Государственный бюджетный фонд

Внебюджетные фонды Российской Федерации: понятие, виды

В современной России созданы все условия для создания цивилизованного государства. Важную роль сыграло в этом становлении появление и успешное функционирование социальных и экономических внебюджетных фондов.

В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой).

Фонды — экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Фонды являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, в лице федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организации и населения для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные фонды решают следующие задачи:

• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть в связи с расширением своей деятельности нуждалась в новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

В России государственное социальное обеспечение представлено:

• Пенсионным фондом РФ,

• Фондом обязательного социального страхования;

• Фондом обязательного медицинского страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода, обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств и др.

Внебюджетные фонды — это особая модель формирования и перераспределения финансовых средств для решения отдельных социально значимых или оперативных задач на основе выделения специальных источников, порядка использования средств и органов управления ими.

С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств целевого назначения для решения конкретной проблемы, обеспечения гарантированных прав граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти.

В то же время это обособление имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимуществами внебюджетных фондов является относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость от дефицита бюджета, возможность более оперативного использования.

Недостатки — несовершенство контроля за расходованием средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора и расходования, множественность проблем, требующих целевого финансирования, и многократное усложнение системы платежей.

Порядок образования и деятельности внебюджетных фондов определяется законодательными нормативно-правовыми актами.

Общие положения, регулирующие вопросы взаимоотношения органов власти с внебюджетными фондами, отражены в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе от 09.07.1999 г. 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Здесь определены общие нормативные положения по формированию и расходованию государственных внебюджетных РФ и целевых фондов, консолидированных в бюджеты.

Виды внебюджетных фондов можно классифицировать по признакам:

1) функционального назначения: предназначенные (статья 13 Бюджетного кодекса РФ) для реализации конституционных прав граждан на:

а) пенсионное обеспечение;

б) социальное страхование;

в) охрану здоровья и медицинскую помощь.

2) уровня подчиненности:

а) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности;

б) территориальные государственные внебюджетные фонды.

Конкретный перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только территориальные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

— обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

— добровольных взносов физических и юридических лиц;

— других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство финансов РФ.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас страховой взнос. Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке.

В составе внебюджетных фондов выделяют и экономические фонды, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технологий РФ и Министерство финансов РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Пенсионный фонд РФ — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда формируются согласно Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:

• страховых взносов работающих;

• страховых взносов работодателей;

• ассигнований из федерального бюджета России;

• добровольных взносов юридических лиц, кредитов в банках.

Важной статьей доходов Пенсионного фонда являются страховые

взносы населения.

Плательщиками страховых взносов являются:

• работающие граждане;

• российские и иностранные компании как работодатели;

• предприниматели без образования юридического лица;

• граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники);

• фермерские хозяйства;

• общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

• религиозные объединения.

Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т. е. выдачи обязательного индивидуального «Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования» налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица. Застрахованное лицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также в случае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.

Застрахованное лицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховое свидетельство при приеме на работу или при заключении договора гражданско-правового характера.

Как и индивидуальные плательщики, вновь созданные юридические лица также обязаны пройти процедуру регистрации в местном отделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения — даты, стоящей в учредительных документах. Только при предъявлении документов о том, что плательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде, банк открывает ему счет.

Налогооблагаемая база для расчета страховых взносов — это сумма начисленной заработанной платы данному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты труда законодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах (как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу), независимо от источника финансирования.

Существует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:

• страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования;

• доходы по ценным бумагам, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;

• материальная (финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба здоровью;

• компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

• стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников и др.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган — Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации.

На местах, т. е. в городах, районах, функционируют местные отделения фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения.

Бюджет Пенсионного фонда РФ представлен в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) за период 2008-2013 гг.

Страховые взносы являются преобладающими доходами фонда. Плательщиками их являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Пенсия (от лат. «pensio» — платеж) — регулярная (ежемесячная) денежная выплата, которую платят лицам:

— достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости),

— имеющим инвалидность,

— потерявшим кормильца (пенсии по случаю потери кормильца).

В связи с демографическими проблемами (старение общества) многие государства (Франция, Германия, США, Англия, Китай, Россия и др.) пересматривают свою пенсионную политику (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Показатели пенсионного обеспечения стран мира

В зависимости от организации, выплачивающей пенсию, разделяют государственное пенсионное обеспечение и частное.

Согласно российскому законодательству, трудовая пенсия — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица:

• перед установлением им трудовой пенсии в случае утраты трудоспособности застрахованных лиц;

• в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Государственная пенсия — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 г. в стране началась пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Федеральные законы РФ о пенсионном обеспечении представлены в виде:

1) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3) Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

4) Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

5) Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;

6) пенсионного права (законы, постановления, указы, приказы, определения судов и другие правовые акты).

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 г. Является автономным и строго целевым.

Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Из средств фонда осуществляется санаторно-курортное лечение.

Источники образования ФСС представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Источники средств фонда социального страхования

Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и другие цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.

Фонд социального страхования Российской Федерации — это организация, основными задачами которой являются:

• обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

• разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности;

• выплату пособий по беременности и родам, на ребенка до полутора лет;

• выплату пособий на погребение;

• санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей;

• частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

• частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей;

• оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно;

• проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.

Бюджет Фонда социального страхования представлен в табл. 6.2.

Для обеспечения деятельности фонда создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов Фонда социального страхования. При фонде образуется правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Таблица 6.2

Бюджет Фонда социального страхования (ФСС) за период 2008-2013 гг.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): образован в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91 г. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. Фонд обязательного медицинского страхования — внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.

В рамках действующего законодательства и, прежде всего, Закона РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. в России созданы Федеральный и Территориальный фонды медицинского страхования. Они действуют как самостоятельные и некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства Федерального и Территориального фондов медицинского страхования находятся, тем не менее, в собственности государства, в состав других фондов не входят и изъятию не подлежат.

Плательщиками обязательных страховых взносов в фонд выступают:

• любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;

• органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Все плательщики в этот фонд также подлежат обязательной регистрации в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания этого Территориального фонда. Объект выплат — оплата труда, начисленная по всем основаниям. Эти взносы включаются работодателем в себестоимость продукции.

Страховые взносы в фонд не начисляются по следующим основаниям:

• дивиденды и проценты, выплачиваемые по акциям;

• предоставление выходного пособия при увольнении;

• стоимость бесплатно предоставляемых услуг;

• компенсационные и другие выплаты.

При обслуживании гражданина Фондом обязательного медицинского страхования ему выдается (по месту работы либо жительства) страховой полис, по которому ему гарантировано предоставление необходимого минимума медицинских услуг в поликлинике и стационаре.

Обязательное медицинское страхование — это элемент социальной политики государства. По состоянию обязательного медицинского страхования, как и по деятельности и эффективности других социальных внебюджетных фондов, судят о развитии и жизнеспособности любого общества и положении личности в этом обществе. С этой целью создаются Федеральный и Территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансовокредитными учреждениями.

Федеральный фонд ОМС предназначен для:

• выравнивания условий деятельности Территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

• финансирование целевых программ в рамках ОМС;

• осуществление контроля за региональным использованием средств.

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС представлены на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Источники финансирования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов Федерации.

Фонд осуществляет:

• финансирование ОМС страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

• финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

• выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

• предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

• накопление финансовых резервов;

• контроль за рациональным использованием финансовых резервов. Бюджет фонда обязательного медицинского страхования показан

в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования

за период 2008-2013 гг.

Финансовые средства Территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Источники финансовых средств Территориальных фондов представлены на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Источники финансовых средств Территориальных фондов

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в государственные внебюджетные фонды применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке.

Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке

В 2012-2013 гг. страховые взносы во внебюджетные фонды для основной категории налогоплательщиков составят 30 % (в 2011 г. ставка страховых взносов была 34 %). Одновременно со снижением социального налога предусмотрена сумма заработка, начиная с которой отчисления берутся в размере 10 %: это 512 тыс. руб. в 2012 г. и 567 тыс. в 2013 г.

В 2011 г. предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат работнику составляет 463 тыс. руб., выше этой суммы отчисление на обязательное страхование не осуществляется.

Для льготников, которые в 2011 г. применяли тариф в 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций страховой взнос снизится до 20 %. С суммы заработка, превышающего указанные выше цифры, сборы будут составлять 7 %.

Таким образом, начиная с 2012 г., новые тарифы страховых взносов в целом снизятся, но для категории граждан с высокими зарплатами новая ставка может обернуться повышением сборов в страховые фонды.

Федеральный закон «О страховых взносах» № 212-ФЗ подвергся изменениям. Согласно изменениям, на 2012 г. установлены новые ставки страховых взносов, которые ниже, чем были запланированы до этого.

Организации и индивидуальные предприниматели делают отчисления на страхование в три внебюджетных фонда:

• Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ);

• Фонд обязательного социального страхования (ФСС);

• Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Предельная сумма обложения страховыми взносами — 512 тыс. руб.

Установлена предельная сумма зарплаты, при превышении которой

страховой взнос в 2012 г. на медицинское и социальное страхование не уплачивается предприятиями, применяющими основную (ОСНО), упрощенную систему налогообложения (УСН) или переведенными на единый налог, на вмененный доход (ЕНВД). При этом тариф страхового взноса в ПФР сокращается до 10 %. Эта сумма равна 512 тыс. руб.

Ставки страховых взносов на 2012 г.

1. Организации, работающие по ОСН, УСН и ЕНВД, платят в ПФР по следующей схеме:

— за лиц 1966 г. рождения и старше: 22 % на страховую часть пенсии;

— за лиц 1967 г. рождения и моложе: 6 % на накопительную часть и 16 % на страховую.

Пенсионный фонд — 22 %.

Медицинское страхование — 5,1 %.

Социальное страхование — 2,9 %.

Налоговая нагрузка — 30 %.

С 2012 г. не надо делать отчисления в Территориальный фонд ОМС. Вместо этого все средства перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), а именно — 5, %. Компании, оказывающие инжиниринговые услуги, платят страховые взносы точно в таком же размере, как и основная масса плательщиков.

2. Организации, осуществляющие свою деятельность в области СМИ, за исключением рекламных и эротических изданий, должны рассчитывать и уплачивать страховые сборы по следующим тарифам:

— взносы в ПФР — 20,8 %;

— сборы ФФОМС — 3,3 %;

— взносы в Фонд ФСС — 2,9 %.

Тариф, всего — 27,0 %.

3. Общественные организации инвалидов, сельскохозяйственные товаропроизводители и те, кто применяет ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), используют следующие ставки:

•- ставка для ПФР — 16 %;

•- тарифы для ОМС — 2,3 %;

•- платежи в ФСС — 1,9 %.

Сумма взносов — 20,2 %.

4. Плательщики, использующие УСН, аптеки и фармацевтические фирмы, переведенные на ЕНВД, некоммерческие организации, применяющие упрощенный режим налогообложения и ведущие деятельность в области социального обслуживания населения, научных разработок, здравоохранения, культуры и искусства, благотворительности, для расчета страховых взносов для пенсионного фонда России применяют ставку — 20 %.

5. Предприятия в особой экономической зоне (ТВД или туристическая деятельность), IT-компании и бюджетные научные общества, созданные после 13.08.2009, в 2012 г. уплачивают страховой взнос по следующей тарифной ставке:

— трудовые пенсии — 8 %;

— медицинские страховки — 4 %;

— социальное страхование (ФСС) — 2 %.

Страховой тариф — 14 %.

6. Предприятия, получившие статус участника проекта «Сколково», в 2012 г. взносы отчисляют по ставке — 14 %.

Сроки подачи отчетов о начисленных и уплаченных страховых взносах подаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Документацию форме РСВ-1 и сведения по персонифицированному учету — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Рассмотрев основные направления социальной политики РФ, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и положительных.

Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы.

Это не только предъявляет более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки.

Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Целевые бюджетные фонды

Поделись с друзьями

Целевые бюджетные фонды (ст.17. Бюджетного кодекса РФ) — это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов (расходы по отдельной смете).

Целевые бюджетные фонды могут иметь:

1) отраслевой характер;

К ним относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задачи либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов и т.д.)

2) общерегулирующий характер.

— резервные фонды бюджета,

— федеральный фонд финансовой поддержки регионов,

— фонды компенсаций,

— стабилизационный фонд.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Особенностью ЦБФ является то, что они, как и бюджет действуют в течение 1 года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. были включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ.

В федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 г.» учтены следующие фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии». Также были образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов (для предоставления дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ).

Но уже с 2001 г. в федеральном бюджете остался только один фонд — Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Упразднение части бюджетных фондов было осуществлено в связи с выполнением задач, для которых они создавались, но в основном упразднение было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

Фонд Министерства РФ по атомной энергии – это фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются расходы организациям, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)».

Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.

1) ЦБФ отраслевого характера:

Региональные целевые бюджетные фонды.

Несмотря на ликвидацию ЦБФ на федеральном уровне, они продолжают играть немаловажную роль на уровне регионов. При этом в развитии системы ЦБФ регионального уровня можно выделить следующие 3 этапа:

1. 1995 – 1997 гг. – зарождение ЦБФ. В это время происходит консолидация в бюджеты фондов, ранее функционировавших как внебюджетные.

2. 1998 – 2000 гг. – быстрый рост доли ЦБФ в бюджетах. На данном этапе ЦБФ становятся значимым элементом бюджетной системы многих регионов. Появляются новые виды ЦБФ, растут объемы уже созданных фондов. Развивается нормативно-правовая база, регламентирующая отношения, связанные с формированием и использованием ЦБФ.

3. 2001 гг.- по настоящее время — упорядочивание и совершенствование системы ЦБФ. Проводится анализ целесообразности существования отдельных видов фондов. Оценивается эффективность функционирования фондов, проводится оптимизация их объемов, структуры доходов и расходов.

В среднем доля расходов ЦБФ в бюджетах субъектов РФ на 2007 г. составила 7%.

Территориальные дорожные фонды остались самым распространенным видом ЦБФ в 2006 г. Из 28 субъектов, сохранивших ЦБФ, ТДФ существуют в 21 регионе, при этом в 11 из них он является единственным целевым бюджетным фондом.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ЦБФ как инструмент финансовой политики и в настоящий момент не теряют своей актуальности.

2) ЦБФ общерегулирующего характера:

Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму ЦБФ, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный характер.

Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Источники финансирования резервных фондов — бюджетные средства всех уровней бюджетной системы РФ

В России в состав резервных фондов входят:

1. Резервный фонд Президента РФ (для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов предусмотренных указами Президента);

2. Резервные фонды президентов республик в составе РБ;

3. Резервные фонды органов исполнительной власти (для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций).

Резервный фонд Правительства РФ (для государственной поддержки общественных организаций и объединений; издания сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведения встреч, симпозиумов на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; разовых премий и оказания материальной помощи гражданам за заслуги перед отечеством и др.).

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР)

Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами):

1. Отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФППР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки. Предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

Субвенции регионам из федерального бюджета

В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами.

В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.

3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Фонд субвенций создается для предоставления субвенций субъектам РФ из федерального бюджета. Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюджета. Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Контроль за использованием субвенций из федерального бюджета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ.

Органы представительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионов РФ, освоение новых территорий, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное финансирование, формируются за счет:

1) перечисления федеральных средств из внебюджетных источников;

2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

3) прочих поступлений.

Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.

Стабилизационный фонд РФ — это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, которая закреплена на определенном уровне за один баррель сырой нефти марки «Юранс», и подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Использовать средства данного фонда можно, если цена нефть установится ниже базовой. Также средства могут использоваться для ускоренного погашения внешнего долга.

Источники формирования стабилизационного фонда РФ:

1. дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2. доходы, полученные от размещения средств стабилизационного фонда.

Управление средствами фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, хотя отдельные полномочия осуществляется Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Операции со средствами стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального Казначейства РФ, открытых в Центральном банке РФ. Правительство направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств данного фонда в отчетном месяце.

Формула расчета стабилизационного фонда:

СФ=ПНх(СТПН-СТПНбаз)/СТПК (12.1)

где СФ- объем средств, подлежащих перечислению в стабилиз.фонд;

ПН – поступления в текущем месяце в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины за нефть;

СТПН и СТПНбаз –соответственно, действующая в текущем месяце и расчетная при базовом уровне цен ставка вывозной таможенной пошлины за нефть.

В 2008 году планируется средств стабилизационного фонда использовать по 2 направлениям:

1) на создание резервных фондов; 2) на создание фондов будущих поколений.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *