Государство и признаки

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Понятие государства

В рамках современной науки теории государства и права существуют различные подходы к определению государства, базирующиеся на различных политических и правовых учениях. Отсутствие единого научного мнения по вопросу определения государства диктуется сложностью его как социального явления и постоянным развитием.

Из истории политических и правовых учений:

Аристотель: государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Н. Макиавелли: государство – общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Ж. Боден: государство – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Т. Гоббс: государство – «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого рода для общего мира и защиты».

Д. Локк: государство – «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Д. Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Л. Гумплович: государство – «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».

Г. Еллинек: «Государство — это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей».

Л. Дюги:»Государство — всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управ­ляемыми, т, е. политическая власть».

Н.М. Коркунов: «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предостав­ления исключительного права принуждения только органам государ­ства».


Л А. Тихомиров: «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соот­ветствующей ему верховной властью».

Г.Ф. Шершеневич: «Государство — союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Ф.Ф. Кокошкин: «Государство — не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними».

Определения современных российских ученых:

В.К. Бабаев: Государство — политико-территориальная су­веренная организация публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны.

В.В. Лазарев: Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Л.И. Спиридонов: Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Выводы:

Чаще всего опорными слагаемыми определения государства выступают власть, территория, население, а также политическая организация общества, подразумевающая его классовую сущность. Таким образом, государство определяется как аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним или как политически организованное общество, объединение множества людей, особая политическая интеграция, предполагающая опору на специальные правовые институты.

Следует иметь в виду, что любое определение государства, имеющее в своей основе всего лишь один из его признаков (например, «организацию политической власти»), не может считаться научным. В условиях продолжающихся по сей день дискуссий о сущности и понятии государства оптимальным вариантом его определения в методических целях является тот, который предусматривает наиболее широкий охват сущностных признаков.

Государство- это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения.

Государство –это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки государства

1) Население (народ),разделенное по территориальному принципу (административно-территориальная организация населения). Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) — это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

2) Территория государства – это естественное условие существования и функционирования государства; пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть; находящаяся под юрисдикцией (юри­дической властью) государства суша, воздушное пространство над нею, внутренние воды, территориальное море, континентальный шель­ф и государственные границы, отделяющие данное государство от других.

Составные элементы территории государства:

а) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;

б) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);

в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства);

г) объекты, приравненные к территории государства ( морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Территориальное деление населения и распространение государственной власти на население данной территории предполагает административно-территориальное деление (провинции, округа, края, области, районы и т. д.). Цель такого деления: рациональная и эффективная организация государственной власти и управления на данной территории, обеспечение контроля над ресурсами и населением.

3) Публичная власть, не совпадающая непосредственно с населением и стоящая над обществом. Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть. Публичная власть, осуществляемая государственным механизмом, включает специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, деятельность.

4) Налоги, займы — учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществ­ления социальных программ, формирования общенационального бюджета

5) Правовая основа функционирования государственно-организованного общества. Право оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. д.

6) Государственный суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внеш­неполитической сфере.

Сущность государственного суверенитета раскрывается с двух сторон: внутренней и внешней:

— внутренняя:а) верховенство государственной власти и ее независимость от всех других властей внутри страны (от власти органов местного самоуправления, власти партий и общественных организаций, власти СМИ и т.д.); б) право государства официально представлять все общество, в) власть в государстве распространяется на все на­селение; г) государство обладает правом издавать законы, действующие на территории всей страны;

— внешняя:а) при­знание государства международным сообществом в ка­честве субъекта межгосударственных отношений, представляющего все население определенной страны; б) проведение самостоятельной внешней политики при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права; в) невмешательство других государств во внутренние и внешние дела суверенного го­сударства.

Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

— выступает в роли выразителя интересов народа;

— ее распространение на всех граждан и все социальные структуры общества;

— монопольную возможность применения средств принуждения, которыми не располагают другие субъекты политики;

— осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной);

-прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

7) Монополияна легальное применение силы, физического принуждения.

8) Государственный язык (или языки).

9) Атрибутика, символика (герб, флаг, гимн, столица).

Сущность государства

Сущность государства определяется в соответствии с общесоциальным или классовым подходом.

Общесоциальныйподход рассматривает государство как инструмент реализации целей, значимых для всего общества, основной институт политической системы общества, посредством которого осуществляется организация совместной деятельности в полити­чески организованном обществе.

С позиции классового подхода государство — это машина для подавления одного класса другим, средство обеспечения интересов господствующего класса.

Содержание общесоциального подхода: а) государство обеспечивает компромисс классов, сословных и прочих инте­ресов, в целях обеспечения стабильности общества; б) государство является организатором общих дел, вытекающих из потребностей функционирования общественного организма.

подхода: государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, меньшинства над большинством. Сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

Факторы, определяющие сущность государства:

а) социальный фактор — социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами);

б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления;

в) политический фактор — характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод;

г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов,

д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств.

е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.

ИСТОЧНИКИ

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1988. Т. 4.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть. Избр. произв. М., 1964.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909.

Еллинек Г. Общее учение о государстве СПб., 1908.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения. Т. 4. М., 1962.

Локк Дж. Два трактата о государственном правлении / Избр. философ. произв. М., 1960.

Мещерякова О.М. Суверенитет и интеграционное сообщество: теория и практика //Государство и право. 2014. № 8.

Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //

Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М., 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев А.Ф. Российская Федерация как суверенный субъект системы международных правоотношений //Государство и право. 2014. № 9.

Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. 2006. № 3.

Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

Вельяминов Г.М. К вопросу о понятиях государства, власти и суверенитета //Государство и право. 2014. № 4.

Дементьев А.Н., Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории // Государство и право. 2007. № 12.

Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910.

Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Правоведение. 2004. № 1.

Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4.

Конев. Ф.Ф. Суверенитет: народный или национальный?! // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Российское право. 2000. № 3.

Мамут Л.С. Самоидентификация государства //Государство и право. 2012. № 7.

Малеина М.Н. Право государства (публичного образования) на репутацию // Государство и право. 2013. № 5.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.

ГЛАВА 4

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, признаки и содержание функции государства

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Признаки функций государства:

1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.

6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.

Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание функций государства:

1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.

3.Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.

Дополнение:

Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.

Факторы, определяющие эволюцию функций государства:

— влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.) ;

— экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.

— интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

— развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.

Понятие, признаки и сущность государства

Предисловие1. Теория государства и права как наука, ее предмет2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук3. Функции теории государства и права4. Методология теории государства и права: понятие, классификация основных методов5. Общественная власть в первобытном обществе, ее особенности. Социальные нормы первобытного общества6. Основные теории происхождения государства7. Основные учения о праве8. Понятие, признаки и сущность государства9. Соотношение общества и государства10. Типология государства: понятие, классификация11. Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления12. Особенности идеологии государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти13. Внутренние и внешние функции государства14. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политические (государственно-правовые) режимы15. Демократический режим. Демократия, ее формы и институты16. Механизм государства: понятие, основные черты, структура17. Государственный орган как важнейший элемент механизма государства: понятие, основные черты, структура18. Принципы организации и деятельности государственного аппарата19. Бюрократия и коррупция в государственном аппарате20. Политическая система общества: понятие, структура21. Государство как особое звено политической системы общества22. Органы местного самоуправления как самостоятельный компонент политической системы Российской Федерации23. Право: понятие и признаки24. Соотношение государства и права: единство, различие, взаимодействие25. Соотношение экономики, политики и права26. Правовая политика: понятие, особенности, формы реализации, принципы27. Понятие, особенности и виды социальных норм28. Право и мораль: единство, отличие, взаимодействие, противоречия29. Соотношение права и иных социальных норм30. Социальное назначение и ценностные основы права31. Функции и принципы права: понятие и виды32. Понятие права в объективном (позитивном) и субъективном смысле33. Формы (источники) права: понятие, виды34. Нормы права: понятие, признаки, виды35. Структура правовой нормы. Виды структурных элементов36. Правотворчество: понятие и особенности. Принципы и субъекты правотворчества37. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации38. Законотворчество в Государственной Думе РФ. Стадии закодательного процесса. Субъекты законодательной инициативы в России39. Нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды40. Закон: понятие, признаки и виды. Роль закона в демократическом государстве41. Подзаконные нормативные акты: понятие и виды42. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц43. Юридическая техника: понятие, способы изложения правовых норм44. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость, виды45. Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов46. Система права: понятие, элементы. Структурное строение системы права47. Общая характеристика основных отраслей российского права48. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли и институты49. Соотношение системы права, системы законодательства и правовой системыСистема права и правовая система50. Соотношение публичного и частного права. Особенности материального и процессуального права51. Правовые отношения: понятие, признаки, структура, виды52. Субъекты и объекты правоотношений: понятие, виды, характеристика. Правосубъектность53. Содержание правоотношений: субъективное право и юридическая обязанность54. Юридические факты: понятие, признаки, виды. Фактический состав55. Реализация права: понятие, ее формы и методы обеспечения56. Применение норм права: понятие, основные стадииСтадии процесса применения норм права57. Пробелы в праве: понятие и виды, способы восполнения и преодоления пробелов58. Акты применения норм права: понятие и виды59. Толкование норм права: понятие, необходимость, значение60. Способы толкования норм права61. Виды толкования норм права по объему и субъектам62. Акты официального толкования и их место в правовой системе63. Юридические коллизии и конфликты, процедуры их разрешения64. Юридический процесс: понятие, виды, принципы65. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерных действий66. Правонарушение: понятие, признаки и виды67. Юридический состав правонарушения68. Объективно-противоправное деяние. Злоупотребление правом69. Причины и условия правонарушений в современном российском обществе70. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды71. Юридическая ответственность: цели, функции и принципы72. Основания юридической ответственности, порядок ее возложения, освобождение от юридической ответственности и ее исключение по российскому законодательству73. Государственно-правовое принуждение и его виды74. Правосознание: понятие, структура, виды75. Правовая культура: понятие и структура76. Правовой нигилизм: понятие, формы, и правовая демагогия77. Законность: понятие, основные требования и принципы78. Гарантии законности: понятие, виды и юридические средства79. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка и общественного порядка80. Соотношение законности, правопорядка, демократии и дисциплины81. Пути укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации82. Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии и методы83. Способы и типы правового регулирования84. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы. Пути повышения эффективности правового регулирования85. Романо-германская правовая семья и ее признаки86. Англосаксонская правовая семья87. Мусульманская правовая семья и ее признаки88. Правовая система современного Российского общества89. Правовое государство: понятие и основные принципы и признаки90. Гражданское общество: понятие, структура, признаки91. Государство и гражданское общество: единство, различие, взаимодействие92. Права и свободы человека и гражданина: понятие, их классификация93. Основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации94. Правовой статус личности: особенности, принципы95. Юридическая практика96. Соотношение российского национального и международного права

Тема 1. Предмет и основы изучения системы государственного управления.

1. Республика отличается от монархии тем, что: государственная власть принадлежит выборным органам2. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем либеральном3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:распространенно на все общество4. Территориальная организация государственной власти – это: форма государственного устройства5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:охране правопорядка

1. Принцип разделения властей – это:рациональная организация государственной власти2. Важнейшим признаком органа государства является:наличие властных правомочий

3. Правительство относится к органам:назначаемым и коллегиальным4. Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:объему властных полномочий5. Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:президент1. Эти методы государственного действия содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности административные2. Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет:президент

3. Проекты законов и законодательных предложений не содержат:анализ и оценку ситуации4. Формы управленческой деятельности – это:внешние, постоянно и однотипно фиксируемые проявления практической активности государственных органов5. В политическую систему общества входят:все ответы верны

1. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия, нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров для развития:малого бизнеса2. Из перечисленного не является частью сферы материального производства:просвещение3. Государственное регулирование экономики не осуществляется по следующему направлениюсоциальному

4. Важнейшей задачей государственного регулирования в современных условиях становитсяобеспечение экономической безопасности страны5. Государство регулирует рынок труда в целях: все ответы верны

1. Этот продукт до сих пор остается важным источником поступления валюты, что позволяет поддерживать другие сферы экономики:нефть

2. Стратегические цели политики государства в этой сфере заключаются в создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества: культурной

3. Что-то из перечисленного не входит в систему транспортного комплекса: все ответы неверны

4. Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена – это принцип: научной политики5. Одним из основных направлений реформирования государственных предприятий является преобразование их вакционерные общества с государственной долей акций1. Именно их наличие свидетельствует о низком уровне управляемости общественно-политическими процессами:чрезвычайные ситуации в обществе2. Конфликтная ситуация возникает в результате:накапливания в течение определенного времени неразрешенных противоречий3. Именно эти чрезвычайные ситуации, в отличие от других, прогнозируются и управляютсяобщественные4. Из перечисленных чрезвычайных ситуаций эти могут возникнуть в будущеммировые

5. Социальный конфликт выражает:все ответы верны

1. Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую главное должностное лицо2. Регион – эточасть территории России характеризующаяся определенной общностью условий3. Наименование органа, представительной власти и количество его депутатов определяются:населением4. Разумное разграничение прав и ответственности между центром и субъектами РФ – это:все ответы неверны

5. Основные цели региональной политики – это:все ответы верны

1. Процесс совершенствования самого государственного управления заключается в придании ему как системному общественному явлению способности:Самопреобразования, саморазвития, самоулучшения

2. Процесс совершенствования государственного управления может быть организовантремя способами – собственными, привлеченными или объединенными силами3. Посредством критериев эффективности можно определять:уровень и качество управления4. К критериям конкретной социальной эффективности относят: все ответы неверны

5. Целевая ориентация совершенствования государственного управления, состоит в том, чтобы:все ответы верны1. Согласно данного принципа муниципального управления органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправлениясамостоятельность2. На чем базируется муниципальное управление?на муниципальной службе, на муниципальном праве, на муниципальной собственности3. Это орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий исполнительный4. Данный элемент муниципального образования является в сущности муниципальным жизнеобеспечивающая система5. Основное назначение, определяющее смысл существования муниципального образования – этомиссия1. В этой муниципальной системе район как территориального образования – это одновременно местное самоуправляющееся сообщество, союз составляющих его общин и совокупность территориальных служб земли:германской2. В этой муниципальной системе население избирает региональный совет сроком на 6 лет:континентальной3. В этой муниципальной системе система местного самоуправления отделена от системы государственной властианглосаксонской4. Система советов основана на:демократическом централизме5. Решения, принимаемые Советом подписывалисьпредседателем и секретарем исполкома1. Муниципальное управление относится к следующему виду управленческих технологий:уровню управления2. Способы и приемы управленческой деятельности – это:методы

3. Порядок осуществления механизма управления – это:процесс4. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами – этофункции5. Эти методы муниципального управления основаны на использовании определенных законов и интересовэкономические1. Добровольность заключения договоров и соглашений, во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти относится к:принципам2. Казна МО – это:местный бюджет и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями3. Эта функция в системе МУ служит повышению эффективности управления социальными процессами на местном уровне:планирование4. Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов не включает в себя вопросынауки5. Деятельность муниципального персонала направлена навсе ответы верны1. Эти управляемые объекты осуществляют физическое развитие человека: социальные2. Муниципальная политика в этой сфере направлена на использование местных ресурсов для развития МО:экономической3. В качестве таких управляемых объектов можно назвать организацию и функционирование форм, процедур и других механизмов демократии:политических

4. Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании:материального производствадуховного производствасоциальных условий жизниматериального производства, духовного производствавсе ответы верны

5. Муниципальная политика в этой сфере направлена на повышение уровня морали и нравственности как в среде муниципальных служащих, так и населениядуховной1. Все перечисленное является принципами муниципальной службывсе ответы неверны

2. Такая структура управления позволяет эффективней использовать потенциал территории, привлекая к управлению бизнес и общественность: программно-целевая3. Муниципальные предприятия и организации составляют следующее обеспечение финансово-экономическое4. Это первый многосторонний юридический акт, который определяет и защищает принципы местной автономииЕвропейская Хартия о МС5. Информация – это:совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и ее окружении1. Культурный уровень – это показателькачества жизни2. Общая социальная эффективность – это:уровень и качество жизни населения3. В этом методе повышения эффективности муниципального управления к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемыметод общественной дискуссии4. Результаты муниципального управления наглядно видны в:состоянии муниципального хозяйстваблагосостоянии населенияобщественной безопасностидругих сторонах жизни МОвсе ответы верны

5. Эффективность муниципального управления во многом зависит от:оптимальности принятого решения1. Целью муниципальной логистики является:рациональная организация в пространстве и во времени материального потока2. Цель планирования –сделать так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть набольшей эффективности3. Систематический процесс поиска и выявления лучших организаций с целью использования их передового опыта – это бенчмаркинг

4. Один из конечных продуктов стратегического управления, служащий для достижения целей организации в будущем – это потенциал5. В муниципальных маркетинговых программах деятельность ОМС по привлечению инвестиций относится к разделутерриторий

1.Кем впервые были сформулированы и обоснованы идеи организации общинного управленияфранцузским ученым Г. Турэ

2.В какой из перечисленных теорий находит отражение двойственный характер муниципальной деятельностив теории дуализма муниципального управления

3.На основе какого принципа формируется система муниципального управленияСамоуправление

4.Выбрать верное утверждениесистема государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и групповыми общественными интересами

5.Верно ли утверждение, что муниципальный менеджмент как вид управления тождественен местному самоуправлению как форме народовластияДа

6.Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных делобщественная

7.В каком документе принципы местного самоуправления получили правовое закрепление на международном уровнеЕвропейская Хартия о местном самоуправлении

8.Как называется принцип, согласно которому органы местного самоуправления, их должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы РФЗаконность

9.Неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может существовать, — это егоАтрибуты10.В какой из глав Конституции Российской Федерации определен статус местного самоуправленияглава 1. Основы конституционного строя

11.В какой из глав Конституции Российской Федерации определено установление принципов организации местного самоуправления+глава 3. Федеральное устройство12.В какой из глав Конституции Российской Федерации определена сфера деятельности местного самоуправления+глава 8. Местное самоуправление13. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 25 августа 1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

14. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций+Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

15.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются решения по важнейшим вопросам местного значения, затрагивающим интересы

+населением на референдумах и сходах

16.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования+представительным органом

17.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются постановления по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий+главой местной администрации

18.В каких муниципальных правовых актах устанавливается порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля над его исполнениемположение о порядке управления собственностью муниципального образования+устав муниципального образования

19.В каких муниципальных правовых актах устанавливаются виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления+устав муниципального образования

20.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли предварительное вынесение положений устава на местный референдум+да, но только в отдельных, наиболее важных случаях

21.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли вместо этого принятие устава населением непосредственно на сходе гражданда, но только если численность населения менее 500 человекда, но только если численность населения менее 200 человек+да, но только если численность населения менее 100 человек

22.Какое законодательство относится к источникам муниципального права+федеральное, региональное и местное законодательство

23.Каким органом принимается устав муниципального образования+его представительным органом

24.Наука муниципального управления — это+система знаний об управлении местными сообществами

25.Основная стратегическая цель муниципального управления — это+создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы

Понятие и признаки государства

Государство — это политико-правовая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и территориаль­ную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Понятие государства рас­крывается через характеристики, показывающие его социаль­ное предназначение, уникальность и отличия от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей.

Основные признаки государства являются:

1) Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права как основополагающий признак государства.

С момента возникновения государство и право объединяют такие факто­ры, как социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, одинаковое нравственно-духов­ное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на сущностном уровне, так и в системно-структурном и деятельностном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что они не могут существовать друг без друга. Государства вынуждены упорядочивать общественные отношения с помощью права, устанавливать определенный пра­вопорядок, использовать правовую форму для осуществления публичной власти.

Взаимодействие этих явлений проявляется в следующем. Государство активно участвует в правотворческой деятель­ности, отражает волеизъявления народа или его большин­ства в виде правовых актов, осуществляет правоприменитель­ную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реали­зацию права государственным принуждением. Право юридически оформляет государство, закрепляет сис­тему государственных органов, их компетенцию, устанавливает предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т. е. придает государству и его дея­тельности легитимный характер. С помощью права определя­ются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

2) Наличие у государства публичной (политической) власти.

Отличительные характеристики публичной (политической):

— она оторвана от общества, возвышается над ним и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени;

— реально воплощается в профессиональном слое управленцев, состоящих на государственной службе, работающих в государственных органах, которые в совокупности образуют государственный аппарат (механизм);

— осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономи­ческие, организационные и иные ресурсы;

— реализация обеспечивается её ав­торитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и государ­ственным принуждением.

3) Государственный суверенитет — это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти внутри страны обозна­чает:

— универсальность ее властной силы, которая распространяет­ся на все население, на все организации и учреждения, полити­ческие партии и общественные объединения;

— уникальность ее властных полномочий, в силу которых орга­ны государственной власти могут отменить, признать ничтож­ным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

— наличие у государственной власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть.

Независимость государственной власти проявляется в ее ис­ключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную дея­тельность как внутри государства, так и вне его.

4) Государство — это территориальная организация населения. В государственно-организованном обществе на смену кровно родственному принципу организаций населения пришел прин­цип его территориальной организации. Государство имеет стро­го локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, пре­вращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в кото­рых появляется новый правовой институт подданство или гражданство.

5) Система налогов, сборов, займов. Государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата, силовых структур, а также для выполнения ряда социальных функций (поддержка образования, здравоохранения, культуры) оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.

Основные подходы к пониманию сущности государства

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Социальное назначение государства вытекает из его сущности

Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.

Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде­ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выде­ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле­нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж­де всего привилегированных социальных групп, классов.

Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед­ливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест­венному улучшению социального управления, но и к возникнове­нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществля­емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак­тера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе­ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль­ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу­дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе­му классу — буржуазии. В восточных государствах власть нахо­дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ­нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти.

Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства.

Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го­сударства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую­щему классу.

Однако существующее мнение о полном бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении.

Действовали и иные методы воздей­ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо­владельческого государства.

Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

1. Понятия и признаки государства

Государство – это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории.

Система признаков государства в современном представлении объединяет:

— наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и неперсонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единственным представителем всего общества);

— территориальную организацию власти (т.е. государство имеет свою территорию, которая является пространственным пределом государственной власти);

— территориальную организацию населения (жители определённого государства в своём большинстве являются его гражданами);

— государственный суверенитет (свойство государственной власти осуществлять всю свою полноту с позиции верховенства внутри страны и независимости в международных отношениях);

— легитимность власти (опора власти на народ);

— налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;

— наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;

— организацию жизни на правовых началах;

— наличие государственной символики;

— государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно – политических структур.

2. Форма государства

Форма государства – это способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

С этих позиций различают монархию и республику, основное различие которых состоит в порядке и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, императора, шаха, эмира, султана и т.п.), который наследует её как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно выполняя функции не только главы государства, но и функции законодательной, исполнительной власти, контролируя правосудие. Монарх является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит, не может быть досрочно смещён.

Монархии бывают абсолютные (неограниченные), в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченные, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы ограничивающие власть главы государства.

Ограниченная монархия, может быть конституционной (например, Иордания, Кувейт, Марокко), парламентской (например, Австралия, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция) и дуалистической.

Конституционная монархия характеризуется наличием представительного органа, которым значительно ограничена власть монарха. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Парламентская монархия отличается рядом признаков, среди которых то, что правительство формируется из представителей определённых партий (или партии), получивших большинство на выборах в парламент; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, являясь символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно Конституции несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер, который проявляется в том, что юридически и фактически государственная власть разделена между правительством формируемым монархом, и парламентом.

Республиканская форма правления. Для неё характерно выборность власти, срочность, зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, в парламентских – парламент, в смешанных – президент и парламент.

В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государство и главой правительства. Пост премьер-министра здесь отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путём. Правительство не ответственно перед парламентом, и президент выбирается не зависимо от парламента. Характерная черта президентской республики – жёсткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В числе президентских республик, например, — Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Грузия, Египет, США.

В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции, хотя по конституции её полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. К парламентарным республикам относятся, в частности, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Чехия, Эстония.

В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республик. Это так называемые смешанные республики. При такой смешанной форме президент избирается непарламентским путём и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Различают президентско-парламентские республики, например, Кыргызстан, Литва, Россия, а также парламентско-президенсткие, например, Йемен, Польша, Португалия, Румыния, Украина.

Форма государственного устройства – это способ организации территории, разделение власти между государством и его составными частями.

Различают следующие формы государственного устройства:

1. Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. К признакам унитарного государства относятся единая конституция и единая правовая система; единая система высших органов государственной власти и управления; единое гражданство; единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.

2. Федеративное государство — это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной вере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательства субъектов федерации.

3. Конфедерация – это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

4. Союз (Европейский Союз) и содружества (СНГ).

Государственный (политический) режим представляет собой совокупность средств, методов, приёмов осуществления государственной власти. Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарный, авторитарный, тиранический, расистский, фашистский и т.п.).

Для демократического государственного (политического) режима характерно предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти;

— решения принимаются большинством с учётом интереса меньшинства;

— базируется на гражданском обществе;

— предполагает существование правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов власти;

— легитимность государственной власти;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

— во всех сферах жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

Для антидемократических режимов характерно ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур её свободному развитию; огосударствление всех общественных организаций; фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции; нарушение законности и ликвидации правовых начал в общественной жизни.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *