— свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе.

При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей». Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Система «групповых ожиданий» — является важной составляющей характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом, группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы.

Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Все они являются социальными нормами и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «бунтарей».

Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанными на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в ней является очень распространенным. Оно получило название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Обычно различают два вида конформизма:

1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;

2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы.

В свою очередь, внутренний конформизм предполагает две линии поведения:

1) некритическое принятие мнения большинства;

2) сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).

Уровень конформности личности зависит:

— от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);

— от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы;

— от количества членов группы, высказывающих, поддерживающих ту или иную позицию, их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях;

— от возраста и пола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми.

Референтная группа — это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.

Группа членства — является антиподом референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Таким образом, конформность является важным механизмом поддержания целостности группы, который служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.

Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.

Привлекательность — важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности.

Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей.

Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость — это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости. Совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом.

Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация па интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты (о конфликтах мы подробно поговорим в следующем разделе нашего лекционного курса).

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Групповые нормы, ценности и групповые санкции

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 62

Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы.

Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает.

Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Групповые санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.

Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.

Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Групповые нормы и ценности

В групповой динамике работает механизм, который в значитель­ной степени способствует сохранению стабильности и целостности группы,— социальный контроль. Он осуществляется наоснове со­блюдении групповых норм и ценностей.

Давно известно, что любая группа, поддерживая свое единство, устанавливает контроль за поведением своих членов. Первым эта­пом проведения такого контроля становится выработка определен­ных норм и ценностей, которых должны придерживаться все члены группы, если хотят к ней принадлежать.

Групповая норма — это некоторое правило, стандарт повеления в группе. Именно групповые нормы регулируют процессы групповой динамики. Групповые нормы и социальный контроль возникают потому, что:

1) любая группа стремится к сохранению своей целостности;

2) любая группа стремится кстабильности;

3) общие цели требуют довольно единообразного поведения как средства достижения этих целей.

Групповые нормы есть продукт взаимодействия людей в группе. Но они могут возникать как навязанные сверху, особенно в рамках формальных организаций.

Кроме того, нужно понимать, что группа не устанавливает нормы для всех ситуаций, в которых может оказаться. Поведение членов группы регулируется только в значимых для группы ситуациях. Именно поэтому каждый человек имеет определенную свободу поведения в своей группе и возможность отклоняться от общепринятых образцов.

Групповые нормы могут не только прилагаться к значимым ситуациям, но и регламентировать реализуемые в группе роли, т. е. выступать как ролевые стандарты поведения.

Групповые нормы различаются также и по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются практически всеми членами группы; другие же находят поддержку только у незначительного меньшинства.

М. Мескон в «Основах менеджмента» разделяет нормы на положительные и отрицательные. Положительные нормы поощряют, по­ведение, направленное на достижение групповых целей, преданность организации, стремление выпускать качественную продукцию, поддерживать среди работников дух сотрудничества и взаимопомощи. Отрицательные нормы, напротив, одобряют низкую производительность труда, прогулы, неконструктивную критику и т п.


Существует классификация групповых норм, которая также приводится М. Месконом: гордость за организацию, достижение целей, прибыльность, коллективный труд, планирование, контроль, профессиональная подготовка кадров, нововведения, отношения с заказчиком, защита честности.

Каждый менеджер может проанализировать, какие конкретные групповые нормы преобладают в его коллективе и насколько они способствуют решению производственных задач.

43. Конформизм и нонконформизм в группе.

Одним из основных механиз­мов групповой динамики, за счет которого группа формируется и может стабильно функционировать, является механизм конфор­мистского поведения.

Когда говорят о феномене конформистского поведения, то имеют в виду факт согласия личности с мнением группового большинства.

С феноменом конформизма любой человек сталкивается с раннего детства, когда ему прививаются определенные нормы поведения — что хорошо и что плохо — и он должен с этими нормами соглашаться.

Известно, что люди в разной степени поддаются групповому давлению. Одни его принимают с легкостью (их называют конформистами), другие достаточно критически относятся к мнению боль­шинства (их называют нонконформистами). Но из каких бы людей ни состояла конкретная группа, в ней всегда присутствует элемент конформизма, или группового давления.

Этот феномен давно получил свое объяснение в литературе. Дей­ствительно, группа вынуждена «давить» на своих членов для того, чтобы:

1) сообща быстрее достичь своих целей;

2) помочь этим сохранить себя как целое;

3) помочь членам группы понять, что нужно группе в данный момент;

4) помочь членам группы понять свое отношение к группе в конкретной ситуации;

5) помочь членам группы сформулировать коллективное мнение, в соответствии с которым можно действовать.

Группа обладает такой мощной способностью к дав­лению или даже к подавлению индивидуального мнения, что далеко не всем людям удается ей противостоять.

Но разные люди в различной степени под­даются групповому давлению в силу неодинаковой представленности у них такого личностного качества, как конформность. Степень согласия с группой зависит от ситуации, групповой задачи, собственной компетентности в проблеме и даже от половозрастных особенностей.

Конформизм является одним из главных механизмов, который определяет особенности групповой ди­намика в конкретном коллективе. И соответственно возникает воп­рос: конформизм — это хорошо или плохо?

Однозначно наэтот вопрос вряд ли можно ответить, так как известно, что и конформизм бывает разный, и группе приходится решать разные задачи. Но все же на первых порах формирования группы без него нельзя выработать общие нормы и ценности, пра­вила поведения и работы. Еслиэтого не будет, то группу трудно сохранить как полноценное образование.

Известно,что если не работает механизм конформизма, то груп­пой невозможно управлять в экстремальных ситуациях, где требует­ся четкое знание своей роли и подчинение человеку, ответственному за эту ситуацию.

Но в повседневных условиях конформизм, особенно внутрен­ний, ведет зачастую к застою и даже к регрессии группы. Такое групповое единомыслие значительно обедняет информацию, кото­рой могла бы располагать группа, снижает набор свежих идей и, как следствие, проблемы решаются с меньшей эффективностью.

Поэтому опытный менеджер, добиваясь от группы одобрения определенных норм и правил, никогда не настаивает на быстром достижении единодушия в решении профессиональных задач.

44. Власть и личное влияние.

Управление персоналом состоит в использовании коммуникаций и личного влияния, чтобы ориентировать действия подчиненных на ре­ализацию планов организации.

Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индиви­да. (Сравните с определением силы в физике: сила является причи­ной изменения состояния покоя или равномерного прямолинейного движения тела).

Итак, в механике для изменения состояния тела необходимо при­менить силу, в управлении для изменения состояния поведения ин­дивида, по аналогии, также необходимо применить силу. Такой си­лой в управлении является власть.

Власть — это возможность влияния на поведение других. Власть может проявляться в самых разных формах. Можно говорить о влас­ти грубой силы, власти примера, власти просьбы, власти идеи. Власть всегда основана на зависимости одного индивида от другого. Но вместе с тем нельзя понимать власть как возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица.

Объем власти, который имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью — зависимости от другого лица.

Иными словами, менеджер обладает властью давать задания под­чиненным, устанавливать оплату их труда, вводить различные системы стимулирования, предоставлять определенные социальные блага и т.п. Но и подчиненные имеют власть над менеджером, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как предоставление информа­ции, обеспечение требуемого качества выполнения задания, поддер­жка тех или иных действий и решении руководителя и т. д.

Умный менеджер старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчиненных чувства обездоленности и затем непокорности.

Следовательно, руководитель должен четко осознавать, что подчиненные часто тоже обладают властью. Поэтому использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызывать у подчиненных та­кую реакцию, при которой они захотят реально продемонстрировать свою собственную власть, что может привести к весьма негативным и даже опас­ным последствиям.

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять, необходи­мо иметь «корни», основу власти. Здравый смысл подсказывает, что для обла­дания властью необходимо обладать возможностью держать под своим конт­ролем что-либо важное для исполнителя, то, что обусловит его зависимость от вас и заставит его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» есть у каж­дого из нас. Это — потребности. Власть основывается на обращении к ак­тивным потребностям исполнителя.

45. Формы власти.

Власть может проявляться в самых разнообразных формах. Из них, наиболее часто, встречаются следующие:

1. Власть, основанная на принуждении или страхе.Это одна из самых неэффективных форм, так как ее действие может вызвать только кратковременный результат. Вся история развития человечества свидетельствует, что нельзя достигнуть высокой эффективности основываясь на страхе или принуждении. Но это не значит, что данную форму власти не следует, применять, наоборот, в ряде случаев менеджер обязан применить, такую форму власти по отношению к нерадивым работникам — естественно, в сочетании с другими формами воздействия.

2 Власть, основанная на вознаграждении. Это одна из самых старых и наиболее эффективных форм воздействия на исполнителей Дело в том, что она не вызывает противодействия у подчиненных. Но менеджер должен очень умело сопоставлять результаты труда, ожидание подчиненного на вознаграждение с величиной реального вознаграждения, поскольку нарушение такого баланса может привести в дальнейшем к снижению производительности труда у подчиненного. Неоправданные, чрезмерные ожидания исполнителя долж­ны в деликатной форме пресекаться.

— вознаграждения, когда влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность исполнителя или же доставить удовольствие;

—экспертная власть предполагает ситуацию, когда влияющий имеет право отдавать приказания, а исполнитель считает долгом — подчиняться ему. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что под­чинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной властью. Она действенна, когда подчи­ненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользу­ются законной властью, потому что им делегированы правовые полномочия управлять другими людьми (работниками).

— Рациональная власть основана как на законных основах, так и на способ­ностях людей, которые занимают высокое положение, отдают распоряжения и требуют покорности. Директора предприятий, ректоры университетов име­ют рациональную власть, которая оправдывается законом.

— Традиционная власть, в отличие от рационально-легитимной, основана на святых традициях, общепризнанных принципах и идеях. Власть родителей в семье, власть монархов, королей и т. п.

— Харизматическая власть основана на признании людьми святости, му­жества или на благородном поведении личности. В отличие от других видов, харизматическая власть имеет явно выраженный индивидуальный характер и непосредственно связана с конкретным человеком. Различные формы власти — это своего рода инструменты, с помощью ко­торых руководитель может заставить, убедить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы и неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.

Существует и другая классификация форм власти.

Утилитарная власть — это воздействие посредством силь­ных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».

Авторитарно-нормативная власть — законная власть. Ис­полнитель верит, что влияющий имеет право отдавать при­казания, а его долг — строго их выполнять.

Объединенная власть — власть группы. Эта власть ог­ромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами и поэтому наше поведение должно вписываться в нор­мы и культуру организации.

46. Способы управленческого влияния на подчиненных.

Влияние — это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

Конкретные способы влияния весьма разнообразны, выделились две большие группы управленческого влияния — эмоциональное и рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает «заражение» и подражание.

«Заражение»- это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматикой, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менед­жер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание — это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «зара­жение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заим­ствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабо­вольные люди, а также лица с недостаточно развитым само­стоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто слу­жит для них «эталоном» для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

В группу способов рассудочного влияния входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение — это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на под­чиненных является бездоказательным и неаргументирован­ным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т. п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.

Внушение является односторонним воздействием — активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, — пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно большой эффект внушения достигается, если подчи­ненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положе­ния. В этот момент он готов следовать любому совету руководи­теля. В данном случае внушение проявляется больше как убеждение.

Убеждение как форма влияния представляет собой эффективную переда­чу своей точки зрения. Используя убеждение, руководитель молчаливо до­пускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может умень­шить возможность руководителя действовать. Например, даже при условии, что руководитель обладает полномочиями для внедрения новой организаци­онной структуры без согласования с подчиненными, все же правильней и практичней выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желатель­ны. Активно добиваясь поддержки, руководитель оказывает сильное воздей­ствие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель испытыва­ет потребность в знаниях и авторитете, сила влияния руководителя путем убеждения возрастает. Чтобы добиться влияния путем убеждения, руководи­тель может пользоваться логикой или эмоциями. При выборе аргументов руководитель должен учитывать интеллектуальный уровень подчиненных: они не должны быть слишком сложными, но и не должны быть упрощенны­ми. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоре­чить системе ценностей его подчиненных.

Влияние путем убеждения содержит в себе как сильные, так и слабые стороны. Самая слабая сторона такого влияния — медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-то, требуется, очевидно, боль­ше времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный юридической (за­конной) властью, основанной на принуждении, традиции, силе примера. Влия­ние путем убеждения имеет чаще всего одноразовое действие и не означает отказа от использования других инструментов влияния.

47. Современное понятие руководителя и его типы.

Руководителем считается лицо, направляющее и координи­рующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчи­няться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель берет на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы. Основная же его за­дача состоит в том, чтобы организовать ее выполнение силами под­чиненных, контролировать, оценивать, вознаграждать их труд.

В соответствии с современными представлениями работа руко­водителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых:

1) стратегическая — заключается в постановке целей, разработ­ке стратегии и планировании и в обычных условиях считается главной;

2) экспертно-инновационная — в процессе се реализации руководитель знакомится с последними достижениями НТР, организует работу над созданием и внедрением новых видов про­дукции и услуг, консультирует подчиненных;

3) административная, объединяющая целый ряд подфункций: — контрольную (оценка результатов деятельности, проведе­ние необходимой корректировки);

— организационную (распределение среди исполнителей пол­номочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.);

— координационную (организация взаимодействия работни­ков);

— кадровую (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала);

— стимулирующую, (воздействиена поведение исполнителей, их поощрение и наказание).

4) коммуникационная (проведение совещаний и переговоров, прием посетителей, распространение информации и т. п.);

5) социальная (создание благоприятного морально-психоло­гического климата, поддержание традиций и норм поведения, ока­зание помощи подчиненным и пр.).

Официальные права и обязанности руководителей регламенти­руются уставом организации, положениями о ней или о структур­ных подразделениях.

Помимо официальных обязанностей, закрепленных в этих до­кументах, руководители имеют по отношению к своим подчинен­ным и неофициальные.

Они состоят в справедливом и уважительном отношении к ра­ботникам, заботе об их личных проблемах, здоровье, успехах, взаи­моотношениях в коллективе; оказании им при необходимости все­сторонней помощи, вплоть до взятия иногда на себя их вины.

Все это очень важно, поскольку на практике не только подчи­ненные зависят от руководителя, но сам он во многом зависит от них, их знаний, умения работать, готовности исполнять его распо­ряжения и неофициальные просьбы.

Кроме того, руководитель зависит также от своих коллег, на­чальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в со­стоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии условно выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором функций и возможностей.

К высшему звену относятся руководители организации и их за­местители (председатель и члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров). Они определяют миссию, цели и политику и основные стандарты дея­тельности фирмы, ее структуру и систему управления, представи­тельствуют на переговорах с государственными органами и глав­ными контрагентами.

Их обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, за­датков политика, дипломата, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтому в крупной организации первые руководители едино­лично уже не могут принимать все решения и, отвечая за все, пере­ходят к руководству процессом их выработки в составе команды.

Первый руководитель (главный администратор)занимает свою должность на основании контракта с собственником (госу­дарством, акционерами, пайщиками), является его доверенным лицом и несет перед ним полную ответственность.

В его обязанности входит организация работы в рамках, определяемых законо-

Руководители среднего звена (основных подразделений) на­значаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных — заданий и сохранность вверенного им имущества.

проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии произ­водства, условий труда, соблюдению произволе геенной, технологической, трудо-

Низовой уровень управления- технический, обеспечивающий нормальное осуществление технологических процессов и стабиль­ную работу персонала.

Низовые руководители распределяют задания, разрабатывают графики работы, организуют и координируют труд подчиненных; обеспечивают условия выполнения ими производственных заданий; контролируют соблюдение их сроков, рациональность использования оборудования, материальных ресурсов, производственную дисциплину, технику безопасности; содействуют рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарные взыскания, делать соответствующие представления руководству подразделений и организаций.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

— сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

— вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

— демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

— свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей».

Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Понятие нормы. Групповая норма

Понятие норма можно истолковывать по разному норма -это:

— оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования;

— исходное начало для сравнения или оценки данных;

— отсутствие отклонений;

— описательная характеристика объекта или явления.

В современной психологии используются два вида норм:

1. психическая норма;

2. социальная норма.

1. Психическая норма — это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Здесь очень важно различать критерии, которыми пользуются люди, определяя отклонения от нормы.

Нормы психического здоровья:

— соответствие субъективных образов, отражаемых объектов действительности, а так же — соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий;

— адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

— способность к адаптации в микро-социальных отношениях;

— способность к самоуправлению собственным поведением, планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;

— критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за все происходящее.

Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения.

Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, тем самым выполняя своего рода консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных, например, экстремальных условиях.

Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жестко и однозначно регламентирующие практически все без исключения действия членов группы, блокируют при этом процессы как группового развития, так и личностного становления подавляющего большинства членов такой общности.

В группе высокого уровня социально-психологического развития, напротив, многие групповые нормы, будучи достаточно гибкими и пластичными, определяют некоторый ряд допустимых и принимаемых вариантов активности ее членов. Одним из важнейших признаков развитости системы групповых норм является высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, особенно в нравственной и деловой сферах ее жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в высокоразвитой общности является не конформная реакция индивидов на групповое давление, а подлинное самоопределение каждой личности, без чего не только невозможна успешная интеграция индивида в конкретной группе, но и крайне затруднена его адаптация в широком социуме. Связано это, прежде всего, с тем, что групповые нормы являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего сообщества в целом.

Групповые нормы делятся на кодифицированные и, так называемые, резидуальные.

Первые представляют собой официальный свод правил, регламентирующих поведение индивида в той или иной социальной группе либо ситуации и имеют четко определенный источник происхождения (законодательные органы государства, администрация предприятия и т. п.) Соблюдение кодифицированных норм, как правило, обеспечивается специально уполномоченными обществом лицами, а санкции за их нарушение опять-таки четко прописаны и определены заранее.

Резидуальные же нормы или правила, по определению Х. Гарфинкеля, представляют собой «..рутинные основания повседневной деятельности», то есть нормы, регулирующие деятельность человека, но остающиеся при этом некодифицированными и неэксплицированными. Эти нормы управляют теми сторонами человеческого поведения, которые не охвачены формальными, аналитически выверенными и упорядоченными социальными нормами.

Что касается групповых норм, то для практического социального психолога, по сути дела, одним из первостепенных критериев, диагностически раскрывающих характер межличностных отношений в малой группе и уровень ее социально-психологического развития, являются такие показатели, как содержательно-оценочное отношение членов сообщества к тем нормам, которые определяют характер, интенсивность и направленность жизнедеятельности группы, близость их позиций, смысловое совпадение их взглядов по этому поводу, степень готовности отстаивать необходимость следовать этим нормам и не нарушать их. Без учета подобного социально-психологического параметра внутригрупповой жизни практический социальный психолог оказывается не в силах ни нарисовать адекватный реальности социально-психологический портрет конкретной общности, ни действенно воздействовать как на личностное развитие отдельных членов группы, так и на протекание процесса группообразования сообщества в целом.

Групповые санкции

Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса (например, правом начинать совместную трапезу), и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа.

В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, т. е. полное игнорирование «нарушителя». В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы. Достаточно вспомнить уже упомянутые в этой главе хоуторнские эксперименты, которые внесли важный вклад в понимание группового поведения, и, в частности, продемонстрировали роль групповых норм и санкций в детерминации индивидуального поведения на рабочем месте.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *